РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

13

Психология профилактики и гигиены

«Внедрение в практику профилактических мероприятий часто наталки­вается на некоторые традиционные привычные взгляды людей. Одним из них является упрощенный взгляд на болезнь и лечение. Большинство лю­дей понимает эту проблему в следующих категориях:


Больной человек — врач — лекарство — лечение — здоровый человек.


Такое представление наиболее близко пониманию обычного человека. Категории профилактического порядка более обычны и менее доступны прямому пониманию:


Причины болезни профилактические здоровье народа,

мероприятия групп населения,

отдельного человека


Устранение отрицательного явления (излечение от болезни) на первый взгляд представляет собой более существенный результат, чем сохранение положительного явления, то есть сохранение и укрепление здоровья. Здо­ровый человек, как правило, считает свое здоровье естественным и само собой разумеющимся состоянием, в нерушимости которого он не сомневается или не желает ее допустить. Свое здоровье он считает доказательством того, что он не делает ничего такого, что могло бы существенно угрожать его здоровью. Если он информирован, то от него не скроется, что профилак­тика еще не разработана окончательно и не при всех болезнях эффективна и, кроме того, часто мероприятия, которые следует производить при профи­лактике, иногда бывают связаны с личными неприятностями и ограниче­нием удобств и удовлетворения различных требований. Например, это очевидно при необходимости похудеть, ограничить курение, при выполне­нии требования заниматься физической культурой. Отсюда вытекает двой­ственное отношение населения к профилактике, где встречаются интересы и опасения с двух противоположных сторон: желание быть здоровым и в то же время желание испытать как можно больше удовольствия и удобства; страх перед болезнью и страх перед неприятными процедурами и резуль­татами их, связанными с профилактическими мероприятиями. Результат такого столкновения обусловлен индивидуальной и групповой психологией тех, кого оно касается. С психологической точки зрения является пара­доксом до известной степени тот факт, что как только вакцинация приведет к почти полному исчезновению болезни, одновременно уменьшается коли­чество явных «доводов» для ее дальнейшего проведения, то есть умень­шается количество больных. Это может проявиться в такой точке зрения, что вакцинация, наверное, была излишней, поскольку все равно никто бы не заболел. Такая точка зрения иногда проявляется по отношению к неко­торым гигиеническо-эпидемиологическим мероприятиям, которые кажутся слишком добросовестными, «бюрократическими и формальными». Однако такое отношение часто изменяется в прямую противоположность, когда в результате пренебрежения такими мероприятиями вспыхнет, например, эпидемия тифа или паратифа. Препятствием для профилактики являются также индивидуалистические и групповые взгляды, которые опираются на такое предположение, что, «если все дали своим детям сделать прививку, а мы нет, то наши дети избегнут неприятной процедуры вакцинации, а бо­лезнь все равно не будет угрожать». Нетрудно себе представить, какие по­следствия бы возникли, если бы все поступали подобным образом.

При профилактических мероприятиях (массовых осмотрах, прививках и т. п.) могут найтись лица, которые принимают эти мероприятия за дока­зательство массового распространения или непосредственной угрозы какой-нибудь болезни, или со страхом ожидают, что именно у них будет обнаруже­на болезнь. Такое отношение можно ждать тем скорее, чем меньше населе­ние было заранее подготовлено психологически. Некоторые родители, осо­бенно сверх заботливые матери единственных детей, имеют такие ощущения (среди людей искаженно и с большой интенсивностью распространяются обоснованные и необоснованные слухи об осложнениях, развивающихся в результате прививок. В некоторых областях с более низким культурным уровнем такие слухи могут привести к панике и отказу от профилактиче­ских мероприятий. В такой ситуации необходимо, прежде всего, ознакомить медицинских работников с действительными осложнениями и объяснить существо вопроса населению через средства массовой информации таким образом, чтобы население приняло активное участие в этих профилактиче­ских мероприятиях.

С некоторыми психологическими проблемами профилактики мы встре­чаемся и в гигиене. Некоторые данные об этом предоставляет Котулан. Например, часто бывает двояким отношение рабочих на вредных предприя­тиях к снижению вредности: снижение запыленности имеет своим резуль­татом снижение заработной платы, так как при этом уменьшается прибавка за вредность работы в среде, опасной для здоровья. Поэтому усилие гигие­нистов и руководства предприятия не всегда бывает единодушно поддер­жано рабочими; даже имелись случаи, когда портили оборудование, улуч­шающие гигиену рабочей среды, ремонт его длился очень долго, и на это время опять были вынуждены выплачивать прибавку за вредность. Имеют­ся трудности также и с настойчивым внедрением защитных вспомогатель­ных средств, защитных масок и очков, особенно в тех случаях, когда рабо­чий чувствует себя в них неловко, ему жарко, затруднена ориентация, сни­жается производительность труда, а, следовательно, и заработная плата. Ряд рабочих имеет на удивление «сильные нервы» при работе, когда отле­тают куски металла и попадают в глаз; они не носят защитных очков даже после повторного ранения глаз. Тем понятнее отсутствие интереса и жела­ния носить защитные вспомогательные средства при работе там, где вред­ные для здоровья последствия не бывают моментальными, не поражают всех работающих и даже, наоборот, многие, не придерживающиеся правил безопасности труда, в течение многих лет бывают вполне здоровыми. Это касается, например, работы в химически вредной среде.

Интересная психологическая проблема появилась при введении люми­несцентных ламп для освещения. Свет люминесцентных ламп имеет сине­ватый оттенок, его спектр по своей структуре отличается от спектра есте­ственного света и спектра электрических ламп. Люди при освещении люми­несцентными лампами кажутся друг другу более бледными, губы имеют синеватый оттенок, возникает впечатление, что человек нездоров. Среди рабочих на некоторых предприятиях отмечается взаимное отрицательное суггестивное влияние: они приписывали люминесцентному освещению менструальные расстройства, расстройства потенции, жаловались, что «по­сле окончания смены плохо выглядят». Но от этого психического влияния люминесцентных ламп необходимо отличать физиологическую нагрузку на зрение, возникающую при плохих, мигающих люминесцентных лампах.

Другой гигиенической проблемой является шум, которого мы коснем­ся в главе о психологических проблемах при болезнях уха, горла и носа и гигиене умственного труда.

Введение в жизнь обоснованных требований гигиенистов в отношении питания, таких как достаточное количество в пище витаминов и белков, ограничение углеводов в виде мучных блюд и сладостей встречает большие трудности как в экономике, в торговле, так и в психологии людей. С пси­хологией связана традиция, какой, например, в чешской кухне являются кнедлики: вкус и приятность сладостей, удобство в качестве мотива для избежания кусания в остальном качественных продуктов, какими явля­ются, например, хлеб из муки грубого помола, некоторые виды овощей и фруктов. Определенные психические точки зрения имеют место в отношении работающих к общественному питанию. Иногда они бывают обусловлены равнодушием работников заводских столовых, не заботящихся о качестве, количестве и внешнем виде блюд и помещений, где питаются рабочие; но иногда и при хорошем уровне фабричной столовой ряд работников не пи­тается в ней и объясняет это разными причинами. Одни утверждают, что хотят экономить, но при этом покупают себе в буфете относительно более дорогие и менее качественные продукты; другие хотят похудеть, но по­скольку не могут выдержать голодания, тоже покупают продукты в буфете. Очевидно, что гораздо эффективнее для правильного питания населения является воспитание у детей правильных полезных навыков в отношении питания (молоко, фрукты), чем переделывать зафиксированные привычки взрослых.

Более широкие и индивидуальные проблемы появляются непосред­ственно в работе гигиеническо-эпидемиологической службы. По сравнению с другими специальностями она имеет другую позицию. В ее работе гораз­до большее место занимает организационная, административная и воспита­тельная деятельность. При внедрении в жизнь своих требований она долж­на преодолеть значительные препятствия. Это касается как финансовых за­труднений – гигиенические мероприятия, например, дымоулавливатели в котельных стоят очень дорого, так и привычек и взглядов руководящих работников, которые находятся под экономическим давлением производ­ства, так и отношения самих рабочих, как об этом уже было упомянуто. Часто от индивидуальных черт личности гигиениста зависит, будет ли он действовать энергично или колебаться, будет ли он последовательным или нерешительным, будет ли убеждать и приводить аргументы или угрожать репрессивными мерами, как, например, штрафом и остановкой производ­ства. Немало гигиенистов переживают тяжелые противоречия между тща­тельно разработанными нормами для гигиены трудовой и жизненной среды и большими трудностями и непониманием, с которыми они встречаются, когда пытаются провести в жизнь свои предложения на основании этих норм.


В 1969 году Совет Национального комитета г. Брно не утвердил предложения о строительстве международного аэропорта для больших реактивных самолетов, который должен был быть расположен вблизи южного конца города. Специалисты, среди которых были и гигиенисты, пришли к заключению, что аэродром со своим шу­мом значительно ухудшил бы жизненную среду населения города, что особенно касалось бы 30000 человек, живущих вблизи планируемого аэродрома. Но другие специалисты, особенно из области транспорта, считают строительство аэродрома неиз­бежным условием для дальнейшего развития города, особенно если принять во вни­мание контакт его с заграничной торговлей и промышленностью. Речь идет об одном из типичных споров нашего времени, когда на одном полюсе стоит темп, производство, развитие, финансовый эффект, а на другом полюсе шум, загрязнение воздуха и вред для здоровья.


В этой главе мы занимались общими вопросами профилактики и про­блемами соматической профилактики. Сведения о психической гигиене из­ложены далее в отдельной главе». (Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 1974, С. 305-309)


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player