|
РУБРИКА: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ |
«Цель и задачи
волевого действия. Исходным пунктом волевого
действия являются его цели и задачи, образующие побудительную силу для его
выполнения. Как здоровые, так и больные люди весьма различаются по характеру
потребностей, по силе побуждения к целевым действиям.
Цель и задача, как правило, не совпадают. Человек может
поставить перед собой цель, которая требует последовательного выполнения
большого ряда действий, решения многих задач в течение длительного времени. Не
всякий способен ставить перед собой такие цели или, поставив, последовательно
добиваться их достижения. Болезнь может ослаблять способность к постановке
такого рода цели и движения к ней. Дети также не способны к
таким образом построенной деятельности.
Неправильное воспитание может повести к тому, что человек
живет без определенных целей. Такая форма существования иной раз приводит к
неврозу, к психопатизации личности, к социальной
деградации.
Некоторые больные сохраняют лишь способность совершать
простые действия, ведущие к удовлетворению наиболее элементарных потребностей.
Такой больной может, например, увидев пищу, тянуться к ней, преследуя только
данную узкую и частную цель.
У других больных цели крайне неустойчивы, сменяют друг
друга на самых начальных этапах действия. Поставленная цель может не
соответствовать условиям и возможностям индивидуума. Некоторые больные ставят
перед собой цели, неосуществимые или лишенные смысла.
Цель и задачи могут быть достижимыми и решимыми
при наличии двух условий: правильной оценки объективных условий и правильной
самооценки. И здоровые люди могут обнаруживать склонность к переоценке или к
недооценке своих личных возможностей: знаний, способностей, умений, черт
характера. У некоторых больных эти особенности личности и деятельности бывают
особенно резко выражены. Так, например, страдающие
психастенией весьма склонны сомневаться в себе и в своих силах. В связи с этим
у них бывают резко выражены колебания в выборе цели действий. Еще более труден
для них переход от выбора цели к соответствующим действиям.
Следует отметить, что именно при психастении чаще всего
возникают навязчивые действия, действия без сознаваемой и обоснованной цели,
более или менее стереотипно и вынужденно повторяющиеся. Можно думать, что между
этими двумя сторонами психастенической личности – неуверенностью в себе и
навязчивостью, навязчивыми действиями имеется связь: сниженная способность к
волевым действиям связана со сниженной способностью тормозить
действия неволевые, лишенные осознанной цели,
застрявшие, выражающие патологическую инертность.
Планирование действий.
Намеченная цель, поставленная задача, приводит к действию через составление
более или менее отчетливого плана и выбора средств его выполнения. Это планирование,
или программирование, – важный этап действия. Способность к планированию своих
действий, уровень и индивидуальные особенности планирования весьма характерны
для личности здоровой и больной.
Конечно, роль и особенности планирования различны и у
одного и того же человека при различных целях и задачах. Для достижения одних
целей путь для человека со здоровой психикой может быть в основном
предопределен общественным и личным опытом. В других случаях таких проторенных
путей нет, или данный человек их не знает, и реально план должен им строиться в
большей мере наново, что, конечно, представляет значительно
большие трудности. Иногда трудности возникают и потому, что человек не
учитывает непригодности привычных или наиболее ему доступных путей для стоящей
перед ним цели и обрекает себя на ошибки. Болезнь нередко сказывается в
снижении способности адекватного задаче планирования, в неспособности
действовать по принятому плану. С цели, задачи и плана начинается волевое
действие. Но цель, задача и план, определяя, в основном, действие, сами могут в
той или иной мере меняться в процессе действия и под его влиянием.
Некоторые особенности процесса действия в норме и патологии. Волевое действие обогащает личность опытом в процессе его
выполнения. Действие, его течение, его результаты могут показать, что поставленная
цель недостижима, что необходимо ее уточнить, видоизменить, отсрочить попытки
ее достижения, или что предварительный план следует изменить.
У некоторых больных регулирующее влияние действия на цели,
задачи и планы бывает нарушено, как бывает нарушено и влияние «обратной афферентации» (П. К. Анохин) на самое течение действия, на эффекторные механизмы. Больные могут быть неспособны или
мало способны вносить соответствующие коррекции в первоначальный план под
влиянием поступающей афферентации и ее сличения с
планом и регулирующих и корригирующих систем разных уровней (Н. А. Бернштейн).
Влияние цели на действие сказывается
не только на предварительном, настроечном и пусковом этапах. Соответствующие
цели регулируют системы мозга, направляют действие в той или иной мере на всем
его протяжении. Вместе с тем, на разных этапах действия влияние цели и
предварительного плана может быть различным, более или менее выраженным. Дети,
многие здоровые люди, особенно многие больные, могут в процессе действия уйти
от его цели и задачи, бывают не в состоянии в процессе действия исправлять
допущенные ошибки. Чрезмерная зависимость процесса решения задачи от не
относящихся непосредственно к нему условий, подавляющее влияние непосредственных
раздражителей на выполнение задачи во всех видах деятельности характерно для
многих больных, страдающих органическими заболеваниями головного мозга.
Ребенок 7 лет хочет из пластилина построить человечка. Но,
сделав это, он говорит, что для человечка нужен стульчик и лепит теперь из того
же пластилина, т. е. из слепленного человечка стульчик, потеряв первоначальные цель и задачу, действуя вопреки названному
им же мотиву: «человеку нужен стульчик». Здоровой девочке 9 лет, преодолев
большие трудности, удается поймать красивую бабочку для коллекции. Но, поймав
ее, она тут же отпускает ее, потеряв к ней интерес. Здесь обнаруживается
детская нестойкость интересов. В этом случае, вероятно, можно говорить, что
основной побуждающей потребностью, хотя и неосознанной, было не столько желание
владеть бабочкой, сколько желание ее поймать, стремление к самому совершению
действия.
У больных, наряду с нестойкостью задачи, иногда наблюдается
застревание (патологическая инертность) на отдельных
элементах действия, далее уже автоматически, без цели выполняемого. Приведем
два примера такой автоматизации действия (М. С. Лебединский).
Больной,
страдающей болезнью Пика, предложено взять со стола карандаш. Карандаш лежит
недалеко от нее. Она начинает искать. Рука ее передвигается по столу. В соответствии
с этими движениями передвигаются и глаза больной, пальцы руки при этом
полусогнуты. Поза больной, ее движения явно демонстрируют наличие у нее
соответствующей заданию установки – найти и взять нечто
со стола. Но больная, длительно продолжая эту по форме поисковую деятельность,
не берет ни карандаш, ни ничего другого. (В иных подобных ситуациях она берет
другой, незаданный предмет). На вопрос, что ей надо взять, больная не отвечает,
обнаруживая растерянность, но не прекращая «поисков». Движения больной теперь
оторваны от цели и задачи, не соотносятся с ними. Здесь в своей основе
нарушены структура действия и характер движения. Сознательное действие породило
и в какой-то мере определило автоматизированное движение. Соотнесение движения
с задачей прерывается вскоре после образования установки на действие и
включения пускового механизма, контрольный аппарат, не функционирует или
функционирует ослабленно.
Несколько
иначе обнаруживается патологическая инертность у другого больного. Больному
(опухоль правой лобной доли, подтвержденная позднее на операции) предложено 6
раз постучать. Он дважды выполняет такую инструкцию правильно. Теперь ему
предложено произвести большее количество постукиваний – 15.
Он стучит 15 раз, делает паузу [мы (М. С. Лебединский) его не прерываем и
выжидаем] и стучит еще пять раз. Теперь мы его спрашиваем: «Сколько раз
постучали?» Больной отвечает: «Кажется, 20 раз». «А сколько надо было?» – продолжаем мы спрашивать. Больной вместо ответа
начинает вновь стучать; он стучит еще 15 раз, делает паузу и стучит до 50 раз.
Движения эти по форме несколько меняются. Мы его опять спрашиваем, сколько раз
он постучал. И на этот раз больной вместо ответа начинает вновь стучать.
Анализируя данные приведенного описания исследования, можно
отметить в нем ряд существенных моментов. После выполнения задания постучать 6
раз больной не продолжал движения. После же выполнения задания постучать 15
раз или больше он продолжает постукивание за предел, который поставлен
задачей. И это не приходится считать случайным. Можно сказать, что большее
количество выполненных согласно заданию однообразных актов создает больше
предпосылок для проявления патологической инертности. У других больных, с более
выраженной патологией такого рода симптом «непрекращения»
(описанный рядом авторов) может наступить после меньшего количества стуков по
заданию.
В описании движений больного отмечалась дважды возникавшая
пауза после того, как он постучал согласно заданию 15 раз. Это, нужно думать,
убедительно показывает, что больной, во всяком случае
до того, как произвел соответствующее заданию количество стуков, не потерял
полностью задание. Он явно считал свои стуки. Здесь нет полной потери задачи, а
есть постепенное снижение осознания задачи, постепенное снижение регулирующей
роли сознания на двигательные операции.
Таким образом, автоматизированное движение не обязательно
является полностью неосознанным. Нарушение регуляции у больных возможно и при
сохранении известного уровня осознанности действия. Как показывают исследования
некоторых авторов, включая и наши, при поражениях правого полушария такое
снижение уровня сознания и нарушение регуляции – более частое явление.
В описанном наблюдении имеет место отрыв действия, вернее
– движений от задачи и образование тенденции к продолжению действия, но уже
как действия немотивированного и бессмысленного. Если в начале действия оно
определялось задачей, то в дальнейшем –
посторонними задаче патологическими побуждениями, своеобразной формой
патологической инертности возбудительного процесса, противостоящего
регулирующей роли сознания.
Описанное «застревание»
отличается от значительно чаще
наблюдающегося в патологии иного выражения инертности – персеверации.
В приведенных наблюдениях потерявшие свой смысл элементы действия не решают
никакой задачи. При персеверации же законченное действие целиком или в
каких-либо своих элементах проникает в последующее действие, решающее новую
задачу, для выполнения которой эти элементы предшествующего действия чужды и
непригодны.
Pick в свое время описал больного, у которого, когда он писал,
отобрали ручку. Вместо нее в его руку вложили нож. Больной продолжал ножом
производить движения, по форме приближающиеся к движению руки в процессе
письма.
Персеверация проявляется главным образом тогда, когда
больной приступает к решению новой задачи. Для явлений персеверации
обычно характерны следующие моменты: 1) они преимущественно обнаруживаются при
относительно повышенной для больного трудности решения новой задачи; 2) они
вместе с тем скорее выявляются в действии, более или менее в чем-то сходном с
предшествующим; 3) чаще всего проникают в новое действие элементы последнего
предшествующего действия, но иногда и несколько более раннего; 4) персеверативная тенденция иногда выражается в том, что в
последующее действие неправомерно переносятся не те или иные элементы, а общий
смысл одного из предшествующих действий. Здесь можно говорить иногда об
инертности установки; 5) являясь общим выражением патологически сниженной
подвижности нервных процессов, персеверативные
тенденции при очаговых поражениях головного мозга преимущественно выступают в
наиболее пострадавшей сфере психики: а) в речи, б) в двигательных актах, в) в
восприятии и т. п.
Следует различать: 1) персеверации, бессмысленность которых больной не улавливает и
2) персеверации, которые непосредственно или хотя бы с запозданием больные
осознают и пытаются их преодолеть. Между этими двумя группами имеются
промежуточные формы частично осознаваемых персевераций.
По этим различиям персевераций можно также судить в
некоторых отношениях об общем состоянии психики и нервных процессов у больного.
Важно бывает выяснить, наблюдаются ли персеверации только в одной области
психических процессов или они присущи всем психическим процессам у больного.
Выявление этой стороны нарушений может помочь отделению узколокальных поражений
от более широких поражений головного мозга.
От персевераций необходимо отличать нередко сходные с ними
явления стереотипии, весьма характерные для ряда больных шизофренией.
Стереотипии глубже, чем другие проявления патологической инертности в
двигательном анализаторе, проникают в личность больного. Это явно связано с
особым патогенезом двигательных нарушений, возникающих на основе общих
нарушений динамики нервных процессов.
Персеверативные элементы действия в той или иной мере перестраиваются при
повторении. Больной в той или иной мере сопротивляется персеверативным
тенденциям и противопоставляет им побуждения к нормализации действия. О
стереотипиях этого сказать нельзя. Они не противостоят личности, сливаются с
ней и, как правило, не варьируют. Механизм персеверации проявляется то в одном,
то в другом действии и выражается в соответствии с этим каждый раз иначе.
Стереотипии больного шизофренией более однообразны и менее зависимы от внешних
влияний.
Рассмотрение этих далеко не полно здесь описанных проявлений
патологической инертности в клинике нервных и психических заболеваний, в
частности, показывает подлинное многообразие физиологической и
неврофизиологической природы инертности и патологической инертности нервных
процессов. Изучение этого многообразия имеет большое теоретическое и
практическое значение.
Надо еще отметить, что явления повышенной инертности
корковых нервных процессов выявляются в некоторых вариациях и у больных с
соматическими заболеваниями в связи с. общей астенизацией
центральной нервной системы, а также иногда и у здоровых людей – в состоянии
переутомления и у пожилых.
Остановимся еще на некоторых формах нарушения действий и
входящих в них произвольных движений. У некоторых больных нарушается
автоматизация движений. В других случаях нарушается координация элементов
автоматизированных актов.
Примером может служить нарушение жевательного процесса в мастикациограмме (Р.С. Рубинова). Иногда у больных угасание,
наступающее торможение действия, находит выражение на какой-то фазе в
бессмысленных, абортивных движениях. Мы наблюдали больную кататонической
формой шизофрении, которая несколько минут играла на рояле. Постепенно
исполнение претерпевало ряд изменений в выразительности, в силе звука, в
модулировании. Наконец, последовал ряд движений рук, сходных с движениями игры
на рояле, но не достигающих клавиш, и далее – полное прекращение действия.
Другая больная также с кататонической
формой шизофрении, выходя из кабинета, пытается закрыть за собой дверь. Один
раз она легко прикасается к двери, не подвинув ее, а потом делает несколько
сходных движений в воздухе, уже не дотрагиваясь до двери. Затем остается
неподвижной.
Рис. 13. Кимограмма
движений больной шизофренией (кататоническая форма).
Такие рудименты действия нередки у больных кататонической формой шизофрении. И здесь действие,
угасая, сводится к потерявшим смысл операциям.
Приведем отрывок кимограммы
движений одной больной с той же формой шизофрении, на которой выступают сходные
«рудименты» движений (рис. 13).
Больной шизофренией (кататоническая
форма) предложено нажимать на пластинку записывающего аппарата. Первые четыре
нажима – правильной формы, несколько замедленные и несколько сниженные по
глубине (высота кривых). После следует прекращение движений и три едва
заметных на кимограмме нажима. Повторяется инструкция
«нажимать» (отмечено на кимограмме). Следует один нажим, несколько меньший, чем в
начале интенсивности, затем постепенное и резкое снижение – едва заметные
движения. Кимограмма весьма типична
для больных кататонической формой шизофрении.
Такого рода обессмысливание, конечно, возникает по-разному
в разной деятельности. Более быстро оно наступает при наиболее трудных для
больного задачах.
Действия некоторых больных нарушаются вследствие чрезмерной
их зависимости от предмета, на который они направлены. У них связь с
непосредственно воспринимаемым предметом оказывает на действие более сильное
влияние, чем его цель, задача и план.
На действиях больных нередко отражается сниженная их
способность развивать должную активность. В клинике наблюдаются состояния гипер- и гипоактивности. Например, при депрессиях больные мало подвижны,
движения их замедлены. Другие больные бывают чрезмерно подвижны, ажитированы (маниакальное состояние и др.). Нередко больных
характеризует тенденция уходить от того, что их
затрудняет (выражение астении). Снижение активности может выразиться в том, что
действие быстро, но все же постепенно угасает.
Заключительный этап действия. Единое действие иногда решает единую задачу в несколько приемов, разделенных
теми или иными промежутками времени. Иногда действие бывает разделено
сколько-нибудь значительными по длительности перерывами. Для отдельного
подлинно волевого действия существенно то, что оно или решает задачу в один
прием, или выполняет намеченную по плану часть ее решения.
Во всяком волевом действии окончанию его (также перерыву в
единой серии действия) предшествует сознательный акт – решение закончить его
или прервать. Это решение может быть принято по разным
мотивам: 1) в связи с решением поставленной задачи; 2) в соответствии с ранее
принятым планом закончить работу в определенное время или в соответствии с
условиями работы (окончание смены, закрытие библиотеки и пр.); 3) в результате
чувства усталости, под влиянием тех или иных эмоций и других побуждений,
нормальных или патологических.
Правильное решение вопроса о том, что действие закончилось
в связи с выполнением задания, возможно, если человек в процессе действия на
всех этапах сохраняет сознание задания, если он способен правильно оценить
результаты действия, правильно соотнести их с задачей, целью, планом.
Один ученик может, например, закончив письменную работу по
арифметике, попытаться оценить полученный результат, соотнести его с задачей и
сознательно прийти к выводу, что он решил и правильно решил задачу. Другой
ученик, добравшись до какого-либо результата, может не задуматься над бессмысленностью
вывода, к которому пришел, и также, но уже необоснованно, счесть действие
законченным.
Дело педагога, а часто и врача, установить своевременно, по
какому из двух этих типов работает ученик, выяснить причины склонности ко
второму типу действия, учитывая, что такой тип работы может быть результатом
неправильного воспитания и обучения, а может и выражать патологические
особенности ученика.
Так, нередко неспособность в работе правильно подходить к
оценке ее результатов бывает характерна для олигофренов. Многие больные вообще не ставят и неспособны
ставить перед собой вопрос об оценке результатов работы или к концу работы уже
не могут вообще сказать, вспомнить, что им надо было сделать, либо неспособны
обнаружить расхождение между тем, что сделано и что надо было сделать.
Обстановка действия. Конечно, успешность действия
в немалой мере зависит от условий, в которых оно протекает. У некоторых людей
эта зависимость становится чрезмерной или в результате неправильного
воспитания, образования, дурных навыков или вследствие болезни. При некоторых
неврозах у больных наступает срыв в работе под влиянием совсем незначительных
для здорового человека помех со стороны окружающей обстановки. Некоторые
больные со сниженной подвижностью нервных процессов (чаще всего с органическими
поражениями головного мозга) трудно переносят даже незначительную смену условий
деятельности, трудно приспосабливаются даже к объективно благоприятным
изменениям в условиях работы. Это явление часто наблюдается и у лиц пожилого и,
особенно, старческого возраста.
Для врача важно учесть те особенности обстановки, которые
создаются в процессе деятельности самим больным. Некоторые больные обнаруживают
чрезмерную педантичность в работе. Для значительной части страдающих эпилепсией
и некоторых психопатов особенно важно, значительно больше, чем это требуется
для успешной работы, чтобы все орудия труда, все подсобные материалы
находились точно на своем месте, имели те же особенности, что и ранее и т.п.
Иногда внешне сходно с таким патологическим педантизмом выступают особенности
действий у больных, страдающих навязчивостями, у которых под влиянием
последних устанавливаются те или иные обязательные для них моменты в работе.
Наоборот, некоторые другие больные оказываются не в состоянии
поддерживать в работе самый элементарный и привычный для них ранее порядок,
что создает для них дополнительное затруднение в работе, в быту. Такие больные
в ряде случаев представляются и внешне «запущенными», «странными».
Навязчивость иногда играет роль и в такого
рода нарушениях.
Апраксии. Наиболее
яркое выражение получает нарушение действий у больных с синдромом апраксии.
В связи с этим остановимся кратко здесь на этом синдроме, на некоторых общих
чертах различных форм апраксии. Впервые описал такого рода нарушения в
Это деление хотя и имеет известный смысл, но в целом не
оправдало себя ни теоретически, ни практически. Основная ошибка Liepmann заключалась в ложном, функционалистском
представлении о полной отделенности идеи движения от самой двигательной системы.
Опыт показал, что вследствие такого понимания в клинике могут возникнуть и
возникают локально-диагностические ошибки. Современные авторы стремятся подойти
к изучению апраксии без резкого противопоставления элементарных и сложных апрактических расстройств.
Апраксия есть нарушение двигательных действий. При ней в
той или иной мере нарушаются не отдельные движения (как, например, при
параличах, парезах, атаксиях), а действия. Действия нарушаются нередко и при
некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении. Но при психозах
нарушения действий проистекают из общих нарушений психики, сознания, мышления,
из общей перестройки личности, что легко может быть установлено соответствующим
психологическим исследованием. Не так обстоит дело при апраксиях.
В соответствии с этим и характер поражения головного мозга при апраксии
существенно отличается от поражений его при психических заболеваниях. При апраксиях поражение головного мозга локализуется в
различных участках мозга, относящихся к двигательному анализатору.
Поскольку апраксия в конечном счете
представляет нарушение всей сложной системы двигательных действий, основного
вида практической деятельности человека, его праксиса,
естественно, что нарушения здесь не исчерпываются моторикой, нарушением
функций двигательного анализатора в собственном смысле.
Приведем несколько кратких описаний, чтобы показать сложность
нарушений двигательных актов при апраксиях. При этом
не будем касаться различий между разными формами апраксии, при разных
локализациях поражения головного мозга.
Больному, у которого имеется
выраженная апраксия, предложено показать указательный палец левой руки. Он
показывает большой палец правой руки. Мы тут же спрашиваем, правильно ли он
показал; он отвечает отрицательно, но при повторной просьбе показать правильно
показывает указательный палец, но правой руки. Просим его показать, что надо
было сделать – он правильно повторяет нашу инструкцию и тут же начинает перебирать
пальцы правой руки. Теперь мы его просим показать левую руку – он выполняет эту
инструкцию правильно.
Когда больной должен показать
левую руку, он знает, где левая рука. Но в системе более сложного действия
(показать указательный палец левой руки) это знание временно в какой-то мере
утрачивается больным. Если нормально протекающее действие повышает качество
гнозии, то патологически измененное двигательное действие ведет к ее снижению.
Показав вместо
левого указательного пальца правый, больной сам не отмечает
ошибку, не пытается ее исправить. Несоответствие конечного звена его действия
поставленной перед ним задаче им не осознается в должной мере.Но, когда его спрашивают, верно ли он выполнил
инструкцию, он улавливает свою ошибку, однако способность распознать ошибку
здесь своевременно не используется, не мобилизуется в процессе действия, в
момент его окончания (нарушение санкционирующей афферентности,
по П.К. Анохину). Процесс контроля выполняемого действия включается лишь после
подкрепления вопросом исследующего.
Этому же больному
предлагается надеть очки (он уже много лет пользуется очками). Он всегда
хорошо понимает речь, в интеллекте его вообще грубых нарушений не отмечается,
по собственной инициативе он всегда без затруднения надевает и снимает очки, но столкнувшись с необходимостью выполнить двигательное
задание больной обнаруживает как бы непонимание задачи. Он спрашивает: «вообще
надеть?» После утвердительного ответа он вкладывает очки в футляр. Мы его
просим показать рукой (очки у него принимаем), что надо сделать. Он правильно
показывает, как надевают очки. Это наблюдение противоречит распространенному положению,
что всегда иллюстративные действия хуже удаются, чем действия с предметами.
Вновь предлагаем надеть очки – больной опять закрывает футляр. Мы говорим: «Наденьте».
Больной отвечает: «Я сначала спрячу в футляр», так и поступает
(нарушенное действие перестраивает задачу). Здесь обнаруживается
патологическое влияние ситуации на действие. Когда футляр не лежит рядом с
очками, больной не ищет их и не совершает такого рода ошибочных действий.
Больной очень вежлив,
тактичен. Он всегда охотно выполняет указания врача. Но он не в состоянии
выполнить только что описанное задание и его перестраивает, подчиняясь привычной структуре: очки – футляр. Он ничем не показывает и
явно не сознает, что не выполняет инструкцию, пока мы не обращаем на это его
внимание. Но в дальнейшем он свой вынужденный уход от задания пытается как-то
мотивировать, представить его как преднамеренный. Трудность, неосуществляемость двигательного акта ведет к перестройке и
понимания задания и собственных намерений, к неадекватной мотивации своего
действия. Такая ложная мотивация может быть, конечно, обусловлена и рядом
других патологических расстройств.
Конструктивная апраксия.
Опыт клиники двигательных нарушений, в частности, и особенно апраксии,
указывает на сложность строения произвольных двигательных актов, взаимосвязанность
сложных двигательных актов с интеллектом, с сознанием, с волевой сферой.
Особенно отчетливо сложная связь двигательных актов с познавательными
процессами выступает в клинике нарушений, которые некоторые авторы объединяют в
понятия апрактагнозии (единый синдром апраксии
и агнозии).
Заслуживают внимания нарушения, выделяемые в группу конструктивных апраксии. У страдающих
конструктивной апраксией особенно выражено нарушение рисования (по памяти или
копирование). Пытаясь что-либо нарисовать или сложить из строительного
материала, из спичек и пр., эти больные не улавливают пространственного
соотношения частей оригинала и допускают извращение при копировании. Пытаясь
сопоставить свою копию с оригиналом, эти больные или вовсе не улавливают
различия, или улавливают его лишь в самых общих чертах. При
этого рода расстройствах, возникающих, в основном, в
случаях поражения теменно-затылочной области, особенно отчетливо обнаруживает
себя тесная связь двигательного действия с восприятием, что относится и к
другого рода апраксии при локализации поражения в этой области.
На рис. 14 показано, как складывает из спичек по образцу
(а), также сложенному из спичек, фигуру (б) больная с конструктивной
апраксией.
На рис. 15 другая больная, перенесшая кровоизлияние в правую
теменную область, по заданию рисует голову человека. Стрелками показано, что
отметила больная при просьбе указать отдельные части головы.
Нарушения движений, вызванные поражением стриопаллидарной системы также тесно связаны с состоянием психики.
а б
Рис. 14. Копирование фигуры из спичек больной с конструктивной
апраксией. а-оригинал; б-копия, |
Рис. 15. Рисунок головы и рук человека,
исполненный больной, страдающей апраксией. |
Гиперкинезы такого происхождения могут усиливаться при умственном
напряжении, при сильных эмоциях (а иногда и ослабляться), могут быть
по-разному выражены при выполнении различных двигательных задач. При
подкорковых нарушениях также
наблюдаются гипокинезии и акинезии.
Это следует иметь в виду, чтобы не допустить ошибки в диагнозе.
Иногда влияние психики на гиперкинезии подкоркового
происхождения дает повод врачу ошибочно говорить о психогенном нарушении
моторики.
Исследование действий и движений. Большое значение при этих исследованиях имеет наблюдение
действий и движений больного в разных условиях, при различных формах действия,
при различной длительности действия, при различной его трудности. Следует
изучать не только движения рук, но и ног, лицевой мускулатуры и пр. Особенно
большое внимание должно быть уделено наблюдению действий в быту и в труде,
действий, выполнение которых предложено больному врачом в порядке естественного
эксперимента.
Следует дифференцировать подражательные и неподражательные действия, действия с предметами
(например, постучать молотком) и иллюстративные действия (показать без молотка,
как им стучать). Применение этих методов в клинике, особенно в клинике апраксий, хорошо описано.
Можно рекомендовать некоторые инструментальные методики. В
первую очередь обратим внимание на кимографическую
запись движений. Весьма полезно применение электромиографического
метода. Серьезное значение может иметь исследование двигательной реакции на
различные звуковые и световые раздражители (с записью кривой движения и
измерением времени). При этом следует иметь в виду, что, как правило, реактивное
время (время между возникновением сигнала и реакцией), реакции выбора
(различные реакции на различные сигналы) возрастают с увеличением количества
возможных раздражителей и реакций, из которых должно выбирать. На временную
характеристику реакции влияет и отношение человека к действию, его общее
состояние в данный момент. Вместе с тем, все же эта сторона реакции имеет
индивидуальный, свойственный данному человеку характер. В некоторых профессиях
могут работать люди с достаточно быстрой реакцией. Вопросы, относящиеся к
времени реакции, широко освещены в последнее время Е. И. Бойко (1964). С
возрастанием сложности выбора меняется (в какой-то мере деформируется) и кривая
(запись) двигательной реакции, что особенно заметно бывает у больных.
Некоторые другие методики исследования выше уже были кратко описаны.
В заключение главы следует отметить большое значение исследования действий и движений для изучения личности, сознания, поведения больных с соответствующими нарушениями, а также для дифференцирования их, для раскрытия их патогенеза. Исследование нарушений в области действий и волевых движений очень многое может дать для углубления знаний физиологии и психологии этой области у здоровых людей». (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев, 1966, С. 252-264).
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |