РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И БОЛЬНОГО

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧА И БОЛЬНОГО

(коммуникативные процессы в диаде  врач–больной)

 

Коммуникация – способ взаимодействия людей для передачи информации. Можно предположить, что одной из задач коммуникации в процессе врач–больной является осуществление не только чисто информационной функции, но еще двух. Одна из них – способ преодоления одиночества, создание мира, в который кроме самого человека (больного) включаются и другие люди, и это есть возможность расширить личную, персональную Вселенную. Коммуникация – это, прежде всего, взаимодействие, само присутствие рядом другого человека уже предопределяет передачу информации и невольно функционирование человека построено так, чтобы облегчить или затруднить другому человеку прием этой информации. Например, так называемое «каменное» амимичное, маскообразное лицо, когда человек как бы закрывает­ся забралом, чтобы другие люди, те, с которыми он общается, получили как можно меньше информации. Однако и в этом случае они получают информацию – о том, что человек не хочет переда­вать им информацию, что он закрыт. То есть, полностью исклю­чить передачу информации при взаимодействии с людьми не­возможно никакими способами. Следующая задача коммуника­ции, помимо передачи информации и способа избежать одиноче­ства, это осуществление призыва к помощи. Стержень взаи­модействия врач–больной как психологического коммуникатив­ного феномена и есть реализация попытки больных призыва к помощи. В главе о паралингвистике уже говорилось, какую важную роль в процессе общения играют невербальные элементы. Извест­ный исследователь психолингвист Меробян считает, что с помо­щью речи передается только 7% информации, 38% информации передается паралингвистическими элементами, то есть тем, как эти слова произносятся, и 55% – выражением лица. Еще очень боль­шую информативную нагрузку несут позы, жесты, движения рук и ног. Значимую информацию о другом человеке несут и такие элементы, как одежда этого человека, прическа, аксессуары одеж­ды. Все это участвует в коммуникативных процессах.

Какие же факторы оказывают влияние на общие процессы взаимодействий, в том числе на взаимодействие врач–больной?

1.  Выражение лица.

2. Дистанция общения. В главе, где говорилось о территориаль­ном поведении, упоминалось о дистанции межличностного обще­ния: приближенность, отдаленность или оптимальность расположения собеседника тоже либо облегчает, либо затрудняет или вообще делает невозможным общение. Вряд ли представляется возможным серьезное общение на расстояние 2-х км без помощи средств связи.

3. Социально-психологические факторы и механизмы психологи­ческой защиты. Действия последних в коммуникативных процессах играют большую роль. Так, например, механизм интроекции способ­ствует коммуникативным процессам. Это своеобразное деление людей на «наших» и «ненаших». С «нашими» просто и легко, с «ненашими» трудно и враждебно. Здесь проявляется и преодоление одиночества, и осевое свойство человеческой психики – упрощение мира, наполненного только «нашими» и «ненашими».

4. Элементы социальной привлекательности людей – что при­влекательно в той или иной социальной среде. Например, в среде ученых – это талантливость и одаренность, профессионализм, В студенческой среде – это определенные манеры держаться, принадлежность к какой-то группе, то есть то, что определяет соци­альный статус.

Красивым людям легче устанавливать первоначальные контак­ты с другими людьми, чем тем, которые воспринимаются как уродливые. Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что «встречают по лицу, провожают по душе». На первых этапах Коммуникации внешность имеет большое значение из-за лица, которое несет больше половины информации.

