РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

IV

 

 

 

Типы медицинских сестер

 

«Однако приближение к больным на основе их умственного развития, их индиви­дуальных особенностей само по себе недостаточно. Очень многие исследователи подчеркивают роль сочувствия в работе с больными, способности «вжиться» в их страдания, как можно полнее разделить их (320, 707). Когда-то один нищий, собиравший милостыню на одной из центральных улиц Будапешта, весьма успеш­но влиял на психику людей тем, что повесил себе на шею табличку с надписью «Представь себя на моем месте». Врач и сестра, работа которых постоянно сопря­жена со страданиями, подвержены опасности стать бесчувственными, очерстветь, профессионально, рутинно стремясь утолить эти страдания. Определенный эмо­циональный отклик важен и необходим; откликаться на боль и напряженность, на надежды и безнадежность у больных – без этого врачу никогда не стать мастером своего дела.

Все сказанное и составляет основу, на которой должны строиться отношения между сестрой и больными. В работе с больными, порученными заботам сестер, все это необходимо прежде всего. С больным, который чувствует себя потерян­ным, чужим в стенах такой привычной для нас больницы (или поликлиники), нужно установить контакт. Этому могут способствовать и формы привычной повседневной деятельности, как взаимное знакомство, знакомство с соседями по палате, упоминание о возможных общих знакомых, сообщение необходимых све­дений о больнице, немедленный отклик на запросы больного, их учет и т. п. Важнейшим методом установления такого контакта с больным является умение выслушать его. В работе сестры это не менее важно, чем в работе врача (47, 48, 49, 125). Если, согласно венгерской пословице, говорить – серебро, а молчание – золото, то умение слушать можно сравнить разве что с бриллиантом чистой воды (151). Овладеть искусством слушать чрезвычайно важно, ценно. Больной говорит, сестра молчит и слушает – это лишь первый шаг. Сестра должна на­учиться слушать с интересом, соответственно реагируя на услышанное. Она долж­на удобно расположиться, по возможности поближе к больному, помочь ему рассказать о своих заботах, беспокойстве, опасениях. В таких случаях помогает даже то, как сестра сидит во время рассказа, насколько естественно она себя ведет, играют роль и умело, вовремя заданные вопросы, и одобрительный кивок голо­вой, и продолжение незаконченных предложений, а в нужный момент и постановка таких вопросов, обращение уже к таким проблемам, которые нас интересуют. Все это помогает нам познать внутренний мир больного, помочь ослаблению его напряженности. Больной изливает душу, и это приносит ему облегчение. Существует множество мелких приемов целесообразного поведения, которые могут быть полезны в ходе занятий с больными (352):

1. Можно повторить отдельные предложения, сказанные больным, но в вопро­сительной форме: «Значит, муж причинил вам такую боль?» или «Это из-за него-то вы хотите выписаться раньше времени?».

2. С помощью вопросов можно выяснить и самое проблему: «Если вы вернетесь домой раньше времени, то все придет в порядок?».

3. До тех пор, пока сестра не представляет себе проблему во всей ее полноте (пока она не беседовала по этому поводу с врачом), ей лучше молча выслушать больного, не выражая своего мнения.

4. Можно задать вопросы, коснувшись проблем, близких к той, что больше всего волнует больного, и таким путем помочь ему разрешить волнующий вопрос «Что же в таком случае станет с детьми?».

5. Незаконченным предложением можно подвести больного к выводу, заставив его закончить мысль: «Значит, когда вы пойдете домой, то ...».

6. В ходе беседы могут быть вскрыты и те чувства, которые составляют фон проблем: «Это беспокойство и нетерпение и делают невозможным мое пребыва­ние в больнице».

7. Могут быть поставлены вопросы, подняты проблемы, выдвинуты новые те­мы для обсуждения, которые способствуют активизации больного, «развязыва­ют» ему язык, от более легких вопросов позволяют перейти и к более сложным проблемам. Можно начать беседу, например, с вопросов воспитания детей, веде­ния домашнего хозяйства и пр.

Все это, естественно, технические приемы, использование которых зависит от образованности, интеллигентности сестры, от местных обычаев и возможностей. Однако в любом случае наиболее важным и ценным является выслушивание больного. Если беседа с больным проходит должным образом, он успокаивается, внутренняя напряженность больного ослабевает. Можно в ходе такой беседы выявить мучающие больного страхи, тревогу, чувство неуверенности и др. Одной из важнейших задач в области психологии работы с больным является рассеивание страхов, беспокойства больных, а если это полностью не удается, то хотя бы некоторое их успокоение.

Наряду с таким выслушиванием больного, конечно, вряд ли можно избежать, чтобы сестра не разговаривала с ним по каким-либо иным поводам. Упомянутые приемы и поведение облегчают возможность того, чтобы говорил больной, а не сестра. Такой возможности способствует и сам больной благодаря своему любо­пытству относительно заболевания, о котором он всегда хочет знать и говорить. Отсюда, однако, вытекает уже и первое затруднение. Больной спрашивает: «Чем я болен?» Этот вопрос может быть задан в разной форме: «Почему я должен принимать это лекарство?», «До каких пор будет продолжаться боль?», «Как будет, если...?». Сестра, имеющая достаточный опыт, знает, как нужно встречать такие вопросы, как ответить на них встречными вопросами, а главное, как отве­тить на них, в какой мере удовлетворить любопытство больного, знает, когда направить его с вопросами к врачу и где та целесообразная граница, когда сестра должна сказать: «На это вам лучше ответит врач». Гораздо большие трудности обычно вызывает обсуждение личных дел, личных «проблем». Больные часто за несколько минут успевают рассказать про всю свою жизнь, подкрепив рассказ и фотографиями детей и внуков («случайно» оказавшихся при них). Таких же откровенных сообщений ждут они и от сестры и даже от врача («Женат?», «Дети есть?», «Сколько лет ребенку?» и пр.). Телефонные звонки, разговоры личного характера, личные просьбы, которые просят передать сестре, – все это пробужда­ет еще большее любопытство к личной жизни сестры. И, несмотря на все это, следует помнить, что семейные, личные дела сестры не относятся к сфере ухода за больными. Сестра должна выслушивать любые рассказы и сообщения больных, но ее личные проблемы (например, неверный муж и т. п.) лишь мешают выздоров­лению больных и созданию нормальных контактов с ними. Однако поведение сестер, направленное на избежание ненужных вопросов, не должно быть резким, отталкивающим. Беседы на невинные обыденные темы допустимы. Так, напри­мер, сестра, возвратившаяся из отпуска, спокойно может с большой пользой прибегнуть к рассказу о любимом городе, о своих новых впечатлениях, о событи­ях, происшедших во время отдыха (например, о спорте), что помогает ослабить и напряженность больного.

Большую роль с точки зрения создания контактов с больными играет и учет всех оттенков поведения, всех проявлений и сообщений больного. Как мы уже виде­ли, наиболее простой формой общения с больным является разговор, беседа. Наряду с содержанием ее большое значение имеет тон, мелодичность речи, ударе­ния и пр. Жесты, мимика, подобно различным формам поведения, могут стать средствами выражения самых разных эмоций. Известно, что коммуникация между людьми многослойна, динамика ее основана на тысяче различных чувств и впечат­лений. Невидимая эмоциональная связь существует и между сестрой и больным, выявить ее, проследить за ее изменениями весьма ценно. Часто больные читают по нашим улыбкам, выражению лица, голосу. Естественно, и мы многое восприни­маем от них.

Связь, контакт сестры с больным нельзя воспринимать как некую неизменную постоянную. Это процесс, изменяющийся, прежде всего во времени, процесс, на который могут влиять различные факторы, который и формироваться, склады­ваться может по-разному. Именно в его лабильности и скрывается возможность вмешаться в его ход, изменить его течение в благоприятном направлении.

В рамках контакта между сестрой и больным – кроме личности больного и эмоциональных нитей, связывающих его с сестрой, – следует уделить особое внимание и личности сестры. В повседневной практике можно встретить много отличных сестер, обладающих прекрасными данными и профессиональными на­выками. Однако, несмотря на это, каждой сестре необходимо и тщательно познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать, каков стиль ее работы и как воздействует она на больных. Каждая сестра должна пройти долгий и нелегкий путь самопознания и самовоспитания, прежде чем придет к полному сознанию этого. В формировании индивидуального стиля работы большую помощь могут оказать групповые собеседования, обсуждения проблем, замечания более опыт­ных сестер или врача. Любая работа формирует не только профессиональные знания, но и личность в целом. Балинт для развития у общепрактикующих врачей способностей к психотерапевтической работе (47, 48, 49) считает необходимым должное формирование и самой личности врача. И хотя заниматься психотера­пией сестре не приходится, поскольку это входит в задачи специально подготов­ленных для этой цели врачей, все ее поведение должно быть строго продуманным и целенаправленным (126). Необходимо, чтобы сведения по общей психологии и психологии работы с больными стали составной частью личностных особенно­стей сестер (как говорится, были бы у них в крови), а не оставались лишь теорети­ческими, отвлеченными сведениями и знаниями. Хорошая сестра испытывает постоянную необходимость, потребность в пополнении своих знаний, в развитии своей личности.

Полезно описать некоторые типы сестер, причем автору хотелось бы дать крат­кий очерк феноменологической их типологии, остановившись на наиболее харак­терных типах. Естественно, такой обзор служит, прежде всего, целям общей ориен­тации, здесь вовсе нет речи о законченных формах. Вышесказанное как раз и ука­зывает на широкие возможности развития, воспитания людей, любящих свою профессию, считающих ее призванием. Это можно подтвердить и многими приме­рами из повседневной жизни. Большую роль в этом деле могут играть и те, кто призван воспитывать сестер: врачи, старшие сестры, преподаватели.

Обратимся к характеристике отдельных типов.

1. Сестра-рутинер. Этот тип сестры оставлен нам в наследие прошлым, пока он представлен самым большим числом сестер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Пору­ченные им задачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупу­лезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способ­ны разбудить больного, чтобы дать ему прописанное врачом снотворное.

2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслуживает особого вни­мания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое пове­дение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способ­ности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между нею и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «Напрасно я ему внушала...», «Часами пыталась убедить – и вот тебе»...

3. Тип «нервной» сестры. Как об особом типе таких сестер можно говорить лишь в том случае, если нервозность проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьез­ной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз среди ни в чем не повинных больных можно видеть хмурую, обиженную сестру. Тревожность у таких сестер может даже принять форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекций, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» не под силу ей. (Не раз можно слышать такие заявления: «Ноги у меня не казенные».) Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на различные сомати­ческие жалобы, как «желчная колика», «засорение желудка», «простуда», «грипп без температуры» и др.

Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапии или – в более серьезных случаях – даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность стать наркоманами.

4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Этот тип сестер довольно широко известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами «Идет гренадер!». Этот тип знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанни­цы станут говорить: «Строга, но справедлива»... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

5. Довольно часто можно встретить и сестер материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам, успе­вающие повсюду и, несмотря на свою седину, подчас не уступающие в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них – естественное условие суще­ствования. Забота о больных – жизненное призвание. Сюда можно отнести и ми­лую «маму Лори» (257) и ее коллег, отличающихся высоким искусством боль­шой заботы о людях, человечности и любви. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Частой заботой о других, любовью к лю­дям пронизана и вся их личная жизнь.

6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благода­ря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специаль­ности, которых не интересует больше ничего на свете.

Необходимо остановиться и на отдельных этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении (320). Можно различать начальный, развернутый и конечный этапы.

На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособ­ления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание обычаи, сложившиеся в данном учреждении, считаться с его особенностями. Сестра и врач получают представление о поведении больного в ходе работы. Возникает связь между ними и больными. Познают они и отноше­ние больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает этот больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, воспоминания могут быть спроеци­рованы на нового больного, послужить причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). «На этой же кровати лежал»... – возникает чувство повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных про­ецируются на нового больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.

На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом, дальнейшая работа уже зависит от контакта, сформировавшегося между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появление страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иро­нию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно ослабить или вооб­ще устранить, проявляя должное внимание к больному, беседуя с ним, выслуши­вая его.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: «Больной не хочет выписываться»... Больного в таких случаях мучают обычно сомнения: «Что будет со мной дома?» «Смогу ли я соблюдать диету?» «Что будет, если..?» и пр. Больного следует должным образом подготовить к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что его беспокоит, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, способствуют устранению тех затруднений, которые нередко связаны с выпиской из больницы.

Личность сестры, стиль ее обращения с больными, владение техникой психоло­гической работы с больными – все это, как и в случае врача, – само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится счи­таться и с побочными действиями такого «лекарства», с его иногда вредными воздействиями, с проблемами должной «дозировки» его.

Сестре приходится выполнять и задачи по руководящей, воспитательной, просве­тительной деятельности (152, 503). Прием больного в лечебное учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему сведений, необходи­мых на время его пребывания здесь, соблюдение предписаний врача, – все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по несколько раз разъяснять больному одно и то же. Его представителем, его «послом» среди больных является сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими непра­вильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной.

Больной в ходе пребывания на лечении может очень многое узнать о неправиль­ном образе своей жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению этого нового, здорового образа жизни на практике, способствуя претворению в жизнь правил физической и психической гигиены, помогает больному в его дальнейшем развитии. Эта ее работа может быть эффективна только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как можно объяснить. Взгляды и мнения сестры должны соответствовать общему духу, гос­подствующему в отделении, его общей атмосфере. Ошибки, допущенные сестрой, недостатки ее личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

Все очерченные выше задачи в наше время могут быть выполнены сестрой лишь при постоянном совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме все более совершенного познания той области, в которой она работает, сестра должна постоянно заботиться о все более совершенном познании и самое себя. Она долж­на и больных направлять по пути лучшего самопознания. Так она сможет стать истинным наставником своих больных, поможет, чтобы даже страдания, причи­ненные им болезнью, пошли людям на пользу, способствовали совершенствова­нию их личности». (И.Харди, С. 64-69)

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player