РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

13



«Барьеры общения в медицинской практике (Урванцев Л.П.)»


«Общение часто затруднено теми или иными психологическими барьерами. Укажем основные из них.

1. Информационные барьеры: непонимание (неполное, неправильное понимание) передаваемого сообщения.

2. Мотивационные барьеры: партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том, что побуждает их вступать в контакт и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо про­тивоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает). Нередко больной стремится продлить беседу, а врач – «свернуть» ее, так как для него это лишь один из многих больных.

3. Ролевые барьеры: расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих их социальным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

4. Эмоциональные барьеры: игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника.

5. Личностные барьеры: «непринятие» каких-то личностных особенностей собеседника (взаимное или одним из них). Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум «доминантным» собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, «заторможен».

6. Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании: общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге. Об этом говорилось выше.

7. Барьеры установок: предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию. У больного негативное отношение к врачу может объясняться длительным и безуспешным предыдущим лечением, сведениями, полученными от соседей по палате и т. д.

8. Барьеры «обратной связи»: неумение быстро и правильно определить, понятно ли сообщение собеседнику и какова его реакция.

Мы предлагаем читателям вспомнить несколько недавних случаев, когда общение с кем-то давалось с большим трудом или даже закончилось конфликтом, оставило неприятный осадок. Попытайтесь понять, какие психологические барьеры привели к этому. Если у вас уже есть опыт общения с больными, то лучше обратиться к нему. Полезно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Не забывайте думать о том, поймет ли вас больной и не истолкует ли ваши слова неверно. Избегайте специальной терминологии, неопределенных и двусмысленных слов и выражений.

2. Старайтесь понять основные мотивы и потребности пациента, влияющие на процесс общения.

3. Помните, что возможны расхождения в представлениях о нормах поведения врача и больного.

4. Учитывайте эмоциональное состояние больного, ориентируясь не только на его слова, но и на внешние проявления эмоций (даже малозаметные и скрываемые).

5. Будьте терпимы к неприятным для вас особенностям поведения больного в процессе общения. Учитесь говорить с разными пациентами: замкнутыми и общительными, импульсивными и неторопливыми, склонными к доминированию и к подчинению, застенчивыми и агрессивными и т. д.

6. Старайтесь не строить общение на основе стереотипных представлений («все они такие»). Оценивайте и учитывайте индивидуальные особенности больного.

7. Стремитесь выяснить, с какими установками, ожиданиями вступает больной в общение, чем эти установки обусловлены, как они соотносятся с вашими целями и следует ли пытаться изменить их.

8. В процессе общения не упускайте из виду «сигналы обратной связи», отдавайте себе отчет в том, как вы понятны и какова реакция больного». (Бедрин Л.М., Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988, С. 26-27)


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player