Существует понятие «социальное восприятие». Взаимодействуя с людьми, человек ориентируется на какие-то их личностные характеристики. Здесь очень легко может проявиться феномен кон­формизма. Если человек встречается с другим человеком, репута­ция которого характеризует его как смелого, энергичного, ре­шительного, то и восприятие этого человека, легко будет «видеть» именно эти качества и значительно труднее – те качества, которые говорят об обратном. Если одного и того же человека, имеющего определенный набор характеристик, оцененных экспертами, пока­зать двум разным группам людей (это эксперименты известного психолога Аше, занимавшегося проблемой конформизма) и при этом характеризовать одной группе как деловитого, общительного, энергичного, смелого, а другой группе людей – как человека рас­сеянного, неуклюжего, плохо говорящего, то обе группы воспри­мут одного и того же человека так, как им его представили, соот­ветственно установке. Это имеет большое значение в диагности­ческой работе врача. Если более профессионально подготовлен­ный и опытный врач предложит молодому врачу посмотреть у этого больного такие-то признаки, такие-то черты характера, – «боль­ной очень нетерпелив, очень боится боли, очень раздражителен, плохо переносит боль.., посмотри его просто и опиши, а то мне сейчас некогда...», – то есть очень высокая вероятность того, что молодой врач, работая с этим пациентом, отметит именно эти чер­ты. Такое же деление людей на определенные категории: «язвен­ник», «сердечник» и т.п., с соответствующими конституциональ­ными, физиогномическими, поведенческими характеристиками, наводит врача на восприятие этого пациента именно через пред­ложенный набор характеристик. Это явление социально-перцептивного конформизма называется «эффектом ореола».

Для студентов важно помнить о существовании эффекта первич­ности: если молодой человек на первых годах учебы проявит очень высокую успеваемость и хорошее качество работы, то ему гораздо легче в дальнейшем прощают неверные ответы, пропуски, снижен­ную успеваемость. Все это рассматривается через эффект первичнос­ти как случайность, и ему продолжают выставлять положительные оценки. Точно так же врач, хорошо зарекомендовавший себя на первых порах, имеет снисхождение со стороны коллег к своим промахам, пока сказывается эффект первичности. На социальное восприятие при общении оказывает влияние так называемая каузаль­ная атрибуция – когда человек воспринимает поступки другого человека и рассматривает их, как имеющие какие-то причины: такая была ситуация, такая у него личность. Поэтому, говоря о поведении пациентов, можно говорить о трех формах поведения, оказывающих влияние на взаимодействие врач–больной:

1) постоянное поведение – когда человек в похожих ситуациях поступает одинаково и похоже на других;

2)  необычное поведение – если человек в сходных ситуациях ведет себя не так, как другие;

3) отличающееся поведение – если в сходных ситуациях чело­век ведет себя каждый раз по-разному.

Врач, оценивая поведение пациента, старается найти элементы постоянного поведения, необычного и отличающегося поведения, стремясь, прежде всего, выяснить, каково постоянное поведение, при этом оно приписывается внутренним причинам, например, особенностям личности человека.  Необычное поведение врач склонен приписать не изменившемуся внутреннему состоянию че­ловека, а каким-то внешним обстоятельствам, по принципу «дове­ли». В этот момент врач должен подумать, не узнает ли он именно сейчас какие-то важные глубинные настоящие вещи об этом чело­веке, какую-то чрезвычайно важную информацию. Может быть, то поведение, которое он наблюдал достаточно долгое время, было не постоянным поведением этого человека, а именно растянутым во времени процессом приспособления к взаимодействию с вра­чом. Потом эта адаптация наступила, поведение вошло в привыч­ное русло, и врач увидел более характерный облик этого больно­го – оказалось, что он напорист, энергичен и груб в общении, ка­ким он не был, когда его привезли в стационар или когда он сам обратился за помощью. Врач склонен приписать эту грубость ка­ким-то небывалым обстоятельствам и поэтому спрашивает боль­ного: «А что у Вас сегодня произошло?» Может быть, в этой ситу­ации адекватней задать себе вопрос: каков этот человек, может это и есть подлинная постоянная форма его поведения. Но здесь сра­батывают эффект ореола и эффект первичности, и в этом свете первоначальное поведение больного будет считаться постоянным, а последующее – изменившимся, хотя в реальности все может быть наоборот. Кроме того, врач с помощью своих психологических защит может не придавать большого значения новым формам поведения и значимыми остаются только первичные формы поведения больного.

На социальное восприятие большое влияние оказывают уста­новки. Они имеют три измерения: когнитивное (познавательное), аффективное и поведенческое. Когнитивное измерение включает те мысли, предположения человека, которых он придерживается относительно тех или иных людей, особенностей их характера, позволяющих создать умозрительный образ восприятия. Аффек­тивная составляющая – это то, что связывает мысли человека с его индивидуальной системой установок: что он любит, что не любит, они придают этим мыслям окраску или удовольствия и радости, или злобы и страха. Поведенческая установка предполагает реакцию человека, которая соответствует его убеждениям, мыслям и переживаниям. Врач, общаясь с больным, может испытывать страх перед конкретным заболеванием, потому что предшествующий опыт лечения этого заболевания был неудачен. И врач отодвигается от этого больного, передает его другому врачу, направляет его в другое учреждение. Врач делает все то, что может уменьшить его страх пе­ред этой ситуацией. Сначала это был когнитивный процесс – уста­новление диагноза, затем – аффективный (врач испугался), потом поведенческий – он направил больного к другому врачу.

Как возникают установки, и как они функционируют. Большую роль в создании установок играет окружение человека, семья. Если в семье принято говорить, что люди с тонкими губами злопамятны, коварны, отличаются скверным характером, то человек получает определенную социально-перцептивную установку при воспри­ятии пациента с такими губами. Обычно к тридцати годам проис­ходит окончательное формирование этих установок и далее их трудно менять.

Можно выделить осевые установки – центральные и перифе­рические. Центральные установки касаются осевых характеристик человеческой личности, периферические – второстепенных. Этот факт во многом ставит под сомнение некоторые известные и хо­рошо разработанные в конце прошлого века методы психотерапии, например, так называемую рациональную психотерапию – психо­терапию переубеждением. В своем традиционном варианте этот вид психотерапии малоэффективен. Если системой логических до­казательств пытаться переубедить больного в том, что у него нет рака желудка (показывая рентгеновские снимки, приводя примеры из своей врачебной практики), то можно не получить никакого по­ложительного эффекта, потому что в картине мира этого пациента признаки рака и методы диагностики совсем другие. Он убежден, что наличие постоянной ноющей боли в эпигастральной области, тошнота – несомненные признаки онкологического заболевания, кроме того, из своего мифа о болезни пациент знает, что рентге­новское исследование способно выявить этот диагноз только тогда, когда поздно что-то менять. Кроме того, у этого больного сосед тоже ходил по врачам, ему говорили, что у него гастрит, а умер он от рака. Опыт показывает, что рациональная психотерапия прак­тически никогда не дает эффекта. Это не значит, что врач не дол­жен информировать пациента об отсутствии опасности тяжелого заболевания. Напротив, необходимо дать ему подробную инфор­мацию, и если страхи и подозрения пациента не рассеются, то передать его специалисту – психотерапевту.

В психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, пос­ледних двух десятилетий активно разрабатываются новые аспекты взаимодействия врач–больной через те новые находки, которые были сделаны психолингвистикой, паралингвистикой и так назы­ваемым нейролингвистическим программированием (НЛП).

Однако по-настоящему научная система разработки взаимодейст­вия  врач–больной принадлежит психоаналитической школе, где процесс этого взаимодействия являлся чуть ли не основным звеном учения. Психоаналитической школой были введены понятия «сопротивление», «перенос» (или «трансфер»), «контрперенос», «лечебный альянс». Открытия психоаналитиков, несмотря на то, что они имеют специфическую психоаналитическую трактовку через функциониро­вание либидо во взаимодействии пациента и врача, играют большую роль и в настоящее время. Процесс взаимодействия врач–больной рассматривался разнопланово: с одной стороны, активирующие, вытесненные желания, чувства, мысли и с другой стороны, возмож­ность проекций на врача комплексов переживаний.

Этапом, следующим за психоаналитическим, можно считать систему эмпирических находок великого американского психоте­рапевта Милтона Эриксона. В своей практической работе он ог­ромнейшую роль отводил паралингвистическим и другим невер­бальным компонентам общения. Во многом работы классиков нейролингвистического программирования (НЛП) отправной точ­кой имели книги, семинары М. Эриксона. В определенной степени можно сказать, что это была форма научного описания многих эмпирических находок, сделанных М. Эриксоном. Уместно привести случай, когда проблема пациента была выявлена Эриксоном толь­ко на основании одного невербального коммуникативного компо­нента. Некий мужчина наблюдался у многих врачей, которые не смогли ему помочь, поэтому он очень сомневался в помощи Мил­тона Эриксона. Пациент ожидал какого-то заключения от врача, но прозвучал странный вопрос: «А давно ли Вы стали носить муж­скую одежду?» Милтон Эриксон заметил, что когда пациент огибал шкаф, он двигался так, как это бы сделала женщина, боясь по­вредить молочные железы.

Все эти исследования привели к тому, что врачи любых специаль­ностей получили очень важный совет – врач должен уметь видеть, чувствовать, осязать, слышать грамотнее и лучше, чем пациент. Врач должен владеть техникой метакоммуникации, то есть не только коммуникацией с помощью слов, а читать общий смысл коммуни­кации, учитывая все невербальные компоненты общения.

Так в НЛП возникло понятие о репрезентативных системах, то есть системах, которые считывают информацию из окружающего мира: это визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и осязательная. Еще раз было показано, что одно и то же явление из окружающего мира люди воспринимают совершенно по-разно­му, хотя и предполагают, что это и есть идеальный слепок с ре­ального мира. Существует необычная вещь в психологии человека:  есть  некоторые истины, которые человечество слышит ежедневно на протяжении 30–40 веков, и все равно каждый раз это слышится, как совершенно новое. Идея о субъективности мира восходит даже не к философским традициям Древней Греции, она родилась зна­чительно раньше в философии Китая и других восточных филосо­фиях, но, тем не менее, проблема субъективности мира каждый раз открывается каждому человеку заново на собственном опыте.

Как врач воспринимает пациента? В силу своей позиции эксперта он устанавливает это не как личное восприятие, а как некую абсолютно объективную реальность, не имеющую других форм толкования. Это тоже очень важный прием упрощения мира. Трудно все время помнить, что человек живет в мире, который воспринимается им так, как больше не воспринимает никто его, и все, кто его окружает, воспринимают этот мир по-своему. Пони­мание этого опять приводит к чувству одиночества, к ситуации необитаемого острова. Это столь тяжелая для человека проблема, что он перерабатывает ее с помощью защитных механизмов, и человечество каждый раз заново должно открывать эту идею, чтобы потом вновь прибегать к защитным механизмам.

Учение НЛП во многом строится на анализе репрезентативных систем. Люди говорят об одном и том же, и каждый слышит это совершенно по-разному. При анализе репрезентативных систем были раскрыты некоторые приемы, с помощью которых, можно оценить: какая ведущая, и репрезентативная система имеется у пациента, можно получить «ключи доступа» к сознательной и бес­сознательной сфере пациента.

Глаза, поднятые одновременно вверх и налево – это зритель­ный эйдетический образ (для правшей). Если попросить пациента что-то вспомнить, то он сделает движение глазами вверх и налево, при доминировании зрительной репрезентативной системы. Если попросить пациента представить современный нарядный автомо­биль одной из последних марок (сконструированный образ), то у этого же пациента будет замечено движение вверх и направо. Можно задать человеку вопрос и определить, что он сейчас делает: вспоминает или конструирует (придумывает). Расфокусированные глаза означают то, что пациент видит зрительный образ. Глаза, обращенные просто налево, означают слуховые (аудиальные) воспоминания, направо – сконструированный аудиальный образ. Можно попросить пациента представить голос Мефистофеля и он отведет глаза направо. Глаза вниз направо – это аудиальные пред­ставления типа эйдетических образов, глаза вниз и налево – это кинестетические представления.

В речи больных с одной из доминирующих репрезентативных си­стем будут использоваться слова, характерные для этой системы: «я чувствую, я вижу, я слышу». Два человека, войдя в одну и ту же ком­нату, могут сказать разное: один скажет, что он слышит здесь что-то интересное, другой скажет, что он видит здесь что-то интересное, из чего можно сделать вывод об их доминирующих репрезентативных системах. Эти люди воспринимают мир по-разному.

Эти «ключи доступа» позволят врачу понять, когда перед ним рассказ–воспоминание, а когда перед ним рассказ—конструкция. Конечно, обличение пациента во лжи – бессмысленное занятие, общение в этом случае затруднено, но врач должен для себя за­мечать, где пациент говорит правду, а где по каким-то совершенно разным причинам – нет. Кроме того, сконструированные истории, которые выдают пациенты, в большинстве случаев не относятся к категории лжи, то есть к сознательному мыслительному обману. Как правило, это сложная и неоднозначная реконструкция, на ко­торую влияет огромное количество факторов. Тем не менее, эти ключи очень важны. Например, человек описывает свой сердеч­ный приступ и в первом случае, когда он вспоминает подробно о своих ощущениях, врач получает фотографический снимок, а во втором, когда он, пользуясь сценами из кинофильмов, чужими рассказами, конструирует приступ, получается картина, написан­ная многими художниками. Информативность и первого, и второ­го рассказов высоки. Во втором случае в целях лечения врачу пред­стоит переформировать «выдуманную» картинку больного в жела­тельном для врача направлении.

В нейролингвистическом программировании при общении врача и больного часто используется прием зеркала, когда больно­му возвращаются его слова с его же интонацией, чтобы он мог их по-другому услышать и почувствовать.

В коммуникативном процессе врач–пациент большую роль игра­ет процесс эмпатии. Когда пациент имеет право выбора врача, то он нередко останавливает свой выбор на эмпатийном враче – не на том, который более квалифицирован, но холоден и точен, а на том, ко­торый способен сопереживать. Эмпатия – это способность чувст­вовать те чувства, которые испытывает больной и в какой-то степе­ни переживать их. Из-за того, что слова содержат всего 7% инфор­мации, изображение эмпатии в виде слов: «я понимаю Вас, я со­чувствую Вам» должно сочетаться с паралингвистическими эле­ментами, которые могут либо усилить чувство эмпатии (и тогда больной поверит врачу), или сильно его ослабить. Правда, есть па­циенты, которые любят, чтобы их обманывали, но часто это люди, которые почти не встречались с подлинным сочувствием или очень разочарованные в чувствах других. Такую неправильную установку пациента, видимо, врач не имеет права эксплуатировать. Нельзя людей фальшиво жалеть и фальшиво любить.

Испытывать эмпатию – не означает, что врач должен входить с состояние столь же тяжелой депрессии или страха, которые испыты­вает пациент; есть граница эмпатийного присоединения, за которой самому врачу уже понадобится помощь. По этим же причинам врачу не следует лечить своих родственников и своих близких.

Одной из самых необходимых характеристик врача является его способность к эмпатии, но не к игре в эмпатию. Все люди актер­ской профессии делятся на две категории: тех, которые изобража­ют жизнь и живут очень долго, и тех, которые живут жизнью своих героев в фильме, в спектакле и живут мало, потому что несколько раз умирают вместе со своими героями, моделируя свою собствен­ную смерть.

Для врача очень опасна такая глубина эмпатии, когда присо­единяется психосоматика. Врачом Кэноном была разработана идея вуду-смерти: человеку, приговоренному к смерти, на шею вместо топора выливают воду, он умирает и при вскрытии обнаруживает­ся, что во внутренних органах – те же самые изменения, которые могли бы быть при сильном кровотечении. Организм может моде­лировать смерть, он имеет модель, клише смерти. Это особенно опасно для тех врачей, которые работают с тяжелыми больными, поэтому искусство и профессионализм врача заключается в соблю­дении этой тонкой грани между эмпатией и профессиональным отстранением от пациента.

Именно по причине эмпатии даже самые совершенные ЭВМ никогда не заменят живого врача. ЭВМ может точнее поставить диагноз, вычислить оптимальную схему биологической терапии, но машина не может быть эмпатийной.

(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:

Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. С. 252-262)

Пишите на адрес:
artem.savin00@gmail.com (временно)
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player