РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ

ГЛАВА 3

 

Редакция сайта благодарит проф. Сергея Александровича Кулакова за возможность опубликовать развернутые фрагменты его работы
«Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

 

ГЛАВА 3. ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПСИХОТЕРАПЕВТ

Сотрудничество супервизора и психотерапевта в изучении пациента – творческий процесс, который, проходя в групповой форме, имеет свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам следует отнести необходимость раскрытия своих неудач перед группой, а это при недостаточном эмпатическом потенциале преподавателя может усилить нарциссическую ранимость коллеги. С другой стороны, помощь и поддержка коллег, педагогическая ориентация супервизорского процесса имеет шанс смягчить удары по самолюбию, которые приходится сносить психотерапевту, а также избавиться от негативных переживаний, возникших в результате работы с пациентами.

Сопротивление лечению. Тревога, которая создает потребность в терапии,  в то же время вызывает сопротивление ей. Сопротивление является правом пациента и требует к себе уважения. Чем пытаться преодолеть его силой или авторитетом,  лучше показать эмпатический интерес ко всем проявлениям сопротивления. Сопротивление принимает многие формы, иногда неуловимые, а иногда ясные. Наиболее частые примеры:

§         сокращение или прекращение терапии;

§          пренебрежение важными результатами, вопросы, не имеющие отношения к делу (для их выяснения полезно исследование мотивации);

§         недоверие (часто беспричинное); непродуктивное молчание;

§          уклончивость, бесчестность, враждебность, лесть, переоценка или недооценка терапевта;

§          пропуски встреч или приход с опозданием и т.п.

Сопротивление подвергает испытанию собственную уверенность терапевта.

Установление терапевтических отношений. Отличие терапевтических отношений от любых других состоит также в наличии относительно специфических целей и строгих временных ограничений: отношения существуют для поиска решений, и сессия заканчивается, как только минутная стрелка часов достигает заранее оговоренной цифры.  Таким образом, кроме многих общих характеристик, которые можно найти и в других успешных отношениях между людьми, терапевтические отношения имеют ряд отличий. Отношения – это своего рода база для изменения. Независимо от предпочитаемой теоретической направленности, от того, какие используются техники, терапевтические отношения – это всегда связь между пациентом и терапевтом, основа для дальнейшей работы. Остановимся на некоторых характеристиках таких отношений.

1.        Отношения имеют определенную цель – они заканчиваются, как только это становится возможным с терапевтической точки зрения.

2.        Отношения – это часть процесса межличностного влияния, в ходе которого консультант стремится стимулировать изменения в пациенте, используя свои навыки, способности, также как и силы, возникающие в результате взаимодействия двух личностей.

3.   Терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей пациентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

4.   Психотерапевт может работать с различными вариантами поведения, мыслями, установками и действиями, но чаще всего фокусировка происходит на выражении и исследовании чувств, которые редко обнаруживаются вне терапевтического контекста.

5.   Чтобы отношения были эффективными, психотерапевт и пациент должны придти к согласию в вопросах о причинах и этиологии предъявляемых проблем, и о том, что должно быть сделано, чтобы их разрешить. Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.

6.   Отношения динамичны и со временем претерпевают изменения. То, что является наиболее подходящим на начальных стадиях консультирования (аутентичное вовлечение), на последующих стадиях теряет свое первоначальное значение, поскольку паттерн взаимодействия, необходимый для решения терапевтических задач, уже сформировался.

Пациент получит пользу от психотерапии, если у него будет достаточно веры в психотерапевта. В том случае, если психотерапевт сам испытывает сомнения в эффективности его терапевтической системы, эта неуверенность и зарождающийся пессимизм могут погасить веру пациента.

Эмоциональная безопасность терапевта в ходе создания терапевтических отношений будет зависеть от развития у специалиста следующих навыков.

1.  Способность понимать чувства пациента.

2.  Способность к эмпатическому слушанию.

3.  Способность осознавать свои чувства (конгруэнтность, аутентичность, подлинность).

4.  Способность конструктивно выражать эмоции (вербализация).

5.  Способность ориентироваться на будущее решение проблемы, видеть шанс.

6.  Способность  определять ресурсы пациента.

7.  Способность предоставлять свободу реагирования пациенту.

8.  Способность уделять время пациенту.

 

IМногими исследователями психотерапии подчеркивается значимость фактора времени в психотерапевтическом процессе.  У каждого человека есть свой темп жизни и соответственно свой темп перемен. Его игнорирование может вызвать повышение тревожности, ощущение не заинтересованности, безнадежности и незащищенности. Эффективная психотерапия подразумевает движение со скоростью пациента, без навязывания ему своего темпа.

 

9.  Способность оставаться терпеливым к проявлениям пациента.

В Приложении 6, 7 приводятся методики для диагностики эмоциональной безопасности пациента и психотерапевта.

Наибольшей трудностью как для терапевта, проходящего супервизию, так и для супервизора является обнаружение контрпереноса.

Контрперенос включает все (неосознаваемые) чувства и отношения к пациенту, которые возникают у терапевта.

Чаще всего беспокойство психотерапевта вызывает «препятствующий» контрперенос, возникающий при следующих обстоятельствах.

1. Пациент способен сделать нас нечувствительными к важной области исследования. Или, наоборот, он может заставить нас сосредоточиться на том, что является скорее  проблемой  специалиста, нежели проблемой пациента. Так, психотерапевт-женщина, одновременно являющаяся преподавателем в вузе, вынесла на супервизию случай своей студентки с пограничной личностной организацией, которая оказалась не с традиционной сексуальной ориентацией. В ходе супервизии выяснилось, что наибольшей трудностью для психотерапевта было понять, как можно быть нежной по отношению к другой женщине. В родительской семье психотерапевта мать, руководствуясь лозунгом «никаких телячьих нежностей», никогда не проявляла ласки по отношению к дочери.

2. Некоторые контрпереносные чувства возникают, когда пациент затрагивает область, особенно тревожащую терапевта. Например: психотерапевт собирается разводиться. При рассказе пациента о его счастливом браке первым овладевает зависть.

3. Контр-перенос может побуждать нас использовать пациентов для косвенного самоудовлетворения.

Например, психотерапевт с конфликтами по поводу своего чувства зависимости представляет опасность, поскольку может незаметно подстрекать пациента к преодолению зависимости, темп терапии будет в этом случае не соответствовать темпу пациента.

4. Контр-перенос может привести к выражению тонких намеков, способных во многом влиять на пациента. Если психотерапевт нуждается бессознательно в восхищении, то пациент примет сотню намеков и будет избегать недружелюбных чувств, чтобы не потерять психотерапевта.

5. Контр-перенос может привести нас к вмешательству, противоречащему интересам пациента. Если психотерапевт раздосадован поведением пациента, то может  найти способ чтобы обидеть последнего, в то же время искренне считая, что совершает  терапевтический прием – конфронтацию.

Другой пример. Если история отношений пациента со своим отцом вызывает в психотерапевте собственный, не нашедший разрешения гнев на своего отца, то специалист подвергается опасности высказать критические и гневные мысли об отце пациента. Враждебная критика членов семьи пациента, пусть даже с чистейшими намерениями, вероятно, не лучший способ в терапии, вызванная контр-переносом, она может оказаться деструктивной.

 

Тактические ошибки, наиболее часто встречающиеся во время супервизии:

§         ограничение свободы выбора пациента в принятии решений (мотивы психотерапевта начать психотерапию с пациентом превышали мотивы последнего);

§         нечеткое формулирование запроса со стороны пациента;

§         не произошло разделение ответственности между психотерапевтом и пациентом за поставленные задачи;

§         пациент неправильно интерпретировал информацию о целях и характере психотерапии;

§         психотерапевт не учел готовность семьи и пациента к изменениям; возвращение семьи к прежним стереотипам в области воспитания; не учтена "вторичная выгода" симптома во время психотерапии;

§         психотерапия не соответствовала ресурсам пациента (темпу, клинической картине);

§         низкая мотивация на изменения (эго-синтонная направленность расстройства), не раскрыто табу на определенные темы при проведении психотерапии.

Тактические ошибки вытекают преимущественно из-за отсутствия у психотерапевта четкой концептуальной базы психосоциогенеза данного расстройства у данного пациента, из неумения планировать работу и прогнозировать ее результаты. В таком случае психотерапевты концентрируют внимание преимущественно на выполнении различных упражнений, упуская из виду чувства, мысли и цели самого пациента. Такая психотерапия не соответствует ресурсам пациента и повышает риск неблагоприятных последствий психотерапии.

Строгое определение целей психотерапевтического воздействия способствует отбору содержания и построению процесса психотерапии, организации психотерапевтической помощи и, наконец, выбору конкретного метода.

Кроме того, к ошибкам и затруднениям могут приводить лич­ностные проблемы самого психотерапевта: тревога и неуверен­ность, неконтролируемый контрперенос, проективная иденти­фикация, наличие жестких поведенческих стереотипов, низкий эмпатический потенциал, неконгруэнтность, отсутствие эмпатии, жесткая установка на конфронтацию с пациентом или неумение продуктивно спорить, невозможность определения пределов сво­их возможностей и др.

Вполне понятно, что положительный эффект супервизии зависит от удовлетворения потребности психотерапевта в поддержке наставника и группы, в уважении и обучении. Супервизор должен исходить из позитивного намерения способствовать личностному росту другого, а не удовлетворению своих амбиций. Если каких-то элементов недостает, супервизия может быть «сорвана», а у супервизируемого возникнут негативные переживания.

В психотерапии как ни в одной другой области велика роль профессиональных сообществ. Обсуждение сложных случаев из практики на балинтовских группах, супервизия сеансов психотерапии, поддержка коллег позволяют психотерапевту сохранять здоровье и профессиональное долголетие.

Группа коллег при проведении групповой супервизии действу­ет как поддерживающая система, объединяя профессионалов в своем городе, регионе, и служит инструментом профилактики профессиональной деформации психотерапевта.

 

Литература

 

  1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001.
  2. Джейкоб Д., Дэвид П., Мейер Д. Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преподавателей психодинамической психотерапии и психоанализа. Пер. с английского Ю. М. Донца и В. В. Зеленского. – СПб.: Б.С.К., 1997.
  3. Кан М.Между психотерапевтом и пациентом: новые взаимоотношения. Пер. с английского под редакцией В. В. Зеленского и М. В. Ромашкевича. – СПб.: Б.С.К., 1997.
  4. Кейсмент П.Обучаясь у пациента / Пер. с англ. – Воронеж: НПО «Модэк», 1995.
  5. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. – М.: Класс, 2000.
  6. Кириллов И. О. Супервизия в позитивной психотерапии. Дисс. на соискание ученой степени канд. мед. наук. – СПб., 2002.
  7. Коттлер, Браун. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001.
  8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Кулаков С. А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  10. Кулаков С.А.Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии.- СПб.: Речь, 2002
  11. Кулаков С.А.Основы психосоматики. –  СПб.: Речь, 2003
  12. Кулаков С. А., Эйдемиллер Э. Г. Супервизия как метод обучения и контроля над учебной деятельностью на цикле «Психология и психотерапия семьи» // Семейная психология и семейная терапия. 2000. № 2. С. 71–81.
  13. Люборски Л. Принципы психоаналитической психотерапии: Руководство по поддерживающему экспрессивному лечениюер. с англ. – М.:Когито-Центр,2003
  14. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. – М.: Класс, 1998.
  15. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – СПб.: Адис, 1994.
  16. Михайлов Б.В., Табачников С.И., Витенко И.С., Чугунов В.В. Психотерапия: Учебник для врачей-интернов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации. Х.: Око, 2002
  17. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер Ком, 2000.
  18. Программа тестовых заданий для сдачи экзамена на сертификат специалиалиста по психотерапии / Под ред. В. А. Ташлыкова. – СПб., 1998.
  19. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Д. Карвасарского). – СПб.: Питер Ком, 2000
  20. Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского.2 изд. – СПб: Питер Ком, 2002.
  21. Психотерапия детей и подростков / Пер. с нем. / Под ред. Х. Ремшмидта. – М.: Мир, 2000.
  22. Соловейчик М. Я. Супервизия / Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. – СПб.: Европейский дом, 2002.
  23. Уильямс Э. Вы – супервизор… Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии \ Пер. с англ. Т. С. Драбкиной. – М.: Класс, 2001.
  24. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992.
  25. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М. Педагогика-пресс, 1993.
  26. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как терапия / Пер. с англ. В. В. Самойлова. – М: Класс, 2001.
  27. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2002.
  28. Холмс П. Внутренний мир снаружи: Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. – М.: Класс, 1999.
  29. Bernard J. M., Goodyear R. K. Fundamentals of Clinical Supervision. – Boston: Allyn and Bacon, 1997.
  30. Powell D. J. et al. Clinical supervision in Alcohol and Drug Abuse Counselling: Principles, Models, Methods. – San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1998.
  31. Watkins C.E. Handbook of psychotherapy supervision. – New York: Wiley, 1997.

 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player