|
РУБРИКА: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ |
«Эмоциональные отношения характеризуют
эмоциональную избирательность или связь эмоций
определенного характера с определенными лицами, объектами или процессами.
Основными констрастными
эмоциональными отношениями являются: любовь, привязанность, страсть, с одной
стороны, и вражда, неприязнь, ненависть – с другой. Житейская и отчасти психологическая терминология обычно
называет эти эмоциональные отношения чувствами, но термин этот слишком широк и
не характеризует особенностей именно этой категории эмоциональных проявлений.
Так говорят о чувстве гнева, радости, удовлетворения, ответственности, долга,
стыда, между тем как все они представляют разные категории эмоциональных переживаний.
Эмоциональные отношения, конечно, не исчерпываются любовью
и враждой. Уважение и преданность или презрение и пренебрежение, доверие или
недоверие с эмоциональной стороны представляют эмоциональные отношения в
этическом плане.
Эмоциональные отношения имеют динамику, они возникают,
достигают иногда величайшей напряженности и постепенно угасают или критически
разрешаются или разрушаются. Так, любовь, начиная с интереса и симпатии, может
перейти в страстное увлечение, может далее улечься в русло спокойной и прочной
привязанности, может закончиться охлаждением или даже перейти в неприязнь и
враждебность.
Медицинское значение эмоциональных отношений многообразно: они могут быть источником тягостных патогенных переживаний. Так, разочарование в уважаемом лице, измена или утрата любимого сопровождается большим эмоциональным напряжением, превращением эмоционального отношения в противоположное, например, любви – в ненависть, уважения – в презрение.
Состояние патологического аффекта, связанное обычно с эмоциональным, порой патологическим отношением, например, при убийстве из ревности, представляет своеобразное сложное эмоциональное отношение, сплав любви (страсти), деспотизма, эгоцентризма и неуверенности.
Недоверчивое, завистливое, враждебное отношение к людям
может перерасти в процессе патологического развития в бред преследования,
представляющий эмоционально-интеллектуальное образование паранойяльного типа
при относительной сохранности интеллекта и личности.
Maier развил понятие кататимного
мышления, чрезмерно подчиненного субъективным эмоциональным отношениям больного,
его желаниям, мечтам, которые владеют его воображением. Bleuler развил понятие аутизма, тесно
связанное с понятием аутического мышления,
представляющего по смыслу то же, что кататимное. Но в термине «аутизм» подчеркивается отрыв, изоляция
человека от действительности (от греческого слова аутос
– сам), что нередко наблюдается у душевнобольных, особенно при шизофрении.
Аутизм в понимании Bleuler
– уход в себя, замкнутость,
отгороженность от внешнего мира. В этой обращенности к внутреннему миру болезненных
фантазий проявляется одновременно безразличное, даже негативное, отношение к
объективной действительности.
Эмоциональное отношение может стать источником болезненных
состояний, но оно может быть и проявлением заболевания. Так, нарастающая подозрительность
представляет проявление измененных болезнью отношений личности и черт ее
характера.
Болезнь может привести к изменению отношений. Нарастающее
равнодушие, безразличие к людям, которые до этого были близки и дороги,
равнодушие к своим обязанностям в ряде случаев возникает в болезни.
Проблема эмоций важна не только для психологов, психиатров,
невропатологов, но и для врача любой специальности. Эмоции равно привлекали к
себе внимание физиологов и биологов (Ч. Дарвин, В. М. Бехтерев, Cannon, И. П. Павлов, Sherrington, Л. А. Орбели, П. К. Анохин).
В разработке вопроса об эмоциях больного важнейшее место
занимают клиническое наблюдение и амнестический
метод. Могут быть полезны и некоторые методики экспериментально-психологического
исследования. Среди соответствующих методик могут быть названы
ассоциативный эксперимент, ТАТ, частично – метод Роршаха,
метод Розенцвейга и метод Szondi. В изучении эмоций большое значение и распространение
получили исследования: 1) мимических и пантомимических реакций, 2)
вегетативно-соматических реакций, 3) моторных и интеллектуальных действий, 4)
исследование биохимических изменений, 5) исследование деятельности мозга в
связи с различными эмоциональными состояниями.
Исследование мимических реакций. Исследования мимических и пантомимических реакций в связи
с эмоциями принадлежат, в первую очередь, Ч. Дарвину. Lavater
была сделана попытка обосновать суждение о личности человека по мимическому
выражению. В XIX в. Duchenne, вызывая сокращение мышц лица электрическим током, смог
подойти к анализу мышечных групп, определяющих мимическое выражение эмоций.
В. М. Бехтерев, разрабатывая рефлекторную теорию эмоций,
рассматривал их как мимико-соматические рефлексы в том смысле, что центральные
изменения, которые происходят в мозгу, сопровождаются разнообразными и
специфическими для каждой эмоции мимическими и соматическими изменениями, т. е.
изменениями, проявляющимися в динамике деятельности внутренних органов, в
биохимических процессах.
В последнее время Ruckmick, Lersch, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие, используя фотографический и кинематографический метод, в значительной степени усовершенствовали изучение мимической стороны эмоций.
Вегетативная нервная система и эмоции. Психологи и неврофизиологи давно
сделали вегетативные реакции при эмоциях объектом наблюдений и
экспериментальных исследований (Wundt, Lehmann, Binet, Masserman).
Первоначальные исследования отметили такие изменения как
расширение периферических сосудов и ускорение пульса в состоянии гнева,
наоборот, сжатие сосудов, замедление и ослабление пульса при страхе. Вскоре
эти исследования дополнились исследованиями дыхания, размера зрачков, уровня
кровяного давления, секреторной и моторной динамики желудочно-кишечного тракта,
потоотделения, кожно-электрических и электро-энцефалографических
изменений. Эти методы позволили объективно изучать различия в характере и
интенсивности эмоций как у нормальных людей, в связи с особенностями темперамента
и характера, так и у больных, характеризующихся патологическими изменениями
эмоциональности.
В дальнейшем последовали попытки изучения в связи с эмоциями
биохимической динамики. Вегетативная нервная система осуществляет регуляцию
биохимической динамики организма своими двумя различными, в значительной
степени противоположными и вместе с тем связанными компонентами – симпатическим,
или адренергическим, и парасимпатическим, или холинергическим.
Гельгорн и Луфборроу,
обобщая материал собственных исследований и исследований других авторов,
приходят к заключению, что положительные и отрицательные эмоции отличаются по
характерному для них химизму с различной степенью участия холинергических и
адренергических механизмов.
Адренергический эффект осуществляется адреналиноподобными
веществами, выделяющимися при возбуждении симпатического нерва. Основными из
этих веществ являются адреналин (А) и норадреналин (НА).
Первый содержится преимущественно в мякотном веществе надпочечников, второй –
в мозгу и некоторых других органах. Содержание последнего значительно выше, чем
первого.
Симпатический нерв вызывает расширение зрачков, ускорение
сердцебиения, повышение кровяного давления, задерживает деятельность кишечника,
увеличивает содержание сахара в крови, повышает мышечную работоспособность,
усиливает обмен веществ.
Cannon принадлежат первоначальные исследования выделения при
эмоциях адреналина, который он называл симпатиком. Он обнаружил значительные изменения деятельности
внутренних органов и состава крови при эмоциях боли, голода, страха и ярости.
Со времени опытов Levi известно,
что раздражение блуждающего нерва (вагуса)
сопровождается выделением в кровь веществ, названных вагусными
или холинергическими веществами. Через посредство этих веществ передается
влияние раздражения вагуса на тот орган, который и
иннервируется его ветвями или аналогично действующими нервными элементами.
Многочисленные дальнейшие исследования, особенно последнего времени, позволили
физиологически и психологически различать действие адреналина и норадреналина.
Адреналин вызывает повышение максимального кровяного
давления и ускорение сердцебиения, а норадреналин повышает минимальное
кровяное давление и вызывает замедление пульса.
Позднее было отмечено, что адреналин обеспечивает быструю
защитную реакцию, мобилизацию самозащитных средств
организма, особенно при страхе.
Funkenstein, проводивший многочисленные исследования адреналиноподобных веществ в крови здоровых и нервно-психических
больных людей, пришел к выводу о том, что гнев, направленный на других,
сопровождается увеличением содержания норадреналина в крови, а страх,
беспокойство, гнев, направленный на себя, сопровождается повышением содержания
адреналина. Эти исследования позволяют думать, что различным оттенкам эмоций как в норме, так и в патологии, соответствуют
различные соотношения адренергических веществ.
Уже Cannon установил, что симпатин представлен двумя
близкими группами химических соединений, названных им симпатиками
«Е» и «U». В настоящее время известно, что эти симпатики
представляют собой адреналин и норадреналин, которые имеют в некоторых
отношениях общее, а в некоторых отношениях различное, но огромное значение в
общем балансе деятельности организма и его нервной системы.
Парасимпатический или холинергический эффект характеризуется
сужением зрачков, расширением сосудов, замедлением пульса и усилением
сокращений сердца, усилением перистальтики и секреции желудочно-кишечного
тракта, выделением обильного горячего пота, ослаблением обмена веществ.
Парасимпатические влияния преобладают над симпатическими
во время сна.
Медиатором парасимпатического действия является
ацетилхолин. В свою очередь, ацетилхолин разрушается ферментом – холинэстеразой, активность которой может позволить судить о
холинергическом балансе.
Содержание холинолитических или
холинергических, или разрушающих холинэстеразу
веществ в организме тесно связано с состоянием деятельности головного мозга и
всей нервной системы.
Изучение содержания адреналина в органах и крови животных
тропических стран показало, что у плотоядных, характеризуемых агрессивной
эмоцией и позицией, соотношение адреналина и норадреналина выше, чем у травоядных, характеризуемых пассивно-оборонительной
реакцией и страхом. Очевидно, это имеет известное значение и в отношении к
человеку и его психическим состояниям.
Сотрудники В.Н. Мясищева А.И. Гошев
и В.К. Мягер произвели исследование содержания в
крови адреналина (А), норадреналина (НА) и холинэстеразы
у 110 больных, страдающих неврозами. Они обнаружили у этих больных колебания в
содержании адреналина и норадреналина при различных эмоциональных состояниях и
некоторые не столь значительные при этом колебания в содержании холинэстеразы.
Полученные ими данные показывают, что в состоянии страха
возрастает концентрация А в крови при незначительных
изменениях НА. В состоянии гневного раздражения или тревоги резко возрастает
содержание А и НА. Наоборот, астенические эмоции
(грусть, тоска) сопровождались отчетливым снижением cодержания А и НА.
Представляют интерес такие компоненты внешнего выражения
эмоций, как плач или психогенная рвота, при которых обнаруживалось резкое
понижение А и НА. Наоборот, сердцебиение, как
проявление страха, сопровождалось значительным повышением А
и НА, тогда как невротические боли в сердце этих изменений не вызывали.
Высокая концентрация А и НА
наблюдалась при невротической бессоннице. Что касается холинэстеразы,
то активность ее значительно не изменялась при этих состояниях, было лишь
обнаружено, что активность истинной холинэстеразы
повышалась с увеличением содержания адреналина в крови. Есть основание
думать, что различные области головного мозга оказывают неодинаковое влияние
на выделение различных биологических веществ крови.
Так, например, раздражение боковой и верхней поверхности гипоталамуса вызывает
в опытах повышение содержания адреналина, симпатический эффект, а раздражение
«серого бугра» гипоталамуса вызывает парасимпатический эффект.
В последние годы все большее внимание
исследователей привлекает к себе роль в организме всей группы соединений типа катехоламинов,
в которую входят адреналин, норадреналин, допамин. Изменения в содержании катехоламинов наблюдаются при
развитии различных патологических состояний, особенно проявляющихся в
эмоциональных нарушениях. Исследования в этом направлении показывают, в
частности, как велико может быть для организма значение эмоций.
При различных эмоциональных состояниях от коры головного
мозга идут импульсы к различным органам секреции. Их выделения, возможно, в порядке
обратного действия отражаются на состоянии головного мозга. Во всяком случае,
указанные изменения биохимизма организма представляют
следствие центральных психических, т.е. преимущественно кортикально-обусловленных,
влияний, вызывающих через посредство подкорковых центров изменения внутренней
секреции.
Вместе с тем, функциональные изменения состояния органов и
организма являются важным звеном в биологическом выражении той или иной эмоции
(гнева, страха, тревоги, тоски и т. п.). В этой области еще требуются
многочисленные исследования, связывающие особенности психики с биохимическим
балансом организма. Выяснение роли той или иной мозговой системы, с
деятельностью которой связан тот или иной сдвиг в биохимической формуле организма как в мозговом веществе, так и в кровяном русле
является актуальной задачей современной неврофизиологии.
Связь эмоций с состоянием головного мозга. Чрезвычайно важные исследования относятся к изучению связи
различных эмоциональных состояний с функциональным состоянием головного мозга
и его различных отделов.
Еще в XIX в. В.М. Бехтерев обнаружил, что раздражение
зрительного бугра вызывает значительные изменения в мимических реакциях
экспериментального животного. Изучение мозга методом экстирпации и раздражений
производилось Munk, В.М.
Бехтеревым, Scherrington, Cannon и Britton, Fulton, Dusser de Barenne и др. Недостатком метода экстирпации и раздражения
являлось то, что при этом повреждается вещество головного мозга.
Эпоху составили исследования И.П. Павлова и его школы по изучению
условных рефлексов у собак. Они позволили без оперативного вмешательства
вызывать состояние возбуждения и торможения, тесно связанное с тем, что
принималось за эмоциональное состояние, и вызывать даже нарушения и «срывы»
нервной деятельности при этих состояниях.
И.П. Павловым было указано, что «срыв» характеризует
изменение в сторону возбуждения или торможения высшей нервной деятельности,
проявляющееся как в анимальной, двигательной, так и в вегетативной нервной
системе, в частности, в нарушении желудочной или слюнной секреции.
В тесной связи с изменением состояния головного мозга при
эмоциях находятся и изменения в двигательной сфере. Если до известной степени
эмоциональное возбуждение вначале сопровождается повышением продуктивности
деятельности, то с дальнейшим ростом возбуждения появляются нарушения
двигательных актов в виде дрожания; движения приобретают беспорядочный
характер. То же обнаруживается и в интеллектуальных операциях, которые
первоначально могут улучшаться, а потом ухудшаются, так что некоторые авторы
говорят об «эмоциональной декортикации», которую следует понимать как последовательное
разлитое торможение коры головного мозга и подкорковой области, вызываемое
возбуждением.
Экспериментальные неврозы у собак как болезненные изменения
высшей нервной деятельности в связи с непосильно трудными для животного
задачами, изученные И.П. Павловым, получили широкое признание. Они в дальнейшем
были вызваны у некоторых других животных (крыса, кошка, овца, обезьяна). В этом
направлении интересны с фактической стороны опыты Masserman, однако его обобщения не всегда приемлемы из-за стремления
«синтезировать» теорию условных рефлексов с психоанализом.
С 20-х годов текущего столетия были осуществлены многочисленные
исследования, посвященные изучению роли подкорковых областей головного мозга,
вегетативной нервной системы и деятельности эндокринных желез. Они подтвердили
сформулированное И.П. Павловым и Л.А. Орбели положение о том, что подкорковая
область является центральной анатомической базой эмоций или сложных безусловных
рефлексов. В дальнейшем изучение диэнцефальной области мозга и древней коры (палеокортекса) позволило экспериментально показать их роль
в аффективной стороне поведения.
Cannon и Britton, за ними Bard и другие назвали проявление аффектов гнева и страха у
животных с удаленной корой «мнимой яростью» (shame rage). В сущности, это были настоящие эмоциональные реакции,
лишенные, однако, той пластичности и приспособительного значения, которые
характеризуют животных с нормальным мозгом. Во всяком случае, исследования
показали, что эти эмоции можно вызывать у животных при удалении всего мозга
кпереди от каудального отдела гипоталамуса.
Новейшие данные о мозговом механизме эмоций. В
Экспериментальные повреждения отдельных звеньев этой цепи,
а также других элементов – области перегородки (septum), миндалевидного
комплекса показали участие всех этих элементов в эмоциональных реакциях,
регулирующее влияние одних, обеспечивающее реакции возбуждения других. Эти данные
еще не вполне определены и по отношению к человеку роль их еще не изучена.
В
В последнее время новые успехи достигнуты в опытах, представляющих
сочетание электроэнцефалографического метода, метода условно-двигательных рефлексов
и электроэнцефалографической реакции (Brady, Olds, Delgado, Lilly и др.).
На рис. 12, воспроизводимом из
опубликованной в
Поскольку у человека повторение реакций
или стремление к ним связано с удовольствием, а стремление избежать раздражение
связано с вызываемым им неудовольствием, авторы этих опытов (Olds и др.) заключают, что у животных имеются аналогичные эмотивные оттенки поведения, а следовательно, те участки
мозга, которые раздражаются с помощью микроэлектродов,
имеют отношение к эмоциональным реакциям и состояниям. Разумеется, при переносе этих данных на человека нужно
быть очень осторожным в толковании. В частности, надо учесть, что авторы ряда
этих исследований допускают, на наш взгляд, ошибку, говоря о «мотивации
поведения» у животных.
Новые технические возможности экспериментальных исследований
должны быть использованы для дальнейшей разработки физиологического понимания
эмоций и как сложнейших человеческих реакций и как человеческих сознательных
отношений.
Следует при этом учесть, что И.П. Павлов, рассматривая
эмоции как подкорковую деятельность, вместе с тем говорил о чувствах
удовольствия и неудовольствия, связывая их с облегчением или с затруднением
корковой деятельности. Эти чувства соответствуют эмоциональным состояниям,
которые в случаях патологии могут переходить в состояние чрезмерно облегченное,
эйфорическое, гипоманиакальное
с ослабленным внутренним торможением, с поверхностными ассоциациями или,
наоборот, в состояние болезненно затрудненного протекания психических
процессов.
Рис. 12. Мнимая ярость, вызванная раздражением гипоталамуса кошки (по Delgado, 1964).
a — контроль: две дружелюбно настроенные кошки в клетке;
б — агрессивное состояние одной из них (слева), вызванное стимуляцией переднего гипоталамуса,
направлено на контрольную кошку,
реагирующую, однако, защитными проявлениями;
в — контрольная
кошка атакует подопытную;
г — подопытная, несмотря на отчетливо
выраженную агрессивность, опускает голову, прижимает уши, пятится и не отвечает
тем же самым.
Особо важной и актуальной задачей физиологического освещения
проблемы психологии эмоций является дальнейшая разработка вопроса о
физиологическом понимании эмоциональных отношений. Богатство психической
деятельности человека с ее сознательностью позволяет считать их основанными на
следах обобщенного индивидуального опыта динамическими образованиями, которые
могут вызывать мощнейшие разряды бурных эмоций и обеспечивать мобилизацию
богатых и разносторонних проявлений нервной деятельности, в связи с тем или
иным объектом, например, другим человеком, или с идейными мотивами.
Jung выдвинул понятие о «комплексе» как системе эмоциональных
переживаний, ушедших в бессознательное и образующих там самостоятельные
энергетические центры, оказывающие активное воздействие на личность и ее
поведение. Такое понимание «комплекса»
строится на неправильной трактовке бессознательного, не учитывает динамику
перестройки следов переживаний под влиянием меняющихся условий жизни, новых
переживаний человека, всей динамики нервно-психических процессов.
Заслуживают внимания вопросы о приспособлении личности и
организма к эмоциям и их влияниям. Приведем одно высказывание из книги Гельгорна и Луфборроу.
Эти авторы пишут: «Нам хотелось бы подчеркнуть тонкую
приспособляемость организма к разным эмоциональным ситуациям; так,
вегетативные, соматические и поведенческие реакции при страхе совершенно различны в зависимости от того, реальна ли
возможность избежать опасности или нет».
Эмоции в формировании характера и его дефектов. Эмоциональные реакции проходят, но оставляют след в форме
их условнорефлекторной временной связи с ситуацией, в
которой они возникли. Неоднократное повторение реакций упрочивает этот след как
склонность к выявлению определенного вида эмоций. Повторная эмоциональная
реакция страха создает пугливость и робость как компонент характера. Повторный
гнев ведет к образованию таких черт характера, как гневливость, раздражительность,
которые при слабости нервной системы и беспрепятственном удовлетворении
желаний создают нередко более сложную черту характера – капризность.
Гневливость и капризность в известных условиях, например, ожидания опасности,
раздражающей обстановки, неудовлетворенных претензий, вызывая острые аффекты
или длительные аффективные напряжения, могут приводить к неврозу.
С особенностями характера тесно связан вопрос о причинах
возникновения эмоций и их болезненных проявлений у человека. Если у животных
эмоциональная реакция определяется биологическим значением воздействующего
фактора и жизненным опытом через механизм корково-подкорковой и
вегетативно-эндокринной системы, то у человека при том же механизме в структуре
эмоций решающая роль принадлежит особенностям психики, личности, сформированным
определенными социально-историческими условиями, воспитанием черт характера и
отношений. Эти собственно человеческие черты коренным образом преобразуют
эмоции, свойственные животным, и определяют возникновение новых одному человеку
присущих эмоций, связанных с идеологией, моралью, эстетическими потребностями,
общественной жизнью, трудом.
Особенности характера и связанных с ними эмоциональных отношений могут становиться источником патологических эмоций. Так, робость, как черта характера даже при мало опасных или некоторых вовсе неопасных обстоятельствах, может существенно влиять на возникновение патологического состояния тревоги и страха. У требовательного или нетребовательного человека неудовлетворение их желаний также вызывает разную реакцию, у одного – гнев и настойчивость, у другого – уступчивость, подчинение. Гнев может повлечь болезненное состояние перевозбуждения; но и робкая уступчивость имеет пределы, за которыми возникает болезненная реакция нервной системы.
Человек морально чувствительный будет страдать от нарушения окружающими или им самим моральных требований. У активного это выразится гневным протестом, тем более сильным, чем сильней нервная система, прочней моральная требовательность и чем трудней условия. У нервно-психически слабого это проявится в мучительных переживаниях, которые могут привести к неврозу или к состоянию реактивной депрессии. Эмоции и их особенности могут играть решающую роль в возникновении психогенных как психических, так и соматических нарушений.
Представления об эмоциях у человека как о выражении темперамента, о роли в характере эмоций вегетативной и эндокринной систем в их динамике остаются безжизненными, если не входят в систему взглядов о значении для эмоции общественного опыта человека, который не только организует новый, так называемый высший (моральный, эстетический) тип эмоций, но регулирует все стороны эмоциональной жизни человека. Обстоятельства жизни человека могут обострять и подавлять эмоции, заставляют его сдерживать проявление эмоций при величайшем их напряжении или допускают безудержное проявление их даже при их незначительной степени. Эти обстоятельства перестраивают форму и содержательную сторону эмоций.
В профилактике различных заболеваний и в психогигиене большое значение имеет воспитание эмоций, регулирование эмоциональной сферы личности, обеспечение гармонического соотношения эмоций с интеллектом, волей, укрепление самообладания» (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 233-233).
![]() |
![]() |
![]() |
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |
|