![]() | ||||
Мы продолжаем публикацию
сборника междисциплинарных исследований, объединенных темой «ИНЫЕ». Сборник был
опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии
(СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в Центре современного
искусства «Арс-Форум», г. Ярославль, 25 ноября - 18
декабря 2005 года. «ИСКУССТВО АУСАЙДЕРОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ» / под ред. В.В. Гаврилова ИНЫЕ 2005 Издание
осуществлено при поддержке управления культуры мэрии г. Ярославля © В.В. Гаврилов, 2005 © дизайн Я.В. Подгорнова, 2005
|
| ![]() Александр Павлович родился в г.Молога Ярославской области. Глухонемой с детства, он любил мастерить игрушки, поделки. После затопления города Рыбинским водохранилищем, семья переезжает в Ярославль. Одно из ярких впечатлений: расквартированные в доме солдаты, в шутку обещавшие подарить пареньку винтовку. Так родилась мечта, а может и обида. С 1947г. он безвыписно находится в загородной больнице «Афонино». Александр с трудом подчиняется её укладу, но постепенно увлёкается творчеством. Рисует сцены охоты или «несчастного случая». Наивные сюжеты ассоциируются с собственной трагедией – изоляцией. Далее, «протестный период» уступает место теме «взросления» и становлению образа «Я-идеала». Как мальчишка с восторгом играет пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов, проводит жизнь в ИНОМ мире невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие - сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство. К середине 70-х гг. завершился поиск и своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С.Мосина. «Сдвоенный затвор» винтовки стал предметом трепетной любви, надёжным и безотказным символом чудо - техники, компенсирующей ограниченные возможности автора. Одновременно Александр с упоением фотографировался. В парадных фотографиях он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Изготовленные из картона разрисованные рамки – декорации и муляжное оружие он устраивал в фотоателье и просил снимать. Развивающаяся личность А.Лобанова (благодаря неустанному творчеству, а значит, необходимостью и осмысления) становится самодостаточной. Нет сомнений, он «зауважал себя», нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы. Рисунки и фото убедительно демонстрирует не столько «болезненность», сколько детскость души.
«Самовар наган ручка наган кран», 1960-е годы., б.,см.т., 31х48. Рисунок без названия, 1960-е гг., б.,см.т, 29х43,5. Коллекция ИНЫЕ. Парадные постановочные автопортреты Александра ЛОБАНОВА /A.LOBANOV (сделанные в фото-студиях Ярославля: 1960-е - начало 1970-х гг.) Коллекция ИНЫЕ. Парадные постановочные автопортреты Александра
ЛОБАНОВА /A.LOBANOV (сделанные в фото-студиях
Ярославля: середина 1970-х гг.) Последнее фото сделано в больнице «Афонино» (2002г.) См. так же материалы сайта: * Урываев В.А.
«Понимание ИНЫХ» * Предмет,
задачи и значение медицинской психологии (М.С. Лебединский, В.Н. Мясищев) * Глава 5
Системный подход к здоровью и исцелению (Норманн Казинс)
* Болезнь как
кризисная ситуация (по И. Харди) | ||
![]() | ||||
![]() | ||||
![]() | ||||
|