РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Эмоции

II. ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

……………………………………………………

 

2. Воображение

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

Физиологической предпосылкой воображения и памяти являются отпечатки (энграммы) впечатлений в коре головного мозга.

Психологически представлениями называем образы предметов или событий, которых в данный момент мы не воспринимаем (с помощью орга­нов чувств). Мы говорим об «образах» предметов или явлений, событий по­тому, чтобы могли их отличить от мышления о предметах или о явлениях. Представление приближается к восприятию (именно потому, что физиологической предпосылкой являются энграммы). Поэтому иногда представле­ния определяют как «восприятия без внешнего раздражителя».

В связи с тем, что они не являются прямым отражением, в смысле ин­тенсивности они будут менее сильными, менее ясными, чем восприятия, будут отрывочными, непостоянными, изменчивыми. Они не являются лишь только репродукцией восприятий, поскольку их одновременно невозмож­но отторгнуть от всего нашего опыта. До определенной степени они даже могут быть и обобщением, сделанным на основе абстракции имеющегося опыта (я могу представить себе не только совершенно определенного коня, которого, например, видел в детстве, но и коня, являющегося воображением, но одновременно и итогом опыта, генерализацией, обобщением ряда пред­ставлений. При этом говорим об общем представлении. От него путь ведет к понятиям).

Поэтому обычное отличие представления от восприятия на основе меньшей ясности, интенсивности, постоянства, большей бедности содержа­ния и недостатка пространственной локализации (типичной для восприя­тий) является только весьма приблизительным и в значительной степени механическим общим отличием. И из опытов Пшоника, например, известно, что реакция на представление сенсорного восприятия может быть более интенсивной, чем само восприятие, так как в некоторых случаях (эмоцио­нальное предубеждение) представление может быть еще более отчетливым, чем само восприятие.

Представления необходимо отличать от персеверирующих образов или от персеверирующих представлений, представляющих собой проявление инертности нервных процессов. – Например, если мы целый день собираем малину, или долго ищем грибы, или работаем целый день с цифрами, то вечером перед сном у нас перед глазами появляется множество малины, грибов, цифр. В состоянии покоя они появляются легче потому, что они не подавляются в это время более сильными импульсами.

Аналогично этому следует отличать представления от так наз. наглядных образов, которые в современной психологии называют единым термином «эйдетические представления». Они были детально изучены марбургским психологом Эрихом Йеншем, хотя на их существование уже в 1907 году об­ратил внимание Урбанчич. Иногда также говорят о «памяти органов чувств», потому что эти представления по своему характеру приближаются к «точности» и ясности восприятия о помощью органов чувств. Эйдетик «видит», например, свое представление настолько ясно, что он способен переместить коляску на образце (в своем воображении) на несколько пли­ток дальше и точно сказать, где она теперь будет стоять и т. п. Автор «Хо­лопов» Ст. Реймонт забавлял своих друзей тем, что ему было достаточно кратковременного раздражения – беглого взгляда на варшавскую пло­щадь, чтобы, отвернувшись, он точно описал все детали, что совершенно невозможно было объяснить только лишь обычным представлением. Эйде­тические задатки чаще всего встречаются в возрасте 10–15 лет (у нас изу­чением их занимался психолог Ферд. Кратина).

Мы можем себе представить данные всех органов чувств, но индиви­дуальные различия воображения обусловлены именно преобладанием пред­ставлений происходящих от какого-нибудь одного органа чувств.

Наиболее легко можно определить три типа воображения:

– Визуальный (зрительный) тип, чаще всего вызывающий зритель­ные представления. При учебе он представляет себе страницы в книге, прое­цирует свои представления в пространство и т. п.

Аудитивный (слуховой) тип, наиболее легко и наиболее отчетливо вызывающий слуховые представления. Он представляет себе тембр голоса человека, о котором он думает, ритм и течение его речи. Известно, что Мо­царт отличался исключительной способностью к слуховым представлениям – он сумел после одного прослушивания концерта записать по памяти его партитуру.

Слуховой тип учится вслух; написанные слова, имеющие решающее значение для представлений оптического типа, он должен иногда повторять хотя бы потихоньку, если лишен возможности произносить их громко вслух.

– Моторный (подвижной) тип, проецирующий свои представления в область движений. Ритм песни он выстукивает пальцами или ногой; представляет себе оркестр, «дирижируя» им. Наиболее яркими представи­телями этого типа являются танцоры, художественные гимнасты; каждое представление, даже самое сложное, они способны перевоплотить, выра­зить движением.

Естественно, эти три типа не являются единственными, хотя они и наи­более отчетливы. Существуют лица со значительным преобладанием обонятельных представлений; это преобладание иногда наблюдается в про­цессе развития, например, у маленьких детей. Мы имели возможность определять способность двухлетней девочки найти по запаху владельца забытого зонтика. Обонятельное представление этой девочки было тоже необычайно развито.

Наиболее распространенным является смешанный тип. Но это не означает, что представления, относящиеся к отдельным сенсорным областям, равномерно распределены. Всегда имеет место преобладание одной области при умеренном распределении остальных.

Значение типов является очевидным как при обучении, так и при выбо­ре профессии. Так например, в области медицины, аудитивный тип, безу­словно, будет выгодным для фониатра, оптическо-моторный тип будет выгодным для хирурга и т.п. Еще более отчетливым значение типов вооб­ражения будет в некоторых других профессиях: архитектор нуждается в выраженном пространственном воображении; дирижер в слуховом и мо­торном и т. п.

Синестезиями называют представления из одной области органов чувств, сопровождающие восприятия из другой области органов чувств. Например, психолог Лангфельд изучал случай цветных представле­ний, сопровождающих музыкальную гамму (в течение восьми лет). При звучании аккорда сливались и цвета («до» сопровождалось красным цветом, «до-бемоль» – пурпурным, «ля» – холодным желтым, «си» – ярко медным, «фа» – багряным и т. д.). Психофизик Фехнер тоже воспринимал звук «е» как желтый, звук «а» как белый, звук «у» как черный, звук трубы вызывал у него представление красного цвета, а звук флейты – синего. Тем же самым отличался и Боделер!

Синестезии, при которых слуховые восприятия вызывают зрительные представления, называются фотизмами или синопсиями. Когда зрительные восприятия вызывают слуховые представления, говорим о фонизмах, фонопсиях или о цветном слышании (laudition colorèe).

По яркости представлений различают типы с наглядным и ненаглядным представлением. Это различие имеет значение и для исследования типа умственного уровня, при котором соотношение компонентов наглядного и ненаглядного представления имеет и диагностическое значение.

Дефекты органов чувств вызывают дефекты и в соответствующей облас­ти представлений: слепые дети (от рождения) например, описывают в сочи­нении осень таким образом, что в описании преобладают осязательные, слу­ховые и температурные представления. Зрительные представления отсут­ствуют, за исключением тех одиночных представлений, которые ребенок воспринимает как осязательные, но описывает как зрительные.

 

АССОЦИАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

Представления группируются, ассоциируются. Представления не бы­вают изолированными, поскольку наш опыт также не является изолиро­ванным процессом.

Уже Аристотель установил для ассоциации представлений некоторые законы: подобности, контраста и контакта временно пространственных связей. При своем развитии психология различным образом изменяла коли­чество ассоциативных законов, пока, наконец, не остались лишь два: закон подобности и контакта; однако, нашлись авторы, которые справедливо ука­зали на то, что и подобность является контактом; в противоположность этому Мессер отрицает и закон контакта. Современная психология опи­рается не на академические споры, а на экспериментальные работы, кото­рые начал Франсис Гальтон, продолжили Вундт, Кеттел и целый ряд дру­гих исследователей вплоть до исследователей советской школы Павлова (положившей, как известно, знак равенства между условным физиологи­ческим рефлексом и психологической ассоциацией) и Иванова-Смоленского. В СССР разработкой ассоциативного эксперимента для научных целей за­нималась Гаккель.

В основе всех ассоциативных экспериментов лежит ответ подопыт­ного лица словом, которое первое придет ему на ум в ответ на словесное, зрительное или слуховое раздражение.

Каждый ассоциативный эксперимент ограничен, во-первых, тем, что ассоциации создаются перед экспериментом и эксперимент не может определить, как они образовались (если речь не идет об усвоении нового мате­риала).

Вторым ограничением является вербальный характер ассоциативного эксперимента – реакция подопытного лица может быть опять только сло­весной.

Вудворт приводит четыре основных типа применяемых ассоциативных методов:

Свободная ассоциация в сопоставлении с управляемой и дискрет­ная в сопоставлении с континуальной.

1.  Дискретная свободная ассоциация: подопытное лицо отвечает пер­вым словом, которое придет ему в голову после слова-раздражителя, произ­несенного экспериментатором. При этом хронометром измеряется время реакции.

2. Дискретная управляемая ассоциация: подопытное лицо отве­чает по данной инструкции (например, должно ответить словом, имеющим противоположное значение слову-раздражителю, или назвать окраску предмета, которое было словом-раздражителем или же назвать его составные части и т. п.).

3. Континуальная свободная ассоциация: экспериментатор произносит слово-раздражитель и испытуемый отвечает серией самостоятельных слов так быстро, как только может (как правило, это делается с усло­вием, чтобы он не называл предметы, находящиеся в комнате, где произ­водится эксперимент).

4. Континуальная управляемая ассоциация: в отличие от свобод­ной континуальной ассоциации подопытное лицо получает инструкцию каким-либо способом ограничить ассоциации (например, оно должно на­зывать слова, связанные со словом «футбол»). Одновременно с произнесе­нием слова-раздражителя пускают секундомер (с последним слогом).

Результаты эксперимента могут касаться: 1. частоты (обычности) раз­личных ответов на слово-раздражитель; 2. ассоциативного времени реакции; 3. классификации ассоциаций и 4. практического применения ассоциаций, особенно в клинике.

Что касается частоты, то ее определили известные авторы частотной таблицы Кент-Росанофф, исследовав 1000 лиц на 100 словах-раздражителях тремя способами: подсчетом количества индивидуальных реакций, подсче­том ответов с наибольшей частотой, приводимой отдельным лицом, и средней величиной частот ответов отдельного лица. (На слово-раздражитель «игла» у 1000 подопытных лиц отмечалась следующая частота ответов: 160 раз – нитка, 158 раз – булавка, 152 раза – острый, 135 раз – шьет, 107 раз – шитье, 53 раза – сталь, 40 раз – острие и т. д.).

Была произведена также классификация ассоциаций и достаточными считают: 1. определения; 2. дополнения и сказуемые; 3. координируемые понятия и противоположные по значению; и 4. оценки и индивидуальные ассоциации (пример, на слово-импульс «игла»: 1. инструмент, 2. острая, 3. нить, наперсток, 4. ранение, кровь). Классификация касается также поверхности и глубины ответа, групповых различий и т. п.

Ассоциативный эксперимент был использован в практике, в клини­ческой диагностике и в научно-исследовательской работе.

Особенно часто пользовалась ассоциативным экспериментом кримина­листика; в медицине ассоциативный эксперимент, как правило, применяется в психодиагностике и очень часто в психотерапии неврозов (психоанализ). Решающим в этих случаях является латентный период ответа или неспособ­ность реагировать.

Так, например, в случае кражи в интернате среднее время реакции (в ряде ответов) на слово «карман» было 2,5; на слово «ящик стола» – 1,7. У виновника кражи на слово «карман» – 5,2 а на слово «ящик стола» 4,5 (хотя время реакции на другие слова-импульсы у виновника кражи в об­щем равнялось времени реакции остальных).

В медицине ассоциативный эксперимент использует психоанализ для выявления комплексов подавленных желаний и эмоций, содержащих эле­менты недовольства, неуспеха, фрустрации и вины. Психоанализ таким путем стремится открыть «подавленные» и «подсознательные» комплексы. В качестве «наиболее чувствительных» слов приводятся ассоциации из об­ласти любви, супружеской жизни, ссор, несправедливости, насмешек, презрения и сочувствия, опасности и смерти и т. д.

В настоящее время очень часто ассоциативный эксперимент применяют для изучения эффективности действия фармакологических веществ (ассо­циативный эксперимент проводят перед приемом лекарства, в период его действия и после прекращения действия) и т. д.

Иногда ассоциативный эксперимент может служить для определения эффективности психотерапии (коитические слова с длительным латентным периодом при эффективной психотерапии имеют более короткий латентный период и т. п. Шишкова и Иванов с помощью методики плетизмографии исследовали изменение реакции на слово «роды», «родовые боли» при психо­профилактической подготовке к родам).

Осознавание связи между представлениями мы называем воспроизве­дением представления.

 

3. Воображение (фантазия)

 

Оно представляет собой творческие грезы, преобразование представле­ний, отражающих реальность и одновременно оформление и создание но­вых воображаемых связей. Физиолог Гельмгольц, математик Пуанкаре, Россман (изучавший творческую фантазию нескольких сот изобретателей) пришли к общему заключению, что настоящие творческие мысли (вдохновение) возникают чаще всего после усиленной работы в период разрядки.

Однако художественная или научная фантазия представляет собой очень сложный процесс. В динамическом и диалектическом равновесии, в гармонии и в противоречиях в нем содержится творческое усилие, необык­новенно живая и конкретная точка зрения, верная память, интенсивная аналитическо-синтетическая деятельность, страстная эмоциональная увлеченность, одновременное внимание к деталям и видение общего и прежде всего замысел, осуществляемый при помощи систематического упорного и сосредоточенного труда.

Фантазия требует уже обобщения, типизации и схематизации вообра­жения. Художественное произведение типизирует при сохранении индиви­дуального характера («Красноармеец» Маковского является типом, но одно­временно он сохраняет индивидуальные черты).

Фантазия – это создание новых воображаемых связей на основе эмпи­рической материи предыдущих впечатлений. Различают фантазию: а) вос­создающую и б) творческую.

Воссоздающая (реконструктивная регистрационная) фантазия со­здает цепь представлений на основе данной схемы (чтение географической карты, эпигоны).

Творческая фантазия создает оригинальные, новые воображаемые и мыслительные связи. Это предполагает сначала диссоциацию, разруше­ние старых связей. И только лишь на их обломках создаются новые связи. Поэтому каждый великий творец обычно сталкивается с временным непо­ниманием современников, привыкших к схемам (сравни: Бетховен, Сметана, Маха, Яначек и т. д.).

Наглядно можно иллюстрировать фантазию как новые связи представ­лений особенно в области поэзии (в качестве примера приведем отрывок из произведений И. Горы: «Остановите свой бег ветренные дни, поставьте на траве свои шатры; рука, раздвинувшая тишину, платком тьмы омоет мои раны». – Здесь имеется необычная оригинальная связь бегущих ветренных дней, бег которых поэт хотел бы остановить для того, чтобы отдохнуть как в шатре на травянистом лугу в целительной тишине – опять оригинально представляемой в подобии нежной руки, омывающей глубокую рану).

Очень большое теоретическое значение для изучения фантазии, сна и творческой деятельности имеет исследование галлюциногенов.

 

 (Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине

– Прага, 1974, С.60-66)

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 

Пишите на адрес:
artem.savin00@gmail.com (временно)
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player