РУБРИКА:  ОБЩЕСТВО \ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Глава V

Глава V

 

ПАМЯТЬ 

 

Память – это накопленная информация, оказывающая влияние на человеческие чувства и поведение. Это информация самого разного рода: о бытовых навыках (как ходить, как бегать), об окружающем человека мире. Она всегда автобиографична и поэтому всегда субъективна. Человек помнит не абстракции, а то, что преломилось через его психику, его душу. Он помнит свою истину.

Память, прежде всего, рассматривается как получение, сохранение и воспроизведение информации. Но в это простое определение можно добавить один очень важный момент: память обладает способностью обусловливать временное единство человеческой личности, что относительно редко находит освещение в учебной литературе. Это сближает память с теми понятиями психологических защит, которые делают акцент на сохранении человеческой личности единой, не позволяя ей расщепляться, распадаться из-за противоположных мотиваций, чувств, желаний человека. Память сохраняет единство человеческой личности на протяжении всей жизни человека. Поэтому можно сказать, что получение, хранение и воспроизведение информации – это функции памяти, а сохранение единства человеческой личности – цель памяти, – и не просто сохранение единства самой личности, но и сохранение ее единства с окружающим миром, потому что человек использует не только сиюминутную информацию, но и ту, которая накоплена человечеством. Поэтому память, как и другие психические функции, обеспечивает связь человека с миром, с культурой, с природой и опытом всего человечества.

Нарушения памяти, такие, как конфабуляции, то есть ложные фантастические воспоминания, которые человек предъявляет как события реальной личной жизни, являются отражением этой тенденции – человек воспроизводит как личное воспоминание опыт других людей. И память каждого индивидуального человека – это, прежде всего, память представителя определенной культуры. Здесь прослеживается та генеральная линия, которая характерна для всех психических функций: взаимосвязь психики с культурой, потому что накопление информации идет в рамках определенной культуры.

Получение, сохранение и воспроизведение информации проходит также через призму индивидуальной культуры человека. Например, вспоминая пережитую когда-то в детстве сильную грозу, человек может воспроизводить это событие в рамках индивидуальной культуры по-разному. В одном случае, это может быть описание грозного явления природы, при котором он испытал сильные чувства, сильный страх, ощутил свою беззащитность перед природой, и этот человек может вспомнить, что его интерес к физике, которой он стал впоследствии заниматься, возник именно тогда, когда ему захотелось понять, почему происходят такие природные явления. Человек с другой индивидуальной картиной мира, с другой индивидуальной культурой, вспоминая это же событие, эту же грозу (они были в разных концах одного и того же леса, и над ними пронеслась одна и та же гроза), скажет, что тогда он получил знамение – жизнь его будет необычной, яркой, – и это было знамение Бога. Здесь сформировалась индивидуальная религиозная картина мира этого человека. По некоторым формальным параметрам эти два описания будут совпадать, но их смысловое значение будет разным. В сохранении временного единства личности память выполняет еще одну функцию: она обеспечивает человеку наиболее привычные, наиболее ригидные, наиболее вероятные формы поведения и способов взаимодействия с миром. И это тоже важная особенность организации психики.

Каждое психическое явление нельзя оценивать с позиции «хорошо» или «плохо», «плюса» или «минуса». Хорошо ли, что память сохраняет временное единство личности? Несомненно. Хорошо ли, что память извлекает из своих хранилищ привычные человеку способы поведения, взаимодействия с миром и с самим собой? В каких-то ситуациях – да. Зачем создавать какие-то сложные проблемы зашнуровывания ботинка? Можно использовать накопленную человеком двигательную память, накопленный опыт чисто автоматического движения рук. Но при решении творческих задач, при решении нестандартных задач, при решении задач взаимодействия с людьми и с самим собой использованные человеком ранее заученные формы поведения могут завести в тупик. Например, поведение в стандартной ситуации должно быть доведено в памяти человека до двигательного автоматизма, тогда движения его рук сами подскажут ему, что делать. Но если это экстремальная ситуация, то стандартное «решение», заимствованное из хранилищ памяти, может привести к катастрофе.

Определяют три типа памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Это три канала, в каждом из которых принимается решение: нужно ли это фиксировать дальше, необходима эта информация или нет. Если решение, что эта информация нужна, принято в сенсорной памяти, то она поступает в кратковременную память, если и там принимается решение о необходимости информации, то тогда только информация поступает в долговременную память.

Сенсорная память – это память, которая ориентирована, в основном, на человеческие рецепторы-анализаторы: органы слуха, зрения, обоняния, вкусовые рецепторы, то есть выдвинутые в мир органы, которые собирают информацию о мире, и рецепторы внутренние, которые собирают информацию о самом человеке. В сенсорной памяти сигнал держится примерно четверть секунды, например, попадает в сетчатку глаза, затем попадает в ретикулярную формацию, которая принимает решение, что делать дальше с этим сигналом: или он гасится и исчезает из сенсорной памяти, или она направляет его дальше, уже в определенные зоны мозга, где он будет находиться или в кратковременной памяти или в долговременной.  

В кратковременной памяти информация содержится 20 секунд, после чего она или стирается, или переводится в долговременную память. Если человек смотрит в телефонную книгу, находит там номер телефона, который нужен ему сейчас, и он не планирует, что еще будет когда-нибудь звонить по этому телефону, то, если там не отвечают и придется снова набирать этот телефон, в течение 20 секунд человек будет еще помнить этот номер. Потом ему опять придется заглядывать в телефонную книгу. Если человек может через 2–3 минуты воспроизвести этот номер телефона, то значит, есть какие-то другие причины, которые обусловливают запоминание этого телефонного номера.

Исследования немецкого психолога Эббингауза показали, что объем кратковременной памяти равен 7 элементам. У многих народов цифра 7 – магическая (семь смертных грехов в христианстве, семь ворот, через которые проходит душа к семи судьям у шумеров и т.д.). Если человеку необходимо запомнить какое-то число, которое превышает семь знаков, он может просто разбить это число на семь элементов по две–три цифры. Поэтому одной из задач работы студента по запоминанию учебною материала является задача группировки или разбивки информации до варианта наиболее оптимального для запоминания. Если количество элементов в этой информации не будет превышать семи, то эта информация перейдет из кратковременной памяти в долговременную. Например, набор цифр, который надо запомнить: 309756628114. Это сделать трудно, а вот разбив этот набор цифр на 309-75-66-28-11-4 – уже возможно. Для того чтобы в кратковременной памяти сохранялся материал, он должен иметь небольшой объем. Например, реклама должна включать в себя число слов, ограниченное этими границами, это не должен быть длинный текст. При построении фраз, когда врач работает с пациентом, его фразы для лучшего запоминания должны иметь хоть этот объем слов или в них может быть очень много слов, но особыми интонациями врач выделяет только семь слов. При запоминании все остальное останется шумом, а эти семь слов на фоне этого шума осядут в памяти как ключевые. Это один из принципов эриксонианского гипноза. Можно заметить, что ораторы, которые произносят длинные-предлинные фразы часто говорят грамматически неправильно, то есть начало фразы и конец ее грамматически не совпадают, ибо во время произнесения этой фразы человек забывает построение ее начала. Точно так же очень трудно запоминаются многослоговые слова, число букв в которых превышает семь, и для того, чтобы их запомнить, человек должен разбить это слово на семь каких-то элементов. Как можно удлинить срок пребывания информации в кратковременной памяти? Путем повторения, что, по сути, является продлением снова и снова интервала пребывания в кратковременной памяти. В изучении процессов кратковременной памяти большую роль сыграла психопатология, в частности, изучение явления амнезии, то есть забывания. Это привело к выводу, что стирание информации из кратковременной памяти может происходить под влиянием сильного раздражителя, сильного шока.

На этом строились эксперименты известного советского психолога Горбова. Перед испытуемым в окошечке возникали цифры с алгебраическими знаками «+» и «–», и он все время должен был производить непрерывное сложение или вычитание. Но в середине этого процесса появлялся сильный раздражитель – сильная световая вспышка, иногда сопровождаемая очень сильным звуком, – на этом цепочка прерывалась и отсчет начинался сначала. По сути, это экспериментальное воспроизведение антероградной амнезии.

Долговременная память имеет, как предполагается на сегодняшний день, безграничный объем. Ни одна, созданная на сегодняшний день, электронно-вычислительная машина не может соперничать с человеческим мозгом по возможному объему хранения информации. Человек пользуется лишь небольшой частью этого объема. Время хранения практически безгранично, за исключением патологии, когда во время болезни происходит физическое стирание информации.

 

Виды памяти

1. Двигательная или моторная память. Это один из самых первых видов памяти, который осваивается еще ребенком, и по всей вероятности, самый устойчивый у человека. Например, многие люди в детстве хорошо катаются на коньках. Потом человек взрослеет, проходит 20–30 лет, и он снова пытается встать на коньки. Первые его движения очень неуклюжи, неудачны, но пройдет 30–40 минут, и человек сможет достаточно свободно кататься, хотя, когда он в первый раз осваивал коньки, ему пришлось потратить несколько недель, чтобы добиться такого результата. Эти двигательные навыки надолго сохранились в человеческой памяти, и организм вспомнил эти движения, которые когда-то были зафиксированы. Контроль сознания при этом практически отсутствует, и движения и совершаются, и вспоминаются автоматически. Поэтому освоение манипуляционных техник молодым врачом должно быть доведено до автоматизма, до положения «руки сами вспомнят». Каждый врач имеет отпуск, периоды смены работы или болезни, когда он не занимается манипуляционной деятельностью. И если его двигательная память не достигла степени автоматизма, то тогда ему придется каждый раз вновь осваивать все эти движения. Поэтому одно из правил обучения при овладевании двигательными манипуляциями во время врачебной деятельности – это доведение этих манипуляций до автоматизма.

2. Эмоциональная память – это память на чувства, один из самых сильных видов памяти. Именно через чувства человек может вспомнить какую-то ситуацию, какую-то информацию, которую невозможно вспомнить другим путем. Чем сильнее чувство, тем сильнее запоминание – сохранение – этой информации. Поэтому запоминание какого-то материала, например, учебного, должно быть эмоционально окрашено, и чем сильнее эмоциональная окраска этого материала, тем выше вероятность его запоминания.


По одной из теорий памяти, связанной с экспериментальными исследованиями канадского нейрофизиолога и нейрохирурга Пенфилда, удаление одного из височных подкорковых образований – гипокампа – приводило к нарушению памяти. Но именно гипокамп ответствен, в известной мере, за двигательную и эмоциональную сферу. Это свойство двигательной и эмоциональной памяти – надолго сохраняться – порождает возможность создания психотерапевтических методик, в которых какие-то телесные ощущения, несущие терапевтическое воздействие (двигательная память), в сочетании с сильными эмоциями и могут приводить к новым, устойчивым и желательным для пациента и для врача формам поведения. Или, наоборот, если этот процесс сопровождается отрицательным чувством, можно избавлять человека от нежелательных для него форм поведения. Этот прием человечество открыло очень давно, и этот способ психологической коррекции людей называется «розги».

3. Символическая память. Она подразделяется на словесную и логическую. Предполагается, что в процессе творческого мышления этот вид памяти играет ведущую роль.

 

Процесс сохранения информации

Начало хранения информации начинается с кодировки, которая происходит на всех трех уровнях памяти, начиная с сенсорного. Главным образом кодировка совершается в виде каких-то образов в долговременной памяти. В рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» фамилия «Овсов» хранилась в памяти главного героя рассказа как связанная с лошадью. По тому, как информация закодирована, можно в какой-то степени узнать, как осуществляется психическая деятельность человека. Например, мужчина спрашивает женщину: «Как пройти к дому номер 7?» Она отвечает: «Вы пройдете по улице, свернете за угол, там будет парфюмерный магазин, дальше парикмахерская, будочка мороженого, а за ней – магазин одежды, а уже следом за ним этот дом». Если отвечает мужчина, то можно услышать: «Дойдете до пивной бочки, потом повернете, пройдете мимо кафе и окажетесь рядом с этим домом». Кодировка информации происходит у этих людей разными путями.

На этом основан один из важных психотерапевтических принципов: «Узнай, как закодирована память и узнаешь, что важно для человека». Он может этого не знать и не хотеть раскрывать это, может сознательно искажать информацию о себе, но кодировка все равно раскроет его.

Сохранение информации в памяти происходит с помощью двух видов памяти: семантической и эпизодической.

Семантическая память – это смысловая память. Например, 3. Фрейд – ученый-исследователь, основоположник учения о психоанализе. Информация о 3. Фрейде хранится в смысловом виде, отнесенной к какому-то классу, к определенной научной категории, к языковой категории. Как человек порой вспоминает что-то: «Как фамилия вот этого, ну, он еще артист знаменитый...» Это включение семантической памяти.

Эпизодическая память – это эмоциональная память той ситуации, в которой произошло запоминание. Запоминается эпизод, в котором это происходило.

Кроме того, сохранение информации должно иметь пространственную ориентацию, будь то физическое пространство, взаимоотношение людей или что-то другое.

Еще одна особенность сохранения информации – это ассоциативность памяти. Чтобы информация сохранялась, она должна включиться в какое-то пространство, и там должны быть какие-то ассоциации. Человек произносит слово: «помидор», а потом говорит: «Надо бы погреб проветрить». Потому что в погребе у него хранятся соленые помидоры. Это – пространственная организация памяти вместе с ассоциативной. Зачастую основное слово, с которого началась ассоциативная цепочка, человек вообще не произносит, но перед глазами у него проносятся: помидор, кадушка с солеными помидорами, погреб и он произносит фразу о погребе.

Кроме того, сохранение информации строится по принципу иерархизации, подчинения низшего высшему. Например, из пары фраз: «собака – животное» и «собака – млекопитающее», лучше запоминается первая пара, поскольку признак «животное» в иерархической системе стоит выше, чем «млекопитающее». Это важный принцип запоминания. Отсюда – следующий принцип запоминания: построить иерархическую лестницу и найти в ней главные элементы, от них перейти к второстепенным.

Вся информация в памяти сохраняется, чаще всего, в виде зрительных образов, потому что у большинства людей ведущей системой восприятия мира является зрительный анализатор. Поэтому одним из приемов запоминания является сочетание нескольких видов памяти: сочетание эмоционального контекста и зрительного образа, зрительного и звукового, создание целого комплекса образов – зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных.

Что обусловливает переход информации из кратковременной памяти в долговременную?

Первым фактором является привычность и покгоряемость материала. Привычность материала обусловливает то явление, когда старые люди помнят даже самые незначительные события прошлого, помнят то, что было двадцать лет назад и не могут вспомнить того, что было вчера. Эта закономерность называется законом Рибо. Главную роль в этом феномене играет привычность этих воспоминаний, их частая повторяемость.

Второй фактор: информация легче переходит в долговременную память в контексте, в обрамлении. Например, для того, чтобы запомнить рисунок на торте, необходимо торт съесть или хотя бы попробовать. В данном случае торт – это контекст, а рисунок на нем – информация. Легче запоминается лекционный материал, когда лектор – яркая личность, когда этот материал сопровождается интересными историями, когда в аудитории особенная, творческая атмосфера.

Третий фактор: хорошая мотивация на запоминание. Если человеку необходима данная информация, то он наверняка ее запомнит. К примеру, если у женщины заболел ребенок, она запомнит все рекомендации врача, какой бы ни была ее память, какими бы ни были трудными и мудреными рекомендации. Студент наверняка выучит материал, если он знает, что в противном случае его отчислят из института, в котором он очень хочет учиться.

Четвертый фактор: углубление в материал – это перекидывание, как можно большего количества «мостов» между тем, что необходимо запомнить и тем, что уже есть в памяти, это выстраивание логических цепочек, создание ассоциативных связей (связей, построенных по признаку сходства или противоположности). Очень важно, чтобы это углубление в материал носило личностный, субъективный характер. Этот процесс не является заучиванием материала, это творчество, когда человек создает свою индивидуальную систему связей, в которой большую роль играет эмоциональное отношение к этому материалу: чувство интереса, чувство самоудовлетворения самим собой. Препятствует углублению в материал такая вещь, как страх или низкая самооценка. Стоит помнить, что каким бы ни был научный материал, необходимо попытаться связать его со своей конкретной повседневной жизнью.

Процессы памяти всегда были важны для человека, недаром из всех психических функций греки только для памяти «выделили» богиню Мнемозину.

Память была для древних людей тем, что делало человека единым. И это верно и на сегодняшний день. Эта та психическая функция, которая позволяет человеку ощущать себя от первых лет жизни до сегодняшнего дня единым и непрерывным. Поэтому одним из самых страшных наказаний в мифологии являлось лишение человека памяти. В бытовом сознании память и разум человека понятия часто отождествляемые.

Но в жизни встречаются парадоксальные случаи, которые опровергают эти убеждения. Никто не сомневается в таланте великого ученого Чарльза Дарвина. И в то же время у Дарвина были серьезные проблемы с памятью. Известен случай, когда Дарвин в 50 с небольшим лет, слушая, как слуга читает ему его книгу «О происхождении видов», сказал: «Интересно, интересно, хорошо, а кто автор?» Память у Дарвина всегда была отменно плохая, но это не очень мешало ему как мыслителю.

В то же время, известны умственно отсталые люди, обладающие хорошей памятью, но, разумеется, так называемой «механической», а не логической.

Поэтому нет смысла ставить знак равенства между одаренностью, талантливостью и способностью запоминать и воспроизводить информацию.

В популярной литературе встречаются описания людей с феноменальной памятью. Это явление хорошо описано известным советским психологом А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». Но в этой же книге А.Р. Лурия замечал, что обладатель феноменальной памяти был весьма недалек: ему не удавалось решать даже несложные логические задачи, он был беспомощен в житейских делах.

Обладатель этой памяти запоминал информацию в виде целого комплекса образов: зрительных, тактильных, вкусовых. Такое сочетание носит название «синестезия». На этом феномене построено создание цветомузыкальных произведений. Самыми яркими представителями такого синестетического запоминания информации является литовский художник и композитор Чюрленис и русский композитор Скрябин, у которого есть две партитуры симфонии «Прометей»: одна из них звуковая, другая – цветовая.

Образная память часто является ключом к воспоминанию. Например, услышанная мелодия приводит к целой цепочке воспоминаний о каком-то событии, о какой-то ситуации, о каком-то человеке. В создании этих цепочек и процессах памяти вообще участвуют процессы, которые называются ассоциативными, создающие в психике человека какие-то связанные между собой образы. Бывают различные виды ассоциаций: по сходству, по смежности, по контрасту, по Смыслу.

Организация памяти по принципу ассоциативных связей является основой феномена ригидности памяти. Это хорошо прослеживается в таком известном демонстрационном психологическом приеме, когда просят очень быстро вспомнить фамилию великого русского поэта и сразу называется фамилия «Пушкин», фрукт – называют «яблоко». Поэтому ассоциативная связь, с одной стороны, важна для усвоения той информации, которая должна носить фоновый характер, но может сыграть с человеком и злую шутку, например, в профессиональной деятельности врача. Врач смотрит конкретного пациента и сразу вспоминает другого пациента, похожего на него. Потом врач вспоминает, какие методы лечения он применял и они оказались успешными при лечении того пациента. И тогда он начинает использовать те же самые назначения, что и для предыдущего пациента. Если патология действительно та же самая, то такое лечение может оказаться очень удачным, а врач минимально использовал свои творческие силы, но если биологические особенности этого пациента будут резко отличаться от первого, если в структуре этой болезни значительную роль играет фактор личности этого человека, отличной от личности предыдущего, то применение этого метода или комплекса методов может оказаться неудачным.

 

С процессами памяти связана такая актуальная для людей проблема, как проблема забывания. Почему человек вообще забывает? Термин «забывание» не является научным, так как это слово предполагает, что информация стерта из памяти. Это не совсем верно. Информация, может быть, по-прежнему сохраняется, но человек не может ее воспроизвести в силу ряда причин.

Поэтому термин «забывание» в психологии подразумевает два явления: стирание информации из памяти и невозможность извлечь информацию из памяти.

Например, у человека есть друг, номер телефона которого он знает наизусть, потому что много лет ему звонит. У него нет необходимости держать этот номер в своей записной книжке. И когда друг уезжает из данного города, и ему уже никогда нельзя будет позвонить по этому телефону, то номер стирается из памяти человека. Освобождается место в памяти для новой информации. Это первая причина забывания. А как определить: выкинута эта информация из памяти или нет, или человек просто запрятал ее подальше так, что ее нет на поверхности? В особых состояниях сознания – в предсмертном состоянии, в состоянии медитации и транса, когда происходит мощнейшая активация организма, человек, может вспомнить самые разные вещи, которые были забыты им много лет назад.

Известен случай, когда служанка, жившая в доме священника маленькой девочкой, перед смертью начала говорить на латыни слова католической молитвы, не зная латинского языка.

В состоянии гипноза происходят такие же явления.

Возникает вопрос: если нет патологии мозга и его органического поражения, то может быть, вообще ничего не забывается? Этот вопрос не имеет пока окончательного ответа, он дискуссионен.

Вторая причина, по которой происходит «забывание» – это вытеснение, один из механизмов психологической защиты. Вытесняется та информация, которая весьма травмирующа для личности. Как работают психотерапевты с вытесненными кусками памяти? Самое простое – введение человека в особое состояние сознания, например, в состояние гипнотического транса, необязательно глубокого. Из практики известен случай с пациентом, мужчиной лет сорока, очень инфантильным, очень открытым, который мог откровенно рассказывать подробности своей семейной жизни, но который ничего не мог вспомнить из детства. Это была одна из его проблем, с которой он обратился к врачу. Психотерапевт ввел его в состояние транса, и он должен был просто описывать образы, возникающие у него перед глазами. Он рассказал: «Лошадь идет, тележка едет, мама сидит на тележке, лицо у нее красивое, дедушка очень злой, говорит: "...ты, нагуляла этого ублюдка...", мама плачет...» И больной все вспомнил. Оказалось, что он жил в глухой сибирской деревне с очень строгим староверским укладом жизни, отец его был неизвестен, он рос «безотцовщиной», «ублюдком», как называли в русской деревне незаконнорожденных детей. Так почему это вытеснилось из памяти, в чем была его вина? Дальше всплыло воспоминание, в котором он оскорбляет мать, обвиняя ее в том, что не может выйти на улицу, что она его родила, что он вообще живет. Таким образом, причиной вытеснения было чувство вины перед умершей матерью, которую уже нельзя воскресить и перед которой уже нельзя извиниться.


Третий фактор забывания – возраст. На сегодняшний день ученые затрудняются точно определить, с какого возраста у детей начинает работать долговременная память так, как она работает у взрослых. Предполагают, что у большинства людей она начинает работать с возраста 1,5–2 года. Все, что было до этого возраста, относится к области забывания или к области ложных воспоминаний. Вряд ли кто помнит, как он взял впервые соску в рот, как он жевал свой большой палец правой ноги.

Анамнез – это история развития жизни и болезни пациента. Когда перед врачом сидит больной и рассказывает, как развивалась его болезнь, то врач очень часто попадает в ловушку, потому что этот рассказ он воспринимает, как киноленту, на которой бесстрастно с помощью кинокамеры запечатлены какие-то события. Поэтому врач должен принять один постулат: не существует никакой объективной истории болезни, никакого объективного анамнеза. Рассказ человека о своей болезни носит всегда переконструированный, переделанный, переформированный характер, и врач имеет дело не с дословным воспроизведением каких-то событий и их развития, а с тем, что переосмыслено, перечувствовано данным пациентом. Каждый раз врач имеет дело с анамнезом, в котором что-то вытесняется, что-то искажается. Но при этом нельзя воспринимать сидящего перед собой пациента как лжеца.

Искажение анамнеза происходит потому, что в его построение вмешиваются процессы мышления: это собственная гипотеза больного о том, какое у него заболевание. И под эту гипотезу память больного собирает все, что связано у него с этим заболеванием.

Кроме того, некоторые процессы и ощущения в организме оцениваются в памяти как несущественные и незначимые, и не уходят в долговременную память. Например, одноразовое болезненное ощущение, которое больше не повторялось, забывается больным, а оно может быть для врача самым важным или единственным признаком истинного заболевания человека.

Вытесняются какие-то события и моменты заболевания, которые связаны с тем, что человек считает, что он сам виноват в их возникновении.

Ошибки в анамнезе могут произойти и потому, что человек «нашел» у себя симптомы, сходные с симптомами той болезни, которой он болел раньше. И он будет рассказывать все по тому клише, которое установилось в прошлый раз. И то же самое может произойти и с врачом, который тоже уберет из памяти все те моменты, которые будут расходиться с картиной прошлого заболевания. Это надо всегда учитывать во врачебной практике.

 

 

(Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности:

Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003, С. 98-111)


 

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player