СПЕЦИФИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Николаев Е.Л., Романов С.Н. (Чебоксары)
Николаев Евгений Львович
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в
России»;
– доктор медицинских наук, профессор Чувашского государственного университета
имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары), главный психотерапевт Чувашии.
E-mail: nikelvov@gmail.ru
Романов Сергей Николаевич
– медицинский психолог, аспирант Чувашского государственного университета
имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары).
Аннотация. В статье изучается проблема дисфункциональных отношений в
семьях больных алкогольной зависимостью и возможности их передачи
последующим поколениям как через самих зависимых, так и совместно
проживающих с ними созависимых. На трех группах испытуемых (зависимых,
созависимых и здоровых) исследовались особенности запрета на выражение
эмоций, агрессивного поведения, семейных эмоциональных коммуникаций,
семейного воспитания и социальной поддержки. Выявлены основные
клинико-психологические характеристики патологизирующих внутрисемейных
отношений у больных алкогольной зависимостью, определена
психологическая специфика дисфункционального характера системы семейных
отношений у созависимых, построена концептуальная модель семейных
отношений при алкогольной зависимости, раскрывающая тесные
патологические взаимосвязи между больным алкогольной зависимостью,
созависимым, предшествующим и последующим поколениями, разработаны
предложения по совершенствованию системы реабилитации больных
алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: семейные отношения, алкогольная зависимость,
зависимый, созависимый, эмоциональные коммуникации, дисфункциональные отношения.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследователями отмечается нарушение гармоничной системы семейных
отношений в семьях больных алкогольной зависимостью [1], что связано с
возникновением особого психологического феномена
«созависимости» [3]. Данный феномен проявляется как
в психологических характеристиках жен, так и детей [2], свидетельствуя
о формировании зависимого поведения у членов семьи. Данные вопросы
требуют особого внимания при реабилитации больных алкогольной
зависимостью, при организации психологической помощи членам их семей
[5].
Сложность решения проблемы химической зависимости в масштабах
государства определяет необходимость системных подходов, в том числе,
через обращение к новым общественным ограничителям и ориентирам, через
обращение к молодежной аудитории, потому что алкоголизм гораздо легче и
эффективней предупреждать, чем искоренять [4]. Важную роль играет и
оптимизация действующей системы наркологи¬ческой реабилитации
на основе новых научных достижений в области знаний о человеке, как
продукте формирования в системе человеческих отношений,
важнейшее место в которых занимают семейные отношения, что и обусловило
тему данного исследования.
Цель исследования: изучение системы дисфункциональных
отношений в
семьях больных алкогольной зависимостью и возможности их передачи
последующим поколениям как через самих зависимых, так и совместно
проживающих с ними созависимых. В соответствии с обозначенной целью
решались следующие задачи:
- Выявить основные
клинико-психологические характеристики патологизирующих внутрисемейных
отношений у больных алкогольной зависимостью.
- Определить психологическую специфику
дисфункционального характера системы семейных отношений у созависимых,
проживающих в семье с больными алкогольной зависимостью.
- Построить концептуальную модель
семейных отношений при алкогольной зависимости, раскрывающую тесные
патологические взаимосвязи между больным алкогольной зависимостью,
созависимым, предшествующим и последующим поколениями.
- Разработать предложения по
совершенствованию системы реабилитации больных алкогольной зависимостью.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на клинической базе Республиканского
наркологического диспансера (г. Чебоксары). В состав первой группы
обследованных вошли пациенты стационара, во вторую –
участники групп помощи для родственников больных алкогольной
зависимостью. Контрольную группу составили испытуемые, в семьях которых
не наблюдалось проблемы химической зависимости на протяжении не менее
чем двух поколений. Численность групп составила 30, 26 и 30 человек,
соответственно. Нозологическая диагностика алкогольной зависимости
осуществлялось по критериям МКБ-10.
В клинико-психологической диагностике использовались следующие
методики: опросник «Запрет на выражение эмоций»
В.К. Зарецкого, опросник диагностики агрессивного поведения Басса-Перре
(в адаптации С.Н. Ениколопова), опросник семейных эмоциональных
коммуникаций А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой,
опросник социальной поддержки F-SOZU-22 (в адаптации А.Б. Холмогоровой), опросник
«Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и
В.В. Юстицкого.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты говорят об определенных особенностях и
закономерностях взаимоотношений в семьях больных алкогольной
зависимостью. Так, пациенты с алкоголизмом росли в атмосфере выраженных
нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем
критики. Выяснилось, что родители зависимых в сравнении с родителями
контрольной группы (p=0,0001) и созависимых (p=0,096) чаще проявляли
своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции,
допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с
другими более успешными детьми. Более высокие показатели индуцирования
тревоги в семье отмечались у зависимых в сравнении с контрольной
группой (p=0,0001) и группой созависимых (p=0,000), что свидетельствует
о том, что зависимые родители более фиксированы на возможных
трудностях, опасностях и жизненных неудачах своих детей с низким
запретом на выражение негативных эмоций и со стремлением скрывать и не
выдавать окружающим семейные проблемы.
Кроме этогою выявились различия подходов в отношении контролирования
собственных эмоций обследованными. Так, в группе зависимых радость
скрывали меньше, чем в контрольной (р=0,007) и созависимой (р=0,078)
группах. По шкале гнева обнаружена тенденция к различию в группах
зависимых и созависимых (р=0,099), что свидетельствует о том, что
зависимые менее склонны скрывать свои гнев и раздражительность.
Зависимые меньше скрывают чувство страха в сравнении с контрольной
группой (р=0,060). По степени общего запрета на выражение эмоций
значительные различия найдены у зависимым (р=0,005) и созависимым
(р=0,010) в сравнении с контрольной группой, что говорит о менее
развитом контроле над проявлением эмоций у зависимых и созависимых
вследствие личностных особенностей.
Диагностика агрессивного поведения показала, что созависимые менее
склонны к агрессивному поведению как по сравнению с контрольной группой
(р=0,0001), так и с группой зависимых (р=0,0001), что свидетельствует о
неготовности созависимых к инструментальной агрессии против себя и
окружающих. Тоже относится и к аффективному компоненту агрессии (гневу)
– созависимые менее подвержены этому чувству в сравнении с
контрольной группой (р=0,0001) и зависимыми (р=0,010). У созависимых
обнаружены статистические различия в выражении враждебности по
сравнению с контрольной группой (р=0,016), что говорит о том, что они
чаще переживают чувство несправедливости и ущемленности,
неудовлетворенности желаний. По интегральному показателю агрессивного
поведения выделяется группа созависимых в сравнении с контрольной
группой (р=0,0001) и группой зависимых (р=0,0001), что говорит о
неспособности созависимых выражать агрессию и гневливость.
Обращают на себя внимание особенности социальной поддержки и отношения
к социуму в группах обследуемых: созависимые ощущают меньшую
эмоциональную поддержку по сравнению с контрольной группой (р=0,017).
Это говорит о том, что созависимые чаще ощущают отсутствие позитивного
чувства близости, доверия и общности со стороны ближайшего социального
окружения. В группе созависимых меньшее ощущение инструментальной
поддержки в сравнении с контрольной группой (р=0,007),
свидетельствующее о том, что созависимые получают меньшую практическую
поддержку получения важной информации, помощь в выполнении тяжелой
работы. По шкале социальной интеграции в сравнении с контрольной
группой зависимые (р=0,005) и созависимые (р=0,0001) ощущают меньшую
включенность в определенную сеть социальных интеракций. Несмотря на то,
что зависимые получают необходимую инструментальную и эмоциональную
поддержку, чувствуют меньшую удовлетворенность социальной поддержкой
(переживания стабильности в отношениях, дающее чувство уверенности и
безопасности) как по сравнению с контрольной группой (р=0,0001), так и
с группой созависимых (р=0,0001). Социальной поддержкой в сравнении с
контрольной группой менее удовлетворены члены зависимой (р=0,001) и
созависимой (р=0,0001) групп, что свидетельствует об их меньшей
уверенности в поддержке ближайшим социальным окружением.
В свете полученных данных важно рассмотреть особенности воспитания
собственных детей в данных группах обследованных, что отражает то,
какие поведенческие и эмоциональные стратегии они реализуют в отношении
следующего поколения и запечатлевают для передачи следующим поколениям.
Так, созависимые уделяют меньше времени своим детям в сравнении с
зависимой (р=0,034) и контрольной (р=0,014) группами. В то время как
больные алкогольной зависимостью предъявляют своим детям огромное
количество требований, ограничивающих их свободу и самостоятельность
(шкала чрезмерность требований-запретов), чем созависимые (р=0,025).
Обследуемые созависимой группы склонны давать больше свободы своим
детям и не хотят или не могут устанавливать какие-то рамки в их
поведении, в сравнении с группой зависимых (р=0,0001) и контрольной
группой (р=0,0001) (шкала недостаточность требований и запретов).
Обнаружена тенденция к применению более строгих наказаний в группе
зависимых по сравнению с созависимыми (р=0,062), что говорит о более
жестком подходе в воспитании детей. И наоборот, группа контроля
показывает более высокие результаты по шкале минимальности санкций. Это
наглядно показывает, что обследуемые контрольной группы предпочитают
более либеральный стиль воспитания в сравнении с зависимыми (р=0,0001)
и созависимыми (р=0,0001). Обследуемые контрольной группы менее склонны
к расширению сферы родительских черт в сравнении с зависимыми (р=0,004)
и созависимыми (р=0,0001), что говорит о том, что родители хотят, чтобы
подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком, чтобы он
удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны
быть удовлетворены в психологических отношениях супругов
(исключительная привязанность, частично эротические потребности).
Созависимые в сравнении с контрольной группой (р=0,0001) и зависимыми
(р=0,022) предпочитают в подростках детские качества, что объясняется
желанием игнорировать взросление детей и попыткой сохранения таких
качеств как непосредственность, наивность, игривость (шкала
«предпочтения в подростке детских качеств»).
Результаты по шкале «воспитательная неуверенность
родителя» показали, что созависимые в сравнении с контрольной
группой (р=0,012) менее уверены в том, что они воспитывают ребенка
правильно, и как следствие часто «идут на поводу»
у своих детей, которые чувствуя неуверенность родителя, пользуются и
манипулируют ними.
В группе зависимых в сравнении с группами созависимых (р=0,012) и
контрольной (р=0,021) родители боятся потерять своего ребенка, и в их
поведении присутствует ипохондрическая боязнь за ребенка. Также
зависимые в сравнении с контрольной группой (р=0,0001) и созависимыми
(р=0,001) чаще высказывают жалобы на то, насколько утомительны
родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от
чего-либо более важного и интересного. Чаще недовольны стилем
воспитания ребенка супругом обследуемые из группы созависимых в
сравнении с группой контроля (р=0,093) и группой зависимых (р=0,080). У
них наблюдается тенденция вывода конфликтов во взаимоотношениях в сферу
воспитания, и они получают возможность более открыто выражать
недовольство супругом, руководствуясь «заботой о
ребенке».
С целью выявления взаимосвязей между показателями зависимостей и
клинико-психологическими параметрами данные были подвергнуты
корреляционному анализу. Как видно из рисунка 1, чем больше показатель
общего запрета на выражение эмоций у созависимых, тем больше зависимые
воспринимают поддержку ближайшим социальным окружением (r=0,402;
р<0,05). Чем более дисфункциональны отношения в родительской
семье, тем более созависимые склонны к выражению агрессии и
агрессивному поведению в общем (r=0,646; р<0,01), однако, в
таких случаях созависимые скрывают свои эмоции (r=0,487;
р<0,05). Они получают более полную социальную поддержку, если им
удается скрывать свои эмоции от других (r=0,437; р<0,05). При
множестве социальных контактов созависимые проецируют на ребенка свои
ранее не удовлетворенные потребности и ищут способы заместительного
удовлетворения их за счет воспитательных действий (r=0,464;
р<0,05). Они уменьшают число запретов, и даже если какие-либо
запреты ставятся, то ребенок легко нарушает их. Подросток сам выбирает
круг своих друзей, время, когда ему есть и гулять, вопросы о курении и
употреблении алкогольных напитков (r=0,465; р<0,05). Если
созависимые воспитывались в условиях жесткой родительской критики и
запрета на выражение эмоций, то они могут переносить это на своих детей
путем проекции на них собственных нежелательных качеств (агрессивность,
склонность к лени, влечение к алкоголю, несдержанность и т.д.)
(r=0,435; р<0,05).
В то время как у зависимых обнаружились следующие особенности. Они
охотнее проявляют агрессивные наклонности при низком уровне запрета на
выражение эмоций (r=-0,395; р<0,05), в таких условиях они легче
принимают поддержку от близкого социального окружения (r=0,445;
р<0,05). Если воспитание проходило в условиях выраженных
нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем
критики, с высоким показателем индуцирования тревоги в семье, с низким
запретом на выражение эмоций (особенно негативных), со стремлением
скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы, в духе очень
высоких стандартов, снижается ожидание практической или материальной
поддержки (деньги или вещи), помощи в выполнении тяжелой работы,
получении важной информации (r=-0,403; р<0,05) и уменьшается
строгость наказаний по отношению к своим детям (r=-0,363;
р<0,05). Если зависимый родитель удовлетворен уровнем
оказываемой ему социальной поддержки, то на ребенка ложится множество
обязанностей, которые могут не соответствовать его возможностям и не
только не содействуют полноценному развитию личности ребенка, но,
напротив представляют риск психотравматизации (r=0,456; р<0,05).
Чем выше степень запрета на выражение радости, тем выше риск
игнорирования потребностей ребенка (r=0,361; р<0,05), и чем ниже
запрет на выражение страха у зависимого, тем больше обязанностей у его
детей (r=-0,397; р<0,05).
Рис. 1. Интеркорреляционные взаимосвязи в семьях зависимых
Примечание: а) значения корреляционных связей:1) r = 0,224; 2)
r = -
0,149; 3) r = 0,257; 4) r= 0,402; 5) r = - 0,208; б) обозначения: С -
созависимые; 3 - зависимые; ИП - интегральный показатель (ДАП); ОЗ -
общий запрет (ЗнВЭ); ОП - общий показатель (СЭК); ОПСП - общий
показатель социальной поддержки (СП).
Как видно на рисунке 2, зависимость и созависимость имеют общие корни в
системе дисгармоничных отношений, которая формирует дезадаптивную
личность в условиях родительской семьи. Зависимость одного из супругов
делает дисгармоничными отношения и в созданной им семье. В такой семье
со стороны зависимого родителя на ребенка ложится большое количество
обязанностей, и он испытывает большую строгость наказания. Со стороны
созависимого родителя часты потворствование, недостаточность запретов к
ребенку, что является проявлением явного или скрытого недовольства
родителей друг другом. Зависимый родитель часто игнорирует потребности
ребенка, а созависимый борется со своими недостатками в ребенке, т.е.
как бы видит недостатки в ребенке, ощущая их в себе и, борясь с их
проявлениями, извлекает эмоциональную выгоду, как бы убеждая себя, что
в нем нет этих качеств. Это могут быть: агрессивность, склонность к
лени, негативизм, несдержанность и др. Все это может привести к
негативным для развития ребенка последствиям: акцентуациям, неврозам,
суицидальным реакциям, последующему формированию зависимого и
созависимого поведения.
Кроме того, из рисунка 3 видно, что в семье развитие зависимости хотя
бы у одного из ее членов сказывается на остальных членах семьи, так как
зависимые хуже контролируют эмоции, становятся импульсивными, менее
прогнозируемыми. При общении с зависимым родителем у ребенка
формируются черты психологической созависимости. Подражая зависимому
родителю, ребенок также склонен пробовать психоактивные вещества в
более раннем возрасте, что впоследствии может привести к развитию
зависимого поведения. На созависимого родителя ложится больше
ответственности за семью и детей. Уменьшается количество социальных
контактов, растет внутреннее напряжение. Все это, как правило, ведет к
чувству отчаяния, эмоциональным срывам и как следствие,
началу употребления психоактивных веществ с формированием зависимости у
самого созависимого. Следовательно, у детей, выросших в семье больных
алкогольной зависимостью, формирование личности происходит на основе
импульсивных эмоциональных реакций, иррациональных когнитивных схем,
дезадаптивных поведенческих стереотипов не только зависимого, но и
созависимого. Все это обуславливает тот факт, что дисфункциональные
модели отношений в семьях больных алкогольной зависимостью передаются
следующим поколениям, как через самих зависимых, так и через
созависимых.
Рис. 3. Концептуальная модель развития семейных отношений при алкогольной зависимости
По результатам проведенного исследования получены следующие
выводы:
- Основы алкогольной зависимости и
созависимости закладываются в детстве в родительской семье, где
усваиваются основные методы реагирования, правила; система
взаимоотношений строится по образу родительской и формируется жизненный
сценарий. Эмоциональная сфера нарушена как у зависимых, так и
созависимых. Созависимые склонны скрывать свои истинные
эмоции, и чем лучше они их скрывают, тем легче они получают помощь и
поддержку от близких и знакомых. Зависимые более импульсивны, более
открыто выражают негативные эмоции.
- Зависимые чувствуют более глубокую
поддержку со стороны семьи и близких, если им удается проявлять
агрессивное поведение, что согласуется со склонностью созависимых
скрывать эмоции, и всячески поддерживать родственника больного
алкогольной зависимостью. В семье больного алкогольной зависимостью
часто используются негармоничные стили воспитания детей, которые
вызывают у ребенка различного рода нарушения. Причем со стороны
зависимого и созависимого влияние на ребенка одинаково негативно.
Данные дисфункциональные механизмы усваиваются ребенком и часто
репродуцируются в собственной семье по отношению к собственным детям.
- В целях совершенствования
реабилитационной наркологической помощи больным алкогольной
зависимостью целесообразно опираться на следующие принципы.
Практическая работа в центрах реабилитации должна вестись не только с
больными алкогольной зависимостью, но и с их родственниками
(созависимыми). В реабилитации созависимых более эффективны групповые
методы работы, чем индивидуальные. На первых этапах групповой работы с
родственниками акцент должен быть сделан на полном информировании по
вопросам созависимости. В ходе реабилитации с целью выявления новых
способов осознания и решения проблемы созависимости в терапевтических
группах рекомендуется использование метода психодрамы. При проведении
реабилитационных мероприятий для достижения максимальных результатов
рекомендуется участие всех членов семьи.
Литература
- Короленко Ц.П., Донских Т.А., Гуревич Т.В.
Некоторые аспекты семейных отношений при алкоголизме // Медицинские и социальные
психологические аспекты алкоголизма (научные труды). – Новосибирск,
1998. – С. 26-29.
- Мазурова Л.В., Стоянова И.Я., Бохан H.A.
Особенности адаптивно-защитного стиля у женщин с семейной созависимостью и
алкогольной зависимостью // Сибирский психологический журнал. – 2009, № 31.
– С. 33-35.
- Москаленко В.Д.
Созависимость – новая болезнь? // Журнал невропатологии и психиатрии им.
С.С. Корсакова. – 1994. – т. 94, № 6. –
С. 95-98.
- Николаев Е.Л.
Психологические особенности формирования заболевания у
больных хроническим алкоголизмом и пограничными нервно-психическими
расстройствами // Первый съезд психиатров, наркологов, психотерапевтов
Чувашской Республики: Тезисы докладов. – Чебоксары, 1995. – С. 63-65.
- Nikolaev E.L., Kapitonov V.V.
Group psychotherapy in alcoholism treatment // Journal of the Nepal Medical Association.
– 1996. – Vol.34, N 120. – P. 274-276.
Ссылка для цитирования
Николаев Е.Л., Романов С.Н. Специфика семейных отношений у больных алкоголизмом. [Электронный
ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3.
URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая
ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг]
– дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|