Первое объяснение: «Сейчас я
прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же
повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке,
порядок роли не играет».
Экспериментатор
читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова,
экспериментатор в своем протоколе ставит крестики напротив этих слов (см. форму
протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение
инструкции. «Сейчас я снова прочту вам
те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже
назвали, и те, которые в первый раз пропустили, – все вместе, в любом
порядке».
Экспериментатор
снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт
снова повторяется, 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор
просто говорит: «Еще раз».
В случае,
если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор
обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, –
ставит и под ними крестики. Каждый раз следует пояснить, что
это слово НЕ произносилось.
В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта
какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во
время этого опыта быть не допускать нельзя.
После пятикратного
повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце
исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова
(без напоминания).
В результате протокол опыта принимает следующий вид.
|
1 чтение
|
2 чтение
|
3 чтение
|
4 чтение
|
5 чтение
|
Спустя час
|
1. лес
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2. хлеб
|
|
+
|
|
+
|
+
|
|
3. окно
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4. стул
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
5. вода
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
6. брат
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
7. конь
|
|
|
+
|
|
+
|
|
8. гриб
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
9. игла
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
10. мед
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
сумма
|
4
|
6
|
8
|
8
|
10
|
7
|
огонь
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
По этому протоколу может быть составлена кривая запоминания.
Среди
дополнительных показателей, существенных для психологического анализа:
*
воспроизведение лишних слов;
* характер кривой запоминания (эффекты про- и ретроактивного торможения);
* наличие / отсутствие
«эффекта края»;
* резкое падение качества воспроизведения через час;
Этот
метод, предложенный А.Р. Лурией (24, С.
160-171) , представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако
применяется он не столько для исследования памяти, сколько для исследования
памяти, сколько для анализа ассоциаций больных. Может быть использован
для исследования больных с образованием не менее 7 классов.
Для проведения эксперимента достаточно
иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12-16 слов и выражений для
запоминания. Примерный набор слов и выражения для запоминания, которым можно
пользоваться, приведен на следующей странице.
Веселый праздник
|
Дружба
|
Тяжелая работа
|
Темная ночь
|
Развитие
|
Печаль
|
Вкусный ужин
|
Справедливость
|
Смелый поступок
|
Сомнение
|
Болезнь
|
Теплый ветер
|
Счастье
|
Обман
|
Разлука
|
Богатство
|
Ядовитый вопрос
|
Голодный ребенок
|
Однако стандартные наборы слов
применять необязательно, их необходимо варьировать, то есть сохранять
основной состав слов, заменять два или три из них.
Испытуемому
говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают
замечал ли он как ему легче запоминать – «на слух или с помощью зрения».
Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя
писать ни слов ни букв. Я буду называть слова и
целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того, чтобы легче было запомнить, Вы должны к каждому слову
нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь. Вам вспомнить заданное слово.
Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно,
лишь бы Вам это помогло запомнить заданное слово – как узелок на память завязывают.
Вот, например, я Вам даю первое выражение «Веселый праздник». Что можно
нарисовать, что потом вспомнить «Веселый праздник»? Желательно без крайней
необходимости ничего больше испытуемому не подсказывать.
Если испытуемый
упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если испытуемый заявляет, что он не в силах
нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый
праздник», а лишь то, что может напомнить ему про веселый праздник.
Обработка результатов
происходит как по количественным показателями (процент
правильно воспроизведенных слов и выражений), так и по качественным (адекватность,
логичность суждений).
Представлена серия заданий (27, С. 168-215 – в
данной методической разработке приведен только фрагмент из значительного
объема стимульного материала) для определения
словаря, которым владеет испытуемый. Прочитайте громко слово в каждом задании
и попросите испытуемого указать на тот рисунок, который лучше других иллюстрирует
данное слово. Если испытуемый не знает значения слова, предложите ему попробовать
догадаться.
Тестирование прекращается после пяти ошибочных ответов подряд
(следует помнить, что стимульный материал
разрабатывался для оценки интеллектуального развития (в том числе и
опережающего) подростков.
По своему
психологическому смыслу методика охватывает оценку
как долговременной памяти, так и степени развития речи. Причем, что очень
важно, здесь проявляется не столько эффект школьного (систематического)
обучения, но и «стихийное» обучение, часто свидетельствующие о природной
чувствительности интеллекта к любой новой информации. В стандартных тестах
оценки интеллекта это задание стоит наиболее близко к субтестам
«Осведомленность» и «Словарь» (вербальная составляющая интеллекта) – из теста
оценки интеллекта Д. Векслера (17, С. 10-11).
И в том, и в другом случаях («Осведомленность» и «Словарь»),
данные субтестов считаются особенно важными в том
смысле, что результаты хорошо отражают (и сравнительно долго сохраняются, за
исключение наступления грубой органической патологии нервного субстрата
психики) уровень эрудиции (общего развития пациента) до
заболевания), в то время как данные других тестов уже начинают
ухудшаться.
|