|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
Глава
VIII
МОТИВАЦИЯ И ПОТРЕБНОСТИ
Мотивация – психическая
функция, которая, в основном, объясняет поведение человека и отвечает на
вопрос, «почему человек так поступает?» В изучении мотивации есть несколько
довольно резко отличающихся друг от друга аспектов:
1. Изучение так называемых
физиологических мотиваций или (потребностей), таких как чувство голода, жажды,
потребления кислорода, половой потребности, физиологических отправлений
(опорожнения кишечника и мочевого пузыря), объясняет механизмы работы
физиологических потребностей или инстинктов. В теории биологических побуждений
или теории импульсов используется, прежде всего, понятие гомеостаза – состояния
равновесия, когда организм не испытывает никаких потребностей. Когда это
равновесие нарушается, например, не удовлетворена какая-то потребность в
жидкости, возникает усиление мотиваций. По мере того, как нарастает чувство
жажды, эта мотивация усиливается и начинает во многом определять поведение
человека, которое становится формой поисковой активности для удовлетворения
этой потребности. Когда, наконец, эта мотивация реализуется – человек находит
источник воды, утоляет чувство жажды – мотивация начинает снижаться и снижается
до тех пор, пока потребность в питье не будет полностью удовлетворена, и организм
снова не возвратится в состояние равновесия. Это очень
элементарная теория, объясняющая только в какой-то степени поведение
человека, в основном инстинктивное, и то с определенными ограничениями.
Например, как возникает потребность в пище у сытого человека (переедание),
когда все возможности удовлетворить чувство голода, казалось бы, уже исчерпаны.
Или случай, когда человек потребляет чрезвычайно большое количество жидкости. В
течение последнего десятилетия в американской психиатрии описывались случаи
смертельных исходов, когда больные погибали от чрезмерного потребления
жидкости, выпивая в день 10–12 литров воды. В одних случаях это был
своеобразный способ самоубийства, а в других – люди просто испытывали страшную
жажду, которая перекрывала все физиологические потребности. Поэтому столь
простая теория, по-видимому, не учитывает еще очень многих факторов: того, что
состояние гомеостаза может нарушаться каким-то патологическим мозговым
процессом, когда физиологический и психический гомеостаз не совпадают.
Физиологический гомеостаз наступил, а психологическая потребность в мотивации
сохраняется. Активное употребление жидкости в вышеописанном случае связано с
высоким уровнем тревоги, при котором жидкость используется как своеобразный
транквилизатор, как средство удаления тревоги.
Эта же «физиологическая» теория также не объясняет потребность людей испытывать негативные переживания, то есть потребность в просмотре фильмов ужаса. Какая из физиологических потребностей здесь реализуется – ответить с точки зрения этой теории трудно. Или стремление детей слушать и рассказывать так называемые «страшилки» – страшные истории. Или участие в рискованных операциях, где человек подвергается смертельной опасности. Этих явлений «физиологическая» теория не объясняет. Видимо, психические процессы функционируют по принципу симметрии и гомеостаза между положительными и отрицательным полюсами: удовольствие–неудовольствие. Идея симметрии приводит к мысли, что в человеке сосуществуют разные потребности – потребности со знаком «+» и потребности со знаком «–».
2. Теория оптимальной мотивации во многом постороена на действии закона Йеркса-Додсона, закона оптимальной работоспособности человека. Этот закон был приложен к проблеме мотивации известным психологом Хегшом совместно с Даффи. В отличие от теории биологических мотиваций авторы утверждали, что организм не находится постоянно на нулевой точке активации. Мотивация – одна из форм поддержания активности и энергетизма психики, при этом организм находится на каком-то активированном уровне, но стремится выйти на более высокий, оптимальный, или наоборот, снизиться до оптимального. Этот уровень позволяет организму оптимально функционировать, поскольку и низкий уровень, и очень высокий уровень активации являются факторами снижения работоспособности организма. Максимум работоспособности наблюдается на среднем, оптимальном уровне. Согласно этой теории все люди очень индивидуальны и различаются в зависимости от того, каков их оптимальный уровень активности, при этом оптимальный уровень нестабилен у одного и того же человека, а носит ситуативный характер. Например, спокойная рутинная работа – один уровень активации, лихорадочное судорожное стремление что-то закончить – другой. Отвечая на вопрос «почему человек начинает что-то делать?», эта теория не отвечает на вопрос «почему именно это человек начинает делать?», почему в одних случаях он смотрит телевизор, а в других читает детектив, а в третьих предпочитает прогулку, она не объясняет вид деятельности и конкретную форму поведения.
