РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Эмоции

III. МОТИВАЦИЯ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ (ВОЛЯ)

Из новых учебников психологии почти исчезла глава, посвященная воле, и вместо нее появилась глава, посвященная мотивации. Но, несмотря на это, мы полагаем, что было бы неправильным отказаться от терминов «воля», «волевые процессы», «волевое действие» по существенным причинам. Мы не считаем, что их можно полностью охватить и заменить словом «моти­вация».

 

4. Волевой акт

Волевой акт начинается с импульса и с предварительного представле­ния о цели, с определения цели, продолжается борьбой мотивов (желаний), решимостью и заканчивается решением. Заключительным актом является исполнение (деятельность в собственном смысле слова, действие).

Следовательно, вплоть до решения речь идет о подготовительном пе­риоде, а во второй фазе    о реализации, осуществлении решения путем действия, о преодолении препятствий с целью реализации задуманной цели, представления о цели.

Желание, борьба мотивов является «проникновением личности в ситуа­цию с несколькими  возможными действиями», между которыми выбирается решение. Решением достичь определенной конкретной цели заканчивается этот динамически избирательный процесс принятия решения. Если инди­вид не может решиться, то не может и реализовать представление о цели, поскольку избирательный процесс не заканчивается: в качестве примера приведем известную басню о Буридановом осле, который так долго не ре­шался сделать выбор между двумя охапками сена, что сдох.    «Обломов» Гончарова!

При выборе решения может произойти подавление сознательных тен­денций инстинктами. Иначе это можно выразить так, что филогенетически более старые потребности начнут преобладать над филогенетически более молодыми потребностями (сексуальное влечение может, например, преобла­дать над культурными ценностями. Так же как это бывает при алкоголиз­ме).

И наоборот, мы видели на примере четырех советских солдат, затерян­ных в течение многих дней в океане, вопреки всем историям о каннибализме всем делившихся друг с другом, которым вообще не могла придти в голову мысль сохранить свою жизнь ценой жизни другого – доказательство высо­кого духовного профиля, преобладающего над чисто биологическими потребностями.

Все исторические жертвы отдельных лиц ради прогресса человечества относятся именно к этому типу.

Под спонтанным решением мы понимаем сокращенный процесс волевого выбора. Так бывает в тех случаях, когда тенденции уверенности в себе бывают ослабленными, или когда противоположные тенденции бывают очень слабыми (Рорахер).

Поиск решения требует определенных качеств личности, если он дол­жен стать предпосылкой качественного решения (мы говорим также об ин­дивидуальных свойствах воли). Это, например, устойчивый профиль ценнос­тей, ответственность, самообладание, терпение, настойчивость, критичность, принципиальность и т. д.

Ясно, что воля и волевой акт теснейшим образом связаны с характером личности. Что касается вопроса свободы выбора решения (воли) и детерми­низма, то можно сказать, что мы свободны в пределах своей несвободы в том смысле, что мы детерминированы, с одной стороны, конечными предела­ми, границами своих возможностей, наследственностью, конституцией, а с другой стороны, общественными условиями, а также и тем, как и до какой степени познали те закономерности, которым мы подлежим. Так же, как нам известно, что камень всегда падает на землю, поскольку на него действует гравитация, так же мы знаем и то, что для преодоления гравитации и выхо­да на орбиту вокруг земли космонавтам необходимо приобрести космиче­скую скорость. Хотя мы знаем пределы своих возможностей, но известно, что актуальное состояние далеко им не соответствует. Но было бы бессмы­сленным идти против закономерностей   в таком случае речь будет идти о бессмысленном оригинальничании, которое справедливо высмеял Гавличек. Если известно, что существуют закономерности памяти, было бы бес­смысленным не использовать их. Свобода заключается именно в «послушно­сти» закономерностей, но она, естественно, предполагает познание законо­мерностей. Из того, что человек хочет, осуществить можно лишь то, что человек может осуществить на основе того, чем он является.

Детерминистическое понимание психики и воли диалектически связано с принципом ответственности здорового человека за свои поступки. Общественное познание вредности определенного действия (угроза жизни, здоровью и имуществу индивида и богатство и безопасность общества) привели к реше­нию, что такое действие является наказуемым. Влияние этих постановле­ний было, разумеется, различным в зависимости от общественных формаций. Но общим у них было то, что они вкладывали и вкладывают в человеческую психику новое условие для ее активности, одного из наиболее существенных детерминирующих факторов. Моральная ответственность и законная наказуемость таким образом становятся как стимуляторами общественно положительных действий, так и тормозом отрицательных действий. Там, где такая детерминация не имеет воспитательного эффекта и не может удержать некоторых людей от осуществления общественно – опасной деятельнос­ти, наказание является только лишь предохранительной мерой, защищаю­щей общество от повторных угроз.

 

5. Волевой поступок (волевая деятельность)

Следствием волевого решения является волевое действие (поступок), (хотя оно и не всегда может наследовать после принятия решения. Алкого­лик или курильщик могут принять решение перестать пить или курить, но, несмотря на такое, возможно и искреннее решение, не всегда за таким реше­нием следует действие.

В этом периоде преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к постановленной цели является периодом, аналогичным борьбе мотивов, которое вело к принятию решения.

Например, внешними препятствиями для решения изучать медицину и стать врачом могло быть непонимание людей, которые молодого человека отговаривали от этого, а внутренним препятствием может быть недооценка своих сил, опасение, что не справимся со сложной и длительной учебой и т. п.

Наиболее простым примером волевого поступка является психомотор­ная реакция на импульс, измеряемая временем реакции. Подопытное лицо должно нажать или пустить кнопку или ключ на данный импульс как мож­но быстрее. Следовательно, решение было принято, но для более целесооб­разного и быстрого действия необходимо иметь ряд сведений, динамических стереотипов. Для экономичности волевых актов важны и навыки, которые хотя и являются стереотипами, но возникли они в качестве целенаправлен­ных действий (выключаем газ, чтобы не отравиться, запираем двери, чтобы никто не вошел в квартиру, умываемся, чтобы быть чистыми и т. п.).

 

6. Кривая работы

Речь идет о трудовом процессе в его конкретном течении, изображен­ном на графике. В настоящее время существуют сложные электронные ма­шины в психологических лабораториях, которые не только регистрируют кривую работы, но и немедленно изображают ее графически и оценивают.

Наглядно эргограмму (кривую работы) можно иллюстрировать на эр­гографе. Вся рука – кроме среднего пальца – фиксируется и неподвижно укрепляется на подставке. Средний палец, сгибаясь, поднимает и опускает груз; это движение записывается на кимографе (вращающемся барабане). Чем больше устает палец, тем больше снижается амплитуда кривых, воле­вое усилие повышает амплитуду кривой, но утомление ее затем снижает и т. п.

Для амбулаторных условий достаточным является ряд простых тестов (например, известный тест внимания Бурдона), из которых широко ис­пользуется тест Ремплайна в модификации счетного типа Крепелина: подопытное лицо получает инструкцию, чтобы после приказания «Сделайте отметку!» оно сделало вертикальную черту под результатом, у которого в данный момент находится: задача заключается в подсчете однозначных чисел в вертикальных рядах, которых на таблице столько, что хватит на час подсчета, причем результаты регистрируют каждые три минуты. Реги­стрируют общий результат, результаты за отдельные рабочие интервалы (по 3 минуты) и среднее отклонение в отдельных интервалах. Затем резуль­таты изображают графически. Отчетливо проявляются различные «рабочие» типы. У одних лиц кривая работы достигает вершины сразу же в первые минуты, у других – после определенной тренировки, а у третьих – даже в конце всего рабочего времени. В иных графиках бывает заметно постоян­ное колебание производительности труда и т. п.


 

Рис. 28 Динамометрические кривые работы трех лиц.

 

7. Деятельность и движения

Движения являются собственной формой действия и поэтому движение также определяется и характером или содержанием задачи, которая долж­на быть решена в результате этого действия. Это имеет большое практическое значение и при контакте человека с человеком. По характеру движения мы может судить о характере поступка и о его смысле.

Основными формами движения, по С.Л. Рубинштейну, являются следую­щие:

1. Осанка (движение мышечной аппаратуры).

2. Локомоция, особенно походка и осанка при ходьбе (и настоящее время осанке посвящен целый обширный раздел психологии).

3. Выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), отражающие более грубые и более тонкие эмоциональные переживания.

4. Семантические движения как носители значения, смысла: снятие шляпы с головы, поклон, отрицательное или положительное движение головой, рукопожатие, аплодисменты. В жестах отражается история (например, мы изучаем формы приветствия у разных народов, у разных обществен­ных формаций или актуальное состояние одной и той же общественной формации: приветствие хулигана – приветствие утонченного культур­ного человека).

5. Речь также является двигательной функцией: интонация, акцент, сила голоса, темп отражают эмоциональную сторону и проецируют личность.

6. Рабочие движения, различаемые по виду профессий и по отдельным трудовым операциям.

Психология движений еще не разработана в достаточной степени, хотя по отдельным областям ее были произведены солидные исследования.

Следовательно, волевое действие является «целенаправленным дей­ствием, благодаря которому человек планомерно осуществляет цель, под­чиняет импульсы сознательному контролю и изменяет в зависимости от своих планов действительность» (С.Л. Рубинштейн).

Между познанием (оценкой) и волей имеется такая же связь, как меж­ду теорией и практикой.

 

8. Интенсивность волевого усилия

Интенсивность волевого усилия может приобрести даже патологиче­ские формы в смысле ослабления или усиления процессов возбуждения или торможения в стадии борьбы мотивов, рассуждений и желании, предшеству­ющих собственному действию.

У людей в состоянии истощения наблюдаем снижение волевой актив­ности (гипобулию), у людей, совершенно истощенных, или у людей в со­стоянии депрессии наблюдаем отсутствие волевого усилия (абулию), в то время как у людей с т. наз. «сильной волей» наблюдаем гипертрофию волевых проявлений – гипербулию, которая часто находится в диспропорции между импульсом и величиной усилия, затраченного на реализацию цели.

Могут наблюдаться также и навязчивые действия, частично относящиеся уже к психопатологии. Однако, нам известны и навязчивые поступки, совершенно нормальные, в смысле навязчивых импульсов, принуждающих к определенному типу действия: так например, мы испытываем навязчивое желание переступить через связующие линии торцов на тротуаре; идем убедиться в том, выключили ли мы газ, закрыли ли мы входную дверь и т. п. Если мы не можем преодолеть эти навязчивые действия с помощью ра­зума и своего решения, то такие явления становятся патологическими и от­носятся к области психиатрии.

Именно таким образом негативистические действия и проявления мо­гут быть действиями, необходимыми при развитии (например, у детей в пе­риод т. наз. первого упрямства), независимо от того, идет ли речь об актив­ном негативизме (ребенок действует совершенно противоположно приказа­нию), или о пассивном негативизме (упрямится, не слушается).

С точки зрения воли – это явление, связанное с развитием личности, которая хочет проявить себя – интенсивность воли здесь чрезмерна. Сле­довательно, здесь имеет место актуальная гипербулия как негативистическое проявление социальной реакции.

 

9. Панические действия (реакции)

На этих действиях очень хорошо можно изучать индивидуальные воле­вые реакции в области общественных взаимоотношений.

В общем можно различать три типа реакций на сигнал «опасность»:

1.     Безусловные

а) реакция угнетения, пассивная, уклонения, защиты;

б) реакция агрессивная.

Первая форма является формой т. наз. тотштеллрефлекса – стано­вление как будто мертвым; вторая форма является формой паничес­кой, хаотической агрессии (хомяки!)

2. Условные, рефлекторные, первосигнальные реакции. Аффективный взрыв уже подчинен (дрессировка), хотя аффект страха еще присутствует.

3. Второсигнальные реакции – направление действия уже не опре­деляется только страхом, а управляется рационально.

Панические реакции, с которыми «воля не может справиться», являются доказательством субкортикальных реакций (типа истероидных) с боль­шой интенсификацией страха в связи с тем, что именно вследствие выклю­чения коры или вследствие ее незначительного влияния подкорковые реак­ции становятся паническими, хаотическими.

Отрицательная индукция большей части полушарий объясняет слепо­ту, неприспособленность действия человека, охваченного паникой. Пони­жен (так же как и при гипнозе – отсюда и внушаемость людей в паническом состоянии) положительный тонус коры вследствие иррадиировавшего торможения. Импульсом в массе бывает не только импульс опасности, но и мимика, и пантомимика толпы. Однако, и один человек, изолированный от окружающих, может поддаться панике.

Имеется ряд возможностей предупредить панику или ликвидировать ее в случае возникновения: заботиться о решительной борьбе с «пропаган­дой шепотом», подготовка и твердая организация необходимых и спасатель­ных мероприятий в зависимости от формы угрожающей опасности, угрозы; точная информация о возможных формах страха и опасности; ясность, от­четливость и относительная простота приказаний в случае опасности: эли­минация вредных влияний, действующих на нервную систему; хорошо про­водимая культурно-политическая и санитарно-просветительная деятель­ность; воспитание дисциплины; выбор лиц для выполнения ответственных функций и т. п.

В панических реакциях и вообще в реакциях на опасность – особенно непанических, отчетливо проявляется тесная взаимосвязь между познанием, аффективностью и волевым усилием. Мы стараемся и панические импульсы перевести во вторую сигнальную систему, кортиколизовать их, победить их разумом и волей.

Именно так мы стараемся ослабить аффективные реакции в обычной жизни. Как только мы сосредоточим внимание на аффекте, он слабеет. А затем волевым усилием вместе с разумным решением можем полностью подавить его. Но если бы систематически подавляли одно и тоже аффектив­ное состояние напряжения, обусловленное постоянно повторяющимся им­пульсом (например, несчастный брак) – наступит перегрузка процессов возбуждения и невротизация, если нет уравновешивающих возможностей или в самой личности, или в помощи окружающей общественной среды.

Волевое усилие проявляется не только направленностью деятельности к определенной цели, но также и подавлением мешающих и нежелательных тенденций лица, проявляющего волевое усилие. Особенно в сложных жиз­ненных условиях нашего времени, которое предоставляет человеку много импульсов и возможностей, часто бывает необходимо подавлять моменталь­ные тенденции и интересы в пользу более отдаленных и более важных целей с точки зрения индивида и общества. Примером такого интенсивного волевого подавления голода и жажды, параллельного с продвижением к отдален­ной цели, был успешный эксперимент доктора А. Бомбара, который пере­плыл на лодке, уносимой течением и ветром, Атлантический океан, питался только пойманными рыбами и пил морскую и дождевую воду для того, чтобы доказать, что потерпевшие кораблекрушение при экономном способе жизни могли бы оставаться в живых гораздо дольше, чем это полагали до сих пор. Иногда волевое подавление бывает изолированным и направленным на решение скорее лишь актуальной ситуации: подавление проявленной боли при врачебной манипуляции, подавление позывов ко рвоте при кинетозе.

 

 (Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине

– Прага, 1974, С.103-109)

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player