|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]()
Проблемы поиска психологической и культурной идентичности в бурно меняющемся мире приобретают все более насущный характер. Постиндустриальное общество с его активно протекающими процессами межкультурного обмена и глобализации, активное применение информационных технологий и «диктатура массовой культуры» делают все более проблематичным сохранение индивидуальной и групповой самобытности, создают повышенный риск подмены реального человеческого опыта его фетишизированными маркерами. Серьезную трансформацию переживает телесная сфера человека, понимаемая не только как совокупность биологических, но и социокультурных характеристик. Не случайно, темы идентичности и телесности все чаще становятся предметом междисциплинарных исследований. Посетив одну из научных конференций по данным проблемам («Межличностная динамика идентичности») в Мюнхене в марте этого года, организованную Всемирной ассоциацией динамической психиатрии, я вновь оказался на самом их «острие», перелетев в апреле через Атлантику. Конференция имела выраженный межкультурный и междисциплинарный характер и была посвящена социальным, художественно-эстетическим и клиническим аспектам телесности и идентичности. Основные обсуждаемые на конференции вопросы включали следующие: • Как телесный опыт образ и восприятие тела влияют на формирование идентичности? • Какое воздействие на процесс формирования идентичности и восприятие тела оказывают культурные нормы, социальная и клиническая практика? • Какое место в этом процессе занимают социальные конструкты «здоровья» и «болезни», «нормального» и «патологического» в понимании идентичности и телесности? • Каковы отношения между репрезентациями телесного опыта и идентичности в современном искусстве и представлениями о нем в разных областях научного знания, в частности, в медицине, психологии, социологии? Спектр представленных на конференции областей практики и научного знания был чрезвычайно широк и охватывал косметическую хирургию, нарушения пищевого поведения, вопросы биоэтики, применение разных видов биологической, психологической и социальной помощи, включая психотерапию и терапию искусством, в лечении и реабилитации инвалидов и людей с проблемами восприятия собственного тела и идентичности, творчество художников-аутсайдеров, боди-арт и многое другое. Инициатором данного мероприятия выступил Нью-Йоркский городской университет (НЙГУ) – крупнейшее учебное заведение не только в масштабах этого мелаполиса, но и страны в целом, с огромным количеством программ последипломного образования, аспирантов и докторантов. Университет также известен как крупнейший центр междисциплинарных исследований с определенным акцентом на социальной и социально-психологической проблематике. Активный вклад в подготовку конференции внесли такие организации, как секция искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации и исследовательская группа «Пандора», представляющая парижский университет им. Д. Дидро. 8 апреля с приветственным словом к участникам обратился Вильям Эбенштейн – декан факультета здравоохранения и социального развития НЙГУ, а также Екатерина Суханова – координатор учебных программ института последипломного обучения при НЙГУ. Программу открыл пленарный доклад президента секции искусства и психиатрии ВПА, психиатра, психоаналитика и искусствоведа из Вены Ганса-Отто Томасхоффа. Его выступление было посвящено механизмам творческой деятельности (прежде всего, изобразительного искусства) в состоянии здоровья и психической болезни. Оно являлось попыткой комплексного описания некоторых закономерностей создания и восприятия произведений изобразительного искусства с позиций психиатрии, психоанализа, нейропсихологии и культурологи. Докладчик касался адаптивной функции искусства и творческой деятельности на разных этапах онтогенеза и развития человеческого сообщества. Была также обозначена роль тела и определенных систем человеческого организма, а также психики и культуры при оперировании художественными образами. По мнению докладчика, человеческое тело было и остается центральным объектом художественно-эстетического отражения и восприятия. Дальнейшая работа, за исключением последнего доклада, происходила по секциям, и при этом четыре секции работали одновременно. Поэтому из 18 секций мне удалось побывать только на шести из них. Так, в первый день я посетил секцию «Образы тела, тело воображаемое и тело воображающее», где прозвучали доклады: «Американские голоса, индийские тела: телесная самопрезентация работников транснациональных корпораций в Индии» (Б. Хашми, НЙГУ), «Секс, бумага и воображаемое тело» (П. Кара, НЙГУ), «Странная телесность зомби» (Ш. МакГлоттен, НЙГУ). В первом докладе обсуждались проблемы культурной идентификации и восприятия собственного тела, связанные с процессом глобализации и затрагивающие специалистов транснациональных корпораций. Ш. МакГлоттен рассказывала о драматичной жизни людей с проблемами гендерной самоидентификации (в частности, лиц с так называемой гендерной дисфорией). В фокусе ее внимания были трансгендерные субъекты, оказавшиеся в местах лишения свободы и нередко становящиеся жертвами сексуального насилия и издевательств со стороны сокамерников. В связи с этим докладчица обратила внимание на несовершенство современных классификаций сексуально-гендерной ориентации и документов, регламентирующих содержание заключенных и оказание им разных видов помощи. Она выразила озабоченность тем, что это приводит к игнорированию интересов некоторых гендерных меньшинств, многочисленным нарушениям их прав, поддерживает их стигматизацию и не позволяет проводить необходимые в некоторых случаях медицинские и психологические вмешательства. Ш. МакГлоттен рассмотрел «феномен зомби-тела» (тело восставших из мертвых) и его представленность в современной массовой культуре (в особенности, литературе и кинематографе), средствах массовой информации. Данный феномен, по мнению докладчика, тесно связан с восприятием тела некоторых людей, в частности, наркозасвисимых, ВИЧ-инфицированных, геев, наделяя их подчас гротескными, мифологизированными, демоническими атрибутами. С этим феноменом также связана сложная социальная и межличностная динамика, касающаяся агрессивности и сексуальности. Во время обсуждения этих трех докладов (модератор – Л.Д. Мур) было обозначено частичное сходство затронутых в них социальных и внутриличностных динамик, касающихся изменения идентичности и телесного образа Я у определенных групп населения. В некоторых случаях происходит их маргинализация и стигматизация (самостигматизация), возникает ощущение их чуждости культурной среде с повышенным риском насилия и саморазрушительного поведения. Л.Д. Мур также обратила внимание на то, что бытующие в культуре описательные категории, связанные, например, с телесной и гендерной идентификацией и самоидентификацией, обладают ригидностью и во многих случаях не обеспечивают интеграцию определенных аспектов человеческого опыта. Секция «Кросс-культурные парадигмы красоты» была открыта докладом А. Фореро-Пена (аспирантка – НЙГУ), посвященным «производству красоты и красавиц» в Колумбии. Были затронуты такие культурные и социальные факторы, как доминирование патриархальных ценностей, высокий уровень криминализации и коррупции власти в этой стране с «диктатурой наркобаронов», потребительское отношение к женскому телу. Э. Н. Гейл (НЙГУ) посвятила свой доклад творчеству Алисии Партной, являвшейся политической узницей в Аргентине в 1970-е гг. Она описала пережитый ею опыт грубого насилия в мемуарах, что явилось фактором ее морального выживания и сохранения идентичности. Клинический психолог, аспирантка парижского университета Д. Дидро, Юлия Попова (прошедшая более десяти лет назад в Санкт-Петербурге курс обучения «Арт-терапия: многообразие подходов») посвятила свое выступление поэтическому творчеству и идентичности В. Хлебникова, воспринимаемых через призму клинико-психиатрических и психоаналитических (прежде всего, лаканианских) представлений. Она рассмотрела сложную диалектику отношений символического (мистического) и реального в его творчестве, тесно связанную с психотическими переживаниями. Драматически объединяя два мира, Хлебников пытался воскресить свое «мертвое» тело, разрабатывая личную мифологему нового, всемогущего тела как Хлеба. Данная секция, в целом, обозначила разные культурные перспективы интеграции «аномальных» (точнее, отклоняющихся) аспектов телесного опыта, порождающих причудливые формы творческой самоидентификации. Некоторые из них, очевидно, служат психологическому выживанию субъекта в экстремальных либо аномальных социальных условиях жизни. В некоторых случаях, однако (что больше относится к ситуации в Колумбии), аудиторию больше интересовало то, какова может быть роль социальной и политической активности женщин и культурных активистов в преодолении эксплуатации женского тела. Для участников конференции вечером была организована неформальная встреча на базе Музея народного искусства (American Folk Art Museum). Помимо богатой коллекции произведений народных художников-самоучек (наивистов), в музее представлено большое количество работ художников-аутсайдеров – в основном, американцев, хотя имеются и работы известных на весь мир европейских авторов, таких, как Алоиза Кобраз, Жульен Пужоль, Фридрих Шредер-Зонненштерн. В дни конференции в музее была развернута выставка работ американского фотохудожника-аутсайдера Юджина фон Брюнкенхейма, представлявшего себя как «свободного художника, поэта и скульптора, изобретателя, создателя стрел, конструктора изделий из человеческих костей, фотографа, архитектора, философа». Работая в цветочном магазине, а затем в булочной, он скрытно от окружающих более 40 лет занимался разными видами творчества. После его смерти было найдено большое количество фотографий, живописных, графических и скульптурных работ, а также его стихи и проза. Он часто фотографировал свою жену Марию. Она охотно соглашалась быть его фотомоделью, украшая себя довольно причудливым образом. Творчества Юджина фон Брюнкенхейма на сегодняшний день рассматривается как часть «золотого фонда» американского и мирового аутсайдер-арта. Секция «Внутренний опыт и его внешнее проявление», вместе с двумя другими, открыла второй день конференции. Первым было выступление Дж. Ф. Тенсии (Университет Адельфия) на тему «Изменение образа собственного тела: разные виды направленности внимания в танцевально-двигательной терапии (ТДТ)». Акцент был сделан на возможностях ТДТ в решении задач, связанных с достижением психофизической интеграции, в том, числе, в связи с определенными эмоциональными и поведенческими нарушениями. Докладчицей был представлен случай проведения сеансов ДТД с пациенткой, неоднократно в течение жизни становившейся жертвой сексуального насилия. Хотя пациентка испытывала большие трудности в танцевально-двигательной экспрессии, используя дифференцированную фокусировку внимания на разных аспектах ее физического и эмоционального опыта, даже при ее незначительной двигательной активности, психотерапевту все же удалось достичь положительного эффекта. Использованию йоги, диеты и медитации на теле было посвящено выступление Софьи Фридман (Американская ассоциация университетских женщин, Университет Рио-де-Жанейро), профессионального диетолога, практикующего данное сочетание психофизических воздействий уже более 40 лет с разными категориями пациентов. Она привела пример использования описанного лечебного подхода в индивидуальной работе с пациенткой с аутоиммунным заболеванием. Показательно, что проводимая терапия оказала положительное воздействие не только на физическом, но и психологическом уровне, повысила самооценку больной и качество ее жизни. Проблеме лукизма было посвящено выступление Э. Ниоси и С. Трапани (Университет Лонг-Айленда и колледж Ла-Гвардиа, НЙГУ). Представив лукизм как особый психосоциальный феномен, связанный с формированием определенного мнения о человеке на основе восприятия его внешности, авторы обозначили некоторые его негативные последствия, такие как недооценка внутренних качеств человека, его профессиональной компетентности. Они также показали дискриминирующий эффект лукизма, дающий основание говорить о необходимости противодействия подобной дискриминации. В то же время, они показали перспективность развития специальных тренинговых программ, позволяющих их участникам научиться предъявлять себя в социуме и достигать более высоких профессиональных и личных успехов путем развития навыков саморегуляции и работы с телесным образом Я. Доклады секции «Телесность и образ: развитие новых отношений между технологией и телом» акцентировали внимание на разработке новых способов саморегуляции и лечения на основе сочетания психологических и физических воздействий. Также при этом дискутировались некоторые культурные тенденции, связанные с «технологизацией» человеческого тела. Так, К. Каннингам представила относительно новый метод лечения (десенситизация и репроцессинг на основе движения глаз, ДРДГ) используемый в США в последние годы все более активно с военнослужащими с посттравматическим стрессовым расстройством. Метод ДРДГ связан с изменением деятельности мозга на основе сенсорной стимуляции, используемой с целью переработки травматичного опыта. Э. Спургас (НЙГУ) представила доклад о диагностике и лечении гипоактивной сексуальной дисфункции у женщин (согласно диагностическому руководству DSM-V) на основе применения фармакотерапии и работы с образами. Она также коснулась «белых пятен» в изучении сексуальной сферы женщин. С. Траппен (НЙГУ) выступила с докладом «Технологическая наука и фетиш: создание тел и оружия», в котором рассматривался феномен фетишизации солдатского тела. Она привлекала при рассмотрении данного явления психоаналитическую концепцию фетиша, а также идеи К. Маркса о капиталистической эксплуатации и подмене реальных человеческих отношений фетишизированными отношениями. Так, согласно Фрейду, фетиш как психологический и социальный феномен связан с внутренней фрагментированностью субъекта, при которой обладание объектом обеспечивает компенсацию и ощущение большего психологического комфорта. Траппен предоставила богатый материал, иллюстрирующий превращение солдатского тела с культурный фетиш. В качестве одного из примеров культа солдатского тела и его технологической эксплуатации, помимо тех, что относятся к современной культурной ситуации, она привела искусство нацистской Германии. В рамках секции «Исполнение тела» рассматривались актуальные культурные тенденции, связанные с появлением новых форм искусства, использующих тело как основной экспрессивный инструмент. Один из докладов был посвящен японской школе танца буто, начавшей развиваться в 1950-е гг. как ответ на кризис национальной идентичности японцев, переживаемый на волне активной вестернизации («Буто: от телесного сюрреализма к расширению горизонтов телесного самовыражения», докладчик – С. Галлардо, Мадридский университет). Доклад на тему «Постдраматическая теория самопрезентации» был представлен Ж.-М. Виве (Университет Ниццы) и был посвящен описанию того, что автор понимает под «постдраматической эрой» в искусстве. Он, в частности, сделал акцент на изменении в использовании тела и идентичности актера и художника при реализации целой группы паратеатральных форм, прежде всего, перформанса. Была отмечена возрастающая роль жеста и поэтико-музыкальных образов, нарушающих привычные системы значений и повествовательной презентации в искусстве. Медицинским и социальным аспектам самопрезентации была посвящена заключительная секция конференции, в рамках которой состоялось мое выступление, посвященное возможностям арт-терапии в работе с проблемами восприятия собственного тела и идентичности. Также состоялись выступление М. Гарфинкля и Ж. Павлюкевич (технологический колледж Нью-Йорка, НЙГУ), посвященное психологической коррекции болезненных реакций, развивающихся вследствие облысения, и П. Товар (НЙГУ) – о манипуляциях женским телом в условиях жесткого давления средств массовой информации, недостатка правовой культуры и низкого уровня самосознания. Заключительным, ключевым докладом всей конференции явилось выступление Виктории Питтс-Тейлор – профессора социологии НЙГУ, директора Центра по изучению женщин и общества, координатора исследований в области женских проблем при НЙГУ, автора нескольких монографий и сборников трудов включая такую известную книгу, как «Культурная энциклопедия тела». В своем докладе она сфокусировалась на междисциплинарном исследовании тела, базирующемся на феминизме, постструктурализме и теории культуры, но при этом тесно связанной с иными науками, такими как медицина, нейропсихология, психология. По ее мнению, «существуют такие сферы изучения тела, которые невозможно себе представить без медицины и новых исследовательских технологий. Это позволяет с должной точностью изучать его структуру и функции…». Затем Питтс-Тейлор обратилась к более подробному обсуждению такого объекта исследований тела, как мозг, озвучив ряд проблем, связанных с концепцией «зеркальных нейронов». Развитие нейропсихологических исследований, сопровождавшееся в последние годы активной разработкой теории «зеркальных нейронов», по ее мнению, породило повышенный риск нейроредукционизма, замены социально-конструкционистского понимания человеческого опыта с акцентом на символических репрезентациях и дискурсивных практиках на более прагматичный, поведенчески-ориентированый подход, в значительной мере упрощающий человеческую реальность. Она обратила внимание на неоднозначность интерпретаций данных научного исследования «зеркальных нейронов» и призвала к их рассмотрению в контексте не только физиологических и биологических, но я и социальных и культурных процессов, предложив обозначить «зеркальные нейроны» как биопсихосоциальный феномен. Дополнительным мероприятием в рамках конференции явилось выступление одного из пациентов, длительное время занимающегося изобразительным творчеством на базе художественного ателье («под названием «Живой музей» Нью-Йорка) при психиатрическом центре Кридмур – Исы Ибрагима. Этот молодой человек, неоднократно лечившийся в стационарном отделении данного центра, рассказал о себе и своем творчестве, в том числе, о том, как оно помогает ему найти себя и выразить свое неповторимое Я, несмотря на сложные жизненные обстоятельства, опыт наркопотребления и хроническое душевное заболевание. В его живописных работах, не взирая на неоднократные изменения стиля, доминируют автопортретные образы, указывая на повышенную потребность в самоидентификации. В последние годы Иса все больше ощущает себя художником, и его художественная идентичность находится в непростых отношениях с его представлениями о себе как человеке с проблемами психического здоровья, вынужденного находиться под присмотром врачей-психиатров. Конференцию в целом можно признать успешной в разных смыслах. Она обеспечила многогранность восприятия человеческой телесности и идентичности как тесно связанных друг с другом феноменов, обогатила знанием множества проблем «бытия человеческого тела» в современном мире и путей их решения, обозначила перспективы его культурно-антропологического, медицинского, психоаналитического, нейропсихологического постижения, а также ценность союза науки и искусства. Конференция позволила выделить некоторые «особо чувствительные» области общественной практики, заставляющие пересматривать устоявшиеся представления. Для специалистов в области психического здоровья – психиатров, психологов, психотерапевтов, терапевтов искусством – участие в подобных мероприятиях, на мой взгляд, позволяет лучше ощутить «пульс времени», понять актуальные общественные тенденции, соотнести свои профессиональные представления с более широкой панорамой общегуманитарного и естественнонаучного знания. Для меня также было ценным приобщение к новейшим научным разработкам такого крупного исследовательского и образовательного центра, как Нью-Йоркский городской университет, во многом отражающего системные отличия и преимущества характерного для США социально-ориентированного «человекознания».
Ссылка для цитирования Копытин А.И. Репортаж о международной конференции «Образ тела и идентичность в современном мире» («Body Image and Identity in Contemporary World» – 8-9.04.2011, New York). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|