|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ |
Лекция 6. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПСИХИчЕСКИХ РАССТРОйСТВ
(ОБщАя ПСИХОПАТОЛОгИя).
РАССТРОйСТВА
ВНИМАНИя И ПАМяТИ.
Работая с пациентом, врач первичной медицинской помощи должен оценить характеристики внимания и их нарушение, дать оценку функции внимания пациента. Целесообразно остановиться всего на нескольких характеристиках, т.к. нарушение внимания вряд ли можно рассматривать как самостоятельный симптом. Оно всегда связано с расстройством какой-либо другой, более глобальной, функции. Например, с выраженной тревогой, которая дезорганизует психическую деятельность, что нарушает возможность концентрации внимания. При нарушении сознания поглощенностью какой-то одной мыслью или переживаниями (например, наплывом галлюцинаций) больной также не в силах сконцентрировать внимание. В данном случае врач первичной медицинской помощи описывает, легко или трудно концентрирует внимание его пациент, насколько он отвлекается. Врач также может отметить, насколько внимание пациента сосредоточено на одной какой-нибудь мысли или переживаниях. Это позволит дальше сопоставить особенности внимания с другими нарушениями, о которых я уже говорил, и описать их более подробно.
Вторая характеристика внимания, которую вы должны дать, – это насколько оно устойчиво (долго ли больной способен концентрироваться на чем-то). Истощаемость внимания характерна для выраженной утомляемости пациента. Это признак, пожалуй, самого неспецифического и самого распространенного патологического расстройства – астенизации. Жалобы на плохую концентрацию внимания пациенты предъявляют чаще всего косвенно – как расстройство памяти. Редко вы встретите пациента, который скажет вам, что у него плохая концентрация внимания, что ему трудно долго сосредоточиваться на чем-то, что он быстро отвлекается. Чаще всего вы услышите жалобу на плохую память, но не стоит принимать это как установленный факт. Если вам сказали, что за последнее время резко ослабла память, задайте следующий вопрос: «А как вы это замечаете?» Чаще всего последует чисто бытовое объяснение: «Вот положу куда-то ключи, а потом не могу их найти». Тогда адресуйте ещё один вопрос: «Попробуйте вспомнить эту ситуацию. Может быть, вы думали о чем-то другом, когда положили ключи в какое-то необычное место? А может быть, вы сделали это как бы машинально? Вспомните, о чем вы тогда думали?» И далее задавайте вопросы, которые будут ориентированы на оценку внимания, например: «Долго ли вы можете, не отвлекаясь, смотреть телевизор? Или же замечаете, что вот уже 10–15 минут, несмотря на нечто интересное, происходящее там, вы думаете совсем о другом?», «Когда вы читаете книгу, не замечаете ли, что через 15–20 минут ваши мысли где-то далеко от того, что там написано?»
Почему
же больные говорят не о нарушениях внимания, а о своей плохой памяти? Дело в
том, что память, о которой мы будем рассуждать дальше, во многом в бытовом
сознании человека, а иногда и врача первичной помощи, является эквивалентом
понятия «хорошая психическая деятельность». Она рассматривается как
своеобразный индикатор, показатель психического состояния человека. Если
хорошая память, значит, хорошее психическое состояние; плохая память, стало
быть, я в плохой форме. Поэтому и предъявляется то, что больше всего беспокоит.
Сейчас во многих странах мира, в том числе и в странах СНГ, детей пробуют учить
азам устройства человеческого тела (изданы различные детские энциклопедии),
поскольку это действительно очень важно для нашей жизни – знать, как мы
устроены. Как бы мы не были далеки от техники, однако имеем общее представление
о внутреннем устройстве часов: внутри есть какая-то пружинка (если это
механические часы), имеются какие-то колесики, и когда мы заводим часы, то
закручивается эта пружинка, а когда она раскручивается, то вращает стрелки.
Мы (большинство из нас) имеем, пусть очень смутное, но все-таки хоть какое-то представление о бытовой технике, с которой соприкасаемся, например, о стиральной машине. То есть это для нас не абсолютно неведомая и загадочная вещь. Логично думать, что человек должен бы значительно лучше разбираться в устройстве своего организма, чем бытовой техники. Но, оказывается, люди очень плохо знают свое тело и совершенно не понимают психики, её функций и пр. Когда человек предъявляет вам жалобы на некие соматические страдания (например, на сердечную боль), то он хотя бы ориентирован, в какой части тела находится его сердце. Большинство людей знают, что печень – справа, но о том, что у человека есть сознание, эмоции, чувства, настроение, внимание и другие психические функции, наш пациент в основном не ведает. Поэтому, исходя из своих поверхностных представлений об устройстве психики, он и рассказывает о возможных ее нарушениях. Но поскольку нормальное представление отсутствует, то, соответственно, и рассказ о «поломках» может быть очень искаженным. Жалобы на плохую память как основное расстройство чаще всего являются жалобами на плохую концентрацию внимания. Вот, собственно, все, что должен описать и знать о внимании врач первичной медицинской помощи.
Следующая функция, с расстройствами которой мы начинаем знакомство, – память. Какие расстройства памяти часто встречаются в практике врача первичной медицинской помощи? Прежде всего, это фиксационная амнезия, т.е. плохое запоминание текущих событий. Она наиболее характерна для людей с церебральным атеросклерозом, с болезнью Альцгеймера – патологией, которая раньше называлась старческим слабоумием. Фиксационная амнезия является также показателем депрессии и тревоги. И возникновение её приводит к той жалобе на потерю памяти, с которой может обратиться к врачу первичной медицинской помощи пациент с тревожным расстройством.
Пациент начинает испытывать страх оттого, что «ослабоумевает», теряет способность мыслить, запоминать, утрачивает то, что называется психической работоспособностью. Поскольку человек, даже занятый физическим трудом, обязательно использует при этом и психику, то утрата психических возможностей (фиксационная амнезия) приводит пациента к усилению тревоги. Возникает своеобразный замкнутый круг.
В дальнейшем я дам вам несколько простых тестов для изучения памяти и наличия или отсутствия гипомнезии (снижения памяти) или амнезии (отсутствия памяти, неспособности запоминать, сохранять и воспроизводить информацию). Пациенту с жалобами на плохую память вы можете задать несколько простых вопросов: «Какое сегодня число, день недели, месяц?» Этот вопрос нельзя задавать, предварительно не обсудив с пациентом проблему его памяти. Представляете, у вас на приеме человек, который занят интеллектуальным трудом, он пришел к вам пожаловаться на проблему с написанием учебника по высшей математике, и ваши вопросы: «Фамилия? Какое сегодня число, месяц, день недели и год?» – вызовут крайнее недоумение, недоверие к врачу и, возможно, разрыв отношений. К исследованию памяти надо подходить осторожно, предварительно обсудив с больным ее особенности.
Вопросы, ориентированные на изучение памяти, лучше задавать после предварительного вопроса: «Имеются ли у вас какие-нибудь проблемы с памятью?» Если человек говорит, что нет, то можно задать другой вопрос: «А что дает вам право так утверждать? Приведите пример вашей хорошей памяти». Большинство людей не утверждают, что у них очень хорошая память, если приходят к врачу первичной медицинской помощи, потому что, даже если у них не психическое расстройство, а соматическое заболевание, оно все равно ухудшает концентрацию внимания, следовательно, и запоминание. Если человек вам сказал, что у него бывают проблемы с памятью, тогда резонно задать следующий вопрос: «Давайте посмотрим, насколько значительны эти проблемы. Например, вы помните, какое сегодня число?» – «Конечно, помню». Если человек справляется с такой задачей, то дальше подбадривайте его. Задайте вопрос чуть посложнее: «А помните ли вы, что ели сегодня на завтрак?» Он говорит: «Разумеется, помню». Дальше вы можете спросить: «Вы женаты?» – «Да, я женат». – «У вас есть дети, когда они родились?» При грубых расстройствах памяти даты, события могут быть перепутаны, а порой и забыты.
Вы вправе спросить о приемах, которые человек использует, чтобы восполнить проблемы запоминания. Например, он записывает информацию, но, если это не помогает, смотрит в органайзер. Вам известно, что люди завязывают какие-то узелки или кладут какие-то вещи на видное место, чтобы не забыть их взять. То есть, вы расспрашиваете вашего пациента, есть ли у него система поведения, помогающая ему восполнять пробелы запоминания. Дальше вы обязательно расспрашиваете о чувствах, которые вызывает у него проблема с памятью. Когда такие нарушения не очень значительны, пациенты досадуют на это расстройство, принимают меры, лечатся. При депрессии же и тревоге ухудшение запоминания – гипо- или амнезия – вызывает у человека страх: «А не потеряю ли я вообще память и рассудок?!»
Значительные расстройства памяти ведут к интеллектуальному ослаблению, при этом резко снижается критика. Я уже говорил вам, что память рассматривается как интегративный показатель рассудка, ума человека. Это некое заблуждение, на котором была построена и сейчас нередко остается таковой система оценки знаний студентов и школьников. Мы тестируем, измеряем зачастую не глубину ума, а способность запомнить, вызубрить учебный материал. Поэтому иногда «магнитофоны», т.е. люди с хорошим запоминанием («магнитофонные мозги»), но с плохой сообразительностью, имеют хорошие результаты и в школе, и в институте. Я порой побаиваюсь выпускников с «красными дипломами», т.к. они нередко оказываются этими самыми «магнитофонами»: знать знает, а использовать свои знания затрудняется. Расспрос пациента, как он относится к расстройству памяти, что чувствует при этом, является обязательным, поскольку если человек считает память основным показателем здоровья, то снижение ее рассматривается как нечто очень опасное.
Другое расстройство, которое может встретиться у людей пожилого возраста, у больных с церебросклерозом, – это так называемая антероградная гипо- и амнезия. Это забывание событий (всех или некоторых) после какого-то определенного стрессового воздействия.
Любое нарушение сознания (например, диабетическая, интоксикационная кома) тоже может приводить к антероградной амнезии, т.е. к забыванию событий, которые идут после стрессового воздействия. У людей с церебросклерозом и с возрастными изменениями психики, болезнью Альцгеймера это не столь четко выражено, более размыто, там нет такого определенного критерия, как при стрессовом воздействии, но все равно амнезия определяется каким-то временным интервалом. У больных сохраняется удовлетворительная память на события, которые состоялись 30–40 лет назад, и плохая – на то, что происходило в последние 5–10 лет. Стариков лучше всего расспрашивать об их детстве, о молодости – это они хорошо помнят. А старых профессоров нужно отправлять на покой, поскольку они склонны вещать о том, что выучили 50 лет назад. Наиболее выраженная амнезия обычно является следствием черепно-мозговой травмы, которая сопровождается комой, в данном случае мы встречаемся с ретро- и антероградной амнезией (забываются события определенного периода до и после травмы), а также с амнезией на период травмы.
Ретроградная амнезия – это так называемое забывание прошлого. Любимый сюжет кино, литературы – это человек без прошлого с тотальной ретроградной амнезией. Но в реальной жизни он практически не встречается. Это тот самый случай, когда психиатрия искаженно имеет отношение к стигматизации, воспроизводящейся в искусстве. Всякое искаженное представление общества о психических расстройствах порождает страхи перед ними. Психиатрия, в бытовом сознании, часто перевернута с ног на голову. За 39 лет работы я только один раз видел пациента с амнезией пяти-шести последних лет после самоповешения, но продолжалась она 10–12 дней, и постепенно память восстановилась.
То, с чем врачи встречаются крайне редко, в культуре и в искусстве преподносится как феномен, который наблюдается очень часто, например синдром множественной личности. Однако подчеркну, что это очень редкое расстройство, хотя в нём есть, конечно, некая экзотичность и привлекательность.
Или, например, человек без прошлого. Человек получил во время войны травму и забыл свое прошлое; у него где-то есть семья, дети, они его потеряли, а он ничего не знает, бродяжничает, хотя на самом деле очень богат. Увы, в реальной жизни этого также практически не бывает.
Или: психиатр-маньяк (тоже очень частый герой подобных фильмов), психиатр-дурак (весьма обычная вещь), психиатр, который не любит своих пациентов и безразличен к ним (встречается довольно часто). Я общался с большим количеством коллег, среди которых встречались и люди с психическими расстройствами, и в этом нет ничего странного или необычного. Если хирург или терапевт могут иметь психические отклонения, то почему врач-психиатр должен быть защищен от этого? Нет. Но психиатр-маньяк, поверьте мне, маловероятно. Скорее, таковым может стать врач-хирург, например, со стремлением к жестокости, как это описано в психиатрической литературе. Человек иногда выбирает хирургическую специальность потому, что ему нравится причинять страдания. В этом случае врач пренебрегает средствами анестезии, идет на «кровавые» операции. То, что психиатр – сумасшедший, что он – маньяк, это в сознании людей довольно распространено. Вот так же и с ретроградной амнезией: это очень редко встречающийся симптом, и врач первичной помощи может встретиться с эпизодом лишь очень кратковременной ретроградной амнезии после черепно-мозговой травмы.
Какие советы, какое консультирование вы проведёте при расстройствах памяти? Если посчитаете, что данное расстройство носит вторичный характер (например, связано с тревогой или депрессией), то надо объяснить пациенту, что у него главным образом нарушена концентрация внимания. Или, допустим, при депрессии у него утрачен интерес к окружающей жизни, а при тревоге его мысли путаются, ему трудно сосредоточиться, он плохо запоминает. В данном случае необходимо лечить основное заболевание. Это расстройство – отнюдь не признак какого-то органического поражения мозга (например, опухоли мозга), а связано с другим расстройством, которое можно и следует лечить у специалиста.
Современный врач первичной медицинской помощи ориентирован пока что только на диагностику психических расстройств. Мы очень осторожно относимся к идее того, что он возьмет на себя (как на Западе) функции их лечения. Это вопрос будущего. В настоящее время для нас важнее другое: чтобы врач первичной медицинской помощи смог выделить больных с психическими нарушениями и направить их к специалисту. Тогда вы как врач первичной медицинской помощи говорите пациенту, что ему следует начать лечение основного заболевания. В случае если это первичное расстройство памяти, не связанное с какой-то органической патологией, то вы рассказываете, что снижение памяти не является катастрофическим признаком отсутствия ума. Известны великие личности, которые, однако, отличались довольно скверной памятью. Например, Чарльз Дарвин в 56 лет с удовольствием читал свои книги и восклицал: «Кто это написал? Как здорово написано!»
Совсем не обязательно иметь великолепную память, чтобы вести нормальную человеческую жизнь. Но если вы видите процесс, в котором прогрессирование, ухудшение памяти (скажем, фиксационная амнезия) носит быстрый характер, тогда следует заняться дифференциальной диагностикой, т.е. выяснить, что же это за быстротекущий процесс, и обеспечить консультирование так называемых «узких» специалистов – не только психиатра, но и нейрохирурга, невропатолога. Пациент должен пройти соответствующее обследование, такое, как ЯМРТ, потому что речь, возможно, идет о каком-то прогрессирующем заболевании. В вашу задачу входит убедить пациента, что ему необходимо пройти это обследование.
Если же прогрессирующего темпа нет, вы даете, кроме медикаментозных рекомендаций по лечению основного процесса, ряд советов: прибегать к приемам, которые позволяют лучше запоминать (например, записывать, что надлежит сделать), создать систему запоминания. В случае же, когда расстройства памяти (скажем, фиксационная, антеро- и ретроградная амнезии) возникли после черепно-мозговой травмы, совет очень простой: «Вам надо лечить последствия. При интенсивном и качественном лечении происходит либо полное, либо частичное восстановление памяти. Для этого необходимо только терпение и определенное время».
В
большинстве случаев эти расстройства носят обратимый характер. Желательно
вовремя назначить лечение, так как пациент (тем более что это может быть
молодой человек работоспособного возраста) сильно скорбит по поводу утраты
памяти, что зачастую приводит к тяжелой депрессии. Если вы видите скорбь и сильные переживания по поводу этой проблемы, следует
задать вопрос о настроении и (обязательно!) о наличии суицидальных мыслей.
Представьте себе человека, который перенес черепно-мозговую травму, у него
резко ухудшилась способность к запоминанию, и он утратил многие прежние
знания. Он остается незащищенным, у него уже нет профессии, но есть семья,
дети, для которых он был и остается основным кормильцем. В настоящем у этого
человека утрачена способность приобретения новых знаний или восстановления
прежних. Если он будет рассматривать случившееся как необратимый процесс, то
это, естественно, приведёт его к состоянию депрессии и к идее: «Чем жить таким
инвалидом, лучше вообще не жить».
Врачу первичной медицинской помощи необходимо попытаться
своевременно обнаружить суицидальные мысли. Обманывать пациента, говорить, что
это ерунда, пустяки и через два месяца лечения все пройдет, нельзя. Вы
информируете его (и это соответствует действительности), что при хорошо
организованном, качественном лечении, при определенном терпении и времени в
большинстве случаев удается добиться если не полного, то достаточно хорошего
восстановления памяти.
То же самое вы сообщите и членам его семьи, потому что семья
– организация сложная. Представьте себе брак, где муж и жена далеко не
идеальные спутники жизни, которые не являются друг другу опорой, защитой в
трудных ситуациях. Такая семья в случае болезни партнера может и не сохраниться,
а уход от больного человека жены может стать для него трагедией. Поэтому
родственникам нужно дать максимально правдивую информацию, а как они ей
распорядятся – проблема самой семьи. Если вы скажете, что «мозги пропали», то
это трагическое и недостаточно достоверное сообщение. Если же заверите, что это
не проблема и через пару месяцев память восстановится, то вы тоже будете не
правы. А если дадите ту информацию, о которой я сказал, которая правдива, то
пусть этот человек сам распорядится полученной правдой.
Все дело в том, что консультирование пациента и семьи –
очень ответственная работа. В ней от нас требуется максимальный
профессионализм. Почему? Допустим, молодой или не очень опытный врач ошибся в
диагнозе. Его можно поправить, если рядом с ним более опытные коллеги. Но когда
вы проводите консультирование один на один, вы один с этим пациентом или с его
семьей, ваш коллега при этом не присутствует, поправлять вас некому. И если вы
дали неверную информацию, то она никем не контролируема, не откорректирована.
Ее приняли от вас, не перепроверяют, да и нет возможности ее исправить. Поэтому консультирование – деятельность еще
более ответственная, чем диагностическая или терапевтическая работа, где всегда
можно получить помощь и поддержку коллег. А при консультировании каждое ваше
слово может отпечататься и исказить всю жизнь человека, поэтому прибегайте
только к той информации, которая является на сегодняшний день достоверной.
Не бойтесь сказать: «Я этого не знаю». Например, больной
задал вам вопрос: «Скажите, а что будет с моей памятью через полгода или год? Я
должен потерпеть?» Если вы не имеете точного ответа, лучше скажите, что не
знаете, что посоветуетесь с коллегами. Ко мне приходят и спрашивают: «Могу ли
я принимать вот такое лекарство?» Я говорю: «Не знаю, я не работал с этим
препаратом. Если хотите, то придите и задайте этот вопрос мне через неделю, я
постараюсь найти всю возможную информацию об интересующем вас препарате и дать
ответ». Не бойтесь говорить «не знаю».
Вот шаман никогда не может произнести таких слов, потому
что работа с ним построена на том, что называется «вера». Нельзя прийти в храм
и спросить священника: «Бог есть или нет?», а он скажет: «Не знаю, это не та
глава, которую я успел прочитать». Всё! К такому священнику уже никто не
придет; он должен нести веру, как и колдун, шаман, целитель. Взаимодействие с
ними построено на вере, а вера не допускает сомнений, или же они должны быть
преодолимы.
Наше же общение с пациентом лишь в небольшой доле построено
на вере, наша работа должна строиться на доказательности. Поэтому врач имеет
право на ответ «не знаю». Для меня примером послужил один покойный профессор, у
которого лежал пациент N. Сын этого пациента, наш коллега, профессор из Москвы,
прилетел на несколько дней, чтобы проведать отца и решить, чем он может ему
помочь. Наш профессор сделал определенные назначения, рассказал о диагнозе,
объяснил смысл операции, которую они будут проводить, и сын задал вопрос:
«Завтра уезжаю в Москву; скажите, есть ли какие-то препараты, которые можно там
достать и передать сюда?» – «Да, есть». Профессор открыл справочник, стал внимательно
смотреть пропись, дозировку, форму выпуска и сказал: «Ничего страшного, лучше
посмотреть, чем ошибиться». Для меня стало прекрасным уроком, когда человек,
облеченный такой властью, авторитетом, не постеснялся заглянуть в справочник.
Когда к хирургу приходят родственники пациента (неважно,
профессор ли он медицины или нет), они смотрят на него, как на Бога, в чьих
руках жизнь их близкого. Тем не менее, даже в этом случае врач говорит:
«Извините, я не знаю, я сейчас в справочнике посмотрю». Это – прекрасная
честность, которая позволяет сказать сидящему напротив клиенту о неуверенности
в каких-то своих знаниях и желании их восполнить, об умении их восполнять, пользуясь
справочником, для чего он и лежит на врачебном столе. Поэтому к любому
консультированию по любому симптому относитесь с чувством чрезвычайной
ответственности! Может быть, это самое трудное и самое важное в нашей работе,
поскольку то, что мы сообщаем пациенту, способно перевернуть всю его жизнь,
всю судьбу, сделать ее иной.
При консультировании любого симптома или любого расстройства
необходимо также получить обратную связь. Это очень важно! Мы никогда не знаем,
как нас услышали. Иногда я слышу: «Валерий Владимирович, но вы же
сказали…», и у меня становятся волосы дыбом, и я задаю себе вопрос: «Я что,
находился в нарушенном сознании? происходило в другом измерении? Что ж я такое
мог произнести, какое слово, чтобы его так замысловато исказили?!» Мы должны
всегда помнить: то, что мы произносим, далеко не всегда адекватно тому, что
слышит наш собеседник. Поэтому после каждого консультирования попросите
вашего пациента рассказать вам, что он услышал. Скажите ему: «Я дал вам
несколько советов, мне очень важно, чтобы вы их запомнили. Пожалуйста,
воспроизведите их, расскажите мне, как вы их поняли?» И тогда вы можете
получить информацию о том, что нужно изменить в вашем врачебном сообщении. До
тех пор, пока вы не получите правильную обратную связь, не следует прекращать
консультирование.
Поэтому, с учетом ограниченного времени врача первичной медицинской помощи, его консультирование должно быть лаконичным, кратким и четким. Оно должно давать только самую главную информацию и обязательно включать обратную связь. Это вопрос, который можно сформулировать так: «Расскажите, как вы меня услышали. Давайте послушаем, что вы услышали». И вы можете услышать такое, что просто содрогнетесь! К сожалению, врачи первичной медицинской помощи, да и не только они, предпочитают вообще обходиться без консультирования. Ты пришел ко мне, врачу, рассказал, я тебе задал вопросы, теперь – вот тебе рецепты, вот направление на обследование, шагай! И когда ты спрашиваешь пациента: «Что сказал врач?», то слышишь ответ: «Врач сказал, что надо пить вот эти лекарства».
Мы избегаем консультирования бессознательно, потому что оно действительно очень ответственно. И мы часто не можем четко сформулировать то, что рекомендуем делать. Нам трудно сказать: «Знаете, я не очень понял ваши проблемы. И не готов к установлению диагноза. Я колеблюсь между таким-то и таким-то расстройствами. А потому назначаю сейчас вам курс лечения, который не повредит ни одному из этих двух расстройств, но поможет прояснить диагноз и выбрать более правильный способ помощи. В случае если это “то” расстройство, данное лекарство должно дать эффект, если же “другое”, то препарат будет малоэффективен, и тогда такая реакция на лечение поможет нам с вами понять вашу проблему». К подобному разговору мы часто не готовы. Мы боимся, что пациент скажет или подумает: «Если ты не знаешь, то зачем же тогда выписываешь мне лекарство? А если я умру? Почему я должен рисковать своими деньгами?»
В таких случаях консультирование превращается в обсуждение с пациентом проблемы – готов ли он пойти на подобную тактику или нет. Если не готов, вы даете ему единственный честный совет: «Вам следует обратиться к врачу Х, мне кажется, что он более профессионален и, может быть, сможет более точно разобраться в вашей проблеме».
(Соложенкин В.В. Избранные лекции по
психиатрии с элементами психотерапии.
Учебное пособие – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011,
С. 64-75)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |