ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ
Дусказиева Ж.Г. (Красноярск)
Дусказиева Жанна Геннадьевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии детства
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
E-mail: jossee@mail.ru
Аннотация. В статье автор раскрывает механизм влияния родительского отношения на
развитие и подкрепление психосоматической патологии у детей. Приводятся данные современных
отечественных исследователей, изучивших взаимосвязь родительского отношения и
психосоматических расстройств у детей, а также результаты собственного исследования,
целью которого стало определение родительского отношения матерей и отцов к детям
старшего дошкольного возраста, страдающим респираторными заболеваниями 4 и более
раз в году. В исследовании приняли участие 120 семей с детьми старшего дошкольного
возраста. Определено, что в родительском отношении на фоне гиперсимбиоза, для детей,
имеющих частые респираторные заболевания, характерны также высокие показатели инфантилизации
(в отношении как мальчиков, так и девочек), а также элементы отвержения со стороны
матерей в отношении мальчиков. Данные, полученные в результате исследования, подтверждают,
что родительское отношение является важнейшим фактором развития и закрепления психосоматической
патологии у детей.
Ключевые слова: психосоматика, психосоматическая патология, часто болеющий ребенок,
респираторные заболевания, соматизация, родительское отношение, симбиоз, инфантилизация,
отвержение.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Целый ряд отечественных исследователей (Морозов Г.В., Лебединский М.С.,
1972; Басин Ф.В., 1972; Николаева В.В., 1990; Ковалевский В.А., 1997;
Байкова И.А., 1999; Фролова Ю.Г., 2003; Старшенбаум Г.В., 2005 и др.)
указывает на единство психического и соматического. В проблеме
психосоматических взаимоотношений выделяют два аспекта: 1) влияние
психических факторов на соматическую сферу человека; 2) влияние
соматических факторов на психику человека. Психосоматическая патология
развивается и закрепляется в результате особого механизма
взаимоотношений между психикой и телом – это так называемый
механизм замкнутого круга: нарушения, возникающие первоначально,
например, в соматической сфере, вызывают изменения в психике,
последние же, в свою очередь, становятся причиной дальнейших
соматических нарушений. Так, по замкнутому кругу, и развертывается
целостная психосоматическая картина заболевания [3-7]. Например,
перестройка отношения родителя к ребенку (больше внимания, меньше
требований и пр.) в ситуации болезни последнего может вызвать изменение
в психической сфере ребенка (его восприятии болезни, мотивации к
выздоровлению и пр.), что, в свою очередь, отразится на течении
заболевания.
Особое место в современной науке занимает изучение факторов развития
психосоматической патологии в детском возрасте. Некоторые современные
исследователи выявляют зависимость возникновения и течения соматических
заболеваний от особенностей детско-родительских отношений, что
подтверждает психогенный характер большинства телесных заболеваний
[1-3, 5].
Анализ результатов ряда исследований (Романова О.Л., 1990; Ковалевский
В.А.,1997; Урядницкая Н.А., 1998; Варга А.Я., 2000; Писаренко Н.А.,
2001; Котова Е.В., 2003; Лифинцева А.А., 2004; Дубовик Е.Ю., 2006)
родительского отношения к детям с хроническими соматическими
заболеваниями позволил выделить некоторые общие характеристики
детско-родительских отношений в таких семьях. Родительское отношение к
таким детям характеризуется следующими особенностями: стремлением к
симбиотическим отношениям с ребенком, страхом потери ребенка,
гиперпротекцией, недостаточностью (или полным отсутствием)
требований-обязанностей, имеющихся у ребенка в семье, чрезмерностью
требований-запретов, авторитаризмом, неустойчивостью стиля воспитания и
стремлением инфантилизировать часто болеющего ребенка, приписывая ему
личную и социальную несостоятельность. Наряду с
инфантилизацией, авторитарной гиперпротекцией и, как следствие,
психологической инвалидизацией ребенка, нередко наблюдается внешне
парадоксальное явление: с одной стороны, матери эмоционально не
принимают больного ребенка, но, в то же время, они стремятся к
гиперсимбиотическим отношениям с ним. Можно предположить, что
существует взаимосвязь между типом родительского отношения и тем, как
ребенок может воспринимать свою болезнь, актуальное состояние и
перспективы, быть пассивным и активным участником лечения, хорошо или
плохо адаптироваться в условиях лечебно-реабилитационного процесса,
стремиться к выздоровлению или получать психологические выгоды от
своего заболевания.
Исследования В.В. Николаевой (1990), Д.Н. Исаева (1996), Ю.Ф.
Антропова, Ю.С. Шевченко (2002), О.Б. Зерницкого (2005) и др. авторов
подтверждают влияние родительского отношения на развитие и закрепление
психосоматической патологии у детей.
По данным Ю.Ф. Антропова и Ю.С. Шевченко [1], среди психосоматических
больных детей с кожной патологией отклонения в воспитании отмечаются в
58% случаев (гиперпротекция – 26,8%, «кумир
семьи» – 16,7%, гиперсоциализирующее воспитание –
9,4%), а нарушение системы мать-дитя – у 63% больных. При
сердечно-сосудистой патологии у 60% детей выявлены нарушения в
воспитании (эгоцентрическое воспитание – 40%, гиперопека
– 20%), а нарушения системы мать-дитя – в 57,5%
случаев. У детей с респираторными нарушениями в 72,7% случаев
наблюдается отрицательное психосоциальное воздействие, связанное, в
основном, с неправильным воспитанием по типу «кумира
семьи» (33,3%) и гиперопеки (33,3%); нарушение системы
мать-дитя отмечается у 60,7% обследованных. Нарушения воспитания
отмечаются у 68,9% детей с психогенным нарушением речи (гиперопека
– 31%, эгоцентрическое воспитание – 27,7%);
нарушения системы мать-дитя – у 52,7%
больных.
Целью исследования явилось выявление особенностей родительского
отношения к часто болеющим детям 5-7 лет, страдающими респираторными
заболеваниями 4 и более раз в году.
Материалы и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольных
образовательных учреждений № 176, № 177 и № 250 г. Красноярска. В
исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста
(часто болеющие – 30 мальчиков и 30 девочек, здоровые
– 30 мальчиков и 30 девочек), 120 матерей и 108 отцов.
В качестве диагностической методики использовался
«Тест-опросник родительского отношения» (Варга
А.Я., Столин В.В.).
Результаты исследования и их обсуждение
Установлено, что в семьях с часто болеющими детьми доминирующими типами
родительского отношения у отцов (рис. 1) по отношению к мальчикам были
симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, а девочкам –
симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация. Матери в
отношении часто болеющих девочек (рис.2) проявляли симбиоз,
инфантилизацию, а в отношении мальчиков – симбиоз,
инфантилизацию, отвержение. Следовательно, часто болеющих девочек
принимают и инфантилизируют оба родителя, в то время как в отношении
часто болеющих мальчиков со стороны матерей наблюдается противоречивое
родительское отношение – сочетание сильной привязанности,
чрезмерной опеки и эмоционального отвержения. Доминирующими типами
родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола,
а также со стороны матерей к мальчикам были кооперация, симбиоз и
авторитарная гиперсоциализация, в отношении же здоровых девочек со
стороны матерей доминировали симбиоз и кооперация.
При сравнении результатов с помощью X2-критерия Пирсона были выявлены
достоверные различия между родительским отношением к часто болеющим и
здоровым мальчикам у матерей (р≤0,01) и отцов (р≤0,05), а
также к часто болеющим и здоровым девочкам у матерей (р≤0,01) и
отцов (р≤0,01).
Анализ результатов показал, что симбиоз как тип родительского отношения
преобладал в семьях как со здоровыми, так и с часто болеющими детьми
старшего дошкольного возраста. Тем не менее, в семьях с часто болеющими
детьми симбиоз, как правило, сочетался с инфантилизацией ребенка, и это
ставило ребенка в позицию слабого независимо от пола.
Инфантилизируя, родители лишают ребенка возможности проявить
самостоятельность, инициативу, учиться путем «проб и
ошибок», самоутвердиться, а значит – занять высокий
социометрический статус в коллективе сверстников, быть успешным. Такие
родители стараются все сделать за ребенка, освобождая его от
«сложной» деятельности, так как он еще
«маленький» и/или «физически
ослабленный». Это, в свою очередь, заставляет ребенка снова и
снова «бежать в болезнь». Срабатывает механизм
психологической защиты – соматизация, помогающий ребенку
избежать «отрыва» от матери, самостоятельного
принятия решений, взросления и связанной с этим ответственности.
Ребенок начинает амбивалентно относиться к болезни, бессознательно (а
иногда и частично осознавая) цепляясь за психологические выгоды от
своей болезни. Вот так по замкнутому кругу разворачивается
психосоматическая картина заболевания у ребенка, подкрепляемая
родительским отношением к нему.
Рис. 1. Обобщенная характеристика родительского отношения
отцов к часто
болеющим и здоровым мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста:
1 – отвержение, 2 – кооперация, 3 –
симбиоз, 4 – авторитарная гиперсоциализация, 5 –
инфантилизация (%)
Рис. 2. Обобщенная характеристика родительского отношения матерей к
часто болеющим и здоровым мальчикам и девочкам старшего дошкольного
возраста: 1 – отвержение, 2 – кооперация, 3
– симбиоз, 4 – авторитарная гиперсоциализация, 5
– инфантилизация (%)
Таким образом, полученные результаты исследования детей с часто
повторяющимися респираторными заболеваниями (4 и более раз в году)
совместно с анализом работ вышеупомянутых современных исследователей
позволяют сделать вывод, что родительское отношение является важнейшим
фактором развития и закрепления психосоматической патологии у детей.
Литература
- Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С.
Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Речь, 2002. – 560 с.
- Зерницкий О.Б.
Взаимосвязь родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми
соматическими заболеваниями // Семейная терапия. – 2005, №3. – С. 29-43.
- Исаев Д.Н.
Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб., 1996.
- Исаев Д.Н.
Формирование внутренней картины болезни у детей и
психосоматическая медицина // Вопросы психического здоровья детей и
подростков. – 2001, №1. – С. 20-26.
- Ковалевский В.А.
Развитие личности соматически больного дошкольника,
младшего школьника и подростка. – Красноярск: КГПУ, 1997. – 124 с.
- Ковалевский В.А., Урываев В.А.
Психология ребенка – пациента соматической клиники. Практикум. –
Красноярск–Ярославль, КрасГМА – ЯГМА, 2006.
- Старшенбаум Г.В.
Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института
психотерапии, 2005. – 496 с.
Ссылка для цитирования
Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на развитие психосоматической патологии
у детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010.
N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|