РУБРИКА:  КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

Понятие личности и его значение для медицины.

 

Природа личности. Человек в отличие от животного являет­ся личностью. Невозможно поэтому рассматривать человека, его поведение, его деятельность без учета его личности.

Проблемой личности занимается ряд наук: философских, об­щественно-исторических, юридических, педагогических, а также психология и психопатология.

Человек, являясь организмом и личностью, представляет сложнейший синтетический результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Когда говорят о каком-либо человеке, то обычно думают о его психологическом облике, о степени его сознательности.

Диалектико-материалистическое признание активности со­знания является утверждением активной роли личности.

Прежде чем коснуться некоторых специальных вопросов, сформулируем понимание личности в советской психологии. Лич­ность общественно обусловлена, поэтому изучение личности пред­полагает знание общественных условий ее развития. Личность является продуктом ее жизненной, т. е. общественной практики и развития организма в условиях этой практики.

Личность – это человек не только как объект, но и как субъект сознательной деятельности. Личность – это человек в целом, как сознательный общественный индивид, а не одна из сторон или психических свойств человека.

Научное познание, объяснение личности, воздействие на нее и руководство ею возможны лишь на основе указанных принци­пов.

Исследование истории жизни и анализ педагогического опыта убедительно показывают зависимость свойств человека от усло­вий жизни и воспитания. Это, конечно, никак не снимает вопроса о дальнейшем изучении роли в формировании личности наслед­ственно-биологического момента.

Огромная литература по психологии личности за рубежом, главным образом в ведущих капиталистических странах, осве­щает проблему личности существенно иначе, чем советская наука. Эта проблема поэтому является ареной острой идеоло­гической и методологической борьбы.

Литература капиталистических стран, касаясь проблемы личности, чаще всего приспособляет решение ее к господствую­щим идеологическим тенденциям своего общества. Подавляю­щее большинство авторов стоит здесь на идеалистических или эклектических, эмпирических позициях.

Из чрезвычайно многочисленных попыток эмпирического освещения проблемы за рубежом укажем на работу Allport (1937), компетентного автора, являющегося для многих зарубежных ученых до сих пор лидером в этом вопросе. Приводя 49 эм­пирических определений личности, автор дает свое,  50-е: «Лич­ность это организованная система, функционирующая как целое или единство навыков, предрасположений и чувств, которые ха­рактеризуют какого-либо члена группы, как отличающегося от других членов группы».

Нельзя не увидеть, что это определение формально, что кон­кретное, индивидуально- и общественно-историческое понима­ние в этой формуле автора отсутствует. Такое определение мо­жет, в основном, подойти для любого стадного животного; спе­циально человеческие черты, и, прежде всего сознание, в нем отсутствуют.

Особенно сказывается на учении о развитии личности в работах ряда зарубежных ученых неправильное и недоста­точное понимание взаимоотношения социального и биологи­ческого в человеке, преобладание одностороннего конституционально-биологического понимания личности, проявления расизма.

Многими авторами развитие рассматривается с ложных автогенетических позиций как выявление зародышевых склон­ностей или как созревание (Stern, Kretschmer и др.).

Наиболее односторонне и неправильно освещается пробле­ма личности в психоанализе Фрейда. Человеком, по Фрейду, управляют влечения: влечение к жизни (половое) и влечение к смерти и разрушению. Влечение к смерти в его работах кон­ца 10-х годов настоящего века им признано как определяющее. Это подлинная движущая, по Фрейду, сила, а все остальное (обстоятельства и условия жизни) представляет лишь внешние моменты, которые учитываются организмом в его влечении к половой цели (наслаждение) или к покою (смерть). Лич­ность, по Фрейду, состоит из трех систем: «оно», «я» и «сверх-я». «Оно» представляет врожденную, инстинктивную, бессознательную основу личности, фонд психической энергии, источник силы двух других систем, «истинную психическую реальность», поскольку «оно» отражает внутренний мир субъекта, не зная объективной реальности. Основа личности здесь – биологическое образование, не развивающееся, чуждое действитель­ности, разуму. «Я» представляет промежуточную инстанцию, сочетающую объективный опыт и влечения субъекта, контроли­рующую все частные психические процессы. «Сверх-я» или «идеал я» представляет, по Фрейду, усвоенные «я» с детства традиционные ценности и общественные идеалы, передаваемые ребенку его родителями, воспитателями, средой.

Неприемлемость позиции Фрейда вскрылась, как уже ука­зывалось, не только критикой ее извне, но и внутренним взры­вом этой теории, начиная от старых, отпавших от Фрейда уче­ников (Jung, Adler, Rank), и кончая так называемыми нео­фрейдистами (Sallivan, Fromm, Ghorney), хотя позиции всех этих авторов в конечном итоге мало ушли от позиций Фрейда. Неофрейдисты противопоставили фатально-инстинктивной обу­словленности развития по Фрейду попытки объяснить его культурными условиями. Однако, оставаясь на позиции инди­видуально-психологического объяснения социальных явлений, они не смогли разрешить правильно вопроса о социальной при­роде человека и, пользуясь в остальном системой понятий Фрейда, оказались реально его последователями и продолжа­телями.

В последнее время значительное распространение в капи­талистических странах Запада приобрел экзистенциализм, сре­ди многочисленных последователей которого много крупных психиатров и психотерапевтов современности (Jaspers, Binswanger, M. Bleuler, Gebsattel, Frankl).

Введя в план философского рассмотрения понятия существо­вания («экзистенции»), экзистенциализм признает первичность существования и вторичность сущности. Под существованием здесь понимается неосознанное внутреннее «бытие человека», якобы независимое от объективного мира. Специфическим для существования человека является, согласно экзистенциализму, самосознание – идея, специфичным же для человека как лич­ности является духовность, свобода и ответственность.

Для диалектического материализма существование – это бытие, развитие, в котором каждый предмет, «кусок материи», приобретает определенные изменяющиеся конкретные формы. Зародыш превращается в младенца, который, развиваясь, ста­новится личностью. Не предсуществующая сущность проявля­ется в существовании, как учит метафизика конституционализ­ма, и не существование создает сущность, как учит экзистенци­ализм, а в истории существования формируется объект и субъект с его сущностью. Для диалектического материализма то, что в мистифицированном виде называется духовностью, возникает у человека в процессе развития как идейность и является выраженной в человеке идеологией общества, класса классовом обществе).

Коренная ошибка теории персонализма, создателем которой является крупный психолог и философ Stern, также заклю­чается в том, что личность рассматривается не как продукт сложного общественно-исторического развития. Личность для персоналистов – это первичная сущность. Они отвергают при­чинное материалистическое и историческое ее понимание. Личность представляет в концепции персонализма единое целое, как это объявляется не только персонализмом, но и холизмом (Smuth) и гештальтизмом (Köhler, Koffka, Wertheimer).

Физиология высшей нервной деятельности также утверждает целостность в работе мозга. Не принцип целостности отли­чает идеалистическую метафизику от материалистической диа­лектики в этом вопросе, а иное понимание природы этого цело­го, иное разрешение проблемы целого и частей, иное понима­ние сущности и законов развития этого целого.

Структура личности. В вопросе о целом и частях в проб­леме личности большое распространение получили учения о структуре личности (Schultz, Klages, Kan, Goffman, Braun и др.).

Особенно это относится к представлениям о послойной стру­ктуре личности (Фрейд и многие другие). При этом внешним поверхностным слоем личности считались характер и идеалы, средним – темперамент и эмоции, самым глубоким – «глубин­ные» инстинктивные влечения. Конечно, такое понимание стру­ктуры личности было и механическим и метафизическим.

Другое представление связано несколько иначе с вопросом об основных компонентах личности. Известный американский психолог Cattel в своей большой работе «Личность» (1950) указывает на следующие три аспекта личности: а) интересы, б) способности, в) темперамент. Эти аспекты существенны, хотя и не полностью освещают содержание личности. С. Л. Рубинштейн (1946), исходя из историко-материалистических позиций, рассматривает личность в трех сходных планах: 1) направлен­ность (установка, интересы, потребности), 2) способности, 3) темперамент и характер.

Проблема личности в советской психологии. Советские пси­хологи (А. Г. Ковалев, В. И. Колбановский, К. И. Корнилов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) считают, что лишь рассмотрение единой в ее историко-материалистической обусловленности личности, понимание личности как единства обеспечивает раскрытие внутренней связи ее структурных компонентов. Рассматривая личность, мы характеризуем ее всесторонне: 1) ее отношения, 2) уровень, 3) психическую динамику и 4) структурные особенности. Вместе с тем, в изучении личности как прижизненного образования должен в полной мере учитываться и возрастной фактор.

В процессе развития психической деятельности реализу­ется и формируется многообразие отношений человека к действительности. Отношения человека различны соответственно сторонам действительности, процессам деятельности. Психи­ческие отношения человека это его избирательные связи с раз­личными сторонами действительности. И. П. Павлов писал, что временные связи и есть психические отношения. Отношения человека сознательны в отличие от животных, по поводу которых Маркс и Энгельс писали: «...животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к дру­гим не существует как отношение» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, 1955, стр. 29).

Отношения человека – симпатии и антипатии, интересы и потребности, оценки и идеа­лы определяют его поведение. Реакция на различные обстоя­тельства жизни обусловлена не только их объективным значе­нием, но и личным, субъективным отношением к ним человека.

Различная направленность человека, проявляющаяся в по­требностях, интересах, установках, идеалах, представляет изби­рательность его деятельности и поведения.

С вопросом об отношениях человека связан вопрос о дви­жущих силах личности, выражающихся в целях и задачах, которые ставит себе личность. Возникает вопрос об уровне за­дач и целей, ради которых человек живет и борется – руково­дит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или личного преуспевания, или человек не ставит себе отдален­ных задач и целей, стремится справиться только с подавляю­щими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных – пище­вые, половые.

Для характеристики развития личности важен характер преобладающих ее отношений, меняющихся соответственно степени или уровню развития. Низшему уровню соответствует примитивный витальный, ситуативно обусловленный характер отношений – влечений, среднему уровню соответствует преобла­дание отношений конкретно-личного характера, личной симпа­тии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений – убеждений, сознания долга, общественно-коллек­тивистических мотивов (В. Н. Мясищев, 1960).

В характеристике отношений личности наиболее сущест­венны: 1) указанные уровни отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный; 2) сравнительная роль общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми, 3) избирательно-положительный или отрицательный характер отношений к тем или иным объектам, к той или иной форме деятельности.

Ансамбль отношений в психике человека представляет си­стему, которая образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания. Как объекты окружающей действительности имеют разную значимость для человека, так и отношения представляют иерархию господствующих и подчиненных отно­шений. Эта система постоянно меняется, развивается, но посто­янно определяющую роль играют взаимоотношения между людьми, обусловленные структурой общества, т. е. в оконча­тельном итоге лежащие в его основе общественно-производ­ственные отношения и конкретные условия развития человека. Как воспитываются отдельные условные рефлексы, так воспи­танием формируются и сложные формы поведения и деятель­ности. Отношения воспитываются в условиях общения и общественной практики человека.

Развитие личности характеризуется не только уровнем отно­шений, но и уровнем ее функциональных возможностей, ее интеллекта и способностей. Сюда же относятся и такие мало освещенные в научном плане свойства личности, как ее слож­ность, тонкость, дифференцированность.

Важной стороной характеристики личности является дина­мика ее реакций. Она соответствует тому, что называется в психологии темпераментом, и с физиологической стороны было освещено И. П. Павловым как тип высшей нервной деятель­ности.

Следует подчеркнуть, что: 1) темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе и в ее интеллектуальной и идейной жизни; 2) темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности; 3) темперамент может меняться под влиянием жизненных условий; 4) темперамент неразрывно связан с особенностями эмоциональности человека.

Единство и взаимосвязь основных сторон личности характе­ризуют структуру личности. Сюда относятся: гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т. е. соотношение различных свойств психики друг с другом. Все это чаще всего называют структурно-характероло­гическими особенностями личности.

Эти особенности личности имеют важное значение для пони­мания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, прин­ципиальность, честность и им противоположные отрицательные качества. В этих свойствах как в едином узле связываются до­минирующие отношения человека, уровень его развития в целом и в отдельных сторонах, способ реализации его отношений и динамика темперамента.

Единство в структуре личности, с одной стороны, идеального и материального, с другой – общественного и индивидуального возникает в процессе исторического ее развития. Формирование человека в социальной среде определяет способы его действия, реакций и переживаний, соответствующие этой среде. Социаль­ное извне, из условий, воздействий, требований, образцов, знаний и впечатлений переходит во внутренние свойства: по­требности, привычки, требования личности к себе и к окру­жающим.

Только теория, правильно объясняющая природу общества и общественных явлений, может правильно осветить проблему развития личности.

Знание свойств личности велико для медицинской психоло­гии, так как возникновение и преодоление ряда трудностей жизни, возникновение многих болезней и их излечение связаны со свойствами личности.

Личность и болезнь. Понятие болезни в различных планах связано с проблемой личности.  Это  может   быть:  1) болезненное   изменение   личности   в   процессе   болезни;   2) деградация и распад личности в результате болезни;  3) патологическое развитие личности; 4) патологическая  реакция  личности на обстоятельства жизни, в частности, на свою болезнь; 5) роль личности в этиологии и патогенезе болезни.

Душевная  болезнь  есть  болезнь  личности – это  совершенно ясно осознали и показали С. С. Корсаков и В. М. Бехтерев (1919). Коснемся лишь некоторых сторон этого большого и сложного вопроса.

При психическом заболевании изменения личности чаще всего представляют проявление и следствие болезни мозга. Чем тяжелее болезненное состояние и болезненный процесс, тем больше изменяется, деградирует, «распадается» личность чело­века. Таков, например, распад личности при прогрессивном па­раличе, как тяжелейшем хроническом воспалительном и дегенеративно-атрофическом процессе мозга, вызываемом сифилити­ческой инфекцией.

Однако в некоторых случаях психоз возникает вследствие психических травм, т. е. тяжелых патогенных переживаний. Типичным примером этого является психогенная депрессия – угнетенное состояние, вызываемое тягостными событиями и пе­реживаниями. Неврозы – истерия, неврастения, психастения, также вызываются тяжелыми острыми или длительно действую­щими травмирующими психику обстоятельствами и пережива­ниями. Податливость личности при психических, особенно пси­хогенных, заболеваниях патогенному действию или, наоборот, выносливость и стойкость зависят и от морально-волевых ка­честв, играющих существенную роль в возникновении заболе­вания и в борьбе с ним.

Не зависят от личности, определяются внутрисоматическими, обычно неизвестными условиями эндогенные психические забо­левания. К ним относится циклофрения или маниакально-де­прессивный психоз, заключающийся в различном соотношении и чередовании состояний возбуждения и угнетения. Установ­лена связь этого психоза с особым темпераментом (циклотимическим) и типом телосложения – чаще пикническим, с измене­ниями обмена веществ, нарушенной диэнцефальной динамикой мозговой деятельности. Хотя отчетливого психогенного харак­тера эта болезнь не имеет, но категорически нельзя исключить роль в ее развитии суммации отдельных эмоциональных пе­реживаний и связанных с ними изменений био- и психоди­намики.

Тяжелое заболевание – шизофрения – представляет слож­ное соотношение сомато-неврогенного и, возможно, в какой-то мере психогенного моментов. Со времени работ Кречмера в клинике возникли понятия шизотимии как варианта нормаль­ного характера и шизоида как психопата. Правомерность этих понятий вызывает у многих сомнения. Позже возникло понятие шизоидизации. Под шизоидизацией подразумеваются наступаю­щие под влиянием жизненных условий и переживаний измене­ния личности и характера, в некотором отношении напоминаю­щие особенности, свойственные шизофреникам. И в эндоген­ных, и в психогенных заболеваниях, таким образом, играют роль особенности личности. Все изложенное указывает не толь­ко на диагностическое, терапевтическое и патогенетическое значение исследования личности при нервно-психических за­болеваниях, но и на необходимость разработки учения о лич­ности для построения подлинно научной теории этих заболе­ваний.

Психопатологические изменения, особенно тесно связанные с проблемой личности, представляют состояния так называемой деперсонализации. Явления психической деперсонализации за­ключаются в том, что личность сознает себя или отдельные сто­роны своей деятельности и личности иными, не такими, какими они были прежде, а измененными. Иногда обнаруживается трудно представляемое здоровым уже упоминавшееся «раз­двоение личности» или «двойная личность», или даже «множе­ственная личность», иногда и вся действительность представ­ляется измененной (явление дереализации). Различные относя­щиеся сюда состояния описаны за рубежом Azam, Bourru et Burot, Binet, Pick, Poetzl и др., а у нас В. М. Бехтеревым,  Р. Я. Голант, М, О. Гуревичем, А. А. Меграбяном, Р. И. Мееровичем и др.

Опыт войн показал, что лица, перенесшие алиментарную дистрофию и гиповитаминозы, часто обнаруживали расстрой­ства схемы тела. При этом болезненный процесс, вызванный витаминно-обменными нарушениями, изменяет как перифериче­ские нервы, так и центральные образования, в частности в диэнцефальной области.

При нарушении психического развития, вызванном органи­ческим поражением мозга, все стороны личности страдают, но центральным моментом является задержка умственного разви­тия или снижение интеллекта, связанная с этим элементарность всех процессов психической деятельности. Главной формой этой группы является олигофрения.

Важную часть обсуждаемого вопроса представляет патоло­гия развития личности, называемая психопатией, а также пато­логические реакции и развитие в форме неврозов.

Психопатии. Психопатии представляют область, погранич­ную между психическим здоровьем и психической болезнью. Характеризуя психопатию как аномалию личности, авторы этого в общем плане верного определения занимают правильную или неправильную позицию в зависимости от понимания ими лич­ности.

Наиболее приемлемое определение   психопатии   дали П. Б. Ганнушкин и В. А. Гиляровский, согласно которым пси­хопатия представляет патологическое развитие личности, обра­зовавшееся под влиянием неблагоприятных внешних моментов на почве прирожденных ее особенностей.

Разнообразие психопатий и различия в их понимании поро­дили многочисленные классификации типов психопатии. Так, Крепелин предложил внешне описательную типологию, осно­ванную по преимуществу на преобладающих психологических чертах и построенную не по единому принципу. Описанные им возбудимые, неустойчивые, импульсные психопаты отличаются элементарными характерологическими симптомами. Наоборот, эксцентричные характеризуются сложным синдромом. Такие типы, как лгуны и обманщики, определяются по признакам со­циального поведения и представляют сложный социально-пато­логический комплекс симптомов.

У Schneider большинство групп психопатов определяется отдельными психологическими симптомами – гипертимные, де­прессивные, неустойчивые, а две группы – сложными характерологическими образованиями – неуверенные в себе и ищущие признания.

Роль социального момента, отразившаяся в группах Крепелина, не только говорит о социально неполноценном поведении психопатов, но и о том, что критерий антисоциальности в бур­жуазном обществе тенденциозно распространяется и на рево­люционных борцов, которых представители буржуазной науки относят к психопатам –  «врагам общества».

Классификация Kahn (1928) построена на клинико-психологических критериях.

Kahn выделяет 16 групп – нервозные, боязливые, чувстви­тельные, обсессивные, возбудимые, гипертимные, депрессивные, с лабильным настроением, эмоционально холодные, слабоволь­ные, одержимые влечением, сексуально-извращенные, истериче­ские, фантасты, скрытные, чудаки. Это скорее номенклатура, выделение психопатий по чрезмерной выраженности или недо­статочности того или иного характерологического признака.

Такое выделение полезно, так как указывает на ряд важных сторон личности, но оно недостаточно, так как представляет внешний, не связанный с внутренними условиями генеза пере­чень свойств. Психологические особенности этих групп связаны с доминирующим свойством, отраженным в названии. Однако ни одно из свойств не может определить характера личности в целом. Развитие патологического характера психопатов еще мало изучено и представляет задачу клинической психологии и психопатологии в будущем.

Советская психиатрия учитывает огромную роль прижизнен­ных социальных моментов в генезе всякой болезни, в том числе психопатии, хотя вопрос о соотношении врожденного и приоб­ретенного в личности психопата еще недостаточно разработан.

Черты психопата прямо не выводятся из врожденных осо­бенностей нервной системы, а представляют болезненный про­дукт опыта, новообразования, возникшие под влиянием неблагоприятных условий жизни, а задача заключается в том, чтобы выяснить, какова первичная основа и как из нее образуется патологический фенотип. Эта задача еще подлежит решению.

Психопатия, как справедливо показал П. Б. Ганнушкин, представляет не фатально стойкий и неизменный комплекс свойств, а имеет динамику развития. Роль внешних условий в развитии психопатий столь велика, что психопатические особен­ности личности не только формируются, но могут и создаваться этими условиями, как показал, в частности, Е. К. Краснушкин. Психопатические особенности имеют физиологическую почву, но неправильно рассматривать их как простое заострение черт нормального типа высшей нервной деятельности, правильно ее рассматривать как патологическое формирование этих особен­ностей нервной системы, на что справедливо указал О. В. Кербиков (1952).

Ряд авторов (А. Г. Иванов-Смоленский, Е. А. Попов, О. В. Кербиков, И. Ф. Случевский) стремится представить па­тофизиологическую характеристику психопатий, опираясь на павловское учение о типах высшей нервной деятельности. И. Ф. Случевский выделяет следующие основные виды психо­патических личностей: сильные неуравновешенные с преоблада­нием второй сигнальной системы и инертности (параноики, кверулянты, патологические ревнивцы); сильные неуравнове­шенные с выраженной подвижностью гипертимно-циркулярные (маниакальные и депрессивные); со слабым типом нервной си­стемы (психастеники, парабулики, чудаки, истерические, ипо­хондрические психопаты).

Нельзя не указать на то, что большинство авторов рассма­тривает психопатию как патологию личности, выражающуюся в аномалии характера.

В психологической характеристике психопатии можно ука­зать прежде всего на общий реактивно-динамический фон – астенический, лабильный, стенический с недостатком самоконтроля, обычно объясняемый слабостью внутреннего торможе­ния, или фон чрезмерного торможения внешних реакций. Но и в этом плане надо видеть не просто конституционально-биологическую почву, но и прямой продукт отрицательных жизнен­ных и воспитательных влияний.

Вторым моментом являются структурные характерологиче­ские особенности личности, выражающиеся в диспропорциях свойств, в раздвоении, гипертрофии некоторых свойств, напри­мер сензитивности, или в недостаточности других свойств, на­пример, волевого контроля и импульсивности. Наивной и явно необоснованной представляется попытка «объяснения» таких аномалий (Hoffmann), как проявления «зародышевой вражды», т. е. противоречий внутри зародыша. Нужно и можно в кон­кретном анализе установить, что возникает в истории развития взаимоотношений данного лица с другими и как формируются перечисленные и другие психопатические черты характера.

Третьим моментом является направленность личности, которая при психопатиях имеет утрированно эгоцентрический индивидуалистический характер. Такая направленность вытекает не только из того, что конфликт личности с окружающими людьми гипертрофирует личные тенденции, а из того, главным образом, что формированию общественно-полноценных качеств препятствует отсутствие правильных воспитательных влияний. Их противоречивость и непоследовательность, а иногда жесто­кость, создают тем более выраженные агрессивные и эгоисти­ческие тенденции, чем грубее были и длительнее действовали эти дефекты условий воспитания.

Нарушения интеллектуального уровня и богатства личности, как известно, неспецифичны для психопата.

Представляется важной дальнейшая разработка вопроса о специфически человеческой типологии на основе павловского понимания и общественно-исторического подхода, который, рас­сматривая свойства человека как продукт временных связей, объясняет качества человека историей его развития, общест­венными условиями и событиями жизни. Это,  прежде всего, надо учесть при объяснении недочетов социального поведения, сексуальных, а также некоторых других дефектов психо­патов.

Картина психопатии тем более тяжела, чем неблагоприятнее пренатальные и ранние постнатальные условия. Эта комбина­ция влияния предрасположения и условий важна не только для психиатрии, но и как общемедицинская и психологическая про­блема сочетания в болезни эндогенных свойств организма и отрицательных влияний среды. Правильный анализ должен рас­крывать сложную диалектику перехода внешнего влияния во внутреннее качество.

Так, врожденная повышенная возбудимость при столкнове­нии с теми или другими трудностями жизни усиливается, на­капливаются следы отрицательных реакций, в свою очередь повышающие возбудимость. Самозащитная боязливость, накап­ливаясь в печальном неблагоприятном для нее опыте жизни, формирует патологически робкий, подавленный характер. Среди заслуживающих внимания концепций некоторых ученых капи­талистических стран, пытающихся в своих исследованиях при­близиться к павловскому пониманию психопатологических фак­тов, можно отметить предложенную Mowrer (1950) концепцию развития фобической личности. Эта концепция противопостав­ляется автором психоаналитическому пониманию происхожде­ния страхов из врожденного бессознательного. Благоприятные условия воспитания содействуют компенсации прирожденных недостатков, неблагоприятные – их заострению и образованию новых дефектов.

Теоретические представления и клиническое наблюдение го­ворят о значительных возможностях перевоспитания психопата и положительной роли психотерапии психопатов.

Большой опыт лечебно-воспитательных учреждений для психопатов был удачно описан у нас В. П. Кащенко (1912). Коррекция и компенсация психопатических черт характера воз­можна, хотя трудна тем более, чем позднее эту задачу пытают­ся решить.

Блестящий опыт А. С. Макаренко, перевоспитавшего не толь­ко педагогически запущенных детей и подростков, но и детей с чертами патологических уклонений, показывает широкие воз­можности психоортопедической практики.

Неврозы как реакции и как нарушения развития личности. Близкой к проблеме психопатии является проблема неврозов, представляющих психогенные нарушения личности и высшей нервной деятельности.

Физиологический механизм невроза, как показал И. П. Пав­лов, заключается в «срыве» нервной деятельности, вызванном сшибкой возбудительного и тормозного процесса. Этот общий физиологический механизм свойствен и животным. Но кли­ника и практика требуют содержательного объяснения того, что возбуждает и что тормозит, почему возбуждает и почему тормозит во многообразии и сложности условий жизни человека, в чем именно выражается возбуждение и торможение. Это можно понять только на основе исследования истории развития личности и ее связей с действительностью, ее отношений к раз­личным сторонам действительности, жизненная важность кото­рых для личности может объяснить болезненную силу пережи­ваний и реакций и патогенное их действие.

Мы знаем, что такие психические травмы, как смерть близ­кого человека, измена супруга, раздоры в семье, неудачи в работе, несправедливое осуждение, клевета, оскорбления, по­теря средств существования, разнообразные конфликты с людьми и с самим собой, являясь психической травмой, вместе с тем могут вызывать или не вызывать невроз. Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее нестойкостью и неспособностью правильной переработки событий и впечатлений и трудностей действительности. И здоровая лич­ность под влиянием травмирующих условий, ослабляющих мо­ментов, может приобретать временные или преходящие пато­логические черты. Возрастающее количество раздражающих или подавляющих влияний вызывает качественные изменения реактивности человека, которая при этом приобретает черты невротического характера. Отрицательные воздействия, идущие с раннего детства, являются источником невроза развития. Так, психастенический характер формируется на основе соответ­ствующего типа нервной системы под влиянием подавляющих с детства воздействий. Истерический характер часто возникает на основе чрезмерного внимания, безотказного удовлетворения и незаслуженно высокой оценки. Отсюда вытекает большая воспитательно-профилактическая роль врача.

На основании изучения анамнеза больных неврозом наши (В. Н. Мясищев) сотрудники Р. А. Зачепицкий и Е. К. Яков­лева в последнее время осветили вопрос о дефектах воспита­ния, формирующего особенности личности, предрасполагающие к развитию различных форм неврозов в неблагоприятных усло­виях. Знание этих особенностей является необходимым условием патогенетически обоснованной психотерапии.

Психотерапия больных неврозами имеет задачей, прежде всего, изменение личности больного в смысле переделки его от­ношений и некоторых черт характера. Больные, преодолевая свое болезненное состояние, говорят, что после лечения они стали иначе относиться к тем вопросам, которые раньше вызы­вали у них болезненную реакцию. Так устраняется претенциоз­ность истерика, болезненная нерешительность и застенчивость психастеника.

Изложенное тем более важно, что существуют такие формы психотических бредовых состояний, в которых выступает на пер­вый план, так же как при психопатии, не болезненный процесс или болезненная реакция, а патологическое развитие личности.

Сюда относится паранойя, включая «сензитивный бред отноше­ния», а также сутяжное помешательство и некоторые формы бреда ревности. Понимание патогенеза этих состояний, так же как и психопатий и неврозов развития, предполагает разра­ботку с правильных позиций учения о личности и формирова­нии ее болезненно нарушенных отношений к различным сторо­нам действительности, особенно к людям и к себе самому.

Таким образом, в патологических формах психического раз­вития и в психогенных заболеваниях явственно сказывается роль личности. Личность с ее особенностями здесь проявляется как в болезни, так и в особенностях ее патогенеза.

Не касаясь здесь специально психозов, укажем лишь, что в развитии и образовании болезненных симптомов (в так назы­ваемой патопластике) отмечалась значительная роль личности, хотя этот вопрос недостаточно изучался. Если в состоянии ост­рого психоза черты преморбидной личности утрачиваются и как будто не играют заметной роли в его течении, то все же знание этих черт личности и при этих состояниях существенно, так как степень изменения – распада или сохранности личности – су­щественна для оценки тяжести и прогноза заболевания. По миновании острого периода, в дефектной стадии или в стадии восстановления, при патологической задержке развития важно знание личности и ее болезненных особенностей с медико-педа­гогической точки зрения, т. е. в плане руководства больным в целях приспособления и компенсации дефекта.

В периоде выздоровления личность начинает восстанавли­ваться и все большее значение в этом процессе приобретают положительные или отрицательные черты личности и особенно­сти ее реакций на окружающее.

Было бы ошибкой думать, что знание личности больного имеет значение только для психиатров. Как известно, теория нервизма у классиков русской медицины и воззрения современ­ной советской медицины объясняют динамику заболеваний с позиций центрально-нервных влияний и включает механизмы корковой условнорефлекторной деятельности. Каждое заболе­вание, особенно, чем оно длительнее и тяжелее, вызывает болез­ненную реакцию личности заболевшего. Эта вторичная психи­ческая реакция проявляется тревожной мнительностью и угне­тением. Иногда она в большей степени определяет декомпенса­цию, чем первичная болезнь. Наоборот, стойкость личности в борьбе с болезнью содействует рекомпенсации.

Ряд зарубежных авторов, учитывая роль личности и психики в болезни, не обнаруживают правильного ее понимания и оцен­ки. Это происходит потому, что получившее большое распро­странение в медицине капиталистических стран психосоматическое направление с момента его возникновения и до последнего времени, в основном, опиралось на фрейдизм, который не может служить теоретической основой ни для учения о неврозах и психопатиях, ни для общей медицины.

Исследование личности. Чем сложнее объект, тем труднее его исследование. Это полностью применимо к личности. Изу­чать личность значит не только узнать ее уровень развития, но и охарактеризовать индивидуальность. Основным методом индивидуального (индиографическогоAllport) изучения яв­ляется история жизни, психография (Stern) или психобиогра­фия (Kretschmer). Личность не только формируется в истории жизни, но и проявляется в ней. Однако это основанное на исто­рии описание, представляя качественную характеристику лич­ности, требует объективно измерительного дополнения. Функ­циональный аспект личности выявляется экспериментально-пси­хологическим исследованием. Динамическая сторона личности тесно связана с темпераментом, характеризующимся скоростью и силой реакций и выразительностью мимико-соматических про­явлений. Аналитический подход к исследованиям этих сторон наиболее полно и отчетливо показан в работах Б. М. Теплова и его сотрудников.

Ряд авторов предлагал для характеристики личности си­стему экспериментальных приемов.

В дополнение к тому, что говорилось об этих приемах, ука­жем, что особенности числового и графического выражения результатов экспериментально-психологического исследования позволили установить как нормальные, так и значимые в об­ласти медицинской психологии варианты. Так называемые прожективные методы, к которым относят и метод ассоциаций, и метод пятен Роршаха, и метод картин (наиболее распространен тематический апперцептивный тест – ТАТ – Murray), в значи­тельной степени отразили влияние психоанализа. Для исполь­зования их у нас требуется соответствующий пересмотр и соз­дание приемлемых модификаций.

Естественный эксперимент А. Ф. Лазурского имеет не толь­ко преимущества при изучении здорового или больного, ре­бенка или взрослого в естественной обстановке, но вместе с тем дает возможность графического изображения особенностей лич­ности исследуемого.

Личность, гигиена и профилактика. Как известно, советская медицина имеет профилактический характер, а профилактика неразрывно связана с гигиеной. Легко понять, что формирова­ние нормальной личности с положительной общественно-трудо­вой целеустремленностью, стойкой, выносливой, владеющей со­бой является основой нервно-психической гигиены и профилак­тики.

Конечно, психогигиена и психопрофилактика не исчерпы­вается формированием здоровой личности. Возникают вопросы рациональной организации умственного и физического труда школьного и производственного обучения, производственной и бытовой гигиены. Во всех этих, как и других, вопросах гигиены и профилактики мероприятия по охране здоровья должны учитывать задачи формирования здоровой личности.

Достаточно известно оздоровляющее значение труда. Вме­сте с тем труд представляет процесс, к которому в зависимости от воспитания и условий жизни и самого характера работы мо­жет возникнуть разное отношение: положительное или отрица­тельное, спокойное и уверенное, радостное или тревожно-мни­тельное, болезненно-неуверенное.

В процессе труда люди взаимодействуют друг с другом. Но даже при нормальных общественных условиях может обнару­живаться неправильное поведение по отношению к товарищам по труду, начальникам и подчиненным, вызывающее справед­ливые нарекания, взыскания. Иногда проявляется обидчивость, претенциозность, упрямство, возникают конфликты с членами коллектива. Человек может не справляться с работой. В связи с каждым из этих моментов могут складываться трудные и патогенные ситуации. Для преодоления трудностей и неприятно­стей, возникающих в работе, необходимо самообладание, вы­носливость, самокритика, ответственное отношение к задаче, к коллективу, к учреждению, в котором человек работает. То же относится к режиму жизни и ко всем ее обстоятельствам.

В вопросе отношения человека к своему здоровью речь идет не только о разумном или небрежном, легкомысленном или ипохондрически-мнительном отношении, но и о более высоких уровнях мотивации этого отношения. Бережное отношение к здоровью своему и других является также выражением обще­ственной сознательности, так как здоровье человека представ­ляет не только личное достояние, но и общественную ценность. Формирование этого уровня сознательного отношения к здо­ровью является задачей санитарной пропаганды и воспитания.

Значительное место в вопросах психической гигиены и про­филактики играет забота о соматическом здоровье. Нельзя не указать на важное значение психики и свойств личности в пре­дупреждении соматических заболеваний и укреплении физиче­ского здоровья. Хорошо, например, известно, что развитие та­кого соматического заболевания, как гипертоническая болезнь, связано с нервно-психическим напряжением. Но возникновение перенапряжения и фиксация его в значительной степени зависят от свойств личности, от взаимоотношений человека с другими людьми, от умения находить рациональный выход при затруд­нениях, от самообладания.

Реальная критическая и самокритическая оценка обстоя­тельств жизни и связанных с ними трудностей имеет первосте­пенное значение в предупреждении не только неврозов, но и ряда соматических заболеваний.

Велико значение физической культуры для соматического и нервно-психического здоровья. Но для занятия физкультурой нужно усилие, а это последнее требует соответствующих свойств личности – сознательного отношения, внутренней организован­ности, способности к усилию, настойчивости, целеустремлен­ности. Здесь проблема здоровой психики выходит за пределы клиники, а здоровье тела неразрывно соединяется с проблемой здоровья духа.

Правильное понимание личности заключается в том, чтобы видеть целое в частях, различать внешнее и внутреннее в их единстве, чтобы преодолеть односторонность теории, видящей в человеке только биологическое, конституционное, врожден­ное или только приобретенное, или эклектически смешиваю­щей эти моменты. Это позволяет правильно подойти к обоснова­нию методов воздействия на человека и в медицинском и в социально-педагогическом плане.

Учитывая общественную обусловленность развития человека и его личности легко понять, что общественные отношения опре­деляют конкретные взаимоотношения людей и каждой отдель­ной личности. Отсюда ясно, что лишь справедливый социаль­ный строй может обеспечить развитие здоровой нормальной личности. Развернутое строительство коммунизма направлено на формирование коммунистических отношений людей, на пол­ное удовлетворение культурных и материальных потребностей человека. «В период перехода к коммунизму возрастают воз­можности воспитания нового человека, гармонически сочетаю­щего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физиче­ское совершенство» (Программа Коммунистической партии Советского Союза. (Принята XXII съездом КПСС). М. Госполитиздат. 1961, 120-121).

В осуществлении этих социальных, педа­гогических и гигиенических задач в раннем детстве, в школе, в юности, в производственной деятельности и даже в процессе увядания человека важно участие врача, который для этой цели должен быть психологически образованным». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 74-90)

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player