3. Когнитивные теории мотивации. В них большая роль в процессах мотивации отводится мышлению, выбору, осуществляемому путем мышления.
Представьте себе человека с переполненным мочевым пузырем в чужом городе в поисках туалета. Он будет метаться, решать, как ему поступить – либо уронить себя в глазах окружающих, но удовлетворить мотивацию, либо сохранить самоуважение и уважение окружающих.
Или еще один пример: человек испытывает очень сильный голод, он выбирает решение – где-то выпросить еду, потерпеть еще и пойти туда, где его могут накормить, начать питаться какими-то растительными продуктами или просто украсть еду. Совершается выбор мыслительных операций, прежде чем осуществляется какая-то форма поведения. В связи с названными теориями мотивации, мотивация рассматривается как механизм выбора формы поведения. Большую роль в этих теориях придается чувству компетентности, когда некие врожденные способности человека привлекают его к какой-то деятельности и в ней он приобретает все большую и большую компетентность, и это является тем мотивационным стимулом, с помощью которого он продолжает достигать нового более высокого уровня компетентности. Эта теория построена на 2-х осевых моментах: врожденных способностях человека к тому или иному виду деятельности и приобретение чувства компетентности. И это тоже можно оспорить, ибо здесь не учитываются противоречия личностных характеристик людей. Например, люди с очень высокой степенью конкурентности, соревновательности часто избирают тот вид деятельности, в котором они, как правило, не компетентны и достижение в этой области дает максимальное чувство удовлетворения.
Кроме того, большую роль играет общий план человеческих действий – некая идеальная система достижений. Ведь цели выбираются не только в связи с какими-то ситуационными обстоятельствами, но и могут являться этапными вариантами длительного целевого плана, плана человеческой жизни. Именно этот план, эта некая идеальная цель часто меняет поведения человека, заставляя во имя реализации плана отказываться от каких-то вещей, выбирать другие и совершать другие поступки.
Некоторые психологические теории во многом построены на теории мотивации. Так классическая гуманистическая психология во многом является психологией мотивации.
Существует выдвинутая Маслоу иерархия потребностей. Первый, базисный уровень – это уровень биологических потребностей, о которых говорилось выше. Второй уровень – потребность в физической и психической безопасности. Если первый уровень обеспечивает лишь биологическое функционирование организма, то второй уровень уже ориентирован на психическое функционирование, хотя потребность в физической безопасности тоже биологическая потребность. Третий уровень – это потребность в привязанности, любви или солидарности с какой-то группой; четвертый уровень – уровень получения социальных «поглаживаний» – признание компетентности, уважения, формирование чувства благодарности. Пятый уровень – уровень когнитивных и эстетических потребностей – потребность в познании, в творчестве, в порядке, справедливости, красоте (этот уровень самим Маслоу не выделялся и возник в более поздних классификациях). Шестой уровень – уровень самоактуализации. Далее мы рассмотрим их подробнее.
Иерархичность этих потребностей показывает, что для удовлетворения какой-то вышестоящей потребности, необходимо удовлетворение нижестоящей. Человек, испытывающий острейшую жажду и чувство голода, сможет реализовать потребность в творчестве только для достижения этой цели – он становится изобретательным в добывании пищи и воды. Потребность в безопасности – одна из самых основных потребностей человека. Очень многие поступки, многие формы человеческого поведения, которые внешне выглядят как форма реализации вышестоящих потребностей, на самом деле являются удовлетворением потребности в безопасности.
Дело в том, что здесь важны еще две вещи: субъективность понимания безопасности и сила потребности. Сила потребности зависит от уровня притязаний конкретного человека. Изучение уровня притязаний – это, в основном, достижение школы Курта Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в США. Он выделяет идеальный уровень притязаний, который, в принципе, недостижим, а является той движущей силой, которая подтягивает реальный уровень притязаний. Здесь очень часто включаются механизмы психологической защиты для смягчения этого диссонанса между реальным и идеальным уровнями притязания. Человек испытывает потребность в безопасности, и она имеет личностную конструкцию и связана с достижением определенного социального статуса и определенной социальной роли, например, роли преуспевающего, физически здорового, цветущего, красивого, элегантного мужчины – любителя и любимца женщин. Этот человек только тогда испытает чувство безопасности, когда он достигнет этого уровня притязаний. Но для этого нужна масса вещей: лучшая марка машины, загородный особняк, роскошный дом, яхта, личный самолет и т.п. Когда человек, не обладая всем этим, сохраняет прежний уровень притязаний, то он создает маркеры этого уровня: покупает сигареты или рубашку самого высокого класса, и механизм психологической защиты, который носит название интроекции, ситуативно дает ему ощущение достижения этого уровня и получение чувства безопасности. Здесь надо отметить несколько важных моментов.
1. Отсутствие чувства безопасности порождает постоянную тревогу, ведущую к хроническому дистрессу и в зависимости от силы этого дистресса, поведение человека может быть направлено:
– или на достижение более высокого уровня безопасности, и в этом случае дистресс превращается в стимулятор, ведущий к более высоким уровням безопасности;
– или, если дистресс очень сильный, он может сломать человека и деятельность будет парализована.
Кроме того, у людей могут быть различные преобладающие формы поведения в стрессе. У одних – это борьба, у других – бегство или замирание, крайняя степень которого – замирание в эмбриональной позе, и тогда врачи имеют дело с кататоническими расстройствами или психогенными ступорами, возникающими в результате испуга.
Таким образом, неудовлетворенность потребностей может выступать как активатор поведения, как блокиратор поведения или как деструктор поведения.
2. Чрезмерное удовлетворение какой-то потребности также может блокировать вышестоящие потребности. В психоанализе есть понятие сублимации, то есть разрешение сексуальной потребности в другие формы деятельности, чаще всего в творчество. Художественная история Дон Жуана – история человека с постоянно неудовлетворенной сексуальной потребностью, и становится ясным, почему Дон Жуан не пишет стихов и не делает открытий в области химии, и не открывает новые земли – все эти потребности у него блокированы чрезмерным удовлетворением одной потребности. Есть замечательная русская поговорка – «сытое брюхо к ученью глухо», которая отражает то же самое явление. (Видимо, и очень «голодное брюхо» тоже глухо к ученью.) Самоактуализация – это удовлетворение потребностей на каждом уровне. Это не заросший щетиной человек в разорванных штанах, который, не выпуская самокрутки изо рта, судорожно пишет гениальные труды. Можно думать, что и идеал монаха – это не идеал самоактуализирующейся личности, это человек, который сознательно отказался от удовлетворения очень многих потребностей. Это не значит, что этот путь человека осуждаем нами, но какими бы прекрасными действия этого человека не были, его нельзя считать полностью самоактуализирующейся личностью в понимании гуманистической психологии.
Неудовлетворение каждого из уровней вызывает чувство тревоги, но наиболее сильна тревога и связанный с ней дистресс при неудовлетворенности в потребности безопасности.
Уровни потребностей (по Маслоу)
Первый уровень. Регуляция поведения человека в урбанизированных странах такова, что чувства голода и жажды редко определяет поведение, другое дело, когда речь идет о странах с низким уровнем жизни, в которых проблема дистрофии и голодной смерти еще остается достаточно актуальной. Механизмы регуляции этих потребностей более подробно описаны в учебниках по физиологии.
Однако помимо чисто физиологических потребностей, пища имеет еще и некое символическое значение. В большинстве культур мира пища и жизнь являются синонимами. Поэтому у многих народов Земли хлеб, который является как бы символическим знаком пищи, выпекается в форме круга, солнца. Поэтому символом доброжелательности, уважения является вручение хлеба почетному гостю. В крестьянском быту многих народов мира нельзя держать хлеб в перевернутом виде, считается, что хлеб поставлен с ног на голову, и это неуважение к хлебу, хлеб – нечто человеческое. Можно говорить о семиотической системе пищи: ритуальные блюда на свадьбе, на похоронах, на каких-то религиозных праздниках. Праздничный обед – это не просто утоление чувства голода, это выражение определенных чувств, это показатель системы отношений, начиная от места за столом, кончая последовательностью блюд. Вспомним один из кульминационных моментов в жизнеописании Иисуса Христа – тайная вечеря – ритуальный ужин – преломление хлебов, именно на такой вечере совершается озарение Христа о том, кто из учеников будет верен, а кто предаст. Ритуальность и символичность пищи приводит к тому, что может возникнуть даже патология, связанная именно с символичностью пищи, эта патология носит название нервной или психической анарексии. Она идет от распространенной (поскольку это в основном подростковая патология), характерной реакции большинства детей на отказ от еды, как реакции протеста. Когда ребенка обидели, он отказывается есть. Можно вспомнить пример из художественной литературы: граф Монте-Кристо никогда не ел в доме, где он собирался совершить свой суд.
Все патогенетические механизмы нервной анерексии до конца еще не раскрыты. Но один из возможных механизмов этого заболевания – это как бы протянувшаяся, пролонгированная, растянутая на годы реакция протеста. Нервная анерексия возникает часто как реакция подростка на доминирующую властную мать и слабохарактерного, мягкого отца. С помощью пищи одни люди как бы управляют другими людьми: «... вот сделаешь задание по математике – получишь шоколадные конфеты...», «...за то, что ты провинился, ты целую неделю будешь лишен сладкого...» Пища выступает в особом смысле – она утрачивает тот физиологический смысл, который имела вначале. Социальный статус человека в некоторых ритуальных обедах, можно измерить по той части мясной туши, которую ему преподносят. В кыргызской культуре самый почетный гость получает баранью голову во время бешбармака и тазовую кость. Человек, приглашенный на бешбармак точно знает, какую часть барана он будет есть – настолько все жестко иерархизировано.
Еще одна потребность физиологического уровня – сексуальная.
Многие годы в бывшем СССР воспитание носило крайне пуританский характер, где сексуальная потребность человека рассматривалась как нечто постыдное, почти приравненное к греховности, и это отношение было близко к религиозным догматам монашеского ордена. Во время передачи «Телемост Москва – Сан-Франциско» одна женщина с гордостью произнесла знаменитейшую фразу: «... а у нас в стране секса нет!» В 80–90-е годы в стране, по существу, произошла сексуальная революция, но люди так и не вышли на уровень нормального воспитания этой потребности, перескочив от пуританского запрета на секс к элементарной порнографии.
Сексуальная потребность из всех физиологических потребностей наиболее социологизирована. Уже у высших животных путем особых форм воспитания возникает возможность гашения этой потребности. Особые условия «воспитания» высших обезьян приводит к их отказу от сексуальной активности. В связи с этим возникает социальное понятие половой роли. Это сложная роль, которая несет в себе и биологические, и психологические, и сексуальные характеристики, где лица разного пола наделяются разными
социальными, зависимыми от определенной культуры, функциями: удел мужчины – это, удел женщины – то; разными личностными характеристиками: женщина – мягкая, податливая, мужчина – агрессивный, женщина – чувствительная, мужчина – стойкий. И эти некие социальные нормативы накладывают на воспитание ребенка в данной культуре определенный характер. Врачи сейчас часто сталкиваются с проблемой, во-первых, сексуальных меньшинств и, во-вторых, со стремлением к переделке пола.
Второй, третий, четвертый уровни потребностей. Если первый уровень – это уровень сохранения организма, то второй – уровень сохранения психики и личности человека. Следующие за ними уровни – это определенная форма механизмов реализации задач второго уровня, задач обеспечения чувства безопасности.
Главная черта второго уровня – его ситуативность. Человек не может постоянно испытывать чувство безопасности: каждый летает самолетом, ездит в автомобиле, в поезде, где подвергается в известной степени опасности. Каждый может жить во время войны, которая была развязана не им. Потребность в безопасности – это во многом потребность контроля над ситуацией, а ведь с помощью любви, уважения, признательности других людей человек также получает чувство контроля над ситуацией. Лектор каждый раз, прочитав лекцию, спрашивает себя: был ли он полезен или заполнял время? А может быть, приносил вред своей лекцией? Только полученное от аудитории одобрение, благодарность дают ему чувство безопасности, того, что он делает важное дело. Кстати, один из дефектов советской системы воспитания, которая действует и после распада Советского Союза и будет действовать еще многие годы, в том, что она не воспитывает потребность испытывать и проявить чувство благодарности. Система заменила чувство благодарности взяткой, когда слово «благодарность» ассоциируется с чем-то материальным, с каким-то благом. Это превращает человеческое общество в популяцию раба и властелина, в которой один и тот же человек и раб, и властелин, в одной ситуации он должен униженно кланяться (не благодарить), а в другой, когда можно, давить. Формирование демократической личности подразумевает воспитание чувства благодарности. Более того, чувство благодарности способствует чувству безопасности, так как акт благодарности – это акт социального и психологического объединения. Человек чувствует, что он не один.
Иногда потребность в безопасности приводит к очень искаженным формам достижения этой безопасности, к стремлению снять с себя ответственность, принятию крайне экстернальной позиции. Для врача не является идеальным тот больной, который может сказать примерно так: «Я – больной, Вы – врач, ваше дело меня вылечить; давайте лечите, а я посмотрю, получится у Вас что-нибудь или нет. Вас учили этому, а меня – нет. Вся ответственность теперь лежит на Вас». Это пассивный больной, Работать с болезнью должны, как минимум, два человека: больной и врач.
При пассивности больного этот тандем нарушается. Стойкая пассивная пози-ция больного приводит к формированию синдрома выученной беспомощности. Этот синдром, как правило, развивается у людей с длительной госпитализацией, где больного присоединяют к группе людей, право которых быть только объектом манипуляций, у людей, длительно пребывавших в заключении, лишенных инициативы. Потребность в сплоченности, в принадлежности к какой-то группе приводит иногда к тому, что человек в результате оказывается в группе, которая начисто лишена инициативы. Потребность в принадлежности к группе может приобретать уродливые формы в ситуации сплочения, которая называется «толпа».
Искаженные формы реализации нормальной потребности не возникают тогда, когда личность устремлена к иерархической вершине потребностей, к самоактуализации. Возникает понятие противоборства толпе – нонконформизм. Правда, в отдельных случаях, это может привести к желанию постоянно находиться в оппозиции, лишь бы не быть конформистом. Это тоже одна из форм несвободы.
Пятый уровень потребностей – когнитивные и эстетические потребности. Как мы уже упоминали, в иерархии Маслоу этого уровня не было, он был добавлен его последователями, которые отталкивались от того, что у животных существует потребность в познании окружающего мира – без нее животное оказывается неадаптированным. Стремление к познанию мира – это стремление, прежде всего, достичь уровня адаптированности в среде своего обитания. И когда человек узнает, что мир очень сложный, то и его познавательные способности, и потребности становятся сложнее. Он начинает задавать себе вопросы: «А для чего я живу? В чем смысл жизни? Как устроена Вселенная? Какова природа светового луча?» Именно благодаря этой познавательной потребности и возникла наука. Психика человека работает по принципу симметрии и упрощения. Мир громаден и неисчерпаем, и вот создается искусство как способ игры в этот мир, способ моделирования этого мира. Возникает параллельный мир, симметричный научному – мир искусства, провозглашающий сложность и разнообразие этого мира в противовес определенному научному упрощению. Ученые объясняют, почему идет дождь, почему и как растет дерево. А десять, двадцать, ... сто художников нарисуют этот дождь и это дерево в совершенно разных вариантах без объяснения причин роста дерева. Получается симметрия: естественному миру создается альтернатива – искусственный мир. Настоящее искусство никогда не подменяет настоящую жизнь, это лишь индивидуальное видение художником этого мира. Это всегда личный мир. Литература, живопись, музыка не в состоянии охватить всех людей, все реальные пейзажи, все сюжеты и все гармонические и мелодические сочетания звуков, но они создают бесчисленное множество вариантов понимания этого мира. Поэтому потребность в этом у человека вполне естественна.
Всякая научная теория правильна тогда, когда она «красива». Ценность эстетической потребности проявляется в том, что при межличностном взаимодействии, прежде всего, оцениваются эстетические характеристики людей. Что оценивается в женщине при первом взгляде на нее – величина зрачка. Это знали еще древние люди. Чем больше зрачок, тем привлекательнее женщина.
Шестой уровень. Самоактуализация. Основополагающая мотивация, когда человек старается реализовать все свои потенциальные возможности. Реализация этой потребности может проявиться полностью только у того, кто достиг высокого уровня самоуважения.
(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной
деятельности:
Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. С. 150-160)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |