|
РУБРИКА: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ (КЛИНИЧЕСКОЙ) ПСИХОЛОГИИ |
Интерпретация
результатов при решении дифференциально-диагностических задач
Как уже отмечалось выше,
дифференциально-диагностические задачи, ставящиеся клиникой перед психологами,
весьма разнообразны. Поэтому, всякий раз интерпретируя результаты эксперимента
с такой целью, патопсихолог наибольшее внимание
уделяет тем симптомам, которые с наибольшей надежностью позволяют
дифференцировать патопсихологические синдромы, характеризующие различные
нозологические формы заболеваний. Например, при разграничении вялотекущего
шизофренического процесса от психопатии анализируются симптомы нарушений
эмоционально-волевой сферы и мышления в совокупности всех его сторон. Причем,
очень важно увидеть и обосновать в заключении
различия в соотношениях симптомов. Так, для процессуального
заболевания больше характерно оскудение эмоционально-волевой сферы, ослабление
мотивации, нейтральность мотива экспертизы, нарушения смыслообразования,
сниженные или неадекватные, парадоксальные самооценки, сочетающиеся с операциональными и динамическими нарушениями мышления, с
выраженной измененностью мотивационного компонента
мыслительной деятельности. Коррекции ошибок даже при специальной помощи
экспериментатора не происходит. При психопатиях в эксперименте выступают иные
симптомы, причем их связь
внутри синдрома совершенно иная.
Здесь отмечается лабильность, яркость,
неустойчивость эмоционального и мотивационного компонентов деятельности, и
возникающие иногда мыслительные нарушения носят такой же неустойчивый,
лабильный характер. Стойкие нарушения мыслительных операций отсутствуют.
Эмоционально-детерминированные ошибки коррегируются
быстро.
Таким образом, решая данную
экспериментальную задачу, патопсихолог анализирует
синдром, состоящий из симптомов нарушений мышления и симптомов нарушений
эмоционально-личностного компонента.
Для решения вопроса о разграничении
процессуального заболевания и психической патологии, вызванной органическими
нарушениями, интерпретируемый синдром включает иные составляющие. Здесь, помимо
тех же симптомов (мышление и эмоционально-личностные симптомы) особое значение
приобретает оценка умственной работоспособности. Важно проанализировать
симптомы истощаемости, снижение темпа деятельности, колебаний продуктивности и
другие.
Таким образом, интерпретация данных для решения каждого
дифференциально-диагностического
вопроса предполагает сравнение типичных синдромов, характеризующих патопсихологическую картину при
различных формах заболеваний.
Интерпретация
результатов при оценке структуры состояния и психической деятельности больных
Патопсихологический синдром при
указанной клинической задаче формулируется несколько иначе. Если в первом
случае в структуре синдрома подчеркиваются наиболее значимые для диагностики
симптомы, здесь синдром должен быть максимально всеобъемлющим. Патопсихолог анализирует абсолютно все симптомы и уделяет
внимание не только нарушенным, но обязательно сохранным сторонам психической
деятельности пациентов.
Интерпретация
результатов при решении экспертных задач
Решение патопсихологом
экспертной задачи в аспекте интерпретации экспериментальных данных – задача
достаточно сложная. Известно, что трудовая, воинская и, тем более, судебная
экспертиза часто вызывает у больных так называемое установочное поведение. В
связи с этим при интерпретации результатов особое внимание уделяется не
столько продуктивности или непродуктивности больного при выполнении проб,
сколько соотношению правильно и ошибочно выполненных заданий.
Здесь следует подчеркнуть
неравномерность продуктивности в заданиях одного типа и одного уровня
сложности, проанализировать случаи, когда заведомо более легкие задания
решались менее успешно.
С особой тщательностью необходимо
обобщить все данные, касающиеся мотивации испытуемых, смыслообразования,
оценок и самооценок.
Учитывая значимость результатов
патопсихологического исследования для решения дальнейшей судьбы больного, патопсихолог при интерпретации должен быть чрезвычайно
осторожен и объективен, подкрепляя все свои выводы надежными
экспериментальными фактами.
Интерпретация
результатов при задаче учета эффективности терапии
Анализ экспериментальных данных в этом
случае имеет несколько иные цели. Здесь важно не только подробно и квалифицированно
сформулировать патопсихологический синдром, но, главное, показать все его
изменения в ходе лечения. Здесь необходим возможно
больший учет динамики количественных показателей психической деятельности
(повышение темпа, точности, скорости).
Важно подчеркнуть в патопсихологическом
синдроме именно те его составляющие, которые подвергаются наибольшим изменениям
в процессе лечения.
В частности, при учете эффективности
медикаментозной терапии важно очень подробно
и четко охарактеризовать изменения
умственной работоспособности, динамические компоненты мыслительных процессов,
эмоциональный фон.
В тех случаях, когда патопсихологический
эксперимент используется как критерий оценки психотерапевтического лечения,
основной акцент в интерпретации ставится на изменение структуры мотивов,
установок, отношении, а также на вариации мотивационного компонента
познавательной деятельности.
Рекомендации
к составлению психологических заключений
Подобно тому, как не может быть
стандартного построения исследования, стереотипного набора методик, не может
быть и стандарта в составлении заключений. Каждое заключение составляется с
учетом поставленного клиникой перед психологом вопроса. "Оно не может быть
понято и не должно рассматриваться вне этого клинического вопроса, вне истории
болезни и задачи исследования" [6,
с. 195].
Могут быть даны некоторые рекомендации
относительно общей схемы подобных заключений, содержание же их не поддается
строгой унификации.
В самом начале заключения кратко
описываются жалобы больного, но
не вообще жалобы на здоровье в целом, а лишь жалобы на состояние умственной
работоспособности, памяти, внимания. Это ограничение продиктовано целым рядом
причин. Прежде всего, психолог не должен выходить за рамки своей
профессиональной компетенции, подменять лечащего врача, вмешиваться в его
тактику работы с больным. Соблазнительное желание дополнить, расширить
собственно клинические данные может быть тактично реализовано в ходе работы с
больным. Но вносить эти сведения в психологическое заключение не стоит. О них
стоит сказать лечащему врачу в личной беседе с ним.
Следующую часть заключения составляет
описание того, как работал больной в ситуации психологического исследования:
понимал ли смысл исследования, старательно или неохотно выполнял задания,
проявлял ли интерес к успеху своей работы, мог ли критически оценить качество
своих достижений. Все эти данные могут быть описаны как подробно, так и
кратко; в любом случае они составляют важную часть заключения, позволяют
судить о личности больного. Эту часть исследования можно дополнить результатами
исследования с помощью проективных методов или материалами специально организованной
направленной беседы с больным.
Следующая часть заключения должна
содержать сведения о характере познавательной деятельности больного. Желательно
при этом начинать подобную характеристику с описания центрального нарушения,
которое выявилось у больного в ходе исследования. Требуется показать также, в комплексе каких нарушений выступает это ведущее нарушение,
т.е. следует вести описание не по методикам исследования и не по психическим
процессам, а необходимо описать психологический синдром нарушений психической
деятельности. В этой же части заключения описываются сохранные стороны
психической деятельности больного. Последнее необходимо для решения вопросов
трудоустройства больного, а также рекомендаций родственникам в отношении
больного. При характеристике познавательной деятельности больного может
возникнуть необходимость в иллюстрации отдельных положений выписками из
протоколов исследования. Такие примеры приводить нужно, но только в краткой
формулировке; следует приводить лишь наиболее яркие примеры из протоколов, не вызывающие сомнений в квалификации
нарушения. При обилии примеров или их недостаточной яркости можно исказить или
затушевать основную мысль заключения, сделать его расплывчатым по содержанию, а
в ряде случаев ввести в заблуждение лечащего врача.
В конце заключения дается резюме,
отражающее наиболее важные данные, полученные при исследовании. Эти данные
должны выражать структуру основного психологического синдрома, выявившегося при
исследовании. Резюме может содержать данные о диагнозе заболевания, но
опосредствованно, через описание структуры нарушений, выявленных в эксперименте.
Приведем пример заключения, чтобы показать
зависимость его
содержания от конкретной клинической задачи (в качестве примера взято
заключение, любезно предоставленное авторам патопсихологом
Московской городской психиатрической больницы им. П.Б. Ганнушкина кандидатом
психологических наук С.В. Лонгиновой):
Больной Н. 25 лет, студент, поступил в
больницу им. П.Б. Ганнушкина на
обследование. Предположительный диагноз: шизофрения.
Заключение по данным экспериментально-психологического
исследования.
Больной жалоб не высказывает. На вопросы
отвечает расплывчато. В ходе исследования наблюдается иногда неадекватная
улыбка, иногда – неадекватный ситуации смех. Стационирование
в больницу считает недоразумением, ошибкой. Себя считает психически здоровым.
При исследовании самооценки все показатели резко завышены, что свидетельствует
о нарушении критичности. Например, относит себя к числу почти самых здоровых
людей. Считает, что абсолютно здоровым человеком ему мешает быть "зрение,
... очки мешают заниматься подводным плаванием, их приходится часто снимать, а также родимое пятно на теле".
Больной оценивает себя также достаточно высоко по шкале "счастье",
сопровождая свою оценку следующим резонерским высказыванием: "Самые
счастливые люди, которые ясно разобрались в себе, ясно понимают себя и согласно
познанию себя совершают поступки, т.е. действия этих людей не противоречат,
действия их осознаны, т.е. они познали себя, и это они делают... Самые
несчастливые – ... люди, которые никогда не знают, что им делать и часто
совершают и действуют по указке других людей, т.е. нерешительные,
расплывчатые, раздвоенные, расстроенные".
Больной некритичен к своим суждениям,
действиям. Так, он "принципиально" не согласен с замечаниями
экспериментатора, спорит, стремясь доказать свою правоту.
Формально больному доступны сложные
мыслительные операции, однако обнаруживаются искажения операционной стороны
мышления, выражающиеся чаще всего в повышенной актуализации маловероятных свойств предметов. Так, при выполнении задания "исключение
предметов" больной предлагает сразу несколько вариантов решения, не может
выбрать из них наиболее
правильный. Например, предлагается карточка с изображением пилы, топора,
коловорота и шурупа. Исключению в данном случае подлежит шуруп, т.к. все
остальные предметы – орудия труда. Больной же исключает пилу, т.к. "остальные
предметы, которыми может пользоваться только один человек, а пилой обязательно
два", или "потому что пила – это режущий инструмент, а остальные
предметы входят в поверхность". Предлагает также исключить топор, т.к.
"остальные предметы, которыми совершают длительные, постепенные,
непрерывные операции, а топором можно совершить только одноразовое
действие".
Обращает на себя внимание расплывчатость
и разноплановость суждений, резонерство.
Таким образом, на первый план при
исследовании выступают грубые нарушения критичности в сочетании с выраженными
нарушениями мышления (по типу соскальзываний, разноплановости суждений, резонерства).
Больной выписан с диагнозом
"шизофрения".
Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская
А.С. Спецпрактикум
по патопсихологии. Общие методические рекомендации. –
М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 27-32, 38-39
Литература
1. Блейхер В.М. Клиническая
патопсихология. Ташкент, 1976.
2. Блохин Н.Н. Деонтология
в онкологии. М., 1977.
3. Гиляровский В,А.
Психиатрия. М., 1954.
4. Зейгарник Б.В.
Патопсихология. М., 1976.
5. Иванова А.Я. Обучаемость
как принцип оценки умственного развития детей.
М., 1976.
6. Рубинштейн С.Я.
Экспериментальные методики
патопсихологии (Практическое руководство). М., 1970.
Пишите на адрес: medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |