РУБРИКА:  ОБЩЕСТВО \ ОБРАЗОВАНИЕ

II семестр

Общая психология (стандарт, литература и вопросы - семестры 1 и 2)

 

ОбщеПрофессиональные Дисциплины.

(Федеральный стандарт. 02)

 

ОПД.Ф.02

Общая психология

 

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Свойства, структура и типология личности. Номотетическое и идеографическое описание личности.

 

Решением кафедры дидактические единицы

условно разбиты на четыре части

(четыре семестра

четыре экзамена на дневной форме обучения;

 на заочной форме обучения - два экзамена -

 объединены семестры  1, 2,  а так же 3, 4)

Проблемы психологического анализа сознания

перенесены в первый семестр

 

ОПД.Ф.02

Общая психология

 

1 семестр

Общая характеристика психологии как науки; основные этапы развития представлений о предмете психологии; понятие предмета и объекта науки; душа как предмет исследования; переход к изучению сознания; психология как наука о поведении; современные представления о предмете психологии; культурно-историческая парадигма в психологии; высшие психические функции; деятельностный подход в психологии; строение деятельности; механизмы регуляции действий и операций; эволюционное введение в психологию; понятие отражения и психики; классификация психических явлений и процессов; возникновение и развитие психики в филогенезе; возникновение и развитие сознания.

Сознание. Сознание и психика. Признаки и свойства сознания. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное и бессознательное), и динамические связи с осознаваемым. Различные подходы к изучению неосознаваемого. Защитные механизмы и факторы их осознания.

Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания. Статистическая и динамическая модель.

2 семестр

Общее представление о восприятии; классификация ощущений; феноменология восприятия; ощущения и образы; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; научение в восприятии, проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; психофизика ощущений; восприятие пространства и движения; константность и предметность восприятия.

Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция.

Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания.

3 семестр

Предмет и методы исследования в психологии мышления; виды мышления; основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление, творческая личность; мышление и интеллект, структура интеллекта; фило-, социо- и онтогенез мышления; развитие понятийного мышления; язык, сознание и мышление; речь и речевая деятельность.

Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

Основные направления развития представлений об эмоциях; назначение и виды эмоциональных процессов; эмоциональные состояния; экспериментальное исследование эмоций; потребности и мотивация; проблема мотивации в психологии деятельности; теории мотивации в зарубежной психологии; мотивация отдельных видов деятельности; эмпирические исследования мотивации.

Психические состояния. Определение состояния. Роль и место состояний среди других психических явлений. Функции состояний. Классификация состояний. Диагностики состояний. Управление состояниями.

4 семестр

Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. Признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.

Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Личность как предмет психологического исследования. Психические процессы, состояния и свойства. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Свойства, структура и типология личности.

Номотетическое и идеографическое описание личности.

 

 

Сокращенный список обязательной литературы

 

Рубинштейн С.Л. Общая психология (издание - любое)

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (издание - любое)

 

 

Сокращенный список дополнительной литературы

 

Готфруа Ж. Что такое психология? Т.т. 1-2

Маклаков А.Г. Общая психология

Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского

Гальперин П.Я. Введение в психологию

 

Вопросы к экзамену

 

 1. Определение психологии как науки. Предмет и задачи психологии.

 2. Отличие научной и житейской психологии.

 3. Определение психики. Понятие психического отражения.

 4. Современная психология и ее место в системе других наук.

 5. Основные отрасли психологии. Их краткая характеристика.

 6. Основные научные школы и важнейшие направления современной психологии.

 7. Прикладные аспекты психологических знаний (социальный, медицинский, образовательный и др.)

 8. Основные методологические принципы научной психологии.

 9. Методы исследования в психологии.

10. Представления древних о душе.

11. Сознание как предмет научной психологии. Элементы сознания.

11. Общая характеристика сознания человека. Свойства сознания.

13. Измененные состояния сознания и их характеристика.

14. Самонаблюдение и его разновидности. Критический анализ метода интроспекции.

15. Поведение как предмет психологии. Проблема объективного метода.

16. Факты и законы поведения.

17. Неосознаваемые процессы в психике человека.

18. Бессознательное как предмет психологии. Основные методы психоанализа и их характеристика.

19. Проблема формирования навыков. Навыки, умения и привычки

20. Представление о предмете психологии в отечественной психологии.

21. Проблема биологического и социального в развитии психики человека.

22. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

23. Основные этапы развития психики.

24. Сравнение психики человека и животных.

25. Критерий психического. Чувствительность и раздражимость.

26. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

27. Понятие высших психических функций, их строение и генез.

28. Происхождение сознания в филогенезе.

29. Проблема активности в физиологии и психологии.

30. Проблема самосознания в психологии.

31. Психологическая теория деятельности. Макроструктура деятельности.

32. Основные виды деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность.

33. Общее представление о сенсорных процессах. Основные свойства ощущений.

34. Классификация видов ощущений и их характеристика.

35. Понятие порога и чувствительности. Методы измерения порогов.

36. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

37. Основные законы психофизики.

38. Понятие сенсорной депривации.

39. Общее представление о восприятии.

40. Основные свойства восприятия.

41. Теории восприятия.

42. Восприятие пространства.

43. Восприятие времени.

44. Восприятие движения.

45. Общее представление о внимании.

46. Виды внимания и невнимания. Их характеристика.

47. Основные свойства внимания и их характеристика.

48. Основные теории внимания.

49. Внимание как высшая психическая функция.

50. Развитие и формирование внимания.

51. Общее представление о памяти.

52. Виды памяти и их характеристика.

53. Факты и закономерности памяти человека.

54. Теории памяти.

55. Память как высшая психическая функция.

56. Развитие и тренировка памяти.

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player