|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
III. МОТИВАЦИЯ И ВОЛЕВЫЕ
ПРОЦЕССЫ (ВОЛЯ)
Из новых учебников
психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава,
посвященная мотивации. Но, несмотря на это, мы полагаем, что было бы
неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое
действие» по существенным причинам. Мы не считаем, что их можно полностью
охватить и заменить словом «мотивация».
4. Волевой акт
Волевой акт
начинается с импульса и с предварительного представления о цели, с определения
цели, продолжается борьбой мотивов (желаний), решимостью и заканчивается
решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность в собственном
смысле слова, действие).
Следовательно,
вплоть до решения речь идет о подготовительном периоде, а во второй фазе – о
реализации, осуществлении решения путем действия, о преодолении препятствий с
целью реализации задуманной цели, представления о цели.
Желание, борьба
мотивов является «проникновением личности в ситуацию с несколькими возможными действиями», между которыми
выбирается решение. Решением достичь определенной конкретной цели заканчивается
этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если индивид не может
решиться, то не может и реализовать представление о цели, поскольку
избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную
басню о Буридановом осле, который так долго не решался сделать выбор между
двумя охапками сена, что сдох. –
«Обломов» Гончарова!
При выборе решения может произойти подавление сознательных тенденций инстинктами. Иначе это можно выразить так, что филогенетически более старые потребности начнут преобладать над филогенетически более молодыми потребностями (сексуальное влечение может, например, преобладать над культурными ценностями. Так же как это бывает при алкоголизме).
И наоборот, мы
видели на примере четырех советских солдат, затерянных в течение многих дней в
океане, вопреки всем историям о каннибализме всем делившихся друг с другом,
которым вообще не могла придти в голову мысль сохранить свою жизнь ценой жизни
другого – доказательство высокого духовного профиля, преобладающего над чисто
биологическими потребностями.
Все исторические жертвы отдельных лиц ради прогресса человечества относятся именно к этому типу.
Под спонтанным
решением мы понимаем сокращенный процесс волевого выбора. Так бывает в тех
случаях, когда тенденции уверенности в себе бывают ослабленными, или когда
противоположные тенденции бывают очень слабыми (Рорахер).
Поиск решения
требует определенных качеств личности, если он должен стать предпосылкой
качественного решения (мы говорим также об индивидуальных свойствах воли). Это, например, устойчивый профиль ценностей, ответственность,
самообладание, терпение, настойчивость, критичность, принципиальность и т. д.
Ясно, что воля и волевой акт теснейшим образом
связаны с характером личности. Что касается вопроса свободы
выбора решения (воли) и детерминизма, то можно сказать, что мы свободны в пределах своей несвободы в том смысле, что мы
детерминированы, с одной стороны, конечными пределами, границами своих
возможностей, наследственностью, конституцией, а с другой стороны, общественными
условиями, а также и тем, как и до какой степени познали те закономерности,
которым мы подлежим. Так же, как нам
известно, что камень
всегда падает на землю, поскольку на него действует гравитация, так же мы знаем
и то, что для преодоления гравитации и выхода на орбиту вокруг земли
космонавтам необходимо приобрести космическую скорость. Хотя мы знаем пределы
своих возможностей, но известно, что актуальное состояние далеко им не
соответствует. Но было бы бессмысленным идти против закономерностей – в
таком случае речь будет идти о бессмысленном оригинальничании, которое
справедливо высмеял Гавличек. Если известно, что
существуют закономерности памяти, было бы бессмысленным не использовать их.
Свобода заключается именно в «послушности» закономерностей, но она,
естественно, предполагает познание закономерностей. Из того, что человек
хочет, осуществить можно лишь то, что человек может осуществить на основе того,
чем он является.
Детерминистическое
понимание психики и воли диалектически связано с принципом ответственности
здорового человека за свои поступки. Общественное познание вредности
определенного действия (угроза жизни, здоровью и имуществу индивида и богатство и безопасность
общества) привели к решению, что такое действие является наказуемым. Влияние
этих постановлений было, разумеется, различным в
зависимости от общественных формаций. Но общим у них было то, что они
вкладывали и вкладывают в человеческую психику новое условие для ее активности,
одного из наиболее существенных детерминирующих факторов. Моральная
ответственность и законная наказуемость таким образом
становятся как стимуляторами общественно положительных действий, так и тормозом
отрицательных действий. Там, где такая детерминация не имеет воспитательного
эффекта и не может удержать некоторых людей от осуществления общественно –
опасной деятельности, наказание является только лишь предохранительной мерой,
защищающей общество от повторных угроз.
5. Волевой поступок (волевая деятельность)
Следствием волевого решения является волевое действие (поступок), (хотя оно и не всегда может наследовать после принятия решения. Алкоголик или курильщик могут принять решение перестать пить или курить, но, несмотря на такое, возможно и искреннее решение, не всегда за таким решением следует действие.
В этом периоде
преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к постановленной цели
является периодом, аналогичным борьбе мотивов, которое вело к принятию решения.
Например, внешними
препятствиями для решения изучать медицину и стать врачом могло быть
непонимание людей, которые молодого человека отговаривали от этого, а
внутренним препятствием может быть недооценка своих сил, опасение, что не
справимся со сложной и длительной учебой и т. п.
Наиболее простым
примером волевого поступка является психомоторная реакция на импульс,
измеряемая временем реакции. Подопытное лицо должно нажать или пустить кнопку
или ключ на данный импульс как можно быстрее. Следовательно, решение было
принято, но для более целесообразного и быстрого действия необходимо иметь ряд
сведений, динамических стереотипов. Для экономичности волевых актов важны и
навыки, которые хотя и являются стереотипами, но возникли они в качестве
целенаправленных действий (выключаем газ, чтобы не отравиться, запираем двери,
чтобы никто не вошел в квартиру, умываемся, чтобы быть чистыми и т. п.).
6. Кривая работы
Речь идет о трудовом
процессе в его конкретном течении, изображенном на графике. В настоящее время
существуют сложные электронные машины в психологических лабораториях, которые
не только регистрируют кривую работы, но и немедленно изображают ее графически
и оценивают.
Наглядно эргограмму (кривую работы) можно иллюстрировать на эргографе.
Вся рука – кроме среднего пальца – фиксируется и неподвижно укрепляется на
подставке. Средний палец, сгибаясь, поднимает и опускает груз; это движение
записывается на кимографе (вращающемся барабане). Чем больше устает палец, тем
больше снижается амплитуда кривых, волевое усилие повышает амплитуду кривой,
но утомление ее затем снижает и т. п.
Для
амбулаторных условий достаточным является ряд простых тестов (например,
известный тест внимания Бурдона), из которых широко используется тест Ремплайна в модификации счетного типа Крепелина:
подопытное лицо получает инструкцию, чтобы после приказания «Сделайте отметку!»
оно сделало вертикальную черту под результатом, у которого в данный момент
находится: задача заключается в подсчете однозначных чисел в вертикальных
рядах, которых на таблице столько, что хватит на час подсчета, причем результаты регистрируют каждые три
минуты. Регистрируют общий результат, результаты за отдельные рабочие
интервалы (по 3 минуты) и среднее отклонение в отдельных интервалах. Затем
результаты изображают графически. Отчетливо проявляются различные «рабочие»
типы. У одних лиц кривая работы достигает вершины сразу же в первые минуты, у
других – после определенной тренировки, а у третьих – даже в конце всего
рабочего времени. В иных графиках бывает заметно постоянное
колебание производительности труда и т. п.
Рис. 28 Динамометрические кривые работы трех лиц.
7. Деятельность и движения
Движения являются собственной формой действия и поэтому движение также
определяется и характером или содержанием задачи, которая должна быть
решена в результате этого действия. Это имеет большое практическое значение и
при контакте человека с человеком. По характеру движения мы может судить о
характере поступка и о его смысле.
Основными формами
движения, по С.Л. Рубинштейну, являются следующие:
1. Осанка (движение
мышечной аппаратуры).
2. Локомоция,
особенно походка и осанка при ходьбе (и настоящее время осанке посвящен целый
обширный раздел психологии).
3. Выразительные
движения лица и всего тела
(мимика и пантомимика), отражающие более грубые и более тонкие эмоциональные
переживания.
4. Семантические
движения как носители значения, смысла: снятие шляпы с головы, поклон,
отрицательное или положительное движение головой, рукопожатие, аплодисменты. В
жестах отражается история (например, мы изучаем формы приветствия у разных
народов, у разных общественных формаций или актуальное состояние одной и той
же общественной формации: приветствие хулигана – приветствие утонченного
культурного человека).
5. Речь также
является двигательной функцией: интонация, акцент, сила голоса, темп отражают
эмоциональную сторону и проецируют личность.
6. Рабочие движения,
различаемые по виду профессий и по отдельным трудовым операциям.
Психология движений
еще не разработана в достаточной степени, хотя по отдельным областям ее были
произведены солидные исследования.
Следовательно,
волевое действие является «целенаправленным действием, благодаря которому
человек планомерно осуществляет цель, подчиняет импульсы сознательному
контролю и изменяет в зависимости от своих планов действительность» (С.Л. Рубинштейн).
Между познанием (оценкой) и волей имеется такая же связь, как между теорией и практикой.
8. Интенсивность волевого усилия
Интенсивность волевого усилия может приобрести
даже патологические формы в смысле ослабления или
усиления процессов возбуждения или торможения в стадии борьбы мотивов,
рассуждений и желании, предшествующих собственному действию.
У людей в состоянии
истощения наблюдаем снижение волевой активности (гипобулию), у людей, совершенно истощенных, или у людей в
состоянии депрессии наблюдаем отсутствие волевого усилия (абулию), в то время
как у людей с т. наз. «сильной волей» наблюдаем гипертрофию волевых проявлений
– гипербулию, которая часто находится в диспропорции
между импульсом и величиной усилия, затраченного на реализацию цели.
Могут наблюдаться
также и навязчивые действия,
частично относящиеся уже к
психопатологии. Однако, нам известны и навязчивые поступки, совершенно
нормальные, в смысле навязчивых импульсов, принуждающих к определенному типу
действия: так например, мы испытываем навязчивое желание переступить через
связующие линии торцов на тротуаре; идем убедиться в том, выключили ли мы газ,
закрыли ли мы входную дверь и т. п. Если мы не можем преодолеть эти навязчивые
действия с помощью разума и своего решения, то такие явления становятся
патологическими и относятся к области психиатрии.
Именно таким образом
негативистические действия и проявления могут быть
действиями, необходимыми при развитии (например, у детей в период т. наз.
первого упрямства), независимо от того, идет ли речь об активном негативизме
(ребенок действует совершенно противоположно приказанию), или о пассивном
негативизме (упрямится, не слушается).
С точки зрения воли
– это явление, связанное с развитием личности, которая хочет проявить себя –
интенсивность воли здесь чрезмерна. Следовательно, здесь имеет место
актуальная гипербулия как негативистическое
проявление социальной реакции.
9. Панические действия (реакции)
На этих действиях
очень хорошо можно изучать индивидуальные волевые реакции в области
общественных взаимоотношений.
В общем можно различать три типа реакций на сигнал «опасность»:
1. Безусловные
а) реакция угнетения, пассивная, уклонения, защиты;
б) реакция агрессивная.
Первая форма
является формой т. наз. тотштеллрефлекса – становление
как будто мертвым; вторая форма является формой панической, хаотической
агрессии (хомяки!)
2. Условные,
рефлекторные, первосигнальные реакции. Аффективный
взрыв уже подчинен (дрессировка), хотя аффект страха
еще присутствует.
3. Второсигнальные реакции – направление действия уже не определяется
только страхом, а управляется рационально.
Панические реакции,
с которыми «воля не может справиться», являются доказательством субкортикальных
реакций (типа истероидных) с большой интенсификацией
страха в связи с тем, что именно вследствие выключения коры или вследствие ее
незначительного влияния подкорковые реакции становятся паническими,
хаотическими.
Отрицательная
индукция большей части полушарий объясняет слепоту, неприспособленность
действия человека, охваченного паникой. Понижен (так же как и при гипнозе –
отсюда и внушаемость людей в паническом состоянии) положительный тонус коры
вследствие иррадиировавшего торможения. Импульсом в
массе бывает не только импульс опасности, но и мимика, и пантомимика толпы.
Однако, и один человек, изолированный от окружающих, может поддаться панике.
Имеется
ряд возможностей предупредить панику или ликвидировать ее в случае возникновения: заботиться о решительной борьбе с
«пропагандой шепотом», подготовка и твердая организация необходимых и
спасательных мероприятий в зависимости от формы угрожающей опасности, угрозы;
точная информация о возможных формах страха и опасности; ясность, отчетливость
и относительная простота приказаний в случае опасности: элиминация вредных
влияний, действующих на нервную систему;
хорошо проводимая культурно-политическая и санитарно-просветительная деятельность;
воспитание дисциплины; выбор лиц для выполнения ответственных функций и т. п.
В панических
реакциях и вообще в реакциях на опасность – особенно непанических,
отчетливо проявляется тесная взаимосвязь между познанием, аффективностью
и волевым усилием. Мы стараемся и панические импульсы перевести во вторую
сигнальную систему, кортиколизовать их, победить их
разумом и волей.
Именно так мы
стараемся ослабить аффективные реакции в обычной жизни. Как только мы
сосредоточим внимание на аффекте, он слабеет. А затем волевым усилием вместе с
разумным решением можем полностью подавить его. Но если бы систематически
подавляли одно и тоже аффективное состояние напряжения, обусловленное
постоянно повторяющимся импульсом (например, несчастный брак) – наступит
перегрузка процессов возбуждения и невротизация, если нет уравновешивающих
возможностей или в самой личности, или в помощи окружающей общественной среды.
Волевое усилие
проявляется не только направленностью деятельности к определенной цели, но
также и подавлением мешающих и нежелательных тенденций лица, проявляющего
волевое усилие. Особенно в сложных жизненных условиях нашего времени, которое
предоставляет человеку много импульсов и возможностей, часто бывает необходимо
подавлять моментальные тенденции и интересы в пользу более отдаленных и более
важных целей с точки зрения индивида и общества. Примером
такого интенсивного волевого подавления голода и жажды, параллельного с
продвижением к отдаленной цели, был успешный эксперимент доктора А. Бомбара, который переплыл на лодке, уносимой течением и
ветром, Атлантический океан, питался только пойманными рыбами и пил морскую и
дождевую воду для того, чтобы доказать, что потерпевшие кораблекрушение при
экономном способе жизни могли бы оставаться в живых гораздо дольше, чем это
полагали до сих пор. Иногда волевое подавление бывает изолированным и
направленным на решение скорее лишь актуальной ситуации: подавление проявленной
боли при врачебной манипуляции, подавление позывов ко
рвоте при кинетозе.
(Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине
– Прага, 1974, С.103-109)
Внимание!
Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|