|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ |
Глава 1. Содержание и задачи медицинской психологии (начало)
Психологическое
состояние человека имеет решающее значение в возникновении болезни,
обусловливает особенности ее течения, определяет развитие (прогноз) и успех лечебных
воздействий. Влияние врача, его случайные или намеренные бодрящие или
угнетающие воздействия, внушения, самовнушения больного могут коренным образом видоизменить
(трансформировать) всю картину болезни и в значительной мере изменить ее
течение. Поэтому истинное распознавание и правильное понимание болезни доступно
только при условии знания индивидуальных особенностей больного. Следовательно,
индивидуальный подход к больному обеспечивает как большую глубину и тонкость
распознавания (диагностики), прогноза болезни, так и рациональный выбор
наиболее эффективного лечения. Сказанное относится к любому больному независимо
от его образования, пола, возраста, а также от характера заболевания.
Содержание, место среди других дисциплин и объем медицинской
психологии до настоящего времени неодинаково понимаются разными специалистами.
Существует несколько, иногда противоположных, взглядов на это.
Одни авторы видят главную задачу медицинской психологии в возможно
более полном обучении студентов-медиков и врачей основам традиционной
психологии. Нет сомнения в том, что более широкое образование по вопросам
психологии лишь обогащает будущего врача. Однако для последующей его врачебной
деятельности знание психологии, изучаемой в ущерб другим собственно медицинским
дисциплинам, не становится настолько необходимым, чтобы за счет дополнительного
включения ее в учебный план перегружать и без того насыщенную программу высшей
медицинской школы. Медицинская психология — отрасль психологии, но прикладная
отрасль к медицинской практике.
Другие исследователи, в первую очередь Э. Кречмер,
автор наиболее известного в мире курса медицинской психологии, основой
содержания последней считают психологический анализ природы болезней и, в
частности, нервно-психических. Такое построение курса может быть оправданным
для специалистов. Не касаясь ряда спорных методологических позиций Э. Кречмера, следует отметить расширение объема медицинской
психологии автором за счет, например, обсуждения значения гипоноических
и гипобулических механизмов при объяснении отдельных истерических
и шизофренических расстройств или рассмотрения связей между отдельными
явлениями психической деятельности и церебральными процессами. Изложение других
вопросов, в том числе содержания инстинктов, темперамента и аффективности,
темперамента и характера, мастерски выполненное Э. Кречмером,
нередко производится без необходимой последовательной систематизации соответствующих
категорий.
Третьи авторы в курсе медицинской психологии излагают общую
психопатологию, т. е. обсуждают симптомы и синдромы психических болезней,
подменяя тем самым медицинскую психологию общей психопатологией.. Предметом изучения медицинской психологии в этом случае становятся
психические болезни. Именно поэтому такое понимание медицинской психологии также
не может быть принято как совершенное.
Предметом медицинской психологии, с нашей точки зрения, являются
многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь,
а также обеспечение оптимальной системы психологических целебных влияний, в том
числе всех обстоятельств, сопутствующих обслуживанию больного, которое
правомерно объединить в систему врач — пациент.
Особенностями современной медицины являются: продолжающееся дробление
и дифференциация ее разделов, рост числа узких специальностей, все более
широкое использование технических устройств (аппараты и приборы) в обследовании
и лечении больных; растущее применение электронных приборов и вычислительных
машин, привлекаемых, в частности, для распознавания болезней; использование в параклинических (лабораторных) исследованиях современных
данных биологии, химии, физики, биофизики, кибернетики приводит порой к
недооценке клинического мышления, к искусственному расчленению единства
больного человека на частности, к утрированной технизации, чреватой дегуманизацией клинической медицины. Сами
по себе процессы эти естественны и закономерны, однако они нуждаются в
постоянной диалектической коррекции. Такой процесс в развитии современной
науки, в том числе медицинской, поставил общую задачу: создать специальный
раздел — науковедение, науку о науке, которая
объединяет общие принципы организации науки, способствующие ее интеграции и
более успешному развитию. Поэтому естественно, что сложные процессы,
происходящие в современной медицине, должны также найти свои объединяющие
критерии. В отличие от большинства иных форм производственной деятельности
медицина имеет дело с самым тонким и потенциально ранимым объектом деятельности
— человеком, что тем более типично для больного человека.
У всех больных, независимо от особенностей болезни, специфические
реакции психики и особенности личности обнаруживают общие тенденции.
В связи с этим самостоятельным разделом медицинских знаний,
который объединяет психологические проблемы больных людей на разных этапах их
жизни и болезни, становится медицинская психология. Медицинская психология,
следовательно, также относится к медицинской практике (в широком ее понимании),
как науковедение к науке во всем многообразии проблем
последней. В связи с этим правомерно говорить, что медицинская психология
является пропедевтикой ко всем клиническим дисциплинам.
Медицинская психология способствует, таким образом, не только
улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и наиболее полному
выздоровлению, но и предупреждению болезней, охране здоровья, воспитанию гармонической личности, с которой имеют дело в первую
очередь педагогические и медицинские работники.
Более широко медицинская психология изучает весь диапазон
благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и
межличностных отношений на его здоровье и болезнь.
Основная цель преподавания медицинской психологии сводится к
воспитанию у студентов гуманизма, высокой производственной медицинской
культуры, этики врача и широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода
в лечении больного человека.
Медицинскую психологию следует делить на
общую и частную.
Общая медицинская
психология излагает:
— основные
закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно
измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника),
психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы
лечебно-профилактических учреждений;
—
учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;
— учение
об индивидуальности (темперамент, характер, личность), об эволюции и этапах
постнатального онтогенеза ее (включая детство, отрочество, юность, зрелость и
поздний возраст), об аффективно-волевых процессах;
— медицинскую
деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
Существенными разделами медицинской психологии являются
психогигиена (гигиена психической жизни, психопрофилактика
— предупреждение расстройств психической деятельности)
и психотерапия — раздел терапии, использующий прямые методы воздействия на
психику, обеспечивающие устранение болезненных расстройств у больного.
Среди ведущих проблем психогигиены главное значение для
медицинской психологии приобретают:
—
психология медико-генетических советов и консультаций;
— психогигиена
семьи, и в первую очередь той, в составе
которой имеются лица с уродствами развития, рецидивирующими острыми или
затяжными заболеваниями;
— психогигиена
лиц в кризовые периоды их жизни, включая пубертатный
и климактерический периоды;
—
психогигиена брака и половой жизни;
—
психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;
—
психогигиена режима лечебных учреждений;
—
психогигиена взаимоотношений врача и больного.
Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты врачебной этики при общении с
конкретным больным и при определенных формах болезней. Главное внимание при
этом обращают на:
— особенности
психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств
(наиболее чувствительных и ранимых больных), которые фактически являются
объектом деятельности врача любой специальности;
— психологию
больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в
послеоперационном периоде;
— особенности
психологии больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, новообразованиями,
гинекологическими, кожными, нервно-психическими);
— психологию
больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота, глухонемота и др.);
—
медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.
МЕСТО МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
СРЕДИ ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН
Медицинская психология — это самостоятельный раздел медицинских
знаний, включающий психологические проблемы, возникающие у больных людей на
всех этапах формирования болезни и в разных условиях пользования медицинской
помощью. Она самостоятельна лишь постольку, поскольку имеет свой предмет
исследования. Вместе с тем содержание медицинской, психологии становится действенным
лишь во взаимопроникновении со сложившимися задачами и целями практической
медицины вообще и каждым конкретным разделом клинической медицины в частности.
При всей важности медицинской психологии совершенно естественно, что вне общей
медицинской практики она не только беспомощна, но и неприемлема. В свою очередь
каждый частный раздел медицинской практики, лишенный свойственных ему медико-психологических
аспектов, остается лишь разделом эмпирической медицины, медицинского
практицизма, исключает целостное понимание больного, его индивидуальные проблемы,
возникающие в период болезни, и нарушает единство отношений его с медицинскими
работниками.
Психология больного при разных формах патологии неодинакова. Это
объясняется не только разными последствиями болезней для организма, но и
особенностями оценки больными их общественной (социальной) значимости. Речь при этом идет об особенностях оценки-распространенности и
опасности болезни для жизни (ишемическая болезнь сердца, новообразования),
этических последствиях ее (сифилис), последствиях, задевающих эстетические основы
личности (обезображивающие повреждения лица), или интимном значении пораженной
болезнью системы (органа) — заболевания половых органов, мочевыводящей системы
и др. При всем этом имеются общие медико-психологические закономерности,
типичные для любого больного. В связи с этим медицинская психология, развивая
эти общие законы, постоянно связана со всеми аспектами медицинских знаний.
Наряду с этим медицинская психология никогда не утрачивает связи с
общей психологией, успехи которой неизменно совершенствуют как ее методы, так и
содержание. Медицинская психология изучает психологию больного, который живет в
конкретных общественных условиях (семья, производство, социальное окружение и
др.), что определяет ее неизменную связь с общественными науками, в частности с
социологией, этикой и эстетикой.
Психология вообще и медицинская психология в частности, так же как
психиатрия, были и остаются ареной ожесточенной идеологической борьбы. Это и
понятно, если помнить, что главным критерием, отличающим материалиста от
идеалиста, является то, как он рассматривает материю и сознание (первична
материя, а сознание вторично или наоборот). Не случайно советская психология характеризуется
тем, что методологической основой ее служит диалектический материализм, она
постоянно критически оценивает появление новых «философий» в зарубежной науке,
охотно принимает все то прогрессивное, что глубже
раскрывает природу вещей, и категорически отвергает любые наукоподобные,
тем более реакционные, «новинки». Советская психология исходит, в частности, из
ленинского положения о том, что «Познание может быть биологически полезным,
полезным в практике человека, в сохранении "жизни, в сохранении вида лишь
тогда, если оно отражает объективную истину, независящую от человека. Для
материалиста «успех» человеческой практики доказывает соответствие наших
представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем» (Ленин
В.И. Полн. собр. соч., изд. 5-е, т. 18, с. 142).
Понятен поэтому тот факт, что медицинская психология, если она
рассчитывает на максимальный успех, в методологическом плане может строиться Только на принципах диалектического материализма. Это
подтверждает и весь ход ее становления.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
История свидетельствует о том, что проблемы лечения имеют давнее
происхождение.
До настоящего времени сохранилась как музейная редкость личная
аптечка с набором лечебных средств, принадлежащая одной из египетских цариц,
которая жила за 2000 лет до нашей эры. В папирусе Древнего Египта, датированном
XVI веком до н. э., содержатся заклинания, которые могут оказать помощь при ста
различных заболеваниях. По описанию Геродота, посетившего Египет в V веке
до н. э., «медицина у египтян разделена на отделы; каждый врач занимается лишь
определенным видом болезни, один лечит глаза, другой —голову,
третий — зубы; есть и такие, которые заняты невидимыми болезнями». К последним Геродот относил и
многие болезни духа, болезни психические, которые уже в то время побуждали к
поискам специальных методов подхода к больному и особых форм предупреждения
болезненных изменений психики.
Элементы медико-психологического, психогигиенического влияния
можно видеть в особенностях подхода к больному врачей древности. Египетские врачи, внимательно обследуя больного, высоко ценили
значение анамнеза, а исследованию подвергали не только «человеческое тело» (у
нас — соматическое обследование), не только то, что «выходит из него — кал,
мочу, мокроту, кровь» (прообраз параклинических
исследований), но и особенности изменений духовной его жизни.
В арсенале лечебных средств египетской медицины наряду с химическими, физическими и биологическими использовались и
психические формы влияния на больного, в частности словесное, мимическое и
пантомимическое воздействия.
Одновременно с развитием медицины в Египте значительных успехов
она достигла в Мессопотамии. Свод законов Гаммураби (около 2000 лет до н.
э.) включал наряду со многими иными и положения о
медицинской этике. Эти законы, в частности, высоко оценивали деятельность и
звание врача. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами
вознаграждения, но и системой наказаний, которые применялись по отношению к
врачам, совершившим проступки или обнаружившим свое невежество. Интересно, что
уже в этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья,
т. е. по сути дела законы, регламентирующие гигиенические, в том числе и
психогигиенические, основы оздоровления населения.
Сирийский врач Сараджа в свое время
говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей
стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».
Со времени расцвета персидской медицины Зореастра
(примерно XI—II век до н. э.) сохранилось описание идеальных качеств, к обладанию которыми должны
стремиться все врачи. Некоторые из этих качеств, специально отмеченные
персидской медициной, раскрывают ее эмпирические подходы к проблемам
психогигиены, а следовательно, и к медицинской
психологии. По указаниям персидской медицины, врач должен не только глубоко изучать
медицину, много читать и заниматься, накапливать возможно
больший опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение выслушивать
больного спокойно, болезнь его распознавать тщательно и старательно, а лечить
добросовестно. При встрече с больным врач обязан пользоваться мягкой речью,
быть на всем протяжении встречи с ним внимательным, сердечно, дружественно настроенным
и делать все это для того, чтобы умышленно не затягивать болезнь,
способствовать ее быстрейшему лечению, чтобы обеспечивать выздоровление
больного и предупреждать рецидивы болезни.
В этот период развития персидской медицины значительных успехов
достигла практическая гигиена. Большое внимание уделялось чистоте жилищ,
очистке питьевой воды, профилактике заразных болезней, воспитанию
чистоплотности. Домашняя муха в то время описывалась как одно из самых вредных
существ. В ряде законоположений того времени прямо указывалось на то, что
правители Персии обязаны строить больницы, снабжать их врачами, лекарственными
средствами и т. д.
Следует отметить, что медицинские школы Персии выпускали врачей
трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей
ножом».
Наиболее высокой подготовкой славились первые. Их обязанностью
было врачевание в широком смысле этого слова и тонкое, мудрое, разумное
использование в нем высших душевных качеств врача,
того, что в настоящее время мы называем психотерапией в практике врачевания. Вторые
исцеляли законом, т. е. занимались устранением причин болезней. Их
называли иначе —≪мастерами здоровья ≫. Третьи, как видно из
наименования, занимались хирургической помощью.
Одновременно с египетской, вавилонской, персидской культурой
бурный подъем и расцвет переживала культура древней
Индии, а позднее и Древнего Китая. Медицина того периода отличалась многими
оригинальными особенностями, среди которых прославились на весь мир
практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика.
Как та, так и другая выгодно отличались в первую очередь тем, что
были пронизаны разумными идеями самопознания, самовоспитания, методами
достижения внутренней гармонии и самокоррекции
аномальных телесных или психических качеств.
Греческая медицина, видимо, переняла в ходc своего развития многие рациональные достижения как
египетской, так и персидской медицины. Об этом, в частности, свидетельствует тот
исторический факт, что еще в VIII веке до н. э. в Древней Греции культура и
наука не были высоко развиты, а уже во II веке,греческая наука и медицина достигли небывалого
расцвета. Успехи греческой медицины настолько широко известны, что вряд ли стоит
на них останавливаться. Напомним лишь, что изучение основ нравственности,
добродетельности, в том числе и врачей, достигло в этот период высокого уровня.
Проиллюстрируем это лишь двумя высказываниями великих мыслителей Греции: «Природа,
— учил Аристотель, — дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу,
но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без
нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в
своих половых и вкусовых инстинктах». Подчеркивая практическую важность
добродетельного отношения к людям, Демокрит учил, что
«должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели».
Настоятельная необходимость познавать не болезни, а больных, со
всем многообразием особенностей течения заболеваний и разного отношения к ним
привела, в частности, Гиппократа к разделению типов человеческих индивидуальностей
на четыре темперамента. Гиппократ, а позднее Гален определяли
эти темпераменты как сангвинический
(представители его отличаются уравновешенностью, подвижностью,
живостью, эмоциональной выразительностью, отзывчивостью), флегматический (обладателям
его свойственны спокойствие, медлительность, размеренность в действиях,
обстоятельность и последовательность), холерический (холерики безудержны, порывисты, резки в
своих проявлениях, им присущи бурные реакции, состояния подъема, горячности,
нередко сменяющиеся периодами спада активности) и меланхолический (угрюмость, робость, неуверенность,
нерешительность, преобладание грусти, подавленного душевного состояния,
боязнь трудностей). В этой систематике темпераментов были заложены основы
индивидуального подхода к людям, обеспечивающие развитие дифференцированной психопрофилактики и психотерапии. Не случайно, что с именем
Гиппократа, этого величайшего мыслителя и врача Эллады, связана клятва, которую
на протяжении многих веков давали выпускники высшей медицинской школы. Не
случайно и то, что в тексте клятвы особое внимание уделено утверждению высоких моральных
качеств врача, обеспечивающих наиболее гуманные формы
общения с больными.
(Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.
– 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Медицина, 1984. – С. 4–12.)
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|