Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств

Кржечковский А.Ю. (Ставрополь)

 

 

Кржечковский Александр Юрьевич

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ГОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России.

E-mail: lena_stv@inbox.ru

E-mail: surdo@stavropol.net

 

 

Аннотация. Самосознание является вершиной человеческой психики, от которого зависит характер саморегуляции поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе на основе самооценки. В сообщении представлено краткое описание функции самосознания, а также способы воздействия на формирование этой функции в различные возрастные периоды, от младенческого до подросткового возраста. Приводятся данные, полученные автором при исследовании этой функции у детей и подростков. Данная информация может быть полезна в работе психологов, врачей, педагогов.

Ключевые слова: психические расстройства, самосознание, профилактика.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самосознание – это «… особый процесс человеческой психики, направленный на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» (И. И. Чеснокова, 1977).

В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающей среды, осознает себя как отличающуюся от других личность, причем сама личность выступает и как субъект, и как объект познания. Человек пытается не только осмыслить и понять окружающий его мир, но и стремится познать самого себя, понять свои особенности, знать, чем он отличается от других людей, каково его место в мире и обществе, оценить свою индивидуальность, определить мотивы поведения. В структурном отношении функция самосознания представляет собой единство когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов, которые создают у человека образ Я и выражают его отношение к самому себе. Иными словами, каждый человек имеет вполне определенные представления о своем характере; он может не только назвать присущие ему личностные особенности, но и оценить их как бы количественно, по сравнению с аналогичными личностными качествами других людей. Это свойство самосознания носит название самооценки и находится в неразрывной связи с другой составной частью самосознания – самоуважением, которое характеризует эмоциональное отношение человека к себе, указывает на то, насколько он доволен или недоволен собой. Самооценка и самоуважение являются основой для формирования образа Я с присущими ему моральными, интеллектуальными и поведенческими установками.

Поведение человека неразрывно связано с функцией самосознания, так как он постоянно отвечает на вопросы типа: нужно ли ему это, сможет ли он это сделать, достойно ли это поведение именно его и т.д. Таким образом, в соответствии с самооценкой и самоуважением осуществляется саморегуляция поведения. Если самооценка, то есть представления человека о самом себе, недостаточно точно отражает действительные свойства личности, то и поведение становится менее мотивированным и целенаправленным; в нем появляется импульсивность. Такое явление препятствует оптимальной адаптации человека и может привести к психологическим конфликтам. Возникновение социально-психологических конфликтов неизбежно в случае значительной неадекватности самооценки. Завышенная самооценка с присущим ей высоким уровнем притязаний на фоне отсутствия соответствующих способностей и возможностей создаст диссоциацию между потребностями личности и их удовлетворением, что повлечет за собой возникновение психогенных реакций и невротических состояний. Заниженная самооценка способствует возникновению конфликта между требованиями действительности и представлениями о своих недостаточных возможностях и приводит к стойкому чувству неуверенности и невротизации личности.

Искажения или задержки в формировании самосознания у детей и подростков приводят не только к возникновению невротических расстройств, но и препятствуют развитию гармоничной личности, способствуют ее психопатизации и фиксации девиантных (отклоняющихся от принятых) форм поведения. Механизмы формирования дисгармоничной личности можно представить следующим образом. Искаженное представление о себе (неадекватность самооценки) способствует возникновению таких форм поведения, которые (учитывая реальные возможности данной личности) не всегда соответствуют сложившейся ситуации. Возникающие конфликты между желаемым и возможным приводят к появлению эмоциональной напряженности, общий фон которой нарастает в зависимости от значимости и частоты конфликтов. На высоте эмоциональной напряженности может возникнуть психологический срыв, сопровождающийся какой-либо поведенческой реакцией, которая не соответствует ситуации, а определяется характерологическими особенностями каждой конкретной личности. Например: вспыльчивый подросток может проявить необоснованную агрессию, застенчивый – дать депрессивную реакцию, упрямый – требовать немедленного признания своей правоты и т.п. Чем ниже уровень самосознания, тем чаще возникают такие реакции, вследствие неточной или неправильной оценки своих желаний, возможностей и поступков. Это приводит к возникновению постоянной настороженности, тревожного фона настроения, а затем и к формированию невротических расстройств. Наряду с этим формируются фиксированные поведенческие реакции, которые не отличаются разнообразием и возникают как по шаблону на самые различные конфликты без учета характера ситуации. Таким образом, формируется дисгармоничная, психопатическая личность, с трудом адаптирующаяся в обществе и дающая частые декомпенсации при возникновении социально-психологических проблем. У такой личности легко возникают девиантные, антиобщественные, противоправные структуры поведения. Отмечено, что детям и подросткам с низким уровнем самосознания свойственны неразвитость чувства долга и импульсивное поведение; они не в состоянии понять себя, свою роль в обществе, сопереживать окружающим, проявлять бескорыстный интерес к духовному миру других людей.

Исходя из сказанного, следует, что методы, направленные на формирование у детей и подростков адекватной самооценки и самоуважения (самосознания), будут оказывать непосредственное влияние на возможности социально-психологической адаптации, препятствуя, тем самым, развитию невротизации, психопатизации и патологических форм поведения.

Формирование самосознания возможно лишь в процессе общения с другими людьми. Потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему дает (Е. Г. Злобина, 1980). Такая взаимная оценка приводит к познанию человеком своих возможностей и возможностей других людей и тем самым обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида и достижение им своих жизненно важных целей в сотрудничестве с другими людьми. Прямым следствием нарушения развития потребности в общении оказывается снижение эффективности саморегуляции индивида, его неумение правильно организовать свое взаимодействие с окружающими. Только во взаимодействии с другими людьми человек становится для себя объектом познания, но не непосредственно, а через отношение к нему других членов группы. Отсюда, источником формирования самосознания являются любые формы общения, в том числе и детские игры, в которых ребенок создает представление о самом себе, о своих возможностях, об отдельных психологических качествах. В общении появляется возможность взглянуть на себя со стороны, воспринять себя как объект для другого. Потребность в общении предоставляет педагогу широкие возможности для воздействия на процесс формирования личности с высоким уровнем самосознания.

Учитывая, что самосознание формируется в процессе общения, тренинговые методы по ускорению или коррекции его развития мало эффективны и возможны в ограниченном объеме лишь в подростковом периоде. Основное значение следует отвести методу воспитательного воздействия, приемы которого оттачивались на протяжении всей истории человечества. Приводимые ниже рекомендации по формированию личности не претендуют на роль единственно верной системы воспитания (это педагогическая проблема). Данные рекомендации касаются лишь отдельных, наиболее важных способов воздействия на детей и подростков с целью оптимального формирования у них функции самосознания с учетом возрастных психологических особенностей. Они (рекомендации) базируются не только на достижениях современной психологии и педагогики, но и на собственных наблюдениях при изучении самосознания у детей и подростков с пограничными психическими расстройствами.

 

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Целенаправленное и дифференцированное воздействие на процесс формирования самосознания возможен лишь с учетом его возрастной динамики. Развитие самосознания в различные возрастные периоды изучено недостаточно полно, особенно у самых маленьких детей. Преобладание у них чувств над разумом создает существенные трудности в изучении этого процесса. Тем не менее, этот ранний период чрезвычайно важен, так как именно тогда пробуждается развитие эмоционально-ценностного компонента самосознания, которое, начинаясь с простого самоощущения, в последующем проходит путь до обобщающих самооценок, создающих в сознании человека целостный образ Я (А. Г. Спиркин, 1972). Развитие когнитивного компонента несколько отстает, хотя и идет в непосредственной связи и единстве с эмоционально-ценностным. Вначале дети чувствуют лишь отношение к ним окружающих, затем начинают проявлять свои собственные чувства, различные по отношению к разным людям. На этой чувственной основе начинают формироваться знания о других, сначала примитивные и фрагментарные, а затем все более сложные и обобщенные. Уже в 5-7 лет дошкольники могут определить физические возможности своих сверстников, причем их оценки носят эмоциональный, ситуационный характер. Постепенно становится все больше оценок, основанных на фиксировании относительно устойчивых особенностей поведения, а затем и отдельных свойств личности. Однако вербальные оценки окружающих нередко совпадают с оценками, даваемыми значимыми взрослыми, так как на них основываются. Между этими оценками и эмоционально-ценностным компонентом сознания и самосознания нет полного соответствия. Это расхождение постепенно уменьшается по мере взросления и накопления индивидуального опыта.

С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение товарищей. С ростом опыта взаимодействия с одноклассниками у младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах поведения в разной обстановке; идет осознание причин, вызывающих те или иные действия; раскрывается возможность увидеть поведение других людей с таких сторон, которые в условиях учения не проявляются. Развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом. Чем старше возрастная группа, тем чаще высказывания учащихся об убеждениях и кругозоре, об индивидуальных личностных особенностях, об отношении к самому себе. Увеличение объема знаний об окружающих идет параллельно с процессом переноса этих знаний на свою собственную личность, что и составляет основу становления самосознания. Процесс этот идет не равномерно; наибольшей интенсивности он достигает в подростковом возрасте, особенно в 13-14 лет. К концу этого периода подросток начинает воспринимать и осмысливать свои побуждения, желания, эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего Я. В этот же период резко возрастает роль саморегулирующей функции самосознания: подросток начинает руководствоваться в своем поведении, исходя не только из внешних стимулов, но и в соответствии с его представлениями о собственной личности, сообразуясь с понятиями чести, долга, морали, психических и физических возможностей. Искажение формирования самосознания, его низкий уровень препятствуют оптимальной саморегуляции и приводят к различным формам девиантного поведения.

Как уже отмечалось, для правильного формирования самосознания необходима система воспитательных воздействий на протяжении всего периода развития ребенка, меняющая свои формы соответственно возрастным психологическим особенностям.

Младенческий возраст (до 1 года)

Важнейшей задачей в этот период является формирование у ребенка способности «понимать» эмоциональное состояние окружающих и прежде всего настроение родителей. Это, в свою очередь, способствует развитию способности к сопереживанию, сочувствию, без которой формирование гармоничной личности с высоким уровнем самосознания невозможно. Для направленного воздействия на формирование сопереживания необходимо в первые же дни и месяцы жизни создать такие условия в семье, чтобы ребенок постоянно ощущал любовь своих родителей. Если потребности ребенка в любви, в эмоциональном контакте не удовлетворяются, если он не чувствует себя защищенным, то возникает состояние внутреннего беспокойства, тревоги, нередко сопровождающееся сомато-вегетативными расстройствами. Такое состояние будет создавать серьезные препятствия к формированию эмпатии, то есть способности «настроиться на эмоциональную волну» других людей, почувствовать их душевное состояние. Недостаточность эмпатических свойств в последующие возрастные периоды обязательно создаст серьезные трудности в понимании личностных особенностей окружающих, а, следовательно, и в понимании свойств собственной личности, тем самым препятствуя развитию функции самосознания. Важнейшими условиями для формирования эмпатии являются любовь родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное общение с ребенком. При каждом контакте с ним необходимо, чтобы мать ласкала ребенка, поглаживала и тормошила его, улыбалась, говорила нежные слова, держала на руках. Избаловать ребенка в первые месяцы жизни лаской и вниманием просто невозможно. Желательно (даже необходимо), чтобы не только мать, но и отец ухаживал за ребенком, менял ему пеленки, ласкал его. Если в семье имеются старшие дети, то и их следует привлекать к уходу за младенцем, конечно не перекладывая все заботы на их плечи. Это не только благотворно сказывается на развитии ребенка, но и повышает способность к эмпатии у более старших детей.

К 6 месяцам у ребенка формируется особо прочная связь с матерью; он начинает различать «своих» и «чужих», чувствовать эмоциональное отношение к нему посторонних. Не ощущая того же душевного тепла, которое он привык испытывать от родителей, ребенок старается уклониться от контактов с другими людьми и начинает остро переживать разлуки с родителями. Полностью изолировать детей от посторонних нецелесообразно, так как именно ситуация общения с другими людьми создает условия для формирования дифференцированных эмоциональных реакций и различных чувственных отношений к действительности, что необходимо для гармоничного развития личности с высоким уровнем самосознания.

Проведение в жизнь данных рекомендаций будет возможно лишь после осознания будущей матерью необходимости именно такого отношения к ребенку, именно такого поведения с ним. В связи с этим в процессе бесед с будущими матерями (родителями), которые проводятся в женских консультациях (или аналогичных учреждениях), необходимо отражать не только правила ухода за ребенком, но и правила поведения с ним, основанные на психологических особенностях младенчества.

Раннее детство (1-3 года)

В этот период малыш покидает коляску и приступает к активному исследованию окружающего мира. Его привлекают все новые предметы, а поскольку восприятие в этот период неотделимо от действия, то ребенок должен все потрогать своими руками, пощупать, рассмотреть, повертеть, даже сломать. Категорические запреты взрослых в отношении тех или иных действий ребенка, как правило, не достигают цели. Более того, эти запреты могут вызвать отрицательное отношение к родителям, нарушить эмоциональный контакт с ними. Учитывая эти особенности, основной задачей в плане дальнейшего формирования функции самосознания в этот возрастной период является поддержание и дальнейшее укрепление положительного эмоционального контакта родителей с ребенком.

С этой целью необходимо внимательно и (по возможности) постоянно следить за действиями ребенка, пытаться понять их направленность, в необходимых случаях не столько запрещать какие-то действия, сколько отвлекать его внимание на другие предметы, вовлекать в совместные игры. Необходимо поощрять ребенка, если он делает что-то хорошее и наказывать при противоположных действиях. Однако наказание должно носить не «физический», а психологический характер в виде изменения тона эмоционального общения, обиженного лица, расстроенного вида, отказа от совместной игры и т.п. Такие формы «наказания» особенно необходимы при проявлении ребенком жестокости по отношению к окружающим, причем не только к людям, но даже и к игрушкам. Правда, здесь необходимо четко отличать проявления жестокости от любознательности, когда ребенок ломает игрушки (главным образом куклы) не из-за агрессивных тенденций, а с целью исследования. Очень важно, чтобы наказание или поощрение наступало бы непосредственно за теми или иными действиями ребенка и не было бы отставлено по времени. Абсолютно неприемлемо, когда, например, вечером отец заявляет малышу, что не пойдет с ним на прогулку, так как мама жаловалась на его утренние капризы. К этому периоду ребенок уже успел забыть, что было утром; для него актуально лишь то, с чем он непосредственно соприкасается сейчас, в связи с чем ему просто непонятен смысл наказания. Такие ситуации всегда вызывают появление негативного отношения к родителям, приводят к нарушению межличностных эмоциональных контактов. Нередко родители реагируют на действия своих детей лишь в случаях шалости, шумного поведения, или тогда, когда они мешают взрослым заниматься своими делами. Такие родительские реакции обычно связаны с различными формами наказания. В то же время примерное поведение ребенка не замечается и, следовательно, не поощряется, что является грубой ошибкой. Родители обязаны отмечать в своих детях больше хорошего, чем плохого, причем, как одно, так и другое оттенять соответствующей реакцией. Только при таком подходе эмоциональный контакт с ребенком будет становиться все более прочным и все более дифференцированным. Установление такого контакта крайне важно для формирования самосознания, так как способствует дальнейшему развитию эмпатических свойств личности и препятствует возникновению непреодолимых барьеров в межличностных отношениях. Только такое положение будет способствовать пробуждению интереса ребенка к духовному миру других людей, не даст ему замкнуться в своем собственном мире, научит его чувствовать эмоциональное состояние окружающих.

Особые трудности представляет период, когда ребенок приближается к трехлетнему возрасту. В это время ранее ласковый и жизнерадостный, он становится упрямым, капризным, непослушным. Этот период физиологического негативизма или упрямства продолжается около 3-6 месяцев и характеризуется изменением поведения ребенка в виде отрицательного отношения к родителям, отказа от выполнения их указаний и просьб. Отказ может быть как пассивным (отсутствие действия), так и активным (действия ребенка прямо противоположные просьбам). Суть кризиса трехлетних описана Л.С. Выготским (1984) и заключается в том, что ребенок предпринимает попытку эмансипироваться, так как неосознанно начинает чувствовать свою индивидуальность, как бы делая попытку осознать свое Я. Он начинает пытаться разобраться в своих желаниях, главное из которых «Я хочу!», и действовать в соответствии с ними. Однако, желания еще элементарны и сиюминутны, а «Чего хочу?» осознается смутно. Отсюда поведение становится изменчивым и определяется подсознательным стремлением к самостоятельности, что внешне выглядит как упрямство и своеволие» Это «упрямство» не всеобъемлюще, а достаточно дифференцировано и в основном проявляется по отношению к тем, кто наиболее полно опекает ребенка. Так, он может без каких-либо конфликтов играть со сверстниками, без протеста подчиняться требованиям или просьбам малознакомых взрослых или воспитателей в детском саду, но в то же время будет непокорным и строптивым с родителями. Иными словами, у ребенка имеется выраженное противодействие опеке. В связи с тем, что описываемый период чрезвычайно важен для формирования самосознания, ему, в плане воспитательных мероприятий, следует уделять особое внимание. Дело в том, что этот период требует изменения структуры отношений между родителями и ребенком, который уже не может принять опеку в той форме, в которой она осуществлялась ранее. Теперь ребенок начинает нуждаться не только в любви, но и в уважении и (как это ни парадоксально звучит) в отношении к нему как к личности со своими индивидуальными требованиями и желаниями. Изменить уже сложившиеся отношения в системе ребенок – родители трудно для обеих сторон. Дать родителям строго регламентированные рекомендации по формированию личности ребенка в этот период – значит заранее обречь их воспитательное воздействие на неудачу. В.Н. Соколова и Г.Я. Юзефович (1991) утверждают (и с ними следует согласиться), что основная задача состоит в том, чтобы «упрямство ребенка преобразовать в настойчивость, в самостоятельность, трудолюбие, неподатливость дурным влияниям. Эгоцентризм должен превратиться в чувство собственного достоинства. Трудно ценить человека, если он сам себя не уважает. Нет рецептов на все случаи жизни, но есть подходы к ребенку, проверенные опытом многих поколений. Ребенок нуждается не только в любви, но и в уважении. Можно любить сына и считать его беспомощным, неспособным, не доверять ему и поэтому ограничивать. Ситуация в семье должна быть прямо противоположной. Внимательно выслушивать, проявить уважение к просьбам и желаниям ребенка, разрешить все, что безвредно, всегда выполнять обещанное, не злоупотреблять запретами. На каждое «нельзя» должно приходиться минимум два «можно», которые необходимо предлагать тот час же вместо запрета. Полезно поощрять, похвалить все хорошее, что делает ребенок. В отношении неудачных поступков следует поступать по-разному. Во всяком случае, не всегда нужно торопиться с наказанием. Приносит пользу и такое отношение, когда их игнорируют, не замечают. Это оправдано, если ребенок капризами и дерзкими поступками стремится привлечь к себе внимание. Родители хорошо знают своего ребенка и должны предвидеть силу его противодействия при запрете. Если вы не уверены в своей твердости, лучше уступите сразу. При отказе не сердитесь, не придавайте себе уверенности гневными словами, грозным тоном. Гнев тоже заразителен. Разговаривайте ласково, спокойно, уверенно».

К этому следует добавить, что родители должны всячески поощрять стремление ребенка к труду, желание помочь родителям. Пусть он «поможет» в уборке квартиры, мытье посуды, ремонте мебели и т.д. Наверняка многое, если не все, будет сделано не так, и родители потратят больше времени на ту или иную работу, но такая совместная деятельность существенно укрепляет эмоциональные привязанности ребенка, углубляет эмпатию. Кроме этого, такая деятельность помогает научиться оценивать свои силы и еще неизвестные возможности; она как бы является началом процесса формирования когнитивной самооценки.

Для создания оптимальных условий развития самосознания в этот период необходимы совместные усилия воспитателей дошкольных учреждений и родителей. Основное внимание следует уделить выполнению следующих рекомендаций:

1.  В дошкольных учреждениях необходимо создать атмосферу доброжелательности, не требовать от детей безукоризненного подчинения дисциплинарным требованиям, управлять их поведением методом поощрения, а не наказания; последнее допустимо лишь в крайних случаях.

2.  Воспитатели детских учреждений должны организовать занятия (беседы) с родителями по изучению психологических особенностей детей данного возраста, указать им основные задачи воспитания на данном этапе, научить основным приемам педагогического воздействия.

3.  Для родителей, чьи дети не посещают дошкольные учреждения, должны быть организованы беседы на уровне общества «Знание»; возможны выступления по радио и телевидению.

4.  «Трудных» детей совместно с родителями направлять на консультацию к психологу или детскому психиатру с целью уточнения психологических особенностей именно данного ребенка и определения тактики поведения с ним. При необходимости следует (этим специалистам) проводить семейную психологическую или психотерапевтическую коррекцию.

Дошкольный период (4-7 лет)

Основная характеристика этого периода – резкое усиление влечения к общению. Дети начинают тянуться друг к другу, они уже могут и с удовольствием играют вместе (а не просто рядом, как ранее), они уже более тонко подмечают особенности поведения взрослых и в своих играх не просто его копируют, а как бы воспроизводят отношения между людьми, опираясь в этом на интенсивно развивающееся воображение. Исходя из этого ясно, что данный возрастной период является важным этапом в процессе дальнейшего развития функции самосознания.

Основными задачами здесь будут: а) дальнейшее развитие эмпатии; б) создание условий для разнообразных контактов ребенка с окружающими и особенно со сверстниками; в) стимуляция интереса ребенка к взаимоотношениям между людьми; г) развитие воображения.

Для решения этих задач необходимо строго сохранять доброжелательное, внимательное и уважительное отношение к ребенку. Следует учесть, что основное место в жизни ребенка в этом возрасте занимает игра, которая идентифицируется в его воображении с реальной жизнью. В связи с этим взрослые должны поощрять игровую деятельность ребенка; в играх он выполняет различные роли, участвует в разнообразных сюжетных ситуациях, тем самым непроизвольно готовя себя жить в реальном мире. Осуществляя в игре различные роли, ребенок начинает осознавать отличие добра от зла, хорошее от плохого, как бы примеряя это добро и зло к самому себе. Такое игровое перевоплощение невозможно без воображения, развитие которого нужно всячески стимулировать. Одним из методов воздействия на воображение является приобщение ребенка к сказкам. Корней Чуковский отмечал, что сказка дает ребенку «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Отмечено, что дети, не знавшие сказок, вырастают эмоционально ущербными, мало способными к сопереживанию; то есть с невыраженным чувством эмпатии. К сожалению, за последнее время в связи с рядом причин (радио, телевидение, занятость бабушек и родителей и др.) сказки несколько «сдали свои позиции», что вызывает искреннее огорчение, так как в них наиболее полно отражен нравственный опыт человечества, прошедший жесткую проверку временем. Не менее важную роль следует отвести и искусству, которое в различных символических выражениях, адресованных не столько к разуму, сколько к эмоциям, также отражает идеи борьбы добра со злом. Детей необходимо приобщать к музыке, песням, балету, живописи, побуждать их размышлять над этими произведениями. Разнообразие произведений искусства (а также и сказочных сюжетов) воспринятых и «переработанных» ребенком, закладывает основы многогранной личности, способной в дальнейшем к тонкой градации чужих и своих переживаний, способной взглянуть на себя и оценить свое Я с высоко нравственных позиций. Понятно, что чем тоньше и точнее самооценка, тем выше уровень самосознания, тем более адаптировано поведение ребенка.

На основании вышеизложенного рекомендуется:

1.  В дошкольных учреждениях обеспечить полноценное общение детей друг с другом. Систематически проводить с ними сюжетные игры (казаки-разбойники, дочки-матери, космонавты и т.п.), которые существенно способствуют преодолению барьеров в общении, развивают воображение, повышают интерес к особенностям других людей, формируют самооценку.

2.  Периодически организовывать просмотры копий картин (возможно вначале на сказочные сюжеты); проводить занятия по музыке, пению и танцам. Обязательно беседовать с детьми о содержании произведений искусства, о том, что они выражают и какие чувства затрагивают. Важно, чтобы воспитатели не навязывали детям свое «взрослое» мнение по этим вопросам, а пробуждали интерес к самостоятельным размышлениям.

3.  Проводить беседы с родителями (лучше в индивидуальном порядке) с целью совместного анализа психологических особенностей ребенка и определения характера мер воспитательного воздействия. Поставить перед родителями цель – постоянно углублять эмоциональную, духовную близость с ребенком. Настоятельно рекомендовать им читать (а еще лучше рассказывать) детям сказки, показывать диафильмы, беседовать о содержании и смысле мультфильмов, приобщать к искусству. Родители не должны забывать играть с детьми; привлекать к совместной работе по дому, причем не понуканиями, а лаской и поощрением.

Указанные мероприятия будут способствовать формирования не только достаточно адекватного действительности образа Я (самосознания), но и социально положительной направленности личности, способной к сопереживанию, способной чувствовать чужую боль как свою, радоваться чужим радостям.

Младший школьный период (7-10 лет)

В этот период дети теряют присущую им ранее наивность, непосредственность. Они начинают овладевать своими чувствами, успешно скрывать их, сдерживать свои действия. Их поведение теперь определяется не только непосредственными переживаниями, но и размышлением, в связи с усилившимся интеллектуальным компонентом психики. У детей появляется возможность в значительной степени соизмерять свои желания и возможности, обдумывать поступки, частично прогнозировать результаты своих действий. Наряду с этим, начало обучения в школе предъявляет повышенные требования к психике ребенка в связи с необходимостью адаптации к новому коллективу, появлением обязанностей, требований по соблюдению дисциплины. В конечном итоге дети становятся скрытными, излишне ранимыми, у них нередко возникают различного рода психогенные реакции. Эти реакции зачастую связаны с неадекватной оценкой своих возможностей при попытке реализовать их в жизни. Гармоничное формирование функции самосознания позволяет предотвратить целый ряд невротических расстройств в результате относительного соответствия между желаниями и возможностями ребенка. Понятно, что оценка своих качеств и возможностей осуществляется на подсознательном уровне в виде интуитивного чувства. Тем не менее, отдельные качества своей личности ребенок уже может вербализовать и осознать. По нашим данным, такими осознаваемыми качествами являются: упрямство, доброта, смелость, послушание, честность, веселость, справедливость, – которые могут быть оценены практически всеми детьми. Однако целому ряду детей доступны и более абстрактные понятия, такие как отзывчивость, обаятельность, независимость, самостоятельность и др. Адекватность самооценки у детей 9-10 лет (которая определялась путем сравнения самооценок детей и оценок тех же качеств личности, но данных опытными педагогами) составляет в среднем 0,44 условных единицы. Иными словами, мнение педагога о ребенке примерно на 50% совпадает с мнением ребенка о самом себе. Этот факт указывает на то, что к концу данного возрастного периода формируется уже достаточно высокий уровень самосознания. Отмечено, что чем выше уровень самосознания (определяемый по степени адекватности самооценки), тем лучше адаптирован ребенок в социальном отношении, тем более упорядочено его поведение и тем реже отмечаются патохарактерологические реакции на ситуацию. У детей с низким уровнем самосознания значительно чаще формируются девиантные формы поведения.

Процесс формирования самосознания в этот период зависит не только от личностных особенностей ребенка, но в значительной степени определяется и тактикой взрослых, которым рекомендуется:

1.  В школах желательно отказаться от строго регламентированного и авторитарного управления классом. Приучать детей к самоуправлению, ориентируясь не только на требования дисциплины, но и на желания самих учащихся. Стараться максимально осуществлять индивидуальный «подход» к каждому ученику. Следует не скупиться на похвалу, подмечать все хорошее, ругать меньше, чем хвалить. Желательно «распекать» провинившегося не перед всем классом, а наедине или совместно с другими провинившимися. Все это создает определенные условия для формирования самоуважения, предотвращает возникновение психогенных реакций.

2.  Учителя и родители должны поддерживать тесный контакт друг с другом. И те и другие обязаны четко представлять себе основные задачи воспитания в этом возрастном периоде. Ими, как и прежде, остаются вопросы сохранения духовной близости с ребенком, приобщение его к искусству и труду. Кроме этого необходимо помочь ребенку адаптироваться к новому окружению и учебе путем неназойливых советов по поведению вообще и отдельным поступкам в частности, поощрения хороших поступков, искреннего проявления интереса к успехам или неудачам в школе.

3.  Родители должны начать учиться со своими детьми. Учиться нужно именно вместе с ними, а не за них; стараться не столько объяснять, сколько интересоваться пройденным; просить объяснить то, что якобы не совсем понятно родителям. Необходимо, чтобы они радовались детским радостям, переживали их неудачи, как свои, вместе бы искали решения разнообразных детских проблем.

4.  Родители должны быть информированы в вопросах особенностей данного возрастного периода, знать свои задачи, быть грамотными в некоторых вопросах педагогического воздействия. Для этого целесообразно организовать в школах беседы или семинары по вопросам воспитания, на которых бы обсуждались не только абстрактные педагогические проблемы, но и конкретные вопросы по воспитанию того или иного ребенка. В сложных случаях привлекать психологов, детских психиатров. Такой подход позволит существенно повлиять на процессы формирующегося самосознания, направить его в нужное русло.

Подростковый период (11-17 лет)

Этот период является переходным между детством и взрослым возрастом, когда на основе уже имеющихся предпосылок завершается формирование характера как основы личности. Говорить о психических особенностях подростков, их социопсихологических трудностях, типичных поведенческих реакциях в рамках данных методических рекомендаций нецелесообразно. Эти вопросы достаточно полно освещены в литературе (например: А.Е. Личко Подростковая психиатрия. – Л., 1985). Остановимся лишь на формировании самосознания, как функции, венчающей психологию личности и являющейся основным итогом подросткового периода. Как отмечалось, дети в возрасте 9-10 лет уже могут относительно адекватно оценить свои личностные качества. Однако в своих самооценках они опираются большей частью на мнение окружающих, а не на самоанализ. Интерес к своей собственной индивидуальности еще в полной мере не пробудился. Он появляется в 11-12 лет, когда начинают осознаваться и фиксироваться фрагментарные, как бы единичные образы Я, тесно связанные с различными конкретными ситуациями. Эти образы нередко могут быть противоречивы и не дают ребенку целостного представления о самом себе. В 13 лет формируется тенденция к выявлению более общих личностных качеств, которые не обязательно оцениваются подростком в рамках конкретной ситуации, а уже осознаются как свои особенности, индивидуальность, нечто свойственное только ему. Образ Я становится практически целостным, но отличается схематичностью, так как затрагивает преимущественно физические и наиболее элементарные психические свойства подростка. В 14 лет самосознание поднимается на новую ступень, когда подростки уже могут оценить в себе личностные качества абстрактного уровня (темперамент, воля, моральные качества и др.), образ Я становится более обобщенным. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной. Об этом можно судить по значениям адекватности самооценки, возрастная динамика которой выглядит следующим образом: 11-12 лет – 0,53; 13 лет – 0,63; 14 лет – 0,68; 15-17 лет – 0,75. То есть в конце подросткового периода представления подростка о себе в среднем на 75% совпадают с мнением о нем опытных педагогов, а это говорит о достаточно высокой адекватности образа Я свойствам конкретной личности. Наряду с этим самооценка все больше освобождается от мнений окружающих, чьи высказывания и замечания преломляются через призму Я-образа. Подросток начинает теперь отвечать за свои поступки не только перед кем-то, но и главным образом перед самим собой, нести ответственность перед своим Я. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа). В связи с этим поведение становится менее импульсивным и более обдуманным, а конкретные поступки диктуются характерологическими особенностями, моральными принципами и установками. Сопоставление величины адекватности самооценки с характером поведения подростков убедительно указывает на то, что чем ниже уровень самосознания, тем чаще возникают импульсивные действия, острые и затяжные психогенные реакции, возникает патологическое формирование личности с девиантными формами поведения. Исследование адекватности самооценки у подростков с патологическим формированием личности показало, что ее значения в интервале 13-17 лет стабильны и в среднем составляют 0,60 усл. единицы. Это означает, что у них развитие самосознания как бы приостанавливается на уровне младшего подросткового возраста, сохраняя присущую этому возрасту схематичность и фрагментарность. Понятно, что оптимальная саморегуляция поведения при этом невозможна. Действия такого подростка представляют строго ограниченный набор реакций (весьма незначительный), который не может способствовать успешной адаптации в условиях динамично меняющихся воздействий микросоциума.

Для того, чтобы успешно способствовать повышению уровня самосознания подростка, можно порекомендовать следующее:

1.  Взрослые должны стремиться сохранить с подростком доверительные отношения, основанные на уважении и душевной теплоте. Нужно интересоваться всем, что волнует и тревожит подростка, не отмахиваться и не отгораживаться от него. Нужно быть всегда справедливым и оценивать поведение подростка не только по конечному результату, но и учитывая обстоятельства и мотивы того или иного поступка. Категоричные заявления по типу «виноват – не виноват» должны все реже встречаться у родителей и педагогов, ведь зачастую характер поведения нельзя оценить однозначно. Пусть будет поменьше нравоучений и снисходительных советов и замечаний и пусть будет как можно больше участия в жизни подростка.

2.  Продолжить процесс приобщения к труду, искусству, мировой литературе.

3.  Уроки литературы в школе должны занимать особое место. На этих уроках педагоги могут на примере литературных героев повысить интерес учащихся к внутреннему миру других людей, научить их более тонко оценивать человеческие качества, показать всю глубину и многообразие личности. Конечно, это будет возможно лишь при отказе от регламентированных суждений и назиданий (этот герой хороший, этот – плохой, ты не разобрался и т.п.); пусть об одном и том же будет столько мнений, сколько учащихся в классе. Только при этих условиях подросток научится лучше разбираться в людях, понимать мотивы их поведения и особенности межличностных взаимоотношений, начнет глубже понимать самого себя.

4.  Практически у каждого подростка появляются мысли о самовоспитании, которым они и начинают заниматься с большим или меньшим успехом. Препятствовать им в этом не следует, а необходимо помочь разобраться в вопросе: «А те ли качества ты в себе воспитываешь?». «Подсказка» должна быть не назойливой, мотивированной, вовремя предложенной, но это возможно лишь при доверительных отношениях взрослых и подростка. На уровне занятий в классе (группе) полезно организовывать беседы на темы: «Знаешь ли ты самого себя?», «Как создавать характер», «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне», «Конфликтная ситуация! Как бы поступил ты?» и т.п. В процессе таких бесед дети более точно начинают оценивать свои достоинства и недостатки, которые в последующем и пытаются исправить. Следует порекомендовать соответствующую литературу, например: В.Б. Бондаревский Беседы о самовоспитании, М., 1976; М.Р. Гинзбург Путь к себе, М., 1991 (Познай себя: психология школьнику) и др. В отдельных случаях можно рекомендовать подростку методы аутогенной тренировки или имаготерапии, при которой подросток сознательно вживается в желаемый для него образ, коррегируя тем самым нежелательные свойства характера, создавая соответствующий Я-образ. Аутогенная тренировка и имаготерапия на первых порах требуют врачебного контроля.

Подростковый период, основным итогом которого является формирование функции самосознания, «упустить» нельзя. Родители и педагоги должны глубоко осознать всю важность этого процесса и всячески способствовать как полному раскрытию способностей своих воспитанников, так и возможности адекватно оценить эти способности непосредственно самим подростком. Только при соблюдении этого условия может быть сформирован высокий уровень самосознания и выработаны такие формы поведения, которые будут способствовать наилучшей адаптации человека в современном обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема самосознания является актуальнейшей проблемой современности. Даже частичное ее решение послужит делу нравственного оздоровления общества и создаст условия для выражения духовных стремлений и возможностей каждой отдельной личности. Для этого формирование самосознания должно стать составной и неотъемлемой частью воспитательного процесса в целом, в условиях тесного взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и школы с родителями. Этот процесс будет успешным при соблюдении следующих замечаний и рекомендаций общего (но в то же время и частного) характера.

1.  Самосознание представляет собой вершину развития человеческой личности. Низкий уровень самосознания способствует формированию дезадаптивных форм поведения. Наряду с этим высокий уровень самосознания завершает процесс становления гармоничной личности, препятствуя тем самым возникновению необоснованных психогенных реакций и патохарактерологическому развитию.

2.  Информированность педагогов и родителей по вопросам формирования самосознания должна быть полной и исчерпывающей, так как только соответствующие знания по этому вопросу позволят выработать единственно правильную тактику общения с ребенком и наметить конкретные меры воспитательного воздействия по отношению к нему.

3.  Это воздействие должно осуществляться на протяжении всего периода развития ребенка (от младенчества до конца подросткового возраста) и быть направлено как на эмоциональный, так и на когнитивный компоненты самосознания.

4.  Основой развития самосознания является эмпатия, формированию которой необходимо уделять особое внимание во все возрастные периоды.

5.  Формирование функциии самосознания возможно лишь в процессе общения, когда ребенок (подросток) дает оценку окружающим и переносит полученные знания о личностных особенностях людей на себя.

6.  Уровень самосознания и психической зрелости определяется адекватностью самооценки, а именно: чем точнее самооценка, тем притязания личности адекватнее ее возможностям, тем меньше места для возникновения психоконфликтов и, следовательно, оптимальнее социально-психологическая адаптация.

 

 

Ссылка для цитирования

Кржечковский А.Ю. Формирование самосознания у детей и подростков как метод профилактики пограничных психических расстройств. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player