Влияние задержки психического развития на школьную
успеваемость у детей
Коробкина И.И., Яковлева Н.В. (Рязань)
Коробкина Марина Игоревна
– клинический психолог, преподаватель кафедры общей
психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского
университета имени академика И.П. Павлова
E-mail: mar82416400@yandex.ru
Яковлева Наталья Валентиновна
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в
России»;
– кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей
психологии с курсом педагогики, декан факультета клинической психологии
Рязанского государственного медицинского университета имени академика
И.П. Павлова
E-mail: yakovleva.nata@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты клинико-психологического
сопровождения классов коррекционно-развивающего обучения в рамках образовательного
пространства общеобразовательной средней школы. Предложена прогностическая таблица
успешности обучения в классах КРО в зависимости от особенностей уровня развития
познавательной сферы ребенка с диагнозом «задержка психического развития
органического генеза».
Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение, задержка психического развития,
патопсихологические методы исследования познавательной сферы личности, дифференцированная
детерминация школьной успеваемости.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных
функциональных расстройств, связан с общим снижением успеваемости,
особенно на начальных этапах обучения. По данным
психолого-педагогических исследований, количество учащихся, которые не
в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них
нуждаются в специальных формах и методах обучения [1, 7, 10, 11].
Исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились
специалистами разного профиля: психологами (З.И. Калмыкова,
И.А. Коробейников, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский,
Н.П. Слободяник) [5, 6, 10, 11]; педагогами
(Ю.К. Бабанский, Бударный А.А, Л.В. Занков) [1, 3, 4];
дефектологами и физиологами совместно с психологами и
клиницистами (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко).
Последние выявили среди неуспевающих школьников особую категорию
– детей с временной задержкой психического развития. [7, 8, 12]
Острейшая необходимость рассмотрения вопросов обучения и развития
младших школьников с ЗПР в сравнении с детьми с другими нарушениями, а
также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами
практики [2, 8, 9]. Переход школы на новые программы усугубил тяжелое
положение стойко неуспевающих школьников. В связи с этим мы считаем
целесообразным, разрабатывать комплексный подход в работе с данным
контингентом детей, так как диагностика, позволяющая проследить
динамику развития ребенка и непосредственно коррекционно-развивающие
программы должны распространяться на весь процесс школьного обучения.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности
младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально
развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных
воздействий для компенсации нарушений. Адаптированные учебные
программы, целенаправленная работа педагогов, психологов и других
специалистов всё это на выходе должно давать один результат, а
именно повышение уровня развитие когнитивных процессов и
успешное усвоение школьного материала.
На базе общеобразовательных школ в наше время остаются классы, где по
специально разработанной программе обучаются дети с задержкой
психического развития. В течение трех лет в тесном сотрудничестве с
педагогами, в данных классах работают психологи и логопеды, которые
проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми. Целью такого
подхода является возможность по окончанию третьего года обучения,
перевести детей в общеобразовательные классы. В данной работе, мы
постарались отразить, важность понимания влияния, уровня развития
когнитивных процессов у детей с задержкой психического развития, на
общую предметную успеваемость. Наиболее полная информация об уровне
протекания основных психических процессов (в данном случае мы
рассматриваем: память, внимание и мышление) и изучение его влияние на
школьную успеваемость может способствовать разработке целенаправленных
коррекционных программ для успешной адаптации к обучению. Так же,
целостная оценка познавательной сферы, включение в работу школьных
психологов патопсихологические и психофизиологических
методик, даст возможность определить зону ближайшего развития
школьников и, исходя из этого, прогнозировать их возможный уровень
предметной успеваемости.
Материалы и методы исследования.
Испытуемыми в нашем исследовании являлись учащиеся МДОУ Рязанская
средняя общеобразовательная школа № 17. Всего было
обследовано 30 детей с задержкой психического развития в возрасте от 7
до 9 лет, обучающихся в первом, втором и третьем классе КРО. В данных
классах обучаются дети, у которых стоит диагноз: ЗПР органического
генеза.
Учитывая специфику контингента испытуемых, сбор эмпирических данных
проводился в два этапа. Экспертная оценка уровня памяти, внимания
мышления проводилась в феврале 2009 года.
Для этого нами была разработана экспресс диагностика, включающая в
себя, патопсихологические и психофизиологические методики, направленные
на исследование выбранных нами параметров, а именно трех видов
когнитивных процессов: памяти, внимания и мышления. Также мы ввели
систему оценки выполнения методик по пятибалльной шкале. В экспресс
диагностике были использованы следующие методики: методика А.Р. Лурия
«10 слов», «Запоминание 5
фигур», «Запоминание рассказа»,
«Сравнение понятий», Понимание переносного смысла
метафор, «Четвертый лишний», тест Тулуз-Пьерона.
На втором этапе нашего исследования, проводившемся в мае 2009 года, мы
собрали информацию о непосредственной предметной успеваемости учащихся
в ходе анализа контрольных (итоговых) работ по
основным дисциплинам: чтение, русский язык, математика. На основании
аппроксимации этих данных был получен средний балл предметной
успеваемости.
Результаты исследования.
В ходе исследования уровня развития познавательных процессов
и предметной успеваемости, мы установили процентное соотношение по
данным параметрам в каждом из классов.
Результаты отражены в прогностической таблице. Количественная
обработка результатов проводилась нами с помощью коэффициента ранговой
корреляции Спирмена. Посчитав статистическую значимость по исследуемому
параметру, мы получили высокую положительную корреляционную связь (0,8
при р≤0,05 и при р≤0,01).
Таблица 1
Прогностическая таблица соотношения уровня предметной успеваемости и уровня
познавательных процессов
В данной таблице приведены варианты уровня развития познавательных
процессов у исследуемых нами детей с задержкой психического развития,
при различном уровне их предметной успеваемости. Это позволяет
прогнозировать успешность будущего обучения и адекватно оценивать
эффективность коррекционных образовательных технологий. Таблица
позволяет определить индивидуальные коррекционно-образовательные задачи
в отношении каждого ребенка.
Любопытным является факт наличия в выборке учащихся коррекционных
классов детей с нормальным и даже повышенным уровнем развития мышления,
внимания и памяти (до 23% по выборке), которые обеспечивают в 100%
случаев высокую школьную успеваемость. Причины присутствия таких детей
в классах КРО, на наш взгляд, могут быть следующие:
- отсутствие динамического контроля за уровнем психического развития
ребенка (ребенку поставили диагноз в 6-7 лет, родители больше не
посещают специализированный диспансер, специалисты не пересматривают и
не снимают диагноз «ЗПР органического генеза»);
- желание родителей устроить здорового ребенка в класс с меньшим
количеством учащихся и облегченной программой;
- гипердиагностика «ЗПР органического генеза».
Наличие детей в классах КРО с низким уровнем развития познавательных
процессов и низкой успеваемостью свидетельствует о
неэффективности коррекционных классов в отдельных случаях (по нашей
выборке – до 17%). Данные дети должны обучаться в специализированных
условиях либо в специализированных образовательных
учреждениях. Однако среди детей с низким уровнем развития
памяти и внимания есть небольшая доля учащихся, которые
достигают удовлетворительной успеваемости. В этом случае особый интерес
представляют как образовательные технологии педагогов коррекционных
классов, так и специфические особенности общего
психического развития исследуемых.
Самая широко представленная группа детей в коррекционных классах имеет,
по нашим данным, среднюю степень нарушений, что обеспечивает им хорошую
и удовлетворительную успеваемость. В результате исследования были
выявлены отклонения от 100% соответствия познавательных процессов
уровню предметной успеваемости учащихся. Детальное исследование этих
отклонений – задача следующего этапа исследования.
Выводы:
- Для множества детей, с особыми образовательными потребностями,
характерна недостаточная сформированность познавательных процессов, это
зачастую и является главной причиной трудностей, возникающих у детей с
ЗПР при обучении в школе. Задачей педагогов и психологов является
активное участие в развитии этих процессов.
- Большинство исследуемых нами детей имеют значительно
сниженнный уровень когнитивного развития, данное снижение в свою
очередь дифференцированно детерминирует уровень школьной успеваемости
учеников.
- В данном исследовании нам так же удалось установить статистическую
значимость между исследуемыми параметрами, а именно: средней оценкой
предметной успеваемости детей и уровнем развития их когнитивных
процессов.
- Представленные в таблице результаты исследования отражают
соотношения между уровнем развития познавательных процессов детей с ЗПР
и уровнем их школьной успеваемости. Эти данные могут использоваться
психологами и преподавателями, работающими в классах КРО, в качестве
прогностической таблицы.
Литература
- Бабанский Ю.К.
Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический
аспект). – М., 1982
- Басов М.Я.
Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.
- Бударный А.А.
Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика. – 1965. –
№ 7. – С. 34-41.
- Занков Л.В.
Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Калмыкова З.И.
Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
- Коробейников И.А.
Клинико-психологическая диагностика нарушений поведения у детей с
интеллектуальной недостаточностью. – М., 1994.
- Лебединская К.С.
Клиническая систематика ЗПР // Журнал невропатологии и психиатрии им.
С.С. Корсакова. – 1980. – № 3.
- Лубовский В.И.
Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений
развития // Дефектология. – 1994. – № 1.
- Лубовский В.И.
Психологические проблемы диагностики аномального развития детей
– М., 1989.
- Менчинская Н.А.
Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989.
- Слободяник Н.П.
Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении:
практичсекое пособие – 3-е изд. – М., 2006.
- Шевченко С.Г.
Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты.
– М., 1999.
Ссылка для цитирования
Коробкина И.И., Яковлева Н.В. Влияние задержки психического развития на
школьную успеваемость у детей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в
России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: http:// medpsy.ru
(дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения
[в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] –
дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|