Зейгарник Б.В.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психиатрия гения места*. Часть 1

Любов Е.Б. (Москва, Россия)

 

 

Любов Евгений Борисович

Любов Евгений Борисович

доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник отделения клинической и профилактической суицидологии; Московский научно-исследовательский институт психиатрии — филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Потешная, д. 3, к. 10, Москва, 107076, Россия. Тел.: 8 (495) 963-75-72.

E-mail: lyubov.evgeny@mail.ru

 

Аннотация. В историко-культурной перспективе, с привлечением уместных научных и документальных, вымышленных и невымышленных (самоописания, художественная литература) источников показаны много-образие (континуум) психопатологических расстройств путешественников на примере иерусалимского и парижского синдромов, «флорентийской горячки» от аффективных («невротических») до острых психотических расстройств и их рецидивов, неоднозначная связь с измененными состояниями самосознания в рамках религиозно-мистических состояний и объяснительной модели «стресс-диатез», общее и типичное в клинической картине и последствиях, включая агрессивное и аутоагрессивное (суици-дальное) поведение, предположительное место расстройств в МКБ-10, важность сочетанных, биопсихосоциального и духовного, лечения и реабилитации.

Ключевые слова: путешественники; религия; психические расстрой-ства; оценка; комплексное лечение; прогноз.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

24.01.2020

07.05.2020

21.05.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

_______________________

* В римской мифологии дух-хранитель, определяющий характер и ауру местности.

 

 

Всякое перемещение по плоскости, не продиктованное
физической необходимостью,
есть пространственная форма самоутверждения,
будь то строительство империи или туризм.

И. Бродский. Путешествие в Стамбул

 

Туристы проникли во все уголки нашей небольшой планеты и покоряют космос. К 2020 г. ожидают 1,5 млрд международных поездок наперекор кризисам, террору и природным катаклизмам. В дневниках Марко Поло и Афанасия Никитина — переживание встречи с новой культурой, смешанные чувства в противоречивом единстве тяги к дальним странам и ностальгии.

«Много прочел и книг, и прошел дорог, / много стальной и медной попил водицы, / ну а теперь хотел бы на свой порог / к притолоке с зарубками прислониться, / да об одном забыл в суете сует: / этого места больше на свете нет…». О. Чухонцев.

Временное освобождение от рутины составляет обаяние «жизнедеятельности праздных» (С. Довлатов). В награду открываем, по потребности, «теневую» сторону «Я», ведь

«путешествие как самая великая наука помогает нам обрести себя» А. Камю.

«Путешествую, потому что люблю переезжать с места на место. Путешествие дает мне чувство свободы, освобождает от ответственности, обязанностей. Меня влечет все неведомое; встречаю непривычных людей, которые какое-то время представляются забавными, иногда они к тому же подбрасывают мне сюжет рассказа. Часто от себя устаю, и начинает казаться, что, путешествуя, я способен добавить кое-что к своей личности, а значит, немного измениться. Из путешествия возвращаюсь не совсем тем человеком, каким был…». С. Моэм. «Джентльмен в гостиной».

Путь самопознания — привычный атрибут любознательных и любопытных, художественно-эстетического сознания ценителей искусств с открытым сердцем и жаждой впечатлений и разрядки.

«Только о двух вещах будем жалеть на смертном одре — мало любили и мало путешествовали». Марк Твен.

И вряд ли — что мало трудились (но душа — «обязана»?).

«Что это за чувство, когда уезжаешь от людей, а они становятся всё меньше и меньше, пока их пылинки не рассеиваются у тебя на глазах? — слишком огромный мир высится сводом над нами, и это прощание. Но мы склоняемся вперёд, навстречу новому безумству под небесами». Дж. Керуак. «В дороге».

«Дорога — мечта в чистом виде» (А. Кристи), но не все вояжи душеполезны. Опыт путешествия, поверхностный или экзистенциальный, — испытание душевного равновесия, оставляющего «след когтя» в памяти сердца.

80-летний З. Фрейд описал спустя 30 лет как вчерашнее «чувство отчуждения» реальности и «Я». «Когда вечером по прибытии я стоял на Акрополе и мой взгляд впитывал ландшафт, мне вдруг пришла удивительная мысль: "Значит, все это в действительности так, как мы учили в школе?!". Говоря точнее, персона, высказавшая это, обособилась от другой персоны, воспринявшей данное высказывание, … и обе были изумлены. Первая вела себя так, будто она была обязана под впечатлением бесспорного наблюдения поверить в нечто, реальность чего ей до сих пор казалась сомнительной. Впрочем, и другая персона имела полное основание изумляться, потому что не знала, что реальное существование Афин, Акрополя и этого пейзажа когда-то было под сомнением» [23, c. 344].

Потрясение некого 20-летнего студента в том же месте — в иной час:

«Мы миновали желтые колонны / и с вышины увидели окрестность. / Взглянул я вниз, и чудо совершилось… / То южное ли солнце подшутило / над северной, тоскующей душой, иль слишком жадные глаза поэта / мучительно и чудно обманулись, не ведаю…». В. Набоков. «Сон на Акрополе», 25 апреля 1919.

Заканчивается одно — начинается другое.

«Очарованными глазами смотрим мы сверху на дорогу. Она убегает все вперед, все вперед, далеко, далеко… Благословенны дороги, по которым мы уходим в даль!..». А. Бруштейн. «Весна».

«Что у тебя за дорога, чувак? — дорога святого, дорога безумца, дорога радуги, дорога рыбки в аквариуме, она может быть любой. Это дорога куда угодно для кого угодно как угодно. Куда кого как?». Дж. Керуак. «В дороге».

Иерусалимский синдром, или прикосновение к Богу

Если бы кто-то меня спросил,
Как я чую присутствие высших сил —
Дрожь в хребте, мурашки по шее,
Слабость рук, подгибание ног, —
Я бы ответил: если страшнее,
Чем можно придумать, то это Бог.

Д. Быков

 

…На древней мозаике Европа, Азия и Африка сходятся трилистником в «центре Земли». Здесь Иерушалаим, «град мира» половины землян: от его краеугольного камня начало наших начал.

Иерусалим — как много в этом слове. На иврите искатели града Божьего не «прибывают», но восходят, что верно и топографически; здесь приобщение, одухо-творенное усердными молитвами и родовой памятью.

«В этом городе ощущаешь, что дальше оттуда уже нет дорог… Я чувствовал, что по этим узким улочкам, с их козами и арабами, по переулкам, которыми теперь бредут к Стене Плача красные, синие и зеленые евреи, недавно еще проходил Христос…». М. Шагал, интервью, 1931 г.

Следуя «возбудителю желания посетить Иерусалим» (Ибн Кудама), под выцвет-шим пасхальным небом сквозь Яффские врата течет многоликая пестрая толпа.

Не всем дано безболезненно приобщиться к полноте Города-мира.

Иерусалимский синдром (ИС) — острый психоз мистически-религиозного содержания при посещении именно Иерусалима [11; 44; 56]. Название обязано Y. Bar-El, но ИС издавна известен местным врачам (описан Хайнцем Германом в 1930 г.).

В средневековом Иерусалиме некоторые пилигримы отличались особым поведе-нием, что сближало их с «местными безумцами».

«Это юродивые, бесноватые, блаженные, делавшие свою способность проро-чествовать в исступленном состоянии источником заработка, — вещуны, которые, странствуя с места на место или же сидя в пещерах, добывали деньги и съестные припасы указанием благоприятных для тех или иных дел дней или предсказаньем неведомого. … Это были грязные, шальные и дикие люди; дети бегали за ними и кричали им вдогонку: «Авласавлалакавла», ибо примерно так звучали вещания этих безумцев. Они наносили себе раны и увечья, ели тухлятину, ходили с ярмом на шее или с железными рогами на лбу, а иные и голыми. Т. Манн. «Юный Иосиф».

Эпидемиология ИС. За 13 лет (1980—1993 гг.) 1200 туристов, или 100 (0,0005%) из 2 млн посещающих город ежегодно, осмотрены в Иерусалимском центре (далее — Центр) психического здоровья; около 40% госпитализированы [44]. Вопреки дежурному прогнозу «конца света», на рубеже третьего тысячелетия не случился взрыв эсхатологических настроений, как перед 1000 г. РХ, когда энтузиасты ожидали мессию (божественного спасителя человечества) на Елеонской горе. Миллениум лег тенью на клиническую картину психозов далеко от Иерусалима: «мессии» суждено изменить бесповоротно мир в новогоднюю полночь. Некоторые риск «ошибки тысячелетия» расценили как физическое заражение. Лица с личностными расстройствами ожидали, что «ошибка» изменит управление обществом.

Но обошлось без пика госпитализаций туристов.

Группа риска: мужчины около 40 лет, европейцы-протестанты (ближе к Богу-собеседнику без «посредников»?), не фанатики.

Клиническая картина ИС окрашена религиозно-мифологическими и символи-ческими представлениями о святынях вероисповедования.

«Мировоззрение несущественно влияет на клиническую картину: у религиозных формируется мирской образ катастрофы мира, атеисты переживают апокалипси-ческие видения». А. Кемпинский.

Фабула мегаломанического бреда — в рамках культурально-религиозной идентичности больного: иудеи-ортодоксы отождествляются с героями Ветхого Завета, грезят о Третьем храме. Половая идентификация сохранена: христиане нарекают себя Иисусом, христианки — Девой Марией. Мусульмане менее подвержены ИС, возможно, в связи с третьестепенной сакральной ролью Иерусалима для ислама.

Выделены, достаточно условно, отчасти пересекающиеся следующие типы ИС (табл. 1).

 

Таблица 1

Клинические типы иерусалимского синдрома
[по 44, изм. доп.]

 

Тип I представляет и опыт «встреч» с Всевышним средневековых мистиков.

Марджери Кемпе после тяжёлых родов первенца окружили демоны, она богохульствовала, пыталась покончить с собой. Муки восьмимесячного заточения оборваны чудом явления Христа: «Дитя, Я всегда с тобой». Восстав с постели обновленной, вернула ключи от кладовой и возглавила большой хлопотный дом. Райская музыка подсказала, однако, что ее призвание в духовной жизни. Пять лет носила власяницу и Христос велел ей, матери 13 детей, в белых одеждах целомудрия посетить Иерусалим (1414 г.), где благочестивая матрона истово рыдала у святынь. Надиктовала первую автобиографию на английском языке с описанием реальных странствий и чудных видений.

Верующему понятна связь с божественным присутствие Высшего Начала, прида-ющего смысл жизни. Францисканец К. Бонавентура утверждал, что слёзы раскаяния или умиления приличествуют истинному христианину. Святитель Григорий Богослов уже в III веке осуждал чрезмерное увлечение паломничеством: совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. В ХV веке монах Ф. Фабер встречал «опьяненных без вина» паломников. Монахи-«экскурсоводы» побуждали паломников слиться со Страстями Господними у святынь, нарушая тишину храма, но впадавших в религиозный экстаз звали в средневековье бесноватыми, как и «наделенных Богом» властью проповеди переустройства мира [30].

Многолик ИС, как сам Город меж небом и землей.

Подтип 1. Больной шизофренией (40 лет) увлекся атлетизмом в ходе психо-социальной реабилитации на родине, в США. Возомнив себя Самсоном, пытался сдвинуть «на правильное место» многотонный блок Стены Плача. Вопреки установкам Центра, психиатр оспорил больного, заявив, что Самсон никогда не бывал в Иерусалиме. Возмущенный атлет выбил окно и был таков. Юная медсестра-стажер обнаружила «Самсона» на автобусной остановке и, с природной сметкой, попросила его о новом подвиге: вернуться в клинику, что больной смиренно и выполнил.

Ж.Ж. Маньян допускал смену хронического бреда на бред «богоносительства» (величия) при «мгновенном озарении».

«Христос распятый — поистине и «соблазн», и «безумие». Бог свободен в выборе своих путей к человеку. Он может явиться в громе и молнии. А может — в образе раба и странника. … Бог действительно слишком отличен от человека — и потому и странен, и чуден». Андрей Кураев.

«Что ты спрашиваешь о имени Моем… оно чудно» (Быт. 32.29). «И нарекут имя Ему: Чудный» (Исход. 9.6).

Подтип 2. Политическое и религиозное противостояние разогревает библейский тигель. Святой Город — Ось мира и высокого напряжения.

«Храмовая гора — ядерный реактор.» М. Шалев, израильский писатель.

Поступки вандалов становятся искрой для иерусалимской гремучей смеси.

Протестант из Южной Америки хотел разрушить мечеть, чтобы узреть пришествие Спасителя.

Австралиец Денис R. (28 лет) под влиянием телепроповедника возомнил себя «посланцем Господа», получившим «Божественные указания» уничтожить мечеть Аль-Акса. Поджог вызвал массовые беспорядки и возмущение ООН. После пятилетней госпитализации депортирован для продолжения лечения ближе к семье. Умер в психиатрической больнице через год (1995 г.).

Подтип 3 неоправданно расширен за счет благочестивых пилигримов. Палом-ничество к святым местам, где душа ближе к Богу — проторенные веками пути физического и душевного исцеления. Кающихся ипохондриков, слишком часто ходящих к исповеди, священник отправлял, следуя принципам военной медицины, «от себя».

В паломничество посылали (возможно, Везалия) и во искупление грехов.

«Смена воздуха, долгий путь, удаление от дома и от тех предметов, какие вызывали в них раздражение, общество паломников, неспешное, энергическое движение пешком оказывали на них воздействие более сильное, нежели те путешествия со всеми удобствами… какие в наши дни заняли место паломничества.»

М. Фуко.

Болезнь же

«…всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому боль, страдание — важнейший источник религиозности.» Ф. Кафка.

Вера помогает справиться (смириться) с недугами.

«И трижды в град святой — Ерусалим — / Ходила на поклон святым мощам, / Чтобы утешиться от горя там.» Дж. Чосер, «Кентерберийские рассказы».

«Только и кажется мне трезвым действием поездка в Иерусалим. Творчество мое лениво.» Н.В. Гоголь — Жуковскому, 14.12.1849.

Гоголь рассылал составленную им молитву: «Душу же его исполни благодатных мыслей во все время дороги его. Удали духа суеверия, пустых примет и малодушных предчувствий, ничтожного духа робости и боязни.»

Н.В. Гоголь — «духовной матери» Н. Шереметьевой. Неаполь, 22.01.1848.

