|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
II. ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
1. Восприятие
Иногда ощущение и восприятие рассматривают как две формы сознания материальной
действительности. Раздражители, действующие на органы чувств, вызывают их
раздражение. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение, которое по
афферентным путям передается в полушария головного мозга. Следствием этого
очень сложного процесса является ощущение (света, тепла, звука, прикосновения и
т. д.). Следовательно, под ощущением в психологии понимают наиболее простые
психические процессы, которые возникают под действием предметов или явлений
материального мира на органы чувств как отражение отдельных свойств предмета (ощущение). В таком понимании ощущения – это
строительный материал всех наших знаний о мире, который создает необходимую
базу для всех остальных процессов познания.
Под восприятием мы понимаем такие психические процессы, с помощью
которых мы можем непосредственно осознать явления, находящиеся вне нас, на
основе деятельности наших органов чувств.
Различие между
восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Безусловно
необходимо избегать представления о том, что будто бы восприятие складывается
из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и само
восприятие является очень сложным процессом, в котором отражаются все ступени
развития человека, вся биопсихосоциальная личность в
данный момент развития (ближе всего к первичному «ощущению» стоит
новорожденный, т. к. он не обладает сознательным опытом).
Мы никогда «не
ощущаем», «но чувствуем» красный цвет, зеленый цвет, тон, боль, но всегда
воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь
конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.
д.
На нас никогда
не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии,
а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы),
действующие на органы чувств. Ввиду того, что одни органы чувств воспринимают
раздражители непосредственно (контактно), а другие органы чувств воспринимают
раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим как органы чувств, так и
раздражители, действующие на них, на контактные и
дистанционные.
Органы,
воспринимающие раздражители, могут находиться или на поверхности нашего тела, или внутри его. Поэтому мы делим их следующим образом:
А.
Экстерорецепторы (внешние).
1.
Дистанционные:
а) орган зрения
– глаз;
б) орган слуха –
наружное ухо, среднее ухо, вестибулум, улитка;
в) орган
обоняния – обонятельный эпителий в носовой полости (поэтому его относят и к
проприорецепторам).
2. Контактные
(кожные органы чувств):
а) органы
осязания и давления;
б) органы тепла;
в) органы
холода;
г) органы боли
(кроме органов, ощущающих висцеральную боль).
Б.
Интерорецепторы (внутренние):
а) органы
положения и равновесия (полукружный канал, внутреннее ухо);
б) органы
кинестетических функций (органы в мышцах, сухожилиях – суставах и на
поверхности фаланг).
В.
Проприорецепторы (висцерорецепторы):
1. Рецепторы
пищеварительной системы:
а) орган
обоняния;
б) орган вкуса
(вкусовые почки на языке и в глотке);
в) органные или
сенсорные клетки голода в желудке;
г) органные или
сенсорные клетки жажды – слизистая глотки;
д)
органные или сенсорные клетки тошноты – желудок.
2. Рецепторы
системы кровообращения.
3. Рецепторы
дыхательной системы.
4. Рецепторы
системы размножения.
Возможно и
другое разделение (см. например: «Учебник физиологии для студентов медицинских факультетов» под
редакцией проф. Фр. Карасека,
Прага, Государственное медицинское издательство, 1962, стр. 1077):
I. По локализации и по способу воздействия раздражителя
рецепторы разделяются на:
— соматические |
{ |
экстерорецепторы
ангиорецепторы |
{ |
дистанционные контактные |
— висцеральные |
{ |
висцерорецепторы ангиорецепторы |
|
интерорецепторы |
II. По виду адекватного раздражителя:
— хеморецепторы
химические импульсы
— механорецепторы механические импульсы
— радиорецепторы |
{ |
фоторецепторы
терморецепторы |
излучения |
{ |
свет тепло |
Психология,
начиная от старой психофизики, изучила главу о восприятии с помощью органов чувств
очень подробно и настолько детально, что в данном обзоре невозможно даже
приблизительно привести все проблемы и результаты взаимоотношений между
импульсами и органами чувств и последующим восприятием. Читателей необходимо
отослать к большим учебникам психологии.
