РУБРИКА:  ОБЩЕСТВО \ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Глава 1 СУПЕРВИЗИЯ И СУПЕРВИЗОРСТВО

Редакция  сайта благодарит проф. Сергея Александровича Кулакова за возможность опубликовать развернутые фрагменты его работы «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

 

Глава I. СУПЕРВИЗИЯ И СУПЕРВИЗОРСТВО

……………………………………………………….

 

Условия супервизии

Супервизор – квалифицированный специалист-психотера­певт, проводящий супервизию путем профессионального кон­сультирования психотерапевта, обратившегося за супервизией (подробнее см. Приложение 2). Консультирование проводится им на основе наблюдения и спе­цифического анализа зафиксированных фрагментов практи­ческой работы психотерапевта с последующим или одновремен­ным обсуждением с коллегой особенностей терапевтического контакта, текущей и планируемой лечебной стратегии и тактики. Обсуждение проводится в форме диалога и обратной связи су­первизора, завершается его устными рекомендациями и пись­менным заключением.

 

Приложение 2. Положение о супервизоре

1. Общие положения

1.1. Цель    установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, –  обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и пре­доставить базу для развития практики  членов ассоциации, а также информировать и за­щищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.

1.2. Супервизия в психотерапии (СП)  является официальным и орга­низуемым в соответствии с взаимной договоренностью мероприятием, в рамках которого консультант регулярно обсуждает свою работу с компе­тентным специалистом, имеющим опыт консультативной работы и знако­мым с процессом супервизии психотерапевтов.

1.3. СП дает супервизируемым возможность регулярно, обсуждать и анализировать их работу с пациентами. При проведении супервизии должны быть приняты во внимание ус­ловия работы супервизируемого. СП должна учитывать потребности пациентов и контролировать эффективность терапевтического вмешательства.

1.4. СП –  официальный совместный процесс, цель которого –  по­мочь супервизируемым соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики и развить творческий подход к работе.

1.5. СП не является деятельностью, предполагающей эксплуатации одного человека другим. Ее основные ценности –  целостность, ответственность, справедливость и уважение. Супервизор всегда должен отвечать за свою работу в одинаковой мере, независимо от того, получает ли он за нее плату или работает на добровольной основе, и независимо от используемой модели (формы) супервизии.

1.6. Содержание сессий супервизии конфиденциально. Супервизор должен определить границы возможной конфиденциальности.

1.7. Как правило, супервизор не раскрывает конфиденциаль­ную информацию, касающуюся супервизируемых, их пациентов или каких-то других людей без предварительного согласия на это всех за­интересованных сторон.

1.8. Супервизор должен предпринять все возможные меры для обеспечения безопасности супервизируемых и их пациентов во время их совмест­ной работы.

Информация о работе с супервизируемым может быть ис­пользована для публикации или доклада с разрешения самого супервизи­руемого и при условии обеспечения его анонимности.

1.9. Прежде чем подписать контракт, супервизор должен узнать, проходил ли его супервизируемый личную терапию, поскольку это факт может оказывать влияние на ход и специфику СП.

1.10. Сроки и условия СП должны быть известны супервизируемым с са­мого начала. Последующий пересмотр условий должен осуществляться по взаимному заблаговременному соглашению.

 

2. Обязанности и функции супервизора

2.1. Супервизором может быть практикующий психотерапевт, имеющий опыт практической работы не менее 10 лет. Супервизор должен предпринять все возможные меры для  развития своей собственной компетентности и не выходить в рабо­те за рамки этой компетентности. Супервизор должен иметь опыт не только индивидуальной, но и груп­повой работы, чтобы обеспечить максимально эффективную оценку психотерапевта, занимающегося групповой работой.

 2.2. Супервизор должен информировать  супервизируемого о своей квалификации, философской и теоретической позиции, прохождение су­первизии самим супервизором, а также об используемых им методах супервизии.

2.3. Супервизор должен тщательно отслеживать любые предрассуд­ки и предубеждения, которые влияют на работу супервизируемого с пациентом, и обращать на них внимание супервизируемого; это является не­обходимым условием удовлетворения потребностей пациента. Одна из целей СП –  помочь супервизируемым понять, что терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей пациентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

2.4. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его контракт с супервизируемыми позволял им с максимальной пользой использовать  время. Бессмысленные и пустые разговоры, которые является частью личных отношений, неприемлемы в супервизии, где время считается ценным товаром.

2.5. Супервизор несет совместную ответствен­ность с супервизируемыми за то, чтобы процесс супервизии служил максимальному удовлет­ворению потребностей пациентов.

2.6. Супервизор несет ответственность за определение и соблюде­ние границ отношений в рамках супервизии и иных профессиональных отноше­ний (в рамках управления, обучения и т.д.).

2.7. Супервизор и супервизируемый должны предпринять все воз­можные меры по обеспечению того, чтобы любые личностные или соци­альные контакты между ними не повлияли на эффективность СП.

2.8. Супервизор в период проведения супервизии не может быть  данному супервизируемому еще и личным психотерапевтом.

2.9. Супервизор не может эксплуатировать  супервизируемых в финансовом, сексуальном, эмоциональном или каком-либо ином плане. Вступление супервизора в сексуальные отношения с суперви­зируемым рассматривается как поступок, противоречащий этическим нормам.

2.10. Супервизор должен отслеживать факт наличия между супер­визируемыми и их пациентами каких-либо отношений помимо терапевтических отношений, поскольку такие отношения могут нарушить объектив­ность и непредвзятость суждений супервизора.

2.11. Супервизор должен признавать и уважать своих супервизируемых и их пациентов независимо от их происхождения, статуса, расы, пола, возраста, убеждений, сексуальной ориентации и физического состояния. Супервизор должен исключить возможность любых актов дискримина­ции как между супервизируемыми и их пациентами, так и между суперви­зорами и супервизируемыми.

2.11. Супервизор и супервизируемый должны осознавать свои вза­имные обязательства по отношению друг к другу и к организации, в которой они работают или проходят обучение.

2.12.. Супервизор должен предпринять определенные меры в том случае, если ему стало известно о нарушении его супервизируемыми Ко­декса этики и практики  ассоциации.

2.13. Если супервизируемые не могут должным образом исполнять свою работу вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болезни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или же вследствие каких-либо иных причин, супервизор несет ответственность за то, чтобы по­мочь супервизируемым осознать этот факт и предпринять необходимые шаги по его устранению.

2.14. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его эмоции и потребности были реализованы за пределами супервизии и не зависели исключительно от его взаимоотношений с супервизируемыми.

2.15. Супервизор должен проконсультироваться со своим собствен­ным супервизором, прежде чем начать работу со своими бывшими пациентами в качестве супервизируемых или со своими бывшими супервизиру­емыми в качестве пациентов.

2.16. Супервизор должен временно или окончательно прекратить проведение супервизии в том случае, если ее эффективность снижена вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болез­ни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или по какой-либо иной причине.

2.17. Супервизор, работающий с повышающими квалификацию психотерапевтами, должен прояснить границы своей ответственности за супервизируемого в рамках обучающего курса и проводящей его органи­зации, а также определить формальную систему оценки.

2.18. После заключения исходного контракта в число людей, с ко­торыми супервизор может обсуждать работу своего супервизируемого, входят те, к кому он сам обращается за поддержкой, супервизией или кон­сультацией. На этой стадии также необходимо прояснить границы конфи­денциальности с учетом границ ответственности терапевта. Это особен­но важно в том случае, когда супервизируемым является психотерапевт-практикант.

