Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Спецвыпуск-2011
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

ПРОЕКТИВНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»: ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕАЛЬНОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ СЕМЬЕ
(рецензия на учебное пособие для врачей и психологов
И.М. Никольской и В.В. Пушиной «Семейная социограмма в психологическом консультировании». – СПб.: изд-во «Речь», 2010
)

Горьковая И.А. (Санкт-Петербург)

 

 

Горьковая Ирина Алексеевна

–  доктор психологических наук, профессор;

–  профессор кафедры психологической помощи Психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

E-mail: igorkovay@mail.ru

 

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Учебное пособие «Семейная социограмма в психологическом консультировании» подготовлено профессором кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, доктором психологических наук Ириной Михайловной Никольской и ее ученицей, доцентом кафедры психологии Волжского государственного инженерно-педагогического университета кандидатом психологических наук Валентиной Валентиновной Пушиной.

Впервые я познакомилась с этой методикой в 2007 году, как член Диссертационного Совета, на защите кандидатской диссертации В.В. Пушиной «Личность и семейные взаимоотношения мужчин подросткового и зрелого возраста, больных алкоголизмом», выполненной под руководством И.М. Никольской. Защита проходила в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена по специальности 19.00.04 – медицинская психология и получила единодушное одобрение членов Совета.

Методологической основой этого диссертационного исследования выступал биопсихосоциальный подход к понимаю здоровья и болезни, согласно которому на благополучие и нездоровье влияет взаимосвязь биологических, психологических и социальных факторов, а также концепция патологизирующего семейного наследования и теоретические положения клинической психологии семьи. Исходя из этого, автор диссертации и ее научный руководитель при изучении больных алкоголизмом большое значение придавали исследованию семьи как основе для последующей психопрофилактической и психокоррекционной работы медицинского психолога с пациентами и их родственниками.

Для психологического исследования семьи В.В. Пушина использовала проективную графическую методику «Семейная социограмма» в классическом и модифицированном ею вариантах, что позволило всесторонне изучить личность пациентов в семейном окружении: уровень самооценки, принятие-непринятие своего «Я», распределение власти в семье, дистанцию между членами семьи, удовлетворенность семейными взаимоотношениями, представления об идеальной семье и ряд других показателей.

Сейчас эта методика представлена в отдельном учебном пособии для врачей и психологов, опубликованном издательством «Речь» в 2010 году.

В настоящем пособии семейная социограмма рассмотрена применительно к психологическому консультированию личности и семьи. С учетом этого, в первой главе авторами приведены общие сведения о психологическом консультировании. Раскрыто понятие «консультативная психология», определены отношения между психологическим консультированием и психотерапией, описана организация консультативной беседы, техники ее проведения и стадии психологического консультирования.

Сама методика «Семейная социограмма» в ее классическом и новых, предложенных авторами пособия вариантах, представлена во второй главе. Здесь же изложены теоретические и методические основы, на которых базируется методики: проективный подход, особенности использования графики в психодиагностике и консультировании, и, что особенно важно, применение социограмм в социометрии Я.Л. Морено.

По определению Морено, социометрия – это учение о межличностных отношениях и, одновременно, метод исследования развития и организации группы и положения в ней индивида. Социометрия исследует индивидов в тот момент, когда они спонтанно вступают в отношения. Результаты социометрии представляются в виде социограмм – графических изображений, на которых материализуется и становится зримой динамическая эмоциональная глубинная структура группы – все взаимоотношения индивидов и положение каждого из них.

Результаты социометрического исследования становятся основой для терапевтического изменения существующих в группе отношений. Я.Л. Морено считал, что без точного знания глубинных структур «социального агрегата», (например, семьи), ценность внешних мер по оказанию ему помощи невелика.

При проведении социометрического исследования важным является то, что его участники заинтересованы в нем, хотят изменений. И потому их выборам и отвержениям (симпатиям и антипатиям) можно доверять.

В третьей главе учебного пособия представлены основные положения социальной и клинической психологии семьи, которые необходимо учитывать при работе с методикой на этапе интерпретации ее результатов. Авторы делают акцент на том, что представляемую ими методику можно использовать в рамках самых разных подходов к психологическому консультированию, с учетом предпочтений специалиста и конкретных запросов и специфики клиента.

В четвертой главе проиллюстрированы возможности использования предложенных И.М. Никольской различных вариантов семейных социограмм в индивидуальном, супружеском, детско-родительском и семейном консультировании с помощью анализа конкретных случаев. В пятой главе на основе разбора примеров использования семейной социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи показаны возможности применения разработанных В.В. Пушиной новых критериев оценки семейных и личностных характеристик.

Ситуационные задачи, помещенные в шестой главе, можно использовать с целью овладения специалистами и другими желающими данной графической проективной методикой.

Для меня, как ученого и практикующего психолога-консультанта, особенно важно, что с помощью этой проективной методики можно увидеть не только то, как человек воспринимает семейную ситуацию в данный момент времени, но и рассмотреть ее в динамике. Методика дает возможность проанализировать настоящее положение вещей, заглянуть в прошлое, затем в будущее и даже отследить изменение представлений о прошлом и будущем в динамике психологического консультирования.

Как пример хочу привести следующий случай.

Клиент – профессор, доктор технических наук, 62 лет, двенадцать лет назад потерял любимую жену. Несмотря на интересную работу, теплые отношения с уже взрослыми детьми, после смерти жены никак не может найти успокоение.

В настоящее время создал в онлайн-игре виртуальную семью – какая-то женщина согласилась быть там его супругой. Каждый день профессор не менее часа в этой семейной виртуальной ситуации находится.

В процессе психологического консультирования на очередном сеансе проведена диагностика семейных взаимоотношений с помощью семейной социограммы. На практике, как и указывают авторы пособия, это оказалось не только диагностикой, но также психотерапией. На рисунках было изображено прошлое – прежняя, реальная семья с его любимой женой. А также то, как клиент видит будущее – виртуальную семью с его «дамой».

Обе социограммы были подробно обсуждены. И через некоторое время после этой работы видение будущего виртуальной семьи изменилось. Ее повторное отображение на социограмме стало детализированным (какой-то интерьер, цветок, все – достаточно радостное). Профессор оказался со своей виртуальной женой вдвоем – все его родные и ее родные из рисунка были исключены.

Оценивая и интерпретируя изменения, визуализированные на социограмме виртуальной семьи, профессор отметил, что навязчивых мыслей о том, что он остался один, – больше нет. А раньше, даже при наличии детей, ощущалось постоянное чувство одиночества.

Таким образом, облегчение пришло в результате он-лайн игры и в процессе отображения на социограмме виртуальных образов и их вербализации. Благодаря такой работе произошла реконструкция внутреннего мира, конкретизация и осознание желаемого в виртуальной семье, после чего эмоциональный накал – нивелировался.

 Сейчас профессор параллельных функционирует в двух мирах – реальном и виртуальном. Признается, что ему хочется все новые и новые изменения прорисовывать и обсуждать. При этом важно и самому нарисованное интерпретировать, и слышать, как консультант это интерпретирует. Говорит, что раньше боялся осознавать, обдумывать. А участие в онлайн-игре и эта простая методика, сделавшая зримыми его образы воображения, помогли увидеть себя и свою ситуацию со стороны, что-то принять, а что-то не принять и от этого – отказаться.

Другой пример – мужчина с кризисом среднего возраста и экзистенциальными проблемами. Все есть, все хорошо, но надоела жена. В онлайн-играх прячется за маской ловеласа, одновременно заводит две интриги. Участницы игры (виртуальные любовницы) это раскрывают, его отвергают и высмеивают.

В результате от настоящей жены клиент сейчас уходить не хочет. Однако на социограммах изображает две семьи. В первой, реальной, присутствуют и находятся в гармоничных отношениях он сам, его настоящая жена и другие члены семьи. На социограмме виртуальной семьи он состоит в браке с девушкой 22 лет (возраста своей дочери).

На вопрос консультанта, как видит развитие отношений и в одной, и в другой семьях, – отвечает следующее. В реальной семье – разумное развитие отношений с женой. В семье виртульной – рождение детей, их воспитание.

Интересно, что сейчас клиент сам стал рисовать социограммы – с разными вариантами развития отношений. Ведь такая деятельность для взрослого человека – это то, что как-то уравновешивает внутренне. Он ведь сам человека нормативный, добропорядочный. И потому свои фантазии безопасным образом реализует через эти картинки, может самые разные варианты событий прорисовать. Это – терапевтично (снижает напряжение) и скрыто от посторонних глаз.

Третий пример – это работа с молодыми людьми по визуализации их фантазий о будущей жизни. Здесь можно работать с принятием семейных ролей, их путаницей. Проигрывать ситуации конфликтов по вопросам воспитания. Видеть проблемы наперекрест – с позиций разных членов семьи. В результате часто приходит осознание того, что к работе надо привлекать других членов семьи, чтобы провести коррекцию социального восприятия и неадекватных установок.

Думаю, что можно также использовать методику семейных социограмм при проведении судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве, при решении вопроса о праве на воспитание детей.

Учебное пособие написано хорошим литературным языком, доступным для понимания. Я бы определила его жанр, как научно-популярное – не слишком теоретизировано и, одновременно, не слишком практично. Сбалансировано – и не слишком просто, и не сверх «заумно». Ведь учебные пособия должны быть прочитаны, поняты и используемы теми, кто по ним учится.

Все материалы, изложенные в пособии, применимы для овладения процедурой методики и интерпретацией ее результатов, для понимания сферы возможного применения и места в консультативном процессе. Многочисленные примеры авторов иллюстрируют все эти положения.

Еще одна интересная особенность состоит в том, что интеллектуально подготовленный читатель сам пособие освоит. И оно станет для него опорой в самопознании и самопомощи, если он не готов или не хочет обращаться к консультанту, стремится быть интимным.

Подводя итоги, соглашусь с утверждением авторов о том, что наблюдающееся в настоящее время сближение и синтез клинической психодиагностики и психотерапии диктует необходимость создания таких методов, которые одновременно могли бы решать задачи психологического исследования и задачи оказания психологической помощи в конкретной ситуации обращения личности и семьи к психологу/психотерапевту. Графическая проективная методика «Семейная социограмма» в полной мере отвечает этим требованиям, и, я уверена, найдет широкое применение в клинической и психологической практике, обучении специалистов помогающих профессий и повышении психологической грамотности.

 

 

Ссылка для цитирования

Горьковая И.А. Проективная графическая методика «Семейная социограмма»: визуализация представлений о реальной и виртуальной семье. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player