Особенно сложные
взаимоотношения и взаимосвязи начали изучаться с тех пор, как только физиологи
и психологи перешли от изучения относительно самостоятельных способов
восприятия, осуществляемых отдельными органами чувств, к таким сложным способам
восприятия, какими являются восприятия пространства, движения, времени и
комплексов.
Во всех этих
случаях принимает участие ряд рецепторов, а также и центральные психические
факторы.
Например,
эмпирическими условиями для восприятия пространства будут следующие:
величина изображения на сетчатке,
отчетливость предмета, воздушная перспектива, затененность и прикрытие,
количество предметов, угловое отклонение движения, перспективное смещение
углов и краев, аккомодация, конвергенция и т. п.
В этом принимают
участие также и осязание, мускулатура, слух и т. д.
При восприятии
времени мы воспринимаем в первую очередь длительность процесса с максимумом
возбуждения как
переживание действительности (длительность 6-12 секунд) в отличие от
переживания прошлого и будущего. Субъективное время (в отличие от объективного) мы связываем со своими переживаниями («Это было тогда, когда я...»).
Самый короткий
интервал между двумя раздражителями, действующими на органы чувств, который
еще может быть зарегистрирован, был определен в области слуха (около 0,002
сек.).
Психология
занимается также «законом сознательно заполненного времени», по которому более
длительными считаем те периоды времени, которые были заполнены большим
количеством впечатлений. Но это относится лишь только к относительно более
коротким периодам времени. При длительном интервале времени нам (в настоящем)
кажутся более длительными те интервалы времени, которые были «пустыми» и,
наоборот, периоды времени «заполненные» кажутся более короткими. Решающую роль
здесь играет личное участие (интенсивность заинтересованности, эмоциональная
заинтересованность, внимание). Поэтому детство и молодость нам кажутся
относительно более длительными периодами жизни.
Бессодержательный
период времени мы переживаем как очень длинную скуку. И, наоборот, объективно
короткий интервал, наполненный страшной опасностью, угрозой для жизни или
болью, мы переживаем как «бесконечно длинный».
С такими переживаниями
времени следует считаться в психологии больного. (Важность
активной заинтересованности, с одной стороны, и успокоение больного, с другой
стороны! Больничный режим, целесообразно чередующий
насыщенные интервалы времени с отдыхом и покоем!).
Чувством времени
интенсивно занимался Павлов и его ученики. В основном, он утверждает то, что
обобщил Фролов в своей монографии о Павлове (чешское издание «Свобода», 1948,
стр. 126). «Если физиология глаза и кожномышечной
воспринимающей поверхности доказала, насколько важным для организма является
изменение пространства, поскольку без измерения расстояния не обойдется в жизни
ни одно приспособление, то физиология условных рефлексов без сомнения
доказывает, что реакция на время (счет времени) является такой же важной, если
не самой важной составной частью адаптационной деятельности животного.
Все, так часто наблюдаемые явления, начиная от движения моллюска, помещенного в
аквариум и открывающего свою раковину в то время, когда в море бывает отлив
на побережье, где он родился, и кончая движениями
гимнаста, делающего упражнения на турнике – все живые существа, выполняющие
врожденные функции, постоянно отсчитывают время. Точными
экспериментами, проведенными с целью изучения чувства времени методом условных
рефлексов, удалось установить, что собака, получающая пищу через правильные
промежутки времени, например, каждые тридцать минут, всегда выделяет слюну в
тот момент, когда стрелка секундомера показывает 29,5 мин. То же самое, но в
еще большой степени относится и к человеку, хотя люди в этом отношении очень
отличаются друг от друга. Особенно у лиц, занимающихся такими
профессиями, которые требуют большой сосредоточенности внимания, отмечается
большой процент умеющих точно определять время (опыты Изергиновой).
Примером может служить пробуждение от сна в заранее установленное время, как
это часто бывает. Перед сном вы заводите будильник и устанавливаете его на
определенный час и минуту. В определенный момент вы просыпаетесь, хотя обычно
вы в это время привыкли спокойно и крепко спать. А если вы посмотрите на часы,
то увидите, что стрелка приближается к установленному времени. Многим людям при
этом кажется, что где-то внутри в их организме имеются часы.
При опытах со
сном было доказано, что в период полного покоя животного счет времени в нервной системе
улучшается. Действительно, в состоянии бодрствования мы совершаем больше
ошибок в счете времени (так. наз. иллюзия растянутости).
Однако,
бесспорно, что каждая наша регулярная деятельность в состоянии бодрствования сопровождается
точным счетом времени в низших и, особенно, в высших центрах. Ритм высших
нервных процессов является основой счета времени, он представляет собой
наиболее сложный или, если хотите, наиболее важный прибор для измерения
времени, которым мы располагаем.
Сущностью павловской концепции было представление, что определенная
констелляция внутренних импульсов организма (например, состояние пищеварения, симпатикотония или ваготония,
утомление и т. и.) сигнализирует коре головного мозга приблизительное время.
Предположение о
том, что определение времени в значительной степени зависит от висцеральных
восприятий и связано с жизненными процессами, происходящими во внутренних
органах (пульс, дыхание и т. п.), особенно наглядно и наиболее интенсивно можно
увидеть у больных с анестезией внутренних органов, у которых способность
определять время существенно нарушена или утрачена вообще.
Всем этим,
однако, еще не объясняется полностью пробуждение и определенное задуманное
время. Бесспорно, здесь имеет место и ряд других компонентов (несознательные
психические процессы). Проблема времени в полном объеме еще далеко не разрешена
психологией.
Психология
восприятия вновь разработала и традиционную область старой психофизики,
зависимость восприятия от внешних раздражителей. Эта работа очень точная. По
словам Вудвортса эти эксперименты весьма
результативны и их можно выразить формулой R = f (S,O). При этом R – представляет собой типичное словесное сообщение
наблюдателя об О (испытуемом), а S обозначает определенный раздражитель.
Следовательно, ответ является функцией S-факторов и O-факторов или же: R зависит от S переменных и O переменных. Современная психофизика имеет
большое фактологическое значение (длинный ряд
совершенно новых данных), но также и методологическое значение, заключающееся
в выработке новых методических подходов.
Наиболее
значительным открытием старой психофизики является так наз. закон Вебера-Фехнера о пороге различения. Э. Вебер в 1834 году
поставил вопрос: насколько необходимо увеличить интенсивность раздражителя для
того, чтобы можно было воспринять различие между первым и вторым импульсом. Он
определил, что к грузу, весом в
10 лет спустя исследованием порога
различения занимался Д. Т. Фехнер, который
сформулировал закон Вебера математически так, что отношение между приростом
импульса (np) и основным импульсом (p) представляет собой постоянную величину:
np / p = K
Это открытие
привело к исследованиям и в области других органов чувств. Было
обнаружено, что порог различения в области слуха составляет около 1/3, для
света 1/100 –1/120, для сладкого вкуса 1/7 – 1/8, для соленого вкуса 1/6, для
горького 1/4, для определения длины линии 1/50 – 1/60 и т.п.
Фехнер
установил, что относительное увеличение интенсивности раздражителя, вероятно,
проявляется и относительным увеличением интенсивности восприятия. Этот факт он
выразил в своем известном психофизическом законе, математическое выражение которого
следующее:
Р = log р. При этом Р обозначает интенсивность
ощущения (восприятия), а р обозначает интенсивность
импульса. Следовательно, интенсивность восприятия равняется логарифму импульса
или же: для того, чтобы интенсивность восприятия возрастала в арифметической
прогрессии (1х – 2х – Зх...), интенсивность импульса
должна возрастать в
геометрической прогрессии (1х –
2х – 4х – 16х...)
Фехнер генерализовал свое, несомненно, великое открытие и полагал,
что оно распространяется на всю область психологии, и что он открыл гравитационный
закон психической жизни (и биологии).
Последующие
исследования показали, что это не так, что «закон» не распространяется даже на
всю область органов чувств (обоняние, слух – тоны) и тем менее на всю область
психологии. Его действие ограничено, скорее всего, раздражителями средней
интенсивности и не распространяется на слишком слабые или слишком сильные
раздражители.
Несмотря на это,
и современная психофизика, представляющая собой одну из важных областей
психологических исследований, определяет пороги. Кроме порога различения, о
котором мы только что говорили, определяются еще и нижний порог ощущения (НП –
нижний порог) и верхний порог ощущения (ВП).
НИЖНИЙ ПОРОГ
ОЩУЩЕНИЯ (НП)
Если положить на
ладонь испытуемого совершенно легкий груз, например, кусочек бумаги, то он не
воспринимается. Если же при каждом последующем опыте увеличивать груз, то при
определенной величине веса впервые появится восприятие («Да, теперь уже
чувствую!»). Величина груза в данном случае является величиной нижнего порога.
Следовательно, нижний порог представляет собой наименьшую величину
интенсивности импульса, достаточную для того, чтобы вызвать ощущение.
Однако каждое
измерение необходимо повторять много раз и найти среднюю величину. Необходимо
также учитывать колебания внимания и индивидуальные отклонения. Порог всегда
является статистической величиной и поэтому иногда его определяют как
«величину раздражителя, вызывающего положительный ответ в 50 % опытов».
Некоторые химические
вещества мы воспринимаем уже в концентрации 0,0000002 %, свет уже при
длительности 0,005 секунды и мощности 1,5 свечи на расстоянии
ВЕРХНИЙ ПОРОГ
ОЩУЩЕНИЯ (ТЕРМИНАЛЬНЫЙ ПОРОГ, АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ)
Каждая область
органов чувств имеет свой порог, свой предел, за которым увеличенная
интенсивность раздражителя уже не воспринимается как ощущение большей силы –
раздражитель вообще не воспринимается. Так, например, если говорить о высоте
тона, то частота колебания примерно около 20 000 циклов за секунду представляет
собой верхний порог, т. е. наиболее высокий тон, который мы еще слышим. В
старости этот порог снижается в среднем до 15000 герц (поэтому старый человек
не слышит, например, стрекотания цикад или жужжания насекомых). Существуют,
однако, лица (композитор Яначек), у которых порог
ощущения бывает и индивидуально повышен.
Верхний порог
ощущения с помощью органов чувств у животных вообще значительно выше, чем у
человека (особенно слух и обоняние).
Современная психофизика
использует в общем три метода для определения порогов: метод пределов, метод
средней ошибки и метод частоты.
С целью более
наглядного представления о работе
современной психофизики приводим краткое описание этих методов (но не в
качестве учебного материала).
Метод пределов:
единственным прямым способом определения порога является приближение и удаление
сравниваемого раздражителя Ко от
константного стандартного раздражителя Ст
на небольшие расстояния. При этом отмечают увеличение, при котором ответ О перемещается из одной категории в другую.
Метод средней
ошибки: О приспосабливает переменный сравниваемый раздражитель Ко так, чтобы он казался равным константному стандартному
раздражителю Ст. Это повторяют несколько раз и средняя с вариабельностью его
определения измеряет точность его установления.
Метод частоты:
Каждый переменный сравниваемый раздражитель Ко многократно сравнивается с
константным стандартным раздражителем Ст
и высчитывается относительная частота различных ответных категорий. Так
поступаем при наличии большего количества величин Ко и
50% порог между одной и другой категорией определяется интерполяцией или
статистической оценкой (по Р. Вудвортсу).
Следовательно,
психофизика Вебера и Фехнера имела большое значение
для уточнения эксперимента и придания ему научного характера, для «ведения в
психологию статистических методов и для творческого контакта с физиологией.
Однако самая
большая проблема психофизики до сих пор остается нерешенной: мы видим, что
физические и биохимические процессы трансформируются в психические уже во
время восприятия органами чувств. Но мы не знаем, как эта трансформация
происходит в коре головного мозга, как нервные процессы переходят в психические.
Иногда также
говорят о специфической энергии органов чувств. Имеется в
виду общеизвестный факт, что орган чувств и на неадекватное раздражение дает
адекватную реакцию (так, например, орган зрения и на давление или на удар
отвечает адекватно световым или цветовым восприятием: «У
меня посыпались от удара искры из глаз!»)
(Конечный Р.,
Боухал М. Психология в медицине
– Прага,
1974, С. 48-55)
Внимание!
Выбрав услугу
ПОИСК на главной странице сайта
«Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить
дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |