РЕЦЕНЗИЯ на книгу «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением.
Почему возникают? Как помочь?», изданую авторским коллективом
(В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина,
А.Б. Холмогорова)
Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. (Чебоксары)
|
Самсонова Алевтина Николаевна
– кандидат психологических наук, доцент, психолог
школы № 54, г. Чебоксары.
E-mail: samsonova.alevtina@yandex.ru
|
|
Николаев Евгений Львович
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного
университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары.
E-mail: nikelvov@gmail.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Социально-экономические и общественно-политические процессы,
происходящие в настоящее время в России, привели к серьезным
изменениям в общественных институтах воспитания. Пришел в упадок
институт брака, большинство родителей занято проблемой материального
обеспечения семьи, а не воспитанием детей. Кроме того, школы в
основном отказались от внеклассной воспитательной работы. Эти факторы
создают условия для развития поведенческой девиации детей, которая
возрастает в подростковый период. Поэтому появившаяся в 2011 году
книга В.К. Зарецкого, Н.С. Смирновой, Ю.В. Зарецкого,
Н.М. Евлашкиной, А.Б. Холмогоровой «Три главные
проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как
помочь?» оказалась весьма своевременной.
В ней авторы делятся опытом оказания помощи подросткам с
девиантным поведением в условиях специальной школы (такие школы были
созданы несколько лет назад в Москве для детей с девиантным поведением).
Книга ценна тем, что создавалась совместными усилиями практических
психологов, работающих в этих школах, и психологов – представителей
психологической науки, активно сотрудничающих с педагогическими
коллективами и психологами этих учебных заведений. Она включает в себя
теоретические и прикладные основы авторского метода оказания помощи
подросткам с девиантным поведением.
Книга посвящается выдающемуся отечественному психологу Льву Семеновичу
Выготскому, и это не случайно. Авторы работают в русле традиций
культурно-исторической психологии и конкретизируют его идеи о развитии
ребенка (представление о социальной ситуации развития ребенка; зона
ближайшего развития ребенка как пространства сотрудничества ребенка
и взрослого в процессе учебной деятельности, делающего обучение
развивающим; идея сотрудничества как особого способа организации
совместной деятельности, в наибольшей степени способствующего развитию
ребенка) применительно к психологической практике помощи подростка с
девиантным поведением.
Девиантное поведение рассматривается авторами не как причина школьной
и социальной дезадаптации, а как ее проявление или даже следствие.
Авторы анализируют основные позиции понимания школьной дезадаптации,
приводящей к девиантному поведению подростка. Эти позиции представляют
собой некоторый континуум, на одном «полюсе»
которого «виновником» дезадаптации ребенка считают
его самого. В этом случае единственной стратегией работы с ним является
защита общества от него и применение карательных мер (например, школа
старается избавиться от «неудобного» ребенка, а не
помочь ему преодолеть его трудности). На другом «полюсе»
находятся сторонники гуманистической психологии, разделяющие ребенка
и его поведение и направляющие свои усилия на нормализацию социальной
ситуации развития и интеграцию подростка в социум. К ним можно отнести
и авторов данной книги.
Перенося идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского о роли
социальной ситуации развития ребенка в плоскость проблемы девиантного
поведения, авторы делают сравнительный анализ схем социальной ситуации
нормально развивающегося подростка (когда у ребенка сохранены связи с
семьей и школой, есть собственные интересы, увлечения, друзья) и
ситуации социально-психологической дезадаптации (когда эти связи
нарушены).
Авторы предлагают оказывать комплексную помощь девиантному ребенку,
включающую в себя как нормализацию отношений подростка со школой и
родителями, так и содействие в преодолении учебных трудностей,
приводящих к конфликтам с учителями, родителями и являющихся источником
дезадаптации ребенка. Сложность этой работы в том, что подросток, как
правило, отвергает помощь взрослого. Это становится препятствием в
использовании механизмов развития ребенка во взаимодействии со взрослым,
описанных в отечественной психологии.
Отдельная глава посвящена коррекционной работе с девиантными
подростками в рамках спецшколы. Авторами разработана
коррекционно-развивающая программа работы с детьми с отклоняющимся
поведением, включающая в себя рекомендации, оформленные в виде
«техники безопасности», правил-предупреждений, применяемых
в практической деятельности специалистов школы; различные технологии
оказания помощи трудным детям. При этом авторы подробно описывают,
с какими трудностями могут столкнуться педагоги и психологи на разных
этапах работы с ребятами.
Книга содержит важный практический материал, поэтому она, несомненно,
окажет неоценимую помощь специалистам, работающим с девиантными детьми
не только в условиях спецшколы, но и обычной школы. Кроме того, книга
весьма полезна и для родителей. Подкупает и то, что она написана живым
языком, и читается с удовольствием. Авторам удалось написать о сложном
доступно, увлекательно.
Ссылка для цитирования
Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. Рецензия на книгу «Три главные проблемы
подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?»,
изданую авторским коллективом (В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова,
Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова). [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http://
medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|