|
РУБРИКА: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ |
«Общее понятие. Термин «эмоция» происходит от латинского слова – потрясаю, волную. Эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека.
Существенным в определении эмоций является их связь с отношением человека к окружающему и к самому себе, их значение в регуляции психических и соматических процессов.
Понятию эмоции близки понятия аффекта и чувства. Говоря об аффекте, обычно имеют в виду кратковременные и особенно сильно выраженные эмоциональные состояния. Особенно бурно выраженные аффективные состояния могут так глубоко временно нарушить психические процессы и поведение человека, что о них справедливо говорят, как о патологических аффектах. Понятие «чувство» обычно применяется к более устойчивым эмоциям. Так принято говорить о чувствах любви, ненависти. На фоне чувства, например любви, могут сменяться различные эмоции: печаль, радость и др. Иногда говорят о витальных чувствах, относя к ним страх смерти, иногда переживания собственного здоровья или болезни. Близки к эмоциям состояния психики, обычно называемые настроениями.
Виды эмоций. Эмоции проявляются в трех видах: 1) как острые эмоциональные реакции, в которых выступает связь с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, 2) как эмоциональные состояния с изменением нервно-психического тонуса и, наконец, 3) как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных, к тому или иному объекту.
В самое последнее время стали изучать весьма своеобразные явления у животных, говорящие о положительном отношении животного к раздражениям определенных участков головного мозга.
Под редакцией П.К.Анохина в 1963г. у нас вышла книга – сборник нейрофизиологических работ «Механизмы целого мозга». В этом сборнике Olds сообщает об экспериментальном исследовании, им проведенном. Автор вживлял электроды в различные участки головного мозга крыс. Крыса могла нажимать на педаль аппарата, причем замыкался ток, и она получала электрическое раздражение в участке мозга, в котором находился электрод в данный момент. Вскоре у крыс образовалась связь между нажимом на педаль и соответствующим раздражением в мозгу. Обнаружилось, что при определенных локализациях электродов крыса начинает усиленно стремиться к получению раздражения, многократно нажимая на педаль. Вместе с тем многочисленные опыты с разными крысами убедительно показали, что у них имеется область мозга, раздражения которой они избегают. Эта область значительно меньше той, раздражение которой крыса многократно повторно вызывает. Особенно выраженный положительный эффект с наиболее многократным повторением нажима на педаль отмечался при раздражении в области задней части гипоталамуса. Чем ближе передвигались электроды к коре головного мозга, тем меньше крыса стремилась нажимать на педаль.
П. К. Анохин, останавливаясь в этом сборнике на работе Olds, пишет, что установленные автором факты являются прямым доказательством того, что имеются области мозга, которые способны формировать различные эмоциональные состояния. Намечающаяся в этих опытах возможность вызывать эмоциональные состояния прямым раздражением головного мозга, несомненно, должна быть привлечена к физиологическому анализу ряда клинических фактов.
В обычном состоянии поведение и деятельность человека не обнаруживают заметных признаков эмоций, хотя имеют известный положительный или отрицательный оттенок. Но при особых биологических и социально значимых для человека обстоятельствах (воздействиях или раздражителях) человек выходит из этого относительно уравновешенного состояния; у него возникает эмоция, характеризующаяся отклонениями от среднего психического состояния в сторону общего возбуждения или угнетения, которые через некоторое время сглаживаются и заменяются вновь состоянием известной эмоциональной нейтральности.
Важным психологическим моментом в характеристике эмоций является отчетливо выраженное общее положительное переживание удовольствия или отрицательное – неудовольствия.
И то и другое при достаточной степени выраженности сопровождается различными изменениями в организме, изменениями обмена веществ, дыхания, сосудистой деятельности, мышечного тонуса и другими физиологическими проявлениями.
Известный психолог Wundt в свое время писал о трех контрастных направлениях изменения чувств или эмоций: 1) удовольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение и 3) напряжение – разрешение. Указания на эти три плана сохраняют известное значение.
Эмоциональные реакции, помимо этого, имеют много видов, но издавна в них выделяются четыре основные вида эмоций: гнева, радости, тоски и страха. Они все сопровождаются выраженными характерными вегетативно-соматическими изменениями. Связь эмоций с телесными изменениями давно замечена. В некоторых случаях у больных возникают эмоции, лишенные определенного содержания. Так, в клинике иногда отмечается переживание страха без определенного объекта. У депрессивных больных тоска также может не иметь причины, не относиться к какому-либо определенному событию, а зависеть от изменений в организме.
Уже давно ряд французских авторов (Blondel, Tinel, Santenoise, Wallon) отмечали, что при фобиях (кардиофобиях – страх за сердце, клаустрофобиях – страх оставаться в закрытых помещениях и пр.) больные могут оставаться спокойными или даже холодными в отношении реальной опасности, других эмоциональных воздействий извне, не относящихся к сфере фобии. Упомянутые авторы были склонны объяснять такую двойственную структуру аффективной сферы больных особенностями вегетативной нервной системы (преобладание парасимпатической системы при фобиях). Вряд ли такое понимание может быть признано удовлетворительным и достаточным. По-видимому, к этому правильнее подойти с позиции учения о фазовых состояниях и парабиозе.
Установление связи эмоций с состоянием организма явилось источником широко известных психо-физиологических теорий эмоций. Так, James считал, что эмоции вызываются изменением некоторых органов по формуле: нам грустно оттого, что мы плачем, а Lange считал, что эмоции вызываются изменениями в сосудах: расширением или сужением их в различных частях тела. Хотя эти теории и парадоксальны, но их значение заключается в подчеркивании усиливающей эмоции роли дополнительных импульсов, идущих из организма к центральной системе (обратная информация).
Эмоции не только могут сопровождаться снижением уровня самообладания и сознательности. В ряде случаев огромное напряжение эмоций связано с высшим уровнем деятельности личности и содействует творческим ее достижениям, например, при увлечении чем-либо, при вдохновении. Характер эмоциональных реакций, выраженность, например, гнева и страха, поводы для их возникновения, способность владеть ими или поддаваться им, зависят в большой мере от особенностей личности человека. Поэтому эмоции поддаются воспитанию и перевоспитанию.
У некоторых и вполне здоровых людей отмечается известная бедность эмоций. Это вместе с тем и бедность личности. Нельзя не согласиться с писателем К. Г. Паустовским, который отмечает, что даже отсутствие «способности ощущать печаль» обедняет человека. Он пишет, что тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерял ощущение смешного. Обогащение эмоциональной жизни – важная сторона воспитания.
Возможны эмоциональные реакции не только на внешние воздействия, на волнующие события и ситуации, но и на раздражения, идущие от собственного тела, а также и на возникающие в сознании представления и мысли, которые находят отражение в вегетативных и соматических реакциях, хотя и не объясняются ими.
Соматические проявления эмоций заметно различаются у людей как в нормальном, так и в патологическом состоянии в зависимости от общей реактивности и возбудимости той или иной системы организма. Это может, например, выражаться в различной степени гальванических, сосудистых, дыхательных и других реакциях. На рис. 9 показаны соотношения этих реакций в ответ на словесные воздействия, из которых одни являются безразличными для данной больной, а другие эмотивно значимыми. На кривой а представлена нормальная реактивность при малой возбудимости. Здесь небольшие гальванические рефлексы, дыхание без заметных реакций, спокойная неподвижная рука, ровный пульс плечевой артерии. Время реакции на отдельные слова мало варьирует. На кривой б показана гальваническая гиперреактивность при нормальной дыхательной и двигательной реакциях. Гальванограмма характеризуется бурными колебаниями, дыхание неровное, едва заметное дрожание руки, пульс неровный. На кривой в гальваническая реакция едва заметна (гальваническая ареактивность), дыхание же крайне учащено и неровно. Бросается в глаза непрерывное дрожание руки. Время речевой реакции периодически заметно удлинено.
Современная психо-физиологическая техника позволяет исследовать изменения физиологических реакций не только со стороны дыхания, сердца и кожных покровов, но и в электроэнцефалограммах. При этом выявляется неодинаковая реактивность различных областей, а следовательно и систем коры головного мозга и подкорки. На рис. 10 и 11 приводятся иллюстрирующие это кривые из работы нашей (В. Н. Мясищев) сотрудницы В. В. Бобковой, На рис. 10 показаны электроэнцефалограмма, гальванограмма, пневмограмма и электрокардиограмма больной Р., страдающей неврозом навязчивых состояний.
Рис. 9. Варианты
вегетативно-соматических реакций на
словесные воздействия в ассоциативном эксперименте.
1
— гальванограмма; 2 — дыхание; 3 — дрожание
руки; 4 — запись пульса; 5 — отметка речевого раздражения и величины
скрытого периода речевой реакции.
Цифры обозначают порядковый номер речевого
раздражения. Скрытый период речевой реакции выражен величиной пространства па
отметке речевого раздражителя: замыкание — при произнесении
слова-раздражителя, размыкание — при ответе исследуемого.
а
— нормальная реактивность; б —
гальваническая гиперреактивность при нормальной дыхательной
и двигательной реакциях; в — гальваническая ареактивность при
дыхательной возбудимости и дрожании руки.
До беседы с врачом, во время тревожного ожидания у больной на электроэнцефалограмме во всех отведениях регистрируются многочисленные асинхронные частые колебания. После успокоительной психотерапевтической беседы быстрая активность исчезает, выявляется отчетливый альфа-ритм во всех областях мозговой коры. На гальванограмме, пневмограмме и электрокардиограмме изменение состояния больной мало отражается. У другой больной Л., страдающей истерией, после произнесения эмоционально значимого слова «болезнь», в электроэнцефалограмме происходит общее подавление альфа-ритма, усиление бета-ритма и частых потенциалов, появление медленных волн (преимущественно тета-, а также и дельта-волн) и мышечных токов. Одновременно отмечается аритмия дыхания, высокие кожно-гальванические рефлексы и спонтанные колебания кожного потенциала (рис. 11, а). На рис. 11, б, показаны физиологические реакции больной П., страдающей психастенией. Здесь в электроэнцефалограмме в ответ на эмоционально значимое слово «ребенок» наблюдается появление медленных тета- и дельта-волн, преимущественно в передних областях мозговой коры, появление мышечных потенциалов в лобных областях. Одновременно нарушается ритм дыхания с усилением кожно-гальванических рефлексов.
Патологические аффективные реакции возникают обычно не у здоровых людей, а, как правило, у патологических личностей.
К патологическим аффективным реакциям склонны психопаты патологически возбудимые, эксплозивные (взрывчатые), импульсивные (эпилептоиды). Повышенная аффективная возбудимость может быть свойственна также лицам, страдающим невротическим состоянием, атеросклерозом, гипертиреозом и некоторыми психозами.
Противоположную картину представляет притупление эмоциональности. При этом обнаруживается более или менее выраженное безразличие по отношению ко всем (не в одинаковой мере) явлениям и фактам жизни.
Если общее эмоциональное притупление, апатия, характерна для лиц с недостаточностью щитовидной железы, то развитие психозов, например шизофрении, характеризуется нередко уже вначале притуплением более тонких интеллектуальных, этических, эстетических эмоциональных реакций. Чуткость к близким, идейные интересы, культурные навыки и потребности утрачиваются в связи с побледнением эмоциональной реактивности. Влияние врача в ряде случаев способно повышать уровень эмоциональной жизни таких больных, и это приобретает большое терапевтическое значение.
Эмоциональные состояния. Изменение эмоционального состояния обнаруживается также при душевных заболеваниях, например при психозе, называемом циклофренией, иначе при маниакально-депрессивном психозе характерна обычная смена двух фаз.
Рис. 10. Изменения физиологических реакций у больной
Р. (невроз навязчивых состояний)
а— до беседы при тревожном ожидании; б — после успокоительной психотерапевтической
беседы.
Отведения (правое и левое) от областей: ПЛ, ЛЛ —
лобной: ПМ, ЛМ — моторной переднецентральной; ПТ, ЛТ — теменной; ПЗ, ЛЗ — затылочной; ПВ, ЛВ — височной; КГР — кожно-гальваническая
реакция; ПГ — дыхание.
В одной – маниакальной фазе – обнаруживается картина возбуждения, повышенного настроения, радостного, так называемого эйфорического, с ускорением психического темпа, с увеличением подвижности, говорливостью, поверхностностью и отвлекаемостью мышления. При крайних выражениях маниакального состояния обнаруживается резчайшее общепсихическое возбуждение, двигательное неистовство, бессвязность речи и мышления. Другая, противоположная фаза, представляет меланхолическое или депрессивное состояние.
Распространенным
проявлением при заболевании психозами и неврозами являются реакции и состояния
страха и тревоги, гнева и тоски. Страх может вызываться повышением тонуса
симпатической нервной системы и вызывать его. Это проявляется расширением
зрачков, сухостью во рту, учащением пульса, спазмом периферических сосудов, скудным
клейким холодным («симпатическим») потом.
Рис. 11. Изменения
физиологических реакций в ответ на эмоционально значимое слово.
а—больная Л. (реактивная
истерия); б— больная П. (психастения). ЭКГ —
электрокардиограмма; «Ребенок» — слово-раздражитель.
Остальные обозначения те же, что и на
рис. 10.
Представляя пассивно-оборонительную реакцию, страх в моторной сфере проявляется не только возбуждением, бегством от пугающего объекта, но и возникающей при более сильной степени страха иммобилизацией (акинез) – «рефлекс мнимой смерти» (Kretschmer).
Отличают беспредметный и беспричинный страх или тревогу от страха, вызываемого определенными, сознаваемыми субъектом причинами. Наконец, страх может существовать наряду с сознанием его необоснованности или даже нелепости, как навязчивое явление, как фобия.
Гнев представляет другой вид эмоциональной реакции, характеризуемой в отличие от страха возбуждением и симпатической и парасимпатической систем. В моторной сфере гнев проявляется повышением возбуждения, наступательной реакцией.
При интенсивных реакциях и состояниях страха, гнева и тоски резко изменяется психическая деятельность, могут обнаруживаться сужение сознания, нарушение логики мыслей и действий, бессмысленные разрушительные акты, расстройство ориентировки с последующей, чаще распространяющейся на период аффекта, амнезией. Говорят и об аффекте радости и горя. Первый сопровождается психомоторной активацией, второй – резким торможением психических и психомоторных процессов.
Все эти состояния сопровождаются не только изменениями эмоций, но и изменениями познавательных процессов. В маниакальном состоянии человек все воспринимает с положительной стороны, утрачивает чувствительность к отрицательным явлениям, на настоящее и будущее смотрит оптимистически, свои способности переоценивает, недостатки – недооценивает, не сомневается в реальности радужных перспектив, не замечает трудности и отрицательные перспективы.
Изменение мышления при маниакальном состоянии нередко сопровождается бредом, который характеризуется идеями величия, т. е. бредовой самопереоценкой.
Меланхолическое состояние проявляется, наоборот, в повышенной восприимчивости и переоценке отрицательных сторон, мрачной оценке прошлого, настоящего, в пессимистическом взгляде на будущее. Бредовые идеи, которые возникают в связи с меланхолическим состоянием, это идеи самообвинения, обнищания, самоуничижения, греховности.
Патологически
повышенное настроение, иначе – эйфория, может сопровождаться не
состоянием моторного возбуждения, а торможением. Патологически пониженное же может сопровождаться не угнетением, а
двигательным возбуждением. При этом возникают так называемые смешанные
состояния маниакального ступора и, наоборот, ажитированной
депрессии.
Ряд авторов особо выделяют состояние фрустрации.
Под этим названием
имеют в виду кратковременное состояние замешательства, вызванное собственной
несостоятельностью в выполнении задания, упреками окружающих.
Rosenzweig предложил (1955) для исследования возникновения и особенностей таких состояний особый тест – 24 рисунка с изображением сцен, в которых одно из изображенных лиц находится в таком положении замешательства. Испытуемому предлагается оценить ситуацию. Однако вопрос о клиническом использовании этой методики требует проверки. Пока факты фрустрации у больных могут учитываться на основе клинических данных». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 222-233).
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|