РУБРИКА:  КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

 «Общее понятие. Термин «эмоция» происходит от латинского слова – потрясаю, волную. Эмоции – одна из важнейших сто­рон психических процессов, характеризующая переживание че­ловеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятель­ности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека.

Существенным в определении эмоций является их связь с отношением человека к окружающему и к самому себе, их зна­чение в регуляции психических и соматических процессов.

Понятию эмоции близки понятия аффекта и чувства. Говоря об аффекте, обычно имеют в виду кратковременные и особенно сильно выраженные эмоциональные состояния. Особенно бурно выраженные аффективные состояния могут так глубоко вре­менно нарушить психические процессы и поведение человека, что о них справедливо говорят, как о патологических аффектах. Понятие «чувство» обычно применяется к более устойчивым эмоциям. Так принято говорить о чувствах любви, ненависти. На фоне чувства, например любви, могут сменяться различные эмоции: печаль, радость и др. Иногда говорят о витальных чув­ствах, относя к ним страх смерти, иногда переживания собст­венного здоровья или болезни. Близки к эмоциям состояния психики, обычно называемые настроениями.

Виды эмоций. Эмоции проявляются в трех видах: 1) как острые эмоциональные реакции, в которых выступает связь с внезапными обстоятельствами, их вызвавшими, 2) как эмоцио­нальные состояния с изменением нервно-психического тонуса и, наконец, 3) как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных, к тому или иному объекту.

В самое последнее время стали изучать весьма своеобраз­ные явления у животных, говорящие о положительном отноше­нии животного к раздражениям определенных участков голов­ного мозга.

Под редакцией П.К.Анохина в 1963г. у нас вышла книга – сборник нейрофизиологических работ «Механизмы целого мозга». В этом сборнике Olds сообщает об экспериментальном исследовании, им проведенном. Автор вживлял электроды в различные участки головного мозга крыс. Крыса могла нажи­мать на педаль аппарата, причем замыкался ток, и она полу­чала электрическое раздражение в участке мозга, в котором находился электрод в данный момент. Вскоре у крыс образова­лась связь между нажимом на педаль и соответствующим раз­дражением в мозгу. Обнаружилось, что при определенных ло­кализациях электродов крыса начинает усиленно стремиться к получению раздражения, многократно нажимая на педаль. Вместе с тем многочисленные опыты с разными крысами убе­дительно показали, что у них имеется область мозга, раздра­жения которой они избегают. Эта область значительно меньше той, раздражение которой крыса многократно повторно вызы­вает. Особенно выраженный положительный эффект с наиболее многократным повторением нажима на педаль отмечался при раздражении в области задней части гипоталамуса. Чем ближе передвигались электроды к коре головного мозга, тем меньше крыса стремилась нажимать на педаль.

П. К. Анохин, останавливаясь в этом сборнике на работе Olds, пишет, что установленные автором факты являются пря­мым доказательством того, что имеются области мозга, кото­рые способны формировать различные эмоциональные состоя­ния. Намечающаяся в этих опытах возможность вызывать эмо­циональные состояния прямым раздражением головного мозга, несомненно, должна быть привлечена к физиологическому ана­лизу ряда клинических фактов.

В обычном состоянии поведение и деятельность человека не обнаруживают заметных признаков эмоций, хотя имеют извест­ный положительный или отрицательный оттенок. Но при осо­бых биологических и социально значимых для человека обстоя­тельствах (воздействиях или раздражителях) человек выходит из этого относительно уравновешенного состояния; у него воз­никает эмоция, характеризующаяся отклонениями от среднего психического состояния в сторону общего возбуждения или угнетения, которые через некоторое время сглаживаются и за­меняются вновь состоянием известной эмоциональной нейтраль­ности.

Важным психологическим моментом в характеристике эмо­ций является отчетливо выраженное общее положительное пе­реживание удовольствия или отрицательное – неудовольствия.

И то и другое при достаточной степени выраженности сопро­вождается различными изменениями в организме, изменениями обмена веществ, дыхания, сосудистой деятельности, мышечного тонуса и другими физиологическими проявлениями.

Известный психолог Wundt в свое время писал о трех кон­трастных направлениях изменения чувств или эмоций: 1) удо­вольствие – неудовольствие, 2) возбуждение – успокоение и 3) напряжение – разрешение. Указания на эти три плана со­храняют известное значение.

Эмоциональные реакции, помимо этого, имеют много видов, но издавна в них выделяются четыре основные вида эмоций: гнева, радости, тоски и страха. Они все сопровождаются выра­женными характерными вегетативно-соматическими измене­ниями. Связь эмоций с телесными изменениями давно замечена. В некоторых случаях у больных возникают эмоции, лишенные определенного содержания. Так, в клинике иногда отмечается переживание страха без определенного объекта. У депрессив­ных больных тоска также может не иметь причины, не отно­ситься к какому-либо определенному событию, а зависеть от изменений в организме.

Уже давно ряд французских авторов (Blondel, Tinel, Santenoise, Wallon) отмечали, что при фобиях (кардиофобиях – страх за сердце, клаустрофобиях – страх оставаться в закры­тых помещениях и пр.) больные могут оставаться спокойными или даже холодными в отношении реальной опасности, других эмоциональных воздействий извне, не относящихся к сфере фобии. Упомянутые авторы были склонны объяснять такую двой­ственную структуру аффективной сферы больных особенностями вегетативной нервной системы (преобладание парасимпатической системы при фобиях). Вряд ли такое понимание может быть признано удовлетворительным и достаточным. По-види­мому, к этому правильнее подойти с позиции учения о фазовых состояниях и парабиозе.

Установление связи эмоций с состоянием организма явилось источником широко известных психо-физиологических теорий эмоций. Так, James считал, что эмоции вызываются изменением некоторых органов по формуле: нам грустно оттого, что мы плачем, а Lange считал, что эмоции вызываются изменениями в сосудах: расширением или сужением их в различных частях тела. Хотя эти теории и парадоксальны, но их значение заклю­чается в подчеркивании усиливающей эмоции роли дополни­тельных импульсов, идущих из организма к центральной си­стеме (обратная информация).

Эмоции не только могут сопровождаться снижением уровня  самообладания и сознательности. В ряде случаев огромное на­пряжение эмоций связано с высшим уровнем деятельности лич­ности и содействует творческим ее достижениям, например, при увлечении чем-либо, при вдохновении. Характер эмоциональных реакций, выраженность, например, гнева и страха, поводы для их возникновения, способность владеть ими или поддаваться им, зависят в большой мере от особенностей личности человека. Поэтому эмоции поддаются воспитанию и перевоспитанию.

У некоторых и вполне здоровых людей отмечается известная бедность эмоций. Это вместе с тем и бедность личности. Нельзя не согласиться с писателем К. Г. Паустовским, который отмечает, что даже отсутствие «способности ощущать печаль» обедняет человека. Он пишет, что тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерял ощущение смешного. Обогащение эмоциональной жиз­ни – важная сторона воспитания.

Возможны эмоциональные реакции не только на внешние воздействия, на волнующие события и ситуации, но и на раз­дражения, идущие от собственного тела, а также и на возни­кающие в сознании представления и мысли, которые находят отражение в вегетативных и соматических реакциях, хотя и не объясняются ими.

Соматические проявления эмоций заметно различаются у людей как в нормальном, так и в патологическом состоянии в зависимости от общей реактивности и возбудимости той или иной системы организма. Это может, например, выражаться в различной степени гальванических, сосудистых, дыхательных и других реакциях. На рис. 9 показаны соотношения этих реак­ций в ответ на словесные воздействия, из которых одни являются безразличными для данной больной, а другие эмотивно значи­мыми. На кривой а представлена нормальная реактивность при малой возбудимости. Здесь небольшие гальванические реф­лексы, дыхание без заметных реакций, спокойная неподвижная рука, ровный пульс плечевой артерии. Время реакции на от­дельные слова мало варьирует. На кривой б показана галь­ваническая гиперреактивность при нормальной дыхательной и двигательной реакциях. Гальванограмма характеризуется бур­ными колебаниями, дыхание неровное, едва заметное дрожание руки, пульс неровный. На кривой в гальваническая реакция едва заметна (гальваническая ареактивность), дыхание же крайне учащено и неровно. Бросается в глаза непрерывное дрожание руки. Время речевой реакции периодически заметно удлинено.

Современная психо-физиологическая техника позволяет ис­следовать изменения физиологических реакций не только со стороны дыхания, сердца и кожных покровов, но и в электро­энцефалограммах. При этом выявляется неодинаковая реактив­ность различных областей, а следовательно и систем коры го­ловного мозга и подкорки. На рис. 10 и 11 приводятся иллюстрирующие это кривые из работы нашей (В. Н. Мясищев) сотрудницы В. В. Бобковой, На рис. 10 показаны электроэнцефалограмма, гальванограмма, пневмограмма и  электрокардиограмма больной Р., страдающей неврозом навяз­чивых состояний.

 

 

Рис. 9. Варианты вегетативно-соматических реакций на словесные воздействия в ассоциативном эксперименте.

1гальванограмма; 2 — дыхание; 3 — дрожание руки; 4 — запись пульса; 5 — отметка речевого раздражения и величины скрытого периода речевой реакции.

Цифры обозначают порядковый номер речевого раздражения. Скрытый период речевой реакции выражен величиной пространства па отметке речевого раздражителя: замыкание — при произ­несении слова-раздражителя, размыкание — при ответе исследуемого.

а — нормальная реактивность; б — гальваническая гиперреактивность при нормальной дыха­тельной и двигательной реакциях; в — гальваническая ареактивность при дыхательной возбудимости и дрожании руки.

 

До беседы с врачом, во время тревожного ожидания у больной на электроэнцефалограмме во всех отве­дениях регистрируются многочисленные асинхронные частые колебания. После успокоительной психотерапевтической беседы быстрая активность исчезает, выявляется отчетливый альфа-ритм во всех областях мозговой коры. На гальванограмме, пневмограмме и электрокардиограмме изменение состояния больной мало отражается. У другой больной Л., страдающей истерией, после произнесения эмоционально значимого слова «болезнь», в электроэнцефалограмме происходит общее подавление альфа-ритма, усиление бета-ритма и частых потенциалов, появление медленных волн (преимущественно тета-, а также и дельта-волн) и мышечных токов. Одновременно отмечается аритмия дыха­ния, высокие кожно-гальванические рефлексы и спонтанные колебания кожного потенциала (рис. 11, а). На рис. 11, б, показаны физиологические реакции больной П., страдающей психастенией. Здесь в электроэнцефалограмме в ответ на эмоцио­нально значимое слово «ребенок» наблюдается появление мед­ленных тета- и дельта-волн, преимущественно в передних обла­стях мозговой коры, появление мышечных потенциалов в лоб­ных областях. Одновременно нарушается ритм дыхания с уси­лением кожно-гальванических рефлексов.

Патологические аффективные реакции возникают обычно не у здоровых людей, а, как правило, у патологических личностей.

К патологическим аффективным реакциям склонны психо­паты патологически возбудимые, эксплозивные (взрывчатые), импульсивные (эпилептоиды). Повышенная аффективная воз­будимость может быть свойственна также лицам, страдающим невротическим состоянием, атеросклерозом, гипертиреозом и некоторыми психозами.

Противоположную картину представляет притупление эмо­циональности. При этом обнаруживается более или менее выраженное безразличие по отношению ко всем (не в одинаковой мере) явлениям и фактам жизни.

Если общее эмоциональное притупление, апатия, характерна для лиц с недостаточностью щитовидной железы, то развитие психозов, например шизофрении, характеризуется нередко уже вначале притуплением более тонких интеллектуальных, этиче­ских, эстетических эмоциональных реакций. Чуткость к близким, идейные интересы, культурные навыки и потребности утрачи­ваются в связи с побледнением эмоциональной реактивности. Влияние врача в ряде случаев способно повышать уровень эмо­циональной жизни таких больных, и это приобретает большое терапевтическое значение.

Эмоциональные состояния. Изменение эмоционального со­стояния обнаруживается также при душевных заболеваниях, например при психозе, называемом циклофренией, иначе при маниакально-депрессивном психозе характерна обычная смена двух фаз.

 

Рис. 10. Изменения физиологических реакций у больной Р. (невроз навязчивых состояний)

адо беседы при тревожном ожидании; б — после успокоительной психотерапевтической беседы.

Отведения (правое и левое) от областей: ПЛ, ЛЛ — лобной: ПМ, ЛМ — моторной переднецентральной; ПТ, ЛТ — теменной; ПЗ, ЛЗ — затылочной; ПВ, ЛВ — височной; КГР — кожно-гальваническая реакция; ПГ — дыхание.

 

В одной – маниакальной фазе – обнаруживается картина возбуждения,   повышенного  настроения, радостного, так называемого эйфорического, с ускорением психического темпа, с увеличением подвижности, говорливостью, поверхностностью и отвлекаемостью мышления. При крайних выражениях маниа­кального состояния обнаруживается резчайшее общепсихическое возбуждение, двигательное неистовство, бессвязность речи и мышления. Другая, противоположная фаза, представляет меланхолическое или депрессивное состояние.

Распространенным проявлением при заболевании психозами и неврозами являются реакции и состояния страха и тревоги, гнева и тоски. Страх может вызываться повышением тонуса симпатической нервной системы и вызывать его. Это прояв­ляется расширением зрачков, сухостью во рту, учащением пульса, спазмом периферических сосудов, скудным клейким холодным («симпатическим») потом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Изменения физиологических реакций в ответ на эмоционально значимое слово.

а—больная Л. (реактивная истерия); б— больная П. (психастения). ЭКГ — электрокардиограмма; «Ребенок» — слово-раздражитель.

 Остальные обозначения те же, что и на рис. 10.

 

Представляя пассивно-оборонительную реакцию, страх в моторной сфере проявляется не только возбуждением, бегством от пугающего объекта, но и возникающей при более сильной степени страха иммобилиза­цией (акинез) –  «рефлекс мнимой смерти» (Kretschmer).

Отличают беспредметный и беспричинный страх или тре­вогу от страха, вызываемого определенными, сознаваемыми субъектом причинами. Наконец, страх может существовать наряду с сознанием его необоснованности или даже нелепости, как навязчивое явление, как фобия.

Гнев представляет другой вид эмоциональной реакции, ха­рактеризуемой в отличие от страха возбуждением и симпати­ческой и парасимпатической систем. В моторной сфере гнев проявляется повышением возбуждения, наступательной реак­цией.

При интенсивных реакциях и состояниях страха, гнева и тоски резко изменяется психическая деятельность, могут обна­руживаться сужение сознания, нарушение логики мыслей и дей­ствий, бессмысленные разрушительные акты, расстройство ориентировки с последующей, чаще распространяющейся на период аффекта, амнезией. Говорят и об аффекте радости и горя. Первый сопровождается психомоторной активацией, вто­рой – резким торможением психических и психомоторных про­цессов.

Все эти состояния сопровождаются не только изменениями эмоций, но и изменениями познавательных процессов. В маниа­кальном состоянии человек все воспринимает с положительной стороны, утрачивает чувствительность к отрицательным явле­ниям, на настоящее и будущее смотрит оптимистически, свои способности переоценивает, недостатки –  недооценивает, не со­мневается в реальности радужных перспектив, не замечает трудности и отрицательные перспективы.

Изменение мышления при маниакальном состоянии нередко сопровождается бредом, который характеризуется идеями ве­личия, т. е. бредовой самопереоценкой.

Меланхолическое состояние проявляется, наоборот, в повы­шенной восприимчивости и переоценке отрицательных сторон, мрачной оценке прошлого, настоящего, в пессимистическом взгляде на будущее. Бредовые идеи, которые возникают в связи с меланхолическим состоянием, это идеи самообвинения, обни­щания, самоуничижения, греховности.

Патологически повышенное настроение, иначе – эйфория, может сопровождаться не состоянием моторного возбуждения, а торможением. Патологически пониженное же может сопро­вождаться не угнетением, а двигательным возбуждением. При этом возникают так называемые смешанные состояния маниа­кального ступора и, наоборот, ажитированной депрессии.

Ряд авторов особо выделяют состояние фрустрации. Под этим названием имеют в виду кратковременное состояние заме­шательства, вызванное собственной несостоятельностью в выполнении задания, упреками окружающих.

Rosenzweig предложил (1955) для исследования возникно­вения и особенностей таких состояний особый тест – 24 рисунка с изображением сцен, в которых одно из изображенных лиц находится в таком положении замешательства. Испытуемому предлагается оценить ситуацию. Однако вопрос о клиническом использовании этой методики требует проверки. Пока факты фрустрации у больных могут учитываться на основе клинических данных». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 222-233).


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player