РУБРИКА:  ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Глубокоуважаемые гости!

 

С 1 мая 2014 по 30 апреля 2015 включительно посетители портала задавали вопросы

Назим Агазаде

доктору медицинских наук, профессору
Назиму Агазаде

Елене Молчановой

ассоциированному профессору Американского Университета Центральной Азии кандидату медицинских наук
Елене Молчановой

См. на нашем сайте публикацию учебного пособия Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях

 

 

Вопрос № 22

Уважаемая Елена Сергеевна!

В статье «Индивидуальные факторы, влияющие на тяжесть переживания травмы» описаны внутренние и внешние ресурсы, которые позволяют справиться с ситуацией угрозы. Среди первых вы выделяете «природные программы, необходимые для выживания». Хотелось бы более подробно узнать, что вы включаете в данное понятие?

Уважаемый Назим!

Вопрос № 21

Какие существуют возрастные, гендерные, кросскультурые различия в реагировании на харассмент?

Вопрос № 20

. На какие внутренние ресурсы можно сделать упор при работе с клиентом, пострадавшим от харассмента?

Журавлева Алина (Гомель, Республика Беларусь)

 

Уважаемый Назим!
Уважаемая Елена Сергеевна!

Вопрос № 19

Какие конкретные технологии и программы можно применять для профилактики эмоционального выгорания специалистов, работающих с людьми, оказавшимися в кризисных ситуациях?

Фурсова Диляра (Буденновск,
Ставропольский край)

 

Уважаемый Назим!
Уважаемая Елена Сергеевна!

Вопрос № 18

Как наиболее эффективно развивать стрессоустойчивость, используя конкретные технологии и техники? Имеет ли значение развитие стрессоустойчивости личности вне критических ситуаций для более успешного совладания со стрессом при возникновении тех или иных критических ситуаций?

Вопрос № 17

Какова взаимосвязь между посттравматическими расстройствами и психосоматическими нарушениями? С одной стороны, какими психосоматическими нарушениями может сопровождаться посттравматическое расстройство, а с другой стороны, влияет ли наличие тех или иных психосоматических нарушений, на момент возникновения кризисной ситуации, на тяжесть формирования и проявления признаков посттравматического стрессового расстройства?

Плугина Мария (Ставрополь)

 

Уважаемый Назим!
Уважаемая Елена Сергеевна!

Вопрос № 16

Существуют ли определенные индивидуально-личностные характеристики, определяющие большую подверженность личности к развитию постстрессовых расстройств (индивидуально-типологические свойства, акцентуации, типы личности и т.д.)?

Вопрос № 15

Существуют ли определенные индивидуально-личностные характеристики, определяющие большую подверженность личности к формированию харассмента?

Вопрос № 14

Существуют ли определенные этапы формирования харассмента, или его возникновение связано только с конкретной ситуацией и особенностями субъективного реагирования?

Вопрос № 13

Нужна ли работникам постоянная самодиагностика для определения ранних признаков харрасмента и получения своевременной помощи?

Эркенова Мариям (Пятигорск,
Ставропольский край)

 

Глубокоуважаемый Назим!

Вопрос № 12

Как Вы оцениваете результативность дебрифинга как процедуры, профилактирующей развитие отдаленных последствий ПТСР?

Вопрос № 11

Какова степень воздействия травматического события и скорость развития ПТСР у самих психологов, работающих в очаге массового поражения?

Николай Узлов (Березники, Пермский край)

Вопрос № 10

Глубокоуважаемые коллеги!

Как часто в вашей практике наблюдались случаи, когда переживание (прохождение) стрессовых ситуаций способствовало личностному росту (зрелости) человека?

Владислав Поповкин (Украина)

Вопрос № 9

Глубокоуважаемый Назим!

Как Вы считаете, харрасмент может быть причиной психической травмы? Или, может быть, ранее травмированная личность, своим «жертвенным» поведением стимулирует ответную реакцию окружающих?

Руслан Кадыров (Владивосток)

Вопрос № 8

Глубокоуважаемый Назим!

Прочитала Вашу статью «Дополнительные травмирующие факторы: психологическое притеснение (харассмент) на рабочем месте». И меня заинтересовал такой вопрос: Какое место занимает харассмент среди понятий: буллинг, моббинг, психологическое преследование? Чем харассмент отличается от этих понятий? Единственное отличие, которое я нашла, заключается в том, что, во-первых, харассмент является уголовно наказуемым в некоторых странах, в отличие от моббинга и буллинга; во-вторых, чаще всего это понятие используется при сексуальном домогательстве.

Светлана Бартенева (Москва)

 

Глубокоуважаемая Елена Сергеевна!

Вопрос № 7

Хотелось бы узнать Вашу позицию. Когда мы говорим о когнитивных схемах «Я-в-событии» и «Я-после-события», каковы критерии определения психологических границ события во времени? Гипотетически здесь возможны разные варианты. А в терапевтическом отношении весьма важно определить, работаем ли мы действительно с «Я-после-события», когда реакция направлена на психологически завершенное событие, либо это «Я-в-событии», где актуальным событием стало переживание после события, т.е. событие физически закончено, но психологически продолжается.

Вопрос № 6

Полностью согласен с тем, что «ярлык ПТСР превращает человека в пострадавшего и автоматически повышает вероятность быстрого формирования вторичной выгоды от болезни». В этой связи возникает несколько провокационный вопрос: на Ваш взгляд можно было бы в практике работы вообще обойтись без использования диагноза ПТСР? Если можно, то в чем заключаются позитивные эффекты использования диагноза ПТСР?

Глубокоуважаемый Назим!

Вопрос № 5

Второй вопрос. Надуманное поведение и на клиническом, и, особенно, на доклиническом уровне – весьма сложная и актуальная проблема. В особенности это относится к смешанным формам, таким, например, как описанный Вами микст обратного и делегированного надуманного поведения. Возникают различные аналогии с другими клинико-психологическими феноменами. Понимая терминологическую сложность задачи, позволю себе попросить Вас прояснить основную специфику надуманного поведения, которая определяет необходимость выделения его как самостоятельного феномена. Почему, например, не стоит ограничиваться описанием психологических защитных механизмов, а следует говорить именно о надуманном поведении?

Вопрос № 4

Согласен с Вами в том, что вопрос о первой психологической помощи в контексте границ и согласия пострадавших на её принятие действительно является одним из наиболее противоречивых. Сама ситуация первой психологической помощи как правило такова, что вопрос согласия не может быть решен привычными путями. А неизбежное «навязывание» своей помощи требует критериев оценки специалистом адекватной продолжительности вмешательства. Могли бы Вы, конечно лишь для научного обсуждения, не для прямого использования, категорично сформулировать один главный критерий корректности специалиста, оказывающего первую психологическую помощь? Точка начала помощи определяется ситуативно с достаточной отчетливостью, но когда специалист может и должен остановиться?

С уважением,
Владимир Солондаев (Ярославль)

 

Глубокоуважаемый Назим!

Вопрос № 3

Прежде всего, огромное спасибо за материал, с которым я и студенты познакомились в книге. Вопрос касается преследования в школе, в частности, какие особенности личности ребенка (младший подросток) могут влиять на то, что он станет жертвой преследования, и какие особенности личности способствуют тому, что подросток становится «преследователем». Также, если возможно, подскажите какие методы можно использовать для выявления ситуаций харрасмента в школе.

С уважением,
Надежда Клюева (Ярославль)

 

Глубокоуважаемый Назим!

Вопрос № 2

Каким образом на него (харрасмент) реагировать и есть ли пути выхода из этой ситуации?

Вопрос № 1

Как Вы считаете, харрасмент возникает независимо от поведения нового сотрудника?

Геляна Ширикинова (Москва)


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player