3.5. Исследование
личности.
3.5.1. Проективная
методика «Дом-Дерево-Человек».
Включение
данной методики в программу обследования обусловлен относительной простотой
ее проведения и возможностью достаточно быстрой оценки параметров
эмоционального развития детей по возрастным группам: от 5 до 9 лет (13, С. 10-15)
Настоящие
указания включают в себя только те параметры оценки, которые обязательно
должны быть зафиксированы при интерпретации результатов проведения рисуночных
методик. Поскольку основная цель исследований выявление наличия или отсутствия
проблем в развитии, нами не ставилась задача создания полного описания интерпретации
проективной составляющей рисуночных методик.
Общеизвестны
трудности, возникающие при стандартизации интерпретации проективных методик,
поэтому в стандартной форме протокола мы предлагаем фиксировать только
общепринятые признаки наличия эмоционально-личностного неблагополучия,
сознательно избегая более глубокой (и более спорной) интерпретации содержания
и причин проявляющихся в рисунке проблем. По усмотрению психолога, проводящего
обследование, обязательная интерпретация может быть расширена за счет добавления
любой значимой для оценки развития ребенка информации, полученной при
проведении методик. Возможность интерпретации рисунков детей дошкольного и
младшего школьного возраста как проективных признается многими
исследователями, однако в их интерпретации необходима особая осторожность.
Нельзя проводить
проективную интерпретацию рисунков детей, имеющих интеллектуальные проблемы,
без сопоставления с результатами обследования интеллектуальной сферы,
практически всегда проблема интеллектуального развития сопровождается поведенческими
и личностными проблемами, и наоборот – поведенческие и личностные проблемы
ребенка обуславливают снижение его познавательных возможностей.
В заключении по
результатам диспансеризации обязательно должно быть указано, какая проблема
является первичной и обуславливает все остальные – проблема интеллектуального
развития, или эмоционально-личностного, поведенческого характера.
Все рисунки
выполняются простым, отточенным карандашом (мягкий или твердо-мягкий, марки
«В» или «НВ») на стандартном листе бумаги (формат А4).
Каждый рисунок выполняется на отдельном листе. Стирание не допускается, при
этом разрешаются любые исправления и перерисовки на том же самом листе, об
этом делается отметка в протоколе.
После выполнения рисунка задаются вопросы. Если
ребенок явно затрудняется в ответе, необходимо переходить к следующему
вопросу, отметив наличие затруднений, настаивать на ответе не следует. При
рассогласовании ответов и рисунка в заключении отмечается факт
рассогласования, но внимание испытуемого к рассогласованию не привлекается.
Обязательно фиксируются те характеристики личности, которые выделены по рисункам.
В заключении по результатам обследования по методике
Дом – Дерево – Человек указываются только те характеристики, которые
проявляются не менее чем в двух рисунках из трех и подтверждаются в беседе по
одному из рисунков.
3.5.1.2. Рисунок человека.
После выполнения рисунка необходимо задать ряд
вопросов, при этом диссоциация ответов испытуемого и выполненного им
изображения человека указывает на негативизм по отношению к обследованию, или
на серьезные интеллектуальные затруднения. Факт диссоциации необходимо фиксировать
в протоколе.
Вначале задаются
уточняющие вопросы (все ответы фиксируются в протоколе):
1. Кого ты хотел нарисовать мужчину или женщину?
2. Сколько ему (ей) лет; молодой или старый
это человек?
3. Во что он (она)
одет (одета)?
При этом особенно
важно, чтобы испытуемый ничего не дорисовывал, не исправлял в рисунке.
Рассогласование ответов и рисунка может указывать на интеллектуальные или
поведенческие проблемы.
Затем переходят к собственно проективным вопросам:
54
4. Где он (она) живет – в городе или в деревне?
5. Один или в семье; с кем в семье он живет
– есть ли родители, братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д.
6. Чем занимается человек (учится,
работает); как он учится (работает)?
При ответах на эти
вопросы оценивается соответствие ответов реальной жизненной ситуации самого
ребенка, рассогласование может указывать на эмоциональное неблагополучие.
7. Добрый он или злой?
8. Любят ли его те, с кем он живет?
9. Есть ли у него друзья?
10. Кого он любит?
Ответы на 7 – 10 вопросы прямо затрагивают наличие у
ребенка эмоциональных и поведенческих проблем.
При интерпретации
детских рисунков необходимо помнить об ограниченности изобразительных
возможностей. Иногда дети искажают определенные элементы просто потому, что
не умеют нарисовать их так, как хотят. Поэтому крайне важно убедиться, что
правильно понято предметное значение рисунка, для чего используются ответы на
1-3 вопрос.
Изображение человека
детьми дошкольного и младшего школьного возраста иногда включает не все основные
элементы. Для примерной ориентировки мы приводим таблицу встречаемости
основных элементов человеческой фигуры. Диагностически
значимо отсутствие на рисунке ожидаемых и обычных, а также появление
неожиданных и редких для соответствующего возраста элементов.
Частота встречаемости элемента, в скобках указана
вероятность появления на рисунке (в процентах)
Элемент
|
Мальчики
|
Девочки
|
рисунка
|
4 года
|
6 лет
|
8 лет
|
4 года
|
6 лет
|
8 лет
|
Голова
|
ожидаема (100)
|
ожидаема (100)
|
ожидаема (100)
|
ожидаема (100)
|
ожидаема (100)
|
ожидаема (100)
|
Ноги
|
ожидаемы (88)
|
ожидаемы (92)
|
ожидаемы (100)
|
ожидаемы (92)
|
ожидаемы (100)
|
ожидаемы (100)
|
Туловище
|
ожидаемо (84)
|
ожидаемо (100)
|
ожидаемо (100)
|
обычно
(65)
|
ожидаемо (100)
|
ожидаемо (100)
|
Руки
|
обычны
(48)
|
ожидаемы (96)
|
ожидаемы (100)
|
обычны
(62)
|
ожидаемы (96)
|
ожидаемы (100)
|
Одежда
|
редко
(8)
|
обычно
(60)
|
обычно
(84)
|
редко
(4)
|
обычно
(77)
|
ожидаема (100)
|
Шея
|
необычно (24)
|
обычно
(76)
|
ожидаемо (92)
|
необычно
(35)
|
обычно
(58)
|
ожидаемо (92)
|
Рот
|
обычно
(60)
|
ожидаемо (96)
|
ожидаемо (96)
|
обычно
(77)
|
ожидаемо (100)
|
ожидаемо (100)
|
Волосы
|
необычно (20)
|
обычно
(72)
|
ожидаемо (88)
|
необычно
(38)
|
обычно
(73)
|
ожидаемо (96)
|
Пальцы
|
необычно (16)
|
обычно
(80)
|
обычно
(72)
|
необычно
(31)
|
обычно
(77)
|
ожидаемо (88)
|
Ступни
|
необычно (32)
|
обычно
(76)
|
ожидаемо (96)
|
обычно
(62)
|
ожидаемо (85)
|
ожидаемо (92)
|
После выполнения
рисунка и беседы в протоколе (см. ниже) знаком «+» или «х» фиксируется наличие элементов фигуры и указываются встречающиеся признаки эмоционального
неблагополучия, список которых приведен ниже. Отмечается совпадение данных,
полученных в ходе беседы с интерпретацией самого рисунка.
Наличие
элементов фигуры
есть / нет
|
Детали фигуры
|
Интерпретация
(признак, норма / неблагополучие)
|
Голова
|
|
Ноги
|
|
1. Голова
|
|
Туловище
|
|
2. Ноги
|
|
Руки
|
|
3. Туловище
|
|
Плечи
|
|
4. Руки
|
|
Одежда
|
|
5. Одежда
|
|
Шея
|
|
6. Шея
|
|
Лицо
|
|
7. Рот
|
|
Волосы
|
|
8 Волосы
|
|
Пальцы
|
|
9. Пальцы
|
|
Ступни
|
|
10. Ступни
|
|
Штриховка,
зачернение
|
|
|
|
Высота рисунка
|
|
Совпадение с данными беседы
|
|
Вывод:
|
|
Психологический комментарий к протоколу
«Рисунок человека»
Голова
|
* нечеткая – застенчивость, робость
|
Ноги
|
*
неодинаковых размеров и/или широко расставлены – сильное стремление к независимости, возможно,
амбивалентное, негативизм;
* отсутствуют – эмоциональная дестабилизация
|
Туловище
|
* слишком крупное –
фрустрация значимых потребностей;
* слишком маленькое – переживание своей малоценности,
унижения
|
Руки
|
* скрещены на груди
(за спиной)- враждебная
установка, негативизм, чувство вины;
* как боксерская
перчатка – неосознанная агрессия;
* подняты вверх – возможны органические, интеллектуальные проблемы
|
Плечи
|
* чрезмерно крупные и/или слишком угловатые – уныние, защита, осторожность
|
Одежда
|
* чрезмерно детализована –
инфантилизм, эгоцентризм, переживание зависимости
|
Шея
|
* подчеркнуто прорисована – потребность в защитном контроле;
* длинная, тонкая – торможение, регрессия
|
Лицо
|
* отсутствие глаз,
или ушей, или рта, или носа –
нарушение сенсорного контакта с действительностью;
* прорисовка зубов – агрессивность;
* улыбка – тревожность
|
Волосы
|
* сильно заштрихованы –
тревога;
* не заштрихованы
и не закрашены – переживание враждебности;
* чрезмерно
акцентированы по сравнению с остальной фигурой – инфантилизм, компенсируемый подчеркиванием своей
зрелости;
* стоят дыбом – негативный эмоциональный фон
|
Пальцы
|
*
сжаты в кулаки, или слишком длинные и/или больше пяти и/или нарисованы без ладоней – агрессия;
* меньше пяти – переживание бессилия, зависимости
|
Ступни
|
* с прорисованными
пальцами – высокая агрессивность;
* непропорционально
маленькие/большие – эмоциональная
дестабилизация, вызванная нарушением взаимоотношений с близкими
|
Штриховка,
зачернение
|
* больше половины
рисунка зачернено / заштриховано или выполнено не
сплошной, а штриховой линией –
сильная тревожность
|
Высота
рисунка
|
* в пределах нижней
половины листа – зависимость, тревожность
|
3.5.1.2. Рисунок
дерева
После выполнения рисунка необходимо задать ряд
вопросов:
1. Какое дерево ты хотел
нарисовать? Береза, липа или плакучая ива указывают на негативную самооценку.
Сосна, ель – защитная установка при достаточно высокой активности.
2. Где растет дерево – оно
одно растет или в лесу, в саду (если дерево фруктовое, полезно бывает
выяснить, какие фрукты на нем растут).
3. Какая погода стоит на рисунке – солнышко светит,
или тучи, зима или лето (весна, осень)?
Вопросы 2 и 3 выявляют установку по отношению к социальным контактам.
4. Дерево молодое или старое,
большое или маленькое, больное или здоровое? Это вопрос выявляет самоотношение испытуемого, результаты необходимо сопоставить
с данными по методике исследования самооценки.
Психологический
комментарий к протоколу «Рисунок дерева»
Основание
(земля)
|
* правый край ниже
левого – сниженный эмоциональный
фон;
* правый край выше
левого – положительный эмоциональный
фон;
|
Ветви
|
* направлены
вниз – сниженный эмоциональный
фон;
* направлены вверх – положительный эмоциональный фон;
* выходят из одного
участка на стволе – инфантильная
защита (для детей старше 7 лет);
* не связаны со стволом – нарушенный контакт с реальностью;
|
Листва
|
* закрытая, густая или
непрорисованная (пустой круг) – агрессивность;
* заострения в листве – агрессивность
|
Ствол
|
* открыт
и связан с листвой – нормальное
развитие;
* ограничен
снизу – негативные эмоциональные
переживания;
* нарисован
кривыми линиями – тревожность;
* зачернен – тревога, скрытая агрессивность;
* оторван
от земли – затруднения контакта с
внешним миром
|
Штриховка, зачернение
|
* больше половины
рисунка зачернено/заштриховано или выполнено не
сплошной, а штриховой линией –
сильная тревожность
|
Высота
рисунка
|
* в пределах нижней
половины листа – зависимость,
тревожность
|
После выполнения рисунка обязательно задаются
вопросы:
1. Какая погода стоит на
рисунке? Чем хуже погода,
тем более враждебной ребенок воспринимает окружающую среду.
2. Кроме того, необходимо
спросить, какой дом хотел нарисовать ребенок – большой или маленький, что
нарисовано на крыше, окнах и т.д. Эти вопросы позволяют избежать ошибок при интерпретации параметров рисунка.
3. Это новый или старый дом? –
Старый дом может указывать
на негативный эмоциональный фон, снижение активности.
4. Где стоит дом – среди
других домов, или отдельно? – Этот
вопрос выявляет установку по отношению к социальным контактам, ответ
сопоставляется с ответами на аналогичные вопросы к другим рисункам.
5. Весьма информативен
вопрос о том, куда ведет дорога (дверь, крыльцо – что нарисовано), по данному ответу
необходимо определить, направлен ли вектор движения испытуемого внутрь дома
(к дому), либо вовне дома (от дома). В сочетании с другими параметрами оценки
этот вопрос помогает выявить степень удовлетворенности отношениями с близкими
и оценить характер активности за пределами семьи – как компенсацию
неудовлетворенности эмоциональными отношениями в семье, поиск поддержки, или
как реализацию активной личности в более широкой чем
семья социальной среде.
Психологический
комментарий к протоколу «Рисунок Дома»
Размер
|
* маленький дом, дом
вдали – переживание отвержения
|
Расположение
|
* ниже центра листа – пониженный эмоциональный фон
|
Перспектива
|
*
нарушена (уплощение) – после 7
лет указывает на возможность эмоционального конфликта
|
Дверь
|
* отсутствует – нарушение
социальных контактов
* с замком – враждебность
|
Труба
|
* отсутствует – недостаток эмоциональной теплоты
* со слишком густым
(по отношению к штриховке остального рисунка) дымом – высокое внутреннее напряжение
|
Окна
|
* отсутствуют или
очень маленькие по сравнению с домом
– нарушения межличностных контактов
|
Штриховка, зачернение
|
* больше половины
рисунка зачернено/заштриховано или выполнено не
сплошной, а штриховой линией –
сильная тревожность
|
Высота
рисунка
|
* в пределах нижней
половины листа – зависимость,
тревожность
|
|