РУБРИКА:  КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

   «Речь» (начало)

 

Речь – язык – психика. Расширение знаний врача в области патологии речи и ее нарушений имеет весьма большое значение. До сих пор у нас больные с расстройствами речи или неправильным ее развитием не получают в ряде случаев необ­ходимой медицинской помощи из-за недостаточной подготов­ленности врача.

Клинические материалы работы Brocá и Vernike и многих других исследователей дали возможность достаточно точно описать разделы мозга, наиболее важные для речи. Отметим особо интересные данные, полученные Penfild и Rasmussen, убедительно показавшие, что крик связан с участками коры мозга, лежащими вне речевой зоны. Этим самым установлена различная анатомо-физиологическая основа речи и крика, иначе говоря, вокализации.

Речь – специфически человеческая форма деятельности, ис­пользующая средства языка. Язык строится народом на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к этому народу, а также отчасти под «влиянием» языков и речи других народов. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. Ребенок овладевает речью сначала как бы стихийно, а в дальнейшем в процесс речевого развития все более вносится сознательный момент: ребенок научается читать, писать, изучает грамматику, законы строения речи. На всех стадиях развития речи у ребенка весьма велика роль влияния взрослых (родителей, педагогов). В процессе речевого общения речь приобретает важнейшее значение для развития сознания, мышления, всей психической деятельности. К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее так же и для меня самого, действенное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 3, 1955, стр. 29).

.Используя язык в целях общения, люди развивают свое мышление. Отвлеченное мышление невозможно без участия речи. Речь едина с мышлением, хотя и не может быть отождествлена с ним.

Речь постоянно взаимодействует с анализаторами первой сигнальной системы и оказывает влияние на все сенсорные про­цессы, на всю психическую жизнь человека в целом.

Если остановиться хотя бы на процессе называния воспри­нимаемого объекта, то нельзя не увидеть, что он связан с осмысливанием восприятия, с сознательностью его, со специфи­чески человеческим характером восприятия. Это очеловечивание сенсорики человека органически связано с речью и словом.

Требования общественного бытия человека и возможности его организма привели к тому, что в норме основной формой речевого общения людей стала именно звуковая речь.

Жесты и мимика. В патологических условиях отсутствия слуха (у глухонемых) наблюдается жестовая речь. Вместе с тем, жесты и мимика (выразительные движения лицевых мышц) в той или иной мере включаются в звуковую речь здоровых людей, выполняя внутри нее существенные функции. Они могут усиливать эмоциональную выразительность речи, иногда могут заменить слово, подчеркнуть или даже раскрыть его значение, взять на себя функции указания и пр. В отличие от слова ми­мика и жесты в известной мере уже включены в инстинктивное поведение некоторых животных, особенно человекоподобных обезьян (выразительные движения). Но у человека они приобретают существенно иной характер, определяемый главным образом общественной жизнью, связью с трудом и речью; у человека они могут быть как произвольными, так и непроиз­вольными. В патологии нередко возникает нарушение мимики, в частности, в виде амимии и гипомимии (отсутствие или обеднение мимики), а иногда – гипермимии. Могут возникать и различные нарушения жестикуляции.

Звуки речи. У животных также отмечаются возможности издавать звуки, побуждающие других особей того же вида к той или иной форме поведения, определенным образом на них   воздействующие. Последнее в какой-то мере сближает эти звуки животных с звуками речи. Но такие звуки у животных пере­даются по наследству, являются инстинктивными. Некоторые птицы способны в какой-то мере в результате подражания  или специальной дрессуры имитировать звуки человеческой речи; но такие звуки у животных не имеют значения для их жизни, не служат для общения их друг с другом.

Дети в раннем, доречевом периоде развития также издают речеподобные звуки. Но эти звуки сначала имеют лишь биологическую природу; они одинаковы у детей всех народов и не определяются языком, на котором говорят окружающие. Этим звукам ребенка никто не обучал; он их воспроизводит без цели и лишь непроизвольно выражает свое состояние. В доречевых звуках ребенка преобладают те, произвольный механизм которых наиболее близок к механизму сосания и глотания. При всем отличии звуков речи от доречевых звуков ребенка эти звуки, лепет ребенка, образуют основу для возникновения первых слов. Не случайно первые слова: «мама», «папа», «баба» сходны в различных языках. В дальнейшем ребенок овладевает специфическими звуками речи, звуками, присущими языку окружающих его людей, фонемами родного языка. В фонеме звуки объединяются с значением. Следует отметить, что для правильного развития речи у ребенка имеет большое значение обращение взрослых с речью к ребенку уже со стадии лепета – предшественника речи. Недостаточность такого влияния речи взрослых может задержать развитие речи и у здорового ребенка.

Фонемами в языкознании называют звуковые единицы языка, из которых составляются морфемы – минимальные элементы слова, выражающие то или иное понятие, например, ко­рень слова. Фонема не обязательно совпадает со звуком речи. Она может состоять и не из одного звука. Набор фонем в различных языках в той или иной мере различен. Различие фонем в различных словах одного языка определяет различие их значений. Укажем, в виде примера, на различие слов «код» и «кот» или «дом» и «том».

В процессе овладения родным языком фонемы образуют у человека прочные стереотипы. Это определяет в ряде случаев трудности, большие для взрослых, правильного произношения при изучении нового языка с непривычным фонематическим строением. Иногда в патологии нарушение фонематического анализа делает речь больного похожей на речь иностранца, плохо знающего язык, на котором он говорит.

Звуки речи различаются: 1) по их высоте или частоте колебаний, определяющих эту высоту; 2) по силе звука или по амплитуде звуковых волн; 3) по длительности звучания.

Голос. Речь обычно произносится голосом, доступным для слуха, но иногда человек использует беззвучную или шепотную речь. У некоторых больных болезнь изменяет голосовую сторону речи, ее звучность. У других больных переход на беззвучную, полностью или частично, речь вызывается заболеванием периферических органов речи.

Иногда же временная потеря голоса возникает на почве функциональных нарушений нервной системы. Это бывает особенно часто при истерии. Эти расстройства речи называют афониями. Чаще всего психогенные афонии возникают у людей, для которых громкая речь является одним из важнейших моментов в профессиональной деятельности. Афония при этом бывает связана иногда с переутомлением и возможно, представляет, до какой-то степени, реакцию защитного характера (без осознания этого больным).

Тембр. При звучании речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмо­циональной окрашенности. Для врача улавливание тембра речи больных может иметь существенное значение. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно меняются, например, при отдельных эндокринных заболеваниях.

Весьма важно бывает различать звуки речи по положениям, которые принимают периферические органы речи в процессе звукопроизношения (артикуляция). У ребенка в начальном периоде развития речи еще неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к неправильности произноше­ния – к физиологическому косноязычию. После 4 лет косноязы­чие уже обычно считается патологическим и тогда требуется выяснение причин такой задержки развития речи и обеспечение лечебной педагогической помощи (логопедия лечебная педа­гогика при расстройствах речи). При различного рода пораже­ниях центральной нервной системы могут возникать нарушения артикуляции в виде дизартрии.

Смысловая сторона речи. Каждое слово имеет значение. Значения слов строятся в процессе исторического развития. Слово на различных этапах исторического развития может иметь существенно различные значения и смысл.

Наука языкознания установила, что на относительно более низком уровне развития языка в нем имеется много слов для обозначения предметов и явлений, которые в современных язы­ках обозначаются одним словом. В языке саами, например, имеется 41 слово для обозначения снега в разных его видах, положениях и соотношениях (тающий снег, нетающий снег и пр.). Слово здесь еще недостаточно абстрагировалось от частных признаков обозначаемых им предметов или явлений, т. е. недостаточно последние обобщает.

По иному, но в какой-то мере сходно строится значение слова у ребенка. Наряду с неспособностью освоения значения в его подлинном для окружающих ребенка людей объеме, у  ребенка на ранней стадии речевого развития в речи отмечается отнесение слова к одному отдельному предмету или явлению; «чашка» – именно эта, а не другая чашка. Потом так называются разные такие же чашки. Слово нередко относится детьми к предметам и явлениям, связанным между собой лишь внешней, несущественной связью. Так, ребенок может одина­ково называть шубу и кошку – то и другое пушистое.

При некоторых патологических состояниях значение слов – семантическая сторона речи – может быть нарушена. Например, больная шизофренией может назвать больную, лежащую на стоящей рядом кровати, «койкой» (кровать – койка, лежащая на кровати больная – также койка). Вместо понятийного обоб­щения, здесь имеет место обобщение в слове предметов по об­щей ситуации, в которой они предстают.

Смысловая сторона речи находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в ко­торую слово в данный момент включено. Для смысла речи имеют большое значение строение фразы, ударения и акценты» интонации, грамматическая конструкция слова и фразы и др. Смысловая сторона речи требует единства речевого процесса. Каждый отрезок речевого процесса в норме должен иметь еди­ную направленность, соответствующую задаче.

Значительный интерес представляет в этом плане речь во сне и в дремотном состоянии, в которой резко может выступить нарушение этих качеств речи. Приведем из накопленных нами образцов такой речи сообщенную одним взрослым здоровым. человеком фразу, которая была ярко представлена в его вну­тренней речи в момент пробуждения от сна: «на почве мотыки вырастают мотыли». Связь этой фразы ни с его сновидением, ни с интересами нельзя было обнаружить. Характерно здесь новообразование слова («мотыка»), и связь его по форме с сло­вом «мотыли», внешне формальная без выраженного смысла при грамматической сохранности. У больных смысловое един­ство слов нередко нарушается в различной форме (бессвязная речь, разорванная речь и т. д.).

Развитие речи. Развитие речи у отдельного человека – процесс весьма длительный. Ребенок начинает правильно реагиро­вать на речь раньше, чем начинает пользоваться громкой речью в общении с окружающими. Развитие речи у ребенка зависит от состояния его центральной нервной системы и периферических органов, которые должны участвовать в речевой функции (нарушения речи при расщелинах нёба и др.). Весьма важную роль здесь играют анализаторы: кинестетический, слуховой и зрительный. Не только у глухих детей, но и у детей со значительно пониженным слухом (Р.М. Боскис, А.В. Нейман и др.) речь вовсе не развивается или развивается неправильно; без специального вмешательства логопедов (педагоги, специа­лизировавшиеся в устранении недостатков речи педагогиче­скими приемами).

Само собой разумеется, что развитие речи зависит от среды, в которой растет ребенок, от качественных и количественных сторон речи окружающих; от того, обращаются ли они с речью к ребенку, от их словаря, дикции, выразительности их речи. При запоздалом развитии речи врач должен возможно раньше выяснить его причины, чтобы принять соответствующие меры. Примерно, к 18 месяцам в норме ребенок владеет 10–20 (не менее) словами, которые он правильно применяет. Van Ripper, проведя большое исследование, установил, что если ребенок до возраста 30 месяцев не способен строить фразу из двух слов, следует подозревать патологию развития и обращаться к врачу. К четырем годам ребенок овладевает большим словарем. Последний при благоприятных общих условиях доходит до 1000 и более слов. Недостаточный при благоприятной среде словарь ребенка должен привлечь к себе внимание врача. Особенно бедным оказывается словарь при олигофрении на уровне имбецильности, и тем более при идиотии, при которой он вообще не превышает нескольких слов.

Экспрессивная речь – это речь, произносимая вслух. Она, как правило, является речью коммуникативной, т. е. служащей целям общения. Речь здорового человека приспособлена к разным формам общения.

Но вместе с тем развитие общения, потребность в общении образуют условия развития и речи. При некоторых заболева­ниях нарушение речи не может быть оторвано от нарушения системы общения, потребности в нем, осознания его больным, задач, которые ставит перед собой больной в процессе общения.

Экспрессивная речь может и не прямо, а косвенно служить целям коммуникации. Примером такой речи можно назвать диктовку письменного сообщения, речь для записи на пишущую машинку или пленку и пр. Нередко речь, сохраняя коммуни­кативную свою сущность, одновременно воздействует на самого говорящего: иногда успокаивает его или огорчает, или возбуж­дает, иногда помогает в чем-либо убедиться и т. п.

Громкая речь, направленная лишь на самого говорящего, влияя на его действия и поведение, наблюдается у детей – эгоцентрическая детская речь.

У больных взрослых экспрессивная речь иногда бывает эго­центрической, при этом являясь особенно эмоциональной. У не­которых больных, например, при шизофрении, экспрессивная речь может быть обращена к галлюцинаторным образам.

В экспрессивной речи, в ее содержании, в темпе и ритме, в ее плавности находят выражение многие стороны личности. Одни люди говорят весьма эмоционально, другие говорят даже об очень важных для них предметах, явлениях, событиях без особых эмоций. Одни говорят лаконично, другие чрезмерно рас­пространенно. Одни в речи употребляют наиболее привычные слова и выражения, а другие преимущественно пользуются книжным языком. Особенно резко выступает «вычурность» речи у ряда больных шизофренией, иногда с образованием слов – неологизмов (вновь образованных, отсутствующих в словаре). Особенно у этих больных бывает выражено снижение потреб­ности и возможности нормального общения, уменьшение кон­такта с окружающими.

Некоторые больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или, наоборот, очень медленно. Речь у больных с син­дромом паркинсонизма бывает замедленной, прерывистой, неритмичной. Этого рода клинические наблюдения говорят о роли подкорковых образований в регулировании темпа и ритма речи. Здесь играют роль изменения тонуса артикуляционных мышц (Mitrinowicez-Modrzejewska). Эпилептики часто говорят особенно обстоятельно, и это соответствует тем изменениям личности, которые внесла болезнь.

В норме речь строится слитно, насколько этого требует смысл того, что говорят. Речь в связи с этим у здорового чело­века отличается плавностью. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы нормальная плавность речи нарушается. Характерным примером таких на­рушений является заикание. В основе его часто лежит наруше­ние способности и готовности к общению, страх перед слушате­лем, перед лицом, к которому нужно обратиться, боязнь плохо сказать и т. п. Некоторые ученики в основном заикаются на уроке чрезмерно строгого учителя, некоторые заикающиеся осо­бенно затрудняются говорить при незнакомых людях и пр.

Важную сторону экспрессивной речи представляет ее выра­зительность, в обеспечении которой видное место принадлежит интонации – смене ударений, акцентов, тембров и пр. Богатство интонаций – модулирование голосовых средств – зависит от особенностей личности и особенностей специального речевого обу­чения и воспитания. Дети, с которыми достаточно выразительно говорят, которым взрослые регулярно вслух выразительно чи­тают, и сами все больше приобретают способность богатой ин­тонации речи. Иногда обеднение интонаций, малая способность пользоваться для выразительности речи голосовыми средства­ми возникает при поражениях подкорковой области. Иногда оскудение интонации тесно связано с эмоциональным оскуде­нием личности, например, у больных шизофренией. Расстрой­ства речи не только психогенные, но и при энцефалите, могут сниматься при разговоре в сонном состоянии больных. Здесь, как и часто при органических заболеваниях, выступает един­ство органического и функционального.

В экспрессивной речи следует различать: отраженную речь (непосредственное повторение сказанного другим человеком), называние, вопросительную речь, ответы на вопросы, диалог, повествовательную речь.

Эти формы речи, несколько различные по своим механиз­мам, по-разному могут нарушаться у больных. Непосредствен­ное повторение слова, т. е. повторение человеком ранее ему известного слова, только что произнесенного другим лицом – форма, относительно рано возникшая в процессе развития речи и относительно редко нарушающаяся при ее патологии. Так, на­пример, заикающиеся обычно способны повторять отдельные слова и даже фразы без выраженных нарушений речи.

Процесс называния по физиологическим и психологическим своим особенностям значительно отличается от повторения. На­звать предмет можно только на основе более сложной системы связи, чем это имеет место при повторении. Но все же при не­которых заболеваниях, в зависимости от локализации пораже­ния мозга, как раз повторение более затруднено. Даже при относительно резких нарушениях речи и речевой памяти иногда отмечаются нерезко выраженные нарушения называния (на­чальный склероз сосудов головного мозга и пр.).

Вопросительная речь и участие в диалоге требуют доста­точного уровня развития речи и интеллекта и их достаточной сохранности. Большое значение имеет повествовательная речь. К повествовательной речи близки и такие формы речи, как убеждение, разъяснение. Именно в этих формах речи сказы­вается и особая одаренность личности, о которой можно гово­рить, как о речевой одаренности.

В повествовательной речи наиболее проявляются нарушения речи, даже относительно негрубые, как и уровень речевого и интеллектуального развития. В частности, здесь заслуживает внимания так называемый активный словарь. Активным слова­рем принято называть сумму тех слов, которые употребляет отдельный человек в своей речи. Активный словарь отличают от пассивного словаря – запаса слов, которые человек не упо­требляет сам, но способен понять в чужой речи. По данным ряда авторов, при нормальном развитии речи у ребенка трех лет активный словарь близок к 800 словам. Отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту в данной социальной среде, говорит об отсталости в речевом развитии. Уменьшение словаря, ранее имевшегося у больного, говорит о нарушении речи или интеллекта.

Некоторые больные становятся ограниченными в речевой инициативе. Они не могут найти, что сказать, их речь стано­вится бедной по сравнению с преморбидной их речью, они мало­активны в речи. Так нередко бывает при поражениях лобных долей мозга.

Исходя из мысли И.М. Сеченова о трудностях произноше­ния слов с чередующимся смыслом, мы (М.С. Лебединский) предлагаем больным в целях соответствующего исследования произносить попеременно названия двух одушевленных и двух неодушевленных предметов. Для ряда больных шизофренией, некоторых больных артериосклерозом сосудов головного мозга и других выполнение такого задания весьма затруднительно или невозможно. Здесь выступает и трудность переключения. Но нередко трудно просто назвать, например, ряд животных или предметов мебели, т. е. не удается воспроизвести ряд слов, относящихся к одной смысловой группе, или же в других случаях сходных по форме, например, начинающихся на одну букву. Вскрываемые при таких исследованиях нарушения рече­вой активности далеко не всегда говорят о специальном речевом нарушении с соответствующей локализацией мозгового по­ражения. Они могут быть выражением общего интеллектуального нарушения, нарушения эмоциональной и волевой сферы, памяти и пр.

Иногда в устной речи возникают элементы автоматизированной речи. Так, у некоторых здоровых людей наблюдается частое произношение слов-паразитов, не несущих никакой или почти никакой смысловой нагрузки. У некоторых больных отмечаются эхолалии, бессмысленное или почти бессмысленное повторение слов, произнесенных другим лицом, вербигерации бессмысленное повторение ранее произнесенных самим больным слов и предложений и итерации – повторение слогов. Эхолалии часто встречаются при поражениях коры головного мозга. Итерации – судорожные повторения отдельных слогов – нередко возникают при подкорковых поражениях.

Заслуживают внимания наблюдающиеся при неврозах расстройства речи – мутизм (временное полное выключение экспрессивной речи при сохранности импрессивной внутренней и письменной речи). Мутизм полный или частичный наблюдается иногда и при шизофрении, при депрессии. В последнее время рядом авторов (Scheer, Lhermitte и др.) описан синдром акинетического мутизма, возникающий при патологическом очаге в районе III и IV мозговых желудочков (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 171-179).

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player