Увы, акедия — «полуденный бес уныния», то есть смертный грех христиан, настигал и аскетов (иеремитов) далеко-недалеко от Иерусалима (египетская пустыня — колыбель монашества вслед Христу и Иоанну Крестителю). Отвращение к себе, чувство безысходности, «тоска по отдаленным местам» сочетались с греховным отчаянием/печалью, безысходностью.

«Если есть ад на земле, то он в сердце меланхолика». Р. Бёртон, 1621 г. [3].

Подтип 4 сомнителен: туманны «вклад» Иерусалима и мотив вояжа психотичес-кого больного:

«Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

Но религиозно-мистический бред с идеями величия (мессианства), греховности влечет к святым местам. Таков вояж де Нерваля.

«"Куда же ты пойдешь?" — спросил он меня. — "На Восток!" … Я был убежден, что вижу, как место, где мы находимся, поднимается ввысь и утрачивает свойственные городу очертания; вознесенная на вершину холма, окруженного безлюдными просторами, эта сцена становилась сценой битвы двух Духов и напоминала библейское искушение.» «Аврелия».

Гражданин ЮАР стремился в Иерусалим чтобы убить зятя, якобы насиловавшего его дочь, на пиках четырех маниакальных фаз, влекущих регоспитализации.

Американец Р. (40 лет) из евангелической семьи, брошенный женой и перед увольнением, вернулся к религии. В Библии нашел «подсвеченное неоном» манящее слово «Иерусалим» и вылетел на его зов. Без воды и пищи неустанно молился в храме Гроба Господня, ожидая просветления, как Иисус. И Бог Отец услышал его. Пугал соседей хостеля внешним видом и восклицаниями: «Я — мессия». Осведом-ленный об ИC хозяин заведения вызвал амбуланс. Антипсихотическое лечение потребовало месяца госпитализации.

Tип II обширен. Парафразируя В. Набокова:

«К Богу идут одиноким путником или в группе с гидом».

Подтип 1: общины из десятков христиан в «одеждах апостолов» селятся в избранных местах. Их поведение не требует госпитализации. При конфликтах с соседями членов группы осматривают психиатры, определяющие с оглядкой расстройства личности.

Часть адептов страдает синдромом зависимости, или DDD-синдромом; от аббревиатуры Deception (обман), Dependency (зависимость), Dread (страх) в виде безволия, некритичности к «учению»; полной покорности лидеру; беззащитности вне группы. Тема «религиозно-магического дрейфа», «магического кризиса» идентичности актуальна для России [21].

Психическая травма при индукции деструктивными сектами влечет психотичес-кие и психосоматические симптомы «оккультной психопатологии» [22].

Подтип 2. При религиозной (сверхценной) паранойе типичны отказ от соци-альных обязанностей (неофит «ломает дом, чтобы строить корабль») или принятие без благословения подвигов поста, молитвы, отличных от духовного заблуждения [20].

Немецкий столяр (45 лет) много лет изучал эзотерические учения. В Иерусалиме нашел истинную веру в раннем христианстве, проповедовал. В церкви Гроба Господня обвинил священников в идолопоклонстве, пытался уничтожать статуи и картины. Психиатры выявили сверхценные идеи. На родине вернулся к профессии, веруя в «свою» религию и сожалея, что не услышан в Иерусалиме.

Тип III — «чистая» форма ИС, связанная с долгожданным приобщением к святыням. За 1980—1993 гг. из 42 больных (3,5% выборки Центра) 40 — из ультрарелигиозных протестантских семей, возможно, более склонных к религиозному бреду, чем католики и агностики в связи с «упрощенным доступом» к Богу. Больные идеалистически воспринимают и ждут личностно значимой встречи с Золотым Иерусалимом с трепетного детства, когда отец восседал во главе стола с главной Книгой семьи. По прибытии развивается краткосрочный психоз, завершающийся обычно спонтанно и полностью при условии отъезда.

Ирландский садовник Оливер (31 год), исчез через 3,5 недели по прибытии в Израиль. В Иерусалиме его фото приобрели «эзотерический характер». Спасатели обнаружили на его маршруте в пустыне вырванные из Библии страницы, импровизи-рованную «церковь».

Мир психотического больного полон бурной активности, населен причудливыми персонажами [17], развивается сюжетно: дьявол вызывает на поединок: у противника сверхчеловеческие возможности, но герой рвется в бой.

Последовательные стадии ИС-III таковы:

1)

страх, «религиозное волнение» до ажитации, напряжение, уединение (состояние близко к «треме» Конрада);

2)

неустанные ритуальные омовения;

3)

изготовление белой «тоги», обычно из гостиничной простыни;

4)

распевание библейских псалмов. Обученный персонал отелей и гиды ускоряют встречу с психиатром. Иначе предстоит

5)

шествие к облюбованному святому месту;

6)

путаная «проповедь» человечеству вести морально чистую и простую жизнь. Больной уверен в богоданных пророческих силах, воплощает библейского героя с миссией спасения мира. Иные, сохранив самосознание, просят «не беспокоить» до исполнения высокого предназначения.

Первые свернутые этапы острого психоза сменяются кристаллизацией бреда от бредового настроения (человек ощущает неясные беспокойство и тревогу, приближение «чего-то») до облегчения: «все стало ясно» (апофрения Конрада). В «озарении» больной управляет новым миром как Бог, святой, дьявол.

Театр одного актера, «особые одежды, надетые душой» [2], «балахоны и торбы», неизменно привлекающие зевак и СМИ, соответствуют образу и пафосу безумия, оставленному, казалось, во тьме веков: на «Прогулке безумцев» Гойи символические лохмотья, трехрогие тиары «сумасшедших «королей». Таков «городской безумец» С. Калмыков [16].

В ИС видим резкую метаморфозу.

Аргентинка стала нервной, отрешенной. На третий день в самодельном рубище танцевала с воздетыми к небу руками, сообщила на коленях о божественной миссии: доморощенными ритуалами оплодотворить иссохшую землю Израиля.

В ипостасях ИС «магистральные» темы религиозно-мистического содержания [51]: смерть и возрождение: обретение нового «Я»; мессианские странствия; столк-новение с духами; космический конфликт добра и зла, света и тьмы; волшебные полномочия (пророчество, целительство); новое общество: религиозное реформатор-ство; божественный союз: близость к Богу и библейским героям. В калейдоскопе и пульсации переживаний возможно эклектическое переплетение символов различных религий (идеи реинкарнации, нирваны).

ИС сходен с «религиозным помешательством» С.С. Корсакова, с острым бредом величия, святости, близости к Богу; бредом пророчества Kрепелина: «избранник Бога» совершает публичные богослужения. Религиозная паранойя В.П. Сербского представлена экзальтацией, просветлением, зрительными (отверстое небо, лики святых), слуховыми (сообщения о божественном призвании) галлюцинациями. Парафренизация с нарушением самосознания (суть психотического расщепления личности Берце) обусловлена культур-ными особенностями и личностным опосредованием [22]. Содержание переживаний новоявленного мессии (святого) или фанатичного поклонника прекрасного cуть этапы фантастической аффективно-бредовой или иллюзорно-фантастической дереализации и деперсонализации [21].

Тип III ИС обычно вне синдрома Кандинского-Клерамбо, как при реактивных параноидах. Бред мессианства (осознание себя богоизбранным, святым, призванным вести человечество к покаянию, «исцелению», предотвратить мировую катастрофу) с «присвоением» божественных «полномочий» близок к апокалиптическому, манихейскому. Новоявленный спаситель наделен волшебными полномочиями, «всесилен», но обречен на гибель. Меланхолическая парафрения, антипод экспансивным идеям особой миссии переустройства мира, Царства божьего на фоне маниакальных экстаза и блаженства и речевого возбуждения с наплывом калейдоскопических фантастических идей громад-ности (онейроидным?) переживаниям ИС, представлена идеями греха «в распятии Христа» накануне гибели мира, сценами страшного суда, ожиданием адских вечных мук как антихриста (религиозная меланхолия В. Гризингера); эсхатологическими переживаниями: пророчества о конце света, одержимости («демономеланхолия»). К. Шнайдер выделил особенности депрессий с религиозным бредом: трансформацию ретроспективных припоминаний минимальных прегрешений в переживание тяжкой вины перед Богом и неминуемого «заслуженного» наказания; появление педантичной религиозной деятельности, не приводящей к облегчению депрессии и успокоению; утрату религиозной веры при психической анестезии [Цит. по: 22].

Психозы связаны с агрессией и самоповреждениями (самоистязаниями), несчаст-ными случаями.

Учительница из Швеции за Яффскими воротами замерла в ужасе: с крыши на нее глядел дьявол. Женщина ощутила необычный прилив сил, готовность к битве с сатаной и набросилась на полицейского, в обличии которого узрела нечистого.

Бредовое поведение кроткой немолодой девы напоминает изгнание Иисусом бесов из гадарийского безумца (Марк, 5).

«Странный и замкнутый» бредовый больной (38 лет) из США прибыл в Иерусалим изучать Библию. Чувствуя, что «агенты Организации иерусалимского синдрома» бьют его электрическим током, напал на служащих отеля.

Вообразивший себя Иоанном Крестителем ушел в Иудейскую пустыню и попал на минное поле.

Высок риск суицида «во искупление вселенских грехов».

Итальянец самооскоплением «избавлялся от скверны», но по выздоровлению горячо благодарил хирургов (но не психиатров), восстановивших его естество.

Лечение. «Претерпевший же до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Отцы церкви не обольщаются «духовной чуткостью к звукам небес», сохраняя трезвение к мистическим фантазиям пасомого [28] и считая их болезнью «естественного» происхождения, «прелестью» бредущего к Богу с «групповодом» или одиноким странником. Православие бесоодержимость как частичную плененность души злой силой с сохранным самосознанием отличает от бесноватости с порабощением демоном.

Благочестивая вдовица всякий раз, когда благочинный приближался к ней в храме, вопила и билась оземь. Затем слезно каялась перед молящимися.

Уговорить одержимого нельзя, как не переубедить бредового; ему надо помочь, пусть против его воли.

По Пинелю и в вольтеровском духе, «лучшее лекарство непомерных страстей — терпение и время» [Цит. по: 30]. Особо важно второе условие в связи с механизмами скорейшего спонтанного саногенеза транзиторных психозов и пиковых (на то и «пики») переживаний. Однако пятым узником, освобожденным Пинелем, был священник, изгнанный из лона церкви; одержимый манией величия, 12 лет в оковах воображал себя Христом; то был «верх человеческой спеси и бреда», но физические страдания и насмешки надзирателей лишь укрепляли «гордыню».

«Священное безумие», минуя храм бога кошмара Диониса, приводит прямо или околицей — к психиатру.

Обученный персонал отелей и гиды ускоряют встречу.

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание… И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен». Книга премудростей Сираха 38:1–15.

Выведенный из ситуации, больной типа III, как снятый с «вагона смерти» в дорожном параноиде [10], выздоравливает за 5—7 дней при минимальной помощи (питье, отдых) плюс скорейшем возвращении в привычную среду (домой). Для иных хватает пары часов покоя, но более тяжелым показаны на нескольких дней транквилизаторы и инъекции антипсихотиков, кризисная психотерапия с привлече-нием близких. Часть выздоровевших «забывает» детали происшедшего, что указывает на помрачение сознания. Большинство покидает Центр самостоятельно, при затянув-шихся психозах депортируются для продолжения лечения.

После Иерусалима. Катамнестические данные скудны. Пережившие ИС, что не удивительно, избегают огласки и «ненужного» (для большинства?) психиатрического наблюдения.

Швейцарский адвокат был здоров до и во время туристического тура. В первую ночь в Иерусалиме начался и достиг за неделю апогея ИС. Турист вернулся домой в добром здравии и благополучен шесть лет.

Вне интереса анализов квалификация постпсихотического состояния. Показа-тельно опустошение после пережитого (астенический, депрессивный хвост?).

Лик Моисея после бесед с Господом «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» (Исход 33:11) стало источником страха, и он покрывал лицо, говоря с Израилем.

Флорентийцы в ужасе шептали, завидев Данте: «Он обгорел в аду».

Таков прикоснувшийся к «великой тайне» и ужаснувшийся некто Фельтер:

«Странная, противная перемена произошла во всей его внешности: казалось, из него вынули костяк. Потное и теперь как бы обрюзгшее лицо с отвисшей губой и розовыми глазами выражало не только тупую усталость, но еще облегчение, животное облегчение после чудовищных родов … Это был человек, как бы потерявший все: уважение к жизни, всякий интерес к деньгам и делам, общепринятые или освященные традиции чувства, житейские навыки, манеры, решительно все».

В. Набоков. «Ультима Туле».

Мельком при описании ИС замечено, что некоторые выздоровевшие смущены: вели себя как «клоуны, наркоманы», но обрели удивительный опыт «погружения в бездны».

Структура психотических приступов допускает инверсию аффекта и выход в постпсихотическую депрессию с суицидальным риском.

«Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я — посредственность, мне скучно жить… О, как вы жестоко поступили со мной! Я видел галлюцинации, но кому это мешало? Я спрашиваю: кому это мешало?» А. Чехов. «Черный монах».

Обостренная критика — также суицидогенный фактор.

«Мне казалось, что я сам Бог, и заключен при этом в довольно жалком вопло-щении». Де Нерваль.

Иные не сомневаются в истинности слов:

Человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исход 33:20

и готовы перейти вместе с Распятым Христом

«от мира сего к Отцу». Бонавентура. «Путеводитель души к Богу»1.

Происходит слом Птолемеевой системы (больной в центре мироздания и управляет им) с пониманием выздоровевшего-себя песчинкой мира Коперника.

Продолжение в № 5 (64) 2020 года.

 

_______________________

1 Врач-утешитель и/или приписанный к больнице священник объяснит: «остаться в живых» есть возрождение, внутреннее укрепление для полноценной жизни, спасение жизни. Господь желает, чтобы мы получали силу от Него, через Слово.

 

Литература

1.   Банщиков В.М., Столяров Г.В. Сенсорная изоляция // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1966. – Т. 66, № 9. – С. 1428–1440.

2.   Беккер И.М., Несифорова О.И. Среда обитания души (о вспомогательных, косвенных признаках «больной душевной жизни») // Независимый психиатрический журнал. – 2005. – № 1. – С.  19–23.

3.   Бертон Р. Анатомия меланхолии. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 832 с.

4.   Быков Д.Л. Борис Пастернак. – 13-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2016. – 806 с.

5.   Ганнушкин II.Б. Избранные труды. – М.: Медицина, 1964. – 292 с.

6.   Градива: Вильгельм Йенсен, Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Андре Бретон, Ролан Барт, Жак Деррида / послесл. И. Соболевой. – Б.м.: Salamandra P.V.V., 2012. 177 c.

7.   Деррида Ж. Письмо и различие. – 495 с.

8.   Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М.: Наука, 1993. – 432 с.

9.   Дрёмов С.В., Сёмин И.Р. Измененные состояния сознания: Психологическая и философская проблема в психиатрии. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2001. – 204 с.

10.   Жислин С.Г. Проблема параноидных реакций (клиника, формы, патогенез) // Очерки клинической психиатрии: Клинико-патогенетические зависимости. – М.: Медицина, 1965. – С. 113–121.

11.   Зислин И., Спивак И. Иерусалимские этюды // Независимый психиатри-ческий журнал. – 1999. – № 4. – С. 45–51.

12.   Карагодина Е.Г. Феномены измененного восприятия у целителей-экстра-сенсов: психопатологический и социокультурный анализ // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. – Т. 6, № 2. – С. 56–65.

13.   Кемпинский А. Психология шизофрении. – СПб.: Ювента, 1998. – 296 с.

14.   Кречмер Э. Медицинская психология. – М.: Жизнь и Знание, 1927. – 352 с.

15.   Крипалани Кришна. Рабиндранат Тагор. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 288 с.

16.   Любов Е.Б. Жил-был художник один (Сергей Иванович Калмыков) // Три портрета: Жизнь и судьба творца в психиатрическом интерьере / сост. Н.Б. Левина, Е.Б. Любов. – М.: Новые возможности, 2010. – С. 22–49.

17.   Любов Е.Б., Левина Н.Б. Жизнь в шизофрении и после нее в картинах и образах // Независимый психиатрический журнал. – 2014. – № 3. – С. 27–32.

18.   Людвиг А.М. Измененные состояния сознания // Измененные состояния сознания / под ред. Ч. Тарт. – М.: ЭКСМО, 2003. – С. 14–37.

19.   Манн Т. Смерть в Венеции. – М.: АСТ, 2017. – 416 с.

20.   Мелехов Д.Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. –  М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. – 162 с.

21.   Пападопулос Т.Ф. Острые эндогенные психозы: психопатология и система-тика. – М.: Медицина, 1975. – 192 с.

22.   Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. – СПб.: СПбМАПО, 2006. – 144 с.

23.   Письмо к Ромену Роллану (Расстройство памяти на Акрополе) // Фрейд 3. Художник и фантазирование / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева, А.М. Кесселя, М.Н. Попова; под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. – М.: Республика, 1995. – С. 343–347.

24.   Рерих Н.К. Миф Атлантиды. Притчи. Легенды. Сказания. – М.: Эксмо, 2012. – C. 38.

25.   Рыбальский М.И. Бред. – М.: Медицина, 1993. – 368 с.

26.   Сергеев И.И., Петраков А.В. Варианты и клиника эндогенных транзиторных психозов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. – Т. 12, № 4. – С. 19–23.

27.   Стендаль. Рим, Неаполь и Флоренция // Стендаль. Собр. соч. в 12 томах. – М.: Правда, 1978. – Т. 9. – С. 5–252.

28.   Термос Василеос. Духовность в ересях и сектах с точки зрения психиатрии, психодинамики и пастырского богословия // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 3. – С. 119–131.

29.   Фицджеральд Ф.С. Отзвуки века джаза // Фицджеральд Ф.С. Последний магнат. Рассказы. Эссе. – М.: Правда, 1991. – С. 467–477.

30.   Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб.: Рудомино, 1997. – 576 с.

31.   Эдлис Ю.Ф. Синдром Стендаля // Новый мир. – 1997. – № 12. – С. 139–145.

32.   Ясперс К. Ностальгия и преступление // Собрание сочинений по психопато-логии. – М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1996. – Т. 1. – С. 8–122.

33.   Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. – М.: Практика, 1997. – 1056 с.

34.   Batson C.D., Schoenrade P., Ventis W.L. Religion and the individual // New York, NY: Oxford University Press, 1993. – P. 133–141.

35.   Chrisafis A. Paris syndrome hits Japanese // The Guardian. – 25 October 2006. – Available at: http://www.guardian.co.uk/world/2006/oct/25/ (accessed 20 December 2019).

36.   Cultural anthropology approach to psychopathology of Muslim murderer / T. Okada, S. Satoh, N. Morita [et al.] // The Japanese Journal of Psychiatry and Neurology. – 1994. – Vol. 48, № 1. – P. 71–75.

37.   Ferreri M. Stendhal syndrome // Medicographia. – 1998. – Vol. 20, № 2. – P. 153–157.

38.   Flinn D.E. Transient psychotic reactions during travel // The American Journal of Psychiatry. – 1962. – Vol. 119, № 2. – P. 173–174.

39.   Franklin A. The Tourist Syndrome: An Interview with Zygmunt Bauman // Tourist Studies. – 2003. – Vol. 3, № 2. – Available at: http://tou.sagepub.com/content/ 3/2/205.abstract (accessed 20 December 2019).

40.   Frith C.D. The cognitive neuropsychology of schizophrenia. – Hove, UK: Psychology Press, 1992. – 169 p.

41.   Furnham A. Culture Shock: A Review of the Literature for Practitioners // Psychology. – 2019. – Vol. 10, № 13. – P. 1832–1855.

42.   Goldwert M. The messiah-complex in schizophrenia // Psychological Reports. – 1993. – Vol. 73, № 1. – P. 331–335.

43.   Guerrero A.L., Barceló Rosselló A., Ezpeleta D. Stendhal syndrome: origin, characteristics and presentation in a group of neurologists // Neurología. – 2010. – Vol. 25, № 6. – P. 349–356.

44.   Jerusalem syndrome / Y. Bar-El, R. Durst, G. Katz [et al.] // The British Journal of Psychiatry. – 2000. – Vol. 176, № 1. – P. 86–90.

45.   Les Japonais en voyage pathologique à Paris: un modèle original de prise en charge transculturelle / A. Viala, H. Ota, M.N. Vacheron [et al.] // Nervure: Journal de Psychiatrie. – 2004. – Vol. 17, № 5. – P.  31–34.

46.   Magherini G. La Sindrome di Stendhal. – Firenze: Ponte Alle Grazie, 1989.

47.   Maslow A.H. Peak Experiences as Acute Identity Experiences // The American Journal of Psychoanalysis. – 1961. – Vol. 21, № 2. – P. 254–262.

48.   Nicholson T.R.J., Pariante C., McLoughlin D. Stendhal syndrome: a case of cultural overload // BMJ Case Reports. – 2009, Feb. 20.

49.   Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. – 1960. – Vol. 7, № 4. – P. 177–182.

50.   Pargament K.I., Lomax J.W. Understanding and addressing religion among people with mental illness // World Psychiatry. – 2013. – Vol. 12, № 1. – P. 26–32.

51.   Perry J.W. The Far Side of Madness. – Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1974. – 177 p.

52.   Religious delusions in patients admitted to hospital with schizophrenia / R. Siddle, G. Haddock, N. Tarrier [et al.] // Social psychiatry and psychiatric epidemiology. – 2002. – Vol. 37, № 3. – P. 130–138.

53.   Shapiro S. Airport wandering as a psychotic symptom // Psychiatria Clinica. – 1982. – Vol. 15, № 4. – P. 173–176.

54.   Tamami K. Reflexions on a case of Paris syndrome // Journal of the Nissei Hospital. – 1998. – Vol. 26, № 2. – P. 127–132.

55.   Valtueña B.O. Does Stendhal's syndrome exist really? // Anales de la Real Academia Nacional de Medicina. – 2009. – Vol. 126, № 3. – P. 455–468 [in Spanish].

56.   Witztum E., Kalian M. The “Jerusalem syndrome” – fantasy and reality a survey of accounts from the 19th century to the end of the second millennium // The Israel Journal of Psychiatry and Related Sciences. – 1999. – Vol. 36, № 4. – P.  260–271.

57.   Wyatt C. "Paris Syndrome" strikes Japanese // BBC News. – 20 December 2006. – Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/6197921.stm (accessed 20 December 2019).

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Любов Е.Б. Психиатрия гения места. Часть 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 2(61) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

"Genius loci" Psychiatry. Part 1

Lyubov E.B.1
E-mail: lyubov.evgeny@mail.ru

1 Moscow Research Institute of Psychiatry, branch of the V.P. Serbsky National Medical Research Centre of Psychiatry and Narcology
3 Poteshnaya str., Moscow, 107076, Russia
Phone: +7 (495) 963-75-72

Abstract. In this review a number of scientific and practical issues, were shown and discussed namely, the diversity (continuum) of travelers mental illness (from depression to psychoses) on the example of so-called Jerusalem, Paris syndromes, and Florentine fever et cetera, ambiguous relationship with altered states of self-consciousness within the framework of religious-mystical states and in the framework of the model "stress-diathesis", general and special in the clinical picture and clinical and social consequences including aggressive and suicidal behavior, as well as the place in ICD-10, importance and effectiveness of integrated treatment (i.e., biopsychosocial, spiritual) treatment in historical and cultural perspectives, using scientific and documentary, fictional and non-fictional (self-reports) data.

Key words: travelers; religion; mental illness; assessment; integrated treatment; prognosis.

For citation

Lyubov E.B. "Genius loci" Psychiatry. Part 1. Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 2 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player