Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Степень социальной дезадаптации
является одним из показателей инвалидизации при психической
патологии. Это требует комплекса методов и набора конкретных средств оценки
разных аспектов социальной адаптации.
В зарубежных работах с этой целью
применяются специализированные методические средства, направленные на оценку
социальной адаптации и социальных навыков. Создаются универсальные методики
оценки, однако все они должны пройти проверку практикой. В оценке тяжести синдромов детского аутизма
важным является критерий социальной адаптации, особенно если учесть частоту
встречаемости аутистических расстройств (Х.Ремшмидт, В.М.Башина и др.)
[2,5].
Синдром Аспергера
и сходные расстройства аутистического ряда в
качестве признаков может включать различные симптомы, в их числе
идеи отношений и необычный перцептивный
опыт, необычную речь, наличие особых интересов и снижение невербальной
коммуникации, кроме того, аутизм может сопровождаться множеством других
нарушений [1, 2, 4, 5]. Как происходит адаптация ребенка со столь
разнообразными нарушениями развития? Какую роль могут играть родители и близкое
окружение? Как осуществляются важные для адаптации процессы половозрастной
идентификации у детей с аутизмом? Эти вопросы были положены в основу
эмпирического исследования.
Для уточнения специфики социальной
адаптации детей с детским аутизмом
необходимо использование различных диагностических средств (данные наблюдения, опросников,
клинических интервью, и оценок психиатра, материалы нейро-
и патопсихологической диагностики) и сопоставление полученных с их помощью
результатов.
Цель
исследования: выявить взаимосвязь показателей
социальной адаптации, уровня интеллектуального и эмоционального развития
детей с синдромом детского аутизма.
Задачи
исследования и их методическое обеспечение:
1. оценить специфические профили детей 7-8
летнего возраста, страдающих детским аутизмом, с нормальным и низким уровнем
интеллекта с помощью шкалы адаптивного поведения Вайнленд
(Vineland Adaptive Behavior Scales – VABS);
2. сравнить специфические профили детей с
детским аутизмом с результатами диагностических психологических
экспериментальных методик, направленных на оценку уровня развития
эмоционально-личностной сферы («половозрастная идентификация» Белопольской
Н.Л. и «восприятие основных эмоций») [3];
3. изучить семейные особенности и параметры
взаимодействия с окружающими людьми у
детей с детским аутизмом, имеющих разный уровень адаптивного поведения
по шкале Вайнленд.
Гипотеза: имеется связь показателей
шкалы Вайнленд, уровня интеллектуального и
эмоционального развития детей с синдромом детского аутизма.
Материалы и методы исследования. Было
обследовано 35 родителей, имеющих
детей с синдромом детского аутизма в возрасте 7-8 лет с разным уровнем
интеллектуального развития, и 35 детей-аутистов.
Все обследованные дети были разделены на 2 подгруппы: 1 – дети со сниженным
уровнем интеллекта, 2 – дети с
интеллектом в пределах нормы (по материалам медицинских карт).
Настоящее исследование проводилось на базе
специализированного центра по оказанию помощи детям с синдромом детского
аутизма. Был использован опыт Л. Р. Сайфутдиновой в применении шкалы Вайнленд
для оценки социальной адаптации детей с разными типами развития [6, 7, 8].
Шкала Вайнленд (Vineland Adaptive Behavior Scales – VABS) – это полуструктурированное
интервью, в ходе которого на вопросы интервьюера отвечают эксперты – родители
ребенка или люди из его ближайшего окружения (те, кто о нем заботится и
проводит с ним много времени). Шкала Вайленд
применяется для оценки четырех основных сфер жизнедеятельности, а именно:
коммуникации, повседневных житейских навыков, социализации и моторных
навыков. Шкала адаптивного поведения Вайнленд
является одной из наиболее распространенных западных методик, оценивающих
уровень развития адаптивного поведения. В данной методике термин «адаптивное
поведение» понимается как ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая
взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе. С возрастом
адаптивное поведение человека изменяется – в частности у ребенка уменьшается
зависимость от ближнего окружения и помощи близких.
Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для
адаптации в семье, школе, детском саду, и в целом, в социуме. Являясь полуструктурированным интервью, Шкала Вайнленд
позволяет отобразить индивидуальный статус в сфере адаптивного поведения в
числовом и описательном выражениях и оценить его соответствие установленным
возрастным нормативам [8].
Результаты исследования. Дети-аутисты с разным уровнем интеллектуального
развития имели специфические профили
адаптивного поведения по Шкале Вайнленд. По
отдельным областям адаптации были обнаружены различия особенностей
адаптивного функционирования детей с разным интеллектуальным уровнем.
Для детей с
аутизмом с нормальным интеллектуальным развитием был свойственны более
высокие показатели по большинству шкал. Общий уровень коммуникации у детей со
сниженным интеллектом был ниже по всем показателям.
Дети со сниженным интеллектом обладали
относительно более высокими показателями по некоторым шкалам рецептивных и экспрессивных навыков.
Рисунок 1. Показатели по Шкале адаптивного поведения Вайнленд у детей с аутизмом со сниженным уровнем
интеллекта и с интеллектом в пределах нормы.
Дети с синдромом аутизма, принимавшие участие в исследовании,
показали низкий уровень сформированности половой идентификации
и низкий уровень восприятия эмоций, что говорит о недостаточной сформированности эмоционально-личностной сферы у детей,
страдающих синдромом аутизма.
Процентное
соотношение детей, справившихся с методикой «Половозрастная идентификация»
представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение
детей, справившихся с методикой «Половозрастная идентификация» (%)
Полученные
данные говорят о неполной сформированности
половозрастной идентификации у детей, страдающих аутизмом. Возможно, неуспешность выполнения методики связана
с недостаточным уровнем развития
наблюдения и подражания у детей с аутизмом. Важнейшим способом обучения
типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация
подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого
ребенок в норме принимает, ставя себя на его место. Для более тонкого
описания требуются дополнительные обследования.
Выводы.
1.
Уровень развития эмоционально-личностной сферы детей-аутистов имеет связь с уровнем социальной адаптации.
Для детей успешно распознающих эмоции и успешно справляющихся с методикой
половозрастной идентификации характерны более высокие показатели по субшкалам «Межличностное взаимодействие» и «Навыки
сотрудничества».
2.
Обнаружено соответствие уровня социальной адаптации
по шкале Вайнленд и уровня интеллектуального и
эмоционального развития детей с детским аутизмом.
3.
Детальная дифференцировка особенностей социальной
адаптации, и ее связь с уровнем сформированности
половозрастной идентификации у детей-аутистов
требует дальнейшей работы в этом направлении.
Список литературы
- Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика
эмоциональных нарушений у детей. – М.: УМК «Психология», 2003.
- Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.:
Медицина, 1999.
- Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика
исследования детского самосознания: Руководство. – М.: Когито-Центр, 2002. – 24 с.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети и подростки с аутизмом.
Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф,
2005. – (Особый ребенок). – 244 с.
- Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления,
причины и лечение. – М: Медицина, 2003.
- Сайфутдинова Л.Р. Изучение связей между сферами
адаптивного поведения у детей с различными вариантами дизонтогенеза // Аутизм и нарушения развития, 2007,
№3. – С.1-10.
- Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и
синдромом Аспергера (по материалам зарубезжной печати) // Аутизм и нарушения развития,
2003, №2. – С.51-57.
- Сайфутдинова Л.Р., Судариков М.А. Оценка уровня
развития адаптации ребенка с помощью Шкалы Вайнленд
// Школа здоровья, 2004, №1. –
С.48-56.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:616.89-008.444.4-053.3
Шорикова Д.Ю., Зверева Н.В. Оценка социальной адаптации: дети с синдромом детского аутизма.
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|