Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2012 в„– 1(12)
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

РЕЦЕНЗИЯ
на книгу «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением.
Почему возникают? Как помочь?», изданую авторским коллективом
(В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова)

Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. (Чебоксары)

 

 

Самсонова Алевтина Николаевна

–  кандидат психологических наук, доцент, психолог школы № 54, г. Чебоксары.

E-mail: samsonova.alevtina@yandex.ru

Николаев Евгений Львович

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары.

E-mail: nikelvov@gmail.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в настоящее время в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Пришел в упадок институт брака, большинство родителей занято проблемой материального обеспечения семьи, а не воспитанием детей. Кроме того, школы в основном отказались от внеклассной воспитательной работы. Эти факторы создают условия для развития поведенческой девиации детей, которая возрастает в подростковый период. Поэтому появившаяся в 2011 году книга В.К. Зарецкого, Н.С. Смирновой, Ю.В. Зарецкого, Н.М. Евлашкиной, А.Б. Холмогоровой «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?» оказалась весьма своевременной.

В ней авторы делятся опытом оказания помощи подросткам с девиантным поведением в условиях специальной школы (такие школы были созданы несколько лет назад в Москве для детей с девиантным поведением).

Книга ценна тем, что создавалась совместными усилиями практических психологов, работающих в этих школах, и психологов – представителей психологической науки, активно сотрудничающих с педагогическими коллективами и психологами этих учебных заведений. Она включает в себя теоретические и прикладные основы авторского метода оказания помощи подросткам с девиантным поведением.

Книга посвящается выдающемуся отечественному психологу Льву Семеновичу Выготскому, и это не случайно. Авторы работают в русле традиций культурно-исторической психологии и конкретизируют его идеи о развитии ребенка (представление о социальной ситуации развития ребенка; зона ближайшего развития ребенка как пространства сотрудничества ребенка и взрослого в процессе учебной деятельности, делающего обучение развивающим; идея сотрудничества как особого способа организации совместной деятельности, в наибольшей степени способствующего развитию ребенка) применительно к психологической практике помощи подростка с девиантным поведением.

Девиантное поведение рассматривается авторами не как причина школьной и социальной дезадаптации, а как ее проявление или даже следствие. Авторы анализируют основные позиции понимания школьной дезадаптации, приводящей к девиантному поведению подростка. Эти позиции представляют собой некоторый континуум, на одном «полюсе» которого «виновником» дезадаптации ребенка считают его самого. В этом случае единственной стратегией работы с ним является защита общества от него и применение карательных мер (например, школа старается избавиться от «неудобного» ребенка, а не помочь ему преодолеть его трудности). На другом «полюсе» находятся сторонники гуманистической психологии, разделяющие ребенка и его поведение и направляющие свои усилия на нормализацию социальной ситуации развития и интеграцию подростка в социум. К ним можно отнести и авторов данной книги.

Перенося идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития ребенка в плоскость проблемы девиантного поведения, авторы делают сравнительный анализ схем социальной ситуации нормально развивающегося подростка (когда у ребенка сохранены связи с семьей и школой, есть собственные интересы, увлечения, друзья) и ситуации социально-психологической дезадаптации (когда эти связи нарушены).

Авторы предлагают оказывать комплексную помощь девиантному ребенку, включающую в себя как нормализацию отношений подростка со школой и родителями, так и содействие в преодолении учебных трудностей, приводящих к конфликтам с учителями, родителями и являющихся источником дезадаптации ребенка. Сложность этой работы в том, что подросток, как правило, отвергает помощь взрослого. Это становится препятствием в использовании механизмов развития ребенка во взаимодействии со взрослым, описанных в отечественной психологии.

Отдельная глава посвящена коррекционной работе с девиантными подростками в рамках спецшколы. Авторами разработана коррекционно-развивающая программа работы с детьми с отклоняющимся поведением, включающая в себя рекомендации, оформленные в виде «техники безопасности», правил-предупреждений, применяемых в практической деятельности специалистов школы; различные технологии оказания помощи трудным детям. При этом авторы подробно описывают, с какими трудностями могут столкнуться педагоги и психологи на разных этапах работы с ребятами.

Книга содержит важный практический материал, поэтому она, несомненно, окажет неоценимую помощь специалистам, работающим с девиантными детьми не только в условиях спецшколы, но и обычной школы. Кроме того, книга весьма полезна и для родителей. Подкупает и то, что она написана живым языком, и читается с удовольствием. Авторам удалось написать о сложном доступно, увлекательно.

 

 

Ссылка для цитирования

Самсонова А.Н., Николаев Е.Л. Рецензия на книгу «Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?», изданую авторским коллективом (В.К. Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player