РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Институт психологии РАН

Мы продолжаем публикацию рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами, которым в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана. Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).

 

Институт психологии РАН

Институт «Открытое общество»

Л.П. УРВАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

Ярославль

2000

© Л.П. Урванцев, 2000

 

2. ВЛИЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НА ПСИХИКУ

2.2. Психологические особенности больных при некоторых заболеваниях

2.2.1. Больные бронхиальной астмой

Нервно-психические расстройства при бронхиальной астме описаны во многих работах. После приступа болезни могут наблюдаться сниженное настроение, капризность, порывистость, раздражительность, повышенная возбудимость, истощаемость, астения, лабильность настроения, слезливость, иногда — истерические расстройства, депрессивные состояния, неврастенические, фобические расстройства, тревожность и т.д. Психические расстройства при бронхиальной астме наблюдаются часто. Они выступают в виде реактивных личностных образований в связи с переживанием болезни, неврозоподобных расстройств, аномального развития личности. Это усложняет клиническую картину и привносит в нее черты ипохондричности, болезненную тревогу и опасения, вызывает отрицательные установки по отношению к лечению, порождает недоверие к врачу и проводимой терапии.

Особенно частыми бывают астенодепрессивные реакции (пониженное настроение с мыслями о бесперспективности, безысходности существования и неизлечимости болезни), что обнаружено у половины всех больных. Около 12 % больных характеризуются ипохондрическими чертами. При фобической структуре реакции больные испытывают неотступный страх, тревогу, беспокойство. Они тревожны, растеряны, плачут, обреченно ждут развязки, катастрофы, близкого конца. Если состояние ухудшается, больные надолго впадают в астенодепрессивное состояние.

В целом клинические варианты реакции на болезнь у больных бронхиальной астмой оказываются очень разными, индивидуальными. Например, каждый пятый больной переживает связанный с приступом страх, причем врачи обычно этого не замечают. Страх обусловлен, в частности, внезапностью, приступообразностью основного проявления астмы. Реже возникает беспредметный страх с тревогой, беспокойством, который сохраняется после приступа в течение нескольких часов.

Для легкой формы астмы характерны обычно стертые неврозоподобные расстройства (легкая физическая астения или острые неврастеноподобные нарушения). При средней тяжести течения астмы возникают также циклоидные колебания настроения, легкая эйфория после приступа болезни, гипостенические неврастеноподобные расстройства, иногда — галлюциноиды, ипохондрические опасения за сердце и т.д. При тяжелом течении астмы ведущими оказываются неврозоподобные расстройства с выраженной астений, с вегето-сосудистыми нарушениями. Нередки суицидальные мысли во время приступа, полярные колебания настроения. При улучшении состояния особенно долго сохраняются вегетативно-сосудистые нарушения. Нервно-психические расстройства при астме снижают эффект терапии.

Обследование больных бронхиальной астмой показало, что у 66 % из них были и другие психосоматические заболевания (экзема, нейродермит, хронический колит, гипертоническая болезнь). В раннем детстве у них имели место определенные отношения в родительской семье: материнская гиперопека с отстранением или отсутствием отца и /или ситуация разлуки, воспринятые ребенком так, как будто его бросали или как угроза безопасности. Все пациенты отмечали как характерные для себя особую тонкость восприятия, эмоциональную ранимость, которую они обычно скрывали. Они отличались затруднениями в описании своих чувств и отрицали свои эмоциональные проблемы, подавляли проявления тревоги и агрессивности, боясь ухудшить отношения с окружающими. Их социальной адаптации препятствовали также ощущение внутренней пустоты, пассивный отказ от общения, избегание ситуаций соперничества [60].

Больные астмой, по сравнению со здоровыми людьми, характеризуются более высоким уровнем негативных эмоций [185]. Обострения заболевания (приступы удушья при астме) по времени связаны с периодами повышенной эмоциональности. При этом эмоциональность связана с астмой двусторонней причинной зависимостью и механизмом типа «порочной спирали». На эмоции больных отрицательно влияют применяемые при лечении астмы лекарства.

В заключение рассмотрим основные результаты исследования психологических особенностей больных бронхиальной астмой, выполненного под нашим руководством [150]. Результаты испытуемых (30 больных) сравнивались с полученными на контрольной группе, соответствующей экспериментальной по полу и возрасту. Использовались методики, направленные на изучение «эмоционального словаря», распознавания эмоциональных состояний человека по мимике и интонации, а также Торонтская Алекситимическая Шкала. Другой блок методик был нацелен в основном на диагностику особенностей когнитивной сферы и включал методики для определения психической ригидности, аналитичности — синтетичности, импульсивности — рефлексивности и «полезависимости — поленезависимости». Следует отметить, что полученные результаты, естественно, нельзя считать характерными только для больных бронхиальной астмой. Они (по крайней мер, частично) могут относиться и к страдающим другими психосоматическими расстройствами. Нас, однако, интересовала практическая сторона проблемы: какие психологические особенности нужно учитывать при работе с больными бронхиальной астмой и на какие «мишени» целесообразно направлять психотерапевтические воздействия.

Больные бронхиальной астмой распознавали эмоции и по мимике и по интонации хуже, чем это делали «здоровые» (в дальнейшем будем называть так контрольную группу). Это можно объяснить алекситимичностью больных (средний балл 74,2, тогда как у здоровых всего 46,5), если исходить из того, что успешность распознавания собственных эмоциональных состояний и эмоций других людей взаимосвязаны. Интересно и то, что в группе больных среди правильно узнанных эмоций преобладали отрицательные, тогда как для здоровых испытуемых была характерна обратная зависимость. Это можно связать с особенностями жизненного и эмоционального опыта больных: чем чаще в общении человека встречается определенная эмоция, тем лучше она распознается. Сами больные отмечали, что страх — это наиболее близкая им эмоция. Многие больные росли в неблагополучных семьях, родители большинства из них были плохими «воспитателями», не умеющими устанавливать в семье гармоничные отношения.

Подтвердилось предположение о бедности «эмоционального словаря» больных. Испытуемые должны были за 5 минут назвать как можно больше эмоциональных состояний. Задание оказалось для них очень трудным. При сравнении с контрольной группой выявилось доминирование у больных в словаре, во-первых, предикативной формы для обозначения эмоций, а во-вторых, перечисление в основном отрицательных эмоций. Это хорошо согласуется с более точным распознаванием ими таких эмоций у других людей. Больные редко могли назвать положительные эмоции кроме таких, как счастье, любовь, радость.

Применение опросника для выявления ригидности или флексибильности позволило установить очень большие различия между группами больных и здоровых испытуемых: если к ригидным были отнесены 94 % больных, то среди здоровых таких оказалось только 30 %. Больные характеризуются высокой установочной ригидностью, выражающейся в неприятии нового, в нежелании изменить самих себя (самооценку, уровень притязаний, систему ценностей, привычек и т.д.). С этим могут быть связаны, в частности, отрицательные реакции на предложение изменить лечение, использовать новый препарат. Высокие показатели больных по шкале «ригидность как состояние» указывают на то, что они особенно склонны к ригидному поведению в состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни. Переубедить больных в чем-то (например, изменить их взгляд на свою болезнь) чрезвычайно трудно. Высокие показатели у них и по шкале «преморбидная ригидность». У многих больных ригидность проявлялась уже в подростковом возрасте и раньше. Возможно, что их повышенная ригидность — это своего рода защитный механизм, помогающий совладать с тяжелой болезнью.

Больные бронхиальной астмой продемонстрировали выраженную полезависимость (по Уткину), достоверно отличаясь в этом от группы здоровых, что хорошо соответствует их зависимости от окружения. Например, они стараются в больнице вообще не выходить из отделения по одному, без сопровождающих. Они проявляют пассивность в отношении окружающей Среды, избегают инициативности, очень осторожны. Со слов врачей, пациенты, которые больны более 20 лет, как бы «прописываются» в отделении и становятся все более зависимыми «от стен больницы». Фактически это «уход в болезнь», «вживание» в нее, и в этом случае помощь психолога, на наш взгляд, может быть полезной.

Большинство больных отличаются аналитичностью при выполнении теста свободной сортировки, тогда как в группе здоровых получено обратное соотношение — «синтетиков» в ней больше, чем «аналитиков». Аналитичность больных часто значительно затрудняет установление врачом или психологом контакта с ними из-за узости диапазона общения, ориентации на детали, «застревания» на конфликтах.

Методика на диагностику когнитивной «импульсивности — рефлексивности» выявила в группе больных преобладание «рефлексивных» (работающих медленно, но с малым числом ошибок) и «непродуктивных» (работающих медленно и с большим числом ошибок) испытуемых. Это можно соотнести как с высокой ригидностью больных, так и с тем, что для них вообще характерна рефлексивность — направленность на себя, на свои внутренние проблемы. Кроме того, медленное выполнение заданий теста соответствует отмеченным выше тревожностью и нерешительностью, неуверенностью больных бронхиальной астмой.

В заключение отметим, что большинство использованных в описанном исследовании методик достаточно просты, не требуют много времени для их выполнения и позволяют легко и быстро получить результат обследования. Их можно рекомендовать для уточнения особенностей эмоциональной и когнитивной сфер психики больного.

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player