РУБРИКА:  КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

 «Эмоциональные отношения характеризуют эмоциональную избирательность или связь эмоций определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами.

Основными констрастными эмоциональными отношениями являются: любовь, привязанность, страсть, с одной стороны, и вражда, неприязнь, ненависть – с другой. Житейская и отчасти психологическая терминология обычно называет эти эмоцио­нальные отношения чувствами, но термин этот слишком широк и не характеризует особенностей именно этой категории эмо­циональных проявлений. Так говорят о чувстве гнева, радости, удовлетворения, ответственности, долга, стыда, между тем как все они представляют разные категории эмоциональных пере­живаний.

Эмоциональные отношения, конечно, не исчерпываются лю­бовью и враждой. Уважение и преданность или презрение и пренебрежение, доверие или недоверие с эмоциональной сто­роны представляют эмоциональные отношения в этическом плане.

Эмоциональные отношения имеют динамику, они возникают, достигают иногда величайшей напряженности и постепенно уга­сают или критически разрешаются или разрушаются. Так, лю­бовь, начиная с интереса и симпатии, может перейти в страст­ное увлечение, может далее улечься в русло спокойной и проч­ной привязанности, может закончиться охлаждением или даже перейти в неприязнь и враждебность.

Медицинское значение эмоциональных отношений много­образно: они могут быть источником тягостных патогенных пе­реживаний. Так, разочарование в уважаемом лице, измена или утрата любимого сопровождается большим эмоциональным на­пряжением, превращением эмоционального отношения в проти­воположное, например, любви – в ненависть, уважения – в пре­зрение.

Состояние патологического аффекта, связанное обычно с эмоциональным, порой патологическим отношением, например, при убийстве из ревности, представляет своеобразное сложное эмоциональное отношение, сплав любви (страсти), деспотизма, эгоцентризма и неуверенности.

Недоверчивое, завистливое, враждебное отношение к людям может перерасти в процессе патологического развития в бред преследования, представляющий эмоционально-интеллектуаль­ное образование паранойяльного типа при относительной со­хранности интеллекта и личности.

Maier развил понятие кататимного мышления, чрезмерно подчиненного субъективным эмоциональным отношениям боль­ного, его желаниям, мечтам, которые владеют его воображе­нием. Bleuler развил понятие аутизма, тесно связанное с поня­тием аутического мышления, представляющего по смыслу то же, что кататимное. Но в термине «аутизм» подчеркивается отрыв, изоляция человека от действительности (от греческого слова аутос – сам), что нередко наблюдается у душевноболь­ных, особенно при шизофрении. Аутизм в понимании Bleuler  уход в себя, замкнутость, отгороженность от внешнего мира. В этой обращенности к внутреннему миру болезненных фанта­зий проявляется одновременно безразличное, даже негативное, отношение к объективной действительности.

Эмоциональное отношение может стать источником болез­ненных состояний, но оно может быть и проявлением заболе­вания. Так, нарастающая подозрительность представляет проявление измененных болезнью отношений личности и черт ее характера.

Болезнь может привести к изменению отношений. Нараста­ющее равнодушие, безразличие к людям, которые до этого были близки и дороги, равнодушие к своим обязанностям в ряде случаев возникает в болезни.

Проблема эмоций важна не только для психологов, психиат­ров, невропатологов, но и для врача любой специальности. Эмоции равно привлекали к себе внимание физиологов и био­логов (Ч. Дарвин, В. М. Бехтерев, Cannon, И. П. Павлов, Sherrington, Л. А. Орбели, П. К. Анохин).

В разработке вопроса об эмоциях больного важнейшее место занимают клиническое наблюдение и амнестический метод. Мо­гут быть полезны и некоторые методики экспериментально-пси­хологического исследования. Среди соответствующих методик могут быть названы ассоциативный эксперимент, ТАТ, частич­но – метод Роршаха, метод Розенцвейга и метод Szondi. В изу­чении эмоций большое значение и распространение получили исследования: 1) мимических и пантомимических реакций, 2) вегетативно-соматических реакций, 3) моторных и интеллек­туальных действий, 4) исследование биохимических изменений, 5) исследование деятельности мозга в связи с различными эмо­циональными состояниями.

Исследование мимических реакций. Исследования мими­ческих и пантомимических реакций в связи с эмоциями принад­лежат, в первую очередь, Ч. Дарвину. Lavater была сделана попытка обосновать суждение о личности человека по мимиче­скому выражению. В XIX в. Duchenne, вызывая сокращение мышц лица электрическим током, смог подойти к анализу мышечных групп, определяющих мимическое выражение эмоций.

В. М. Бехтерев, разрабатывая рефлекторную теорию эмоций, рассматривал их как мимико-соматические рефлексы в том смысле, что центральные изменения, которые происходят в мозгу, сопровождаются разнообразными и специфическими для каждой эмоции мимическими и соматическими изменениями, т. е. изменениями, проявляющимися в динамике деятельности внутренних органов, в биохимических процессах.

В последнее время Ruckmick, Lersch, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие, используя фотографический и кинема­тографический метод, в значительной степени усовершенство­вали изучение мимической стороны эмоций.

Вегетативная нервная система и эмоции. Психологи и неврофизиологи давно сделали вегетативные реакции при эмоциях объектом наблюдений и экспериментальных исследований (Wundt, Lehmann, Binet, Masserman).

Первоначальные исследования отметили такие изменения как расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева, наоборот, сжатие сосудов, замедление и ослаб­ление пульса при страхе. Вскоре эти исследования дополнились исследованиями дыхания, размера зрачков, уровня кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта, потоотделения, кожно-электрических и электро-энцефалографических изменений. Эти методы позволили объек­тивно изучать различия в характере и интенсивности эмоций как у нормальных людей, в связи с особенностями темпера­мента и характера, так и у больных, характеризующихся пато­логическими изменениями эмоциональности.

В дальнейшем последовали попытки изучения в связи с эмо­циями биохимической динамики. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию биохимической динамики организма своими двумя различными, в значительной степени противо­положными и вместе с тем связанными компонентами – симпа­тическим, или адренергическим, и парасимпатическим, или холинергическим. Гельгорн и Луфборроу, обобщая материал собственных исследований и исследований других авторов, приходят к заключению, что положительные и отрицательные эмоции отличаются по характерному для них химизму с раз­личной степенью участия холинергических и адренергических механизмов.

Адренергический эффект осуществляется адреналиноподобными веществами, выделяющимися при возбуждении симпати­ческого нерва. Основными из этих веществ являются адрена­лин (А) и норадреналин (НА). Первый содержится преиму­щественно в мякотном веществе надпочечников, второй – в мозгу и некоторых других органах. Содержание последнего значительно выше, чем первого.

Симпатический нерв вызывает расширение зрачков, ускоре­ние сердцебиения, повышение кровяного давления, задерживает деятельность кишечника, увеличивает содержание сахара в крови, повышает мышечную работоспособность, усиливает обмен веществ.

Cannon принадлежат первоначальные исследования выде­ления при эмоциях адреналина, который он называл симпатиком. Он обнаружил значительные изменения деятельности внутренних органов и состава крови при эмоциях боли, голода, страха и ярости.

Со времени опытов Levi известно, что раздражение блуж­дающего нерва (вагуса) сопровождается выделением в кровь веществ, названных вагусными или холинергическими вещест­вами. Через посредство этих веществ передается влияние раз­дражения вагуса на тот орган, который и иннервируется его ветвями или аналогично действующими нервными элементами. Многочисленные дальнейшие исследования, особенно последнего времени, позволили физиологически и психологически разли­чать действие адреналина и норадреналина.

Адреналин вызывает повышение максимального кровяного давления и ускорение сердцебиения, а норадреналин повы­шает минимальное кровяное давление и вызывает замедление пульса.

Позднее было отмечено, что адреналин обеспечивает быст­рую защитную реакцию, мобилизацию самозащитных средств организма, особенно при страхе.

Funkenstein, проводивший многочисленные исследования адреналиноподобных веществ в крови здоровых и нервно-психи­ческих больных людей, пришел к выводу о том, что гнев, направленный на других, сопровождается увеличением содержа­ния норадреналина в крови, а страх, беспокойство, гнев, на­правленный на себя, сопровождается повышением содержания адреналина. Эти исследования позволяют думать, что различ­ным оттенкам эмоций как в норме, так и в патологии, соответ­ствуют различные соотношения адренергических веществ.

Уже Cannon установил, что симпатин представлен двумя близкими группами химических соединений, названных им симпатиками «Е» и «U». В настоящее время известно, что эти симпатики представляют собой адреналин и норадреналин, кото­рые имеют в некоторых отношениях общее, а в некоторых отно­шениях различное, но огромное значение в общем балансе деятельности организма и его нервной системы.

Парасимпатический или холинергический эффект характе­ризуется сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением сокращений сердца, усилением перисталь­тики и секреции желудочно-кишечного тракта, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ. Парасимпатические влияния преобладают над симпатическими во время сна.

Медиатором парасимпатического действия является ацетилхолин. В свою очередь, ацетилхолин разрушается ферментом – холинэстеразой, активность которой может позволить судить о холинергическом балансе.

Содержание холинолитических или холинергических, или разрушающих холинэстеразу веществ в организме тесно свя­зано с состоянием деятельности головного мозга и всей нерв­ной системы.

Изучение содержания адреналина в органах и крови живот­ных тропических стран показало, что у плотоядных, характе­ризуемых агрессивной эмоцией и позицией, соотношение адре­налина и норадреналина выше, чем у травоядных, характери­зуемых пассивно-оборонительной реакцией и страхом. Очевидно, это имеет известное значение и в отношении к человеку и его психическим состояниям.

Сотрудники В.Н. Мясищева А.И. Гошев и В.К. Мягер произвели исследование содержания в крови адреналина (А), норадреналина (НА) и холинэстеразы у 110 больных, страдаю­щих неврозами. Они обнаружили у этих больных колебания в содержании адреналина и норадреналина при различных эмо­циональных состояниях и некоторые не столь значительные при этом колебания в содержании холинэстеразы.

Полученные ими данные показывают, что в состоянии страха возрастает концентрация А в крови при незначительных изме­нениях НА. В состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает содержание А и НА. Наоборот, астенические эмоции (грусть, тоска) сопровождались отчетливым снижением cодержания  А и НА.

Представляют интерес такие компоненты внешнего выраже­ния эмоций, как плач или психогенная рвота, при которых обнаруживалось резкое понижение А и НА. Наоборот, сердцебиение, как проявление страха, сопровождалось значительным повышением А и НА, тогда как невротические боли в сердце этих изменений не вызывали.

Высокая концентрация А и НА наблюдалась при невротиче­ской бессоннице. Что касается холинэстеразы, то активность ее значительно не изменялась при этих состояниях, было лишь обнаружено, что активность истинной холинэстеразы повыша­лась с увеличением содержания адреналина в крови. Есть осно­вание думать, что различные области головного мозга оказы­вают неодинаковое влияние на выделение различных биологи­ческих веществ крови. Так, например, раздражение боковой и верхней поверхности гипоталамуса вызывает в опытах по­вышение содержания адреналина, симпатический эффект, а раздражение «серого бугра» гипоталамуса вызывает парасим­патический эффект.

В последние годы все большее внимание исследователей привлекает к себе роль в организме всей группы соединений типа катехоламинов, в которую входят адреналин, норадреналин, допамин. Изменения в содержании катехоламинов наблю­даются при развитии различных патологических состояний, осо­бенно проявляющихся в эмоциональных нарушениях. Исследо­вания в этом направлении показывают, в частности, как велико может быть для организма значение эмоций.

При различных эмоциональных состояниях от коры голов­ного мозга идут импульсы к различным органам секреции. Их выделения, возможно, в порядке обратного действия отражаются на состоянии головного мозга. Во всяком слу­чае, указанные изменения биохимизма организма представ­ляют следствие центральных психических, т.е. преимущественно кортикально-обусловленных, влияний, вызывающих через посредство подкорковых центров изменения внутренней секреции.

Вместе с тем, функциональные изменения состояния органов и организма являются важным звеном в биологическом выра­жении той или иной эмоции (гнева, страха, тревоги, тоски и т. п.). В этой области еще требуются многочисленные иссле­дования, связывающие особенности психики с биохимическим балансом организма. Выяснение роли той или иной мозговой системы, с деятельностью которой связан тот или иной сдвиг в биохимической формуле организма как в мозговом веществе, так и в кровяном русле является актуальной задачей современ­ной неврофизиологии.

Связь эмоций с состоянием головного мозга. Чрезвычайно важные исследования относятся к изучению связи различных эмоциональных состояний с функциональным состоянием голов­ного мозга и его различных отделов.

Еще в XIX в. В.М. Бехтерев обнаружил, что раздражение зрительного бугра вызывает значительные изменения в мимиче­ских реакциях экспериментального животного. Изучение мозга методом экстирпации и раздражений производилось Munk, В.М. Бехтеревым, Scherrington, Cannon и Britton, Fulton, Dusser de Barenne и др. Недостатком метода экстирпации и раз­дражения являлось то, что при этом повреждается вещество головного мозга.

Эпоху составили исследования И.П. Павлова и его школы по изучению условных рефлексов у собак. Они позволили без оперативного вмешательства вызывать состояние возбуждения и торможения, тесно связанное с тем, что принималось за эмо­циональное состояние, и вызывать даже нарушения и «срывы» нервной деятельности при этих состояниях.

И.П. Павловым было указано, что «срыв» характеризует изменение в сторону возбуждения или торможения высшей нервной деятельности, проявляющееся как в анимальной, двига­тельной, так и в вегетативной нервной системе, в частности, в нарушении желудочной или слюнной секреции.

В тесной связи с изменением состояния головного мозга при эмоциях находятся и изменения в двигательной сфере. Если до известной степени эмоциональное возбуждение вначале сопро­вождается повышением продуктивности деятельности, то с даль­нейшим ростом возбуждения появляются нарушения двигатель­ных актов в виде дрожания; движения приобретают беспоря­дочный характер. То же обнаруживается и в интеллектуальных операциях, которые первоначально могут улучшаться, а потом ухудшаются, так что некоторые авторы говорят об «эмоцио­нальной декортикации», которую следует понимать как последо­вательное разлитое торможение коры головного мозга и под­корковой области, вызываемое возбуждением.

Экспериментальные неврозы у собак как болезненные изме­нения высшей нервной деятельности в связи с непосильно труд­ными для животного задачами, изученные И.П. Павловым, получили широкое признание. Они в дальнейшем были вызваны у некоторых других животных (крыса, кошка, овца, обезьяна). В этом направлении интересны с фактической стороны опыты Masserman, однако его обобщения не всегда приемлемы из-за стремления «синтезировать» теорию условных рефлексов с пси­хоанализом.

С 20-х годов текущего столетия были осуществлены много­численные исследования, посвященные изучению роли подкор­ковых областей головного мозга, вегетативной нервной системы и деятельности эндокринных желез. Они подтвердили сформу­лированное И.П. Павловым и Л.А. Орбели положение о том, что подкорковая область является центральной анатомической базой эмоций или сложных безусловных рефлексов. В дальней­шем изучение диэнцефальной области мозга и древней коры (палеокортекса) позволило экспериментально показать их роль в аффективной стороне поведения.

Cannon и Britton, за ними Bard и другие назвали проявле­ние аффектов гнева и страха у животных с удаленной корой «мнимой яростью» (shame rage). В сущности, это были настоя­щие эмоциональные реакции, лишенные, однако, той пластич­ности и приспособительного значения, которые характеризуют животных с нормальным мозгом. Во всяком случае, исследова­ния показали, что эти эмоции можно вызывать у животных при удалении всего мозга кпереди от каудального отдела гипотала­муса.

Новейшие данные о мозговом механизме эмоций. В 1937 г. Papez выдвинул теорию «эмоционального кольца», которая представляла основой эмоции кольцевое протекание возбуж­дения через следующие компоненты лимбической системы: гиппокамп – свод – мамиллярное тело – переднее ядро таламуса – поясная извилина – «пояс» (cingulum) гиппокамп.

Экспериментальные повреждения отдельных звеньев этой цепи, а также других элементов – области перегородки (septum), миндалевидного комплекса показали участие всех этих элементов в эмоциональных реакциях, регулирующее влияние одних, обеспечивающее реакции возбуждения других. Эти дан­ные еще не вполне определены и по отношению к человеку роль их еще не изучена.

В 1939 г. психолог Klüver и нейрохирург Вису опубликовали серию экспериментальных работ. На основании оперативного вмешательства на обезьянах преимущественно в области лим­бической системы, они показали значение этой системы для по­ведения, особенно эмоциональной его стороны.

В последнее время новые успехи достигнуты в опытах, пред­ставляющих сочетание электроэнцефалографического метода, метода условно-двигательных рефлексов и электроэнцефалографической реакции (Brady, Olds, Delgado, Lilly и др.).

На рис. 12, воспроизводимом из опубликованной в 1964 г. работы Delgado, показана мнимая ярость кошки, вызванная раздражением гипоталамуса с помощью микроэлектродов, и особенности ее поведения по сравнению с нормальной контроль­ной кошкой.

Поскольку у человека повторение реакций или стремление к ним связано с удовольствием, а стремление избежать раздра­жение связано с вызываемым им неудовольствием, авторы этих опытов (Olds и др.) заключают, что у животных имеются аналогичные эмотивные оттенки поведения, а следовательно, те участки мозга, которые раздражаются с помощью микроэлек­тродов, имеют отношение к эмоциональным реакциям и состоя­ниям. Разумеется, при переносе этих данных на человека нужно быть очень осторожным в толковании. В частности, надо учесть, что авторы ряда этих исследований допускают, на наш взгляд, ошибку, говоря о «мотивации поведения» у животных.

Новые технические возможности экспериментальных иссле­дований должны быть использованы для дальнейшей разра­ботки физиологического понимания эмоций и как сложнейших человеческих реакций и как человеческих сознательных отно­шений.

Следует при этом учесть, что И.П. Павлов, рассматривая эмоции как подкорковую деятельность, вместе с тем говорил о чувствах удовольствия и неудовольствия, связывая их с облег­чением или с затруднением корковой деятельности. Эти чувства соответствуют эмоциональным состояниям, которые в случаях патологии могут переходить в состояние чрезмерно облегченное, эйфорическое, гипоманиакальное с ослабленным внутренним торможением, с поверхностными ассоциациями или, наоборот, в состояние болезненно затрудненного протекания психических процессов.

 

 

Рис. 12. Мнимая ярость, вызванная раздражением гипоталамуса кошки (по Delgado, 1964).

a — контроль: две дружелюбно настроенные кошки в клетке;

б — агрессивное состояние одной из них (слева), вызванное стимуляцией переднего гипоталамуса, направлено на контрольную кошку, реагирующую, однако, защитными проявлениями;

 в — контрольная кошка атакует подопытную;

 г — подопытная, несмотря на отчетливо выраженную агрессивность, опускает голову, прижимает уши, пятится и не отвечает тем же самым.

 

Особо важной и актуальной задачей физиологического осве­щения проблемы психологии эмоций является дальнейшая разработка вопроса о физиологическом понимании эмоциональных отношений. Богатство психической деятельности человека с ее сознательностью позволяет считать их основанными на следах обобщенного индивидуального опыта динамическими образова­ниями, которые могут вызывать мощнейшие разряды бурных эмоций и обеспечивать мобилизацию богатых и разносторонних проявлений нервной деятельности, в связи с тем или иным объектом, например, другим человеком, или с идейными моти­вами.

Jung выдвинул понятие о «комплексе» как системе эмоцио­нальных переживаний, ушедших в бессознательное и образую­щих там самостоятельные энергетические центры, оказывающие активное воздействие на личность и ее поведение. Такое понимание «комплекса» строится на неправильной трактовке бессознательного, не учитывает динамику перестройки следов переживаний под влиянием меняющихся условий жизни, новых переживаний человека, всей динамики нервно-психических про­цессов.

Заслуживают внимания вопросы о приспособлении личности и организма к эмоциям и их влияниям. Приведем одно выска­зывание из книги Гельгорна и Луфборроу.

Эти авторы пишут: «Нам хотелось бы подчеркнуть тонкую приспособляемость организма к разным эмоциональным ситуа­циям; так, вегетативные, соматические и поведенческие реакции при страхе совершенно различны в зависимости от того, реаль­на ли возможность избежать опасности или нет».

Эмоции в формировании характера и его дефектов. Эмоцио­нальные реакции проходят, но оставляют след в форме их условнорефлекторной временной связи с ситуацией, в которой они возникли. Неоднократное повторение реакций упрочивает этот след как склонность к выявлению определенного вида эмо­ций. Повторная эмоциональная реакция страха создает пугли­вость и робость как компонент характера. Повторный гнев ведет к образованию таких черт характера, как гневливость, раздра­жительность, которые при слабости нервной системы и беспре­пятственном удовлетворении желаний создают нередко более сложную черту характера – капризность. Гневливость и каприз­ность в известных условиях, например, ожидания опасности, раздражающей обстановки, неудовлетворенных претензий, вы­зывая острые аффекты или длительные аффективные напряже­ния, могут приводить к неврозу.

С особенностями характера тесно связан вопрос о причинах возникновения эмоций и их болезненных проявлений у человека. Если у животных эмоциональная реакция определяется биоло­гическим значением воздействующего фактора и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и вегетативно-эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре эмоций решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным определенными социально-историческими условиями, воспитанием черт характера и отно­шений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному человеку присущих эмоций, свя­занных с идеологией, моралью, эстетическими потребностями, общественной жизнью, трудом.

Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут становиться источником патологических эмо­ций. Так, робость, как черта характера даже при мало опасных или некоторых вовсе неопасных обстоятельствах, может суще­ственно влиять на возникновение патологического состояния тревоги и страха. У требовательного или нетребовательного человека неудовлетворение их желаний также вызывает разную реакцию, у одного – гнев и настойчивость, у другого – уступчи­вость, подчинение. Гнев может повлечь болезненное состояние перевозбуждения; но и робкая уступчивость имеет пределы, за которыми возникает болезненная реакция нервной системы.

Человек морально чувствительный будет страдать от нару­шения окружающими или им самим моральных требований. У активного это выразится гневным протестом, тем более сильным, чем сильней нервная система, прочней моральная требо­вательность и чем трудней условия. У нервно-психически сла­бого это проявится в мучительных переживаниях, которые мо­гут привести к неврозу или к состоянию реактивной депрессии. Эмоции и их особенности могут играть решающую роль в воз­никновении психогенных как психических, так и соматических нарушений.

Представления об эмоциях у человека как о выражении тем­перамента, о роли в характере эмоций вегетативной и эндокрин­ной систем в их динамике остаются безжизненными, если не вхо­дят в систему взглядов о значении для эмоции общественного опыта человека, который не только организует новый, так назы­ваемый высший (моральный, эстетический) тип эмоций, но ре­гулирует все стороны эмоциональной жизни человека. Обстоя­тельства жизни человека могут обострять и подавлять эмоции, заставляют его сдерживать проявление эмоций при величайшем их напряжении или допускают безудержное проявление их даже при их незначительной степени. Эти обстоятельства перестраи­вают форму и содержательную сторону эмоций.

В профилактике различных заболеваний и в психогигиене большое значение имеет воспитание эмоций, регулирование эмоциональной сферы личности, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей, укрепление само­обладания» (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 233-233).


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player