|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ |
ЭМОТИВНОСТЬ
а) В области эмоциональности обычно
различаем: чувства, аффекты, эмоции и настроения.
Чувство можно характеризовать как
своеобразное, субъективное отношение человека к действительности, которую он
принимает как ему подходящую, удобную (чувство удовольствия) или отрицает ее,
как неудобную, неподходящую (чувство неудовольствия). Субъективность является
основным признаком эмоциональной жизни. Чувство переживается непосредственно,
это субъективная реакция на реальность.
Физиологической основой
эмоциональной жизни является в первую очередь деятельность подкорковых отделов
мозга (у лишенного коры животного можно вызвать сильную «эмоциональную
реакцию» на слабые импульсы. Аналогичное явление наблюдается всегда там, где
интенсивность корковой деятельности ослаблена и где на первое место выходит
деятельность подкорковых центров: вспыльчивость, истерические проявления и т.
п.).
Но только этими причинами еще невозможно объяснить
богатое и сложное многообразие эмоциональной жизни
как в смысле интенсивности, так и в смысле дифференциации переживаний. Участие
коры головного мозга в сложных эмоциональных проявлениях является очевидным.
Вкусная еда и симфония Бетховена вызывают «удовольствие», но совершенно
различного характера. Различие заключается в том, насколько сложными
являются слои личности и какие именно слои личности одновременно «переживают».
Если один из зрителей пьесы о Яношике сочувствует
герою и одновременно расплачется над его героизмом из искреннего человеческого
участия, то это еще не проживание эстетическое, а просто переживание человеческого
компонента драмы. Но если кроме человеческого участия мы получаем
«удовольствие» от того, что форма (выражение) произведения является равноценной
содержанию и совпадает с нашим представлением о форме данного конкретного
произведения, то мы одновременно переживаем и эстетическое чувство. Однако и
динамические стереотипы имеют свое значение в отношении к подкорке.
Следовательно, содержательный компонент
эмоциональной реакции определяется с одной стороны индивидуальной
направленностью (селективно), и с другой стороны самой действительностью, как
она нам представляется.
Мы переживаем
удовольствие и неудовольствие и по отношению к физическим ощущениям: боль,
физическое наслаждение и т. п.; по отношению к самим себе и к потребностям
личности: страх, гнев, опасение, радость, восторг, надежда, разочарование и т.
п.; по отношению к социальной действительности (интерперсональным
отношениям): любовь, сочувствие, злорадство, пренебрежение, отвращение,
разочарование и т. п. Отношение содержания и формы: эстетические чувства; в отношении к нравственности: чувство
правоты, справедливости, чувство правды, свободы; в отношении к мышлению:
чувства логические, интеллектуальные и т. п.
Эмоции, обычно, отождествляют с термином
аффекты. Иногда эмоции рассматривают как движение мысли, аффекты – как особенно
бурные, взрывные движения мысли. При этом указывают, что аффект по продолжительности
короче, чем эмоция; по интенсивности эмоция более сильна, чем простое
«чувство», но все-таки слабее, чем аффект и продолжается более длительное
время, чем аффект.
Настроение – это затяжное, относительно длительное,
хроническое эмоциональное состояние. Мы говорим о ком-нибудь, что данное лицо
постоянно находится в плохом настроении, или о другом человеке, что «у него
хорошее настроение».
Страсти – это эмоциональные состояния
значительной глубины и интенсивности, связанные длительно с определенными
фактами, которые отчетливо стимулируют поступки и поведение человека. С
индивидуальной и общественной точки зрения они могут иметь положительное
значение (страсть к правде, страсть к научному познанию, к социальной справедливости
и т. п.) или отрицательное (морфинизм, алкоголизм, азартные игры, сексуальные
страсти и т. п.). Следовательно, речь идет о потребности с сильным
эмоциональным сопровождением, с индивидуальной предвзятостью.
Стенические и астенические чувства мы дифференцируем
в зависимости от того, возбуждают ли они или тормозят целую личность и в первую
очередь наши поступки.
Очевидно, что такому только лишь
эмпирическому разделению не хватает точности. В настоящее время довольно
широко используются как проекционные, так и физиологические методики проявления
эмоций, которые могут регистрироваться или на пленке, или с помощью
физиологических методов и аппаратуры (плетизмопневмосфигмограф,
психогальванический рефлекс параллельно с изображением мимики на пленке и т. п.
– см. ниже).
Особенно благодарна регистрация
физиологических проявлений: слабость или ригидность мускулатуры (органы
движения), тремор, ускорение или замедление дыхания (органы дыхания), ускорение
или замедление кровообращения, прилив крови или малокровие (циркуляторные реакции), поносы, запоры, рвота (внутренние
органы), потливость, слезы, сухость в горле (железы внутренней секреции) и т.
п.
Но с другой стороны
нельзя забывать о том, что эмоции и аффекты могут возникать и в результате
изменений химизма: при гипергликемии – нервозность, разлад, при интоксикации
некоторыми веществами – депрессия; именно таким образом некоторые
физиологические изменения, вызванные заболеванием органов, могут явиться причиной развития могучих
эмоциональных процессов (заболевания сердца вызывают состояние депрессии и т.
п.).
б) Теории эмоций вначале рассматривали
эмоции как сознательное состояние, которое вызывает физические изменения и, таким образом, создают
чувства (Вундт, Титченер).
Превратной становится теория Джеймса-Ланге. По этой теории, например, эмоции страха или
злости являются только первичной формой инстинктивного поведения и лишь
вторично они становятся суммарным переживанием, возникшим в результате
разнообразных соматических реакций: «Мы плачем не потому, что нам грустно, а
мы грустим оттого, что плачем!» Или: если мы, например, встретим хищное
животное, то восприятие его вызывает отвращение, ускорение дыхания,
сердцебиение и ощущения, вытекающие из этих физических изменений, соединяются
с восприятием предмета или ситуации, создавая эмоциональное переживание.
Интересной была теория Кэннона-Барда,
по которой сознательное переживание является скорее плодом импульса,
исходящего из гипоталамуса по направлению к стволу головного мозга, чем
результатом обратных импульсов, исходящих из мышц,
В 1951 году была создана активизационная теория эмоций (Линдслей),
исходящая из работ об электрической активности мозга. Она утверждает, что кору
головного мозга активирует разряд из гипоталамуса. Во сне кора спящего человека
приближается к нулевой степени активности. Мускулатура расслаблена и в
центральную нервную систему поступает лишь незначительное количество обратных
импульсов. Автономный отдел симпатикуса также
является неактивным в это время.
Представим себе следующую ситуацию:
прозвучит выстрел или подействует какой-нибудь иной сильный раздражитель; он
вызывает реакцию гладкой мускулатуры и способствует притоку импульсов обратной
связи в центральную нервную систему. Но происходит и реакция автономной системы
с секрецией адреналина. Изменения в гладкой мускулатуре проводят импульсы и
обратно, по всей вероятности, через ретикулярную формацию ствола головного
мозга. Конечной передаточной станцией является гипоталамус, который усиливает
обратные импульсы и активирует кору. Человек просыпается, становится активным,
восприимчивым, активизация растет, усиливается и кульминационным пунктом этого
процесса является организационный и дискриминационный процесс внимания.
Иногда активизация может стать настолько сильной, что поведение перестает
быть адекватным импульсам, становится слепым и некоординированным.
Обратная связь и химические изменения стимулировали гипоталамус настолько сильно, что мозговой контроль был исключен.
По этим новым теориям активизация
считается ядром влечений и эмоций. Так и Вебб в 1948
году формулировал мотивационнуго теорию эмоций.
Эмоции и мотивация и филологически имеют общий корень «мот» – двигаться.
Уровень, степень активации и проблемы
схематизации (схема эмоций) стали весьма существенными в современных теориях.
в) Схема эмоций базируется обычно на
выражении лица. Однако, психологи при этом не
ограничились лишь качественным анализом и описанием выражения. Они сделали
попытку количественного определения. Например, линейная шкала Вудвортса основана на анализе распределения характеристик
100 лиц в 86 позах. В качестве удовлетворительной зарекомендовала себя
следующая шкала:
I. |
Любовь, счастье, радость. |
II. |
Изумление. |
III. |
Страх, страдание. |
IV. |
Гнев, решительность. |
V. |
Отвращение. |
VI. |
Презрение. |
Удовлетворительность этой шкалы была
проверена и тем, что оказалось: там, где подопытное лицо отличалось от
большинства, оно все-таки выбирало близкую (соседнюю) степень, и никогда
степень отдаленную.
Весьма остроумную шкалу Вудвортса апробировал Шлосберг
(но он добавил сюда еще
одну категорию «различно», на случай включения в эту категорию неопределенной
реакции), а именно, использовав рисунки другого
исследователя (О. Фруа-Виттманна), который исследовал
взаимосвязи между различными выражениями лица. Затем он применил способ нанесения
на т. наз. циркулярные поверхности (на цветной круг) по двум осям:
а) приятное – неприятное
(I–IV степень) и б) расположение и нерасположение (глаза, ноздри, губы, открытые,
готовые принять стимуляцию, или закрытые, готовые отказаться от стимуляции). Средним состоянием является равнодушие
(безучастность).
Попытки создания схем эмоций показали один
важный результат: что в смысле выразительности общие эмоции являются менее
дифференцированными, чем это предполагали до сих пор.
г) Энергетика эмоциональных состояний
попыталась провести дифференциацию между различной интенсивностью
эмоциональных состояний – в общем, без успеха, поскольку физиологическое
течение эмоций примерно одинаковое, но зато с психологической стороны они
чрезвычайно разнятся по содержанию. Это также свидетельствует о признаваемом
всеми факте, что нельзя физиологический субстрат и физиологию заменять
психологическими проявлениями и психологией.
Интенсивные эмоциональные состояния
отличаются от слабых только высокой степенью активации
и реактивности. По под
степенью активации мы понимаем фактор, присущий многочисленным соматическим
изменениям, принимающий участие в эмоции. Наиболее часто применяемым показателем
степени активации (следовательно, не эмоции в смысле содержания) является
электрическая проводимость или ее реципрокная величина – сопротивление кожи. По
старой терминологии изменения проводимости называли психогальваническим
рефлексом (ПГР). В настоящее время гораздо чаще применяем название
кожно-гальваническая реакция (КГР). Большое внимание, уделяемое кгр, объясняется тем, что при ней
стимул регистрируется моментально и точно. Так, например, громкий звук вызывает
быстрое повышение проводимости кожи в течение нескольких секунд, и через
полминуты проводимость возвращается к исходному уровню.
(Мы не будем здесь
заниматься техникой и техническими данными т. наз. психогальванометра,
измеряющего сопротивление кожи. В основе их лежит влажный или сухой электрод
диаметром
Постановка вопроса о том, измеряет ли КГР
эмоции или не измеряет, является неправильной. Если под эмоциональным
состоянием мы подразумеваем высоко «энергетизированный»
индивид, степень его активации – то да. Но в связи с тем, что
кроме электрической проводимости (или сопротивления) кожи показателями силы
эмоционального состояния являются еще и многочисленные другие физиологические
изменения (как мы уже показали) в системе кровообращения, дыхания, в мышечном
напряжении, в теплоте кожи и губ, в реакции зрачков, секреции слюны,
пищеварительной активности, треморе, моргании, в химических изменениях в крови
и т. д., мы имеем возможность дополнить гальванометрические данные и
сравнить их с другими вышеназванными изменениями. Все большее значение
приобретают также электро-энцефалографические
изменения (по Вудвортсу).
Все эти эксперименты, касающиеся измерения
силы физиологических процессов эмоций, получили и практическое применение,
например, в судебной психологии, особенно в т. наз. известном детекторе лжи.
Здесь, например, КГР имела успех в 83 % случаев, особенно в соединении с
показателями дыхания, кровяного давления и с техникой Лурия,
касающейся непроизвольных движений пальцами. Но вопросы при этом должны задаваться
так, чтобы возрастала степень активации при ответе на существенные вопросы, а
не на контрольные вопросы. Одновременно используют также и ассоциативный
эксперимент (см. вышеприведенную главу).
КГР применяется также не только при
изучении эмоциональной области нормальных людей, но и при исследовании
неврозов и психозов, результатов психотерапии, изучении аффектогенных
и конфликтных реакций и т. п.
д) Зона между нормой и расстройствами
эмоциональной жизни. Если эмоции являются субъективной реакцией индивида на
действительность, непосредственным показателем того, как человек воспринимает
действительность, то отсюда вытекает не только важность эмоционального отношения
для самого индивида, но и важность отношения к эмоциональности других. Сходство
и несходство между людьми, норма или расстройство интерперсональных
отношений вытекают, прежде всего, из эмоциональных реакций. Например, мы сходимся
в логических рассуждениях, но, несмотря на это, можем
и не сойтись, поскольку действительность «каждый ощущает по-своему», наши точки
зрения разнятся. Если мы не можем свободно проявить свое
отношение, если мы должны тормозить проявление процессов раздражения, то
возникает состояние напряжения и особенно там, где имеется расхождение между
тем, в чем видит индивид удовлетворение своих потребностей, интересов и ценногтей и тем, в чем на данном этапе исторического
развития заключается состояние общественных потребностей и ценностей. В
узком смысле слова речь идет о конфликте с ближайшим окружением (работа, семья,
супружество и т. д.). Напряжение само по себе еще не является ни невротизацией,
ни неврозом, но оно ведет к депрессивным состояниям, к состоянию страха,
опасений (следовательно, к астеническим состояниям, тормозящим нормальную
жизнь).
Страх и тоска являются также наиболее
обычными эмоциональными реакциями как амбулаторных, так и госпитализированных
больных. Они не являются чем-то ненормальным, так же, как они не являются чем-то
ненормальным у детей. Страх необходимо понимать как реакцию на действительную
или предполагаемую (но переживаемую как действительную) опасность, по отношению
к которой мы чувствуем себя беспомощными, беззащитными. В противоположность
этому испуг – это кратковременный страх, реакция на неожиданную, внезапную
опасность – внезапно выскочит собака, вылетит внезапно автомобиль, упаду
неожиданно в темную яму и т. п.
От страха необходимо отличать состояние
беспокойства, как реакцию страха без определенного содержания. Мы боимся
чего-то, а беспокойство испытываем неизвестно отчего. Страх и беспокойство
сужают объем сознания и, особенно у детей, они быстро могут перерасти в
паническую реакцию отвращения или агрессии. (Мы наблюдали в детской поликлинике
ребенка, который увидев белый халат – после печального
опыта с врачами, которые травматизировали его
болезненными инъекциями – немедленно набрасывался с оскаленными зубами на
всех, кто носил белый халат).
Именно так, как мы предупреждаем состояние страха, беспокойства и боязни,
необходимо предупреждать и состояние депрессии у больных (развивающееся в
результате длительного пребывания в больнице, вследствие одиночества, тяжелого
диагноза и т. д., см. ниже), которые не являются ничем другим, как выражением
беспомощности и общего ослабления нормальной реактивности личности.
Не следует сразу считать, что состояние
страха, тревоги и депрессии (экзогенной) и т. д. представляет собой
патологическое явление.
Относительно часто мы встречаемся с
эмоциональной лабильностью (тимопатией), с
неустойчивостью, колебанием настроения (причиной является ослабление
внутреннего торможения, например, при постинфекционных или при
послеоперационных состояниях), или с аффективной несдержанностью, неспособностью
управлять эмоциональными реакциями на такие раздражители, которые обычно – по
крайней мере не такой силы – эмоций не вызывают
(например, больной услышит сказку передаваемую по радио, и расплачется,
поскольку вспомнил свое детство при этом). Эмоциональная
раздражительность не является патологическим состоянием, если она не
проявляется часто. Утомляемость, усталость также может вызывать эмоциональную
слабость, а иногда – паратимию (несоответствие: плач
от счастья).
Это все эмоциональные реакции, находящиеся
на границе нормы и патологии, несомненно, следует оценивать в зависимости от
состояния всей личности. Гиперсенситивная личность
еще не является личностью, выходящей из рамок нормы. Но если разовьются
многообразные фобии, навязчивые состояния, органные реакции, в общем –
функциональные расстройства нервной системы – то речь уже идет о патологии, в
данном случае о неврозе.
Конечный Р., Боухал
М.. Психология в медицине.
– Прага, 1974, С.
110-116)
Внимание!
Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская
психология» и введя интересующее Вас понятие – Вы сможете получить дополнительные
справки по теме, с использованием ВСЕХ
собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |