Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Одной из важных задач осмысления объективных и субъективных факторов,
влияющих на негативное отношение призывников к воинскому долгу, является
задача изучения психологического состояния готовности призывников к службе в
Вооруженных силах. Она зависит от условий воспитания и
формирования индивидуально психологических особенностей призывников, копинг-механизмов [1, 2, 5]; во-вторых, от предъявляемых
к ним психологических требований, осознания целей, своих потребностей, требований
общества, коллектива или поставленной задачи другими людьми [4]; в-третьих,
от условий ее прохождения, осмысливание и оценка условий, в которых будут
протекать предстоящие действия [3, 7].
Целью исследования явилось
выявление взаимосвязи акцентуаций характера с выбором совладающего
поведения у юношей призывного возраста.
Материал и методы
Обследовано 427 юношей призывного возраста (17-18 лет) - учащихся
общеобразовательных школ и средних профтехучилищ г. Чебоксары.
С целью диагностики поведения призывников, их
индивидуально-психологических качеств в экстремальных условиях был использован
подростковый диагностический опросник ПДО и тест
«Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан). В условиях прохождения военной службы часто
приходится сталкиваться с ситуациями внутреннего напряжения и дискомфорта.
Реагируют люди на это двумя способами: строя сознательные копинг-стратегии
(КС - способы совладения) и используя автоматические механизмы
психологической защиты. Д. Амирханом
выделены такие КС, как направленность на решение проблем, поиск социальной
поддержки и избегание. По результатам данных, полученных по методике
«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, наблюдается взаимосвязь различных стратегий поведения
и свойствами личности призывников в частности с акцентуациями характера.
Результаты исследования
Анализ выявил тесную связь типологических свойств личности с паттерном
реакции на проблемные ситуации. Для лиц астенического типа по данным теста
ПДО (подростковый диагностический опросник) в
проблемной ситуации характерна либо пассивная реакция (избегание проблемы ИП r=0,81; поиск социальной поддержки
ПП r=0,67), либо
ведомое поведение, а состояние дезадаптации
характеризуется депрессивными либо конверсионными реакциями, существенно
снижающими способность к адекватному проблемно-решающему поведению. Личностям
стенического круга свойственна поведенческая
активность (эпилептоидная акцентуация - решение
проблемы РП r=0,39),
направленная на преодоление стрессового воздействия. Предпочтение стратегии
избегания свойственна личностям с истероидным радикалом, которые отрицают причиняющий
страдания опыт (ИП r=0,91),
искажают восприятие действительности, игнорируют те очевидные аспекты
реальности, признание которых является болезненным. Эмоционально-лабильные
личности предпочитают стратегию поиска социальной поддержки, что способствует
повышению их самооценки. Таким образом, можно заключить, индивидуализация
стиля стратегий предпочтения поведения происходит у призывников с учетом
всего их жизненного опыта.
Проведенное исследование позволило установить связь между выбором стилей
и стратегий совладеющего поведения с определенными периодами социального
развития. Постоянное обращение к поиску социальной поддержки всех групп в
равной степени, к другим людям как внешним ресурсам говорит о социальной
зависимости и незрелости субъекта совладения. Обращает на себя внимание то,
что молодые люди довольно часто ищут поддержки у родителей, родственников.
Высокий процент соотношений поиска социальной поддержки учащихся
профтехучилищ (5,1%) с учащимися школ (0%) может быть обусловлен некоторой дезадаптацией в связи со сменой учебного заведения и сменой
привычного круга общения.
Выбор стратегии «игнорирования проблемы» учащихся школ и училищ (1,7%; 4,4%),
безусловно, связан с несформированностью некоторых
более продуктивных и гармоничных стратегий, помощь в овладении которыми
личностям необходима. В то же время результаты могут интерпретироваться, как
и проявления инфантильности и несамостоятельности, и как влияние социальной
нестабильности общества на сознание допризывников. Стратегию «разрешение
проблем» в процентном соотношении у призывников учащихся училищ (21,3%) выше,
чем у учащихся школ (15,5%). То есть, и возрастной критерий
играет существенную роль в применении рациональных КС в проблемных ситуациях.
В целом результаты характеризуют большой факторный вес социального и
рационального стиля совладеющего поведения у призывников, но в сочетании с
эмоциональным реагированием или неопределенным копингом.
Использование продуктивных стилей КС происходит при
рациональных оставляющих копинг-ресурсов (КР). КР
включают в себя личностные и средовые ресурсы. При этом
личностные включают в себя как физические (здоровье, выносливость и т.д.),
так и психологические (самооценка, внутренний контроль, эмоциональный
комфорт, эмпатия) составляющие. В свою очередь
средовые ресурсы представлены социальными (индивидуальная социальная сеть) и
материальными параметрами (материальная обеспеченность, социальный статус
родителей) [6].
Корреляционный анализ показал наличие умеренной связи на уровне статистической
значимости p≤0,01,
адаптивных копингов (решение проблем РП и поиск социальной
поддержки ПП) со следующими компонентами: качеством жизни (РП - r=0,37; ПП - r=0,21), условиями
проживания (РП - r=0,18),
социальным статусом (положительная корреляция в семьях военнослужащих и
рабочих РП - r=0,29; РП - r=0,28;),
отношением в учебном коллективе (РП - r=0,15), параметрами здоровья (РП - r=0,16), отношением к НВП (РП - r=0,13 ПП - r=0,17), самооценкой (РП - r=-0,69 ПП - r=-0,47), внутренним контролем
(РП - r=0,22; ПП - r=-0,17). Низкие
коэффициенты корреляции свидетельствуют о многосложности и противоречивости
проявления КР, влияния на их применения множества факторов, личностных и
средовых ресурсов, опосредованных условий воспитания и развития личности в течение
всего процесса социализации. Применение «благоприятных» (поиск социальной
поддержки и разрешение проблем) КС осуществляется при сформированности
составляющих КР (КР - личностных и средовых). Существенным КР является
позитивная атмосфера в учебной деятельности, принятие личности в коллективе,
стремлении сотрудничать с другими людьми, позитивной мотивационной
направленности, физическое здоровье, адекватная самооценка, а также
социальный статус родителей и материальная обеспеченность.
В ходе психологической подготовки призывников к службе в Вооруженных силах
необходимо учитывать первичный уровень сформированности
КР по данным индивидуального психологического исследования и при
необходимости провести коррекционные мероприятия, направленные на применение «благоприятных»
КС.
Результаты исследования показали, что в процессе
воспитания молодежи начинают формироваться навыки и привычки поведения в
предстоящих воинских условиях а, следовательно, развиваются: волевые качества,
осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к
новым условиям, призывники целенаправленно ориентируются на вовлечение и
преодоление возможных трудностей в воинских условиях, им прививается
самостоятельность, ответственность, стойкость, отвага, храбрость, мужество,
убежденность в правоте своих действий и др.
Таким образом, состояние психологической готовности имеет
сложную динамическую структуру, является выражением совокупности
интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики
человека в их соотношение с внешними условиями и предстоящими задачами.
Литература
Ссылка для цитирования
УДК 159.943.8.7/.8
Рындина О.Г., Антонов Б.М. Взаимосвязь акцентуаций характера с выбором совладающего поведения
на примере юношей призывного возраста.
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. 2010. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка"
(введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|