Вернуться на главную страницу
О журнале
Научно-редакционный совет
Приглашение к публикациям
Предыдущие
выпуски
журнала
2011 в„– 6(11)
2011 в„– 5(10)
2011 в„– 4(9)
2011 в„– 3(8)
2011 в„– 2(7)
2011 в„– 1(6)
2010 в„– 4(5)
2010 в„– 3(4)
2010 в„– 2(3)
2010 в„– 1(2)
2009 в„– 1(1)

СПОРЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ
О ВОСПИТАНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА
В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
(рецензия на книгу Ф.С. Сафуанова, Н.К. Харитоновой, О.А. Русаковской
«Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка» – М.: Генезис, 2011)

Никольская И.М. (Санкт-Петербург)

 

 

Никольская Ирина Михайловна

–  член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

–  доктор психологических наук, профессор. Профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова. Медицинский психолог высшей категории.

E-mail: nikolskaya_mapo@inbox.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Впервые я познакомилась с исследованиями сотрудников Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, касающимися психолого-психиатрических проблем судебных споров между родителями о воспитании и определении места жительства ребенка в 2009 году в г. Кирове, на IV Международном конгрессе «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». На секции «Современные психосоциальные проблемы ребенка и семьи», где я была ведущей, от коллектива авторов с докладом о детях, как предмете судебного спора между родителями, выступила научный сотрудник отдела судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе Ольга Алексеевна Русаковская [2]. Ее доклад, освещавший результаты проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) детей и, в ряде случаев, – их родителей, вызвал живой интерес и многочисленные вопросы участников конгресса. Некоторые специалисты имели свой опыт участия во все более востребованных в нашей стране консультациях, судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертизах по данной теме. Другие были знакомы со спорами о воспитании и определении места жительства ребенка, происходившими между «известными всем» родителями. Их судебные процессы и споры детально и эмоционально освещались в средствах массовой информации, привлекая большое общественное внимание.

На многие вопросы, озвученные на той секции участниками конгресса, сегодня отвечает монография В.С. Сафуанова, Н.К. Харитоновой и О.А. Русаковской «Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка», опубликованная издательством «Генезис» (См. раздел НОВЫЕ КНИГИ информационного портала «Медицинская психология»). Авторы определяют свою работу, как первый отечественный опыт обобщения мировой практики и данных собственных исследований в области комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) по гражданским делам, связанным со спорами между родителями о воспитании детей, месте их жительства или порядке встреч с ними отдельно проживающего родителя.

В монографии акцентировано, что ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие «интересы ребенка». Одновременно, учитывая необходимость осуществления законных прав и интересов ребенка, законодатель должен учитывать интересы матери и интересы отца. Суд берет под защиту совпадающие интересы и ребенка, и одной из спорных сторон, что заставляет его анализировать не только материальные и бытовые условия, но и внутренние мотивы поведения и особенности личных отношений родителей друг к другу и ребенку.

В обширном литературном обзоре, обобщающем зарубежные литературные источники, показано, что, например, в США суд при принятии решения об опеке над ребенком учитывает два ведущих фактора: предпочтения ребенка и рекомендации экспертов (решение суда соответствует их рекомендациям в 85% случаев). С точки зрения большинства судов, ведущая цель экспертизы – установление «наилучших интересов ребенка», которые рассматриваются с двух точек зрения: детско-родительских взаимоотношений и качества воспитательных планов каждого из родителей. Центральный вопрос экспертизы – оценка степени привязанности между родителями и ребенком. Отдельный вопрос – выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить. Вместе с тем суд может посчитать, что выбор ребенка неудачен и не отвечает его желаниям.

С учетом наилучших интересов ребенка, эксперт должен составить свое мнение о состоянии его психического и соматического здоровья, связанных с ним нуждах, образовательных потребностях ребенка и образовательных планах его родителей с акцентом на их соответствие. Эксперт также должен определить, каковы этические, духовные и религиозные ценности каждого из родителей и как они могут повлиять на ребенка. Может даже потребоваться оценка того, насколько соответствует интересам ребенка график работы родителя, его финансовые возможности.

Следует также учитывать социальную поддержку окружения – бабушек и дедушек, других членов семьи, собственные социальные связи ребенка. Нужно сделать прогноз, как повлияет на ребенка сохранение или смена этого поддерживающего окружения. Охарактеризовать отношения между сиблингами, поскольку в период развода и спора сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную поддержку, и потому судами редко принимается решение о их разделении.

В работах зарубежных исследователей также установлено, что качество детско-родительских отношений с родителем, с которым проживает ребенок после развода, – важнейший предиктор его адаптации к психотравмирующему изменению семейной ситуации. Проживание с компетентным, адекватным родителем – главный защитный фактор, обеспечивающий адаптацию ребенка. При этом частые контакты с родителем, проживающим отдельно, не всегда позитивны для ребенка. Они зависят от близости их отношений до развода, материнской и отцовской адаптации, выраженности родительского конфликта и ряда других факторов. От частых контактов с отдельно проживающим родителем обычно выигрывают те дети, у которых с ним до развода были хорошие отношения.

Выводом литературного обзора является констатация противоречивости результатов, полученных в различных эмпирических исследованиях, касающихся одних и тех же вопросов. Это показывает, насколько сложной и трудоемкой должна быть работа, особенно прогностическая, с данным контингентом семей.

Согласно отечественному алгоритму, разработанному В.С. Сафуановым, Н.К. Харитоновой, Н.К. Вострокнутовым, основным экспертным понятием КСППЭ по семейным спорам является диагностика возможного негативного влияния психического состояния и индивидуально-психологических особенностей кого-либо из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка.

Таким образом, главный критерий – не выяснение того, что будет в наибольшей степени обеспечивать благополучие, а установление признаков неблагополучия.

Косвенно объясняя выбор диагностики возможного негативного влияния в качестве основного экспертного понятия, авторы книги цитируют австрийского психоаналитика Г. Фигдора, писавшего, что в некоторых случаях уже с самого начала ясно, что именно в данном случае противоречит благополучию ребенка. И это, прежде всего тогда, когда применение психопатологических критериев настойчиво выступает против одного из альтернативных решений. В отличие от этого, позитивное решение часто вызывает принципиальную трудность в определении того, что именно лучше будет способствовать «благополучию» ребенка [3].

На основании анализа 90 конкретных экспертных случаев авторами монографии определены типовые ситуации в семейных спорах по данным вопросам, при которых судом была назначена КСППЭ. Наиболее частые из них следующие.

•   Истец считал, что по сравнению с другим родителем, он может обеспечить ребенку лучшие условия для развития (22,2%).

•   Ребенок после развода проживал с отцом вопреки желанию и без согласия истца-матери (16,9%).

•   Родитель, с которым проживал ребенок, по мнению истца, страдал психическим расстройством, вследствие чего проживание с ним могло негативно сказаться на психическом состоянии и развитии ребенка (16,9%).

•   Ответчик считал, что проживающий отдельно родитель страдает психическим расстройством, и общение с ним представляет для ребенка опасность (8,99%).

•   Ответчик считал, что вследствие общения с истцом у ребенка ухудшается психическое состояние, что негативно сказывается на его здоровье (6,7%).

•   Истец, в период совместного или раздельного проживания совершал действия, которые непосредственно привели к ухудшению психического состояния ребенка, вследствие чего ребенок стал испытывать страх перед отдельно проживающим родителем. Ответчик считал, что общение ребенка с родителем, проживающим отдельно, негативно скажется на его психическом состоянии (6,4%).

Проанализировав степень выраженность конфликта между родителями, авторы показывают, что многие из этих ситуаций являются высококонфликтными, когда при неспособности достичь соглашения о месте жительства детей и порядке их общения с родителем, проживающим отдельно, дети оказываются в психологически сложной ситуации. Это само по себе повышает риск нарушений их психического здоровья и личностного развития. К сожалению, при высококонфликтных разводах родители неспособны сфокусироваться на нуждах детей и отстраниться от своих собственных проблем. Отмечено, что именно для высокого уровня конфликта характерно привлечение к процессу внимания и помощи правовых или общественных организаций, средств массовой информации, что еще более повышает накал страстей.

В монографии указано, что данную ситуацию также усугубляет сама юридическая система с ее подходом к разжиганию конфликта, по своей сути чуждая для семьи и интересов ребенка. Для иллюстрации этого положения приводится выдержка из книги В.П. Никонова «Спор о ребенке», которая была издана в Санкт-Петербурге 100 лет назад и по сей день не утратила своей актуальности: «Суд, привыкший иметь дело с формальными засвидетельствованиями прав и отношениями число вещественного характера, путается и приходит в смущение, когда перед ним предстает семейная жизнь с ее горестями и требованиями, совершенно далекими от какого-то юридического формализма. Суд действует в таких делах с неловкостью и неуверенностью близорукого че6ловека» [1].

Представляя собственный анализ социально-психологических особенностей семейного конфликта, характерного для разводов, сопровождающихся судебным спором о порядке воспитания детей, в качестве одной из них авторы показывают роль суда в его разжигании. Они считают, что суд способствует разжиганию конфликта как своими решениями, так и самим судебным процессом. Он является для участников источником морального давления, особенно с учетом того, что они эмоционально подавлены, находятся в стрессовой ситуации и их самооценка зависит от окружающих. Сбор каждой из сторон доказательств вынуждает выносить на обсуждение интимные подробности семейной жизни, предоставить негативные сведения о другом супруге, обсуждать в ходе разбирательства имевшиеся в прошлом семейные инциденты, вырванные из контекста семейной истории. Руководствуясь рекомендациями адвокатов, родители избегают общения друг с другом, фиксируют телефонные разговоры и пр. Не только родители, но и адвокаты, представляющие их интересы, свидетели, сотрудники органов опеки и попечительства, судьи, эксперты оказываются вовлеченными в конфликт. Они имеют огромную силу влиять на разжигание или уменьшение конфликта в ходе спора и должны осознавать эту ответственность.

И здесь основная прогностическая задача КСППЭ – диагностика возможного негативного влияния психического состояния (если есть психические расстройства или недостатки), индивидуально-психологических особенностей отца (матери, другого фактического воспитателя) семейного конфликта, на психическое состояние и особенности психического развития ребенка тоже может усугубить данный конфликт…

В монографии подчеркнуто, что только успешный эксперт может объединить психологию и законодательство на службе ребенка.

У меня, как практикующего психолога, большой интерес вызвало описание психологических методов (клинико-психологического и экспериментально-психологического), которые авторы используют в практике КСППЭ.

Первый из них, клинико-психологический, включает психологический анализ материалов гражданского дела, направленную беседу и наблюдение: за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игрой ребенка, за совместной деятельностью ребенка с родителем.

В экпериментально-психологическом исследовании родителей применяются патопсихологические методики («10 слов», «Пиктограмма», «Отсчитывание от 10 по 7», «Отсчитывание от 200 по 13», «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Понимание переносного смысла метафор и пословиц»), опросник Р. Кеттелла, методика многостороннего исследования личности ММИЛ, опросник «Анализ семейных взаимоотношений».

В экспериментально-психологическом исследовании детей – многочисленные методики исследования познавательных процессов и проективные методики, направленные на изучение характера детско-родительских отношений (Тематический апперцептивный тест, Цветовой тест отношений, методика Р. Жиля, «Незаконченные предложения», рисунок человека, рисунок семьи, рисуночная методика «Два дома», тест детской апперцепции и др.).

Подчеркнуто, что патопсихологическое исследование ребенка имеет решающее значение для оценки уровня его психического развития и таких индивидуально-психологических особенностей, как внушаемость, подчиняемость, повышенная зависимость от мнения значимых взрослых. Это особенно важно в тех случаях, когда следует установить негативный факт психологическое индуцирования. Он состоит в отражении ребенком мнения значимых взрослых вплоть до случаев активного настраивания взрослым ребенка против отдельно проживающего родителя.

Авторы акцентируют, что негативное и конфликтное отношение ребенка к отдельно проживающему родителю может быть взаимосвязано именно с психологическим индуцированием, а не только с негативным опытом взаимодействия с данным родителем в предразводный период (в котором у 27 из исследованных ими детей вообще отсутствовал опыт позитивно окрашенного взаимодействия с данным родителем).

Экспериментально-психологический метод исследования, с обязательным использованием проективных методик, определен как наиболее достоверный способ выявления характера отношений ребенка к каждому из родителей. Указано, что именно проективные методики позволяют определить, соответствует ли высказываемый ребенком в беседе, проявляющийся в его общении с родителем характер детско-родительских взаимоотношений (как положительный, так и отрицательный) действительности, или нет. И такое соответствие-несоответствие существенно для вынесения судебного решения.

Еще один важный раздел монографии касается того, насколько суд должен прислушиваться к мнению ребенка старше 10 лет, который озвучивает, что он предпочитает жить с определенным родителем. Указано, что у ребенка такого возраста для принятия решения может быть мало жизненного опыта, личностной зрелости, сформированного самосознания, дети могут находиться под влиянием установок взрослых. Важная задача экспертизы в таком случае – оценить уровень возрастного психического развития ребенка, его нарушения, выявить признаки повышенной внушаемости, эмоциональной зависимости от одного из родителей. Авторы считают, что в случае установления факта психологического индуцирования вывод о способности ребенка к самостоятельному решению не может быть положительным даже при констатации соответствия уровня интеллектуального развития ребенка его возрасту.

Саму ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения авторы рассматривают как аномальную, создающую значительный риск нарушения психического развития ребенка. По их мнению, при установлении факта психологического индуцирования оставление ребенка с родителем-индуктором может противоречить его истинным интересам. В то же время они считают очевидным, что передача ребенка на воспитание родителю, которого он в данный момент отвергает, может оказать на него серьезное психотравмирующее воздействие. В результате констатируется, что в настоящее время в рамках экспертизы спрогнозировать вероятность и степень ухудшения психического состояния ребенка в такой ситуации возможным не представляется.

После знакомства с рецензируемой монографией я в полной мере осознала, насколько сложной и противоречивой является деятельность психологов и психиатров при проведении психолого-психиатрической экспертизы по судебным спорам между родителями о воспитании, определении места жительства ребенка и порядка его общения с отдельно проживающим родителем. Какого высокого уровня профессионального мастерства, личностной зрелости и нравственных качеств от специалиста эта деятельность требует. Спорные вопросы, постоянно возникающие в контексте осуществления экспертизы, требуют пристального внимания и обсуждения широким кругом специалистов в области клинической и юридической психологии в экспертной практике.

 

    Литература

  1. Никонов Б.П. Спор о ребенке. Закон и судебная практика по вопросу об отбирании родителями своих детей от посторонних лиц. – СПб., 1911.
  2. Сафуанов Ф.С., Харитонова Н.К., Русаковская О.А. Дети как предмет судебных споров между родителями // Материалы IV Международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». (22-24 сентября 2009 г.) / Под ред. А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. – Киров, 2009 – С. 151-152.
  3. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. – Пер. Видра Д. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 372 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Никольская И.М. Споры между родителями о воспитании и определении места жительства ребенка в контексте комплексной психолого-психиатрической экспертизы (рецензия на книгу Ф.С. Сафуанова, Н.К. Харитоновой, О.А. Русаковской «Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка» – М.: Генезис, 2011). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

В начало страницы В начало страницы
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player