|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Жанр рецензируемой книги (см. также раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала «Медицинская психология») определен издательством и автором как практическое руководство – «практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками» (издательский словарь). Поэтому говорить о содержании книги в отрыве от контекста, в котором она может быть использована, – дать неполное представление. Однако говорить о содержании только в контексте отечественной практики тоже не вполне корректно. Автор – украинский психиатр, психотерапевт, живет и работает во Львове. Актуальность проблемы, которой посвящено практическое руководство О. И. Романчука, не вызывает сомнений. Автор очень точно сформулировал проблему: «Если подростки с СДВГ и попадают в сферу охраны психического здоровья, то обычно с уже вторичными проблемами…» (С. 86). К сожалению, эти слова справедливы и по отношению ко многим другим психическим расстройствам. В руководстве описана работа с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Вызывает уважение корректность авторского подхода, отказ от иллюзорной ясности, которая не переходит в наукообразное усложнение без того непростой проблемы. Как замечено астрономом И. С. Шкловским, к любому научному тексту применимы два высказывания: а) «Не надо усложнять!» и б) «Не будем упрощать!». О. И. Романчуку явно удалось найти путь изложения, уравновешивающий эти возможные возражения. В руководстве приведены данные многочисленных (к сожалению, в основном зарубежных) исследований СДВГ. Достаточно полный обзор научной литературы дополняют материалы из опыта работы. Эти материалы, на наш взгляд, несомненно, вызовут интерес практиков, позволят еще раз убедиться в том, что проблемы детей с СДВГ в Украине мало отличаются от проблем таких детей в России. Хотя критерии по DSM-IV заметно отличаются от критериев по МКБ-10, но как бы мы не интерпретировали СДВГ, мы придем к выводу о том, что данное явление относится к хроническим психическим расстройствам с высоким показателем коморбидности. Поэтому закономерно, что автор – детский психиатр. Этот момент тем более важен, что врач-психиатр в практическом руководстве последовательно обосновывает и описывает не сугубо медицинскую (психиатрическую) помощь, а работу мультидисциплинарной команды, в которую входят детский психиатр, психотерапевт, психолог, детский невролог, социальный педагог, социальный работник, видеотренер. Специалисты многих отечественных учреждений здравоохранения и образования могут лишь позавидовать успешно используемым негосударственным центром «Джерело» возможностям взаимодействия разных специалистов. Как пишет О. И. Романчук, «…Психологическое просвещение и обучение методам поведенческой терапии является основной формой помощи как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Психофармакотерапия также является базовым вмешательством и применяется у детей с более тяжелыми формами СДВГ в школьном возрасте…» (С. 140). Поведенческая терапия – очень непростой для специалистов предмет изложения. Автор, несомненно, разочарует тех читателей, которые ищут в специальной литературе готовых рецептов для стандартных ситуаций: «…Акцент делается на том, чтобы помочь родителям понять суть и принципы необходимых для ребенка вмешательств, а не «диктовать» алгоритмы техник. Техника разрабатывается совместно с родителями после достижения понимания основных принципов терапии…» (С. 153). Но заинтересованные специалисты, готовые потратить собственные силы на осмысление и практическую реализацию изложенного материала, найдут в руководстве много ценной информации. Но при всех бесспорных достоинствах содержания книги О. И. Романчука, ее необходимо рассмотреть и в том контексте, в котором она будет применяться. Наш опыт работы в детской клинической психологии говорит, что критика автора именно со стороны практических специалистов может быть весьма жесткой. Жесткую критику такого рода вызывает любое издание, выполненное на высоком профессиональном уровне. Дело в том, что ни один автор и даже ни один авторский коллектив не может в существенной мере продвинуться к решению многих проблем, стоящих перед психологической практикой. При всех достоинствах руководства, написанного О. И. Романчуком, в нем не содержится решений некоторых проблем, без которых работа с детьми, имеющими СДВГ, невозможна. Есть две взаимосвязанных проблемы, которые автор корректно «обходит»: сущность СДВГ как психологического феномена и влияние микросоциальных факторов на развитие детей с СДВГ. Без удовлетворительного ответа на эти вопросы в каждом конкретном случае невозможны ни диагностика, ни оказание помощи ребенку с СДВГ. На наш взгляд, дело вовсе не в том, что автору неизвестны частные ответы на эти вопросы. Дело в том, что сами вопросы намного сложнее, чем хотелось бы. Сама возможность существования общих ответов на подобные вопросы пока не исследована в достаточной степени. Поэтому ответ, удовлетворительный в одном случае, легко окажется совершенно неудовлетворительным и в другом случае, и, тем более, в другом социокультурном контексте. В этой связи отнюдь не случайно наличие «широкого» и «узкого» понимания СДВГ соответственно по DSM-IV и МКБ-10. Было бы странно, если бы детский психиатр и психотерапевт в практическом руководстве занялся постановкой и обоснованием указанных проблем, далеко выходящих за рамки задач, поставленных в книге. Но это не отменяет сам факт существования указанных проблем, решением которых могла бы заняться клиническая психология. В заключение следует отметить еще одно яркое достоинство издания – стиль и язык изложения. Данное практическое руководство – это перевод с украинского, переводчик – А. Секунда, редактор перевода – Д.Ф. Гадельшина. Именно им следует адресовать благодарность за литературные достоинства текста, не слишком часто встречающиеся в специальных изданиях. Например, истории родителей, написанные «от первого лица» – удивительно редкий и интересный материал, который эмоционально убеждает в возможности успешной работы и дестигматизации детей с СДВГ и выявляет множество содержательных нюансов работы специалистов. Легкость восприятия сложного содержания обеспечивается не только стилевыми, но и эмоциональными особенностями языка. Приведем лишь одно высказывание автора, которое отражает общий тон всей книги: «Без их радости и любви к жизни, неисчерпаемого энтузиазма и непосредственности этот мир будет тусклее и беднее, в нем не будут хватать чего-то очень хорошего…» (С. 12). Даже если бы руководство О. И. Романчука имело лишь литературные достоинства, его можно было бы рекомендовать специалистам, работающим с детьми. Но гораздо приятнее рекомендовать книгу, зная, что она имеет гораздо более широкий круг достоинств.
Ссылка для цитирования Солондаев В.К. Рецензия на монографию Романчука О.И. «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» / Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
![]() |
|