2.19 Супервизор должен предпринимать все возможные меры для того, чтобы побудить супервизируемых представлять свою работу таким образом, чтобы защитить личностную идентичность пациентов или же по­лучить их согласие на раскрытие супервизору конфиденциальной информации.

2.20. Если супервизор считает необходимым проконсультировать­ся относительно случая супервизии с коллегами, он должен быть уверен в том, что такое обсуждение целесообразно.

2.21. Супервизор должен стимулировать желание супервизируе­мого вступить или поддержать членство в ассоциации или организации, имеющей кодекс этики и практики и осуществляющей процедуру рекла­мации. Это дает дополнительные гарантии супервизору, супервизируемому и пациенту в случае подачи рекламации.

2.22. Если в ходе СП выясняется, что супервизируемому для обес­печения возможности дальнейшей эффективной психотерапевтической деятельности целесообраз­но пройти личную психотерапию, супервизор должен обсудить этот вопрос с супервизируемым.

2.23. Супервизор должен контролировать, проводит ли супер­визируемый регулярную самооценку (саморефлексию) своей работы.

2.24. Супервизор должен удостовериться в том, что супервизируемые осознают различие между супервизией, административной проверкой, психотерапией, консультированием и обучением.

2.25. Не рекомендуется, чтобы один и тот же человек был для су­первизируемого одновременно административным и консультирующим супервизором. В тех случаях, когда разделение функций невозможно, су­первизируемому необходимо обеспечить доступ к независимому супервизору.

2.26. Супервизор, чьи обязательства перед супервизируемым всту­пили в противоречие с обязательствами перед организацией, должен объяс­нить супервизируемому сущность этих обязательств.

2.27. Если работа супервизируемого с пациентом вызывает у супер­визора определенные опасения, он должен решить, как исправить ситуацию, если обсуждение случая в ходе сессии не приводит к желаемому результату.

2.28. Когда противоречия не могут быть разрешены в ходе об­суждения случая между супервизором и супервизируемым, супервизор должен проконсультироваться с более опытным коллегой и, при необходимости, рекомен­довать супервизируемому обратиться к другому супервизору.

 

Супервизируемый (объект супервизии)  это практикующий психотерапевт или специалист, проходящий стажировку по пси­хотерапии и обратившийся за супервизией. Его потребность в су­первизии определяется как собственным запросом с целью про­фессионального и личностно-профессионального роста, так и не­обходимостью в получении сертификата психотерапевта с заче­том не менее 50 часов супервизии. Предварительная подготовка психотерапевта к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с пациентом /пациентами (разные фазы психотерапии: от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и за­ключения психотерапевтического контракта, информирования пациента о целях и последовательности избранных методов те­рапевтической интервенции до выполнения собственно психоте­рапевтических методов и подведения итогов работы). Кроме того, супервизируемый должен предусматривать концептуальное обос­нование медицинского диагноза, психосоциогенеза заболевания и отдельных симптомов, а также избранной им стратегии и такти­ки лечебной помощи. Личностные проблемы супервизируемого являются предметом обсуждения с супервизором при наличии тесной связи первых с ошибками терапевтического контакта и те­рапевтической интервенции. В некоторых случаях заявка супер­визируемого может содержать анализ причин сопротивления па­циентов процессу лечения или "выпадения" (drop out) пациентов из лечебного процесса.

Можно ли провести ранжирование навыков супервизируемых на стандартном бланке? В супервизии оценка – это очень субъективное дело, связанное с взаимодействием между супервизором и супервизируемым. Тем не менее, оценочные шкалы полезны как подсказка, в какой сфере профессиональных навыков имеется прореха. В качестве иллюстрации приводим оценочную супервизорскую форму, проверяющую интегративные психотерапевтические навыки (Приложение 1 –  см. таблицу «Оценочной формы психотерапевтической компетенции» в предыдущем фрагменте текста – от 25.12.10)

 

Супервизорский контракт  документ, составленный в фор­ме единовременного или долгосрочного договора между суперви­зором и супервизируемым (в случае групповой супервизии  меж­ду супервизором и каждым участником групповой супервизии). В супервизорском контракте оговорены следующие условия супер­визии:

·                    предварительно обсужденные цели супервизии, исходящие из заявки супервизируемого и требований супервизора;

·                    количество представляемых на супервизию случаев (па­циентов);

·                    фиксированное место, количество и время встреч;

·                    модель, уровень, форма и вариант супервизии;

·                    форма и объем материала, представляемого супервизи­руемым;

·                    количество рабочих (оплачиваемых) часов супервизора;

·                    количество зачетных часов супервизии;

·                    форма заключения супервизора и сроки его представления;

·                    гонорар супервизора (сумма, форма и сроки оплаты). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и су­первизируемого.

Непременным условием контракта является соблюдение кон­фиденциальности информации, касающейся представленного пациента и личностно-профессиональных качеств супервизируе­мого.

В большинстве случаев постановка цели автоматически опре­деляет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Однако, как и в психотерапевтическом контракте, уровень супервизии бу­дет зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.

 

Подготовка к супервизии

Предварительная подготовка  к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с пациентами (пациентом, пациентами): от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и заключения психотерапевтического контракта, информирования пациента о целях и последовательности избранных методов психотерапевтического вмешательства или коррекции до выполнения собственно психотерапевтических методов и подведения итогов работы.

Между психотерапевтом и супервизором заключается супервизорский контракт –  документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии  между супервизором и каждым участником групповой супервизии). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого. Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации, касающейся представленного пациента и личностно-профессиональных качеств супервизируемого.

В предварительном супервизорском контракте необходимо оговаривать все рабочее (оплачиваемое время супервизора: анализ представленных супервизору материалов обычно занимает 1,5 часа, продолжительность обсуждения с супервизируемым  1 час при индивидуальной работе, 2 часа –  при групповой работе, оформление заключения –  0,5 часа).

В большинстве случаев постановка цели автоматически определяет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Однако, как и в психотерапевтическом контракте, уровень супервизии будет зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.

При планировании формы и объема материала супервизор имеет право запрашивать для супервизии материалы сессий с разными пациентами (не менее 3-х) или психотерапевтические занятия с одним и тем же пациентом в динамике психотерапии (не менее трех фрагментов сеансов, отражающих начало, середину и завершение психотерапевтического процесса).

Преподаватель обязан подготовить и провести супервизию таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к открытому обучению. Например, он может задать ряд  вопросов учащемуся по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его обучения. Сталкивался ли он ранее с супервизорской консультаций или работой в балинтовской группе, и оправдала ли она его надежды? Как он сам оценивает свои профессиональные качества как психотерапевта? Проходил ли он сам курс индивидуальной или групповой психотерапии? Информация об учащихся в начале цикла обучения помогает преподавателю сориентироваться и выбрать форму  и вариант проведения супервизии. В случае проведения супервизии в рамках образовательной программы супервизорские занятия вносятся в расписание, и учащиеся заранее знают, кто из них будет участвовать в той или иной форме супервизии. Супервизия  служит как метод обучения и контроля над учебной деятельностью. Кроме умения структурировать материал, супервизируемый должен иметь представление о современных классификационных системах, многоосевой диагностике, уметь определять психотерапевтический диагноз и провести интервью по генограмме (см. Приложение 3, 4, 5 – см. публикацию от 13.01.11), а также аргументировать выбранные им стратегию и тактику психотерапевтической помощи.

 

Учебный пример №3.

Яна, 38 лет.  Проходила психотерапевтическое лечение по поводу бронхиальной астмы. История пациентки. Родители – мать врач-педиатр, отец – инженер химик-технолог. В возрасте 1 года с промежутком в полгода дважды была госпитализирована в инфекционную больницу, где проводилось лечение антибиотиками. Из воспоминаний Яны: «…Мама рассказывала, что она меня просила, чтобы я не плакала, когда мне делают уколы, ведь она – врач, и мне нехорошо показывать другим детям плохой пример. И я действительно была терпеливой, старалась мужественно все переносить. И когда я болела ангинами, все тяжелые процедуры дома для горла мама мне делала сама, и уколы тоже. Но дома я плакала, убегала, и со мной приходилось справляться уговорами, но уже если я соглашалась все сделать, то уже терпение было под усилиями воли». В детском саду Яне часто, почти на все утренники давали выучить стихи, песни, она старалась сделать все хорошо. Но на самих утренниках появлялось то же беспокойство и тревога, сопровождавшееся увлажнением  ладоней. Внешне девочка старалась это не показывать, но внутри шла огромная борьба. А  после того, как она заканчивала выступление, состояние тревоги сразу не уходило, расслабиться и успокоиться было трудно. В 6,5 лет девочка пошла в музыкальную школу, где ей  очень нравилось. Но во время экзаменов, зачетов на всем протяжении обучения она опять испытывала  сильнейшее волнение, руки не слушались в начале игры, колени тряслись, и тревога перед выступлением резко нарастала. Из-за частых ангин, по настоянию врачей в 8,5 лет была проведена операция по удалению миндалин и аденоидов. Мать перед операцией подарила книгу «Четвертая высота», и они вместе читали ее. Героиня была примером мужества для ребенка. Из воспоминаний Яны: «Если ты будешь хорошо себя вести и не кричать на операции, то это будет твоя первая высота», – сказала мама мне перед операцией. Врачи ее все знали, и я понимала, что я, дочка врача, не должна расплакаться. Во время операции огромным усилием воли я не издала ни звука,  и врач все время говорил, что если я так и буду держаться, то все пройдет быстрее. Ладони были мокрые, ноги дрожали, сердце стучало в висках, все это, конечно, в памяти осталось как сплошной кошмар и ничего больше». В школе девочка также всегда старалась: «уже с первого класса могла тетрадями писать палочки и крючочки», за что родители ее хвалили. В музыкальной и средней школе она была отличницей до 5 класса. Потом появилась одна или две четверки, но это ее не расстраивало, т.к. девочка понимала, что много болеет и лучшего ей  не добиться. При переезде в другой город стал чаще обостряться  «диатез»  (нейродермит – так уже стояло в диагнозе), увеличились реакции организма на прием пищи. С подросткового возраста у девушки стали возникать приступы затрудненного дыхания, особенно в ситуациях повышенной ответственности.  В возрасте 22 лет Яна вышла замуж за однокурсника, через год у них родилась дочь. Первые годы семейной жизни особых психологических трудностей для нее не представляли. Она и сейчас считает, что семейная жизнь удалась, и она счастлива с мужем. Основным переживанием является факт осознания, что они с мужем противоположны эмоционально. И вследствие этого, многое для нее воспринимается болезненно, когда она видит, что есть эта разница в восприятии мира. В 1992 г. Яне пришлось изменить свою работу. До этого она работала  инженером вместе с мужем. Стала заниматься коммерческой деятельностью. Само направление деятельности ее не пугало, но собственные внутренние конфликты  и напряженный, ритм работы были достаточно велики.    

Примерно в 1995 году количество приступов в день возросло примерно до 6 раз. Времени на  стационарное лечение не оставалось. Простого купирования приступов было явно недостаточно. Чувство тревоги стало почти естественным для нее.   Впервые в 1999 году, попав на 2 недели в стационар, она была на консультации психотерапевта. Как открытие прозвучал для нее диагноз  «бронхиальная астма, психозависимое течение». Яна знала о финском происхождении своего мужа, и в ее голове возник план переезда за границу. Ей удалось восстановить документы в архиве в Финляндии, добиться получения визы, но выехать удалось только мужу, а семья осталась в России. Кроме того, перед выездом у мужа был обнаружен вирус гепатита «С», и врачи дали заключение, что прогноз неблагоприятный. На этом фоне Яне пришлось заниматься делами мужа, преодолевать сопротивление бывшего его шефа и вернуть обещанный долг, продавать машину. Ожидаемой помощи и поддержки от семьи мужа она не получила. Свекровь звонила почти ежедневно и плакалась о своем состоянии, желании поскорее выехать, упрекала невестку за какие-то мелочи. Все это вызывало горькое чувство обиды. Муж звонил редко, приезжая в Россию, не оказывал ей эмоциональной поддержки. И последний год – 2002 явился в психологическом плане самым трудным. Понимая, что многие приступы происходят именно из-за ее неправильного психологического состояния, Яна все равно ничего не могла изменить. Чувство волнения, тревоги, даже уже при простейших жизненных ситуациях захватывали ее, и на работе у нее возникали приступы астмы. Они регистрировались уже при просмотре фильма, слушании музыки, или просто при обдумывании сложных ситуаций на работе или домашних дел. Вот в таком состоянии она обратилась к психотерапевту и смогла сделать свои первые шаги в осознанной психологической работе над лечением своей астмы, возраст которой уже 26 лет. В ходе первого интервью были определены основные проблемы и  «когнитивные искажения» (конструкты). Первые два из них имеют в основе «долженствования» разного происхождения: одно из них относилось к трансгенерационным проблемам: мать Яны вступила в конфликт с родителями мужа, что послужило причиной сильного напряжения между родителями в семье в первые годы их брака, отсюда: «Нельзя конфликтовать с родственниками»». Второе возникло в процессе воспитания по типу «повышенной моральной ответственности». Третье – связано с ограничением на выражение эмоций. Развитие психосоматического расстройства шло на фоне воспитания по типу «повышенной моральной ответственности». Было выявлено значительное мышечное напряжение в верхней части туловища. Исходя из этого, решено было провести комплексную психотерапию, состоящую из индивидуальной психотерапии с акцентом на психодраматической проработке интра  и интерперсональных конфликтов («вербальная психотерапия») и  подключения с 3-го занятия  танцевальной  терапии («невербальная психотерапия»). Проведено по 10 сеансов каждого метода. На последней сессии заявила, что получила хороший эффект от комплексного лечения. Практически не пользуется ингалятором. Вот как описала пациентка свои ощущения в ходе очной групповой супервизии:

«При классических методах мне труднее делать над собой усилия, пытаться контролировать свои эмоции, волнение и тревогу. Я понимаю, что мне мешает, но убирать то, что естественным для меня стало с годами болезни – сложная задача.

При невербальных сеансах процесс происходит, конечно, явно не замеченным для меня, я просто с удовольствием танцую, фантазирую, слушаю музыку, и в работе в конце сеанса  я выхожу в другом для себя состоянии умиротворенности и покоя, которое естественным осознанным усилием воли мне, конечно, добиться трудно, а иногда и невозможно».

 

Итогом супервизорской сессии послужило заключение, что в результате  тщательной постановки психотерапевтического диагноза удалось  выявить дисфункциональные схемы  раннего детства, уменьшить когнитивные искажения по типу «долженствования», приобрести возможность самовыражения, что привело к  ремиссии психосоматического расстройства.

Результаты работы, представленные психотерапевтом на супервизию, должны быть зафиксированы в виде аудиозаписи, ви­деозаписи или подробного письменного отчета о проведении психотерапевтических сессий с приложением отдельных фраг­ментов стенографических записей, достаточных, по мнению су­первизора, для достижения цели супервизии.

Рабочие часы супервизора включают время, затраченное им на предварительное знакомство с представленными материала­ми, обсуждение условий контракта совместный просмотр /прослушивание материалов, их анализ и обсуждение, устные ре­комендации супервизируемому и составление заключения. За­четные часы супервизируемого, учитываемые в образовательном стандарте, –  это время непосредственного профессионального консультирования и составления заключения.

Обычное соотношение рабочих часов супервизора при инди­видуальной супервизии и зачетных часов супервизируемого  2/1 (при групповой супервизии зачетными часами каждого супервизи­руемого считается 1 час за каждую группу, на которой им был представлен устный доклад).

Форма оплаты работы супервизора. Наилучший вариант –  почасовая оплата (рабочие часы) по прейскуранту, устанавли­ваемому для каждого региона профессиональной ассоциацией. Оплачивает супервизию или сам супервизируемый, или то уч­реждение, в котором он работает.

 

Процесс супервизии

Супервизор осуществляет поддерживающие, нормализующие и сдерживающие вмешательства с целью создания в процессе обучения атмосферы доверия. Наряду с этим супервизор помогает коллеге справиться с нападками на его чувство собственного достоинства с помощью дистанцирования (от симптоматики, пациента), побуждая взглянуть на свой опыт другими глазами, так как основная задача супервизии состоит в обучении практиканта смотреть на проблему по-новому. Проблемы пациента, возможности психотерапевта, требования к психотерапии и другие факторы нуждаются в переоценке. Представления психотерапевта о пациенте, о себе и психотерапевтическом процессе зависят от его желаний, страхов, фантазий и бессознательных конфликтов. Супервизию можно рассматривать как пространство, в котором супервизируемый и супервизор совместными усилиями осуществляют построение новых способов упорядочения впечатлений от психотерапии. Этот процесс осуществляется по двум направлениям: познавательном и аффективном.

Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направления своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и вмешательств, а также осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы коррекции поведения пациента и его лечения.

Супервизор может приступить к проведению консультации, задав  вопрос: «Как бы Вы хотели использовать время  супервизии?» На этот вопрос супервизор нередко получает следующий ответ: «Я хотел бы поговорить о пациенте. В какой форме мне о нем рассказать?»

В том случае, когда учащийся не в состоянии четко изложить материал, супервизор не должен позволять ему слишком долго путаться в своих объяснениях, а предложить перенести занятие. Значительную часть супервизии занимает помощь супервизирумому лучше понимать пациентов и использовать это знание в своей работе. Нужно помнить и об ответственности  перед пациентом. Один из способов контроля над лечением –  обсудить с супервизируемым план психотерапевтических мероприятий (например, используя мультимодальную модель  Оудсхоорна или Лазаруса). В идеальном случае гипотезы строятся и обобщаются не только по поводу пациента, но и вместе с пациентом.

Супервизия в психотерапии предполагает множественные уровни ответственности, так как супервизор выступает в роли учителя и оценщика, причем эти роли присутствуют при супервизии любого направления психотерапии. Передача супервизорских гипотез, инсайтов и стимуляция собственного мышления супервизируемого, особенно в случаях сопротивления –  важная педагогическая задача. На первом уровне супервизии идет обучение сбору базисной психиатрической информации, постановке диагноза и рекомендациям по лечению. Более сложными представляются для анализа такие явления как психотерапевтический процесс, психодинамические параметры, включая перенос, контрперенос, сопротивление и продвинутые методы лечения. Некоторые психотерапевты не в состоянии понять значимость психодинамических концепций, не соотносящихся с эпизодами их собственной жизни. Супервизор располагает рядом категорий, в том числе клиническими моделями, гипотезами, теориями, представлениями о типах характеров, формах защиты, моделями внутрипсихического и межличностного функционирования и т.д.

Среди важных супервизорских задач можно назвать поддержку атмосферы доверия, совместного исследования и диалога  в процессе работы. Сотрудничество супервизора и стажера в изучении пациента – творческий процесс, который проходит в замкнутом пространстве между наставником и его подопечным, в таких противоположностях как воображение и анализ, понимание и непонимание, объективность и субъективность.

Супервизор стремится начать супервизию таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к открытому обучению. Например, он может задать ряд благожелательных вопросов новичку по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его обучения. Сколько у него уже было супервизорских консультаций, и оправдали ли они его надежды? Как он сам оценивает свои профессиональные качества как психотерапевта? С какой областью связывает свою профессиональную деятельность –  психотерапевтической, исследовательской или административной? Проходил ли сам курс индивидуальной или групповой психотерапии? Информация о супервизируемом на начальном этапе супервизорства помогает супервизору сориентироваться и выбрать метод проведения консультаций. Супервизор может предложить супервизируемому задать свои вопросы относительно образования супервизора, его теоретических воззрений и сфере научно-практических интересов.

Супервизору, разумеется, не следует начинать разговор с вопросов, касающихся личной жизни учащегося. Он может поинтересоваться, какое отношение, по мнению супервизируемого, имеют к супервизорскому процессу и ситуации обучения заданные вопросы. На возможные встречные личные вопросы супервизор может не отвечать. Или, скажем, на вопрос учащегося о семейном положении супервизора последний сам задает уточняющий вопрос: а какое значение имеет для супервизируемого семейное положение? Ученика может интересовать возраст своего наставника, в этом случае осторожные, тактичные вопросы супервизора помогут выявить стремление учащегося иметь старшего по возрасту, более опытного преподавателя или более молодого преподавателя, который, по его мнению, будет благожелательно относиться к его проблемам.

Нередко упускается одна из  задач супервизора – научить консультанта слушать пациента. Какую она принесет пользу и как она может препятствовать наблюдениям? Одни психотерапевты обращают внимание на речь пациента, другие –  на его одежду, движения и выражение глаз, некоторые –  на события, о которых сообщает пациент, не обращая внимания на сопутствующие рассказу эмоции. Есть такие психотерапевты, которые внимательно относятся к телесным проявлениям и чувствам пациента, забывая при этом о клинической и психопатологической диагностике.

Проводя значительную часть своей профессиональной деятельности в поисках скрытого значения симптома, супервизор должен учитывать педагогический контекст супервизии, который отличается от психотерапевтического занятия, и адекватно реагировать на откровенность супервизируемого. Возможность появления у супервизируемого чувств вины или стыда возрастает, когда непонятно, как на них реагирует наставник. Опасность вмешательства в личную жизнь –  еще одна особенность супервизии. Например, чувства и фантазии плотника, –  его личное дело до тех пор, пока он успешно выполняет свою работу. В случае практиканта гарантии невмешательства в его личную жизнь отсутствуют. Однако супервизируемый вправе отклонить любые попытки выяснения личной жизни.

При работе со стажером, ориентированным на сотрудничество, замечания супервизора по поводу идентификации могут быть лаконичными и эмоциональными, например: «Вы полагаете, что пациент способен справиться со своими проблемами так же успешно, как и Вы... Но между вами существуют различия». Психотерапевты и супервизоры могут расходиться в своих взглядах на такие вопросы, как объем материала, необходимого для обоснования гипотезы, степень риска или осторожности в предварительных выводах и правильности самих формулировок. Некоторые авторы считают, что супервизоры уделяют недостаточно внимания состоянию и переживаниям пациента, подменяя терапевтический анализ мышления и чувств пациента своими умозаключениями и предположениями. Более того, супервизор может навязывать супервизируемому свои формулировки, вместо того чтобы исследовать отношение последнего к своему пациенту.

Несмотря на достоинства, метод совместной оценки нередко сталкивается с сопротивлением. Уже сама мысль о том, что его работа подвергается оценке, может вызвать у учащегося чувство тревоги. Одни стажеры предпочитают, чтобы супервизор составлял отчет о работе без их  участия в его обсуждении. Другим учащимся трудно заниматься самоанализом или оценкой супервизии, в частности, в присутствии супервизора.

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player