РУБРИКА:  ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА

Глубокоуважаемые гости!

В ноябре-декабре 2011 года (с 01 сентября по 30 октября включительно), на вопросы посетителей отвечала заведующая кафедрой психологии и педагогики Северо-Западного государственного Медицинского университета им. И.И. Мечникова, доктор психологических наук, профессор

Светлана Леонидовна Соловьева (Санкт-Петербург)

См. публикации в журнале «Медицинская психология в России»:

Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита

Ресурсы личности

Личный жизненный опыт как инструмент работы психолога

Тревога и тревожность: теория и практика

 

 

Уважаемая Светлана Леонидовна! Существует гипотеза, что нестандартное выражение гендерной роли у молодых (18−29 лет) гомо- и бисексуальных мужчин может привести к развитию тревожных расстройств и/или депрессий, что, в свою очередь, может повысить риск суицидального поведения. Считаете ли Вы, что такая связь действительно существует и, если да, то как такая гипотеза может быть обоснована?

Заранее благодарю, Елена Костерина (Бишкек, Кыргызстан
Программа "Психология", Американский Университет в Центральной Азии)

Уважаемая Елена! Я не думаю, что существует прямая связь между особенностями гендерного поведения, тревогой, депрессией и риском суицидального поведения. Полоролевое поведение традиционно предполагает более высокий уровень агрессии у мужчин и более высокий уровень тревожно-депрессивных переживаний у женщин. Между тем отмечается некоторое сближение мужского и женского полоролевого репертура: женщины все чаще демонстрируют уверенность и агрессивность, а мужчины – способность к сопереживанию, тревожность. Хотя, конечно, в целом гендерные различия все же существуют. Что же касается суицидального поведения, то оно сопряжено с повышенным уровнем депрессии, которая может отмечаться как у женщин, так и у мужчин.

Уважаемая Светлана Леонидовна! В современной академической психологии наблюдается тенденция к недооцениванию собственно психологического подхода и переоценке пользы строго научно-исследовательского (экспериментального), биологического и нейропсихологического подходов. Каково Ваше профессиональное мнение по данному поводу?

Заранее благодарю, Роман Юматов (Бишкек, Кыргызстан
Студент программы "Психология",
Ассистент преподавателя программы "Психология",
Американский Университет в Центральной Азии)

Уважаемый Роман! Как мне кажется, действительно можно говорить сегодня о чрезмерном увлечении массовыми обследованиями с применением стандартных тестовых процедур, на основании которых выводятся средние по выборке значения. За подобными средними значениями теряются индивидуальные особенности, которые собственно и представляют собой уникальную человеческую природу. Подобный среднестатистический подход представляет скорее "среднюю температуру по больнице", чем реальные психологические черты.

Я также не склонна думать, что за теми или иными биологическими, нейрофизиологическими, нейропсихологическими параметрами жестко закреплены определенные психологические черты. На мой взгляд, человеческая природа гораздо сложнее, чем перечень психологических параметров, тестируемых с помощью установленных процедур, и, конечно, гораздо сложнее, чем набор биологических характеристик.

Как жестокое обращение с ребенком может отразиться на созревании структур мозга?

Каныкей Латипова
(Американский университет в Центральной Азии,
Бишкек, Кыргызская Республика)

Уважаемая Каныкей! Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе я не встречала работ, в которых устанавливалась бы прямая связь между жестоким обращением и структурами мозга. Возможно, эта связь опосредована нейромедиаторами, какими-то еще не изученными нейрофизиологическими процессами.

Добрый день, Светлана Леонидовна! Как вы оцениваете уровень эффективности методов арт-терапии в работе с детьми с ПТСР? И если вы считаете, что эта форма работы эффективна, то какой из методов стоит использовать на ваш взгляд?

Анастасия Сластникова (Бишкек)

Уважаемая Анастасия! Вопрос об эффективности того или иного метода психотерапии – один из самых сложных в медицине и клинической психологии, поскольку существуют такие неспецифические факторы, как сочувствие, эмоциональная поддержка и т.п. Само присутствие рядом другого человека может значительно снижать уровень напряжения и тревоги. Трудно дифференцировать воздействие общих неспецифических факторов от воздействия частных, характерных для данного конкретного метода психологического воздействия. Но, мне кажется, что, поскольку игра – основной вид деятельности ребенка, действительно арт-терапия является адекватным и эффективным методом психотерапии при работе с детьми, страдающими ПТСР. Об этом говорят все известные мне публикации по данному вопросу и собственный опыт работы.

Какой метод работы с пациентами, страдающими расстройствами пищевого поведения Вы предпочитаете использовать в своей практике и почему?

Рената Мамбетова (Бишкек)

Уважаемая Рената! Нарушения пищевого поведения имеют сложную природу; до конца не понятно, какие именно соматические, психологические, социальные факторы имеют значение для их формирования. Видимо, существует несколько вариантов с разным значением и удельным весом соматических, психологических, социальных причин. Иногда это следствие неправильного воспитания, неправильного обучения пищевому поведению, иногда – следствие эмоциональных переживаний под воздействием психической травматизации, когда человек "заедает" неприятности большим количеством калорийной пищи. Психиатры считают, что нарушения пищевого поведения наиболее часто встречаются у больных шизофренией и у больных истерией. Психологи отмечают, что колебания веса – признак эмоциональной нестабильности, эмоциональных проблем. Поэтому, конечно, в каждом конкретном случае надо бы подбирать индивидуальный метод психологического воздействия. Моя собственная практика говорит мне, что проблемы питания практически всегда связаны с теми или иными эмоциональными нарушениями и поэтому требуют применения когнитивно-поведенческой терапии.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Как Вы относитесь к лечению психосоматических расстройств, используя метод биологической обратной связи? Если причина соматического расстройства кроется, например, в неврозе, то насколько экологично применять такой метод?

Беликова Жанна (Санкт-Петербург)

Уважаемая Жанна! Причина невроза – внутриличностный конфликт, который может сопровождаться соматическими симптомами. В этом случае основной метод лечения – психотерапия, с использованием разумеется и симптоматического лечения, адресованного соответствующим соматическим нарушениям. Причина психосоматического заболевания – неотреагированные негативные эмоции чрезмерно длительные или чрезмерно интенсивные, которые приводят к нарушению регуляции: вначале эти нарушения проявляются в функциональных расстройствах, а затем, через ряд промежуточных вегетативных инстанций, к формированию обменно-трофических нарушений, создающих "почву" (морфологический субстрат) для возникновения собственно соматических заболеваний. В этом случае главное внимание уделяется лечению соматического заболевания; психотерапия используется в основном в форме симптоматической терапии. Поэтому биообратная связь вполне адекватна и эффективна как метод психической саморегуляции, позволяющий нивелировать эмоциональные расстройства, сопутствующие соматической патологии.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Если контекст уровня движений в вопросе о психогенном треморе уместен, то следующий вопрос звучит так. Правильно ли я понимаю, что в первом случае, когда чашка удерживается в руке в отсутствие наблюдателей, это движение можно отнести к совершаемым на уровне "D" (уровне предметных действий), т.к. чашка удерживается с целью выпить чай. А когда чашка находится в дрожащей руке, то движение осуществляется, к примеру, на уровне "Е" (уровень движений, определяемых отвлеченным, а не предметным смыслом), т.к. чай уже интересует мало, а интересует впечатление, производимое на наблюдателя.

Беликова Жанна (Санкт-Петербург)

Уважаемая Жанна! Я думаю, Вы правы.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Я занимаюсь исследованием феномена психогенного тремора (тремор, который возникает под влиянием психологических факторов). Понятно, что к изучению этой проблемы можно подходить на разных уровнях и с разных сторон. В контексте изучения этой проблемы, в числе прочих, меня заинтересовали механизмы организации движений по Бернштейну. Известно, что одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Также, Бернштейн делает вывод, что ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. Как Вы считаете, имеет ли смысл рассматривать описываемую далее ситуацию в контексте уровней движения? Ситуация такая. Если человек держит в руках чашку с чаем, намереваясь его выпить, и находится, при этом, в одиночестве, то тремора конечностей не наблюдается. Однако, в той же ситуации, но уже под чьим-то наблюдением, чашка заметно дрожит в его руке, делая невозможным совершить глоток.

Беликова Жанна (Санкт-Петербург)

Уважаемая Жанна! Я не уверена, что концепция Н.А. Бернштейна в данном случае является адекватной методологической основой для исследования и интерпретации феномена психогенного тремора. Психогенный тремор связан с эмоциональными факторами, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с глубинными особенностями личности (разнообразными комплексами, психологическими последствиями психических травм). Н.А. Бернштейн в своей теории не учитывал ни психические травмы, ни эмоциональные переживания по их поводу.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Как Вы относитесь к гуманистическому направлению в психотерапии?

Беликова Жанна (Санкт-Петербург)

Уважаемая Жанна! В реальной каждодневной работе приходится использовать разные методы, в том числе и связанные с гуманистическим направлением в психологии и в психотерапии. Я не могу сказать, что являюсь горячим сторонником экзистенциально-гуманистического направления (предпочитаю когнитивно-поведенческую психотерапию), но некоторые техники часто использую, поскольку они работают. Мне нравятся скорее больше читать авторов этого направления (Ялома, Ясперса, Хайдеггера) для формирования у самой себя нужного для эффективной работы психического состояния. Это направление для меня скорее источник самопсихотерапии.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Как известно, существуют три основных направления в психотерапии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое. Насколько в принципе корректен вопрос о выборе одного из этих направлений в работе практикующего медицинского психолога? Какого направления в психотерапии придерживаетесь лично Вы?

Беликова Жанна (Санкт-Петербург)

Уважаемая Жанна! Выбор конкретного метода психотерапии определяется личностными особенностями клиента, спецификой предъявляемой им симптоматики, а также Вашими личностными особенностями и предпочтениями, тем, какой конкретно метод лучше всего работает в Ваших руках. Я лично предпочитаю когнитивно-поведенческую психотерапию, хотя использую техники и из других направлений тоже.

Уважаемая Светлана Леонидовна, скажите, пожалуйста, сталкивались ли Вы в своей жизни с людьми, которые абсолютно не испытывают болевых ощущений? Может быть были психологические исследования таких людей? Они психологически (личностно) как-то отличаются от обычных, нормальных людей, испытывающих боль?

Мария Костикова (Тамбов)

Уважаемая Мария! Я никогда не встречала человека, который совсем не испытывает боли. По данным литературы знаю, что болевые пороги повышены (болевая чувствительность снижена) у больных шизофренией. Некоторые пациенты с органическими заболеваниями головного мозга также могут отличаться сниженной болевой чувствительностью. Не думаю, что существуют люди, совсем не испытывающие боли. Другое дело, что существуют определенные психические состояния, например, у воинов, когда на высоте аффекта и эмоционального напряжения ("амок") крайней степени интенсивности боль не воспринимается. Такой человек может продолжать сражаться с оторванной рукой, не чувствуя боли. Разумеется, это исключительные состояния, в которых отмечается измененное состояние сознания, и, разумеется, в этот момент личностно эти люди резко отличаются от других, только они не очень доступны экспериментально-психологическому исследованию.

Уважаемая Светлана Леонидовна, скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то личностные/психологические особенности у людей, которые не хотят жить в своей стране (например, в России), а желают, мечтают и уезжают жить в другую страну, при этом не ощущая никакой ностальгии по родной стране?

Мария Костикова (Тамбов)

Уважаемая Мария! Большинство людей уезжают из России не потому что не любят ее и не скучают по ней, а потому что хотят иметь более высокие доходы, социальную защиту, реализацию своих творческих интересов. Я думаю, что все они испытывают ностальгию в большей или меньшей степени, но не думаю, что имеют какую-то специфическую структуру личности. Скорее, можно предполагать специфику социально-экономической и политической ситуации, вследствие которой эти люди уезжают из страны.

Уважаемая Светлана Леонидовна, скажите, пожалуйста, связано ли увлечение пирсингом, татуировками с аутоагрессивным поведением личности? Есть ли исследования по данному вопросу?

Елена Ознобкина (Тамбов)

Уважаемая Елена! Увлечение пирсингом и татуировками больше всего связано с влиянием моды и принадлежностью к определенным социальным группам (художники, люди творческих профессий, а также лица, принадлежащие к асоциальным группировкам). Далеко не всегда имеет место аутоагрессия. Исследований по данному вопросу я не встречала ни в отечественной, ни в зарубежной литературе.

Уважаемая Светлана Леонидовна, скажите, пожалуйста, существуют ли какие-нибудь психологические концепции виктимности? Методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андрониковой является единственной методикой, определяющей склонность личности к виктимному поведению? (имеются ли другие методики на "виктимность"?) Как соотносятся понятия "виктимность" и "виктимное поведение"? Какие отличия имеются в исследованиях виктимности в России и за рубежом? Люди, выбирающие "рискованные" профессии (например, работники службы медицины катастроф или МЧС) склонны к виктимности?

Ирина Терехова (Тамбов)

Уважаемая Ирина! Понятие виктимности возникло первоначально в криминологической литературе и традиционно исследуется в рамках этой науки. В психологию этот термин введен сравнительно недавно и каких-либо психологических теорий виктимности я в психологической литературе не встречала. Есть отдельные работы, в которых прослеживается связь виктимности с повышенным уровнем тревоги, с неустойчивой самооценкой, повышенной внушаемостью. Насколько мне известно, действительно методика исследования склонности к виктимному поведению О.О. Андрониковой является единственной методикой, определяющей склонность личности к виктимному поведению. Что же касается терминологии, то по аналогии с другими психологическими феноменами, я думаю, что виктимность – это свойство личности, которое определяется как "склонность к виктимному поведению", также как, например, агрессивность – это свойство личности, определяемое как "склонность к агрессивному поведению", а тревожность – свойство личности как склонность испытывать эмоцию тревоги. Я не думаю, что люди, выбирающие рискованные профессии, склонны к виктимному поведению, скорее, наоборот.

Уважаемая Светлана Леонидовна, какие работы можно рекомендовать практическим врачам, для более глубокого знакомства с проблемами психосоматики? С тем, чтобы в ситуациях, когда врачи задают вопросы пациентам, при ответах они могли заподозрить психосоматику, психологический фактор, который привел к заболеванию и могли рекомендовать визит к клиническому психологу?

Елена Дьячкова (Тамбов)

Уважаемая Елена! Я бы рекомендовала книгу "Психосоматический больной на приеме у врача" Любан-Плоцца, Пельдингер, Крегер (1984), монографию "Психосоматическая медицина" Франц Александер, а также работу В.Д. Тополянского и М.В. Струковской "Психосоматические расстройства" (1986).

Влияет ли рост человека на формирование его индивидуально-психологических особенностей? Какие корреляции могут прослеживаться?

Светлана Лысенко (Тамбов)

Уважаемая Светлана! Таких данных в академической науке нет. На уровне здравого смысла и в психоанализе говорят о "комплексе Наполеона": мужчина маленького роста может страдать комплексом неполноценности, который компенсируется утрированной мужественностью, властностью и суровостью.

Столкнулась с проблемой группового консультирования психосоматических пациентов в условиях стационара: неоднородность патологии, краткосрочность пребывания в больнице, лимит времени, частая смена пациентов (не успевает формироваться сплочённость группы одного состава, контролировать состав группы практически невозможно). Основные жалобы неврологической направленности, тип личности – ипохондрический. Объективные признаки заболеваний не выявляются. Исходя из особенностей рабочих условий применяю техники групповой гештальт-терапии, но, к сожалению, не всегда удаётся достичь желаемого результата. Подскажите, пожалуйста, какие краткосрочные терапевтические техники будут наиболее эффективны в подобных условиях.

Лариса Ким (Магадан)

Уважаемая Лариса! Перед Вами стоит очень сложная задача, и в какой-либо одной технике работать в этих условиях практически невозможно. Конечно, это будет интегративное направление. Я бы сочетала занятия семинарского типа с обсуждением отдельных тем (роль эмоций в происхождении психосоматических заболеваний, например) с занятиями по обучению психической саморегуляции (аутотренинг, например), с занятиями по арт-терапии (рисунок семьи, дерева, "Я и моя болезнь" с пусканием по кругу и интерпретациями всех членов группы). Поскольку в Вашей группе высокая текучесть (фактически открытая группа), то какая-либо глубинная травматичная интервенция невозможна. Лучше ориентироваться на приемы психической саморегуляции.

С какого возраста, по Вашему мнению, обоснована постановка диагноза "Расстройство личности"? (в литературе встречаются разные данные на этот счет).

Елена Дьячкова (Тамбов)

Уважаемая Елена! Мне кажется обоснованным квалификация личностного расстройства после окончания пубертатного криза, лет в 16-18.

Возможно ли полное излечение пациента с диагнозом расстройство личности?

Елена Дьячкова (Тамбов)

Уважаемая Елена! Расстройство личности – это не болезнь, а патологическое состояние. У болезни есть начало и конец, расстройство личности – это навсегда; оно может только компенсироваться или декомпенсироваться. Вылечить расстройство личности нельзя, можно компенсировать.

Каким образом Вы соотносите (может, разграничиваете) понятия "психологические ресурсы" личности и "личностные ресурсы"?

Валентина Болучевская (Волгоград)

Уважаемая Валентина! Понятие "психологические ресурсы" шире, чем понятие "личностные ресурсы", поскольку психологические ресурсы включают в себя не только личностные, но также психофизиологические параметры, интеллект, когнитивные процессы.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Очень интересно узнать, какое содержание Вы вкладываете в понятие "личность".

Валентина Болучевская (Волгоград)

Уважаемая Валентина! Личность, как я себе представляю, это "социализированный индивид", т.е. индивид, прошедший процесс социализации, или, по определению С.Л. Рубинштейна, "сумма внутренних условий, сквозь призму которых преломляются внешние воздействия". Личность – это способ презентации себя в социуме, то, как предъявляет себя человек другим людям в социальных ситуациях.

Глубокоуважаемая Светлана Леонидовна! Какте заболевания современная медицинская психология относит к "психосоматическим"?

Андреев Егор (Волгоград)

Уважаемый Егор! К психосоматическим относят заболевания, в этиологии (происхождении) и патогенезе (механизмах развития) которых ведущая роль принадлежит психологическим факторам, а именно неотреагированным эмоциям, чрезмерно длительным или чрезмерно интенсивным. Например, фактором риска для формирования психосоматических нарушений сердечно-сосудистой системы являются неотреагированные эмоции стенического круга (гнев, злость, ярость, ненависть, враждебность).


Пишите на адрес info@medpsy.ru "Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player