РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

V

Психология повседневной работы по уходу за больным (окончание)

 

Одной из важнейших проблем больничных будней является посещение больных близкими. Начинающие врачи и сестры, как правило, с большим трудом привыка­ют к тому, что составной частью их работы должна явиться необходимая работа с родственниками больных. Наряду с лечебной деятельностью, врачу еще требует­ся максимум сил и времени для занятий с родными больных, которые охвачены опасениями, страхами и часто предъявляют несправедливые требования и обвине­ния. Чрезмерно загруженным врачам эта работа иногда кажется излишней, хотя прекрасно известно, что человек и среда, больной и окружающее его общество, семья, коллеги по работе – нераздельное целое, что даже несмотря на болезнь отдельные индивидуумы не могут быть отделены друг от друга. Работая с родны­ми больного, мы получаем представление о среде, в которой больной обычно живет, о его супруге, родителях, детях и пр., можем заглянуть в окружающий его мир, получить представление о той эмоциональной атмосфере, в которой он жил.

В ходе посещения больного родными мы можем получить сведения и относи­тельно возникновения заболевания. Психогенные болезни нередко возникают в результате индукции со стороны членов семьи больного. Жалобы больного часто связаны с болезнью его близких, родных; при учете этого лечение представ­ляет большую проблему (47). Врач, медицинский персонал во время посещений больных их родными встречается с этими людьми. В поведении родных и близких больного могут находить отражение, например, перфекционизм в отношении своего ребенка: стремление к тому, чтобы их ребенок был во всем само совершен­ство. Нередко это объясняет и причину его заболевания. В ходе бесед, давая соответствующие советы, можно воздействовать на поведение родных больного. Можно подготовить семью, сотрудников выздоравливающего больного к его возвращению к нормальной жизни, что является особенно важной задачей в случае психически больных. Важно это и при выписке алкоголиков, семья которых также должна быть соответственно подготовлена. Метод отношения к больному, указа­ния относительно дальнейшего приема лекарств, сотрудничества с врачом и пр. все это способствует большей стабильности излечения алкоголизма.

Забота о больном со стороны окружающих, стремление и умение понять его играют очень большую роль и оказывают значительное влияние на судьбу больно­го. В противоположном случае, например по отношению к больным эпилепсией, еще и сейчас существующий суеверный страх, предрассудки, ошибочное поведение наносят непоправимый вред, служат причиной изолированности больного.

Родные и близкие большинства наших больных систематически навещают их во время пребывания в больнице, должным образом заботятся о них. Те же больные, которых никто не навещает, чувствуют себя покинутыми, одинокими. Есть и боль­ные, которых навещают чересчур часто, даже и в те дни, когда посещения больных запрещены, и к тому же без конца справляются о них по телефону. В обоих последних случаях требуется вмешательство медицинского персонала. Если есть возможность, нужно способствовать тому, чтобы родные посещали больных, особенно, если речь идет о стариках, о беспомощных людях. Врач и сестра должны проявлять особое внимание к больным, которых не навещают родные, причем как раз во время посещения других больных их близкими. Одинокого, покинутого, всеми забытого больного должна навещать сестра! В то же время следует ограни­чить посещения родных тех больных, которых навещают чересчур часто. Нужно объяснить таким больным, что этим самым мы стремимся способствовать их выздоровлению, хотим устранить лишнюю нагрузку.

Если посещающие больных люди приветливы, веселы, в хорошем настроении, их оптимизм благоприятно воздействует на больных. Однако очень неприятны и весьма неблагоприятно влияют на больных такие посетители, которые затевают в палатах споры или при своем появлении, всплескивая руками, сразу же обруши­вают град вопросов и восклицаний такого характера, как: «Господи, как же ты выглядишь! До чего дошел! И что это с тобой?», «Как же ты сюда попала?» и т. п. Сплетни, принесенные «подругами», нередко вызывают беспокойство больных, их ревность, домашние заботы волнуют их. Один из больных автора, простой кре­стьянин, и без того находившийся в тяжелом состоянии, впал в глубокое отчаяние в результате бестактно сообщенной ему во время посещения новости: «Корова-то околела...»

В благоприятных случаях родные и близкие больных с пониманием относятся ко всему случившемуся, готовы оказать помощь, их чувства, переживания соответ­ствуют ситуации. Но есть и непонимающие люди, которые не способны вынести заболевание близкого человека, а потому отрицают его наличие, не желают прини­мать его факт к сведению. Они снова и снова обращаются к врачу с вопросом: «Скажите же, наконец, что с больным?» Но, получив ответ, они не успокаиваются, а обращаются с тем же вопросом еще не раз. Подобное поведение характерно и для некоторых больных. В случае серьезного или вообще неизлечимого заболе­вания такое поведение, такая реакция понятна, близкие надеются до последней минуты, что диагноз вдруг изменится, что, быть может, все-таки, у больного не это страшное заболевание. В других же случаях чаще всего в требованиях, предъявляе­мых врачам и сестрам, в спорах и даже жалобах выражается стремление возме­стить тем самым свои проступки, недостаток любви и заботы по отношению к больному, удовлетворить муки нечистой совести.

Избежать работы с родными и близкими больных невозможно. Эта работа необходима. Как уже говорилось, в ходе этой работы можно получить много ценнейших сведений о больном, благоприятно воздействовать на его окружение. Познакомившись с родными и близкими наших больных, с характерными особен­ностями их личности, внимательно выслушивая их, мы получаем возможность рассеять их опасения, страхи, смягчить напряженность. Родные многих больных не писали бы бессмысленных жалоб, диктуемых подавленным настроением, если бы имели возможность более подробно изложить свои желания и проблемы врачу или сестре. Как правило, сестра не сообщает родным сведения о больном, не дает разъяснений, в принципе это задача врача. Однако и сестрам задаются вопросы, касающиеся состояния больного. В таких случаях они должны отвечать на них на основе того общего метода, подхода, который характерен для работы всего отде­ления, всех его врачей. Должный подход к родным и близким больного облегчает работу врача и способствует выздоровлению пациента.

Наблюдения в области психофизиологии показали, какую важную роль играет питание в физической и психической сфере жизни человека. В связи матери с ребен­ком кормление младенца грудью, – основа первой в жизни человека связи, обеспе­чивающей его безопасность. Позднее это оказывает влияние на формирование человеческой личности посредством формирования привычек, связанных с пита­нием. Как питает ребенка мать? Осторожно, умело или, наоборот, грубо, когда кормит насильно, «пичкает». Это может вызвать у ребенка отрицательную реак­цию, сам процесс питания может невротизировать его. Есть исследователи, кото­рые именно в этом видят корни алкоголизма, различных токсикоманий.

Различные тяжелые ситуации, конфликты в жизни человека имеют самые много­сторонние взаимосвязи. Например, в таких ситуациях пища (что исходит из осно­вополагающей связи между матерью и младенцем, означающей для последнего безопасность) может «успокаивать». Известно, что пищу часто дают в виде награ­ды, так, «хорошие» дети получают разные сладости, шоколад и пр. С другой стороны, немало говорится и о «запретном плоде», когда недоступное имеет также большое психологическое значение. Отсюда намечается переход к религиозным взаимосвязям. Общеизвестны различные ритуалы, церемонии, связанные с прие­мом пищи, многие связанные с ними мифы. Очень важна и та магическая вера, которую связывают с питанием (341). Согласно ей, определенные блюда или напитки наделены особыми свойствами, имеют магическую силу. В условиях каннибализма к тем, кто откушал тела умершего племенного вождя, переходили его качества и власть. Немало алкоголиков, которые считают, что алкоголь прида­ет силы. «Волшебных» напитков много, одним из них является напиток любовный.

Обычаи, связанные с употреблением напитков, например, банкеты, приемы, званые обеды и ужины, указывают на социальную и социально-психологическую роль питания (451, 452). Автору довелось собрать богатый материал относительно взаимосвязей питания с психологией личности и его социально-психологической роли. Известные опыты, проводившиеся И.П. Павловым, также подчеркивают роль психического воздействия самого процесса питания.

Питание больных, сервировка, диета имеют большое значение и в ходе лечебной деятельности. Сейчас во всем мире значительно возросли требования к качеству, а также соответствующей сервировке пищи в больницах.

Соответствующее питание оказывает психическое воздействие на больных (694). В связи с должным питанием больных четкие задачи ложатся и на сестру (прежде всего диетическую). Наряду с приветливостью обслуживающего персонала, боль­шое значение имеет и сервировка. Естественно, что горячий, вкусный обед у чисто накрытого столика, в приятной посуде больше нравится больному, чем остывший, кое-как поданный. Существенное значение имеет и контроль за тем, действительно ли больные съедают получаемую пищу, не откладывают ли ее (опасность порчи), съедают ли они все при усиленном питании.

Покритиковать питание, часто безо всяких на то оснований, – человеческая слабость. Однако критические замечания стоит выслушать, обсудить (148). Удов­летворенность больных питанием может послужить одной из нитей к хорошему контакту между ними и лечащим персоналом.

Общеизвестно, что больные с большим трудом переносят диету и легко ее нарушают. Поэтому в настоящее время все более сужается область применения диетического питания. Но при некоторых заболеваниях без диеты больной просто не смог бы жить, например при диабете. Особенно трудно соблюдать диету, направленную на снижение больными веса, в таких случаях может даже возник­нуть депрессия, могут испортиться отношения между больным и врачом (323). Значительная часть ожиревших больных страдает психогенным ожирением, еда для них играет роль своеобразного наркотика, что возникает на фоне депрессии: больные едят «от горя».

Целесообразнее применять диету, учитывая особенности личности данного больного, для чего нужны соответствующие знания по психологии (451, 452). Следует подчеркивать не элемент «табу», не то, что запрещается, чего нельзя есть, от чего нужно отказаться, а то, что можно употреблять, что должно стать основой питания. И здесь важную роль играет не только то, что предписывает врач, но и то, как, в какой форме он это делает. Нужно проявлять понимание в отношении того, что для больного это сопряжено с отказом от многого, жертвами. Сообще­ние о необходимости соблюдать диету должно быть не безличным и безаппелля-ционным, оно не должно быть констатацией того, что больной лишается многих радостей жизни: диетическая пища должна быть вкусной, и сообщение о необходи­мости поддержания диеты должно делать упор именно на ее положительные стороны (451, 452).

Питание тяжело хронически больного человека требует большого такта и терпе­ния, нужно стремиться к тому, чтобы не причинить излишней боли человеку с и без того раненой психикой. Спешка и нетерпеливость при кормлении больного лишь усиливают чувство неполноценности у и без того подавленного, беспомощного человека, отнимают у него последнюю радость жизни. Спокойное же, полное любви и уважения отношение к больному и его питанию действительно придают силы, в то время как агрессивное поведение и вспыльчивость, раздражительность медперсонала (при спешке нетрудно и подавиться!) могут укоротить жизнь боль­ного.

На вопросе об опасности, источником которой служит домашняя пища, прино­симая больным во время посещений их родными и родственниками, можно было бы остановиться в разделе об этих посещениях, мы уделяем этому внимание в настоящем разделе. Нарушения диеты, гастриты, гастроэнтериты, рвота и поно­сы у больных после употребления принесенных из дому колбасы и сала хорошо известны (148). Для примера можно рассказать и такой печальный случай: боль­ной, страдающий расстройством глотания, получал в больнице только жидкую, протертую пищу, во время посещения родными он задохнулся, подавившись при­несенной ими твердой пищей.

Болезнь и все сопряженные, с ней превратности подвергают серьезной проверке гигиенические запросы человека, его потребность в чистоте. Человеку и без того приходится проделать долгий и нелегкий путь, пока он достигнет уровня гигиени­ческих навыков, характерных для нормального взрослого человека, пока усвоит все связанные с поддержанием чистоты привычки. Потребность в чистоте – свойство приобретенное, а не врожденное, значение гигиены нужно понять, а на­выки поддержания чистоты – усвоить. Новорожденного питает мать, она же содержит его в чистоте, ухаживает за ним. В ранний период жизни выделение мочи и кала происходит спонтанно, в зависимости от физических раздражений. Посте­пенно ребенок начинает ощущать дискомфорт, если он мокрый, и плачем сообща­ет об этом матери. Однако разрешить его проблему опять же может только мать: она кладет его в чистые пеленки. Лишь медленно, постепенно учится маленький человек самостоятельности в таких делах, как питание, а также соответствующее место и время опорожнения желудка и мочевого пузыря. В раннем детстве ребенок с удовольствием играет в песочнице, непрочь залезть в грязь и вымазаться ею, лишь значительно позже он отказывается от таких «удовольствий», из вечно замазанного ребенка превращаясь во взрослого, соблюдающего привычные пра­вила гигиены. Маленького ребенка купание привлекает возможностью побрыз­гаться, поиграть в воде с пеной, лишь позднее оно становится естественной по­требностью личности, одним из элементов человеческой жизни.

Больному человеку поддерживать чистоту, соблюдать правила гигиены труд­нее, чистота палат нередко оставляет желать лучшего, человеку приходится быть свидетелем неприятных отправлений соседей по палате. Тяжелобольной, прико­ванный к постели, вынужден страдать от своей беспомощности и зависимости от медперсонала даже в деле совершения самых интимных отправлений организма. Он полностью зависит от тех, кто за ним ухаживает: он вынужден ждать, когда ему принесут судно, а если не сумеет дождаться и случится «авария», опять-таки он беспомощен и должен ждать, пока поменяют белье. Конечно, речь может идти лишь о временной беспомощности, в таких случаях надежда на то, что все это кончится, придает больному силы, помогает вынести все тяготы, связанные с бо­лезнью. Гораздо печальнее ситуация и связанная с ней напряженность личности, если речь идет о долгих месяцах, а то и годах жизни.

Еще тяжелее положение больных, страдающих недержанием мочи или кала. Растет их беспомощность и зависимость от окружающих, а вместе с тем и глубже травмирование личности. Конечно, ситуация неодинакова у боль­ных разного возраста, одно дело молодые, совсем иное – пожилые больные, у которых уже обычно пострадал и головной мозг, поэтому необходим индивиду­альный подход при оценке беспомощности больных. Неспособность удерживать мочу и кал, нарушение в результате этого всего строя гигиены в жизни больного могут привести к дальнейшей деградации личности, что нередко можно видеть у опустившихся больных, отказавшихся от борьбы за себя. Во многих случаях отмечается регрессия такой степени, что больные, подобно младенцам, доходят до того, что играют с мочой и калом, могут размазывать его и даже брать в рот. Большой опасностью является и возникновение пролежней, особенно при недоста­точном уходе за такими больными. Велика эта опасность в случае тяжелобольных, с сильной степенью регрессии личности и часто совсем неактивных, впавших в депрессию, пролежни приносят много страданий и даже могут послужить источ­ником осложнений, ведущих к смерти.

Страдает и чувство стыдливости тех больных, которые не могут сами мыться и содержать в порядке свое тело и постель. Напряженность и страдания вызывает бестактность медперсонала, сестер, беззастенчиво стаскивающих одеяло с боль­ных, не считающихся с присутствием лиц иного пола. Проблемы ухода за больны­ми, связанные с поддержанием чистоты, требуют углубленного изучения, посколь­ку их общие и индивидуальные взаимосвязи значительно влияют на результаты лечения. Запоры и задержка мочи, возникающие по «неизвестной причине», часто появляются именно в результате оскорбленного чувства стыда, вследствие беспо­мощности больного. Врач напрасно будет искать объективной патологии, в таких случаях иногда наблюдаются и ошибки при лечении этих явлений. Боязнь того, что вовремя не подадут судно, заставляет больного вообще не расставаться с ним, постоянно сидеть на нем, вызывая справедливое неудовольствие и упреки со стороны сестры и нарушая контакт с ней. Известны такие случаи, когда чрезмер­ное употребление слабительных при запорах приводило к недержанию кала и тем самым к новым конфликтам и дальнейшей регрессии личности.

Нельзя забывать и о том, что на процессы дефекации и мочеиспускания, как это наблюдают при отдельных психосоматических заболеваниях, могут влиять эмоциональные факторы. Отдельные впечатления и события, которые в детском возрасте влияли на указанные механизмы, в связи с заболеванием во взрослом возрасте могут выплыть на поверхность, играть роль при регрессии личности. Естественно, что при недержании мочи или кала в пожилом возрасте нельзя пренебрегать ролью поражений головного мозга, но многочисленные кли­нические наблюдения (21, 670, 686, 720) подчеркивают роль упомянутых психиче­ских, социальных факторов. Так, например, больной может стать полным неряхой в условиях конфликта с окружающими, если он чувствует себя одиноким, забро­шенным, изгоем. Больной, которого помещают в палату «тяжелых» больных, вскоре и сам может стать таким же, как и остальные, в результате процесса социализации. Но если проводится групповая терапия, если с больным занимают­ся, выполняют его пожелания и пр., если с пониманием дела подходят к данному комплексу проблем, чистота, правила гигиены будут соблюдаться даже пожилы­ми и тяжелобольными людьми.

На состояние больных влияет и мир впечатлений и поведение медперсонала. Недержание мочи и кала сопряжено с большими неприятностями не только для больного, но и для сестер и санитарок, для которых это представляет дополни­тельную нагрузку в работе. Неприятные запахи, возникающее отвращение (кото­рого часто не удается избежать даже опытным медработникам) приводят к появ­лению определенной напряженности и к стремлению каким-либо путем преодо­леть ее. Нередко медработники испытывают двойственные чувства к своим под­опечным, призвание и сложившийся контакт с больным, с одной стороны, и совсем противоположные чувства – с другой. Иногда они досадуют на больных, в других случаях на этой почве возникают трения между самими сестрами или санитарками. Конечно, совсем иначе обстоит дело, если больной находится дома, а не в больнице, доме престарелых и т. п. В таких случаях большая нагрузка ложится на плечи родных, у которых также могут возникать двойственные чув­ства, а в связи с ними и угрызения совести.

Многое зависит и от того, как смотрят на недержание мочи и кала медицинские работники, ухаживающие за больным. Если они, как и сам больной, считают положение безнадежным («все равно все напрасно»), то оно таким и будет. Если же они постараются понять больного, лучше сотрудничать с ним, постараются выполнять его желания, проявят уважение к личности страдающего человека и должный такт, то результаты не замедлят сказаться. Все это мы можем подкре­пить наблюдениями, проведенными над нашими больными.

Приводимый ниже пример подчеркивает роль индивидуальных занятий с боль­ным и всего вышеописанного.

 

И. Б., мужчина 70 лет, страдающий общим склерозом, поступил в терапевтическое отделе­ние главным образом по причине сильных болей в нижних конечностях и неспособности ходить. Больной находится в состоянии депрессии, утратил всякую надежду на выздоровле­ние, подавлен, абсолютно пассивен, начал страдать недержанием. Палатная сестра терпеливо занималась с больным, всякий раз, когда она меняла ему белье, то подолгу беседовала с ним, рассказала, что когда-то была педагогом, очень любила читать. Она приносила беспомощному старику газеты, фрукты и через две недели была приятно удивле­на, увидев, что больной сидит в холле и читает, сам идет в туалет. Человеку помогли взять себя в руки, стать самим собой.

 

В современной специальной литературе несколько изменился подход к пробле­мам симуляции и аггравации, которые оказались гораздо сложнее, чем считали ранее.

Речь идет о трех различных явлениях:

1) об имитации целого комплекса или отдельных симптомов заболевания – о симуляции,

2) о преувеличении степени заболевания, его длительности – аггравация,

3) о несоответствующем объяснении новых или давних симптомов болезни, отдельных заболеваний, о намеренной и необоснованной связи их, например, с травмой или врачебным вмешательством («все это с тех пор, как...», «с тех пор, как ударила голову...», «ушибла спину» и т. п.).

Наряду с клиническими наблюдениями в таких случаях большую помощь ока­зывают и психодиагностические исследования. Кто симулирует болезнь? Незре­лые личности, люди, страдающие различными психическими расстройствами (психопаты, социопаты), отдельные преступники. Во время второй мировой войны нацисты в Италии, проводя пропаганду среди солдат, сражавшихся против них, разбрасывали листовки с ловкими советами относительно того, как можно симу­лировать то или иное заболевание, стремясь и таким путем ослабить ряды врага. Симулянты реагируют на раскрытие их уловок как на оскорбление, главным образом потому, что страдают патологией личности.

Искусственно, намеренно вызванные болезни нелегко отличить от возникших обычным путем (44, 72,204, 210, 624, 727). Симулянты прибегают к самым разным методам, от простого расчесывания, порезов кожи до самых изысканных способов (подменивают мочу, чтобы доказать наличие беременности или заболевания по­чек, уколом иглы в уретру вызывают почечное кровотечение, приемом слабитель­ных – брюшные жалобы, антикоагулирующими препаратами – различные кро­вотечения и т. п.). Если симуляция и аггравация направлены на то, чтобы найти выход из трудного положения (624), то попытки продлить болезнь, подольше остаться в роли больного нацелены на получение различных психических и психо­социальных преимуществ, льгот. Больные пытаются таким путем добиться боль­шего внимания, любви и заботы. Со всем этим приходится встречаться спорадиче­ски, от случая к случаю. Если же такие попытки систематически повторяются, то, в конце концов, такое поведение может стабилизироваться. Если к намеренно вызванным симптомам присоединяется патологическая привычка лгать, кочева­ние из одной больницы в другую, а то и многократное возвращение в тот же стационар, то – на основании описания, данного Ашер в 1951 году, – говорят о синдроме Мюнхаузена. Подобно известному персонажу, чьим именем назван синдром, страдающие им больные также прекрасно умеют изложить историю своего заболевания, не забыв ни о чем, на основании чего их должны положить в больницу, и их действительно кладут туда (124, 663). Немало забот могут причинять врачу незаживающие раны симулянтов, операционные рубцы, неопре­деленные брюшные жалобы. Нередко их поддерживают родные и близкие, скла­дывается своеобразная ситуация: состояние больных никак не улучшается, «врачи неспособны их вылечить». Обычно для таких больных характерно тяжелое дет­ство, заброшенность родителями, плохое обращение с их стороны. Чаще всего это люди с расстройствами личности (психопаты, социопаты, страдающие погранич­ными состояниями и пр.). Главной целью их поведения является пребывание в больнице, где они могут оказаться в центре внимания. Нередко они выдают себя за известных личностей, например, за иностранного профессора и пр. (204). Быва­ют и случаи, когда оставаясь в больнице, они пытаются таким путем удовлетво­рить свои потребности в наркотиках, о чем свидетельствуют и примеры, ссылаю­щиеся на «высокие круги», «на важных иностранных деятелей». Как уже упоминалось (см. раздел о температуре тела), иногда синдром Мюнхаузена могут вызвать у детей сами матери. Они не только «набивают» им температуру, но и наносят раны, по поводу которых затем обращаются к врачу. В таких случаях, конечно, тяжело больна, прежде всего, мать.

Трудно провести различие между симулянтами и такими больными, которые намеренно тяжело увечат себя. Такие больные чаще всего страдают серьезными психиатрическими болезнями. Так, например, с личностями, намеренно кастрирующими себя, чаще всего можно встретиться среди шизофреников, среди страдающих серьезными алкогольными психозами (493, 624). Такие пациенты отказываются сотрудничать с лечащим персоналом, убеждать их напрасно, в та­ких случаях они обычно становятся агрессивными или просто спасаются бегством. Со своими жалобами они кочуют из одной больницы в другую, истинной причины этих жалоб признавать не желают. Такое отрицание служит причиной сопротивле­ния любым попыткам психиатрического обследования, психотерапии.

Статистические данные показывают, что с симуляцией психиатрических заболе­ваний чаще всего приходится встречаться у психопатов. Часто на основе одного-единственного исследования обнаружить это не удается, необходимо продолжи­тельное наблюдение в стационарных условиях. Раскрытие факта симуляции психи­атрического заболевания может быть проведено на основе наблюдений за поведе­нием больного (который часто забывает, что он симулирует и начинает вести себя не в соответствии со своей «болезнью»), обнаружения отсутствия важных объек­тивных симптомов симулируемой болезни, промахов в симуляции трудно воспро­изводимых симптомов, состояний и пр. Например, больной жалуется на провалы в памяти, на расстройство мышления, симулирует слабоумие, может даже «ли­шиться» дара речи. В ходе продолжительных наблюдений симуляция, конечно, будет обнаружена с помощью соответствующих исследований. Большую роль играет в этой работе сестра, постоянно находящаяся при больном, особенно, если она располагает соответствующими знаниями по психологии и психиатрии.

Не меньшее значение имеет диссимуляция (скрытие действительно отмечающих­ся патологических симптомов). Например, больной утверждает, что он намеренно «подражал» душевнобольным (на деле же у него отмечались объективные симпто­мы душевной болезни), или что это все был «только сон» (в определенных услови­ях), и что ничего подобного он не чувствует. Симуляция заболеваний, а также отрицание действительных болезней служило темой многих произведений художе­ственной литературы (например, «Генрих IV» Пиранделло). Особенно хорошо усваивают науку скрывать симптомы своей болезни (поведение, которое окружаю­щие не понимают или не одобряют) больные паранойей. Больные могут диссиму­лировать болезнь и из-за страха перед обследованием, боясь попасть в закрытое отделение, стремясь скорее выписаться и т. п.» (И.Харди «Врач, сестра, больной: Психология работы с больными», С. 115-120)


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player