РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

II. ГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

 1. Восприятие

 

Иногда ощущение и восприятие рассматривают как две формы сознания материальной действительности. Раздражители, действующие на органы чувств, вызывают их раздражение. Раздражение вызывает в нервной ткани возбуждение, которое по афферентным путям передается в полуша­рия головного мозга. Следствием этого очень сложного процесса является ощущение (света, тепла, звука, прикосновения и т. д.). Следовательно, под ощущением в психологии понимают наиболее простые психические процес­сы, которые возникают под действием предметов или явлений материально­го мира на органы чувств как отражение отдельных свойств предмета (ощущение). В таком понимании ощущения – это строительный материал всех наших знаний о мире, который создает необходимую базу для всех остальных процессов познания.

Под восприятием мы понимаем такие психические процес­сы, с помощью которых мы можем непосредственно осознать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.

Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Безусловно необходимо избегать представления о том, что буд­то бы восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно пси­хологически разложить на ощущения и само восприятие является очень сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихосоциальная личность в данный момент развития (ближе всего к первичному «ощущению» стоит новорожденный, т. к. он не обладает со­знательным опытом).

Мы никогда «не ощущаем», «но чувствуем» красный цвет, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный пред­мет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т. д.

На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для воспри­ятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Ввиду того, что одни органы чувств воспринимают раздражители непосредственно (контактно), а другие органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим как органы чувств, так и раздра­жители, действующие на них, на контактные и дистанционные.

Органы, воспринимающие раздражители, могут находиться или на по­верхности нашего тела, или внутри его. Поэтому мы делим их следующим образом:

А. Экстерорецепторы (внешние).

1. Дистанционные:

а) орган зрения – глаз;

б) орган слуха – наружное ухо, среднее ухо, вестибулум, улитка;

в) орган обоняния – обонятельный эпителий в носовой полости (по­этому его относят и к проприорецепторам).

2. Контактные (кожные органы чувств):

а) органы осязания и давления;

б) органы тепла;

в) органы холода;

г) органы боли (кроме органов, ощущающих висцеральную боль).

Б. Интерорецепторы (внутренние):

а) органы положения и равновесия (полукружный канал, внутреннее ухо);

б) органы кинестетических функций (органы в мышцах, сухожилиях – суставах и на поверхности фаланг).

В. Проприорецепторы (висцерорецепторы):

1. Рецепторы пищеварительной системы:

а) орган обоняния;

б) орган вкуса (вкусовые почки на языке и в глотке);

в) органные или сенсорные клетки голода в желудке;

г) органные или сенсорные клетки жажды – слизистая глотки;

д) органные или сенсорные клетки тошноты – желудок.

2. Рецепторы системы кровообращения.

3. Рецепторы дыхательной системы.

4. Рецепторы системы размножения.

Возможно и другое разделение (см. например: «Учебник физиологии для студентов медицинских факультетов» под редакцией проф. Фр. Карасека, Прага, Государственное медицинское издательство, 1962, стр. 1077):

I. По локализации и по способу воздействия раздражителя рецепторы разделяются на:

 

 

соматические

{

 

экстерорецепторы ангиорецепторы

{

дистанционные

контактные

висцеральные

 

{

висцерорецепторы ангиорецепторы

 

интерорецепторы

 

II. По виду адекватного раздражителя:

— хеморецепторы химические импульсы

механорецепторы механические импульсы

— радиорецепторы

{

фоторецепторы терморецепторы

излучения

{

свет тепло

 

Психология, начиная от старой психофизики, изучила главу о воспри­ятии с помощью органов чувств очень подробно и настолько детально, что в данном обзоре невозможно даже приблизительно привести все проблемы и результаты взаимоотношений между импульсами и органами чувств и по­следующим восприятием. Читателей необходимо отослать к большим учеб­никам психологии.

Особенно сложные взаимоотношения и взаимосвязи начали изучаться с тех пор, как только физиологи и психологи перешли от изучения относи­тельно самостоятельных способов восприятия, осуществляемых отдель­ными органами чувств, к таким сложным способам восприятия, какими являются восприятия пространства, движения, времени и комплексов.

Во всех этих случаях принимает участие ряд рецепторов, а также и центральные психические факторы.

Например, эмпирическими условиями для восприятия пространства будут следующие:

величина изображения на сетчатке, отчетливость предмета, воздушная перспектива, затененность и прикрытие, количество предметов, угло­вое отклонение движения, перспективное смещение углов и краев, аккомодация, конвергенция и т. п.

В этом принимают участие также и осязание, мускулатура, слух и т. д.

При восприятии времени мы воспринимаем в первую очередь длитель­ность процесса с максимумом возбуждения как переживание действитель­ности (длительность 6-12 секунд) в отличие от переживания прошлого и будущего. Субъективное время (в отличие от объективного) мы связываем со своими переживаниями («Это было тогда, когда я...»).

Самый короткий интервал между двумя раздражителями, действую­щими на органы чувств, который еще может быть зарегистрирован, был определен в области слуха (около 0,002 сек.).

Психология занимается также «законом сознательно заполненного времени», по которому более длительными считаем те периоды времени, которые были заполнены большим количеством впечатлений. Но это отно­сится лишь только к относительно более коротким периодам времени. При длительном интервале времени нам (в настоящем) кажутся более длитель­ными те интервалы времени, которые были «пустыми» и, наоборот, периоды времени «заполненные» кажутся более короткими. Решающую роль здесь играет личное участие (интенсивность заинтересованности, эмоциональная заинтересованность, внимание). Поэтому детство и молодость нам кажутся относительно более длительными периодами жизни.

Бессодержательный период времени мы переживаем как очень длин­ную скуку. И, наоборот, объективно короткий интервал, наполненный страшной опасностью, угрозой для жизни или болью, мы переживаем как «бесконечно длинный».

С такими переживаниями времени следует считаться в психологии больного. (Важность активной заинтересованности, с одной стороны, и успо­коение больного, с другой стороны! Больничный режим, целесообразно чередующий насыщенные интервалы времени с отдыхом и покоем!).

Чувством времени интенсивно занимался Павлов и его ученики. В ос­новном, он утверждает то, что обобщил Фролов в своей монографии о Пав­лове (чешское издание «Свобода», 1948, стр. 126). «Если физиология глаза и кожномышечной воспринимающей поверхности доказала, насколько важным для организма является изменение пространства, поскольку без измерения расстояния не обойдется в жизни ни одно приспособление, то физиология условных рефлексов без сомнения доказывает, что реакция на время (счет времени) является такой же важной, если не самой важной составной частью адаптационной деятельности животного. Все, так часто наблюдаемые явления, начиная от движения моллюска, помещенного в ак­вариум и открывающего свою раковину в то время, когда в море бывает от­лив на побережье, где он родился, и кончая движениями гимнаста, делаю­щего упражнения на турнике – все живые существа, выполняющие врож­денные функции, постоянно отсчитывают время. Точными экспериментами, проведенными с целью изучения чувства времени методом условных рефлек­сов, удалось установить, что собака, получающая пищу через правильные промежутки времени, например, каждые тридцать минут, всегда выделяет слюну в тот момент, когда стрелка секундомера показывает 29,5 мин. То же самое, но в еще большой степени относится и к человеку, хотя люди в этом отношении очень отличаются друг от друга. Особенно у лиц, занимающихся такими профессиями, которые требуют большой сосредоточенности внима­ния, отмечается большой процент умеющих точно определять время (опыты Изергиновой). Примером может служить пробуждение от сна в заранее установленное время, как это часто бывает. Перед сном вы заводите бу­дильник и устанавливаете его на определенный час и минуту. В определен­ный момент вы просыпаетесь, хотя обычно вы в это время привыкли спокой­но и крепко спать. А если вы посмотрите на часы, то увидите, что стрелка приближается к установленному времени. Многим людям при этом кажется, что где-то внутри в их организме имеются часы.

При опытах со сном было доказано, что в период полного покоя живот­ного счет времени в нервной системе улучшается. Действительно, в состоя­нии бодрствования мы совершаем больше ошибок в счете времени (так. наз. иллюзия растянутости).

Однако, бесспорно, что каждая наша регулярная деятельность в со­стоянии бодрствования сопровождается точным счетом времени в низших и, особенно, в высших центрах. Ритм высших нервных процессов является основой счета времени, он представляет собой наиболее сложный или, если хотите, наиболее важный прибор для измерения времени, которым мы рас­полагаем.

Сущностью павловской концепции было представление, что определен­ная констелляция внутренних импульсов организма (например, состояние пищеварения, симпатикотония или ваготония, утомление и т. и.) сигнали­зирует коре головного мозга приблизительное время.

Предположение о том, что определение времени в значительной степени зависит от висцеральных восприятий и связано с жизненными процессами, происходящими во внутренних органах (пульс, дыхание и т. п.), особенно наглядно и наиболее интенсивно можно увидеть у больных с анестезией внутренних органов, у которых способность определять время существенно нарушена или утрачена вообще.

Всем этим, однако, еще не объясняется полностью пробуждение и опре­деленное задуманное время. Бесспорно, здесь имеет место и ряд других компонентов (несознательные психические процессы). Проблема времени в полном объеме еще далеко не разрешена психологией.

Психология восприятия вновь разработала и традиционную область старой психофизики, зависимость восприятия от внешних раздражителей. Эта работа очень точная. По словам Вудвортса эти эксперименты весьма результативны и их можно выразить формулой R = f (S,O). При этом R – представляет собой типичное словесное сообщение наблюдателя об О (испытуемом), а S обозначает определенный раздражитель. Следова­тельно, ответ является функцией S-факторов и O-факторов или же: R зависит от  S переменных и O переменных. Современная психофизика имеет большое фактологическое значение (длинный ряд совершенно новых дан­ных), но также и методологическое значение, заключающееся в выработке новых методических подходов.

Наиболее значительным открытием старой психофизики является так наз. закон Вебера-Фехнера о пороге различения. Э. Вебер в 1834 году поста­вил вопрос: насколько необходимо увеличить интенсивность раздражителя для того, чтобы можно было воспринять различие между первым и вторым импульсом. Он определил, что к грузу, весом в 100 г., необходимо добавить 33 г. для того, чтобы подопытное лицо могло уловить разницу в весе. Но к грузу, весом в 200 г., уже необходимо было добавить 66 грамм, к грузу в 500 г. необходимо было добавить 160 г. и т. д. Это означает, что порог раз­личения в случае восприятия веса составляет примерно 1/3 веса (чтобы раз­личие воспринималось уже как новое восприятие).

10 лет спустя исследованием порога различения занимался Д. Т. Фехнер, который сформулировал закон Вебера математически так, что отношение между приростом импульса (np) и основным импульсом (p) представляет собой постоянную величину:

np / p = K

Это открытие привело к исследованиям и в области других органов чувств. Было обнаружено, что порог различения в области слуха составляет около 1/3, для света 1/100 –1/120, для сладкого вкуса 1/7 – 1/8, для соленого вкуса 1/6, для горького 1/4, для определения длины линии 1/50 – 1/60 и т.п.

Фехнер установил, что относительное увеличение интенсивности раз­дражителя, вероятно, проявляется и относительным увеличением интенсив­ности восприятия. Этот факт он выразил в своем известном психофизическом законе, математическое выражение которого следующее:

Р = log р. При этом Р обозначает интенсивность ощущения (восприя­тия), а р обозначает интенсивность импульса. Следовательно, интенсивность восприятия равняется логарифму импульса или же: для того, чтобы интен­сивность восприятия возрастала в арифметической прогрессии (1х – 2х – Зх...), интенсивность импульса должна возрастать в геометрической прогрессии (1х  – 2х – 4х – 16х...)

Фехнер генерализовал свое, несомненно, великое открытие и полагал, что оно распространяется на всю область психологии, и что он открыл гра­витационный закон психической жизни (и биологии).

Последующие исследования показали, что это не так, что «закон» не распространяется даже на всю область органов чувств (обоняние, слух – тоны) и тем менее на всю область психологии. Его действие ограничено, ско­рее всего, раздражителями средней интенсивности и не распространяется на слишком слабые или слишком сильные раздражители.

