|
РУБРИКА: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ |
Подбор
экспериментальных методик
Современная патопсихология использует
богатый арсенал экспериментальных методик, с помощью которых исследуются
качественные и количественные особенности психических процессов. Существует
классификация методик [1, 6.] согласно традиционному функциональному признаку –
методики для исследования памяти, мышления и т.д. Классификация методик в
связи с их
направленностью на исследование той или иной психической функции является
вместе с тем достаточно условной – с одной стороны, результаты одной
изолированной методики не позволяют судить о состоянии целостной психической
деятельности – с другой, каждая методика представляет информацию о состоянии
нескольких функций. Пример этого – методика опосредованного запоминания,
пиктограмма, использующаяся также для изучения мышления, а иногда и
эмоционально-личностных особенностей больного. Следовательно, большинство
методик обладает достаточно широким диапазоном диагностических возможностей.
При выборе методик для обследования
больного следует руководствоваться конкретными задачами, которые ставит перед
психологом клиницист – будет ли это помощь в постановке диагноза, определение
структуры состояния или степени дефекта. Из определенного количества методик
психолог должен отобрать их
ограниченное число (обычно не более 8-10), учитывая, что валидность
каждой отдельной методики увеличивается, если результаты подтверждаются данными
и других методик. Так, выявить типичный для шизофрении синдром нарушения
мышления можно таким подбором методик, чтобы разноплановость
или искажение уровня обобщения выступали общим радикалом при выполнении таких
разных заданий как классификация, исключение предметов, простые или сложные
аналогии.
В самом общем виде можно сказать, что
подбор методик для диагностического обследования определяется двумя принципами.
Во-первых, необходимостью получения наиболее полных и всесторонних сведений о
какой-либо конкретной психической деятельности. Например, при исследовании
памяти это – пробы на заучивание бессмысленных слов, словосочетаний,
рассказов, методики, исследующие непосредственное и опосредованное запоминание,
кратковременную и долговременную память и т.д. Во-вторых, сочетание близких по
направленности методик, позволяющее получить более достоверные данные, если
феномен, найденный в одной из них, подтверждается результатами других методик.
В процессе экспериментального
исследования задания обычно предлагаются больному в порядке возрастания их сложности – от более простых
к сложным. Такая последовательность предъявления
заданий может быть намеренно изменена, если психолог ожидает возможной
аггравации или диссимуляции (при судебной или воинской экспертизе), когда
больной может правильно выполнять сложные задания, а следующие за ними более
простые намеренно выполняет неверно. Эту же особенность поведения больного
следует принимать во внимание при исследовании больных с псевдодеменцией,
для чего бывает полезно создать "батарею" методик, каждая из которых
имеет узкую направленность.
В заключении необходимо подчеркнуть, что
психолог не должен приступать к обследованию без предварительного детального
ознакомления с техникой обследования, грамотного владения каждой методикой.
Принципы
анализа и интерпретации данных патопсихологического
эксперимента
Результаты патопсихологического
эксперимента, как известно, оформляются в виде заключения. Однако формулированию
текста заключения предшествует важный и нередко весьма трудный этап – анализ,
сопоставление и обобщение разнообразных экспериментальных данных. Сложность
этого этапа связана с тем, что адекватная оценка любого выявленного симптома
нарушения психической деятельности зависит от всего экспериментального
контекста. Достоверная квалификация патопсихологических симптомов требует
учета и объективной оценки всей экспериментальной ситуации в целом.
Остановимся на некоторых общих
положениях, которые необходимо учитывать при интерпретации
экспериментальных данных.
1. Известно, что отношение больных к
эксперименту варьирует в зависимости от их болезненного состояния. Поэтому
правильная оценка отдельного симптома, например,
ослабления запоминания, может быть достигнута только при условии учета этого
состояния. В итоге результат ослабления запоминания у депрессивного больного
трактуется как показатель его эмоционального состояния, в то время как такой же
экспериментальный факт в иных случаях является свидетельством нарушений мнестической деятельности.
2. При интерпретации экспериментальных
данных необходим учет взаимодействия экспериментатора и испытуемого.
Патопсихологический эксперимент в сфере этих отношений не имеет единого
неизменного шаблона. Поэтому учет всевозможных особенностей стиля, замечаний,
реплик экспериментатора становится совершенно необходимым при интерпретации
результатов. Особую важность приобретает учет взаимодействия экспериментатора и
больного при реализации обучающего эксперимента. В этом случае квалификация
одной и той же ошибки до и после обучения будет, естественно, совершенно
различной.
3. Известны случаи, когда больные в силу
различных патологически измененных установок превратно толкуют опыт или
противостоят инструкции. При таких условиях экспериментатор вынужден проводить
исследование, по существу видоизменяя экспертную мотивацию, используя иные
способы установления контакта с больным. Очень важно учитывать любой такой
"выход" из ситуации экспертизы при анализе результатов. В противном
случае эксперимент в целом или результаты по отдельным пробам могут оказаться
недостоверными.
4. Интерпретация результатов
патопсихологического эксперимента с необходимостью требует учета особенностей
проведения каждой отдельной пробы. Действительно, как подчеркивает Б.В.
Зейгарник, патопсихологические методики, несмотря на наличие четких инструкций,
все же предполагают известную свободу в выборе вариантов предъявления. Так,
например, если в опыте на запоминание и воспроизведение слов экспериментатор
усиливает значимость своей оценки, то результаты такого эксперимента будут
более показательны для оценки отношения испытуемого к работе, недели для
оценки его запоминания. В ходе эксперимента такие непрограммируемые заранее
вариации возникают всегда, они отражают процесс поиска экспериментатором особо
значимых приемов исследования, наиболее полно раскрывающих патопсихологическую
картину нарушений психики больного. Именно поэтому сопоставление результатов
по различным методикам становится обязательным при интерпретации эксперимента
в целом.
5. Сопоставление данных, полученных при
выполнении различных методик, необходимо еще и по другим основаниям. Известно,
что выполнение задания больным нередко вызывает осознание своего дефекта, своих
ошибочных решений; в этом случае больные сами стремятся найти пути компенсации,
опорные пункты для исправления дефекта. Разные задания предоставляют различные
возможности для этого. Часто затрудняясь в более легких заданиях, больной
успешно решает более трудные. Иногда больные
самостоятельно находят удачные формы коррекции или компенсации своих
трудностей, чаще, пытаясь себе помочь, они осложняют работу.
Правильно разобраться в этих вопросах
и, главное, сформулировать
рекомендации для дальнейшей коррекционной работы можно только при сопоставлении
результатов разных задании.
Техника
интерпретации
Интерпретация результатов эксперимента
основывается на подробном анализе первичных протоколов исследования. Поэтому
надежность интерпретации зависит во многом от четкого и квалифицированного
ведения протоколов опыта. Процесс анализа данных состоит из нескольких этапов.
1. Вначале необходимо обобщить все
экспериментальные факты, обнаруживающие состояние испытуемого и его изменения в
ходе эксперимента. Здесь же бывает полезно сопоставить жалобы больного
относительно его состояния с теми объективными данными, которые удалось
выявить. Это особенно важно, когда имеются различия в состоянии больного на
психологическом эксперименте и в отделении стационара, или при расхождении
субъективной и объективной картин, отражающих состояние испытуемого.
Чрезвычайно важно при интерпретации
оценивать состояние больного с самого начала в связи с тем, что это является
фоном для оценки результатов эксперимента по другим параметрам.
2. Следующим этапом является оценка мотивированности испытуемого в эксперименте. Здесь
необходимо выяснить, была ли принята больным ситуация "экспертизы",
как она осознавалась, в какой степени вся ситуация эксперимента регулировала
деятельность больного. Особую важность для понимания мотивации больного
представляют моменты "выхода" из ситуации эксперимента, или потеря
мотива экспертизы. Для ответа на эти вопросы экспериментатору следует обобщить
все мельчайшие нюансы поведения больного, его эмоциональные реакции, способы и
формы взаимодействия с
экспериментатором.
Необходимо сопоставить реакции больного
на трудности в работе, его отношение к указаниям экспериментатора.
Большое значение имеет оценка
заинтересованности больного в исследовании в целом или ограниченный, одномоментный
интерес к отдельным методикам.
В оценке мотивационного аспекта деятельности больных немалую роль
играет анализ спонтанных, случайных
высказываний, оговорок, юмора.
Важно также учитывать в контексте всего эксперимента все вопросы,
которые задавались больным.
В результате сопоставления этих фактов
делается вывод об общей мотивированности больного в
ситуации эксперимента и о различных вариантах нарушения мотивации.
Дальнейшим этапом работы по
интерпретации экспериментальных данных является оценка мотивационного аспекта
познавательной деятельности больных, а также данных о состоянии
эмоционально-волевой сферы, вычленяемые из результатов работы больных по
отдельным методикам. Здесь следует учитывать понимание больными инструкций,
способы выполнения, т.е. всю совокупность экспериментальных данных, получаемых
в каждом конкретном методе. На этом этапе интерпретации особенную значимость
приобретают оценки результатов выполнения методик, направленных на выявление
особенностей эмоционально-волевой сферы больных.
Кроме того, значимыми для оценки
личностных особенностей испытуемых являются результаты выполнения любой методики.
Как известно, любой прием актуализирует у больных определенное отношение,
установку, мотив деятельности, вызывает специфическую эмоциональную
окрашенность работы. Сопоставление всех этих данных и представляет собой работу
на данном этапе интерпретации.
4. Следующим этапом в анализе
экспериментального материала является сопоставление результатов выполнения различных
методик. Обычно анализируется весь экспериментальный
материал, причем из разных методик вычленяются данные, характеризующие
состояние психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) и
умственной работоспособности (темп, равномерность, скорость и т.д.).
Здесь очень важно сопоставлять не только типы нарушений внутри отдельных
психических процессов, скажем, все данные о нарушениях внимания или восприятия,
но и там, где возможно, сравнить различные уровни внутри одной психической
функции. Например, чрезвычайно важно выявить соотношение непосредственного и
опосредованного запоминания, восприятие наглядного и вербального материала,
проанализировать и сравнить операциональные и
динамические компоненты мыслительной деятельности.
При выполнении такого анализа следует
опираться на выработанную в патопсихологии систематику расстройств познавательной
деятельности, созданную в работах основоположника отечественной патопсихологии
Б.В. Зейгарник и её учеников.
В результате работы по всем
вышеперечисленным этапам экспериментатор получает квалификацию выявленных психических
нарушений, иными словами, патопсихологические симптомы. Его задачей теперь
является сопоставление патопсихологических симптомов и, по существу, формулирование и
обоснование особого патопсихологического синдрома, понимаемого как
совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей
психической деятельности больных, сформулированных в психологических понятиях.
Таковы самые общие положения и принципы
интерпретации результатов патопсихологического эксперимента. Естественно, что
значимость различных симптомов при поиске ведущего патопсихологического
синдрома во многом зависит от клинической задачи, от цели эксперимента. В
связи с этим необходимо более конкретно остановиться на формах работы по
интерпретации экспериментальных данных при различных задачах
патопсихологического исследования.
Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская
А.С. Спецпрактикум
по патопсихологии. Общие методические рекомендации. –
М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 21-27
Литература
1. Блейхер В.М. Клиническая
патопсихология. Ташкент, 1976.
2. Блохин Н.Н. Деонтология
в онкологии. М., 1977.
3. Гиляровский В,А. Психиатрия.
М., 1954.
4. Зейгарник Б.В.
Патопсихология. М., 1976.
5. Иванова А.Я. Обучаемость
как принцип оценки умственного развития детей.
М., 1976.
6. Рубинштейн С.Я.
Экспериментальные методики
патопсихологии (Практическое руководство). М., 1970.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |