РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

ГЛАВА 3

 

Редакция сайта благодарит проф. Сергея Александровича Кулакова за возможность опубликовать развернутые фрагменты его работы
«Супервизия в психотерапии. Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов» – СПб., 2004

 

Приложения 3-5 смотр. Условия супервизии. Психотерапевтический диагноз.  Приложения 3, 4, 5 (Кулаков С.А.)

 

Приложение 1

Оценочная форма психотерапевтической компетенции

 

Оценочная форма психотерапевтической компетенции

 

Перечень умений

Умение  не проявля-
ется

Умение проявля-ется

Умение свойст-венно

Умение хорошо развито

Не применимо

ОБЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

 

 

 

 

Теоретическая подготовка

 

 

 

 

 

Знание ведущей теории тера-певтической школы, в рамках которой происходит супервизия

 

 

 

 

 

Знание теории психологии и психопатологии развития (объектных отношений)

 

 

 

 

 

Зание системной семейной теории

 

 

 

 

 

Активность в повышении уровня знаний

 

 

 

 

 

Читает литературу по специальности

 

 

 

 

 

Посещает профессиональные семинары и мастерские

 

 

 

 

 

Пишет статьи для конференций или журналов

 

 

 

 

 

Границы

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и придерживаться определенных рамок в лечении (времени, места, внешних деятельности / отношений, установленного плана; ориентированность на время)

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и поддерживать профессиональные отношения

 

 

 

 

 

Способность понимать и предохранять пациента от излишних вмешательств в личное пространство; конфиденциальность

 

 

 

 

 

Способность заключать с пациентом финансовые дого-вора, согласованные с контек-стом лечения

 

 

 

 

 

Терапевтический альянс

 

 

 

 

 

Способность устанавливать взаимопонимание

 

 

 

 

 

Способность понимать и развивать терапевтический альянс с пациентом

 

 

 

 

 

Способность распознавать разные формы терапевтических альянсов, включая негативные

 

 

 

 

 

Способность предоставить пациенту возможность активно участвовать в лечении

 

 

 

 

 

Способность распознавать и пытаться исправить затруднения в альянсе

 

 

 

 

 

Способность установить фокусировку на лечении

 

 

 

 

 

Способность обеспечить благоприятную обстановку

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

 

 

 

Способность слушать открыто и без суждений

 

 

 

 

 

Способность к содействию пациенту в свободном и открытом разговоре

 

 

 

 

 

Эмоции

 

 

 

 

 

Способность распознавать и специфично описывать аффекты

 

 

 

 

 

Толерантность к прямым проявлениям враждебности, сильных аффектов, сексуаль-ности и других сильных эмоций

 

 

 

 

 

Способность распознавать и описать (супервизору) свои собственные аффективные реакции на пациента

 

 

 

 

 

Способность распознавать и преодолевать неуверенность ученика при обучении психотерапии

 

 

 

 

 

Понимание

 

 

 

 

 

Способность к эмпатии состоянию пациента

 

 

 

 

 

Концептуализация случаев

 

 

 

 

 

Использование супервизии

 

 

 

 

 

Способность устанавливать педагогический альянс с супервизором

 

 

 

 

 

Способность к внедрению в психотерапию материала, после работы с супервизором

 

 

 

 

 

Устойчивость/защиты

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать проблемы в сотрудничестве с лечащим врачом

 

 

 

 

 

Способность выявлять защиты в клинических проявлениях

 

 

 

 

 

Способность выявлять затруднения к изменению и понимание возможных способов управления ими

 

 

 

 

 

Техники вмешательств (воздействий)

 

 

 

 

 

Способность удерживать фокус на лечении, когда это необходимо

 

 

 

 

 

Способность к конфронтации

 

 

 

 

 

Способность определять готовность к лечению и обеспечивать его окончание

 

 

 

 

 

Способность определять готовность пациента к определенным вмешательствам

 

 

 

 

 

Способность оценивать реакцию пациента на определенные вмешательства

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ ПСИХОДИНА-МИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать и эффективно начинать лечение подходящего для психодинами-ческой психотерапии пациента

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать аспекты текущего случая в понятиях теорий драйвов и защиты, интернализированных объектных отношений

 

 

 

 

 

Способность связывать настоя-щее с прошлым. Это можно продемонстрировать понима-нием текущих паттернов мыш-ления, чувств, действий и взаимоотношений пациента в ключе его или ее прошлого личного опыта

 

 

 

 

 

Способность определять, гибко и должным образом реагировать на разнообразные защиты в клинической картине

 

 

 

 

 

Способность содействовать выявлению скрытого значения клинического материала (такого как сны, ассоциации, трансферентный материал и т.д.)

 

 

 

 

 

Способность выявлять перенос и использовать его в терапии

 

 

 

 

 

Способность распознавать, сдерживать и использовать (в целях терапии) контрперенос

 

 

 

 

 

Способность обеспечивать окончание лечения в контексте психодинамической психотерапии

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ КРАТКО-СРОЧНЫХ И КРИЗИСНЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ

 

 

 

 

 

Способность быстро установить терапевтический альянс с пациентом

 

 

 

 

 

Способность определять травмирующее событие (стрессор) и реакцию пациента на него

 

 

 

 

 

Способность определять типичные копинг-механизмы пациента

 

 

 

 

 

Способность помогать пациенту в проявлении эмоций

 

 

 

 

 

Способность при необходимости нормализовать эмоциональные реакции пациента на события в кризисной обстановке

 

 

 

 

 

Способность ориентировать терапию на травмирующий кризис

 

 

 

 

 

Способность предоставлять поддержку пациенту

 

 

 

 

 

Способность активно слушать пациента с целью лучшего понимания

 

 

 

 

 

Способность обеспечивать психообразовательный подход к кризису

 

 

 

 

 

Способность помочь пациенту развить адаптивные копинг-механизмы и выявлять дополнительные источники поддержки

 

 

 

 

 

Способность устанавливать достижимые терапевтические цели совместно с пациентом

 

 

 

 

 

Способность быстро собирать коллатеральную информацию, когда это необходимо

 

 

 

 

 

НАВЫКИ ДЛЯ СОЧЕТАННОЙ ПСИХОФАРМАКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

 

Способность интегрировать биологический и психологи-ческий аспекты истории болезни пациента

 

 

 

 

 

Способность обеспечить психо-образовательный подход к психическим заболеваниям и риску / пользе обычно назнача-емых психотропных лекарств

 

 

 

 

 

Способность понимать, как эффект медикаментозной тера-пии может оказать значительное влияние на деятельность пациента; способность научиться определять, какие лекарства нужны для пациента

 

 

 

 

 

Способность использовать эффект плацебо для более эффек-тивного назначения лекарств

 

 

 

 

 

Базовое понимание диагноза и специфической психотерапии и медикаментозной поддержки

 

 

 

 

 

Базовое понимание медико-правовых и психотерапевти-ческих вопросов в контексте, когда один специалист назначает лекарства, а другой – проводит психотерапию: конфиденци-альность, информированное согласие и сотрудничество

 

 

 

 

 

Способность использовать в лечебных целях концепцию переноса и контрпереноса при назначении лекарств

 

 

 

 

 

Понимание того, как назначение лекарств может помочь или помешать психотерапии, и как психотерапия может помочь или помешать медикаментозному лечению

 

 

 

 

 

Выявление психологических аспектов несоблюдения терапии

 

 

 

 

 

Навыки для когнитивно-поведенческой психотерапии

 

 

 

 

 

Способность установить когни-тивную модель происхождения проблем пациента

 

 

 

 

 

Способность включить пациента в когнитивную модель

 

 

 

 

 

Способность использовать структурную когнитивно–поведенческую модель, включая поправку на настроение, ссылку на предыдущий сеанс, повестку дня сессии, обсуждение домашнего задания, резюме и обратную связь от пациента

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать и выявлять автоматические мысли

 

 

 

 

 

Способность устанавливать и применять знание когнитивной триады депрессии

 

 

 

 

 

Способность использовать запись дисфункциональных мыслей как инструмент в лечении

 

 

 

 

 

Способность использовать активный график как средство терапии

 

 

 

 

 

Способность идентифицировать общие когнитивные ошибки в мышлении

 

 

 

 

 

Способность использовать поведенческие техники в качестве лечебного инструмента

 

 

 

 

 

Способность по окончании активной терапии должным образом и совместно с пациентом планировать сеансы поддержки, самопомощи и контрольные сеансы

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Положение о супервизоре

 

1.Общие положения

1.1 Цель  — установить и поддерживать стандарты работы супервизоров, — обеспечить супервизоров схемой для решения этических вопросов и пре­доставить базу для развития практики  членов ассоциации, а также информировать и за­щищать психотерапевтов, нуждающихся в супервизии.

1.2. Супервизия в психотерапии (СП)  является официальным и орга­низуемым в соответствии с взаимной договоренностью мероприятием, в рамках которого консультант регулярно обсуждает свою работу с компе­тентным специалистом, имеющим опыт консультативной работы и знако­мым с процессом супервизии психотерапевтов.

13. СП дает супервизируемым возможность регулярно, обсуждать и анализировать их работу с пациентами. При проведении супервизии должны быть приняты во внимание ус­ловия работы супервизируемого. СП должна учитывать потребности пациентов и контролировать эффективность терапевтического вмешательства.

1.4. СП — официальный совместный процесс, цель которого — по­мочь супервизируемым соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики и развить творческий подход к работе.

1.5 СП не является деятельностью, предполагающей эксплуатации одного человека другим. Ее основные ценности — целостность, ответственность, справедливость и уважение. Супервизор всегда должен отвечать за свою работу в одинаковой мере, независимо от того, получает ли он за нее плату или работает на добровольной основе, и независимо от используемой модели (формы) супервизии.

1.6. Содержание сессий супервизии конфиденциально. Супервизор должен определить границы возможной конфиденциальности.

1.7. Как правило, супервизор не раскрывает конфиденциаль­ную информацию, касающуюся супервизируемых, их пациентов или каких-то других людей без предварительного согласия на это всех за­интересованных сторон.

1.8. Супервизор должен предпринять все возможные меры для обеспечения безопасности супервизируемых и их пациентов во время их совмест­ной работы.

Информация о работе с супервизируемым может быть ис­пользована для публикации или доклада с разрешения самого супервизи­руемого и при условии обеспечения его анонимности.

1.9. Прежде чем подписать контракт, супервизор должен узнать, проходил ли его супервизируемый личную терапию, поскольку это факт может оказывать влияние на ход и специфику СП.

1.10.Сроки и условия СП должны быть известны супервизируемым с са­мого начала. Последующий пересмотр условий должен осуществляться по взаимному заблаговременному соглашению.

 

2. Обязанности и функции супервизора

2.1.Супервизором может быть практикующий психотерапевт, имеющий опыт практической работы не менее 10 лет. Супервизор должен предпринять все возможные меры для  развития своей собственной компетентности и не выходить в рабо­те за рамки этой компетентности. Супервизор должен иметь опыт не только индивидуальной, но и груп­повой работы, чтобы обеспечить максимально эффективную оценку психотерапевта, занимающегося групповой работой.

 2.2.Супервизор должен информировать  супервизируемого о своей квалификации, философской и теоретической позиции, прохождение су­первизии самим супервизором, а также об используемых им методах супервизии.

2.3. Супервизор должен тщательно отслеживать любые предрассуд­ки и предубеждения, которые влияют на работу супервизируемого с пациентом, и обращать на них внимание супервизируемого; это является не­обходимым условием удовлетворения потребностей пациента. Одна из целей СП — помочь супервизируемым понять, что терапевтические отношения существуют в культурном контексте. Вероятно, они окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей пациентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

2.4. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его контракт с супервизируемыми позволял им с максимальной пользой использовать  время. Бессмысленные и пустые разговоры, которые является частью личных отношений, неприемлемы в супервизии, где время считается ценным товаром.

2.5. Супервизор несет совместную ответствен­ность с супервизируемыми за то, чтобы процесс супервизии служил максимальному удовлет­ворению потребностей пациентов.

2.6. Супервизор несет ответственность за определение и соблюде­ние границ отношений в рамках супервизии и иных профессиональных отноше­ний (в рамках управления, обучения и т.д.).

2.7. Супервизор и супервизируемый должны предпринять все воз­можные меры по обеспечению того, чтобы любые личностные или соци­альные контакты между ними не повлияли на эффективность СП.

2.8. Супервизор в период проведения супервизии не может быть  данному супервизируемому еще и личным психотерапевтом.

2.9. Супервизор не может эксплуатировать  супервизируемых в финансовом, сексуальном, эмоциональном или каком-либо ином плане. Вступление супервизора в сексуальные отношения с суперви­зируемым рассматривается как поступок, противоречащий этическим нормам.

2.10. Супервизор должен отслеживать факт наличия между супер­визируемыми и их пациентами каких-либо отношений помимо терапевтических отношений, поскольку такие отношения могут нарушить объектив­ность и непредвзятость суждений супервизора.

2.11. Супервизор должен признавать и уважать своих супервизируемых и их пациентов независимо от их происхождения, статуса, расы, пола, возраста, убеждений, сексуальной ориентации и физического состояния. Супервизор должен исключить возможность любых актов дискримина­ции как между супервизируемыми и их пациентами, так и между суперви­зорами и супервизируемыми.

2.11. Супервизор и супервизируемый должны осознавать свои вза­имные обязательства по отношению друг к другу и к организации, в которой они работают или проходят обучение.

2.12.. Супервизор должен предпринять определенные меры в том случае, если ему стало известно о нарушении его супервизируемыми Ко­декса этики и практики  ассоциации.

2.13. Если супервизируемые не могут должным образом исполнять свою работу вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болезни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или же вследствие каких-либо иных причин, супервизор несет ответственность за то, чтобы по­мочь супервизируемым осознать этот факт и предпринять необходимые шаги по его устранению.

2.14. Супервизор несет ответственность за то, чтобы его эмоции и потребности были реализованы за пределами супервизии и не зависели исключительно от его взаимоотношений с супервизируемыми.

2.15. Супервизор должен проконсультироваться со своим собствен­ным супервизором, прежде чем начать работу со своими бывшими пациентами в качестве супервизируемых или со своими бывшими супервизиру­емыми в качестве пациентов.

2.16. Супервизор должен временно или окончательно прекратить проведение супервизии в том случае, если ее эффективность снижена вследствие каких-либо личностных или эмоциональных проблем, болез­ни, злоупотребления алкоголем или наркотическими препаратами, или по какой-либо иной причине.

2.17. Супервизор, работающий с повышающими квалификацию психотерапевтами, должен прояснить границы своей ответственности за супервизируемого в рамках обучающего курса и проводящей его органи­зации, а также определить формальную систему оценки.

2.18. После заключения исходного контракта в число людей, с ко­торыми супервизор может обсуждать работу своего супервизируемого, входят те, к кому он сам обращается за поддержкой, супервизией или кон­сультацией. На этой стадии также необходимо прояснить границы конфи­денциальности с учетом границ ответственности терапевта. Это особен­но важно в том случае, когда супервизируемым является психотерапевт-практикант.

2.19. Супервизор должен предпринимать все возможные меры для того, чтобы побудить супервизируемых представлять свою работу таким образом, чтобы защитить личностную идентичность пациентов или же по­лучить их согласие на раскрытие супервизору конфиденциальной информации.

2.20. Если супервизор считает необходимым проконсультировать­ся относительно случая супервизии с коллегами, он должен быть уверен в том, что такое обсуждение целесообразно.

2.21. Супервизор должен стимулировать желание супервизируе­мого вступить или поддержать членство в ассоциации или организации, имеющей кодекс этики и практики и осуществляющей процедуру рекла­мации. Это дает дополнительные гарантии супервизору, супервизируемому и пациенту в случае подачи рекламации.

2.2.2. Если в ходе СП выясняется, что супервизируемому для обес­печения возможности дальнейшей эффективной психотерапевтической деятельности целесообраз­но пройти личную психотерапию, супервизор должен обсудить этот вопрос с супервизируемым.

2.23. Супервизор должен контролировать, проводит ли супер­визируемый регулярную самооценку (саморефлексию) своей работы.

2.24. Супервизор должен удостовериться в том, что супервизируемые осознают различие между супервизией, административной проверкой, психотерапией, консультированием и обучением.

2.24. Не рекомендуется, чтобы один и тот же человек был для су­первизируемого одновременно административным и консультирующим супервизором. В тех случаях, когда разделение функций невозможно, су­первизируемому необходимо обеспечить доступ к независимому супервизору.

2.25. Супервизор, чьи обязательства перед супервизируемым всту­пили в противоречие с обязательствами перед организацией, должен объяс­нить супервизируемому сущность этих обязательств.

2.26. Если работа супервизируемого с пациентом вызывает у супер­визора определенные опасения, он должен решить, как исправить ситуацию, если обсуждение случая в ходе сессии не приводит к желаемому результату.

2.27. Когда противоречия не могут быть разрешены в ходе об­суждения случая между супервизором и супервизируемым, супервизор должен проконсультироваться с более опытным коллегой и, при необходимости, рекомен­довать супервизируемому обратиться к другому супервизору.

 

Приложение 6

Опросник «Эмоциональная безопасность психотерапевта»

(см. комментарии в главе III. Трудности, с которыми сталкивается психотерапевт)

Уважаемый коллега, с помощью этого опросника мы хотим выяснить, как влияет практика позитивной концепции человека на отношение к себе, своей профессии и к тем, кто обращается к нам за помощью.

На некоторые вопросы Вам предлагается коротко ответить самим. Далее следуют высказывания, которые Вам предлагается оценить. При этом Вы должны выбрать один из четырёх возможных ответов:

 

Да

скорее Да, чем Нет

скорее Нет, чем Да

Нет

 

О

 

О

 

О

 

О

 

Этот опросник анонимен. Спасибо за искренность, сотрудничество и что Вы нашли время ответить на предложенные вопросы.

Социально-демографические данные

1.      Возраст: ..........................

2.      Пол: мужской; женский

3.      Образование: медицинское; психологическое; педагогическое; другое

4.      Профессия:..................................................................................................

5.      Семейное положение: не замужем/холост; замужем/женат (который по счёту брак ……);  живу с постоянным партнёром; разведён(а); вдова (вдовец).

Ваше психотерапевтическое образование и практика

6.      Сколько времени Вы работаете в качестве психотерапевта?.................

7.      Основной психотерапевтический метод, которым вы пользуетесь...................................

8.      Сколько длилось Ваше образование по этому методу?  ………..............

9.      Как долго вы работаете этим методом? .......……………………………..

10.  Сколько часов супервизии (интервизии) Вы прошли?……………….....

11.  Какие причины привели Вас на супервизию…………………………….

12.  Какова средняя продолжительность проводимого Вами лечения?

месяцев…… сессий …...

Ваш опыт лечения психотерапией

13.

Я считаю, что мои чувства не должны быть понятны пациенту ……………….

О О О О

14.

Я уверен, что психотерапия может помочь каждому пациенту ………….……..

О О О О

15.

Я не могу прервать рассказ пациента, даже если того, что он сказал,  уже было достаточно  …………………………………………………………………

 

О О О О

16.

Мои пациенты бывают смущены ………………………………………………...

О О О О

17.

Я убежден, что существуют пациенты, которым не сможет помочь ни один психотерапевт ……………………………………………………………………

 

О О О О

18.

Я уделяю пациентам времени больше, чем мне бы хотелось …………………..

О О О О

19.

У меня бывают пациенты, при неявке которых на сеанс, я испытываю облегчение ...………………………………………………………………………

 

О О О О

20.

Я никогда не показываю пациенту, что смущен или напуган ходом терапии….

О О О О

21.

Я могу принимать пациента, даже если у него дурно пахнет изо рта ………….

О О О О

22.

Я могу внимательно слушать пациента, даже если я не согласен с тем, что он говорит…………………………………………………………………………….

 

О О О О

23.

Я не допускаю долгих пауз в ходе психотерапевтических бесед ………………

О О О О

24.

Я спокойно отношусь к тому, что пациенты на сеансах плачут ………………..

О О О О

25.

Я не поощряю высказываний пациентом своих чувств по отношению ко мне или ходу терапии …………………………………………………………………

 

О О О О

26.

Я стараюсь поддержать и воодушевить пациента ………………………………

О О О О

27.

У меня есть пациенты, которые не способны к позитивному изменению ……

О О О О

28.

Я обсуждаю тему актуальную для пациента, несмотря на то, что считаю важным обсуждение другой ..……………………………………………………

 

О О О О

29.

Я всегда делюсь с пациентом своими чувствами, даже если понимаю, что он не готов их принять ………………………………………………………………

 

О О О О

30.

У меня есть пациенты, которым ничто не сможет помочь ……………………

О О О О

31.

Мои пациенты испытывают эротические чувства ко мне в ходе психотерапии..

О О О О

32.

Я одинаково хорошо себя чувствую в присутствии любого пациента …………

О О О О

33.

Я знаю, когда пациент вызывает у меня эротические чувства …………………

О О О О

34.

Я даю пациенту возможность высказаться, даже если мне понятен смысл его высказывания  …………………………………………………………………….

 

О О О О

35.

Я могу принимать пациента, даже если он задерживает оплату ………………..

О О О О

36.

Я убежден, что каждый мой пациент добр по своей природе …………………..

О О О О

37.

Я даю пациенту полную свободу в его поведении ……………………………..

О О О О

38.

Иногда чувства пациента меня раздражают ……………………………………

О О О О

39.

Я никогда не пропускаю времени окончания сеанса ……………………………

О О О О

40.

Если я не верю пациенту, я сразу прерываю его ………………………………..

О О О О

41.

Я спокойно принимаю отказ пациента обсуждать проблему …………………

О О О О

42.

Я могу завершить скучный сеанс раньше определенного времени ……………

О О О О

43.

Я убежден, что в каждом пациенте есть способности для решения любой его проблемы  ……………………………………………………………………….

 

О О О О

44.

Мне трудно передать словами свои чувства ……………………………………

О О О О

45.

Мне  не хватает времени, отведенного на сеанс ……………………………….

О О О О

46.

У меня есть пациенты, чье поведение меня раздражает ……………………….

О О О О

47.

Я настаиваю на обсуждении проблемы, даже если пациент просит отложить обсуждение этой темы ……………………………………………………………

 

О О О О

48.

Если терапевтическая ситуация кажется безнадежной, я  уверен, что можно найти выход ………………………………………………………………………

 

О О О О

 

Спасибо за Ваше сотрудничество и что Вы нашли время заполнить этот опросник!

 

Ключ к опроснику

Ответы на вопросы «Да», «Скорее да», «Скорее нет» и «Нет» соответствуют баллам 4, 3, 2, 1 в категории вопросов со знаком «+». В категории со знаком «—», баллы распределяются в обратном порядке, т.е. 1, 2, 3, 4. Например, если ответы на вопросы 16, 25, 31 и 38 соответствуют «Да», «Скорее нет», Скорее да» и «Нет», то соответственно баллы распределятся следующим образом: 4, 3, 3 и 4. В сумме они составляют 14, что будет соответствовать высокому уровню развития способности.

 

1.

16+

25-

31+

38-

2.

15- 

22+

34+

40-

3.

19+

32-

33+

46+

4.

13-

20-

29-

44-

5.

17-

26+

30-

48+

6.

14+

27-

36+

43+

7.

24+

37+

41+

47-

8.

18- 

39+

42-

45-

9.

21+

23-

28+

35+

 

 

Приложение 7

Опросник «Эмоциональная безопасность пациента»

(см. комментарии в главе III. Трудности, с которыми сталкивается психотерапевт)

 

Уважаемый друг, с помощью этого опросника мы хотим получить информацию о том, как Вы воспринимаете (воспринимали) отношения со своим психотерапевтом, и как они повлияли на Ваше отношение к себе и окружающим.

На некоторые вопросы Вам следует коротко ответить самим. Далее идут высказывания, которые Вам предлагается оценить. При этом Вы должны выбрать один из четырёх возможных ответов:

                      

Да

скорее Да, чем Нет

скорее Нет, чем Да

Нет

 

О

 

О

 

О

 

О

 

Этот вопросник анонимен. Спасибо за Вашу искренность, сотрудничество и что Вы нашли время ответить на предложенные вопросы.

Социально-демографические данные

1.    Возраст: ..........................

2.    Пол: мужской; женский

3.    Образование: среднее; средне-специальное; высшее; другое....................

4.                                                                   Профессия: …………………………………………………..................

5.                                                                   Семейное положение: не замужем \холост; замужем \женат который по счёту брак ….); живу с постоянным партнёром; разведён(а); вдова (вдовец)

Ваш опыт лечения психотерапией

6.                                                                   Каким методом проводилось лечение? ....................................................................
7.                                                                   В течение какого времени Вы его проходили?.....................................
8.                                                                   Как Вы оцениваете результаты:  не удовлетворительно; удовлетворительно; отлично

9. Что привело Вас на психотерапию? ............................................................ ........................

Ваш опыт лечения психотерапией

10.

Ваш психотерапевт поощрял Ваши способности и достижения ……………………………

О О О О

11.

Ваш психотерапевт Вас внимательно слушал ………………………………………………..

О О О О

12.

Ваш психотерапевт, стремился передать Вам свои эмоции и чувства ……………………..

О О О О

13.

Ваш психотерапевт игнорировал Ваши достижения ………………………………………..

О О О О

14.

Ваш психотерапевт хорошо понимал Ваши чувства ………………………………………..

О О О О

15.

Вы могли свободно и открыто выражать свои эмоции и чувства, не боясь осуждения …

О О О О

16.

Ваш психотерапевт был не искренен …………………………………………………………

О О О О

17.

Психотерапевт уделял Вам достаточно времени …………………………………………….

О О О О

18.

Ваш психотерапевт был терпелив по отношению к Вам ………………...............................

О О О О

19.

Ваш психотерапевт предоставлял Вам полную свободу поведения ……………………….

О О О О

20.

Вам казалось, что психотерапевт не понимает Ваших чувств …………..............................

О О О О

21.

Вы не боялись «ошибиться» или повести себя «не правильно» во время занятий ………

О О О О

22.

Психотерапевт выказывал недовольство медленным ходом изменений в процессе психотерапии ……………………………………………………………………………….....

 

О О О О

23.

Эмоции и чувства психотерапевта были Вам понятны ……………………………………

О О О О

24.

Ваш психотерапевт находил и называл Ваши возможности ……………............................

О О О О

25.

Ваш психотерапевт настолько увлекался, что иногда Вам казалось, что он Вас не слышит

О О О О

26.

Ваш психотерапевт вселял в Вас надежду ……………………………………………………

О О О О

27.

Ваш психотерапевт говорил о своих эмоциях и чувствах ……………….............................

О О О О

28.

Ваш психотерапевт поощрял проявление любых Ваших чувств ……………………………

О О О О

29.

Ваш психотерапевт всегда находил время, чтобы поговорить о чувствах и эмоциях  ……

О О О О

30.

Интерес психотерапевта к Вашей проблеме был искренним и неподдельным ……………

О О О О

31.

Вы  не понимали, какие эмоции и чувства испытывает Ваш психотерапевт ……………………………………………………………….

 

О О О О

32.

Ваш психотерапевт полагал, что есть шанс на разрешение Ваших проблем ……………...

О О О О

33.

Ваш психотерапевт не интересовался  Вашими чувствами ……………...............................

О О О О

34.

Ваш психотерапевт доверял Вашим способностям и возможностям ………………………

О О О О

35.

Психотерапевт сравнивал свои чувства с Вашими …………………………………………..

О О О О

36.

Ваш психотерапевт показал Вам на своем примере как можно жить в мире со своими чувствами ………………………………………………………………………………………..

 

О О О О

37.

Ваш психотерапевт относился к решению Вашей проблемы без оптимизма ……………..                                                            

О О О О

38.

Ваш психотерапевт не был уверен в Вашей способности справиться с проблемой ………

О О О О

39.

Психотерапевт правильно называл Ваши чувства ………………………...

О О О О

40.

Психотерапевт поддерживал Ваше стремление высказаться, даже если Вы выражались путано …………………………………………………………………………………………..

 

О О О О

41.

Ваш психотерапевт всегда нарушал молчание первым …………………………………….

О О О О

42.

Ваш психотерапевт был эмоционально холоден ……………………………………………

О О О О

43.

На занятиях у Вас хватало времени, чтобы прислушаться к собственным чувствам .……

О О О О

44.

Вас обижали высказывания психотерапевта ……………………………..............................

О О О О

45.

Вы опасались выражать свои эмоции и чувства ……………………….……………………

О О О О

46.

Если Вы не чувствовали себя эмоционально в безопасности то почему?  _______

47.

Чего Вам не доставало со стороны психотерапевта? _________________________

48.

Что могло бы помочь Вам чувствовать себя эмоционально в большей безопасности?_______________

 

Спасибо за Ваше сотрудничество и что Вы нашли время заполнить этот опросник.

 

 

Ключ к опроснику

Инструкции те же.

1.

14+

20-

33-

39+

2.

11+

25-

30+

42-

3.

16- 

27+

35+

36+

4.

12+

23+

31-

44-

5.

13-

26+

32+

37-

6.

10+

24+

34+

38-

7.

15+

19+

28+

45-

8.

17+

29+

41-

43-

9.

18+

21+

22-

40+

 

         

     


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player