РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Глава 1 СУПЕРВИЗИЯ И СУПЕРВИЗОРСТВО

Редакция  сайта благодарит проф. Сергея Александровича Кулакова за возможность опубликовать развернутые фрагменты его работы «Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

 

Глава I. СУПЕРВИЗИЯ И СУПЕРВИЗОРСТВО

……………………………………………………….

 

Основные модели супервизии

Систематический метод, в котором проводится супервизия, называется «моделью». Модели супервизии отражают концептуальную и методоло­гическую базу супервизора, его подходы к практике психотерапии в русле избранного им направления или школы. Чаще всего имеют место: (1) эволюционные модели, (2) модели специфичной ориентации и (3) интегративные модели.

 

Эволюционные модели

В основе эволюционных моделей супервизии лежит представление, что все мы продолжаем расти: растут наши желания, начинания и усилия, меняются паттерны поведения. Сочетая наш опыт и наследственные склонности,  мы развиваем в себе сильные стороны и ищем новые сферы для роста. Исследования показали, что с ростом опыта супервизируемого менялось поведение супервизора и их взаимоотношения. Так появилась научная основа эволюционных тенденций и паттернов в супервизии.

В литературе подчеркивается значение восьми зон развития для каждого супервизируемого: вмешательство, компетентность в навыках, приемы и методы оценки, межличностные характеристики, концептуализация происхождения проблем клиента, индивидуальные различия, теоретическая ориентация, цели и план лечения, профессиональная этика. Помощь супервизируемым в осознании их сильных сторон и зон развития, делает нас ответственными за их дальнейшее развитие и как специалистов помогающих профессий, и как супервизоров.

 

Модели специфичной ориентации

Психотерапевты, принявшие на вооружение определенный вид терапии (например, психоаналитический, проблем-разрешающий, поведенческий, позитивной) часто считают, что наилучшей «супервизией» является анализ практики истинным приверженцем данной терапии. Ситуация аналогична таковой в спорте, где энтузиасты верят, что лучшим инструктором будет лидер в том же виде спорта. Модель специфичной ориентации соответствует теории и методологии какого-либо отдельного направления или школы психотерапии. Она требует, чтобы супервизор не только обучался, но и практи­ковал в русле данного направления / школы и прошел соответствующую супервизорскую подготовку, подтвержденную серти­фикатом.

 

Интегративные модели

Интегративная модель базируется на подходе к психотера­пии как к стратегии и тактике терапевтического контакта, незави­симо от выбора стратегии воздействия. Интегративная модель супервизии в таком случае становится универсальной и кон­центрируется на следующих моментах: 

·                   процессе терапевтического контакта (вербальная и невер­бальная коммуникация, глубина, эмоциональность и др.);

·                   информированном согласии;

·                   структурировании сессии и курса;

·                   процессе концептуализации психосоциогенеза заболевания или симптомов;

·                   избранных мишенях для работы (например, симптом, личность, уровень организации личности, когнитивные, эмоциональные, мотивационные процессы, межличностные отношения и др.);

·                    соответствии выбора целей и средств вмешательства;

·                    целенаправленности и результативности психотерапевти­ческого процесса в целом.

Оценочная форма психотерапевтической компетенции

 

Перечень умений

Умение

не проявля-ется

Умение проявля-ется

Умение свойст-венно

Умение хорошо развито

Не приме-нимо

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка

 

 

 

 

 

Знание ведущей теории терапевтической школы, в рамках которой происходит супервизия

 

 

 

 

 

Знание теории психологии и психопатологии развития (объектных отношений)

 

 

 

 

 

Знание системной семейной теории

 

 

 

 

 

Активность в повышении уровня знаний

 

 

 

 

 

Читает литературу по специальности

 

 

 

 

 

Посещает профессиональные семинары и мастерские

 

 

 

 

 

Пишет статьи для конференций или журналов

 

 

 

 

 

Границы

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и придерживаться определенных рамок в лечении (времени, места, внешних деятельности/отношений, установленного плана; ориентированность на время)

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и поддерживать профессиональные отношения

 

 

 

 

 

Способность понимать и предохранять пациента от излишних вмешательств в личное пространство; конфиденциальность

 

 

 

 

 

Способность заключать с пациентом финансовые договора, согласованные с контекстом лечения

 

 

 

 

 

Терапевтический альянс

 

 

 

 

 

Способность устанавливать взаимопонимание

 

 

 

 

 

Способность понимать и развивать терапевтический альянс с пациентом

 

 

 

 

 

Способность распознавать разные формы терапевтических альянсов, включая негативные

 

 

 

 

 

Способность предоставить пациенту возможность активно участвовать в лечении

 

 

 

 

 

Способность распознавать и пытаться исправить затруднения в альянсе

 

 

 

 

 

Способность установить фокусировку на лечении

 

 

 

 

 

Способность обеспечить благоприятную обстановку

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

 

 

Способность слушать открыто и без суждений

 

 

 

 

 

Способность к содействию пациенту в свободном и открытом разговоре

 

 

 

 

 

Эмоции

 

 

 

 

 

Способность распознавать и специфично описывать аффекты

 

 

 

 

 

Толерантность к прямым проявлениям враждебности, сильных аффектов, сексуальности и других сильных эмоций

 

 

 

 

 

Способность распознавать и описать (супервизору) свои собственные аффективные реакции на пациента

 

 

 

 

 

Способность распознавать и преодолевать неуверенность ученика при обучении психотерапии

 

 

 

 

 

Понимание

 

 

 

 

 

Способность к эмпатии состоянию пациента

 

 

 

 

 

Концептуализация случаев

 

 

 

 

 

Использование супервизии

 

 

 

 

 

Способность устанавливать педагогический альянс с супервизором

 

 

 

 

 

Способность к внедрению в психотерапию материала, после работы с супервизором

 

 

 

 

 

Устойчивость/защиты

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать проблемы в сотрудничестве с лечащим врачом

 

 

 

 

 

Способность выявлять защиты в клинических проявлениях

 

 

 

 

 

Способность выявлять затруднения к изменению и понимание возможных способов управления ими

 

 

 

 

 

Техники вмешательств (воздействий)

 

 

 

 

 

Способность удерживать фокус на лечении, когда это необходимо

 

 

 

 

 

Способность к конфронтации

 

 

 

 

 

Способность определять готовность к лечению и обеспечивать его окончание

 

 

 

 

 

Способность определять готовность пациента к определенным вмешательствам

 

 

 

 

 

Способность оценивать реакцию пациента на определенные вмешательства

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать и эффективно начинать лечение подходящего для психодинамической психотерапии пациента

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать аспекты текущего случая в понятиях теорий драйвов и защиты, интернализированных объектных отношений

 

 

 

 

 

Способность связывать настоящее с прошлым. Это может продемонстрировать пониманием текущих паттернов мышления, чувств, действий и взаимоотноше-ний пациента в ключе его или ее прошлого личного опыта

 

 

 

 

 

Способность определять, гибко и должным образом реагировать на разнообразные защиты в клинической картине

 

 

 

 

 

Способность содействовать выявлению скрытого значения клинического материала (такого как сны, ассоциации, трансферентный материал и т.д.)

 

 

 

 

 

Способность выявлять перенос и использовать его в терапии

 

 

 

 

 

Способность распознавать, сдерживать и использовать (в целях терапии) контрперенос

 

 

 

 

 

Способность обеспечивать окончание лечения в контексте психодинамической психотерапии

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ КРАТКОСРОЧНЫХ И КРИЗИСНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

 

 

 

 

 

Способность быстро установить терапевтический альянс с пациентом

 

 

 

 

 

Способность определять травмирующее событие (стрессор) и реакцию пациента на него

 

 

 

 

 

Способность определять типичные копинг-механизмы пациента

 

 

 

 

 

Способность помогать пациенту в проявлении эмоций

 

 

 

 

 

Способность при необходимости нормализовать эмоциональные реакции пациента на события в кризисной обстановке

 

 

 

 

 

Способность ориентировать терапию на травмирующий кризис

 

 

 

 

 

Способность предоставлять поддержку пациенту

 

 

 

 

 

Способность активно слушать пациента с целью лучшего понимания

 

 

 

 

 

Способность обеспечивать психообразовательный подход к кризису

 

 

 

 

 

Способность помочь пациенту развить адаптивные копинг-механизмы и выявлять дополнительные источники поддержки

 

 

 

 

 

Способность устанавливать достижимые терапевтические цели совместно с пациентом

 

 

 

 

 

Способность быстро собирать коллатеральную информацию, когда это необходимо

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ СОЧЕТАННОЙ ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

Способность интегрировать биологический и психологический аспекты истории болезни пациента

 

 

 

 

 

Способность обеспечить психообразовательный подход к психическим заболеваниям и риску/пользе обычно назначаемых психотропных лекарств

 

 

 

 

 

Способность понимать, как эффект медикаментозной терапии может оказать значительное влияние на деятельность пациента; способность научиться определять, какие лекарства нужны для пациента

 

 

 

 

 

Способность использовать эффект плацебо для более эффективного назначения лекарств

 

 

 

 

 

Базовое понимание диагноза и специфической психотерапии и медикаментозной поддержки

 

 

 

 

 

Базовое понимание медико-правовых и психотерапевтических вопросов в контексте, когда один специалист назначает лекарства, а другой – проводит психотерапию: конфиденциальность, информированное согласие и сотрудничество

 

 

 

 

 

Способность использовать в лечебных целях концепцию переноса и контрпереноса при назначении лекарств

 

 

 

 

 

Понимание того, как назначение лекарств может помочь или помешать психотерапии, и как психотерапия может помочь или помешать медикаментозному лечению

 

 

 

 

 

Выявление психологических аспектов несоблюдения терапии

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ КОГНИТИВНО-

ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ  ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

Способность установить когнитивную модель происхождения проблем пациента

 

 

 

 

 

Способность включить пациента в когнитивную модель

 

 

 

 

 

Способность использовать структурную когнитивно-поведенческую модель, включая поправку на настроение, ссылку на предыдущий сеанс, повестку дня сессии, обсуждение домашнего задания, резюме и обратную связь от пациента

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать и выявлять автоматические мысли

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и применять знание когнитивной триады депрессии

 

 

 

 

 

Способность использовать запись дисфункциональных мыслей как инструмент в лечении

 

 

 

 

 

Способность использовать активный график как средство терапии

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать общие когнитивные ошибки в мышлении

 

 

 

 

 

Способность использовать поведенческие техники в качестве лечебного инструмента

 

 

 

 

 

Способность по окончании активной терапии должным образом и совместно с пациентом планировать сеансы поддержки, самопомощи и контрольные сеансы

 

 

 

 

 

Супервизия в семейной психотерапии

С точки зрения теории, отличительным признаком семейной супервизии на протяжении всей ее короткой истории была системная ориентация. Другой характерной ее чертой был акцент на очные формы супервизии и рассмотрение этических вопросов в более широком семейном, культуральном и общественном контексте.

 

IСупервизия в семейной терапии – это «специфичное развитие терапевтических возможностей супервизируемого в контексте лечения семей».

 

Семейная система часто описывается как постоянно эволюционирующая и саморегулируемая. В процессе консультирования системные изменения проявляются во взаимодействиях между членами семьи и во взаимодействиях с другими системами (такими, как супервизор, группа консультантов, службы социальной помощи, правовые системы и т.д.). Более того, каждая семья-клиент может восприниматься как особая группа людей, имеющих общую и уникальную историю, присущие лишь им внутренние правила и социальное поведение.

Вследствие этого, супервизируемые семейного консультирования встречаются с особенно сложной и сильно изменчивой ситуацией, в которой они могут испытывать выраженную тревогу. Используемые в супервизии подходы могут считаться методами эффективного совладания как со сложностью и силой семейной системы, так и со вторичной тревогой супервизируемых.

Тревога также может возникнуть тогда, когда супервизируемые сталкиваются в работе с ситуацией, сходной с их собственной обстановкой в семье. Обычно супервизоры семейного консультирования обращают больше внимания на развитие клинических навыков супервизируемых, нежели на помощь коллегам в разрешении семейных проблем. Среди этих супервизоров принято проводить супервизию, основанную на компетентности и четко отграниченную от личной психотерапии. Эта практика свидетельствует об общем убеждении, что, имея солидный репертуар клинических целей и навыков, супервизируемые смогут справляться с эмоциями и проблемами, как со своими, так и с принадлежащими консультируемым семьям.

Супервизоры семейной психотерапии считают очную супервизию особенно эффективной, так как супервизор может помогать и супервизируемому, и семье, изменяя ход консультирования в процессе наблюдения. К другим общепринятым методам супервизии относят просмотр видео- или аудиозаписей и устный отчет.

Одна из целей просмотра видеозаписи – помочь коллегам улучшить их навыки восприятия и концептуализации. После просмотра части  сеанса супервизируемого можно попросить, например, описать "лейтмотивы" или взаимодействия членов семьи; наметить тип вмешательства, которое было бы эффективно в сходных ситуациях в дальнейшем; рассказать, что нового они узнали о семейном консультировании после этого сеанса. Практика устных отчетов супервизируемого также способствует клиническому росту. Устный отчет благоприятствует процессу взаимного задавания вопросов между супервизируемым и супервизором, что помогает супервизируемому организовать информацию о семьях и «носителях симптомов»  в удобную для анализа систему.

 

IМногие идеи, изменившие супервизию семейного консультирования, порождены точкой зрения социальных конструкционистов. Это – мнение, что "реальность формируется нашим видением мира".

 

Влияние конструктивистких (нарративных) идей на семейную терапию привело к трансформации некоторых принципов проведения групповой супервизии в этой области. Остановимся на некоторых из них.

1. Члены группы наблюдателей вместе участвуют в беседе. Преимущество реальной беседы состоит в том, что идеи рождаются и развиваются во взаимодействии членов группы.

2. Психотерапевты пытаются не инструктировать и не направлять семью. Вместо этого необходимо выявить многообразие восприятий и конструкций так, чтобы члены семьи могли выбрать то, что им интересно или полезно.

Один из конструктивистских методов супервизии использует рефлексивную группу равных. Такой процесс часто начинается с интервью, в котором супервизор предлагает супервизируемому разобрать случай, связанный с консультированием семьи (очно или заочно), в то время как группа молча наблюдает. Затем члены группы делятся разнообразными наблюдениями и мыслями, которые, по их мнению, могут помочь супервизируемому в работе с семьями. В задачи рефлексивной группы входит: а) активное участие супервизируемых в совместном конструировании реальности; б) создание атмосферы сотрудничества и поддержки;  в) поощрение обмена альтернативными мнениями, которые могут помочь супервизируемым решить тупики и дилеммы, возникающие в консультировании. Члены команды обмениваются мыслями с супервизируемым в демократичной манере и часто используют вопросительные утверждения типа: «Интересно, что было бы, если...», «Может ли быть так, что...» или «Что изменилось бы, если...».

 

Являются ли модели супервизии взаимоисключающими, или они могут уживаться? Модели систематично уделяют внимание благоприятным супервизорским отношениям, целенаправленной структуре, методам, включающим разнообразие стилей обучения, множественности супервизорских ролей и улучшению навыков коммуникации (слушание, анализ, уточнение). Специфическая модель реализуется преиму­щественно через вариант индивидуальной супервизии, но не ис­ключает группового варианта (например, психодраматическая или психоаналитически-ориентированная групповая супервизия).

 

 

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player