РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Глава 2

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (начало)

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТЕНДЕНЦИИ  В  РАЗВИТИИ  ПСИХОЛОГИИ

Медицинская психология имеет свои отличительные от общей психологии задачи и свой предмет исследования. Она в первую очередь раскрывает психологию больного человека и сложных взаимоотношений врача и больного. Но вместе с тем психология формировалась не самостоятельно, а, в частности, на основе передовых положений классической психологии.

Познание особенностей человека, отличий его от других людей, закономерностей повседневных межчеловеческих отношений началось по сути дела с тех далеких времен, когда появились люди. Накапливаемый человечеством опыт суммировался вначале в фольклоре, народном эпосе, сказаниях, мифах, позднее в художественных произведениях и, наконец, в трудах древних мыслителей, в философских трактатах. Не случайно, что первые систематические исследования в области психологии производились философами, мыслителями.

Систематическое накопление фактов из областей психологии началось в трудах философов XVII—XIX веков. Декарт (1596—1630) подчеркивал дуализм души и тела человеческого. А раз существуют эти две категории, то и изучение их должно вестись неодинаковыми путями. Он утверждал «врожденные идеи бога» и лишь отдельные, случайные идеи рассматривал как «знаки окружающего человека мира», которые передаются посредством шишковидной железы — эпифиза («органа души», по Декарту).

Уже англичанин Локк (1632—1704) полагал, однако, что идеи рождаются из опыта и по сути дела в них воспроизводятся реальные вещи. Он же впервые говорил об одновременной или последовательной связи (ассоциации) идей. Юм (1711—1776) углубил, значение таких связей, а Хартли (1705—1757) считал ассоциации идей ведущим принципом психической деятельности (рождение ассоцианизма).

Работы французских философов того времени Кондильяка (1715—1780) и особенно Ламерти (1702—1751) привели первого к утверждению, что ощущения — основа для формирования идей (рождение сенсуализма), а второго — к формулировке важного положения о том, что мышление является результатом деятельности нервной системы.

Выдающийся французский врач — материалист Кабанис (1757—1808) считал, что сознание как высший уровень психической организации зависит от деятельности головного мозга.

Немецкий философ Лейбниц (1646:—1716) впервые применяет термин «психология», а его ученик и популяризатор взглядов Вольф (1679—1754) уже различал «рациональную» и «эмпирическую» психологию. Кант (1724—1804) оспаривает возможность существования психологии как науки. Однако исторический акт совершился и «психология» продолжала активно развиваться как в трудах философов, так и в работах тех, кто все более часто и определенно называл себя психологом. Примечательно, что один из последователей Канта по кафедре Гербарт (1776—1841) настойчиво утверждал не только правомерность вычленения психологии как науки, но и то, что она основывается на опыте, метафизике и математике.

Не имея возможности излагать весь последующий ход развития психологии, чрезвычайно богатый событиями, концепциями и страстными спорами, мы обратим внимание лишь на тех психологов, результаты исследований которых представляют прямой интерес для более глубокого понимания излагаемого предмета.

Отметим поэтому лишь несколько существенных обстоятельств. Каждый новый подъем в развитии психологии обычно совершался в тесной связи с успехами физиологии и в первую очередь физиологии головного мозга. В свою очередь углубленные исследования привели И. М. Сеченова (1829—1905) к физиологическому открытию важнейшего положения о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами. По сути дела последующие оригинальные исследования И. П. Павлова и В. М. Бехтерева своей исходной посылкой имели именно этот сеченовский феномен.

Известный французский психолог Рибо (1839—1916) впервые расширил объекты исследования психологии. Он предложил (и систематически использовал в своих работах) изучать закономерности психической деятельности не только у здоровых людей, но и у душевнобольных, поскольку болезни в своем многообразии представляют неповторимый эксперимент, осуществленный самой природой в таких обстоятельствах и такими путями, которые недоступны человеческому искусству. В результате психология стала изучать не отдельные качества психики людей в определенном состоянии, а закономерности психики у человека в целом, в разном его состоянии. Этого же принципа придерживался и Пьер Жане (1859—1947). Наблюдая больных в госпитале, он не только впервые описал психические автоматизмы как низшие формы психической деятельности, нo и ряд психологических феноменов, обогативших психологию в целом. Так же как и Рибо, он не проводил в исследованиях принципиальной грани между нормальной и болезненной психикой. Примечателен тот факт, что оригинальный отечественный исследователь психологии характера A. Ф. Лазурский придерживался аналогичных взглядов.

Не меньшее значение имело систематическое использование французским ученым А. Бине (1857—1911) сравнительного метода в психологии. Уже в самом начале своих исследований он изучал соответствующие явления на душевнобольных, особо одаренных лицах и детях. В результате сравнительный метод формировался не только по пути сопоставления аналогичных фактов, наблюдаемых у здоровых, больных и одаренных лиц, но и в направлении возрастного сравнения.

Нетрудно видеть, что Рибо, Жане и Бине, рассматривая в своих психологических исследованиях здоровых и больных людей как модель для изучения, естественно, включались в разработку не только традиционных проблем классической психологии, но и ряда вопросов медицинской психологии. Не менее существенным оказалось и то, что они от изучения отдельных психических функций — подхода, типичного для классической психологии, в том числе для «физиологической психологии» Вундта (1832—920), перешли к исследованию психологии всего человека.

Ранее уже была приведена глубокая мысль И. М. Сеченова о том, что организм человека можно правильно понимать только в единстве с окружающей внешней средой. В психологии исследование этого вопроса особенно последовательно производилось в русской и советской школах И. М. Сеченова не случайно называют отцом русской физиологии. Ему принадлежит утверждение о причинной обусловленности (детерминации) всех форм деятельности организма воздействиями внешней среды (и в этом глубина его материалистического мировоззрения). Рефлекторный принцип впервые был распространен им на содержание деятельности всех систем организма, в том числе и на психическую деятельность. В своих исследованиях он последовательно придерживался эволюционного направления — принципа развития. Поэтому совершенно естественным был его ответ на вопрос, кому и как разрабатывать психологию (1870): кому? — физиологу, как? — путем изучения рефлексов. Создание И. М. Сеченовым, а позднее И. П. Павловым и В. М. Бехтеревым методов объективного изучения психической деятельности произвело переворот в психологии. И если в дореволюционной России, а затем в Советском Союзе эти методы последовательно развивались, то в американской психологии они получили иное, своеобразное выражение.

Основоположник бихевиоризма (психология поведения) в американской психологии Уотсон (1878—958), разуверившись в возможностях традиционной психологии, пришел к выводу о том, что она должна заниматься не столько проблемами создания, сколько исследованием поведения людей «от рождения до смерти». Наиболее удачным методом такого исследования он считал установление закономерных отношений между стимулами и ответами организма. Сложную совокупность стимулов он обозначал термином «окружение», или «ситуация». Однако эти разумные посылки, призванные глубже и объективным путем исследовать закономерности формирования психики в результате внешних влияний на человека, так же как тенденции становления реакций психики на меняющиеся внешние обстоятельства, в американском бихевиоризме не сопровождались строго научным подходом к их решению, в частности они отличались односторонностью. Взаимодействие стимул — реакция изучалось механически, исходя из абстрактной схемы человека, без учета изменений, происходящих при этом в сознании.

Нарушая объективную последовательность и преемственность фактов в любой системе, приверженец крайнего бихевиоризма Вейсс (1879—931) пытался свести психологию к физико-химии. Нетрудно видеть, что это было не только невыполнимо, но и утопично.

Вместе с тем прозорливая мысль И. М. Сеченова нашла не только поддержку, но и существенное развитие в исследованиях психологов разных школ. Современная психология уже не мыслит изучения психической деятельности человека вне учета влияния на него физических, биологических и общественных (социальных) условий жизни.

Несмотря на трудности исследования человеческой психики, изучение ее разными психологическими школами приводит все к большим успехам. Мы знаем в этой области еще не только не все, но ничтожно мало. И все же можно гордиться успехами психологии, во-первых, потому, что исследование ее перешло на наиболее сложный уровень—уровень отношений между средой, личностью и физиологическими механизмами высшей нервной деятельности, и, во-вторых, в связи с тем, что знания, накопленные современной психологией, несомненно, обеспечивают научно обоснованные пути охраны нервно-психического здоровья людей. Что касается возникших в развитии психологии противоречий, то борьба их по сути дела и является главным стимулом для ее развития.

Нетрудно видеть при этом, что в исследованиях общей психологии, особенно в трудах И. М. Сеченова, Рибо, Жане, Вине, Уотсона и др., формируются положения, имеющие непосредственное отношение к проблемам медицинской психологии. Это нашло особенно большое развитие в физиологическом учении И. П. Павлова.

 

ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Физиологическому учению И. П. Павлова свойствен глубокий монизм. Основные принципы его учения заключаются в следующем: а) принцип целостности, единства организма и решающей роли внешней среды в его эволюции и деятельности; б) принцип нервизма; в) принцип единства процессов анализа и синтеза; г) принцип единства психического и соматического; д) принцип единства структуры и функции — «приуроченности динамики к структуре» и, наконец, ж) идея о необходимости не только изучения, но и активного управления деятельностью организма.

Головной мозг объединяет и регулирует всю внутреннюю и внешнюю деятельность организма, его взаимодействия со средой по принципу рефлекса.

В основных понятиях о высшей нервной деятельности — в понятиях условного и безусловного рефлекса — отражены все ведущие принципы биологии: эволюции, приспособляемости, изменчивости, онтогенетического и филогенетического развития, неизменной связи высших форм деятельности с низшими.

И. П. Павлов с сотрудниками глубоко изучили механизм образования условных рефлексов; зависимость появления их от соотношения во времени условных раздражителей с безусловными, от состояния коры большого мозга, от свойств условного раздражителя (его силы) и от состояния безусловнорефлекторной деятельности. Образование условных рефлексов происходит как на простые, так и на сложные, комплексные раздражители, состоящие из одновременно действующих компонентов.

У человека условные рефлексы чаще образуются на сложные синтетические, комплексные раздражители. Для условнорефлекторной деятельности его типично не только образование новых условных рефлексов, но и перегруппировка по-новому старых связей. При этом происходит не только суммация, но и синтез, интеграция реакции.

И.П.Павлов подробно раскрыл роль процессов торможения в деятельности нервной системы, особенно коры большого мозга. Он пришел к заключению о необходимости различать торможение двоякого рода:

а) пассивное, или безусловное, и

б) активное, или условное.

К разновидности пассивного, или безусловного, он относил:

а) внешнее торможение как реакцию на «новизну», на неожиданный, внезапный раздражитель, которое связано с возникновением новой доминанты — ориентировочной  и  самозащитной;

б) запредельное, или охранительное, торможение как реакцию на сверхсильные или длительные раздражения, которая предохраняет от истощения и гибели клеточные структуры.

К активной, или условной, разновидности торможения им отнесены:

а) дифференцировочное, б) запаздывающее  и   в) угасательное.

Пассивное торможение свойственно всей нервной системе, а активные или условные его формы — только коре большого мозга. Они представляют собой процессы, которые развиваются в онтогенезе и определяют возможности тончайшего анализа и синтеза всех внешних и внутренних раздражителей.

Всякая новая условная связь возникает вначале в иррадиированной, генерализованной, обобщенной форме, а в дальнейшем концентрируется преимущественно в строго определенной динамической структуре.

Вокруг «пунктов» возбуждения и торможения в коре большого мозга возникают состояния с обратным знаком, т. е. явления одновременной положительной или отрицательной индукции. Кроме того, возбуждение и торможение в самих этих пунктах в дальнейшем сменяются состояниями обратного знака (механизм последовательной индукции).

Интенсивность процессов иррадиации и индукции находится в обратно пропорциональной зависимости: чем сильнее процессы иррадиации в коре, тем слабее индукция и наоборот.

Как видно из сказанного, в основе корковой деятельности лежат процессы возбуждения и торможения, их движение (иррадиация и концентрация) и взаимодействие (индукция).

У человека в связи с развитием в ходе общения с другими людьми общественно-трудовой деятельности — речи появляется «чрезвычайная надбавка» в деятельности коры. Помимо реакций на непосредственные воздействия, обеспечиваемых у него, как и у животных, первой сигнальной системой, человека отличает способность символических (речево-письменных) реакций как на непосредственные, так и на опосредованные воздействия. В связи с этим более древние формы сигнализации — оптико-жестикуляторные сменяются словеснымиакустико-вербальными.

И. П. Павлов обращал внимание на то, что все закономерности первой сигнальной системы свойственны и деятельности второй, что обе сигнальные системы формируются на основе безусловнорефлекторной деятельности и, подвергаясь ее влияниям, в то же время соподчиняют ее себе. Соотношения между второй сигнальной системой и первой в основном те же, что и между первой и системой безусловнорефлекторной деятельности.

В целостной работе коры большого мозга существуют индивидуальные различия, выражающиеся в неодинаковых соотношениях между силой, уравновешенностью и подвижностью основных нервных процессов. Являясь результатом как врожденных, так и приобретенных влияний, эти индивидуальные различия были сведены И.П.Павловым в четыре основных типа высшей нервной деятельности, к которым ближе всего стоят, по его мнению, темпераменты, выделенные Гиппократом и Галеном (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический).

Применительно к человеку многообразие индивидуальных различий обеспечивают не только эти общие для человека и животных (общебиологические), но и специфически-человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный — при преобладании второй, художественный — при преобладании первой сигнальной системы и смешанный — при относительно одинаковом развитии той и другой (табл. 1).

 

Таблица 1 Общебиологические типы высшей нервной деятельности

 

Все богатство содержания стройного учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности невозможно охватить в кратком очерке. Однако приведенные основные положения раскрывают принципиально новый подход к изучению механизмов мозговой деятельности.

В творческом развитии физиологического учения И.П.Павлова, чрезвычайно богатом новыми фактами, применительно к пониманию основных закономерностей медицинской психологии, особенно важны два направления.

Исследования К.М.Быкова (1886—959) с сотрудниками заложили основы для понимания физиологических закономерностей кортико-висцеральных и висцерокортикальных взаимовлияний. В результате факт психосоматических и соматопсихических воздействий не только получил объективное, строго научное подтверждение, но при этом было убедительно показано, что эти воздействия строятся по тем же закономерностям рефлекторной и условнорефлекторной деятельности, что и вся нервно-психическая деятельность. Были раскрыты основные закономерные тенденции в механизмах такого взаимодействия.

Второе, весьма существенное положение явилось результатом оригинальных творческих исследований ученика И.П.Павлова П.К.Анохина (1898—974). В сформулированной им концепции физиологической архитектуры условного рефлекса были выделены четыре последовательные стадии его конструирования, каждая их которых отличается различием объема связей между условным раздражителем и физиологическими системами головного мозга. П.К.Анохин выделяет: 1) стадию афферентного1 синтеза, в формировании которой принимают участие как специфические, так и неспецифические механизмы; 2) стадию формирования акцептора действия, который определяется как сложная система возбуждения, формирующаяся в коре большого мозга на основании накопленного ранее опыта; 3) стадию формирования аффекторного аппарата и, наконец, 4) стадию обратной афферентации. Последняя раскрывает обратную связь в сложной системе условного рефлекса. Так, положения И.М.Сеченова (1863) о том, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами и что понятие человеческого организма неизменно включает в себя окружающую его среду, к нашему времени получили глубокую научную разработку в физиологии высшей нервной деятельности — учении, созданном в первую очередь русскими и советскими физиологами. Трактовка же закономерностей психической деятельности и по настоящее время остается весьма пестрой. Одним из оснований тому служат методологические взгляды исследователя.

_________________

1 Афферентный – от лат.  afferens – приносящий, приводящий.

 

(Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.

– 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Медицина, 1984. – С. 21–29.)

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player