НИКОЛЬСКАЯ Ирина Михайловна
nikolskaya_mapo@inbox.ru
Профессор кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии
Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования
(зав. кафедрой – проф. Э.Г. Эйдемиллер). Доктор психологических наук
(специальность 19.00.04 – медицинская психология), профессор. Медицинский
психолог высшей категории.
Основная сфера научных интересов: общая психология, медицинская психология,
психологическое и семейное консультирование, арт-терапия, кризисное консультирование
и психотерапия. Автор более 170 печатных работ.
Соавтор первой в России монографии, посвященной изучению психологической защиты и
совладающего поведения у детей.
Автор метода серийных рисунков и рассказов – оригинальной арт-терапевтической
технологии, предназначенной для диагностики и коррекции внутреннего мира.
В настоящее время работает над созданием теоретического и эмпирического обоснования
нового раздела медицинской (клинической) психологии – «клиническая психология
семьи»; теоретическим обоснованием подхода к психологической реабилитации лиц
с посттравматическими стрессовыми расстройствами с опорой на представления об уровнях
защитной системы человека.
Мировоззрение: психодинамический, системный и нарративный подходы.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Родилась в г. Вильнюсе, где в 1972 г. закончила 8 среднюю школу. В 1972-1977 г.г.
училась на факультете психологии Ленгосуниверситета (специализация – медицинская
психология). Со второго курса участвовала в изучении психологических эффектов диагностических
и лечебных электростимуляций глубоких структур мозга у больных эпилепсией. По итогам
защитила дипломную работу «О роли глубоких структур мозга в механизмах памяти»
(научный руководитель – доцент Г.В. Калягина).
В 1978-1990 г.г. работала ст. лаборантом, младшим научным сотрудником, научным
сотрудником в отделе нейрофизиологии человека НИИ экспериментальной медицины АМН СССР,
возглавляемом академиком Н.П. Бехтеревой. Осуществляла нейропсихологическое и
электроэнцефалографическое исследование больных в клинике нейрохирургии Военно-медицинской
академии (нач. кафедры нейрохирургии – проф. В.А. Хилько). Участвовала в клинической
апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью
метода электростимуляций. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию:
«Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у
больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном
периодах» (научный руководитель – проф. А.Н. Шандурина).
С 1989 г. совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных
образовательных учреждениях – от начальной школы до поствузовского образования.
Совместно с д.п.н. Г.Л. Бардиер разработала новые технологии и методы диагностики,
развития и коррекции личности ребенка на уроках психологии в школе.
В 2001 г. защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика,
коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников»
(научные консультанты – проф. Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер).
В Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования работает
с декабря 2000 года в должности доцента, затем профессора. Член Ученого совета
педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни»
СПбМАПО. Член Диссертационного совета Д 212.199.25 в Российском государственном педагогическом
университете им. А.И. Герцена. Член Санкт-Петербургского отделения Российского
психологического общества и Ассоциации детских психиатров и психологов. Член редколлегии
журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков».
В качестве научного руководителя подготовила 5 кандидатов наук.
С 2005 г. сотрудничает с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). В 2007-2010 гг. совместно с
доцентом И.В. Добряковым участвовала в проведении серии тренингов «Консультирование
по травме» и «Консультирование в школе» для психологов Чеченской Республики.
Основные публикации:
а) учебно-методические работы:
- Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов.
Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве
учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей –
СПб.: Изд. Речь, (2003, 2005, 2006). (совместно с Э.Г. Эйдемиллером и И.В. Добряковым).
- Детская психиатрия. Учебник. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому
образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского
профессионального образования врачей. – СПб.: Питер, 2005. (совместно с
Э.Г. Эйдемиллером, И.В. Добряковым., Н.В. Александровой и др.)
- Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением // Немедикаментозная
терапия. Руководство для врачей – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т.1. –
С.149-232 (совместно с Э.Г. Эйдемиллером, Н.А. Беляковым).
- Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей
и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 2009.
- Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и
психологов. – СПб.: Речь, 2010 (совместно с В.В. Пушиной).
б) научные работы:
- Уроки психологии в начальной школе. – Рига: ПЦ «Эксперимент»,
1998; СПб.: Речь, 2004 (совместно с Г.Л. Бардиер).
- Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. –
СПб. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998, СПб.: Речь, 2005 (совместно
с Г.Л. Бардиер).
- Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2000, 2006, 2010 (совместно с
Р.М. Грановской).
- Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков.
Научно-практический журнал. – 2005. – № 2. – 2005. –
С. 7-11.
- Совладающее поведение в защитной системе человека // Совладающее поведение: Современное
состояние и перспективы. М.: Изд. «Институт психологии РАН». – 2008. –
С. 113-137.
- Особенности личности и психофизического состояния врачей в контексте их взаимодействия
с пациентами // Практическая медицина. Научно-практический рецензируемый журнал. Психиатрия.
Неврология. – 2009. – № 6 (38). – С. 51-56 (совместно с И.Ю.
Маргошиной).
- Краткосрочная кризисная психотерапия детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами
в рамках модели реабилитации «Добрякова-Никольской» // Журнал Неврологии и
психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009 – Т. 109. – № 12. –
С. 29-33 (совместно с И.В. Добряковым).
- Уровни защитной системы человека в контексте оказания психологической помощи // Психология
совладающего поведения: материалы II Международной научно-практической
конференции, Кострома, 23-25 сент. 2010 г. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,
2010. – С. 102-104 (совместно с И.В. Добряковым).
|