Несмотря на это, и современная психофизика, представляющая собой одну из важных областей психологических исследований, определяет пороги. Кроме порога различения, о котором мы только что говорили, определя­ются еще и нижний порог ощущения (НП – нижний порог) и верхний порог ощущения (ВП).

 

НИЖНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ (НП)

Если положить на ладонь испытуемого совершенно легкий груз, напри­мер, кусочек бумаги, то он не воспринимается. Если же при каждом последую­щем опыте увеличивать груз, то при определенной величине веса впервые появится восприятие («Да, теперь уже чувствую!»). Величина груза в данном случае является величиной нижнего порога. Следовательно, нижний порог представляет собой наименьшую величину интенсивности импульса, до­статочную для того, чтобы вызвать ощущение.

Однако каждое измерение необходимо повторять много раз и найти среднюю величину. Необходимо также учитывать колебания внимания и ин­дивидуальные отклонения. Порог всегда является статистической величи­ной и поэтому иногда его определяют как «величину раздражителя, вызы­вающего положительный ответ в 50 % опытов».

Некоторые химические вещества мы воспринимаем уже в концентрации 0,0000002 %, свет уже при длительности 0,005 секунды и мощности 1,5 свечи на расстоянии 2 км. и т. д.

 

ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ (ТЕРМИНАЛЬНЫЙ ПОРОГ, АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ)

Каждая область органов чувств имеет свой порог, свой предел, за кото­рым увеличенная интенсивность раздражителя уже не воспринимается как ощущение большей силы – раздражитель вообще не воспринимается. Так, например, если говорить о высоте тона, то частота колебания примерно около 20 000 циклов за секунду представляет собой верхний порог, т. е. наиболее высокий тон, который мы еще слышим. В старости этот порог снижается в среднем до 15000 герц (поэтому старый человек не слышит, например, стрекотания цикад или жужжания насекомых). Существуют, однако, лица (композитор Яначек), у которых порог ощущения бывает и индивидуально повышен.

Верхний порог ощущения с помощью органов чувств у животных вообще значительно выше, чем у человека (особенно слух и обоняние).

Современная психофизика использует в общем три метода для опреде­ления порогов: метод пределов, метод средней ошибки и метод частоты.

 

С целью более наглядного представления о работе современной психофизики приводим краткое описание этих методов (но не в качестве учебного материала).

Метод пределов: единственным прямым способом определения порога является приближение и удаление сравниваемого раздражителя  Ко от константного стандартного раздражителя Ст на небольшие расстояния. При этом отмечают увеличение, при котором ответ О перемещается из одной категории в другую.

Метод средней ошибки: О приспосабливает переменный сравниваемый раздра­житель Ко так, чтобы он казался равным константному стандартному раздражителю Ст. Это повторяют несколько раз и средняя с вариабельностью его определения из­меряет точность его установления.

Метод частоты: Каждый переменный сравниваемый раздражитель Ко много­кратно сравнивается с константным стандартным раздражителем Ст и высчитывается относительная частота различных ответных категорий. Так поступаем при наличии большего количества величин Ко и 50% порог между одной и другой категорией определяется интерполяцией или статистической оценкой (по Р. Вудвортсу).

 

Следовательно, психофизика Вебера и Фехнера имела большое значе­ние для уточнения эксперимента и придания ему научного характера, для «ведения в психологию статистических методов и для творческого контакта с физиологией.

Однако самая большая проблема психофизики до сих пор остается нерешенной: мы видим, что физические и биохимические процессы транс­формируются в психические уже во время восприятия органами чувств. Но мы не знаем, как эта трансформация происходит в коре головного мозга, как нервные процессы переходят в психические.

Иногда также говорят о специфической энергии органов чувств. Имеет­ся в виду общеизвестный факт, что орган чувств и на неадекватное раздраже­ние дает адекватную реакцию (так, например, орган зрения и на давление или на удар отвечает адекватно световым или цветовым восприятием: «У меня посыпались от удара искры из глаз!»)

 

(Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине

– Прага, 1974, С. 48-55)

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player