|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ |
Другая категория моих трудных пациентов – это те, которые
никак не хотят поправляться. А так хочется, чтобы он пошел на поправку, а ему
не лучше… Естественно, сначала возникает чувство вины, но долго с чувством
вины ходить ни один из нас не хочет, и у нас возникает защитная реакция –
агрессия. Мы пытаемся найти причины отсутствия эффекта и находим, причем не в
нашем лечении, а в личности пациента. Все, что я вам сейчас тут говорю,
предназначено не для того, чтобы сделать вас равнодушными к неудаче. Напротив,
всегда ищите ее причину.
И еще одна важная вещь: не притворяйтесь. Я хорошо помню
служащую Амстердамского аэропорта, которой я очень сочувствовал, но помочь
ничем не мог. Я попросил ее дать мне кресло для курящих пассажиров, но она дала
мне кресло для некурящих. Я пошел ей компостировать мозги. И ей пришлось весь
компьютер перелопатить, чтобы всем поменять места. При этом у нее была
приятная улыбка, но в глазах я прочел себе смертный приговор. Она не могла мне
ничего ответить, у них там безработица, она вынуждена была притворяться и
демонстрировать радушие. Я ее очень жалел тогда и думал, что есть ситуации,
когда непритворное равнодушие гораздо лучше, чем притворная любовь.
Наши пациенты – очень неглупые люди, очень чуткие. Словами
«золотко», «золотой мой» вы уважение пациента не купите. Вы можете позволить
себе иногда рассердиться на пациента, сказать «я вами недоволен», и объяснить,
почему недоволен, вы можете рассказать о своих чувствах. Пару раз я говорил
своим больным о том, что какие-то их убеждения, не связанные с болезнью, мне
отвратительны (например, это были идеи фашизма, который я ненавижу). Я сказал
тогда: «Я не собираюсь перед тобой притворяться, что мне нравится фашизм. И
когда ты говоришь, что все русские – свиньи, а немцы – великие люди, то я хочу
тебе напомнить о том, что тех, кто так говорил в сорок первом, потом повесили.
Тебя, к сожалению, нет. С этого дня я не твой лечащий врач». Иногда встречаются
ситуации, когда врач может проявить свою личную позицию. Но если я на
судебно-психиатрической экспертизе обследую насильника, который изнасиловал и
убил девочку, я не имею права проявлять к нему агрессию до тех пор, пока не
решен вопрос о том, здоров он или болен. Но есть ситуации, когда мы вправе
высказать свою точку зрения, быть открытыми и искренними. Ведь мы с вами не
являемся великими актерами, нас порой легко прочитать, распознать фальшь и преувеличенное
дружелюбие.
Я понимаю, как трудно быть дружелюбным и естественным с
тяжелым пациентом. Настройтесь на работу с таким больным. Но когда уже подошли
к нему, четко скажите, что вы понимаете, как ему сейчас тяжело и, возможно,
трудно беседовать с вами. Однако есть вопросы, которые вы обязаны задать, чтобы
ему помочь. При этом у вас должно быть два-три вопроса, не больше, которые
помогут вам прояснить диагноз. Если вам все понятно, то вопросы вообще не
нужны. Просто выразите свое сочувствие и скажите, что сделаете все, чтобы
помочь пациенту. Все, одна фраза. «Сейчас я сделаю несколько манипуляций, вы
испытаете боль, но не очень сильную». Но если это очевидный случай и ваши вопросы
не изменят ни диагноза, ни терапии, то их и не нужно задавать, потому что
перед нами человек, который умирает. Или ему очень плохо, и он думает, что
умирает. А мы задаем вопрос, который ему кажется просто варварским,
безобразным, потому что он, на его взгляд, совершенно не нужен. Например, если
вы человеку, который дышит так, как я сейчас показал, зададите вопрос: «вам
трудно сейчас говорить?» Это очевидно, и ничего, кроме усталой агрессии, вы в
ответ не получите. Предложите ему лучше кивнуть вместо ответа и объясните, что
это важно. Помните общее правило: не притворяйтесь, не играйте. Ведь на
самом-то деле за этим расспросом стоит другое ваше желание – желание заполнить
историю болезни. Это не означает, что я даю вам право на «халяву»,
предполагая, что у любого тяжелого больного можно ничего не спрашивать. А если
он сам хочет рассказать, если он рвется на эту беседу? Иногда умирающие люди в
состоянии агонии пытаются что-то сказать, и не только своим близким, но и
врачу, потому что надежда у человека всегда есть. Только при тяжелой депрессии
ее нет, а в остальных случаях она сохраняется. Не рассуждайте о смысле жизни с
таким пациентом, но и не смотрите в потолок; не будьте веселы рядом с ним, но и
не рыдайте; будьте деловиты, сосредоточенны и доброжелательны. Вот где
одиночество, так это в таких случаях. И, может быть, самое главное, что вы
сможете, – это записать в стандартную историю как дополнение: вам удалось
добиться снятия у пациента агрессии или тревоги. И это, может быть, станет
самым большим вашим достижением, потому что и то и другое резко ухудшает любое
соматическое состояние человека. Согласитесь, очень часто больные сердятся на
нас и становятся агрессивными, потому что понимают, что это нужно нам для
какой-то отчетности, а отнюдь не для того, чтобы их вылечить. И часто они
бывают правы…
А сейчас я хочу поделиться с вами вот какой идеей: «трудными»
пациентов делают порой сами врачи. Представьте себе гипотетическую ситуацию –
такого быть не может, я преувеличиваю, но проблема вам станет ясной. Например,
женщину обидел муж, и в этот момент она ненавидит всех мужчин. Для того чтобы
извести все это гадючье семя, она назначает своим пациентам мужского пола по
80 мг атенолола в день, но на рецепте пишет по 25 мг
два раза в день. Мне приходилось видеть врачей, которые решали свои проблемы за
счет пациентов. Более того, психоаналитики считают, что ни один из нас не может
пройти мимо этой проблемы. Поэтому настоящий врач, прежде чем получить диплом,
должен поработать со своими проблемами. Если ты признал важность коммуникации,
готов к изменениям профессионального и личностного роста, тогда работа врача
для тебя – творчество. Во всех остальных случаях – нет. Это может быть слишком
категорично, слишком утрированно, но это моя точка зрения.
Я много могу говорить о важности коммуникативных навыков, но
давайте разберем возможные трудности коммуникации на примере ролевой игры. Я
буду пациентом, страдающим, к примеру, артериальной гипертензией. Кто хочет
быть доктором? Вы? Вперед!
Даю вводную: мне за 60 лет, я
работаю, работа мне нравится, она достаточно ответственная – работа с людьми,
иногда бывает много сложностей, рабочий день не нормирован, время определяется
объемом работы, я женат, мы живем вдвоем с женой, наши дети живут в других
странах.
Доктор (далее Д.):
Ваши жалобы?
Валерий Владимирович,
играющий пациента (далее – В.В.):
В последнее время я замечаю следующие вещи: иногда, даже не пойму отчего, хотя
это можно связать с погодой, у меня начинает болеть голова, я измеряю давление,
давление невысокое (140 на 90), но голова болит. Я стал замечать, что если у
меня болит в этой области (показывает), то принимаю атенолол,
но пока заметного улучшения не вижу. А иногда мне становится легко, я становлюсь
веселым, но одновременно у меня появляется какой-то дискомфорт в голове, я иду
измерять давление, и оно оказывается 170–180.
Д.: Как часто это
бывает?
В.В.: Не часто. Просто
не всегда есть возможность измерить давление.
Д.: Какое у вас
рабочее давление?
В.В.: Когда я был
молодым, лет до сорока, у меня всегда было пониженное давление.
Д.: Каким было самое
низкое давление?
В.В.: Самое низкое
было 70 на 40, когда я был студентом и работал на практике в Кызыл-Кия; там
очень жарко, и я вдруг заметил, что нет никаких сил. (А обычным было 90 на
60).
Д.: Что тогда
случилось, какие жизненные события произошли?
В.В.: Я много работал,
часов по 12. Работа была интеллектуальной, мало двигался, мало ел. Трагических
событий не было. Как и во всякой интеллектуальной работе, случались и успехи, и
неудачи. Но серьезных жизненных событий не произошло.
Д.: Какие у вас были
чувства при изменении давления?
В.В.: Никакой особой
тревоги или напряжения это не вызывало. Я считал, что с возрастом у всех людей
должно быть повышение. Но я посчитал, что раз это происходит постоянно, надо
идти к врачу.
Д.: Как часто Вы
обращались к врачам?
В.В.: К врачам я
обращался очень редко. Лежал в хирургическом отделении по поводу аппендицита,
обращался к травматологу по поводу перелома: один раз – руки, другой раз –
ноги.
Д.: Алкоголь
употребляете?
В.В.: Последние годы
нет. Иногда позволяю себе выпить кружку пива или хорошее сухое вино.
Д.: В вашей семье были
случаи заболевания гипертонической болезнью?
В.В.: Да, у меня мама
болела гипертонической болезнью.
Д.: Страдали ли Вы
заболеваниями почек?
В.В.: Со стороны почек
все в порядке, у меня неважный желчный пузырь, я легко реагирую на жирное,
крепкий алкоголь, пиво... Иногда болит в правом подреберье, но это бывает в
период серьезных стрессов.
Д.: В период серьезных
стрессов вы замечаете подъем давления?
В.В.: Может, оно и
поднимается, я его просто не измеряю. Я измеряю давление, если у меня
появляется боль. Когда врач назначил мне атенолол, он
сказал, что нужно регулярно измерять давление.
Д.: Что еще Вы можете
рассказать о своем здоровье?
В.В.: Я уже лет 15 как
стал пользоваться очками. Сначала мне было трудно читать рукописный текст. А
сейчас я читаю только с очками.
Д.: Делали ли вы
анализ сахара крови, холестерина?
В.В.: Здесь все
нормально. Знаете, я выйду сейчас из игры – мы зашли в тупик. Если врач не
знает, что делать с больным, он отправляет его на как можно большее количество
анализов. Исследование должно ошеломить пациента. Если вы жалуетесь на
головную боль, а вас направляют к проктологу, то пациент должен прийти в такое
изумление и уважение к врачу, что после этого контакт обеспечен.
Давайте разберем продемонстрированное взаимодействие. Может
считаться этот пациент трудным? Да, может. И я благодарен своему партнеру по
коммуникации за ее терпение и вежливый расспрос. Скажите, коллега, какой вопрос
крутился у Вас в голове все то время, пока Вы со мной возились? Правильно –
почему этот пациент сейчас рядом со мной, если диагноз ему установлен, лечение
назначено и состояние удовлетворительное? А почему не спросили? Неудобно?
Давайте вместе подумаем, как вести себя в подобных ситуациях.
Первое, о чем я бы спросил: «Вот вы уже более трех лет ходите
по врачам, обследуетесь. Как часто вы посещаете врача? В какие моменты? Что
заставило Вас обратиться именно сейчас?» Если бы мой пациент затруднился с
ответом, я бы предложил ему несколько возможных вариантов: стало хуже; подошло
время, назначенное врачом для посещения; и, наконец, назначенный врачом
препарат ничего не поменял в его жизни. Этот препарат создает ему трудности
экономического характера, он должен бегать по городу в поисках не украинского и
не российского, а итальянского или английского препарата, что затрудняет жизнь.
Он пришел с недоумением и беспокойством по поводу неэффективности моей
терапии. Ничего в его жизни после не изменилось. Вот ответ на вопрос, почему мы
с ним встретились. Его проблема: «Доктор, может быть, мне нужны другие дозы
препарата или вообще другой препарат?»
Запомните, друзья, что очень важно узнавать мотивацию появления
пациента на приеме. Дальше я бы спросил: «А вот когда у вас поднимается
давление, у вас болит сердце, вы пьете лекарство, но боли все равно
продолжаются, как вы себя ведете? Вас не беспокоит, что ваши коллеги не всегда
могут вас воспринять адекватно?» Такой вопрос вполне уместен. И еще я бы
спросил: «Скажите, а чем вы увлекаетесь, кроме работы? Вы сказали, что хотите и
дальше работать и что она вам нравится. Вы не боитесь, что ваша болезнь может
помешать вам через год-два?» И вот тут он бы ответил: «Боюсь». И вот это
главная причина его прихода к вам. Мне хвалили этот препарат, но мне он не
помогает, и я могу потерять то, что для меня самое главное – работу». Наконец,
третий вопрос, который бы я обязательно задал: «Что радует вас в вашей жизни и
что печалит?» Можно о таком спрашивать? Нет. Почему? Что здесь запретного?
Почему же тогда пациенты мне отвечают? Вы можете проследить это. Позиция,
которая была занята вашей коллегой, обозначала следующее: ничего, кроме твоего
тела, меня не интересует. На самом же деле к нам приходят не только с телесными
проблемами, поймите это. Поэтому ваша небрежная поза, разговор... разрушает
этот заказ. Мы приходим к своим врачам, преодолевая одиночество этой жизни,
потому что когда я болен, я с болезнью один на один. Даже если у меня любящая
жена и дочь, которая звонит каждые три дня и спрашивает меня о здоровье. Все
равно умирать буду я один. И смерть – это всегда одиночество, и болезнь – это
всегда одиночество. И к нам с вами (не важно, психиатр вы, гинеколог,
кардиолог) приходят из-за одной проблемы – проблемы преодоления одиночества, помощи
в ситуации, когда ты оказываешься один на один с болезнью. Как бы вас не
любила мама, муж, друг, как бы вас не любили ваши дети, они не могут прожить
вашу жизнь; они не могут изменить ваш сосудодвигательный центр. Единственное,
что они могут сделать – это дать деньги вам на лекарство, найти самого
квалифицированного врача, чтобы он вам помог. Но все равно даже сильно родные
люди не способны серьезно вмешаться в эту ситуацию. И ваш пациент всегда один
на один с болезнью, и только вы можете и должны помочь ему преодолеть это
одиночество, потому что вы воспринимаетесь им как эксперт по его проблеме.
Потому что только вы можете заменить одно лекарство на другое, только вы в
состоянии сделать так, чтобы мои подъемы давления стали реже
и я меньше стал беспокоиться о том, останусь ли я на работе или нет. Вам будут
отвечать на эти вопросы, когда вы станете их задавать. Повесьте себе на дверь
кабинета табличку «чистый кардиолог», тогда вы увидите иную систему взаимоотношений
с пациентом. Нельзя разговаривать с пациентом через вопросы, которые касаются
только того, как реагирует его тело. Я вышел бы из такого кабинета не
раздраженным, не злым, а с ощущением полной бессмысленности своего прихода. Так
частного клиента не зарабатывают, а я учу вас обращению с частной клиентурой,
потому что на нашу государственную зарплату не проживешь. Я зарабатываю деньги
тем, что учу, и от того, как я вас научу, зависит мой заработок. Всем понятны
ошибки «моего врача»?
А теперь давайте разберем мои ошибки в данной коммуникации.
Для меня это значимо, потому что когда ты неправильно что-то делаешь и
пытаешься перенести ответственность на другого человека, то человек этот рано
или поздно должен взять на себя эту ответственность. А второе, что для меня
важно, – это постоянная учеба на собственном опыте, которую вы сейчас наблюдали.
В чем заключалась моя ошибка? Она состояла в очень типичной позиции врача и
вообще человека. Дело в том, что коммуникация «врач – пациент» – это всего лишь
часть общечеловеческого общения. И все ошибки, которые происходят в
общечеловеческом общении, происходят в общении профессиональном. Вначале я
выступал в качестве пациента, а потом – в качестве комментатора. В качестве
пациента я мог позволить себе все, что угодно, но был достаточно вежливым. А
вот как комментатор я допустил ряд серьезных ошибок. Первая ошибка, которая
присуща всем нам, – это когда мы бессознательно чувствуем какие-то свои
огрехи, то начинаем искать их не в себе, а в своем собеседнике. Главной моей
претензией к доктору было одно: вы рассуждаете как «чистый» кардиолог. А я не
хочу, чтобы вы рассуждали как кардиолог, а хочу, чтобы вы рассматривали
пациента целостно. На самом же деле, показывая ей ошибки в расспросе, я
рассуждал с позиции не просто врача, а психиатра, который снисходительно
указывает своей ученице на что-то, что она не знает. Хотя в то же время я был
столь же невежествен в тех вопросах, в которых она компетентна как специалист.
Вторая моя ошибка заключается в том, что наш разговор изначально был
неравноправным, неравноправным было и наше ролевое взаимодействие. Это был
разговор майора с генералом. А на генерала майору гавкать не положено. А
генералу на майора положено. Так же в точности мы рядом с нашим пациентом часто
ведем себя как генерал с рядовым. Лучше всего учить людей не на их ошибках, а
на своих собственных: может быть, это предотвратит и их от повторения ошибок.
Давайте вспомним свой третий курс. У меня это самое
страшное, что происходило в моей студенческой жизни. Приходишь в палату,
ассистент дает задание идти вот к этому больному. Спрашиваешь, как зовут,
сколько лет, когда поступил, на что жалуетесь. Дальше забываешь, что спросить.
Я помню одного ехидного старика, который спросил меня: «Ну что, молодой
доктор, попался?» – «В каком смысле?» – «Вот ты меня уже постукал, послушал,
при этом у тебя был такой умный вид…» Тут я честно сказал, что вид умный был у
меня потому, что я ничего не понял. Дальше он говорит: «Ну, давай поговорим,
как ты учишься, кто у тебя в семье?» Получилось, что не я, а он мне задавал
вопросы. Потом я стал приходить к нему, разговаривать о жизни, но спрашивал
меня он, а не я его – видимо, ему было скучно.
Вы вспомнили свой третий курс? Какие бы новые технологии
не создало человечество, какие бы замечательные методы исследования не
появились в кардиологии, я хочу, чтобы вы осознали: ваша личность, ваше
отношение к больному не как к объекту медицинского исследования, а как к
человеку будет всегда перевешивать ваши диагностические возможности. Поверьте,
что за 40 лет своей работы и наблюдений за работой других врачей я убеждаюсь в
этом все больше и больше. Вы полагали, что пациент не будет отвечать вам на те
вопросы, которые кардиолог обычно не задает, а задает психиатр. Это глубоко
ошибочная идея, и я рекомендую вам завтра же начать задавать данные вопросы своим
пациентам – проверьте, как это работает. Вот вопросы, которые можно и нужно
задавать: «как вы реагируете на симптом?», «Часто ли у вас бывает какое-то
волнение?», «возникает ли у вас чувство страха?», «Что нового принесла в вашу
жизнь болезнь, как она ее изменила?». Эти вопросы абсолютно нормально будут
восприниматься вашими пациентами. Это отнюдь не вторжение в запретные зоны
жизни, а вполне нормальный подход.
Вы утверждали, что только психиатру это могут рассказать.
Но вы ошибаетесь по одной простой причине: каждый из нас, став пациентом, хочет
иметь рядом с собой врача, но в первую очередь – человека. Поэтому, когда
пациента воспринимают как человека, а не как объект медицинского наблюдения, вы
вряд ли в этом случае натолкнетесь на агрессию с его стороны.
Начните задавать новые для себя вопросы, уже буквально с
завтрашнего дня. Выберите одного человека и поговорите с ним о том, что
привнесла болезнь в его жизнь, что – в жизнь близких ему людей. Постарайтесь
начать новую жизнь. Вначале вы это будете делать неумело, иногда ошибаться.
Давайте вместе обсуждать эти трудности, рассказывать друг другу о своих
успехах, а также о провалах и неудачах. Я задал «такой вопрос» и получил «такой
ответ». Почему, как вам думается, я получил «такой ответ»?
В общении не бывает мелочей. Будьте естественными. Я надеюсь,
что вы не очень обидчивые люди, поэтому могу сейчас применить довольно грубый
прием. Я, например, могу сказать пациентке фразу: «убери свою задницу» разным тоном: в одном случае я стану ее врагом, во
втором – она будет приходить ко мне, если ей чуть меньше 97 лет. Если ты
хочешь, чтобы она была здорова, то даже ругательное слово может превратиться в
мостик взаимодействия, если тебе действительно важна ее судьба. Иногда я
говорю своим пациентам: «Приходите в следующий раз, потому что я сегодня
здорово устал и все будет у меня мимо ушей пролетать. Сегодня я не вработаюсь.
Не сердитесь, я же тоже могу уставать». Пациенты это нормально воспринимают.
Обучение коммуникации «врач – пациент» обязательно для каждой врачебной
профессии, за исключением, может быть, врача клинической лаборатории, да и это
спорно…
(Соложенкин В.В. Избранные лекции по психиатрии для
врачей-кардиологов.
Учебное пособие. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011,
С. 24-33)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |