1.5. Психиатрические аспекты изучения или
состояния личности ребенка
(глава F в МКБ-10)
1.5.1. Общая систематика нарушений
В одной из
последних работ, посвященных классификации психических расстройств в детском
и подростковом возрасте (см. 6, в частности, предисловие М. Раттера, С. 16-26., посвятившего этой проблеме
многие годы исследований и выступающего инициатором именно такой постановки
проблем диагностики отклонений в психическом развитии детей), приводится
концепция многоосевого диагноза, построенного на
основе МКБ-10 и использующая ее многомерную структуру.
В первых четырех осях используются диагностические категории
и числовые коды, аналогичные МКБ-10. Однако они размещены, по сравнению со
стандартным текстом МКБ в несколько ином порядке (для соответствия
многомерному подходу и для того, чтобы расположить вначале
категории, чаще использующиеся для классификации психических расстройств у
детей и подростков). Пятая ось («Сопутствующие психосоциальные ситуации»)
включает ряд характеристик, входящих в МКБ-10 в виде различных «зет» (Z) – кодов. Шестая ось – общая оценка нарушения
психосоциальной продуктивности – единственная, не являющаяся частью МКБ-10.
Она добавлена в эту классификацию, поскольку ВОЗ признала оценку
нетрудоспособности важнейшей задачей психиатрии. Автор пишет: «Данная ось
преобразована из шкалы «Общая оценка функционирования», взятой из пятой оси DSM-III-R (предпоследняя версия американской классификации
психических нарушений – примечание В.У.) и включенной в клинические
испытания МКБ-10. Шкала подверглась некоторой модификации для использования в
детской и подростковой психиатрии. Ее включение в настоящее издание следует
рассматривать в качестве первого шага на пути разработки систематической
оценки социальной дезадаптации детей и подростков
с психическими расстройствами».
Ось I: Клинические
психопатологические синдромы
Ось I включает главу V МКБ-10 «Психические и
поведенческие расстройства»
* за исключением кодов специфических расстройств
психического развития, выделенных в Ось П,
* а также кодов умственной отсталости, составивших
особую Ось III.
Общие расстройства развития (Р
84) в МКБ-10 группируются вместе со специфическими расстройствами
психического развития, однако в предлагаемой классификации они отнесены к Оси
I клинических психопатологических синдромов;
В детской и подростковой психиатрии эти расстройства
относятся именно к данной диагностической категории, и клиницисты,
работающие в этой области, по словам М. Раттера,
многократно выражали настойчивое предпочтение подобному размещению. Коды
также расположены в ином порядке: вначале идут общие расстройства развития (F 84) и поведенческие и эмоциональные расстройства,
обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте (F90 – F98).
Последовательность кодов остальных расстройств совпадает с их очередностью в
МКБ-10. Цифровые коды и описания диагностических категорий остались
неизменными.
Принципом МКБ-10 является отсутствие отдельных
классификаций, предназначенных для разных возрастных групп (хотя должны быть
и существуют диагностические категории для расстройств, возникающих лишь в определенные
возрастные периоды). Вследствие этого Ось I включает коды расстройств,
практически не имеющих отношения к детскому возрасту (например, болезнь
Альцгеймера). Тем не менее в принципе (хотя и
чрезвычайно редко) эти диагнозы могут применяться к детям и подросткам.
Поэтому они включаются в настоящее издание, и для соблюдения принципа
последовательности категорий в соответствии с МКБ-10 деменции и
расстройства, обусловленные употреблением психоактивных
веществ, помещены ближе к началу настоящей книги.
Однако для удобства использования руководства
категории, редко применяемые в раннем возрасте, приводятся без описаний, либо
печатаются более мелким шрифтом, либо приводятся в виде кратких описаний,
взятых из полного издания МКБ-10, а не развернутых, помещенных в книге,
посвященной главе V.
Некоторые общие вопросы, связанные с созданием
«детского» варианта классификации психических нарушений», по мнению М. Раттера, требуют уточнения.
Во-первых, психические расстройства у детей могут
находиться под заголовками, используемыми для обозначения состояний,
встречающихся, в основном, у взрослых; в этих случаях следует использовать
соответствующий «взрослый» код. Например, аффективные расстройства
кодируются одинаково, независимо от возраста человека. Однако код тревожного
расстройства может относиться либо к разделу F 40 – F 48, в
котором описывается широкий круг тревожных расстройств, возникающих в любом
возрасте, либо к разделу F 93
(эмоциональные расстройства, возникающие в детском возрасте). Последняя
группа расстройств определяется по-иному, и этот код должен использоваться,
только если расстройство соответствует диагностическим критериям, а не в
связи с тем, что пациент является ребенком. Раздел расстройств
зрелой личности и поведения у взрослых включен полностью из-за его
возможного применения в позднем подростковом возрасте и в силу того, что
некоторые клиницисты испытывают стремление отмечать ранние проявления этих
нарушений в детском возрасте (несмотря на то, что подобная диагностика
является спорной).
Во-вторых, хотя классификация в целом основана на
принципе, гласящем, что предположений об этиологии следует избегать, тем не
менее, существует несколько исключений. Так, раздел F 00 – F 09, включающий «...органические, в
том числе симптоматические психические расстройства», объединяет состояния
на основании доказанной этиологии, которая состоит в церебральном
заболевании, черепно-мозговой травме или каком-либо ином поражении, ведущим к
мозговой дисфункции». Аналогично код F 43 определяется как
расстройство, возникшее из-за чрезвычайно тяжелого жизненного события,
вызвавшего острую реакцию на стресс, или значительной перемены в жизни, обусловившей
продолжительные неблагоприятные обстоятельства, в результате чего возникло
расстройство адаптации. Тем не менее все эти
расстройства определяются на основании формы и модели симптоматологии, и
данные коды следует использовать, только если расстройство соответствует
приведенным критериям. Их не следует применять лишь на основании мнения врача
о том, что экзогенные факторы оказались важными в этиологии. Для отражения
этих факторов создана и предназначена Ось V.
Наконец, следует отметить, что существует
специальный код (F 54) для регистрации психологических и поведенческих
влияний, предположительно сыгравших существенную роль в этиологии
соматических расстройств, классифицируемых в других главах (например, астмы
или пептической язвы). При использовании кода F 54 на Оси IV следует отдельно обозначать
соответствующее соматическое состояние.
Ось II: Специфические расстройства психического
развития
Кодирование по этой оси является
описательным, а не этиологическим. Специфические задержки при расстройствах
психического развития следует кодировать независимо от их происхождения
(единственное исключение составляют задержки, которые можно полностью отнести
за счет некачественного школьного обучения). Это правило означает следующее:
если, например, ребенок с ранним детским аутизмом страдает серьезным
расстройством развития речи, то последнее кодируется по данной оси. Однако ее
коды ставятся только при наличии специфической задержки определенного аспекта
развития. Поэтому общее отставание в развитии ребенка, являющееся частным
проявлением тяжелой умственной отсталости, должно обозначаться по Оси II кодом «XX» (то есть, Без специфической задержки),
если нарушение развития речи по степени тяжести соответствует другим
расстройствам когнитивных функций.
1.5.2. Ось оценки интеллектуальных нарушений
По мнению авторов разработки детского
«варианта» МКБ-10, эта ось обеспечивает описание актуального уровня общего
интеллектуального функционирования индивида. Если уровень умственного
развития человека снижен, что сказывается на его деятельности, то это обстоятельство
следует отметить при кодировании независимо от того, является ли в данном
случае умственная отсталость следствием общего расстройства развития, социокультуральной депривации
или заболевания (например, синдром Дауна).
Кодирование является описательным и не включает в
себя данных, необходимых для обозначения этиологии или прогноза. В главе V
МКБ-10 кодами F70 – F79 обозначаются различные категории умственной
отсталости в зависимости от уровня социального функционирования.
Коды, предлагаемые авторами (6) по
данной оси являются параллельными F70-F79, однако отличаются своим строгим определением в
соответствии с уровнем интеллекта (на основании психометрической
или клинической оценки). Этот подход обусловлен тем
обстоятельством, что измерение уровня интеллекта, независимое от социального
функционирования, по многим причинам является предпочтительным, поскольку на
него может оказывать влияние сопутствующее болезненное состояние, обозначенное
по Оси I, а возможность общей оценки психосоциального функционирования
обеспечивается Осью VI.
1.5.3. Ось оценки сопутствующих аномальных
психосоциальных обстоятельств.
Предварительно упомянем Ось IV: Соматические
состояния
Эта ось обеспечивает кодирование болезненных
состояний, требующих непсихиатрической медицинской помощи, однако это
касается лишь состояния на данный момент. Заболевания или
травмы, перенесенные в прошлом, не должны регистрироваться, если не связаны с
каким-либо текущим соматическим состоянием, подлежащим кодированию. Вместе с
тем, при наличии такового состояния его следует обязательно кодировать
независимо от мнения врача относительно его причинной связи с психическим расстройством.
Специфические коды, предназначенные для обозначения конкретных соматических
расстройств, можно найти в главах МКБ-10, исключая пятую.
В настоящее издание включен краткий перечень групп,
охватывающий значительное количество соматических состояний вместе с кодами
некоторых специфических состояний, которые могут иметь отношение к практике
детской и подростковой психиатрии.
Акты нанесения самоповреждений, связанные с
психическим расстройством, следует также отмечать по Оси IV путем
использования дополнительного Х кода из главы XX МКБ-10. Эти коды не
позволяют дифференцировать попытку самоубийства от «парасуицида»,
обе разновидности включены в общую категорию самоповреждений.
Ось V: Сопутствующие
аномальные психосоциальные ситуации
Эта ось, по мнению автором оригинальной разработки (6)
предоставляет возможность кодирования аномальных психосоциальных ситуаций,
которые могут играть определенную роль в качестве причины
возникновения психического расстройства или иметь значение при планировании его лечения. Учитывая последнюю потребность,
а также неизбежное отсутствие уверенности в причинно-следственных связях с
расстройством, аномальные психосоциальные ситуации следует кодировать
независимо от мнения врача по поводу обусловленности психического
расстройства пациента этими ситуациями.
При кодировании возникает неизбежная дилемма, касающаяся
решения в отношении временных рамок аномальных психосоциальных ситуаций. С
одной стороны, тяжелый и неблагоприятный опыт, пережитый в прошлом, может
все еще сказываться на актуальной клинической ситуации. С другой стороны,
неблагоприятные значимые события более обычного свойства, вероятно, имеют
клиническое значение, если, в основном, совпадают по времени с началом
расстройства. Включение обозначения причинно– следственных
связей в разряд кодов вызвало бы серьезные расхождения во мнениях врачей (и
противоречило бы общему атеоретическому подходу,
применяющемуся в МКБ-10), и подобное решение в отношении данной рубрики было
бы неправильным.
Таким образом, кодирование по Оси V распространяется на события
всей жизни, при этом пользователям настоящей классификации придется
самостоятельно решать, какие временные рамки более всего подходят к их
задачам.
К основным классам нарушений, кодируемых
по данной оси относят (6)
1. Аномальные отношения в семье;
2.
Психическое расстройство, отклонения или нетрудоспособность в группе первичной
поддержки ребенка;
3. Неадекватное или искаженное общение в семье;
4. Аномальные качества воспитания;
5. Аномалии ближайшего окружения;
6. Неблагоприятные события в жизни;
7. Социальные стрессовые события;
8. Хронический межличностный стресс, связанные с учебной /работой;
9. Стрессовая ситуация в школе
1.5.4. Ось общей оценки психосоциальной продуктивности
Эта ось (6, С. 376-377)
отражает качество психического, социального и трудового функционирования
пациента на момент клинической оценки. Она описывает нарушения
функционирования, возникшие вследствие психического расстройства,
специфических расстройств психического развития или
умственной отсталости. Нарушения, обусловленные соматическими
ограничениями (или внешними факторами), на этой оси не кодируются.
По общей структуре и подразделениям она соответствует
оси DSМ-IV в современной
американской классификации психических расстройства. Единственная модификация
состоит в том, что, как и в шкале, разработанной для клинического испытания
МКБ-10, исключены ссылки на специфические симптомы (из-за их обозначения по
Оси I) и внесены более подробные уточнения относительно социальных областей,
которые необходимо учитывать при кодировании.
0. Отличное/хорошее
социальное функционирование
Отличное/хорошее социальной
функционирование во всех социальных областях. Хорошие межличностные отношения
в семье, со сверстниками и взрослыми вне семьи; эффективное преодоление всех
социальных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться; достаточное
разнообразие занятий и интересов в свободное время.
1. Удовлетворительное социальное функционирование
В целом, среднее по качеству социальное
функционирование с периодическими незначительными затруднениями в одной или
нескольких областях (функционирование в одной или нескольких областях может
быть отличным).
2. Легкое нарушение социальной продуктивности
Адекватное функционирование в большинстве социальных
областей при наличии небольших трудностей, по меньшей мере, в одной или двух
областях (в дружеских отношениях, ограничении социальной
активности/интересов, семейных отношениях, менее эффективном социальном
функционировании или в отношениях со взрослыми вне
семьи).
3. Умеренные нарушения социальной продуктивности Умеренное нарушение социальной продуктивности, по
меньшей мере, в одной или двух областях.
4. Серьезное нарушение социальной продуктивности.
Серьезное нарушение продуктивности, по меньшей мере,
в одной или двух областях (например, существенная нехватка друзей,
неспособность справиться с новыми социальными ситуациями или невозможность
посещения школы).
5. Серьезное общее нарушение социальной
продуктивности.
Серьезное нарушение социальной продуктивности в
большинстве областей
6. Неспособность к
продуктивному функционированию в большинстве областей.
Ребенок для поддержки повседневного функционирования
нуждается в определенном текущем надзоре или заботе со стороны других людей;
отсутствие способности справиться самостоятельно.
7. Тяжелое общее нарушение социальной
продуктивности.
Ребенок периодически не в состоянии поддерживать
элементарную личную гигиену, или нуждается в постоянном присмотре во
избежание нанесения вреда себе или другим, или у него имеется тяжелое
нарушение всех возможных способов общения.
8. Глубокое нарушение социальной продуктивности.
Постоянная неспособность поддерживать личную
гигиену, или постоянный риск нанесения тяжелого вреда себе или другим, или
полное отсутствие общения.
|