![]() | ||
Мы продолжаем публикацию сборника междисциплинарных исследований, объединенных темой «ИНЫЕ». Сборник был опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии (СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в Центре современного искусства «Арс-Форум», г. Ярославль, 25 ноября – 18 декабря 2005 года. «ИСКУССТВО
АУСАЙДЕРОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ» / под ред. В.В. Гаврилова ИНЫЕ 2005 Издание
осуществлено при поддержке управления культуры мэрии г. Ярославля © В.В. Гаврилов, 2005 © дизайн Я.В. Подгорнова, 2005 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ В ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОМ (Заметки с выставки).Преимущество художника в том, что он может показать то, о чём невозможно высказаться, представить то, что непредставимо, но способно быть представленным. В этом отношении уместно вспомнить платоновскую традицию, различающую образы и предметы. Образы всегда телесны (C.Долгопольский,1998). Их можно увидеть сейчас или припомнить в поле опыта, в котором мы их видели некогда. Таким образом, образы – это тела, обладающие топосом (местом). «Предметы» – внечувственны, невидимы, непредставимы и не обладают топосом. Например – число, душа, и т. п. Их можно только символизировать. Но символизация не разрешает проблему: как возможен субъект, понимающий себя как предмет, но воспринимающий себя как образ? Художник посредством творческого вúдения разрешает эту проблему и репрезентирует предметы посредством изображения, подражания и припоминания, выражая их через образы. Изображение – не отображение, не копия образа, так как представляет нечто, что вне его непредставимо, в нём есть нечто превышающее отображаемое. Как говорит Г.Гадамер: «Художник не столько творец, сколько открыватель невиданного». В связи с тем, что наши «странные», маргинальные художники чувствуют и мыслят иначе, в отличие от обычных людей, регионом их творчества является граница смысла и бессмыслицы, откуда можно увидеть новые горизонты. Бессмысленность, которую пытаются осмыслить художники – не игра парадоксов и хаос образов. Она существенно важна для него. Потребность выразить и придать ей значение эквивалентна жизни и смерти. Последняя, будучи «возможной невозможностью», представляет из себя абсолютное отсутствие смысла для существующего «Я», прекращение всякого созерцания и изображения. Это предельное состояние обладает трансформирующей валентностью для «Я» (Dasein). К этому следует заметить, что Безумие далеко не бессмысленно. Оно обладает своей логикой, представленной в динамике и патоморфозе психоза, подчиняющимся общим закономерностям. Манифестация психоза чаще всего начинается с диссонанса сознания и мира, проявляется тревогой, страхом, депрессией. Мир предстаёт враждебным, угрожающим, подобным мертвящему «взгляду Медузы». Защитные механизмы «Я» не справляются с попыткой вернуться к исходному состоянию и избежать тягостного чувства отчуждённости. Это так называемый период «сущностного одиночества», по мнению многих исследователей (М.Бланшо, К.Юнг и др.), предшествующий непосредственному прорыву в творчество. С определённого момента, в силу обстоятельств, мир, наполненный вещами и событиями, начинает восприниматься художником как враждебный и чужой. Всё идет не так как надо, не так хочется. Защищаясь от мира, где крайне трудно что-либо совершить и найти себе место, он начинает утверждать себя в воображаемом мире, где он господин и Демиург. Об этом периоде Гёльдерлин писал: «Я весь оцепенел, я как камень». «…я становлюсь камнем» – сообщал Кафка. А окружающие замечали: «…иногда он бывал как бы отсутствующим, как бы омертвелым». Подобное испытывал в 60-х года и наш поселенец больницы «Афонино» малограмотный художник Александр Лобанов, оставляя проникновенную пронзительную стенограмму катастрофы: «я покойник хорошо». Это своего рода «немая» стадия эстетического процесса. Мы практически не наблюдаем интересных работ, написанных в этот период, за исключением единичных экземпляров психопатологической экспрессии, на которых преобладают тёмные цвета, расплывчатые формы и сюжеты на темы деструкции. Такое состояние крайне неблагоприятно для творчества из-за сопровождающих его отрицательных эмоций и чувства отчуждённости. А у А.Лобанова в «протестный» период чаще всего добросовестные перерисовки ситуаций «несчастного случая (В.Гаврилов, И.Ивенская, 2001). Известны скорее исключения из правил – единичные шедевры, отражающие эту «окаменелость и омертвелость» периода «сущностного одиночества». Такова гравюра А.Дюрера «Меланхолия» – довольно мрачная работа, воплощённая в образах депрессии. Она заполнена неподвижными, разрозненными телами, перезрелыми в своей телесности. Полная неподвижность, отсутствие всякой мотивации. Апофеоз чёрной темноты, предел депрессии, которая вот-вот разразится трансформацией – светом. Чтобы «воскреснуть из мёртвых» надо прежде всего спуститься в ад. Динамику этого процесса «нисхождения и восхождения» подробно описал К.Юнг в работе «Символы трансформации», а также в своих клинических исследованиях, где он дал чёткое описание «творческой», «трансформирующей», «психогенической» депрессии, обладающей позитивным потенциалом, в отличии от патологической депрессии, приводящей к самообвинению и самоуничтожению». При возрастании уровня фрустрации до избыточного, вслед за этим состоянием совершенно закономерно возникает ситуация разрядки напряжения, сопровождающаяся эффектом облегчения. Такое состояние часто наблюдается при «кристаллизации бреда», когда «всё становится ясным и понятным», и нередко сопровождается радостным чувством. Одним из главных эффектов фрустрации является выход из неё посредством регрессии, когда происходит возвращение к архаичным, более примитивным формам деятельности психического, которые осуществляются автоматически по более привычным, так сказать, проторённым и, стало быть, более лёгким путям. Происходит своего рода поворот психического к глубинам бессознательного, являющегося хранилищем архетипов. Большая часть работ, наполняющих выставки «странных» художников из коллекции ИНЫЕ, отражает именно этот период. Они чрезвычайно выразительны, богаты по цветовой гамме и разнообразны по сюжетам. Из клинической практики широко известны факты, что больные, находящиеся в этой стадии психоза, и будучи совершенно необразованными, спонтанно продуцируют первомифы, о которых они ранее не имели никакого представления. Они излагают идеи метемпсихоза и реинкарнации и заявляют, что никогда не рождались и не умирали. Другие отождествляют себя с космосом. Последнее соответствует понятию «эгоцентризм», введённому Ж. Пиаже, которое означает начальную стадию эволюции познавательной функции ребёнка, и для которой характерна полная недифференцированность своего «Я» от окружающего мира. Что мы видим в большинстве работ «странных художников»? Внешний и внутренний миры упорядочены красотой как космос и микрокосмос, или их единство. Изображения архетипов искренние, живые, и не создают впечатления выдуманных. Созерцание их производит эффект найденной вещи, которая ранее была утеряна. Кроме всего прочего, эти работы обладают провокативной ценностью, заставляя помыслить в направлении истин, которые понятны только тебе и выразимы для других только в виде вопросов. Вот одна из таких проблем, порождающих вопросы. Не вдаваясь в детальный анализ, можно сказать, что схема кинестазиса психического одинакова для психоза и для эстетического процесса, и даже для религиозных обращений. Вспомним катарсис эллинов, «Царство Божие внутри вас есть» христиан, «Поворот в глубинах сознания» буддистов. Векторы движения psiche одинаковы для всех этих явлений. Схема кинестазиса такова: неприятие мира, поворот внутрь себя, пребывание в стадии «имаго» и затем преображение и прорыв в «Иное», «Единое», в «Абсолют» и т. п. Сотериологическая ценность этой схемы заключается в обретении цельности и «Подлинного состояния» для «Я», Души, Dasein. «Жизнь» достигает своей цели, поскольку является целью сама для себя, а не для «Иного». Но может быть был прав Ницше, когда говорил, что «жизнь – это редкая разновидность неживого (gai savoir), «частный случай» и «средство достижения нечто иного» (volonté de puissance), и это «нечто иное» тесно связано со смертью? (Деррида). И быть может «Подлинное состояние» всего лишь одна из иллюзий и средство чего-то иного?!... The
article “The aesthetical in the psychopathological (Notes on the exhibition)”
by Vladimir Shestakov is a try to find out the
patterns of creative potential formation. A psychiatrist from См. так же материалы сайта * Урываев В.А.
«Понимание ИНЫХ» * Восхваление
ста лекарств и рассуждение о ста заболеваниях * Глава 5
Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс) | ||
![]() | ||
![]() | ||
![]() | ||
|