Примечание. Пресыщение выражается в
угасании интереса, ухудшении осмысления материала, усилении отвлекаемости,
появлении заместительных действий. В негрубо выраженной форме сглаживается
или исчезает под действием стимуляции, при переходе к новым заданиям, при
создании ситуации успеха. Внешне сходные с пресыщением проявления истощения указанными приема компенсируется весьма слабо.
2.5.1.5. Оценка собственных достижений (критика)
4,0 – адекватная,
самостоятельная, аргументированная;
3,0 – снижение
первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов (все ли хорошо
сделал? разве не было трудно? и т.п.);
2,0 – то же, но
после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;
1,0 – аффективное,
неадекватное снижение оценки после указаний на допущенные ошибки;
0,5 – отказ от
оценки;
0,0 – неадекватно
завышенная оценка даже после массивной коррекции.
2.5.2. Качественно-количественный анализ
деятельности: особенности работоспособ-ности
2.5.2.1 Темп и динамика деятельности и
продуктивности
3,0 – темп
высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в соче-тании с упорядоченной,
рациональной деятельностью;
2,5 – несколько
замедленный, равномерный темп при упорядоченной деятельности;
2,0 – темп
вначале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца иссле-дования стабильно высокий
или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная
врабатываемость);
1,5 – высокий или
умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями или
указаний на ошибки;
1,0 – высокий или умеренный, но заметно замедляющийся к концу
исследования;
0,5 – ускоренный
темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной,
хаотичной деятельностью, не меняющей своего характера после столкновения с
трудностями или указаний на ошибки;
0,0 – крайне замедленный, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с
низкой продуктив-ностью, неупорядоченной
деятельностью.
3,0 – относительно
равномерный темп, целенаправленность, продуктивность в целом (возможные
нарушения этих качеств не связаны с утомлением, а обусловлены действием
других факторов: пресыщаемостью, нерешительностью,
колебаниями внимания и т.п.);
2,0 – выявляется
к концу исследования (ухудшение осмысления, ослабление ориенти-ровочной деятельности, нарастание
количества ошибок внимания, замедление темпа, снижение качественного уровня
решений) в негрубо выраженной форме;
1,0 – те же
явления, в той же степени, но примерно с середины исследования;
0,0 – то же, но с
приобретением грубой выраженности к концу исследования.
3,0 – отсутствие
даже легких признаков инертности;
2,0 – единичные
факты застревания на предыдущем действии;
1,0 – отчетливая
тенденция к застреванию;
0,0 – то же, но в
сочетании с фактами грубого застревания на
предыдущем действии, слабо поддающегося коррекции;
(характеризуется концентрацией целенаправленных
усилий, точностью следования инструкциям, прочностью удержания оперативного
материала и его объемом)
3,0 – достаточная
концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования;
2,5 – негрубо
выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем
постепенно уменьшающиеся или исчезающие (замедленная врабатываемость);
2,0 – негрубо
выраженные нарушения внимания к концу исследования;
1,5 – внимание нарушается лишь в
субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро
наступающим пресыщением;
1,0 – отчетливо
выраженные нарушения внимания к концу исследования;
0,5 – негрубые
нарушения внимания, характеризующие весь процесс исследования;
0,0 – отчетливые,
выраженные нарушения в процессе всего исследования.
Нанесение результатов
исследования на обобщающий бланк позволяет наглядно предста-вить
основные «блоки» характеристик ребенка (продолжение Табл.
на стр. 27):
1– 5 –
особенности аффективно-личностной сферы;
6– 9 –
особенности работоспособности;
10-13 – познавательная деятельность (общие
характеристики);
2.5.3. Качественно-количественный анализ деятельности: общие характеристики интеллектуально-мнестической
деятельности
2.5.3.1.
Ориентировочная деятельность
4,0 – выражено активная, целенаправленная (внешне активное изучение
объекта в сочетании с его рациональным анализом);
3,0 – внешне
сниженная активность при рациональном анализе;
2,0 – вначале
активная и рациональная, но постепенно ухудшающаяся (пресыщение, утомле-ние, дезорганизация);
1,5 – внешне активная, но при ослабленной направленности поиска,
заданного инструкцией;
1,0 – сниженная
активность при малопродуктивном поиске;
0,0 – «псевдоактивная» – выраженная внешняя активность при
полном отсутствии рацио-нального
анализа объекта.
2.5.3.2.
Понимание обращенной речи
3,0 – понимает
большинство инструкций сразу (критерий – выполнение действий в русле инструкций
и ответы в плане вопросов);
2,0
– некоторые вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения;
1,0 – большинство
вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда упрощения формули-ровки или демонстрации нужных действий;
0,0 – большинство
вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариа-ций, упрощающих смысл
вопроса или инструкции.
4,0 – развернутая, свободная, содержательная и понятная в большинстве
случаев;
3,0 – то же, но
при наличии скупых, незавершенных объяснений;
2,0 – скупая, лаконичная, требует некоторой стимуляции, но
вполне точная и понятная;
1,5 – обильная, незатрудненная, но неточная, недостаточно
последовательная, иногда не по существу вопроса, требует уточнения;
0,0 – никак не
объясняет своих действий или объясняет крайне скупо, односложно, непонятно;
добиться улучшения в большинстве случаев невозможно.
2.5.3.4. Целенаправленность
4,0 – точная, стабильная в большинстве заданий (рациональные,
упорядоченные действия в соответствии с инструкциями);
3,0 – точная, но
избирательная: зависит от субъективной сложности, привлекательности задания,
характера предъявляемого материала;
2,0 – достаточно точная, но нарушаемая общей
дезорганизацией деятельности при затруднениях или после коррекции ошибочного
решения экспериментатором;
1,5 – относительно
точная, но не стабильная, подвержена колебаниям в
пределах задания в силу легкой отвлекаемости либо излишней поспешности в
действиях; или – вначале относительно точная, но постепенно слабеющая по мере
утомления или пресыщения;
1,0 – слабая, рассеянная в большинстве заданий, но улучшаемая
стимуляцией, повторением инструкций, коррекцией, внешним контролем;
0,0 – слабая, рассеянная, весьма слабый эффект от внешнего
вмешательства
2.5.4. Экспериментально-психологическое исследование
с применением стандартного набора
психодиагностических методик
Внимание! Протоколы обследования аккуратно сохраняются вместе с записью
комментариев пациента по ходу выполнения заданий и пометками, фиксирующими особенности
поведения испытуемого по ходу исследования.
2.5.4.1.
Общая оценка статуса
– Тест Луаретты Бендер –
фрагмент (С. 30-31)
– Проба «Рисунок человека» (С. 32)
2.5.4.2. Оценка внимания, работоспособности, астенизации
– Проба Пьерона-Рузера (С.
33)
– Проба «10 слов» (С. 34)
– Запоминание по А.Н. Леонтьеву (С. 34-36)
– Пассивный словарь (С. 36-42)
2.5.4.4. Оценка основных характеристик мышления
– Проба «Исключение слов» (С. 43)
– Проба «Последовательность событий» (С. 44-45)
– Проба «Сравнение понятий» (С. 46-47)
– Проба «Поиск несоответствий» (С. 47-52)
– Проба «Соотношение пословиц и фраз» (С. 53)
2.5.4.5. Оценка личностных особенностей
– Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (С. 54-57)
– Проективная методика «Рисунок Несуществующего
Животного» (С. 58)
В программу
исследования могут быть включены и другие методики – список является
рекомендательным
(продолжение
таблицы)
Нанесение результатов
исследования на обобщающий бланк позволяет наглядно представить основные
«блоки» характеристик ребенка (начало см. на
стр. 25):
14-19 интеллектуально– мнестическая деятельность
(частные достижения без оказания помо-щи);
20-26 – интеллектуально– мнестическая деятельности
(возможности с учетом помощи).
Для показателей 16, 17, 18. 19, 20, 23
– в исследованиях (10, С. 20-24)
имеются стандартные значения из опыта проведения предшкольной
диспансеризации. Соответственно, для других психодиагностических проб (14,
15, 21, 22, 25, 24, 26) студент должен (в качестве учебного задания)
предложить свои стандарты выполнения. При оценке адекватности предложений
учитываются: 1) умение привлечь к аргументации исследования, касающиеся
возрастных норм выполнения задания; 2) способность учесть данные
полученные в других группах курации и «банк
данных», хранящихся на кафедре….
3,0 – количество знаков больше 70,
минимум ошибок (1 за 1 мин.);
2,5 – то же, но больше ошибок (или не
меньше 60 знаков, но без ошибок);
2,0 – больше 50 знаков, минимум
ошибок;
1,5 – то же, но при наличии
организующей помощи; возможно плохое владение строкой; или не меньше 50
знаков, но больше ошибок;
1,0 – не меньше 40 знаков, без
ошибок;
0,5 – то же, но с ошибками (наличие
организующей помощи);
0,0 – меньше 40 знаков, массивная
организующая помощь, возможно повторение инструкции.
17. Непосредственная память (кратковременная)
3,0
– воспроизведение 8-10 слов к 4-5-ому воспроизведениям;
2,0
– 6-7 слов;
1,0
– 4-5 слов;
0,0
– меньше 4-х слов.
18. Непосредственная память (долговременная)
4,0 – воспроизведение -10 слов (через час);
3,0 – воспроизведение 8-9 слов
2,0 – 6-7 слов;
1,0 – 4-5 слов;
0,0 – меньше 4-х слов.
19.
Продуктивность опосредствования (продуктивность
использования символов в целях запоминания)
3,0 – воспроизводит все
опосредованные слова (4-5) и связи к ним;
2,5 – воспроизводит 3 слова и все связи;
2,0 – 2-3 слова, но не все связи;
1,5 – 2 слова и все связи;
1,0 – 2 слова, но не все связи
0,5 – 1 слово, часть связей или только – часть связей
20. Доступность опосредствования.
4,0 – содержательные связи с понятными
объяснениями не менее, чем к 4-м понятиям,
самостоятельно;
3,0 – содержательные связи не менее, чем к 3-и понятиям, но после уточнения, повторения
инструкции, стимуляции;
2,5 – то же, но при наличии нечетких,
незавершенных объяснений; или – 1 урок, после которого следует четкое, полное
опосредствование не менее 3-х понятий;
2,0 – самостоятельное опосредствование
2-х понятий с четким объяснением связей;
1,5 – то же, но со скупыми, незавершенными
объяснениями или 1 урок, после чего следует четкое опосредование 1-го понятия + одного недостаточно четко
или при полном отсутствии объяснения;
1,0 – нечеткое, малосодержательное опосредствование 2-х понятий после 1-го урока; или – 2
урока, после которых следует внятное опосредствование;
0,5 – 2 урока, после которых
внятное опосредствование 1-го понятия;
0,0 – возможен 1 самостоятельный выбор
(внешне адекватный) без всяких обяснений; помощь не
эффективна;
23. Логические построения (последовательность
событий)
4,0 – с самого начала верный порядок,
рассказ связный, логичный с окончанием и верной оценкой 5-ой картинки;
3,5 – организующая помощь в
установлении верного порядка при поспешных действиях вначале; далее – все то
же самое;
3,0 – самостоятельная верная
раскладка, но рассказ фрагментарный, с возможными неточностями, затруднениями
при работе с 5-й картинкой или окончанием;
2,5 – логичный рассказ при неверной
раскладке; самостоятельное исправление неверного порядка после предъявления
5-й картинки;
2,0 – контрольно-наводящие вопросы
при неверной раскладке, неверной логике рассуждения (возможна
непосредственная помощь в раскладке); далее все без затруднений; или – верная
раскладка и рассказ, но значительные трудности с окончанием либо с 5-й картинкой;
1,0 – контрольно-наводящие вопросы
при раскладке, составлении рассказа, при нелогичной концовке, ее отсутствии,
отсутствии связи с 5-й картинкой; далее – верное понимание ситуации;
0,0 – непонимание (или крайне смутное понимание) связи при полном объеме
указанных видов помощи;
2.5.5. Общая оценка основных
психических процессов по данным наблюдения, беседы, анамнеза и экспериментальных проб:
2.5.5.1.
Внимание
(включенность в ситуацию обследования, понимание ее в существенных
особенностях, сохранение объема внимания по ходу обследования, активность,
пассивность, концентрация, неустойчивость, трудности переключения);
2.5.5.2.
Восприятие
(ведущая система репрезентации – визуальная, слуховая, кинестетическая;
детальность);
2.5.5.3.
Эмоции (адекватность ситуации, эмоциональный фон настроения –
понижен или повышен, эмоциональная неустойчивость, страхи, тревога, развитие
высших чувств – совесть, любовь, честь и др.) эмоциональность как свойство
темперамента и как ситуативная характеристика.
2.5.5.4.
Память
(память на текущие и прошлые события, развитие высших форм памяти);
2.5.5.5.
Особенности мышления и интеллекта (способность к обобщению, абстрактным
суждениям, последовательность логичность суждений, соответствие запаса знаний
и умений возрасту, среде, полученному образованию и жизненному опыту, способности
к быстрому обучению, наличие признаков умственной отсталости, внушаемость);
2.5.5.6.
Речь
и язык (грамотность, сложность конструкций предложений, общий запас
представлений и слов, слова-паразиты, точность выражения мыслей);
2.5.5.7.
Воображение
(легкость фантазии, продуктивность, возможность критичес-кого отношения);
2.5.5.8.
Воля (внешние особенности моторики, энергичность в поведении,
инициа-тивность, нерешительность, податливость
внешнему давлению, упрямство, навязчивости, двигательное возбуждение,
последовательность в достижении цели, самоконтроль и саморегуляция);
волевые
свойства темперамента.
2.5.6. Оценка психологических
особенностей личности по данным наблюдения, беседы и психодиагностических
методик:
2.5.6.1. Конституциональный тип (физическая
и психическая конституция); темпераментные особенности личности.
2.5.6.2.
Особенности (выраженность, сформированность,
«освоенность») социального поведения, «социального характера»
личности (выраженность полоролевого поведения,
«психологический возраст» личности, социальное оформление внешности – прическа,
одежда, украшения, татуировки и др.);
2.5.6.3. Особенности вступления в контакт и поведение в
контакте (общителен, замкнут, формален, негативистичен,
безразличен, соблюдение дистанции в разговоре, ролевых отношений);
Характеристики
невербального поведения (спокоен, развязен, смущен, грамотность использования
«языка тела», синхронность или асинхронность с вербальными сигналами);
Характеристики вербального поведения, особенности речи (словарный запас, грамотность
речи, косноязычие, заикание, вычурность, манерность, монотонность, наличие
штампов);
2.5.6.4.
«Конгруэнтность» в поведении
(соответствие, согласованность невербаль-ных
и вербальных реакций по ходу обследования)
2.5.6.5.
Отношение к обследованию: позитивное, негативное,
равнодушное, скрытно-негативное – формальное (степень критичности, следование
инструкции, включенность в выполнение заданий, заинтересованность в
информации о результатах, реакция на критику или похвалу);
2.6.
Заключительные выводы о «психологическом портрете» личности пациента
Главная цель обобщающей части состоит в анализе
полученных данных (жалоб, биографии, экспериментально-психологического
исследования) и выводе о том, каким образом биологические факторы
(наследственность, последствия черепно-мозговой травмы, другие экзогенные
заболевания), а также психотравмирующие воздействия, социально-психологические
условия формирования личности, – повлияли на развитие личности пациента и
отразились в поведении, интеллектуальных и психических особенностях, психосоматических
расстройствах, отношении к болезни и критичности.
Внимание! Все резюмирующие положения ДОЛЖНЫ БЫТЬ АРГУМЕНТИРО-ВАНЫ ССЫЛКАМИ
на данные беседы, наблюдения, анамнеза, результаты эксперимен-тально–
психологических методик.
Итог: Описание основного нарушения и оценка
возможного соотношения при оказании медицинской помощи
биологических методов лечения (см. «уровень нарушения» по Д.Н. Оудсхоорну
– 1.4) и
возможных путей реабилитационной (психокоррекционной, психотерапевтичес-кой,
социальной) помощи (с учетом данных опросника Э. Долла – 1.3., схемы Карла Роджерса
– 1.4., осей МКБ-10 – 1.5)
Список использованной литературы
|