|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ |
|
|
||
|
1.1.
Цели и основные задачи написания «Медико-психологической характеристики
личности ребенка-пациента психиатрической клиники» |
5 |
|
|
1.2. Общая характеристика ребенка по данным наблюдения |
6 |
|
|
1.3. Оценка уровня социальной компетенции (по Э. Доллу) |
10 |
|
|
1.4.
Схемы для анализа проблем психического состояния ребенка, предложенные Карлом
Роджерсом («горизонтальный срез») и Д. Оудсхоорном («вертикальный срез») |
13 |
|
|
1.5.
Психиатрические аспекты изучения состояния и личности ребенка (глава F МКБ-10) |
|
|
|
|
1.5.1.
Общая систематика нарушений |
16 |
|
|
1.5.2. Ось оценки интеллектуальных нарушений |
17 |
|
|
1.5.3.
Ось оценки сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций |
18 |
|
|
1.5.4.
Ось общей оценки психосоциальной продуктивности |
19 |
II. Структура медико-психологической
характеристики |
|
||
|
2.1. Социально-демографические данные. |
20 |
|
|
2.2. Жалобы, субъективный
анамнез жизни и заболевания. |
20 |
|
|
2.3. Объективный анамнез жизни
и заболевания. |
21 |
|
|
2.4. Данные объективного исследования. |
22 |
|
|
2.5. Психологическое исследование личности |
|
|
|
|
2.5.1. Качественно-количественный анализ
деятельности: особенности аффективно-личностной сферы (контакт, интерес,
аффективный компонент продуктивности, активность, критичность). |
22 |
|
|
2.5.2. Качественно-количественный анализ
деятельности: особенности работоспособности (темп и динамика деятельности и
продуктивности, истощаемость, переключаемость, внимание). |
24 |
|
|
2.5.3. Качественно-количественный анализ
деятельности: общие характеристики деятельности (ориентировочная
деятельность, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность). |
25 |
|
|
2.5.4.
Экспериментально-психологическое исследование. |
26 |
|
|
2.5.5. Общая оценка психических
процессов по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб |
28 |
|
|
2.5.6. Общая оценка
особенностей личности по данным наблюдения, беседы и экспериментальных проб |
29 |
|
2.6. Заключительные выводы |
|
|
III. Методы психологической
диагностики. |
|
||
|
3.1.
Общая оценка статуса |
|
|
|
|
3.1.1. Тест Лауретты Бендер |
30 |
|
|
3.1.2. Проба «Рисунок человека» |
32 |
|
3.2. Оценка внимания – «Проба Пьерона-Рузера» |
33 |
|
|
3.3. Исследование процессов памяти |
|
|
|
|
3.3.1. Проба «10 слов». |
34 |
|
|
3.3.2. Исследование высших форм памяти |
34 |
|
|
3.3.3. Проба «Словарь» |
36 |
|
3.4. Исследование процессов мышления |
|
|
|
|
3.4.1. Проба «Исключение слов» |
43 |
|
|
3.4.2.
Проба «Последовательность событий» |
44 |
|
|
3.4.3.
Проба «Сравнение понятий» |
46 |
|
|
3.4.4.
Проба «Поиск несоответствий» |
47 |
|
|
3.4.5. Проба «Соотношение пословиц и фраз» |
53 |
|
3.5. Исследование личности |
|
|
|
|
3.5.1. Проективный тест «Дом-Дерево-Человек» |
54 |
|
|
3.5.2.
Проективный тест «Рисунок несуществующего животного» |
58 |
IV.
Список рекомендованной литературы |
59 |
3.5. Исследование
личности. 3.5.1. Проективная
методика «Дом-Дерево-Человек». Включение
данной методики в программу обследования обусловлен относительной простотой
ее проведения и возможностью достаточно быстрой оценки параметров
эмоционального развития детей по возрастным группам: от 5 до 9 лет (13, С. 10-15) Настоящие
указания включают в себя только те параметры оценки, которые обязательно
должны быть зафиксированы при интерпретации результатов проведения рисуночных
методик. Поскольку основная цель исследований выявление наличия или отсутствия
проблем в развитии, нами не ставилась задача создания полного описания интерпретации
проективной составляющей рисуночных методик. Общеизвестны
трудности, возникающие при стандартизации интерпретации проективных методик,
поэтому в стандартной форме протокола мы предлагаем фиксировать только
общепринятые признаки наличия эмоционально-личностного неблагополучия,
сознательно избегая более глубокой (и более спорной) интерпретации содержания
и причин проявляющихся в рисунке проблем. По усмотрению психолога, проводящего
обследование, обязательная интерпретация может быть расширена за счет добавления
любой значимой для оценки развития ребенка информации, полученной при
проведении методик. Возможность интерпретации рисунков детей дошкольного и
младшего школьного возраста как проективных признается многими
исследователями, однако в их интерпретации необходима особая осторожность. Нельзя проводить
проективную интерпретацию рисунков детей, имеющих интеллектуальные проблемы,
без сопоставления с результатами обследования интеллектуальной сферы,
практически всегда проблема интеллектуального развития сопровождается поведенческими
и личностными проблемами, и наоборот – поведенческие и личностные проблемы
ребенка обуславливают снижение его познавательных возможностей. В заключении по
результатам диспансеризации обязательно должно быть указано, какая проблема
является первичной и обуславливает все остальные – проблема интеллектуального
развития, или эмоционально-личностного, поведенческого характера. Все рисунки
выполняются простым, отточенным карандашом (мягкий или твердо-мягкий, марки
«В» или «НВ») на стандартном листе бумаги (формат А4).
Каждый рисунок выполняется на отдельном листе. Стирание не допускается, при
этом разрешаются любые исправления и перерисовки на том же самом листе, об
этом делается отметка в протоколе. После выполнения рисунка задаются вопросы. Если
ребенок явно затрудняется в ответе, необходимо переходить к следующему
вопросу, отметив наличие затруднений, настаивать на ответе не следует. При
рассогласовании ответов и рисунка в заключении отмечается факт
рассогласования, но внимание испытуемого к рассогласованию не привлекается.
Обязательно фиксируются те характеристики личности, которые выделены по рисункам.
В заключении по результатам обследования по методике
Дом – Дерево – Человек указываются только те характеристики, которые
проявляются не менее чем в двух рисунках из трех и подтверждаются в беседе по
одному из рисунков. 3.5.1.2. Рисунок человека.
После выполнения рисунка необходимо задать ряд
вопросов, при этом диссоциация ответов испытуемого и выполненного им
изображения человека указывает на негативизм по отношению к обследованию, или
на серьезные интеллектуальные затруднения. Факт диссоциации необходимо фиксировать
в протоколе. Вначале задаются
уточняющие вопросы (все ответы фиксируются в протоколе):
1. Кого ты хотел нарисовать мужчину или женщину? 2. Сколько ему (ей) лет; молодой или старый
это человек? 3. Во что он (она)
одет (одета)? При этом особенно
важно, чтобы испытуемый ничего не дорисовывал, не исправлял в рисунке.
Рассогласование ответов и рисунка может указывать на интеллектуальные или
поведенческие проблемы. Затем переходят к собственно проективным вопросам: 54
4. Где он (она) живет – в городе или в деревне? 5. Один или в семье; с кем в семье он живет
– есть ли родители, братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д. 6. Чем занимается человек (учится,
работает); как он учится (работает)? При ответах на эти
вопросы оценивается соответствие ответов реальной жизненной ситуации самого
ребенка, рассогласование может указывать на эмоциональное неблагополучие.
7. Добрый он или злой? 8. Любят ли его те, с кем он живет? 9. Есть ли у него друзья? 10. Кого он любит? Ответы на 7 – 10 вопросы прямо затрагивают наличие у
ребенка эмоциональных и поведенческих проблем. При интерпретации
детских рисунков необходимо помнить об ограниченности изобразительных
возможностей. Иногда дети искажают определенные элементы просто потому, что
не умеют нарисовать их так, как хотят. Поэтому крайне важно убедиться, что
правильно понято предметное значение рисунка, для чего используются ответы на
1-3 вопрос. Изображение человека
детьми дошкольного и младшего школьного возраста иногда включает не все основные
элементы. Для примерной ориентировки мы приводим таблицу встречаемости
основных элементов человеческой фигуры. Диагностически
значимо отсутствие на рисунке ожидаемых и обычных, а также появление
неожиданных и редких для соответствующего возраста элементов. Частота встречаемости элемента, в скобках указана
вероятность появления на рисунке (в процентах)
После выполнения
рисунка и беседы в протоколе (см. ниже) знаком «+» или «х» фиксируется наличие элементов фигуры и указываются встречающиеся признаки эмоционального
неблагополучия, список которых приведен ниже. Отмечается совпадение данных,
полученных в ходе беседы с интерпретацией самого рисунка.
Психологический комментарий к протоколу
«Рисунок человека»
3.5.1.2. Рисунок
дерева
После выполнения рисунка необходимо задать ряд
вопросов: 1. Какое дерево ты хотел
нарисовать? Береза, липа или плакучая ива указывают на негативную самооценку.
Сосна, ель – защитная установка при достаточно высокой активности. 2. Где растет дерево – оно
одно растет или в лесу, в саду (если дерево фруктовое, полезно бывает
выяснить, какие фрукты на нем растут). 3. Какая погода стоит на рисунке – солнышко светит,
или тучи, зима или лето (весна, осень)? Вопросы 2 и 3 выявляют установку по отношению к социальным контактам. 4. Дерево молодое или старое,
большое или маленькое, больное или здоровое? Это вопрос выявляет самоотношение испытуемого, результаты необходимо сопоставить
с данными по методике исследования самооценки. Психологический
комментарий к протоколу «Рисунок дерева»
3.5.1.3.
Рисунок дома
После выполнения рисунка обязательно задаются
вопросы: 1. Какая погода стоит на
рисунке? Чем хуже погода,
тем более враждебной ребенок воспринимает окружающую среду. 2. Кроме того, необходимо
спросить, какой дом хотел нарисовать ребенок – большой или маленький, что
нарисовано на крыше, окнах и т.д. Эти вопросы позволяют избежать ошибок при интерпретации параметров рисунка. 3. Это новый или старый дом? –
Старый дом может указывать
на негативный эмоциональный фон, снижение активности. 4. Где стоит дом – среди
других домов, или отдельно? – Этот
вопрос выявляет установку по отношению к социальным контактам, ответ
сопоставляется с ответами на аналогичные вопросы к другим рисункам. 5. Весьма информативен
вопрос о том, куда ведет дорога (дверь, крыльцо – что нарисовано), по данному ответу
необходимо определить, направлен ли вектор движения испытуемого внутрь дома
(к дому), либо вовне дома (от дома). В сочетании с другими параметрами оценки
этот вопрос помогает выявить степень удовлетворенности отношениями с близкими
и оценить характер активности за пределами семьи – как компенсацию
неудовлетворенности эмоциональными отношениями в семье, поиск поддержки, или
как реализацию активной личности в более широкой чем
семья социальной среде. Психологический
комментарий к протоколу «Рисунок Дома»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5.2. Проективная
методика «Рисунок Несуществующего Животного». Ребенку дается инструкция: «Придумай и
нарисуй несуществующее животное, чебурашек и
динозавров – не рисовать». После выполнения
рисунка желательно выяснить значение отдельных деталей рисунка (что это –
шипы, или шерсть, или щетина) и т. д. Затем задаются вопросы: 1. Как называется
животное? 2. Где живет это
животное? 3. Чем оно питается? 4. На кого охотится
оно (если животное хищное)? 5. Кто охотится на
него, кого оно боится? 6. Как оно защищается?
Ответы фиксируются в
протоколе. Цель вопросов – определить, к какой из трех групп относится
животное: угрожающее, угрожаемое, нейтральное. Протокол методики
«Рисунок Несуществующего Животного»
Психологический комментарий к протоколу
методики «РНЖ»
При низкой степени контакта с
окружающим миром в сочетании с высокой агрессивностью и/или высокой
тревожностью необходимо дополнительное комплексное обследование. В заключении по результатам обследования – методика
«Рисунок Несуществующего Животного» – указываются только те характеристики,
которые указаны в стандартном отчете и которые получили подтверждение в
данных наблюдения и беседы (включая данные анамнеза) . |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Цитируемая литература
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.
Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1998
2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития
ребенка (QOL) – новый инструмент оценки
развития детей. – СПб., 2001 3. Горохов В.И., Заярная
И.И., Урываев В.А. Психиатрические и клинико- психологи-ческие
проблемы оценки нервно-психического здоровья детей при проведении
Всероссийской диспансеризации: Методические указания для врачей-психиатров,
педиатров, клинических психологов. – Ярославль, 2002 (Серия «Психическое
здоровье детей» Вып. 7)
4. Медико-психологическая характеристика личности ребенка в клинике:
Методические рекомендации для студентов IV курса педиатрического факультета / Сост. Л.К. Хохлов, В.А. Урываев, С.М. Антонова, Т.В.
Большакова – Ярославль, 1999 (Серия «Психология в медицине. Практикум.» Вып. 22)
5. Методические материалы для психодиагностического обследования
ребенка 5-7 лет / Сост. Чирков В.И., Соколова О.Л. –
Ярославль, 1993
6. Многоосевая классификация психических
расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и
поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. – М.,
2003
7. Основные начальные проявления психических заболеваний у детей:
Методические рекомендации – М., 1979 8. Оудсхоорн Д.Н.
Детская и подростковая психиатрия / Пер. с нидерландского.
– М., 1993
9. Практическое использование адаптированного теста интеллекта в
клинике нервно-психических заболеваний: Методические рекомендации. – Л., 1987 10. Психологическая дифференциация
нарушений развития у старших дошкольников: Методические рекомендации. – М.,
1982 11. Психологическая характеристика
личности ребенка: Методические рекомендации для студентов II курса педиатрического факультета
/ Сост. Н.А. Русина, В.А. Урываев (Серия «Психология в медицине. Практикум.» Вып. 20) – Ярославль, 1998 12. Психологические методы изучения
личности ребенка в клинике: Методические рекомендации для студентов IV курса
педиатрического факультета / Сост. В.А. Урываев,
С.М. Антонова, Т.В. Большакова – Ярославль, 1999 (Серия «Психология в медицине. Практикум.» Вып. 24) 13. Психологическое
обследование детей 7-11 лет при проведении Всероссийской диспансеризации:
Методические указания для психологов. / Под общ. ред. В.А. Урываева – Ярославль, 2002 (Серия «Психическое
здоровье детей» Вып. 2)
14. Психологическое
обследование детей 12-15 лет при проведении Всероссийской диспансеризации:
Методические указания для психологов. / Под общ. ред. В.А. Урываева – Ярославль, 2002 (Серия «Психическое
здоровье детей» Вып. 3)
15. Ранняя диагностика, лечение и
профилактика психосоматических и сомато-психическох
расстройств у детей: Методические рекомендации. – СПб., 1992 16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики
патопсихологии и опыт их приме-нения
(практическое руководство). – М., 1970 17. Тесты для взрослых и детей:
Сборник зарубежных методик для самостоятельной работы / Пер.
с англ. Сост. Л. Джонсон, М. Дефер. – М., 1994 18. Худик
В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования. –
Киев, 1992 19. Шванцара
Й. и колл. Диагностика психического развития – Прага, 1978 20. Шелби
Б. Открой своего ребенка: Тесты для детей / Пер. с
англ. – Тюмень, 1995 21. Экспериментально-психологическое
исследование детей в период предшкольной
диспансеризации: Методические рекомендации. – М., 1978 |
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |